Жилой комплекс «Морская Резиденция»
Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 103
Проектировщики: Архитектурное бюро «Литейная часть-91», «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова», «МПИ Дом»
Заказчик: ООО «УК «Меркури Кэпитал Траст»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Первый раз градостроительный совет рассматривал жилой комплекс на территории «Ленэкспо» в январе, отклонив проект со многими замечаниями и рекомендацией сохранить здание Давида Бурышкина. В марте его, однако, снесли, а к проектированию подключили мастерскую «Рейнберга и Шарова».
Андрей Шаров рассказал, что новый проект во многом сохранил решения, предложенные бюро «Литейная часть-91» и напомнил, что работать пришлось в рамках утвержденного ППТ и межевания. Изменилась конфигурация некоторых зданий, фасады стали спокойнее, программа общественных пространств – разнообразнее. Авторы попытались учесть замечания январского градсовета: например, более четко оформить фронт Наличной улицы, улучшить связь набережной с городом.
В проекте также появился линейный парк, ориентированный на Морской вокзал и новую доминанту – объект, сохраняющий память о здании Давида Бурышкина. Авторы предложили сразу три варианта – восстановить здание, но в усеченном варианте, поскольку у него слишком большой для нового контекста объем; сделать инсталляцию в духе Эдоардо Тресольди или голограмму.
Рецензенту Александру Кошарному новые фасады – «спокойная и выдержанная неоклассика» – понравились: «хотелось бы жить в таком, но денег, конечно, не хватит». По его мнению, подобное решение не вызовет отрицательных публикаций и эмоций.
Георгий Снежкин поприветствовал «более сдержанное рисование фасадов», при этом заметил, что «детский сад стал похож на имперскую канцелярию», в чем его многие поддержали. Архитектор отметил и более существенные недостатки проекта: «несимметричный абрис стилобата и его высота делают ширину набережной недостаточной для предполагаемого потока посетителей, а также усугубляют непроницаемую со стороны моря постановку домов, превращая их в стену. Попытка восстановить утраченное здание Бурышкина в виде обрезанной культи выглядит как насмешка, а не память места». Вячеслав Ухов, Михаил Сарри, Сергей Орешкин согласились: «выглядит косточкой погрызть», «неуклюжие попытки ответить за случившееся варварство», «немощное решение». Святослав Гайкович предложил полностью восстановить здание Бурышкина и приспособить его под детский сад.
Михаил Сарри указал на то, что западная часть композиции по-прежнему сформирована отдельно стоящими домами, которые не позволят бороться с ветрами акватории, а Вячеслав Ухов отметил, что не ушла проблема Наличной улицы, где «фронт разваливается». Юрий Земцов не понял «робких попыток изображения современного времени, когда между каннелированными пилястрами вставляются огромные витражи», а также «свободную неплотную застройку». Многие отметили, что из-за однообразных фасадов невозможно определить функцию зданий.
Владимир Григорьев посчитал, что глубинных изменений в проекте не произошло, привел в пример развитие территории Севкабель Порта и напомнил, что Васильевский остров – «сакральная, серьезная территория», при этом на одном из самых важных и парадных мест город получает «пшик». «Если не получается – надо делать конкурс, у архитекторов возникнет много идей в рамках этого межевания», – подытожил заместитель председателя Градостроительного совета.
Итог: «за» проголосовали 6 человек, «против» – 16. Рекомендовано переработать архитектурно-градостроительный облик, а также рассмотреть возможность организации архитектурного конкурса.
Подробнее о проекте ->
Дом в Мурино
Санкт-Петербург, Муринская дорога, участок 4Проектировщик: ООО «ПРОЕКС»
Заказчик: ООО «Пальмира»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Дом строится на границе Петербурга и Ленинградской области, недалеко от развязки КАД и легендарного Мурино – одного из самых плотнонаселенных среди новостроек районов. Участок представляет собой кусочек земли, зажатый между территорией трех жилых комплексов и строящейся школы на 1000 учеников, что создает ему серьезные транспортные проблемы – заезд возможен только через карман Муринской дороги.
«Проекс» запрашивают высоту в почти 80 метров, предлагая два 25-этажных корпуса, соединенных трехэтажным зданием паркинга с коммерческими помещениями на первом этаже. Квартирография представлена только студиями и однокомнатными квартирами, что, по словам авторов, повлияло на фасады, почти полностью остекленные витражами.
Рецензенту Михаилу Кондиайну пришлось «констатировать, что проект учел необходимые параметры», однако он призвал выступить с инициативой и пересмотреть нормы по студиям – при существующем минимуме в 18 м2 после вычета кухни и санузла человеку на жилье остается 7 м2, что ниже санитарной нормы.
Вопросы вызвала транспортная схема, а также сдвиг одной из башен в глубину участка, при том, что на красной линии остается корпус, затененный пластиной противоположного дома. Сергея Орешкина удивило центральное расположение паркинга, из-за которого вся дворовая территория занята проездами. Эксперты не смогли оценить необходимость запрашиваемой высоты дома, поскольку авторы не предоставили развертки и ситуационные планы.
Владимир Григорьев отметил, что «дома нарисованы неплохо», но при этом «не имеют ничего общего с программой проекта: это не жилье, а почти общежития для малоимущих. Здесь могли быть офисы, либо очень дорогие дома из дорогих материалов. А если это все-таки гетто – надо называть вещи своими именами – стоит обойтись похитрее, чтобы оно не стало язвой на теле нашего прекрасного города».
Итог: «за» проголосовали 7 человек, «против» – 15. Заказчику рекомендовано провести дополнительные предпроектные исследования и представить повторно архитектурно-градостроительный облик комплекса.
Подробнее о проекте ->