Элина Туктамишева: «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна»

Куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль», проходящей в этом году в четвертый раз – об истории создания проекта и русском стиле «без нафталина».

mainImg
Элина, откуда ваш интерес к русскому стилю? 

Моя любовь к русскому стилю началась через большую нелюбовь. Я из семьи военных, родилась в Тольятти, но никогда там не жила, детство провела в Голландии, в Амстердаме. Мы жили в 5 минутах от главного музея страны – Рейксмюсеума. Русская речь в детстве была дефицитом – общение со сверстниками лишь три раза в неделю, в школе при посольстве в Гааге. Чтобы услышать родную речь, бегала в музей, слушать экскурсии для русских туристов.
Элина Туктамишева
Фотография © Андрей Сорокин

Меня завораживали работы Дельфтского фарфорового завода, сравнивала их с Гжелью, не понимала и не принимала ее сувенирной простоты. На детских весах музейные экспонаты и сувенирка были вещами одного порядка.
 
Первый этаж особняка, где мы жили, занимал офис Интуриста, там были представлены брошюры городов Золотого кольца и красовалась работы из линейки народных художественных промыслов. Свой первый опыт декоратора я приобрела в 10 лет, самостоятельно украсив витрину Интуриста. Элементов для оформления было немного – матрешки, Хохлома, Палех, Жостово, Гжель, павлопосадские платки – «золотой» набор НХП. Я не понимала, почему иностранцам это всё интересно, в чем ценность ручного труда, мне казалось это всё банальным, то ли дело экспонаты в Рейксмюсеуме.
 
Ежедневные прогулки с родителями по вечерним каналам Амстердама, заглядывание в незашторенные окна домов, не оставили другого выбора, как стать дизайнером интерьеров. 
 
Потом вы с родителями вернулись?
 
Все командировки заканчиваются. Мы прилетели в Москву, а тут как раз случился путч, танки у Белого Дома.
 
Я помнила, что Макдоналдс это закусочная, где взял бутерброд и пошел дальше, а тут были очереди, как будто в Большом Театре дают премьеру. В классе главными ценностями были жвачки, кока-кола, «варенки».
 
В 10-11 классе собор Василия Блаженного стал для меня убежищем. Я сбегала с уроков, чтобы побродить там, посмотреть росписи. Мотив этих росписей я потом взяла для своих светильников-куполов. Это было моим признанием Собору за то, что в юности дал почувствовать свои корни.
 
Много путешествовали по России?
 
До двадцати одного года я о пионерских лагерях, русской деревне, ночевке в палатках знала только по фильмам и рассказам друзей. Посмотрев всю Европу, в России я видела только Жигулевские горы, куда летом меня отправляли к бабушке с дедушкой.
 
Когда вышла замуж, муж показал мне Россию. Алтай, Байкал, Золотое кольцо из брошюр моего детства. Совковые гостиницы, странные рестораны – всё меркло перед архитектурой и людьми. Потом была Псковщина и Русский север.
 
Погрузилась в изучение истории, культуры, традиций и обрядов. Поняла, что это моя любовь. Я считаю, что нельзя понять, о чем русский стиль, если не вникать, как люди жили 100, 300 лет назад, как зарождалась культура, как и почему все пришло в упадок. Основное понимание зародила обрядовая история. Попробуйте остаться в лесу на ночь в одиночестве. Сразу поймете про духов воды, леса, камней, костра.
 
Параллельно шла другая жизнь – обучение на дизайнера интерьеров, телевизионные проекты («Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Фазенда», «Идеальный ремонт»), коммерческие проекты.
 
Я впервые услышала ваше имя, когда на премию АРХИWOOD в категории «предметный дизайн» несколько лет назад номинировались ваши абажуры-купола, покрытые деревянным лемехом и расписанные внутри. Очень они мне запомнились. А как вы пришли к предметному дизайну?
 
Все поездки и впечатления так или иначе воплощаются в предметах, которые я создаю. Светильники «Купола» были первыми. Это мое признание в любви к Русскому Северу и собору Василия Блаженного.
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Вторым предметом стал комод «Гжель». Мне посчастливилось поработать с великими мастерами Гжели – Маргаритой Подгорной и Александром Царегородцевым. Далее была коллаборация с Гжельским Фарфоровым заводом – чашки «брызги». Я придумала современный дизайн для чашек стандартной заводской формы.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

На заводе им. Акима Мальцова в Гусь-Хрустальном мне помогли изготовить хрустальные вставки в буфет для бокалов, напоминающий ларец с самоцветами из русских сказок. За основу для него была взята форма холмогорского сундука начала XVIII века.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод. Дизайн Элины Туктамишевой
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Я несколько лет подписана на ваш инстаграм про «коды русского стиля», у вас там уже 14 000 подписчиков собралось. Как давно вы ведете аккаунт?
 
Инстаграм с уклоном в русский стиль я стала вести лет пять назад. Сначала были просто зарисовки и впечатления, но чем больше было отклика, тем больше моя страничка формировалась в направлении русской культуры и заметок про путешествия по России. Примерно в это же время пришла мысль о создании выставки, но на тот момент меня никто не поддержал.
Злата Корнилова, «Невидимые нити», Валерий Бытка, скульптуры, Павел Копаев, панно «Лев». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020. Музейно-выставочный центр РОСИЗО
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Но все-таки в 2018 году вы собрали первую выставку «Трын*Трава», а сейчас уже начинаете искать помещение под пятую юбилейную выставку. Как вы стали  собирать экспонаты? Через какие каналы и по какому принципу отбирать?
 
13 апреля 2018 года на своей страничке в Фейсбуке я опубликовала пост с приглашением принять участие в независимой выставке, отметила нескольких людей. Кто-то отозвался, кто-то отказался. Было много язвительных комментариев на тему «трын». В целом они сводились  к тому, что «потрындим» и разойдёмся, что тема неплохая, но вряд ли получится сделать что-то стоящее.

А я понимала, что нужно найти «своих» и не оглядываться на разговоры. Было понятно, что нужно минимум 2–3 года для того, чтобы выйти за пределы фейсбучного сообщества и начать собирать единомышленников по стране, а потом и по миру.
  • zooming
    Вазы – Марина Акилова, деревянные формы на стене – Алексей Березняк. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ирина Батькова «ВолгаРа». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

В первый год я пригласила участников сама. Нас было всего 8 человек. Мы были знакомы между собой, с кем-то ближе, с кем-то дальше. Первая выставка взорвала наши соцсети. Стало очевидно, что интерес к теме есть и на следующий год  нужно делать вторую выставку. Но также стало очевидно, что не все 8 человек готовы тратить своё время на ее организацию. Так, абсолютно естественным образом, сложился оргкомитет из четырех человек: я, Ирина Батькова, Юля Герасимова, Светлана Попова. В организации выставки, где ты ещё и являешься участником, очень важно уметь убирать личные амбиции и смотреть на проект в целом, а не так как тебе будет выгодно или удобно.
Cлева направо: Вера Занегина «шкура неубитого медведя», Иван и Виктория Веремеевы «Мамонт», Татьяна Чапургина, ширма «Русская обочина», Марина Акилова, вазы «Земля и пепел». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

«Трын*трава» именно выставочный проект? Как прирастало сообщество? На каких площадках проходили выставки?
 
Изначально «Трын*Трава» задумывался как выставочный проект. Но сейчас есть понимание, как его ещё можно развивать. Мы планируем запустить лекторий «Трын*Травы» и на протяжении года, до следующей выставки, сделать ряд мероприятий с интересными темами. Также есть мысль сделать ряд путешествий от «Трын*Травы», в особо значимые для понимания русской культуры места. Но есть сомнения, насколько люди готовы так глубоко погружаться.

Выставка «Трын*Трава» – это проект передвижников. Каждый год у нас разные площадки: первая выставка проходила в Alpert Gallery; вторая – в 2019 году в «Центре моды и дизайна» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; третья выставка состоялась в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО; в этом году – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Наталья Макарова, «Сотканные из воспоминаний». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

На пятую юбилейную выставку, которая состоится через год,  мы уже начали искать площадку. С каждым годом участников становится в два раза больше, чем было в предыдущем. В этом году 50 человек, мы их отбирали из более чем 500 заявок, в следующем, думаю, будет 100, не меньше. Кстати, 2022 объявлен годом нематериального культурного наследия и народных ремёсел.
 
Откуда объекты? Из каких городов-регионов?
 
В этом году у нас обширная география – 15 городов России и 1 город из Беларуси, Гомель. В прошлом году была участница из США. Изначально хотелось, чтобы проект вышел за пределы Москвы и Питера и стал сообществом для объединения единомышленников по миру.
 
По сути, наша выставка, на данный момент, является своеобразным «ситом». Мы отбираем самоцветы из тех заявок, которые приходят. Знаем, что со многими участниками галереи уже заключили договоры. На третий день экспонирования выставки треть предметов была раскуплена коллекционерами для частных коллекций и дизайнерами интерьеров для своих проектов. Наши участники познакомились между собой, у них возникли свои дружеские взаимоотношения, чему мы крайне рады.
Слева – работы Светланы Левадной, в центре – Элины Туктамишевой, справа – Златы Корниловой. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Расскажите про несколько предметов с выставок, которые вас вдохновляют…
 
Очень разные техники, стиль, подача и философия. Для нас все участники, прошедшие строгий отбор,  равны. Но мы можем опираться на статистику кликов по куаркодам на этикетках экспонатов и по репостам в соцсетях.
 
В этом году особой популярностью у посетителей пользуются вязаные вазы Натальи Макаровой из Самары и керамические бабы Ольги Мыльцевой из Санкт-Петербурга.
 
Насколько классические промысловые производства вовлекаются в коллаборации с дизайнерами?  Идут ли результаты такого сотрудничества в производство более широкое, чем просто создание образцов?
 
Есть удачные примеры коллабораций, но на самом деле процесс этот сложный и болезненный. Художники промыслов без восторга воспринимают сотрудничество с дизайнерами.
 
Могу вас заверить, что дизайнеры «Трын*Травы» досконально изучают традиции производств. Но, к сожалению, многие промыслы утратили свою актуальность. Раньше они реагировали на время и были, по сути, его летописцами, а сейчас это зачастую паразитирование на давно созданных образах. Есть проблема зашоренности восприятия, шаблонности и сувенирности подачи. Своей выставкой мы пытаемся изменить этот подход. Сложно, но мы верим.
  • zooming
    Юля Герасимова, «Мое Жостово», коллаборация с фабрикой «Жостово». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020, Музейно-выставочный центр РОСИЗО
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ольга Миккова, «Золотая Хохлома», коллаборация с фабрикой «Хохломская роспись». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Вы же не только организатор сообщества, а дизайнер. Вы как автор – что делаете, с кем делаете, как часто?  Из каких материалов?
 
Часть предметов, которые я создаю – для своих проектов, часть по заказу производств. Светильники «Лемех» были разработаны для моего проекта, я поделилась в соцсетях, и неожиданно это произвело фурор. Последствия этого бума – их подделывают... качество более низкое, отсутствие росписи… Говорят, что это успех, но меня, как дизайнера, это мало успокаивает… неприятно. Особенно если учесть, что это делают не производства, а сами дизайнеры. Культуры авторского права у нас пока нет. Есть актуальная тема, кто-то увидел интересную идею, схватил и побежал делать. Я создаю коллекционные предметы, массовое производство пока меня не интересует.

Вопрос про применимость вещей. Мне кажется, что есть уровень высокого искусства. Сейчас выставка Glasstress идет в Главном штабе Эрмитажа – много прекрасных работ из венецианского стекла. Кабаковы, Ай Вэйвэй и др. Искусство со смыслом. Художники-философы.
 
А есть уровень бытовой, но обаятельный. Хохлому можно нарисовать на крышке табуретки или на хлебнице. Тогда это будут вещи, интегрированные в быт. Как бы арт, но не высокий, а на радость людям. Я люблю на даче, чтобы роспись была на комоде, полке.
 
Какая тенденция? Ваши участники ищут прикладное применение тому, что они создают? Или для них это не важно?
 
Пока «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна. Возможно со временем мы выберем какое-то одно направление, но пока это так.

***

Сейчас организаторы выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» ищут площадку для следующей, пятой по счету выставки, а в марте 2022 года откроется набор участников на осеннюю выставку. Лучшие работы будут показаны в 2022 году.

03 Ноября 2021

Похожие статьи
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.