Сценарии для Московской области

Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.

mainImg
Среди регионов РФ Московская область, как известно, лидирует в плане развития градостроительного законодательства. Подмосковье первым утвердило необходимые нормативно-правовые акты в рамках реализации закона о КРТ, стандарты качества многоквартирной жилой застройки и новые РНГП. Отдавая много сил на то, чтобы повысить качество граддокументации, в области справедливо полагают, что от этого в конечном счете зависит и уровень создаваемой среды. По этой причине в Мособлархитектуре не устают снабжать проектировщиков методическими рекомендациями – прошедший 18 ноября VI Форум проектировщиков – самый масштабный ежегодный практикум (помимо других семинаров и вебинаров, которые комитет проводит для архитекторов с завидной периодичностью), где работающие в Подмосковье проектные компании могут получить актуальные сведения о действующих нормативах и стандартах, и вместе с главным архитектором Московской области провести очередную работу над ошибками. 
  • zooming
    1 / 5
    Председатель АПМО И. Машков, главный архитектор МО А. Кузьмина, председатель экспертного совета при Мособлдуме И. Шаповалов, партнер DNK К. Ходнев, архитектор С. Кулиш, генеральный директор АЕОН М. Ломтадзе
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Руководитель бюро LabVA С. Кулиш, генеральный директор АЕОН М. Ломтадзе
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Председатель экспертного совета при Мособлдуме И. Шаповалов, партнер DNK К. Ходнев
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Главный архитектор МО А. Кузьмина, руководитель «ПТАМ Виссарионова» Ю. Виссарионов
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Архитекторы И. Лозинский, С. Савчук, зам. гендиректора ЗАО «НИиПИ ИГСП» Д. Гриднев
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Символично, что форум начался с подписания соглашения Мособлархитектуры с МАрхИ, что означает, что область подходит к проблеме качественного уровня проектных решений комплексно, делая в том числе ставку на свежую кровь. В церемонии приняли участие главный архитектор Московской области Александра Кузьмина и ректор Архитектурного института, президент РААСН Дмитрий Швидковский. Александра Кузьмина отметила, что соглашение открывает для студентов возможности стажировки на этапе поиска ими отраслевой специализации, предлагая выпускникам работать на конкретных участках Московской области. Главный архитектор рассчитывает, что вместе с молодыми специалистами в область придут и новые идеи, необходимые для ее благополучного развития. 


Проектировщиков призвали к самоконтролю
Ставка на большую просветительскую работу с проектным сообществом – это ключевая особенность стратегии, которую выбрала Московская область для решения краеугольной задачи повышения проектного уровня. Она ведется на всех доступных площадках, начиная от памяток и чек-листов в соответствующем разделе портала Мособлархитектуры, которые призваны облегчить архитекторам подготовку документации и облечь свои идеи в корректную форму, и заканчивая еженедельными рассмотрениями рабочей группы Архитектурной комиссии, где каждый проект ОКС в области корректируется в ручном режиме.

Нынешний форум не стал исключением и начался с блока разбора системных ошибок при подготовке ППТ объектов жилого и нежилого назначения. Александра Кузьмина призвала проектировщиков обратиться к фундаментальному понятию ЭПС – элемента планировочной структуры – и работать с ним правильно, поскольку от корректного определения ЭПС (в соответствии с постановлением Минстроя 2017 г. к ним относятся кварталы, микрорайоны, территории ТПУ, линейных объектов, УДС и проч.) в конечном счете зависит транспортная связанность, доступность, грамотное функциональное зонирование и раскрытие градпотенциала территорий.
  • zooming
    Типичные ошибки при выделении ЭПС
    © Мособлархитектура
  • zooming
    Типичные ошибки при выделении ЭПС
    © Мособлархитектура

На уровне проектов конкретных ОКС, с целью сокращения количества ошибок при подготовке документации для получения свидетельств АГО, Мособлархитектура в этом году приняла новый, упрощенный регламент, где из 12 осталось всего 6 документов, которые нужно загружать в базу для получения госуслуги. При замене материалов на эквивалентные или отклонении ТЭПов не более чем на 5 % изменения в свидетельство теперь и вовсе вносить не нужно. Так, из перечня были исключены пояснительная записка, фотофиксация, схемы разверток фасадов и разрезы. Это, впрочем, не говорит о том, что проект теперь проверяется менее пристально. Просто комитет снял с себя часть работы по нормоконтролю, предоставив проектировщикам контролировать себя самостоятельно.
cic =

Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области

«Мы больше не являемся фильтром по отслеживанию соблюдения федерального законодательства – раньше брали на себя эту огромную дополнительную работу. Мы исключили любое дублирование с экспертизой, смотрим только то, что является спецификой нашего региона. Таким образом повышается ответственность архитектора за качество проектных решений.

Мы настоятельно рекомендуем вспомнить о том, что в проектной деятельности существует такое понятие, как нормоконтроль внутри проектной работы. Если эту практику не вернуть, вы будете сталкиваться с тем, что пройдя АГО и внося изменения на стадии экспертизы, вам придется возвращаться за получением нового свидетельства».

