Золотая медаль МАРХИ 2021: номинанты

Публикуем работы четырех номинантов на Золотую медаль МАРХИ. В поле интересов выпускников: реновация АТС, Шереметьево-5, намывные территории Петербурга и технологичные библиотеки.

mainImg

В этом году художественный совет МАРХИ отметил дипломами I и II степени четыре выпускных работы, претендующих на Золотую медаль – творческую награду, которая присуждается по результатам многоэтапного конкурса студентам с высокой успеваемостью. Публикуем проекты финалистов без сокращений, а с работами медалистов можно ознакомиться здесь
Диплом I степени в номинации «Магистр»

Надежда Возжаева
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Магистерская диссертация: «Реновация зданий и территорий АТС в Москве и Московской области»
 
Научный руководитель: Михе А.А., консультанты: ст.преп. Пугачевич А.В., преп. Осецкая Т.Ю.


Работа посвящена исследованию зданий АТС в Москве и Московской области и разработке стратегий их реновации. 

В наше время как никогда актуальна тема реновации неэксплуатируемых производственных сооружений. Здания АТС на настоящий момент утратили свою первоначальную функцию, их территории негативно сказываются на облике и структуре городского пространства. Новые способы использования АТС могут принести экономическую, социальную и культурную пользу городской среде и обществу в целом. 
Расположение объектов АТС и актуальность проблемы
© Надежда Возжаева

Цель работы заключается в разработке методов реновации зданий и территорий АТС с учетом их градостроительного и функционального контекста. В работе исследован мировой опыт и определены современные тенденции и способы реновации, изучено нынешнее состояние зданий АТС и составлена их классификация по определенным признаками, разработана методика, позволяющая выбрать способ реновации при помощи составленной матрицы направлений реновации АТС и критериев оценки ситуаций зданий АТС. С использованием авторской методики разработаны шесть экспериментальных проектов реновации зданий и территорий АТС. 
Экспериментальные проекты реновации АТС
© Надежда Возжаева

Проект 1. Реновация здания АТС внутри квартала исторической застройки

Предлагается к рассмотрению проект реновации АТС, расположенной по адресу: ул. Арбат, 46, стр.1.

Здание спроектировано инженером В.В. Патеком в 1928 году и является образцом конструктивизма, поэтому выбрано направление реновации с сохранением фасада. Проведена оценка потенциала развития территории и объекта, выявлены функциональные и социальные проблемы квартала: разобщенность с окружающим контекстом и отсутствие социальной функции. Также определены социальные потребности района: детские, образовательные и спортивные учреждения. Найдены преобладающие и востребованные функции: гостиничный бизнес, кафе, развлечения. В результате анализа выбрано направление рефункционализации здания АТС: общественный центр активности с гостиницей. Метод реновации здания – гибридизация – скрещивание существующего объема с новым объемом. 

Проект 2. Реновация здания АТС на границе жилого квартала и автомагистрали

Рассматривается АТС по адресу: Рязанский проспект, 89к1с1. Здание является типовым объектом серии АУ-20-И районной АТС. Выбрана реновация с частичным сохранением фасада. Выявлены функциональные и социальные проблемы квартала: отсутствие взаимосвязи с жилым районом, депрессивность территории данной части жилого района, отсутствие социальной функции. Определены следующие недостающие району функции: спорт, досуг для детей, дополнительное образование для взрослых и пожилых людей. Предлагается рефункционализации здания в общественный центр активности для разных возрастных групп. Метод реновации здания – субституция – замещение части существующего здания новым объемом. 

Проект 3. Реновация здания АТС во дворе жилого квартала

Объект, расположенный по адресу: Докучаев пер., 9, является типовым зданием АТС серии XI-36-05В по проекту МНИИТЭП. В качестве стратегии реновации выбрано сохранение основных несущих конструкций. Определены функциональные и социальные проблемы квартала: отсутствие взаимосвязи с жилым районом, отсутствие социальной функции, депрессивность двора жилого квартала, и недостающие району функции: спорт, кафе, супермаркеты. Направление рефункционализации здания – общественный центр активности с жилой функцией. Метод реновации здания – денуклеация – частичная ликвидация внутренних площадей здания с их компенсацией в дополняемых объемах. 
Экспериментальные проекты реновации АТС
© Надежда Возжаева

Проект 4. Реновация здания АТС на пересечении жилого квартала с общественной функцией

Типовое здание АТС по проекту МНИИТЭП располагается по адресу: Луговой пр., 5. Функциональными проблемами квартала являются: отсутствие взаимосвязи с окружением, отсутствие социальной функции, оккупация территории, потенциальной для благоустройства, повышение степени депрессивности района. Социальными потребностями района являются: кафе, торговля (супермаркеты), событийные площадки. Результат функционального анализа – выбор программы рефункционализации, включающей в себя общественный медиа-центр активности. Метод реновации здания – дематериализация – демонтаж оболочки здания для создания визуально и физически проницаемого пространства. 

