Элина Туктамишева: «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна»

Куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль», проходящей в этом году в четвертый раз – об истории создания проекта и русском стиле «без нафталина».

mainImg
Элина, откуда ваш интерес к русскому стилю? 

Моя любовь к русскому стилю началась через большую нелюбовь. Я из семьи военных, родилась в Тольятти, но никогда там не жила, детство провела в Голландии, в Амстердаме. Мы жили в 5 минутах от главного музея страны – Рейксмюсеума. Русская речь в детстве была дефицитом – общение со сверстниками лишь три раза в неделю, в школе при посольстве в Гааге. Чтобы услышать родную речь, бегала в музей, слушать экскурсии для русских туристов.
Элина Туктамишева
Фотография © Андрей Сорокин

Меня завораживали работы Дельфтского фарфорового завода, сравнивала их с Гжелью, не понимала и не принимала ее сувенирной простоты. На детских весах музейные экспонаты и сувенирка были вещами одного порядка.
 
Первый этаж особняка, где мы жили, занимал офис Интуриста, там были представлены брошюры городов Золотого кольца и красовалась работы из линейки народных художественных промыслов. Свой первый опыт декоратора я приобрела в 10 лет, самостоятельно украсив витрину Интуриста. Элементов для оформления было немного – матрешки, Хохлома, Палех, Жостово, Гжель, павлопосадские платки – «золотой» набор НХП. Я не понимала, почему иностранцам это всё интересно, в чем ценность ручного труда, мне казалось это всё банальным, то ли дело экспонаты в Рейксмюсеуме.
 
Ежедневные прогулки с родителями по вечерним каналам Амстердама, заглядывание в незашторенные окна домов, не оставили другого выбора, как стать дизайнером интерьеров. 
 
Потом вы с родителями вернулись?
 
Все командировки заканчиваются. Мы прилетели в Москву, а тут как раз случился путч, танки у Белого Дома.
 
Я помнила, что Макдоналдс это закусочная, где взял бутерброд и пошел дальше, а тут были очереди, как будто в Большом Театре дают премьеру. В классе главными ценностями были жвачки, кока-кола, «варенки».
 
В 10-11 классе собор Василия Блаженного стал для меня убежищем. Я сбегала с уроков, чтобы побродить там, посмотреть росписи. Мотив этих росписей я потом взяла для своих светильников-куполов. Это было моим признанием Собору за то, что в юности дал почувствовать свои корни.
 
Много путешествовали по России?
 
До двадцати одного года я о пионерских лагерях, русской деревне, ночевке в палатках знала только по фильмам и рассказам друзей. Посмотрев всю Европу, в России я видела только Жигулевские горы, куда летом меня отправляли к бабушке с дедушкой.
 
Когда вышла замуж, муж показал мне Россию. Алтай, Байкал, Золотое кольцо из брошюр моего детства. Совковые гостиницы, странные рестораны – всё меркло перед архитектурой и людьми. Потом была Псковщина и Русский север.
 
Погрузилась в изучение истории, культуры, традиций и обрядов. Поняла, что это моя любовь. Я считаю, что нельзя понять, о чем русский стиль, если не вникать, как люди жили 100, 300 лет назад, как зарождалась культура, как и почему все пришло в упадок. Основное понимание зародила обрядовая история. Попробуйте остаться в лесу на ночь в одиночестве. Сразу поймете про духов воды, леса, камней, костра.
 
Параллельно шла другая жизнь – обучение на дизайнера интерьеров, телевизионные проекты («Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Фазенда», «Идеальный ремонт»), коммерческие проекты.
 
Я впервые услышала ваше имя, когда на премию АРХИWOOD в категории «предметный дизайн» несколько лет назад номинировались ваши абажуры-купола, покрытые деревянным лемехом и расписанные внутри. Очень они мне запомнились. А как вы пришли к предметному дизайну?
 