Большинство отказов в услуге АГО (порядка 70% всех отказов) по-прежнему связаны с несоблюдением в проектах региональных нормативов благоустройства, – напомнили в Мособлархитектуре. Встречаются ошибки и в несовпадении планов и фасадов, и в обеспечении доступности МГН и др. Александра Кузьмина призвала проектировщиков к самоконтролю и напомнила, что строить можно только в соответствии с АГО, согласовать в комитете самострой – не получится.
Сценарии для территорий
Поскольку Московская область объединяет очень разные территории в рамках субъекта, для нее невозможен какой-то единственно верный сценарий градостроительного развития. Тут проектировщикам можно посоветовать лишь повышать собственные компетенции и, работая со множеством условий и обременений земельных участков, не забывать о главном – самой жилой среде, уровень которой определяется уже на самых ранних этапах проектирования. Традиционный блок выступлений с лучшими практиками на форуме специально был собран из кейсов, относящихся к разным этапам подготовки документации, чтобы показать и архитекторам, и застройщикам, как стоило бы подходить к развитию территории с самого начала, когда идет проработка идей и концепций. 
  • zooming
    1 / 5
    Архитектурно-градостроительная концепция «Аэросити» в г.о. Химки. ТПУ и станция ЛРТ
    © «Лаборатория виртуальной архитектуры»
  • zooming
    2 / 5
    Архитектурно-градостроительная концепция «Аэросити» в г.о. Химки. Офисный блок
    © «Лаборатория виртуальной архитектуры»
  • zooming
    3 / 5
    Архитектурно-градостроительная концепция «Аэросити» в г.о. Химки
    © «Лаборатория виртуальной архитектуры»
  • zooming
    4 / 5
    Архитектурно-градостроительная концепция «Аэросити» в г.о. Химки. Солнечные врата
    © «Лаборатория виртуальной архитектуры»
  • zooming
    5 / 5
    Архитектурно-градостроительная концепция «Аэросити» в г.о. Химки. Жилой квартал
    © «Лаборатория виртуальной архитектуры»

Одним из предпочтительных вариантов для области является проведение застройщиком творческого архитектурного конкурса, пример такого подхода – «Аэросити», проект развития территории в округе Химки, вблизи аэропорта Шереметьево, которым занимается мастерская Станислава Кулиша по заказу корпорации АЭОН. Конкурс, по словам застройщика, в данном случае был сознательным шагом по поиску наилучшего решения для данного участка ввиду огромного количества сложных вводных. Работа мастерской Кулиша – в этом отношении виртуозная, считает застройщик.

На нынешнем этапе в проекте как раз сформированы ЭПСы – жилье, блоки социального и сервисного обслуживания территории, транспортные связи. Проект демонстрирует, «как делать ЭПСы правильно»: в нем продумано соединение жилого квартала с проектируемой станцией легкорельсового транспорта, сохранение лесопарковой территории и включение ее в рекреационный каркас, формирование блока light industrial – формат сейчас считается используется как альтернатива закрытым промзонам и представляет собой логистический комплекс в сочетании с жилым пространством, где промышленные и складские функции соседствуют с ремесленными и с вполне комфортной жилой средой. В отдельный ЭПС выделен офисный блок с гостиницами, медицинскими и сервисными функциями. Дано предложение по распределению объемов, этажности, формированию внутриквартальных связей, обеспечивающих пешеходную доступность инфраструктуры и композиционные акценты, как, например, Солнечные врата – задуманные архитекторами как высотная доминанта в районе платного дублера Ленинградки. 

Следующий кейс коснулся насущного для области вопроса работы с историческими объектами и территориями. Это Наро-Фоминск, где вот уже десять лет благополучно идет процесс ревитализации исторического центра. Пример не совсем типичен, поскольку реализуется, по словам Александры Кузьминой, «полуволонтерским способом», полностью за счет внебюджетных средств, но показывает ту планку качества, к которой нужно стремиться. 
  • zooming
    Стратегия пространственного развития Наро-Фоминска
  • zooming
    Стратегия пространственного развития Наро-Фоминска

В центре Наро-Фоминска располагается исторический шелкопрядильный комбинат, до недавнего времени эта заброшенная промзона разделяла пять городских районов и была «слепым пятном» на карте города. В 2014 году администрация приняла стратегию пространственного развития исторического центра, поставив задачу превратить фабрику из барьера – в связующее звено цепи районов, а разделяющую их долину реки Нара – в природно-рекреационный каркас с сетью пешеходных маршрутов.   

Первый этап преобразований уже завершен, за 2014–2022 годы в Наро-Фоминске появились благоустроенная набережная с велодорожками, построены современный офисный и жилой комплексы, фермерский рынок. На нынешнем этапе планируется приступить к ревитализации собственно территории фабрики, где планируется культурный кластер и большая пешеходная зона между историческими корпусами.

