Золотая медаль МАРХИ 2021: номинанты

Публикуем работы четырех номинантов на Золотую медаль МАРХИ. В поле интересов выпускников: реновация АТС, Шереметьево-5, намывные территории Петербурга и технологичные библиотеки.

mainImg

В этом году художественный совет МАРХИ отметил дипломами I и II степени четыре выпускных работы, претендующих на Золотую медаль – творческую награду, которая присуждается по результатам многоэтапного конкурса студентам с высокой успеваемостью. Публикуем проекты финалистов без сокращений, а с работами медалистов можно ознакомиться здесь
Диплом I степени в номинации «Магистр»

Надежда Возжаева
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Магистерская диссертация: «Реновация зданий и территорий АТС в Москве и Московской области»
 
Научный руководитель: Михе А.А., консультанты: ст.преп. Пугачевич А.В., преп. Осецкая Т.Ю.


Работа посвящена исследованию зданий АТС в Москве и Московской области и разработке стратегий их реновации. 

В наше время как никогда актуальна тема реновации неэксплуатируемых производственных сооружений. Здания АТС на настоящий момент утратили свою первоначальную функцию, их территории негативно сказываются на облике и структуре городского пространства. Новые способы использования АТС могут принести экономическую, социальную и культурную пользу городской среде и обществу в целом. 
Расположение объектов АТС и актуальность проблемы
© Надежда Возжаева

Цель работы заключается в разработке методов реновации зданий и территорий АТС с учетом их градостроительного и функционального контекста. В работе исследован мировой опыт и определены современные тенденции и способы реновации, изучено нынешнее состояние зданий АТС и составлена их классификация по определенным признаками, разработана методика, позволяющая выбрать способ реновации при помощи составленной матрицы направлений реновации АТС и критериев оценки ситуаций зданий АТС. С использованием авторской методики разработаны шесть экспериментальных проектов реновации зданий и территорий АТС. 
Экспериментальные проекты реновации АТС
© Надежда Возжаева

Проект 1. Реновация здания АТС внутри квартала исторической застройки

Предлагается к рассмотрению проект реновации АТС, расположенной по адресу: ул. Арбат, 46, стр.1.

Здание спроектировано инженером В.В. Патеком в 1928 году и является образцом конструктивизма, поэтому выбрано направление реновации с сохранением фасада. Проведена оценка потенциала развития территории и объекта, выявлены функциональные и социальные проблемы квартала: разобщенность с окружающим контекстом и отсутствие социальной функции. Также определены социальные потребности района: детские, образовательные и спортивные учреждения. Найдены преобладающие и востребованные функции: гостиничный бизнес, кафе, развлечения. В результате анализа выбрано направление рефункционализации здания АТС: общественный центр активности с гостиницей. Метод реновации здания – гибридизация – скрещивание существующего объема с новым объемом. 

Проект 2. Реновация здания АТС на границе жилого квартала и автомагистрали

Рассматривается АТС по адресу: Рязанский проспект, 89к1с1. Здание является типовым объектом серии АУ-20-И районной АТС. Выбрана реновация с частичным сохранением фасада. Выявлены функциональные и социальные проблемы квартала: отсутствие взаимосвязи с жилым районом, депрессивность территории данной части жилого района, отсутствие социальной функции. Определены следующие недостающие району функции: спорт, досуг для детей, дополнительное образование для взрослых и пожилых людей. Предлагается рефункционализации здания в общественный центр активности для разных возрастных групп. Метод реновации здания – субституция – замещение части существующего здания новым объемом. 

