Японец на гребне современности. Присуждена 2-я Международная премия имени Якова Чернихова

На прошлой неделе в Доме архитектора объявили имена лауреатов Международной премии имени Якова Чернихова. Победителем стал японец – Дзюнья Исигами, предложивший по-модернистски простое решение дома-«ящика», потребовавшее от него в то же время немалой инженерной выдумки.

mainImg

Несмотря на свою короткую историю, Премия Чернихова – это весьма уважаемая награда, вручаемая интернациональным жюри, уровень которого, не в пример другим «международным» премиям отечественного образца, высочайший. Достаточно сказать, что председателем жюри первого издания премии в 2006 году была Заха Хадид, а сейчас это - Риккардо Скофидио; помимо него судьями были Элизабет Диллер, Макото Сей Ватанабе, Бенедетта Тальябуэ, Тотан Кузембаев и другие мастера. Механизм отбора кандидатов тут тоже не совсем обычный: номинанты не сами выдвигают себя на премию – это за них делают международные эксперты, среди которых – такие лидеры современной архитектуры, как Питер Айзенманн, Томас Лизер и Тарек Нага. 

Не иначе как «звездным» состав судей не назовешь, поэтому и уровень претендующих на награду работ должен был оказаться соответствующим. Среди их авторов, действительно, есть громкие имена: талантливейший британский архитектор молодого поколения Дэвид Аджайе и главный лауреат нынешней венецианской Биеннале американец Грег Линн. Однако о большинстве номинантов члены жюри услышали впервые, что не удивительно: премия «описывает» текущую ситуацию в новейшей архитектуре и отличает лучших из тех молодых архитекторов, которые создают что-то новое именно сейчас и прославиться еще не успели.

zooming
Проект лаурета премии им. Якова Чернихова - Дзунья Исигами
Элизабет Диллер, Андрей Чернихов и Ирина Коробьина. Фото Натальи Коряковской

Судить работы было непросто, поскольку, как заметил Макото Сей Ватанабе на пресс-конференции в Доме архитектора, делать это приходилось вне номинаций. А как судить произведения заведомо разных жанров и выбирать, например, между реализованным проектом и архитектурной утопией? Добавим к этому и весьма расплывчатые критерии оценки, которые в кураторском манифесте Элизабет Диллер и Риккардо Скофидио обозначены как поиск «новой междисциплинарной формы архитектурной деятельности», и получим довольно неожиданный результат, отчасти интуитивный, отчасти вкусовой, которому, впрочем, хочется доверять из уважения к опыту судей. Заметим, что один победитель, безусловно, не мог бы вобрать в себя все представленные жанры, поэтому его дополняют 10 финалистов, проекты которых, по словам Ватанабе, воплощают «разнообразие направлений, которые мы выбрали».

Слева: Макота Сей Ватанабе, Элизабет Диллер, Андрей Чернихов, Ирина Коробьина, Рикардо Скофидио, Георги Станишев.


Ну и кто же победитель? Им стал 34-летний японский архитектор Дзюнья Исигами, достаточно известный на родине, о чем говорит тот факт, что ему доверили оформление павильона Японии на последней венецианской Биеннале архитектуры. Члены жюри признались, что не знакомы с работами Исигами, однако именно его проект, как назвала его Элизабет Диллер, «дом-ящик», абсолютно белый - в духе «классического» модернизма, простой по форме и новаторский с точки зрения использованных технологий, был выбран из множества ярких экспериментальных работ. По словам Диллер, «в работе Исигами есть серьезное понимание и интерпретация наследия модернизма, и все же она как-то превосходит его холодную логику. В каком-то смысле ее даже нельзя целиком понять, работа на первый взгляд кажется ясной, а потом вы видите эту волшебную недосказанность». Дзюнья Исигами создал простой кубический объем с очень тонким каркасом и множеством тончайших опор. 

Его мастерство инженера можно оценить также на примере одной дизайнерской работы – это минималистский стол с очень тонкой и в тоже время вытянутой столешницей. Эта конструкция, как пояснил соотечественник автора Макото Сей Ватанабе, не прогибается за счет того, что была сделана «преднапряженной», и, как только мы кладем на нее груз, плоскость столешницы выпрямляется.
Решение жюри подтвердило непреходящую актуальность минимализма в новейшей истории архитектуры: «Следование по пути  вычитания архитектурной формы, а не ее прибавления», как описал работу Исигами Риккардо Скофидио, всегда было сопряжено с благородством и чистотой образа. Этим японский архитектор и покорил судей: как заметил Скофидио, «архитектура становится более заметной, когда из нее вычитают». 

Безусловно, жаль, что из претендовавших на премию русских команд, среди которых был наш молодежный «авангард» – «Панаком», «Атриум», DNK, «Бюро Москва», Савинкин/Кузьмин, ни одна не вошла в шорт-лист. Будем надеяться, что историческая справедливость восторжествует в следующий раз, и в десятке лучших все-таки появятся наши соотечественники.

Тем не менее, премия имени выдающегося архитектора-авангардиста, оригинального мыслителя и мастера архитектурной утопии Якова Чернихова продолжает играть свою благородную роль, заключающуюся в открытии для мировой общественности имен конгениальных ему современных мастеров - архитекторов, работающих вне привычных рамок, людей с широким архитектурным кругозором и способностью к смелому экспериментаторству.

07 Октября 2008

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: Архитектор должен мыслить политически. Международная...
Итоги международной премии имени Якова Чернихова для молодых архитекторов «Вызов времени-2010» были подведены в минувший вторник. Лауреатами стали норвежцы Хакон Матре Асарод и Эрленд Блэкстэд Хаффнер из архитектурного бюро «Fantastic Norway». А москвич Никита Асадов вошел в десятку лучших.
Пресса: Обнадеживающий кризис. Третий выпуск Клуба архитектурной...
Газета «Время новостей» и агентство P-Arch («Пи-Арх») представляют третий выпуск Клуба архитектурной критики, в котором известные обозреватели оценивают события в российской архитектурной жизни последних трех месяцев.
Пресса: Предвестье нового. Интервью с президентом Фонда им....
В отличие от первого конкурса сейчас налицо куда более значительный разброс профессиональных позиций номинантов. Есть чистые концептуалисты, и рядом – делающие упор на предъявление реализованных объектов, есть социально ориентированные, так сказать, «муниципальные» архитекторы, и тут же – чистые формалисты, кто-то занят разработкой новых функциональных и образных моделей средоустройства, а кто-то озабочен инженерно-технологическими аспектами, из которых обственно вырастает архитектура, есть чистые архитекторы-исследователи, а есть планировщики, по заказу ЮНЕСКО занимающиеся программами территориального планирования в зонах бедствий.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.