Напротив, на другом берегу Нары, располагается территория, предназначенная для реновации в рамках КРТ. Для нее архитектурная группа DNK разработала концепцию комплексной жилой застройки. Собственно, ревитализация центра и позволила создать точку роста, и в отличие от других городов «срединного пояса», Наро-Фоминск теперь отличает привлекательное качество среды и экономики.
Концепция застройки в центре Наро-Фоминска
© DNK ag

Главная ценность территории, с которой сейчас работают архитекторы DNK ag – сама река Нара и возможность прямого контакта с водой, на этом и построена логика организации жилой среды. Плотная квартальная застройка понижается к воде, отступая благоустроенной набережной с пирсами, кафе и пляжем, и объединяет несколько типов жилья – от «городских вилл» до 14-этажных современных башен. Проект без преувеличения украсит город, если будет реализован – в ближайшее время территорию выставят на аукцион.


Жилье: новая парадигма
Среди сценариев для подмосковных территорий все чаще встречаются гибридные форматы, характерные для современной постиндустриальной экономики. Уже упомянутый light industrial, объединяющий производство и жилье – не единственный. Для области важно развитие туризма, поскольку он, раскрывая экономический потенциал, не вредит самобытности территорий и даже, по понятным причинам, делает основную ставку на нее. Архитектор Юрий Виссарионов продемонстрировал на примере агротуристического комплекса в Раменском городском округе возможности сочетания фермерских хозяйств, малоформатного жилья и event-пространств. 
  • zooming
    Архитектурно-градостроительная концепция агротуристического кластера в г.о. Раменское
    © ПТАМ Виссарионова
  • zooming
    Архитектурно-градостроительная концепция агротуристического кластера в г.о. Раменское
    © ПТАМ Виссарионова

Комплекс занимает участок порядка 20 га в районе деревни Антоново, неподалеку от знаменитой Гжели, и основан на идее бережного отношения к природе. В его составе: база отдыха, сеть рекреационных маршрутов, площадки для мероприятий, всесезонный спорт, арт-объекты, а также фермерское хозяйство, активно вовлеченное в туристическую деятельность. 

Другой гостиничный комплекс, спроектированный Игорем Лозинским рядом с городом Вереей, решен в виде длинной дуги здания, которое, в основном, скрыто в ландшафте, но выбрасывает в сторону реки три корпуса, которые сам автор сравнивает с головами Змея Горыныча. Проект интегрирован в рельеф и использует его природные особенности, не выравнивая и не террасируя склон искусственно. В этом он родственен следующему примеру.  
  • zooming
    Концепция гостинично-рекреационного комплекса в г. Верея
    © Мастерская «Лозинский и партнеры»
  • zooming
    Архитектурно-планировочная концепция ЖК на реке Синичка в г.о. Красногорск
    © Савчук С.И.

Именно благодаря рельефу автору проекта жилого комплекса на реке Синичке в Красногорске Сергею Савчуку удалось добиться невозможного: «вписаться» в предельно возможные для данного участка ТЭПы. Такие случаи, когда виртуальный метр есть, а физических способов его реализовать нет – в Московской области не редкость, отметила Александра Кузьмина; в этой ситуации обычно говорят, что градпотенциал является предельным и может быть скорректирован на последующих стадиях. Но в данном случае это не понадобилось: используя перепад в несколько метров, архитектор разместил жилые дома на трехуровневом подземном паркинге, встроив здание в довольно высокий берег и оставив место для прибрежной рекреационной зоны. 

Разговор о том, как меняются сценарии организации жилой среды в Подмосковье, был бы неполным без рассказа о кластерах индивидуального жилого строительства, нового формата застройки, сочетающего в себе преимущества загородной жизни с городским комфортом. Кластеры ИЖС и МЖС (малоэтажного жилого строительства) будут обеспечены объектами социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, рабочими местами, благоустроенными общественными территориями. Другая характерная черта – единство архитектурной концепции: строительство домов идет на земельных участках от 5 соток «под ключ». 
  • zooming
    Кластер ИЖС в Дмитрове
    © АБ ГРАН / ГК «Самолет»
  • zooming
    Кластер ИЖС в Дмитрове
    © АБ ГРАН / ГК «Самолет»

По словам Дмитрия Гриднева, замдиректора НИиПИ ИГСП, площадь таких кластеров должна быть не меньше 100 га, иначе они не целесообразны экономически, только в этом случае инфраструктура будет востребована, а образовательные учреждения будут достаточно крупными, чтобы рассчитывать на квалифицированных педагогов. Первый такой объект ГК «Самолет» планирует построить в Дмитрове по проекту АБ ГРАН, следующими могут стать проекты в Пушкино, Наро-Фоминске и Истре.  

Подробнее о перечисленных проектах читайте в ближайшем материале Архи.ру.

Запись трансляции доступна здесь: 

 
  • zooming
    1 / 1
    Форум проектировщиков Московской области. 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

22 Ноября 2022

Похожие статьи
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.