Проект 3. Реновация здания АТС во дворе жилого квартала

Объект, расположенный по адресу: Докучаев пер., 9, является типовым зданием АТС серии XI-36-05В по проекту МНИИТЭП. В качестве стратегии реновации выбрано сохранение основных несущих конструкций. Определены функциональные и социальные проблемы квартала: отсутствие взаимосвязи с жилым районом, отсутствие социальной функции, депрессивность двора жилого квартала, и недостающие району функции: спорт, кафе, супермаркеты. Направление рефункционализации здания – общественный центр активности с жилой функцией. Метод реновации здания – денуклеация – частичная ликвидация внутренних площадей здания с их компенсацией в дополняемых объемах. 
Экспериментальные проекты реновации АТС
© Надежда Возжаева

Проект 4. Реновация здания АТС на пересечении жилого квартала с общественной функцией

Типовое здание АТС по проекту МНИИТЭП располагается по адресу: Луговой пр., 5. Функциональными проблемами квартала являются: отсутствие взаимосвязи с окружением, отсутствие социальной функции, оккупация территории, потенциальной для благоустройства, повышение степени депрессивности района. Социальными потребностями района являются: кафе, торговля (супермаркеты), событийные площадки. Результат функционального анализа – выбор программы рефункционализации, включающей в себя общественный медиа-центр активности. Метод реновации здания – дематериализация – демонтаж оболочки здания для создания визуально и физически проницаемого пространства. 

Проект 5. Реновация здания АТС в рекреационной зоне

Здание АТС является типовым проектом МНИИТЭП серии XI-36-02 и располагается по адресу: Юбилейный проспект, 29, Реутов, МО. Направлением реновации выбрано частичное сохранение несущих конструкций здания. К функциональным и социальным проблемам квартала относятся: отсутствие взаимосвязи с районом, отсутствие социальной функции, оккупация территории, потенциальной для благоустройства, создание депрессивной территории в зоне рекреации. Недостающими кварталу функциями являются социальные мероприятия, событийные площадки, культурные центры. Новой функцией здания выбран общественный волонтерский центр активности с оранжереей. Метод реновации здания – инверсия – трансформация объема существующего здания во внутреннее пространство нового здания. 

Проект 6. Реновация здания АТС в производственной зоне

Территория АТС включает в себя два типовых здания серии XI-36-01, расположенных по адресу: ул. Яблочкова, 19А. Отчужденная территория не связана с районом, отсутствует социальная функция, формируется неблагоприятный контекст и криминогенность среды. Стратегия реновации: демонтаж существующих зданий. Социальными потребностями района являются: рекреационные зоны, дополнительное образование и культурные учреждения, спорт для взрослого населения. Новая функция здания – общественный молодежный центр активности. Метод реновации здания – реинвенция – демонтаж существующих зданий и комплексная реорганизация территории со строительством новых объектов. 
Экспериментальные проекты реновации АТС
© Надежда Возжаева

Таким образом, все рассматриваемые здания имеют потенциал повторного использования несущих конструкций. Степень их сохранения зависит от проектного предложения. Разработано шесть методов реновации зданий АТС: гибридизация, субституция, денуклеация, дематериализация, инверсия и реинвенция, а также общие объемно-пространственные и планировочные приемы методов реновации. В процессе экспериментальных проектов выявлено превалирующее направление рефункционализации зданий АТС: общественный центр активности (Activity Time Centеr).
Выводы по диссертации
© Надежда Возжаева
Диплом I степени в номинации «Бакалавр»

Дарья Батяй
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Дипломный проект: «Аэропорт Шереметьево-5, Новый Международный Терминал»
Руководители: проф. Величкин Д.В., проф. Голованов Н.Н., асс. Финагина М.О., констр. доц. Семенов А.С.


Тема дипломного проекта – новый международный терминал Аэропорта Шереметьево. 

Место для проектирования было выбрано исходя из материалов, представленных в стратегии развития аэропорта, которая предполагает увеличение ежегодного пассажиропотока всего комплекса до 100 млн в год путем строительства новых терминалов. Администрацией аэропорта был объявлен конкурс на проектирование нового терминала для недавно построенной взлетно-посадочной полосы номер 3. Схемы проведенного исторического анализа отражают развитие комплекса с самого основания аэропорта и по сегодняшний день. 
Генплан и аналитические схемы
© Дарья Батяй

Проектное предложение включает в себя центральный объем (международный терминал), крытые парковки и вокзал аэроэкспресса. Такой терминал может принимать 20 млн пассажиров в год и обслуживать 44 самолета в час. 