Проект 5. Реновация здания АТС в рекреационной зоне

Здание АТС является типовым проектом МНИИТЭП серии XI-36-02 и располагается по адресу: Юбилейный проспект, 29, Реутов, МО. Направлением реновации выбрано частичное сохранение несущих конструкций здания. К функциональным и социальным проблемам квартала относятся: отсутствие взаимосвязи с районом, отсутствие социальной функции, оккупация территории, потенциальной для благоустройства, создание депрессивной территории в зоне рекреации. Недостающими кварталу функциями являются социальные мероприятия, событийные площадки, культурные центры. Новой функцией здания выбран общественный волонтерский центр активности с оранжереей. Метод реновации здания – инверсия – трансформация объема существующего здания во внутреннее пространство нового здания. 

Проект 6. Реновация здания АТС в производственной зоне

Территория АТС включает в себя два типовых здания серии XI-36-01, расположенных по адресу: ул. Яблочкова, 19А. Отчужденная территория не связана с районом, отсутствует социальная функция, формируется неблагоприятный контекст и криминогенность среды. Стратегия реновации: демонтаж существующих зданий. Социальными потребностями района являются: рекреационные зоны, дополнительное образование и культурные учреждения, спорт для взрослого населения. Новая функция здания – общественный молодежный центр активности. Метод реновации здания – реинвенция – демонтаж существующих зданий и комплексная реорганизация территории со строительством новых объектов. 
Экспериментальные проекты реновации АТС
© Надежда Возжаева

Таким образом, все рассматриваемые здания имеют потенциал повторного использования несущих конструкций. Степень их сохранения зависит от проектного предложения. Разработано шесть методов реновации зданий АТС: гибридизация, субституция, денуклеация, дематериализация, инверсия и реинвенция, а также общие объемно-пространственные и планировочные приемы методов реновации. В процессе экспериментальных проектов выявлено превалирующее направление рефункционализации зданий АТС: общественный центр активности (Activity Time Centеr).
Выводы по диссертации
© Надежда Возжаева
Диплом I степени в номинации «Бакалавр»

Дарья Батяй
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Дипломный проект: «Аэропорт Шереметьево-5, Новый Международный Терминал»
Руководители: проф. Величкин Д.В., проф. Голованов Н.Н., асс. Финагина М.О., констр. доц. Семенов А.С.


Тема дипломного проекта – новый международный терминал Аэропорта Шереметьево. 

Место для проектирования было выбрано исходя из материалов, представленных в стратегии развития аэропорта, которая предполагает увеличение ежегодного пассажиропотока всего комплекса до 100 млн в год путем строительства новых терминалов. Администрацией аэропорта был объявлен конкурс на проектирование нового терминала для недавно построенной взлетно-посадочной полосы номер 3. Схемы проведенного исторического анализа отражают развитие комплекса с самого основания аэропорта и по сегодняшний день. 
Генплан и аналитические схемы
© Дарья Батяй

Проектное предложение включает в себя центральный объем (международный терминал), крытые парковки и вокзал аэроэкспресса. Такой терминал может принимать 20 млн пассажиров в год и обслуживать 44 самолета в час. 

Терминал связан с существующей городской дорожной и ж/д сетью. Организован подъезд с Ленинградского и Шереметьевского шоссе, а также с платной дороги М-11. Кроме того, пассажирам предоставляется возможность воспользоваться аэроэкспрессом или межтерминальным переходом для связи с остальными терминалами аэропорта. Состав аэроэкспресса отходит от Белорусского вокзала и уже на территории аэропорта, не доезжая до терминала F, пути раздваиваются, и часть поездов сворачивает в новом направлении. 

На функциональной схеме и схеме озеленения показано внедренное в уже существующую ткань комплекса аэропорта проектное предложение и его влияние на окружающую среду и застройку. 
Программа проекта
© Дарья Батяй

Здание состоит из четырех уровней: двух основных этажей и двух промежуточных. Помимо решения стандартных планировочных задач проект предлагает специально созданную интуитивно ясную траекторию движения для пассажира, которая дает ему возможность визуально оценить свой путь уже из зала регистрации вплоть до зоны ожидания выхода на посадку одним взглядом. 

