Моя любовь к русскому стилю началась через большую нелюбовь. Я из семьи военных, родилась в Тольятти, но никогда там не жила, детство провела в Голландии, в Амстердаме. Мы жили в 5 минутах от главного музея страны – Рейксмюсеума. Русская речь в детстве была дефицитом – общение со сверстниками лишь три раза в неделю, в школе при посольстве в Гааге. Чтобы услышать родную речь, бегала в музей, слушать экскурсии для русских туристов.
Меня завораживали работы Дельфтского фарфорового завода, сравнивала их с Гжелью, не понимала и не принимала ее сувенирной простоты. На детских весах музейные экспонаты и сувенирка были вещами одного порядка.
Первый этаж особняка, где мы жили, занимал офис Интуриста, там были представлены брошюры городов Золотого кольца и красовалась работы из линейки народных художественных промыслов. Свой первый опыт декоратора я приобрела в 10 лет, самостоятельно украсив витрину Интуриста. Элементов для оформления было немного – матрешки, Хохлома, Палех, Жостово, Гжель, павлопосадские платки – «золотой» набор НХП. Я не понимала, почему иностранцам это всё интересно, в чем ценность ручного труда, мне казалось это всё банальным, то ли дело экспонаты в Рейксмюсеуме.
Ежедневные прогулки с родителями по вечерним каналам Амстердама, заглядывание в незашторенные окна домов, не оставили другого выбора, как стать дизайнером интерьеров.
Потом вы с родителями вернулись?
Все командировки заканчиваются. Мы прилетели в Москву, а тут как раз случился путч, танки у Белого Дома.
Я помнила, что Макдоналдс это закусочная, где взял бутерброд и пошел дальше, а тут были очереди, как будто в Большом Театре дают премьеру. В классе главными ценностями были жвачки, кока-кола, «варенки».
В 10-11 классе собор Василия Блаженного стал для меня убежищем. Я сбегала с уроков, чтобы побродить там, посмотреть росписи. Мотив этих росписей я потом взяла для своих светильников-куполов. Это было моим признанием Собору за то, что в юности дал почувствовать свои корни.
Много путешествовали по России?
До двадцати одного года я о пионерских лагерях, русской деревне, ночевке в палатках знала только по фильмам и рассказам друзей. Посмотрев всю Европу, в России я видела только Жигулевские горы, куда летом меня отправляли к бабушке с дедушкой.
Когда вышла замуж, муж показал мне Россию. Алтай, Байкал, Золотое кольцо из брошюр моего детства. Совковые гостиницы, странные рестораны – всё меркло перед архитектурой и людьми. Потом была Псковщина и Русский север.
Погрузилась в изучение истории, культуры, традиций и обрядов. Поняла, что это моя любовь. Я считаю, что нельзя понять, о чем русский стиль, если не вникать, как люди жили 100, 300 лет назад, как зарождалась культура, как и почему все пришло в упадок. Основное понимание зародила обрядовая история. Попробуйте остаться в лесу на ночь в одиночестве. Сразу поймете про духов воды, леса, камней, костра.
Параллельно шла другая жизнь – обучение на дизайнера интерьеров, телевизионные проекты («Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Фазенда», «Идеальный ремонт»), коммерческие проекты.
Я впервые услышала ваше имя, когда на премию АРХИWOOD в категории «предметный дизайн» несколько лет назад номинировались ваши абажуры-купола, покрытые деревянным лемехом и расписанные внутри. Очень они мне запомнились. А как вы пришли к предметному дизайну?
Все поездки и впечатления так или иначе воплощаются в предметах, которые я создаю. Светильники «Купола» были первыми. Это мое признание в любви к Русскому Северу и собору Василия Блаженного.
Вторым предметом стал комод «Гжель». Мне посчастливилось поработать с великими мастерами Гжели – Маргаритой Подгорной и Александром Царегородцевым. Далее была коллаборация с Гжельским Фарфоровым заводом – чашки «брызги». Я придумала современный дизайн для чашек стандартной заводской формы.
На заводе им. Акима Мальцова в Гусь-Хрустальном мне помогли изготовить хрустальные вставки в буфет для бокалов, напоминающий ларец с самоцветами из русских сказок. За основу для него была взята форма холмогорского сундука начала XVIII века.
Я несколько лет подписана на ваш инстаграм про «коды русского стиля», у вас там уже 14 000 подписчиков собралось. Как давно вы ведете аккаунт?
Инстаграм с уклоном в русский стиль я стала вести лет пять назад. Сначала были просто зарисовки и впечатления, но чем больше было отклика, тем больше моя страничка формировалась в направлении русской культуры и заметок про путешествия по России. Примерно в это же время пришла мысль о создании выставки, но на тот момент меня никто не поддержал.
Но все-таки в 2018 году вы собрали первую выставку «Трын*Трава», а сейчас уже начинаете искать помещение под пятую юбилейную выставку. Как вы стали собирать экспонаты? Через какие каналы и по какому принципу отбирать?
13 апреля 2018 года на своей страничке в Фейсбуке я опубликовала пост с приглашением принять участие в независимой выставке, отметила нескольких людей. Кто-то отозвался, кто-то отказался. Было много язвительных комментариев на тему «трын». В целом они сводились к тому, что «потрындим» и разойдёмся, что тема неплохая, но вряд ли получится сделать что-то стоящее.
А я понимала, что нужно найти «своих» и не оглядываться на разговоры. Было понятно, что нужно минимум 2–3 года для того, чтобы выйти за пределы фейсбучного сообщества и начать собирать единомышленников по стране, а потом и по миру.