Терминал связан с существующей городской дорожной и ж/д сетью. Организован подъезд с Ленинградского и Шереметьевского шоссе, а также с платной дороги М-11. Кроме того, пассажирам предоставляется возможность воспользоваться аэроэкспрессом или межтерминальным переходом для связи с остальными терминалами аэропорта. Состав аэроэкспресса отходит от Белорусского вокзала и уже на территории аэропорта, не доезжая до терминала F, пути раздваиваются, и часть поездов сворачивает в новом направлении. 

На функциональной схеме и схеме озеленения показано внедренное в уже существующую ткань комплекса аэропорта проектное предложение и его влияние на окружающую среду и застройку. 
Программа проекта
© Дарья Батяй

Здание состоит из четырех уровней: двух основных этажей и двух промежуточных. Помимо решения стандартных планировочных задач проект предлагает специально созданную интуитивно ясную траекторию движения для пассажира, которая дает ему возможность визуально оценить свой путь уже из зала регистрации вплоть до зоны ожидания выхода на посадку одним взглядом. 

Вылет осуществляется со второго этажа. В просторный зал регистрации пассажиры могут попасть через главный вход, либо из вокзала аэроэкспресса. Так как зал регистрации приподнят над уровнем второго этажа, как раз-таки для полноты обзора, в зону проверки безопасности, таможни и паспортного контроля пассажиры спускаются на 3 метра вниз. После прохождения всех контрольных пунктов они попадают в общий зал ожидания с магазинами, фудкортами и зелеными зонами, а затем дальше в зону ожидания выхода на посадку, где предусмотрены траволаторы. Для пассажиров, чей рейс задержали или для тех, кто совершает длительную пересадку, организовано дополнительное пространство на 2 уровне также с фуд-кортами и зонами отдыха. 

Прилет осуществляется на первый этаж. На первый уровень прибывают пассажиры на автобусах, на второй уровень первого этажа прибывают все остальные пассажиры, которые из самолета по телетрапу попадают сразу в терминал. Трансферные пассажиры по одному из коридоров второго уровня идут в зону трансфера, где располагаются проверка безопасности и паспортный контроль, после чего могут подняться в общий зал ожидания вылета на второй этаж. Все остальные прилетающие пассажиры на эскалаторах спускаются со второго уровня на первый и вместе с пассажирами, прибывшими на автобусах, проходят в зону дюти-фри, далее в зону паспортного контроля, а затем в зал выдачи багажа, где организованы сидячие места для тех, чей багаж задержали, а через прозрачную перегородку можно заранее рассмотреть все выходы из терминала, а также встретиться взглядом со встречающими. Эта перегородка делает пространство проницаемым, а также визуально более светлым и просторным. После получения багажа и прохождения таможни пассажиры попадают в распределительный зал с выходом на подземную парковку, или на улицу к зданию вокзала аэроэкспресса и межтерминальному переходу. 
Визуализация
© Дарья Батяй

Эвакуация пассажиров производится на – 1 этаж, который за счет искусственно созданного понижения рельефа является открытым, также на этом уровне располагается парковка. В целях пожарной безопасности кровля разрывается в местах перехода из терминала в парковку. Ширина разрыва составляет 25 метров. 