Вылет осуществляется со второго этажа. В просторный зал регистрации пассажиры могут попасть через главный вход, либо из вокзала аэроэкспресса. Так как зал регистрации приподнят над уровнем второго этажа, как раз-таки для полноты обзора, в зону проверки безопасности, таможни и паспортного контроля пассажиры спускаются на 3 метра вниз. После прохождения всех контрольных пунктов они попадают в общий зал ожидания с магазинами, фудкортами и зелеными зонами, а затем дальше в зону ожидания выхода на посадку, где предусмотрены траволаторы. Для пассажиров, чей рейс задержали или для тех, кто совершает длительную пересадку, организовано дополнительное пространство на 2 уровне также с фуд-кортами и зонами отдыха. 

Прилет осуществляется на первый этаж. На первый уровень прибывают пассажиры на автобусах, на второй уровень первого этажа прибывают все остальные пассажиры, которые из самолета по телетрапу попадают сразу в терминал. Трансферные пассажиры по одному из коридоров второго уровня идут в зону трансфера, где располагаются проверка безопасности и паспортный контроль, после чего могут подняться в общий зал ожидания вылета на второй этаж. Все остальные прилетающие пассажиры на эскалаторах спускаются со второго уровня на первый и вместе с пассажирами, прибывшими на автобусах, проходят в зону дюти-фри, далее в зону паспортного контроля, а затем в зал выдачи багажа, где организованы сидячие места для тех, чей багаж задержали, а через прозрачную перегородку можно заранее рассмотреть все выходы из терминала, а также встретиться взглядом со встречающими. Эта перегородка делает пространство проницаемым, а также визуально более светлым и просторным. После получения багажа и прохождения таможни пассажиры попадают в распределительный зал с выходом на подземную парковку, или на улицу к зданию вокзала аэроэкспресса и межтерминальному переходу. 
Визуализация
© Дарья Батяй

Эвакуация пассажиров производится на – 1 этаж, который за счет искусственно созданного понижения рельефа является открытым, также на этом уровне располагается парковка. В целях пожарной безопасности кровля разрывается в местах перехода из терминала в парковку. Ширина разрыва составляет 25 метров. 

Кровля выполнена из перекрестно-стержневой пространственной конструкции, образующей криволинейную поверхность оболочки. Для компенсации температурного расширения стропильной конструкции покрытия предусмотрены шарнирные пружинно-ползунковые опорные механизмы в верхних точках массивных колонн. Кровля остеклена матовым светоотражающим материалом с прозрачными вставками. Новейшие системы кондиционирования и вентиляции исключают возможность перегрева воздуха внутри терминала. 
Фасад, разрез и схема распределения потоков
© Дарья Батяй

Фасад здания со всех сторон полностью остеклен. Остекление стоечно-ригельное с легко-решетчатыми противоветровыми фермами. Особенностью главного фасада являются противоветровые конструкции, которые частично замаскированы под х-образные декоративные элементы, добавляющие эстетичности и создающие дополнительную динамику. Таким образом, обилие естественного света, отсутствие замкнутых пространств (все залы ожидания – это двухсветные пространства) и визуальная проницаемость всех уровней создают максимально комфортные условия для прибывания пассажиров в стенах аэропорта. Международный терминал спроектирован с учетом всех требований и норм, грамотная функциональная схема здания обеспечивает максимальное удобство и связность не только внутри терминала, но и на градостроительном уровне.
 
Диплом II степени в номинации «Магистр»

Инна Клименко
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Магистерская диссертация: «Принципы формирования инновационных культурно-туристических центров в прибрежных зонах европейской части РФ (на примере культурно-рекреационного комплекса в Приморском районе Санкт-Петербурга)»
Научный руководитель: проф. Полещук М.Н.


Работа посвящена формированию инновационных туристических кластеров в прибрежных зонах Российской Федерации, поскольку побережье является для туризма ценным природным ресурсом. При этом особенную актуальность тема развития внутреннего туризма приобретает в настоящее время, в связи с пандемией COVID-19 и ростом спроса на туристические услуги в стране. 

