Символично, что форум начался с подписания соглашения Мособлархитектуры с МАрхИ, что означает, что область подходит к проблеме качественного уровня проектных решений комплексно, делая в том числе ставку на свежую кровь. В церемонии приняли участие главный архитектор Московской области Александра Кузьмина и ректор Архитектурного института, президент РААСН Дмитрий Швидковский. Александра Кузьмина отметила, что соглашение открывает для студентов возможности стажировки на этапе поиска ими отраслевой специализации, предлагая выпускникам работать на конкретных участках Московской области. Главный архитектор рассчитывает, что вместе с молодыми специалистами в область придут и новые идеи, необходимые для ее благополучного развития.
Проектировщиков призвали к самоконтролю
Ставка на большую просветительскую работу с проектным сообществом – это ключевая особенность стратегии, которую выбрала Московская область для решения краеугольной задачи повышения проектного уровня. Она ведется на всех доступных площадках, начиная от памяток и чек-листов в соответствующем разделе портала Мособлархитектуры, которые призваны облегчить архитекторам подготовку документации и облечь свои идеи в корректную форму, и заканчивая еженедельными рассмотрениями рабочей группы Архитектурной комиссии, где каждый проект ОКС в области корректируется в ручном режиме.
Нынешний форум не стал исключением и начался с блока разбора системных ошибок при подготовке ППТ объектов жилого и нежилого назначения. Александра Кузьмина призвала проектировщиков обратиться к фундаментальному понятию ЭПС – элемента планировочной структуры – и работать с ним правильно, поскольку от корректного определения ЭПС (в соответствии с постановлением Минстроя 2017 г. к ним относятся кварталы, микрорайоны, территории ТПУ, линейных объектов, УДС и проч.) в конечном счете зависит транспортная связанность, доступность, грамотное функциональное зонирование и раскрытие градпотенциала территорий.
На уровне проектов конкретных ОКС, с целью сокращения количества ошибок при подготовке документации для получения свидетельств АГО, Мособлархитектура в этом году приняла новый, упрощенный регламент, где из 12 осталось всего 6 документов, которые нужно загружать в базу для получения госуслуги. При замене материалов на эквивалентные или отклонении ТЭПов не более чем на 5 % изменения в свидетельство теперь и вовсе вносить не нужно. Так, из перечня были исключены пояснительная записка, фотофиксация, схемы разверток фасадов и разрезы. Это, впрочем, не говорит о том, что проект теперь проверяется менее пристально. Просто комитет снял с себя часть работы по нормоконтролю, предоставив проектировщикам контролировать себя самостоятельно.
Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области
«Мы больше не являемся фильтром по отслеживанию соблюдения федерального законодательства – раньше брали на себя эту огромную дополнительную работу. Мы исключили любое дублирование с экспертизой, смотрим только то, что является спецификой нашего региона. Таким образом повышается ответственность архитектора за качество проектных решений.
Мы настоятельно рекомендуем вспомнить о том, что в проектной деятельности существует такое понятие, как нормоконтроль внутри проектной работы. Если эту практику не вернуть, вы будете сталкиваться с тем, что пройдя АГО и внося изменения на стадии экспертизы, вам придется возвращаться за получением нового свидетельства».
Мы настоятельно рекомендуем вспомнить о том, что в проектной деятельности существует такое понятие, как нормоконтроль внутри проектной работы. Если эту практику не вернуть, вы будете сталкиваться с тем, что пройдя АГО и внося изменения на стадии экспертизы, вам придется возвращаться за получением нового свидетельства».
Большинство отказов в услуге АГО (порядка 70% всех отказов) по-прежнему связаны с несоблюдением в проектах региональных нормативов благоустройства, – напомнили в Мособлархитектуре. Встречаются ошибки и в несовпадении планов и фасадов, и в обеспечении доступности МГН и др. Александра Кузьмина призвала проектировщиков к самоконтролю и напомнила, что строить можно только в соответствии с АГО, согласовать в комитете самострой – не получится.
Сценарии для территорий
Поскольку Московская область объединяет очень разные территории в рамках субъекта, для нее невозможен какой-то единственно верный сценарий градостроительного развития. Тут проектировщикам можно посоветовать лишь повышать собственные компетенции и, работая со множеством условий и обременений земельных участков, не забывать о главном – самой жилой среде, уровень которой определяется уже на самых ранних этапах проектирования. Традиционный блок выступлений с лучшими практиками на форуме специально был собран из кейсов, относящихся к разным этапам подготовки документации, чтобы показать и архитекторам, и застройщикам, как стоило бы подходить к развитию территории с самого начала, когда идет проработка идей и концепций.Одним из предпочтительных вариантов для области является проведение застройщиком творческого архитектурного конкурса, пример такого подхода – «Аэросити», проект развития территории в округе Химки, вблизи аэропорта Шереметьево, которым занимается мастерская Станислава Кулиша по заказу корпорации АЭОН. Конкурс, по словам застройщика, в данном случае был сознательным шагом по поиску наилучшего решения для данного участка ввиду огромного количества сложных вводных. Работа мастерской Кулиша – в этом отношении виртуозная, считает застройщик.
На нынешнем этапе в проекте как раз сформированы ЭПСы – жилье, блоки социального и сервисного обслуживания территории, транспортные связи. Проект демонстрирует, «как делать ЭПСы правильно»: в нем продумано соединение жилого квартала с проектируемой станцией легкорельсового транспорта, сохранение лесопарковой территории и включение ее в рекреационный каркас, формирование блока light industrial – формат сейчас считается используется как альтернатива закрытым промзонам и представляет собой логистический комплекс в сочетании с жилым пространством, где промышленные и складские функции соседствуют с ремесленными и с вполне комфортной жилой средой. В отдельный ЭПС выделен офисный блок с гостиницами, медицинскими и сервисными функциями. Дано предложение по распределению объемов, этажности, формированию внутриквартальных связей, обеспечивающих пешеходную доступность инфраструктуры и композиционные акценты, как, например, Солнечные врата – задуманные архитекторами как высотная доминанта в районе платного дублера Ленинградки.