Кровля выполнена из перекрестно-стержневой пространственной конструкции, образующей криволинейную поверхность оболочки. Для компенсации температурного расширения стропильной конструкции покрытия предусмотрены шарнирные пружинно-ползунковые опорные механизмы в верхних точках массивных колонн. Кровля остеклена матовым светоотражающим материалом с прозрачными вставками. Новейшие системы кондиционирования и вентиляции исключают возможность перегрева воздуха внутри терминала. 
Фасад, разрез и схема распределения потоков
© Дарья Батяй

Фасад здания со всех сторон полностью остеклен. Остекление стоечно-ригельное с легко-решетчатыми противоветровыми фермами. Особенностью главного фасада являются противоветровые конструкции, которые частично замаскированы под х-образные декоративные элементы, добавляющие эстетичности и создающие дополнительную динамику. Таким образом, обилие естественного света, отсутствие замкнутых пространств (все залы ожидания – это двухсветные пространства) и визуальная проницаемость всех уровней создают максимально комфортные условия для прибывания пассажиров в стенах аэропорта. Международный терминал спроектирован с учетом всех требований и норм, грамотная функциональная схема здания обеспечивает максимальное удобство и связность не только внутри терминала, но и на градостроительном уровне.
 
Диплом II степени в номинации «Магистр»

Инна Клименко
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Магистерская диссертация: «Принципы формирования инновационных культурно-туристических центров в прибрежных зонах европейской части РФ (на примере культурно-рекреационного комплекса в Приморском районе Санкт-Петербурга)»
Научный руководитель: проф. Полещук М.Н.


Работа посвящена формированию инновационных туристических кластеров в прибрежных зонах Российской Федерации, поскольку побережье является для туризма ценным природным ресурсом. При этом особенную актуальность тема развития внутреннего туризма приобретает в настоящее время, в связи с пандемией COVID-19 и ростом спроса на туристические услуги в стране. 

В зонах влияния крупных городов и агломераций туристические комплексы могут основываться на крупных культурных мероприятиях и фестивалях. Также подобные кластеры могут включать не только туристические гостиницы или коттеджи, но и жилые комплексы для постоянного проживания, центры креативных индустрий. В результате образуются сложные многофункциональные комплексы, которые благодаря синергетическому эффекту увеличивают свою привлекательность. 
Анализ возможности строительства нового туристического центра в г. Санкт-Петербург на намывных территориях
© Инна Клименко

Санкт-Петербург является одним из главных туристических городов России, который ежегодно посещают миллионы туристов. При этом отмечается ежегодный рост туризма, приводящий к дефициту коллективных средств размещения в туристический сезон. Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге все новые туристические центры размещаются в центральной зоне и, как правило, представляют собой реконструкцию исторических памятников или промышленных территорий (Новая Голландия, Севкабель Порт и др.) Таким образом, в градостроительной среде Санкт-Петербурга недостаточно современных инновационных примеров новых туристических центров, что формирует некоторый пространственный и культурный стереотип, обедняющий общую картину предложений на рынке туристических услуг. 
Анализ возможности строительства нового туристического центра в г. Санкт-Петербург на намывных территориях
© Инна Клименко

Одним из предложений в преодолении этого стереотипа является концепция культурно-рекреационного и туристического комплекса в районе поселка Лисий Нос (Курортный район, Санкт-Петербург). Здесь не стоит проблема охранных исторических зон, поскольку проектируемый комплекс размещен за границами территории природоохранной зоны на намывном полуострове. 

Намывные территории являются эффективной практикой увеличения площади, применяемой во всем мире, на которых затем возводятся объекты разной типологии и функциональности. Примечательно, что этот метод увеличения территории исторически характерен для Санкт-Петербурга, поскольку этот город возводился, во многом, на искусственно намытых основаниях. Это стало возможным благодаря небольшой глубине акватории Невской губы, получившей даже прозвище «Маркизова Лужа», что делает намыв в Санкт-Петербурге экономически выгодным. 
Мировой опыт строительства на намывных территориях
© Инна Клименко