Все поездки и впечатления так или иначе воплощаются в предметах, которые я создаю. Светильники «Купола» были первыми. Это мое признание в любви к Русскому Северу и собору Василия Блаженного.
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Вторым предметом стал комод «Гжель». Мне посчастливилось поработать с великими мастерами Гжели – Маргаритой Подгорной и Александром Царегородцевым. Далее была коллаборация с Гжельским Фарфоровым заводом – чашки «брызги». Я придумала современный дизайн для чашек стандартной заводской формы.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

На заводе им. Акима Мальцова в Гусь-Хрустальном мне помогли изготовить хрустальные вставки в буфет для бокалов, напоминающий ларец с самоцветами из русских сказок. За основу для него была взята форма холмогорского сундука начала XVIII века.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод. Дизайн Элины Туктамишевой
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Я несколько лет подписана на ваш инстаграм про «коды русского стиля», у вас там уже 14 000 подписчиков собралось. Как давно вы ведете аккаунт?
 
Инстаграм с уклоном в русский стиль я стала вести лет пять назад. Сначала были просто зарисовки и впечатления, но чем больше было отклика, тем больше моя страничка формировалась в направлении русской культуры и заметок про путешествия по России. Примерно в это же время пришла мысль о создании выставки, но на тот момент меня никто не поддержал.
Злата Корнилова, «Невидимые нити», Валерий Бытка, скульптуры, Павел Копаев, панно «Лев». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020. Музейно-выставочный центр РОСИЗО
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Но все-таки в 2018 году вы собрали первую выставку «Трын*Трава», а сейчас уже начинаете искать помещение под пятую юбилейную выставку. Как вы стали  собирать экспонаты? Через какие каналы и по какому принципу отбирать?
 
13 апреля 2018 года на своей страничке в Фейсбуке я опубликовала пост с приглашением принять участие в независимой выставке, отметила нескольких людей. Кто-то отозвался, кто-то отказался. Было много язвительных комментариев на тему «трын». В целом они сводились  к тому, что «потрындим» и разойдёмся, что тема неплохая, но вряд ли получится сделать что-то стоящее.

А я понимала, что нужно найти «своих» и не оглядываться на разговоры. Было понятно, что нужно минимум 2–3 года для того, чтобы выйти за пределы фейсбучного сообщества и начать собирать единомышленников по стране, а потом и по миру.
  • zooming
    Вазы – Марина Акилова, деревянные формы на стене – Алексей Березняк. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ирина Батькова «ВолгаРа». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

В первый год я пригласила участников сама. Нас было всего 8 человек. Мы были знакомы между собой, с кем-то ближе, с кем-то дальше. Первая выставка взорвала наши соцсети. Стало очевидно, что интерес к теме есть и на следующий год  нужно делать вторую выставку. Но также стало очевидно, что не все 8 человек готовы тратить своё время на ее организацию. Так, абсолютно естественным образом, сложился оргкомитет из четырех человек: я, Ирина Батькова, Юля Герасимова, Светлана Попова. В организации выставки, где ты ещё и являешься участником, очень важно уметь убирать личные амбиции и смотреть на проект в целом, а не так как тебе будет выгодно или удобно.
Cлева направо: Вера Занегина «шкура неубитого медведя», Иван и Виктория Веремеевы «Мамонт», Татьяна Чапургина, ширма «Русская обочина», Марина Акилова, вазы «Земля и пепел». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

«Трын*трава» именно выставочный проект? Как прирастало сообщество? На каких площадках проходили выставки?
 
Изначально «Трын*Трава» задумывался как выставочный проект. Но сейчас есть понимание, как его ещё можно развивать. Мы планируем запустить лекторий «Трын*Травы» и на протяжении года, до следующей выставки, сделать ряд мероприятий с интересными темами. Также есть мысль сделать ряд путешествий от «Трын*Травы», в особо значимые для понимания русской культуры места. Но есть сомнения, насколько люди готовы так глубоко погружаться.

Выставка «Трын*Трава» – это проект передвижников. Каждый год у нас разные площадки: первая выставка проходила в Alpert Gallery; вторая – в 2019 году в «Центре моды и дизайна» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; третья выставка состоялась в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО; в этом году – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Наталья Макарова, «Сотканные из воспоминаний». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

На пятую юбилейную выставку, которая состоится через год,  мы уже начали искать площадку. С каждым годом участников становится в два раза больше, чем было в предыдущем. В этом году 50 человек, мы их отбирали из более чем 500 заявок, в следующем, думаю, будет 100, не меньше. Кстати, 2022 объявлен годом нематериального культурного наследия и народных ремёсел.
 