Следующий кейс коснулся насущного для области вопроса работы с историческими объектами и территориями. Это Наро-Фоминск, где вот уже десять лет благополучно идет процесс ревитализации исторического центра. Пример не совсем типичен, поскольку реализуется, по словам Александры Кузьминой, «полуволонтерским способом», полностью за счет внебюджетных средств, но показывает ту планку качества, к которой нужно стремиться.
В центре Наро-Фоминска располагается исторический шелкопрядильный комбинат, до недавнего времени эта заброшенная промзона разделяла пять городских районов и была «слепым пятном» на карте города. В 2014 году администрация приняла стратегию пространственного развития исторического центра, поставив задачу превратить фабрику из барьера – в связующее звено цепи районов, а разделяющую их долину реки Нара – в природно-рекреационный каркас с сетью пешеходных маршрутов.
Первый этап преобразований уже завершен, за 2014–2022 годы в Наро-Фоминске появились благоустроенная набережная с велодорожками, построены современный офисный и жилой комплексы, фермерский рынок. На нынешнем этапе планируется приступить к ревитализации собственно территории фабрики, где планируется культурный кластер и большая пешеходная зона между историческими корпусами.
Напротив, на другом берегу Нары, располагается территория, предназначенная для реновации в рамках КРТ. Для нее архитектурная группа DNK разработала концепцию комплексной жилой застройки. Собственно, ревитализация центра и позволила создать точку роста, и в отличие от других городов «срединного пояса», Наро-Фоминск теперь отличает привлекательное качество среды и экономики.
Главная ценность территории, с которой сейчас работают архитекторы DNK ag – сама река Нара и возможность прямого контакта с водой, на этом и построена логика организации жилой среды. Плотная квартальная застройка понижается к воде, отступая благоустроенной набережной с пирсами, кафе и пляжем, и объединяет несколько типов жилья – от «городских вилл» до 14-этажных современных башен. Проект без преувеличения украсит город, если будет реализован – в ближайшее время территорию выставят на аукцион.
Жилье: новая парадигма
Среди сценариев для подмосковных территорий все чаще встречаются гибридные форматы, характерные для современной постиндустриальной экономики. Уже упомянутый light industrial, объединяющий производство и жилье – не единственный. Для области важно развитие туризма, поскольку он, раскрывая экономический потенциал, не вредит самобытности территорий и даже, по понятным причинам, делает основную ставку на нее. Архитектор Юрий Виссарионов продемонстрировал на примере агротуристического комплекса в Раменском городском округе возможности сочетания фермерских хозяйств, малоформатного жилья и event-пространств.
Комплекс занимает участок порядка 20 га в районе деревни Антоново, неподалеку от знаменитой Гжели, и основан на идее бережного отношения к природе. В его составе: база отдыха, сеть рекреационных маршрутов, площадки для мероприятий, всесезонный спорт, арт-объекты, а также фермерское хозяйство, активно вовлеченное в туристическую деятельность.
Другой гостиничный комплекс, спроектированный Игорем Лозинским рядом с городом Вереей, решен в виде длинной дуги здания, которое, в основном, скрыто в ландшафте, но выбрасывает в сторону реки три корпуса, которые сам автор сравнивает с головами Змея Горыныча. Проект интегрирован в рельеф и использует его природные особенности, не выравнивая и не террасируя склон искусственно. В этом он родственен следующему примеру.
Именно благодаря рельефу автору проекта жилого комплекса на реке Синичке в Красногорске Сергею Савчуку удалось добиться невозможного: «вписаться» в предельно возможные для данного участка ТЭПы. Такие случаи, когда виртуальный метр есть, а физических способов его реализовать нет – в Московской области не редкость, отметила Александра Кузьмина; в этой ситуации обычно говорят, что градпотенциал является предельным и может быть скорректирован на последующих стадиях. Но в данном случае это не понадобилось: используя перепад в несколько метров, архитектор разместил жилые дома на трехуровневом подземном паркинге, встроив здание в довольно высокий берег и оставив место для прибрежной рекреационной зоны.
Разговор о том, как меняются сценарии организации жилой среды в Подмосковье, был бы неполным без рассказа о кластерах индивидуального жилого строительства, нового формата застройки, сочетающего в себе преимущества загородной жизни с городским комфортом. Кластеры ИЖС и МЖС (малоэтажного жилого строительства) будут обеспечены объектами социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, рабочими местами, благоустроенными общественными территориями. Другая характерная черта – единство архитектурной концепции: строительство домов идет на земельных участках от 5 соток «под ключ».
По словам Дмитрия Гриднева, замдиректора НИиПИ ИГСП, площадь таких кластеров должна быть не меньше 100 га, иначе они не целесообразны экономически, только в этом случае инфраструктура будет востребована, а образовательные учреждения будут достаточно крупными, чтобы рассчитывать на квалифицированных педагогов. Первый такой объект ГК «Самолет» планирует построить в Дмитрове по проекту АБ ГРАН, следующими могут стать проекты в Пушкино, Наро-Фоминске и Истре.
Подробнее о перечисленных проектах читайте в ближайшем материале Архи.ру.
Запись трансляции доступна здесь: