Элина Туктамишева: «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна»

Куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль», проходящей в этом году в четвертый раз – об истории создания проекта и русском стиле «без нафталина».

mainImg
Элина, откуда ваш интерес к русскому стилю? 

Моя любовь к русскому стилю началась через большую нелюбовь. Я из семьи военных, родилась в Тольятти, но никогда там не жила, детство провела в Голландии, в Амстердаме. Мы жили в 5 минутах от главного музея страны – Рейксмюсеума. Русская речь в детстве была дефицитом – общение со сверстниками лишь три раза в неделю, в школе при посольстве в Гааге. Чтобы услышать родную речь, бегала в музей, слушать экскурсии для русских туристов.
Элина Туктамишева
Фотография © Андрей Сорокин

Меня завораживали работы Дельфтского фарфорового завода, сравнивала их с Гжелью, не понимала и не принимала ее сувенирной простоты. На детских весах музейные экспонаты и сувенирка были вещами одного порядка.
 
Первый этаж особняка, где мы жили, занимал офис Интуриста, там были представлены брошюры городов Золотого кольца и красовалась работы из линейки народных художественных промыслов. Свой первый опыт декоратора я приобрела в 10 лет, самостоятельно украсив витрину Интуриста. Элементов для оформления было немного – матрешки, Хохлома, Палех, Жостово, Гжель, павлопосадские платки – «золотой» набор НХП. Я не понимала, почему иностранцам это всё интересно, в чем ценность ручного труда, мне казалось это всё банальным, то ли дело экспонаты в Рейксмюсеуме.
 
Ежедневные прогулки с родителями по вечерним каналам Амстердама, заглядывание в незашторенные окна домов, не оставили другого выбора, как стать дизайнером интерьеров. 
 
Потом вы с родителями вернулись?
 
Все командировки заканчиваются. Мы прилетели в Москву, а тут как раз случился путч, танки у Белого Дома.
 
Я помнила, что Макдоналдс это закусочная, где взял бутерброд и пошел дальше, а тут были очереди, как будто в Большом Театре дают премьеру. В классе главными ценностями были жвачки, кока-кола, «варенки».
 
В 10-11 классе собор Василия Блаженного стал для меня убежищем. Я сбегала с уроков, чтобы побродить там, посмотреть росписи. Мотив этих росписей я потом взяла для своих светильников-куполов. Это было моим признанием Собору за то, что в юности дал почувствовать свои корни.
 
Много путешествовали по России?
 
До двадцати одного года я о пионерских лагерях, русской деревне, ночевке в палатках знала только по фильмам и рассказам друзей. Посмотрев всю Европу, в России я видела только Жигулевские горы, куда летом меня отправляли к бабушке с дедушкой.
 
Когда вышла замуж, муж показал мне Россию. Алтай, Байкал, Золотое кольцо из брошюр моего детства. Совковые гостиницы, странные рестораны – всё меркло перед архитектурой и людьми. Потом была Псковщина и Русский север.
 
Погрузилась в изучение истории, культуры, традиций и обрядов. Поняла, что это моя любовь. Я считаю, что нельзя понять, о чем русский стиль, если не вникать, как люди жили 100, 300 лет назад, как зарождалась культура, как и почему все пришло в упадок. Основное понимание зародила обрядовая история. Попробуйте остаться в лесу на ночь в одиночестве. Сразу поймете про духов воды, леса, камней, костра.
 
Параллельно шла другая жизнь – обучение на дизайнера интерьеров, телевизионные проекты («Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Фазенда», «Идеальный ремонт»), коммерческие проекты.
 
Я впервые услышала ваше имя, когда на премию АРХИWOOD в категории «предметный дизайн» несколько лет назад номинировались ваши абажуры-купола, покрытые деревянным лемехом и расписанные внутри. Очень они мне запомнились. А как вы пришли к предметному дизайну?
 
Все поездки и впечатления так или иначе воплощаются в предметах, которые я создаю. Светильники «Купола» были первыми. Это мое признание в любви к Русскому Северу и собору Василия Блаженного.
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Вторым предметом стал комод «Гжель». Мне посчастливилось поработать с великими мастерами Гжели – Маргаритой Подгорной и Александром Царегородцевым. Далее была коллаборация с Гжельским Фарфоровым заводом – чашки «брызги». Я придумала современный дизайн для чашек стандартной заводской формы.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

На заводе им. Акима Мальцова в Гусь-Хрустальном мне помогли изготовить хрустальные вставки в буфет для бокалов, напоминающий ларец с самоцветами из русских сказок. За основу для него была взята форма холмогорского сундука начала XVIII века.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод. Дизайн Элины Туктамишевой
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Я несколько лет подписана на ваш инстаграм про «коды русского стиля», у вас там уже 14 000 подписчиков собралось. Как давно вы ведете аккаунт?
 
Инстаграм с уклоном в русский стиль я стала вести лет пять назад. Сначала были просто зарисовки и впечатления, но чем больше было отклика, тем больше моя страничка формировалась в направлении русской культуры и заметок про путешествия по России. Примерно в это же время пришла мысль о создании выставки, но на тот момент меня никто не поддержал.
Злата Корнилова, «Невидимые нити», Валерий Бытка, скульптуры, Павел Копаев, панно «Лев». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020. Музейно-выставочный центр РОСИЗО
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Но все-таки в 2018 году вы собрали первую выставку «Трын*Трава», а сейчас уже начинаете искать помещение под пятую юбилейную выставку. Как вы стали  собирать экспонаты? Через какие каналы и по какому принципу отбирать?
 
13 апреля 2018 года на своей страничке в Фейсбуке я опубликовала пост с приглашением принять участие в независимой выставке, отметила нескольких людей. Кто-то отозвался, кто-то отказался. Было много язвительных комментариев на тему «трын». В целом они сводились  к тому, что «потрындим» и разойдёмся, что тема неплохая, но вряд ли получится сделать что-то стоящее.

А я понимала, что нужно найти «своих» и не оглядываться на разговоры. Было понятно, что нужно минимум 2–3 года для того, чтобы выйти за пределы фейсбучного сообщества и начать собирать единомышленников по стране, а потом и по миру.
  • zooming
    Вазы – Марина Акилова, деревянные формы на стене – Алексей Березняк. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ирина Батькова «ВолгаРа». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

В первый год я пригласила участников сама. Нас было всего 8 человек. Мы были знакомы между собой, с кем-то ближе, с кем-то дальше. Первая выставка взорвала наши соцсети. Стало очевидно, что интерес к теме есть и на следующий год  нужно делать вторую выставку. Но также стало очевидно, что не все 8 человек готовы тратить своё время на ее организацию. Так, абсолютно естественным образом, сложился оргкомитет из четырех человек: я, Ирина Батькова, Юля Герасимова, Светлана Попова. В организации выставки, где ты ещё и являешься участником, очень важно уметь убирать личные амбиции и смотреть на проект в целом, а не так как тебе будет выгодно или удобно.
Cлева направо: Вера Занегина «шкура неубитого медведя», Иван и Виктория Веремеевы «Мамонт», Татьяна Чапургина, ширма «Русская обочина», Марина Акилова, вазы «Земля и пепел». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

«Трын*трава» именно выставочный проект? Как прирастало сообщество? На каких площадках проходили выставки?
 
Изначально «Трын*Трава» задумывался как выставочный проект. Но сейчас есть понимание, как его ещё можно развивать. Мы планируем запустить лекторий «Трын*Травы» и на протяжении года, до следующей выставки, сделать ряд мероприятий с интересными темами. Также есть мысль сделать ряд путешествий от «Трын*Травы», в особо значимые для понимания русской культуры места. Но есть сомнения, насколько люди готовы так глубоко погружаться.

Выставка «Трын*Трава» – это проект передвижников. Каждый год у нас разные площадки: первая выставка проходила в Alpert Gallery; вторая – в 2019 году в «Центре моды и дизайна» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; третья выставка состоялась в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО; в этом году – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Наталья Макарова, «Сотканные из воспоминаний». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

На пятую юбилейную выставку, которая состоится через год,  мы уже начали искать площадку. С каждым годом участников становится в два раза больше, чем было в предыдущем. В этом году 50 человек, мы их отбирали из более чем 500 заявок, в следующем, думаю, будет 100, не меньше. Кстати, 2022 объявлен годом нематериального культурного наследия и народных ремёсел.
 
Откуда объекты? Из каких городов-регионов?
 
В этом году у нас обширная география – 15 городов России и 1 город из Беларуси, Гомель. В прошлом году была участница из США. Изначально хотелось, чтобы проект вышел за пределы Москвы и Питера и стал сообществом для объединения единомышленников по миру.
 
По сути, наша выставка, на данный момент, является своеобразным «ситом». Мы отбираем самоцветы из тех заявок, которые приходят. Знаем, что со многими участниками галереи уже заключили договоры. На третий день экспонирования выставки треть предметов была раскуплена коллекционерами для частных коллекций и дизайнерами интерьеров для своих проектов. Наши участники познакомились между собой, у них возникли свои дружеские взаимоотношения, чему мы крайне рады.
Слева – работы Светланы Левадной, в центре – Элины Туктамишевой, справа – Златы Корниловой. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Расскажите про несколько предметов с выставок, которые вас вдохновляют…
 
Очень разные техники, стиль, подача и философия. Для нас все участники, прошедшие строгий отбор,  равны. Но мы можем опираться на статистику кликов по куаркодам на этикетках экспонатов и по репостам в соцсетях.
 
В этом году особой популярностью у посетителей пользуются вязаные вазы Натальи Макаровой из Самары и керамические бабы Ольги Мыльцевой из Санкт-Петербурга.
 
Насколько классические промысловые производства вовлекаются в коллаборации с дизайнерами?  Идут ли результаты такого сотрудничества в производство более широкое, чем просто создание образцов?
 
Есть удачные примеры коллабораций, но на самом деле процесс этот сложный и болезненный. Художники промыслов без восторга воспринимают сотрудничество с дизайнерами.
 
Могу вас заверить, что дизайнеры «Трын*Травы» досконально изучают традиции производств. Но, к сожалению, многие промыслы утратили свою актуальность. Раньше они реагировали на время и были, по сути, его летописцами, а сейчас это зачастую паразитирование на давно созданных образах. Есть проблема зашоренности восприятия, шаблонности и сувенирности подачи. Своей выставкой мы пытаемся изменить этот подход. Сложно, но мы верим.
  • zooming
    Юля Герасимова, «Мое Жостово», коллаборация с фабрикой «Жостово». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020, Музейно-выставочный центр РОСИЗО
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ольга Миккова, «Золотая Хохлома», коллаборация с фабрикой «Хохломская роспись». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Вы же не только организатор сообщества, а дизайнер. Вы как автор – что делаете, с кем делаете, как часто?  Из каких материалов?
 
Часть предметов, которые я создаю – для своих проектов, часть по заказу производств. Светильники «Лемех» были разработаны для моего проекта, я поделилась в соцсетях, и неожиданно это произвело фурор. Последствия этого бума – их подделывают... качество более низкое, отсутствие росписи… Говорят, что это успех, но меня, как дизайнера, это мало успокаивает… неприятно. Особенно если учесть, что это делают не производства, а сами дизайнеры. Культуры авторского права у нас пока нет. Есть актуальная тема, кто-то увидел интересную идею, схватил и побежал делать. Я создаю коллекционные предметы, массовое производство пока меня не интересует.

Вопрос про применимость вещей. Мне кажется, что есть уровень высокого искусства. Сейчас выставка Glasstress идет в Главном штабе Эрмитажа – много прекрасных работ из венецианского стекла. Кабаковы, Ай Вэйвэй и др. Искусство со смыслом. Художники-философы.
 
А есть уровень бытовой, но обаятельный. Хохлому можно нарисовать на крышке табуретки или на хлебнице. Тогда это будут вещи, интегрированные в быт. Как бы арт, но не высокий, а на радость людям. Я люблю на даче, чтобы роспись была на комоде, полке.
 
Какая тенденция? Ваши участники ищут прикладное применение тому, что они создают? Или для них это не важно?
 
Пока «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна. Возможно со временем мы выберем какое-то одно направление, но пока это так.

***

Сейчас организаторы выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» ищут площадку для следующей, пятой по счету выставки, а в марте 2022 года откроется набор участников на осеннюю выставку. Лучшие работы будут показаны в 2022 году.

03 Ноября 2021

Похожие статьи
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.