Откуда объекты? Из каких городов-регионов?
 
В этом году у нас обширная география – 15 городов России и 1 город из Беларуси, Гомель. В прошлом году была участница из США. Изначально хотелось, чтобы проект вышел за пределы Москвы и Питера и стал сообществом для объединения единомышленников по миру.
 
По сути, наша выставка, на данный момент, является своеобразным «ситом». Мы отбираем самоцветы из тех заявок, которые приходят. Знаем, что со многими участниками галереи уже заключили договоры. На третий день экспонирования выставки треть предметов была раскуплена коллекционерами для частных коллекций и дизайнерами интерьеров для своих проектов. Наши участники познакомились между собой, у них возникли свои дружеские взаимоотношения, чему мы крайне рады.
Слева – работы Светланы Левадной, в центре – Элины Туктамишевой, справа – Златы Корниловой. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Расскажите про несколько предметов с выставок, которые вас вдохновляют…
 
Очень разные техники, стиль, подача и философия. Для нас все участники, прошедшие строгий отбор,  равны. Но мы можем опираться на статистику кликов по куаркодам на этикетках экспонатов и по репостам в соцсетях.
 
В этом году особой популярностью у посетителей пользуются вязаные вазы Натальи Макаровой из Самары и керамические бабы Ольги Мыльцевой из Санкт-Петербурга.
 
Насколько классические промысловые производства вовлекаются в коллаборации с дизайнерами?  Идут ли результаты такого сотрудничества в производство более широкое, чем просто создание образцов?
 
Есть удачные примеры коллабораций, но на самом деле процесс этот сложный и болезненный. Художники промыслов без восторга воспринимают сотрудничество с дизайнерами.
 
Могу вас заверить, что дизайнеры «Трын*Травы» досконально изучают традиции производств. Но, к сожалению, многие промыслы утратили свою актуальность. Раньше они реагировали на время и были, по сути, его летописцами, а сейчас это зачастую паразитирование на давно созданных образах. Есть проблема зашоренности восприятия, шаблонности и сувенирности подачи. Своей выставкой мы пытаемся изменить этот подход. Сложно, но мы верим.
  • zooming
    Юля Герасимова, «Мое Жостово», коллаборация с фабрикой «Жостово». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020, Музейно-выставочный центр РОСИЗО
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ольга Миккова, «Золотая Хохлома», коллаборация с фабрикой «Хохломская роспись». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Вы же не только организатор сообщества, а дизайнер. Вы как автор – что делаете, с кем делаете, как часто?  Из каких материалов?
 
Часть предметов, которые я создаю – для своих проектов, часть по заказу производств. Светильники «Лемех» были разработаны для моего проекта, я поделилась в соцсетях, и неожиданно это произвело фурор. Последствия этого бума – их подделывают... качество более низкое, отсутствие росписи… Говорят, что это успех, но меня, как дизайнера, это мало успокаивает… неприятно. Особенно если учесть, что это делают не производства, а сами дизайнеры. Культуры авторского права у нас пока нет. Есть актуальная тема, кто-то увидел интересную идею, схватил и побежал делать. Я создаю коллекционные предметы, массовое производство пока меня не интересует.

Вопрос про применимость вещей. Мне кажется, что есть уровень высокого искусства. Сейчас выставка Glasstress идет в Главном штабе Эрмитажа – много прекрасных работ из венецианского стекла. Кабаковы, Ай Вэйвэй и др. Искусство со смыслом. Художники-философы.
 
А есть уровень бытовой, но обаятельный. Хохлому можно нарисовать на крышке табуретки или на хлебнице. Тогда это будут вещи, интегрированные в быт. Как бы арт, но не высокий, а на радость людям. Я люблю на даче, чтобы роспись была на комоде, полке.
 
Какая тенденция? Ваши участники ищут прикладное применение тому, что они создают? Или для них это не важно?
 
Пока «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна. Возможно со временем мы выберем какое-то одно направление, но пока это так.

***

Сейчас организаторы выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» ищут площадку для следующей, пятой по счету выставки, а в марте 2022 года откроется набор участников на осеннюю выставку. Лучшие работы будут показаны в 2022 году.

03 Ноября 2021

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Сейчас на главной
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.