В первый год я пригласила участников сама. Нас было всего 8 человек. Мы были знакомы между собой, с кем-то ближе, с кем-то дальше. Первая выставка взорвала наши соцсети. Стало очевидно, что интерес к теме есть и на следующий год нужно делать вторую выставку. Но также стало очевидно, что не все 8 человек готовы тратить своё время на ее организацию. Так, абсолютно естественным образом, сложился оргкомитет из четырех человек: я, Ирина Батькова, Юля Герасимова, Светлана Попова. В организации выставки, где ты ещё и являешься участником, очень важно уметь убирать личные амбиции и смотреть на проект в целом, а не так как тебе будет выгодно или удобно.
«Трын*трава» именно выставочный проект? Как прирастало сообщество? На каких площадках проходили выставки?
Изначально «Трын*Трава» задумывался как выставочный проект. Но сейчас есть понимание, как его ещё можно развивать. Мы планируем запустить лекторий «Трын*Травы» и на протяжении года, до следующей выставки, сделать ряд мероприятий с интересными темами. Также есть мысль сделать ряд путешествий от «Трын*Травы», в особо значимые для понимания русской культуры места. Но есть сомнения, насколько люди готовы так глубоко погружаться.
Выставка «Трын*Трава» – это проект передвижников. Каждый год у нас разные площадки: первая выставка проходила в Alpert Gallery; вторая – в 2019 году в «Центре моды и дизайна» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; третья выставка состоялась в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО; в этом году – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
На пятую юбилейную выставку, которая состоится через год, мы уже начали искать площадку. С каждым годом участников становится в два раза больше, чем было в предыдущем. В этом году 50 человек, мы их отбирали из более чем 500 заявок, в следующем, думаю, будет 100, не меньше. Кстати, 2022 объявлен годом нематериального культурного наследия и народных ремёсел.
Откуда объекты? Из каких городов-регионов?
В этом году у нас обширная география – 15 городов России и 1 город из Беларуси, Гомель. В прошлом году была участница из США. Изначально хотелось, чтобы проект вышел за пределы Москвы и Питера и стал сообществом для объединения единомышленников по миру.
По сути, наша выставка, на данный момент, является своеобразным «ситом». Мы отбираем самоцветы из тех заявок, которые приходят. Знаем, что со многими участниками галереи уже заключили договоры. На третий день экспонирования выставки треть предметов была раскуплена коллекционерами для частных коллекций и дизайнерами интерьеров для своих проектов. Наши участники познакомились между собой, у них возникли свои дружеские взаимоотношения, чему мы крайне рады.
Расскажите про несколько предметов с выставок, которые вас вдохновляют…
Очень разные техники, стиль, подача и философия. Для нас все участники, прошедшие строгий отбор, равны. Но мы можем опираться на статистику кликов по куаркодам на этикетках экспонатов и по репостам в соцсетях.
В этом году особой популярностью у посетителей пользуются вязаные вазы Натальи Макаровой из Самары и керамические бабы Ольги Мыльцевой из Санкт-Петербурга.
Насколько классические промысловые производства вовлекаются в коллаборации с дизайнерами? Идут ли результаты такого сотрудничества в производство более широкое, чем просто создание образцов?
Есть удачные примеры коллабораций, но на самом деле процесс этот сложный и болезненный. Художники промыслов без восторга воспринимают сотрудничество с дизайнерами.
Могу вас заверить, что дизайнеры «Трын*Травы» досконально изучают традиции производств. Но, к сожалению, многие промыслы утратили свою актуальность. Раньше они реагировали на время и были, по сути, его летописцами, а сейчас это зачастую паразитирование на давно созданных образах. Есть проблема зашоренности восприятия, шаблонности и сувенирности подачи. Своей выставкой мы пытаемся изменить этот подход. Сложно, но мы верим.
Вы же не только организатор сообщества, а дизайнер. Вы как автор – что делаете, с кем делаете, как часто? Из каких материалов?
Часть предметов, которые я создаю – для своих проектов, часть по заказу производств. Светильники «Лемех» были разработаны для моего проекта, я поделилась в соцсетях, и неожиданно это произвело фурор. Последствия этого бума – их подделывают... качество более низкое, отсутствие росписи… Говорят, что это успех, но меня, как дизайнера, это мало успокаивает… неприятно. Особенно если учесть, что это делают не производства, а сами дизайнеры. Культуры авторского права у нас пока нет. Есть актуальная тема, кто-то увидел интересную идею, схватил и побежал делать. Я создаю коллекционные предметы, массовое производство пока меня не интересует.
Вопрос про применимость вещей. Мне кажется, что есть уровень высокого искусства. Сейчас выставка Glasstress идет в Главном штабе Эрмитажа – много прекрасных работ из венецианского стекла. Кабаковы, Ай Вэйвэй и др. Искусство со смыслом. Художники-философы.
А есть уровень бытовой, но обаятельный. Хохлому можно нарисовать на крышке табуретки или на хлебнице. Тогда это будут вещи, интегрированные в быт. Как бы арт, но не высокий, а на радость людям. Я люблю на даче, чтобы роспись была на комоде, полке.
Какая тенденция? Ваши участники ищут прикладное применение тому, что они создают? Или для них это не важно?
Пока «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна. Возможно со временем мы выберем какое-то одно направление, но пока это так.
***
Сейчас организаторы выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» ищут площадку для следующей, пятой по счету выставки, а в марте 2022 года откроется набор участников на осеннюю выставку. Лучшие работы будут показаны в 2022 году.