Таким образом, культурно-туристический комплекс на намывном полуострове создаст совершенно уникальную среду, развивающую на современном этапе концепцию Петербурга как Северной Венеции или Нового Амстердама. Здесь планируется разместить комплекс сооружений и мастерских в русле концепции Креативных индустрий, фестивалей оперной и джазовой музыки на фоне акватории Финского залива, фестивалей современного искусства, дизайна, кино и т.д, поскольку фестивали являются одним из аттракторов туризма, способным привлечь большое количество людей. Помимо этого, предусматривается круглогодичное функционирование таких общественных зданий, как гостиницы, общественный центр, кафе, смотровая башня, бассейн. Одновременно на намывной территории появятся общественные пространства, а также жилая и рекреационная зоны. 
Генеральный план культурно-рекреационного комплекса в г. Санкт-Петербург
© Инна Клименко

Стоит отметить, что туристический комплекс поддерживает такие новые архитектурные доминанты, как Лахта-центр, стадион «Газпром Арена» и сооружения Западного скоростного диаметра, которые формируют новый облик морского фасада современного Санкт-Петербурга. Причем, если «Газпром Арена» и Лахта-центр создают новый масштаб, то проектируемый комплекс продолжает исторический масштаб застройки Петербурга в современной дигитальной и экологической пространственной стилистике. 
Макет культурно-рекреационного комплекса в г. Санкт-Петербург
© Инна Клименко

Проведенное исследование доказывает, что современный туристический комплекс может быть построен в прибрежных зонах с уже сложившейся градостроительной средой благодаря использованию технологий строительства энергоэффективных плавучих зданий или намыва новых территорий.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр»

Ксения Матвеева
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект: «Мультимедийный библиотечный центр на Комсомольском проспекте»
Руководители: проф. Ауров В.В., доц. Орлов В.Н., доц. Добрев А.И., констр. проф. Мунчак Л.А. 


Целью дипломной работы является создание новой современной и технологичной публичной библиотеки XXI века в «эпоху цифровых технологий». 

Создание современного мультимедийного библиотечного центра для людей всех возрастных категорий, а также для людей с ограниченными физическими возможностями в таком крупном мегаполисе, как Москва, имеет большое значение в наше время, особенно учитывая то, что такого места в Москве нет. Книжное пространство становится новым центром социальной и культурной жизни, способствует социальному обмену между читателями. 

Участок находится в двух минутах ходьбы от станции метро «Парк Культуры», в районе Хамовники, ограниченном Комсомольским проспектом, Крымским проездом, Фрунзенской набережной и улицей Тимура Фрунзе (городской квартал 443), со сложившейся среднеплотной застройкой общественного и жилого назначения высотой до 25 м. Площадь участка – 0,78 га. Рельеф участка ровный. На данный момент на территории располагается сквер. Территория строительства не попадает в санитарно-защитные зоны и зоны охраны памятников истории, культуры и природы. На юго-востоке рядом с участком располагается Ботанический сад имени П.И. Травникова, относящийся к особо охраняемой природной территории. В саду есть растения занесенные в красную книгу. Вместе с проектируемой мультимедийной библиотекой образуется безопасная благоприятная территория для проведения досуга как взрослых, так и детей. 

Привлекательность участка заключается в его местонахождении – рядом с участком проектирования находятся: музей Москвы, музей истории, школы с дошкольным образованием, дипломатическая академия МИД, лингвистический институт (МГУ) с общежитием. На востоке через Крымский Мост расположен Парк искусств МУЗЕОН, ЦПКиО и художественный лицей МЦХШ. Большой мультимедийный библиотечный центр гармонично вписывается в культурную программу района Хамовники. 
Концепция: видовой мультимедийный пассаж
© Ксения Матвеева

В ходе анализа территории была выявлена диагональная ось, которая с юго-запада попадет в Храм Святителя Николая в Хамовниках, а с северо-востока – на Колокольню Ивана Великого Московского Кремля. Выбранная ось является главным видовым пассажем в проекте. Рядом с пассажем на всю высоту здания возвышаются атриумы. На 1 этаже под атруимными пространствами находятся зеленые зоны с живыми растениями (предусмотрены системы автоматического полива), а над атриумами в крыше спроектированы световые фонари, с помощью которых происходит освещение центральных зон здания естественным верхним светом. Уже существующий зеленый сквер имеет проход к набережной. 

Функционально здание разделено на две возрастные зоны: основную часть библиотеки и детскую библиотеку (правый корпус) в уровне двух первых этажей. На первом этаже в здание ведут 2 парадных входа из центрального прохода, ведущего к набережной. С торца здания (со стороны Крымского проезда) расположен вход в ресторан. Для сотрудников спроектирован отдельный служебный вход с гардеробом. 
Схемы формообразования и перспективный разрез
© Ксения Матвеева

Главное преимущество библиотеки – это фонд открытого доступа, работающий на основе RFID (технология радиочастотной идентификации). Еще важны открытость и доступность, единые книжные пространства и читальные залы. Кроме этого, современная мультимедийная библиотека предоставляет все функции коворкинга: доступ к интернету по всему зданию, конференц-залы, помещения для семинаров, кинозалы, музейно-выставочное пространство, переговорные комнаты, кафе и т.д. Книги тут представлены и в печатном, и в цифровом форматах, что обеспечивает быстрый и удобный доступ к нужной информации. 

В главном видовом пассаже на каждом этаже находится мультимедийное пространство с информационными сенсорными стойками и стойками с шрифтом Брайля. К ним подводят разноцветные круги на полу с буквами. Из мультимедийной зоны по переходам между атриумами можно попадать в различные зоны мультимедийного библиотечного центра. Также на каждом этаже рядом с атриумами расположены столы со стационарными компьютерами с доступом в интернет. В здании спроектирована консоль (в уровне двух верхних этажей), в которой расположились стеллажи с книгами, а рядом на ступенях с мягкими подушками и пуфами можно сидеть. С консоли открывается панорамный вид на Москву. Первый этаж основной мультимедийной библиотеки занимают в основном коммерческие помещения: книжный и музыкальный магазин, кафе, трансформируемое выставочное пространство с передвижными стендами, помещение коворкинга, а также гардероб. 
Фотография макета
© Ксения Матвеева

Первый этаж детской зоны занимают: мультимедийная зона, гардероб, кафе, книжный магазин, игровая комната для детей младшего дошкольного возраста с мягкими пуфами, фонд открытого доступа и читальные залы для детей одной возрастной категории. Из детской зоны есть выход в сад имени Травникова. 

На 2 этаже в детской зоне располагается фонд открытого доступа с читальными местами для детей 2 возрастной категории, кинозал в котором могут проходить мультимедиа-сеансы, лекции, презентации детских книг и т.д. В изолированных помещениях с трансформируемыми столами могут проводиться различные развлекательные и образовательные программы. В зоне «взрослой» библиотеки на 2 этаже располагается тихая зона чтения с фондом открытого доступа с местами для чтения и отдыха. 

Все арт-стеллажи в детской библиотеке имеют разный цвет в зависимости от книжной категории для более легкой ориентации. 

На 3 этаже в левой части есть три зала, в которых могут проходить презентации книг, кино-показы, литературные вечера, авторские программы, фортепьянные концерты, конференции и тд. Рядом с залами располагается небольшое кафе с выходом на летнюю веранду с видом на Москву. Две зоны соединены стеклянным переходом. В правой части спроектировано библиотечное пространство для школьников и студентов. Здесь действует молодежный центр, направленный на изучение литературы и истории. В наличии имеется зал музыки с обширной фонотекой. В большом трансформируемом зале могут проходить различные мероприятия: кинопоказы, лекции, представления, музыкальные концерты и тд. 

На 4 и 5 этажах располагается фонд открытого доступа с местами для чтения. 

На -1 этаже находится автоматизированное книгохранилище, в котором может храниться до 900 000 книг. Все заказы принимает электронный «библиотекарь». Каждый экземпляр книги снабжен уникальным чипом, содержащим всю информацию об издании. Система передает информацию в подземное хранилище, откуда передвигающаяся роботизированная техника доставит физический экземпляр книги или, как альтернативный вариант, выведет текст с оцифрованного издания на экран монитора посетителя. Также на –1 этаже находятся технические помещения, машинный зал кондиционирования, помещения для персонала, а также парковка на 50 машиномест (8 из которых инвалидные), также имеются парковочные места для мотоциклов, скутеров, велосипедов. Над вентиляционной камерой и парковкой спроектирован технический этаж. 
Поэтажная взрыв-схема
© Ксения Матвеева

Во всем здании на каждом этаже есть зоны со столами-трансформерами, из которых можно создавать различные комбинации для конкретных мероприятий. 

Для пользователей с ограниченными физическими возможностями в мультимедийной библиотеке созданы необходимые условия: оборудован пандус, автоматические двери, специальные санузлы на каждом этаже, лестничный подъемник; предоставляется коляска со столиком для книги/ноутбука. Во всех залах – низкие стеллажи, увеличенное расстояние между которыми дает возможность свободно перемещаться между ними на коляске. К услугам слабовидящих – читающий сканер, электронная лупа, аудиокниги, библиотека книг с шрифтом Брейля. Для слабослышащих имеется подборка видеофильмов с субтитрами. 

В здании имеется выход на эксплуатируемую крышу, на которую ведут лифты и эвакуационные лестницы. Крыша является смотровой площадкой с зонами отдыха, чтения и прогулок. Она оборудована ступенями, лежаками и столиками. Покрытие крыши инверсионное, а в летнее время выставляются катки с карликовыми деревьями. Крыша над главным видовым пассажем находится выше отметки эксплуатируемой крыши. Доступ на неё есть только у сотрудников, что позволяет над пассажем на крыше разместить солнечные батареи. 

В здании на каждом уровне спроектировано 5 эвакуационных лестниц типа Л1, 4 лифта для посетителей, а также лифт из уровня парковки, имеющий режим работы «перевозка пожарных подразделений». 2 лифта из книгохранилища для персонала, 4 эскалатора расположены на каждом этаже. С -1 уровня лестницы типа Н3 ведут непосредственно наружу, что возможно благодаря рассечке в уровне 1 этажа. 

Здание библиотеки запроектировано из монолитного железобетона по регулярной каркасно-стеновой конструктивной схеме. Сетка колонн 9х9м. Колонны сплошного круглого сечения с размерами в плане 500×500 мм. Консоль из монолитного железобетона с максимальным выносом 11м перекрыта за счет перекрёстнобалочных прямоугольных стальных балок сечением 500мм х 1400мм. Опирание консоли происходит на несущие колонны шагом 9х9м (900мм в основании). 

Эксплуатируемая крыша с перекрестно-ребристой системой (балки 500мм х 1400мм) установлена на две стальные плоские треугольные фермы, которые опираются на утолщенные несущие колонны по контуру толщиной 900 мм. 

Чтобы предотвратить перегрев здания применяются светопоглощающие конструкции с дополнительным затемнением на окнах. С их помощью уменьшается потеря тепла. На некоторые стекла краской нанесены белые буквы, что оживляет интерьерное пространство в солнечную погоду, когда от букв падают тени. 

Почти полностью остекленное здание живет в одном ритме с городом, отражая сложившуюся окружающую застройку в дневное время суток, а когда темнеет, стеклянные экраны в уровне консоли загораются анонсами предстоящих мероприятий, кинопоказов, книжных новинок. 

Многофункциональный мультимедийный библиотечный центр гармонично вписывается в окружающую среду и является технологичным центром социальной и культурной жизни. 

01 Сентября 2021

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.