В зонах влияния крупных городов и агломераций туристические комплексы могут основываться на крупных культурных мероприятиях и фестивалях. Также подобные кластеры могут включать не только туристические гостиницы или коттеджи, но и жилые комплексы для постоянного проживания, центры креативных индустрий. В результате образуются сложные многофункциональные комплексы, которые благодаря синергетическому эффекту увеличивают свою привлекательность. 
Анализ возможности строительства нового туристического центра в г. Санкт-Петербург на намывных территориях
© Инна Клименко

Санкт-Петербург является одним из главных туристических городов России, который ежегодно посещают миллионы туристов. При этом отмечается ежегодный рост туризма, приводящий к дефициту коллективных средств размещения в туристический сезон. Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге все новые туристические центры размещаются в центральной зоне и, как правило, представляют собой реконструкцию исторических памятников или промышленных территорий (Новая Голландия, Севкабель Порт и др.) Таким образом, в градостроительной среде Санкт-Петербурга недостаточно современных инновационных примеров новых туристических центров, что формирует некоторый пространственный и культурный стереотип, обедняющий общую картину предложений на рынке туристических услуг. 
Анализ возможности строительства нового туристического центра в г. Санкт-Петербург на намывных территориях
© Инна Клименко

Одним из предложений в преодолении этого стереотипа является концепция культурно-рекреационного и туристического комплекса в районе поселка Лисий Нос (Курортный район, Санкт-Петербург). Здесь не стоит проблема охранных исторических зон, поскольку проектируемый комплекс размещен за границами территории природоохранной зоны на намывном полуострове. 

Намывные территории являются эффективной практикой увеличения площади, применяемой во всем мире, на которых затем возводятся объекты разной типологии и функциональности. Примечательно, что этот метод увеличения территории исторически характерен для Санкт-Петербурга, поскольку этот город возводился, во многом, на искусственно намытых основаниях. Это стало возможным благодаря небольшой глубине акватории Невской губы, получившей даже прозвище «Маркизова Лужа», что делает намыв в Санкт-Петербурге экономически выгодным. 
Мировой опыт строительства на намывных территориях
© Инна Клименко

Таким образом, культурно-туристический комплекс на намывном полуострове создаст совершенно уникальную среду, развивающую на современном этапе концепцию Петербурга как Северной Венеции или Нового Амстердама. Здесь планируется разместить комплекс сооружений и мастерских в русле концепции Креативных индустрий, фестивалей оперной и джазовой музыки на фоне акватории Финского залива, фестивалей современного искусства, дизайна, кино и т.д, поскольку фестивали являются одним из аттракторов туризма, способным привлечь большое количество людей. Помимо этого, предусматривается круглогодичное функционирование таких общественных зданий, как гостиницы, общественный центр, кафе, смотровая башня, бассейн. Одновременно на намывной территории появятся общественные пространства, а также жилая и рекреационная зоны. 
Генеральный план культурно-рекреационного комплекса в г. Санкт-Петербург
© Инна Клименко

Стоит отметить, что туристический комплекс поддерживает такие новые архитектурные доминанты, как Лахта-центр, стадион «Газпром Арена» и сооружения Западного скоростного диаметра, которые формируют новый облик морского фасада современного Санкт-Петербурга. Причем, если «Газпром Арена» и Лахта-центр создают новый масштаб, то проектируемый комплекс продолжает исторический масштаб застройки Петербурга в современной дигитальной и экологической пространственной стилистике. 
Макет культурно-рекреационного комплекса в г. Санкт-Петербург
© Инна Клименко

Проведенное исследование доказывает, что современный туристический комплекс может быть построен в прибрежных зонах с уже сложившейся градостроительной средой благодаря использованию технологий строительства энергоэффективных плавучих зданий или намыва новых территорий.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр»

Ксения Матвеева
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект: «Мультимедийный библиотечный центр на Комсомольском проспекте»
Руководители: проф. Ауров В.В., доц. Орлов В.Н., доц. Добрев А.И., констр. проф. Мунчак Л.А. 


Целью дипломной работы является создание новой современной и технологичной публичной библиотеки XXI века в «эпоху цифровых технологий». 

Создание современного мультимедийного библиотечного центра для людей всех возрастных категорий, а также для людей с ограниченными физическими возможностями в таком крупном мегаполисе, как Москва, имеет большое значение в наше время, особенно учитывая то, что такого места в Москве нет. Книжное пространство становится новым центром социальной и культурной жизни, способствует социальному обмену между читателями. 

Участок находится в двух минутах ходьбы от станции метро «Парк Культуры», в районе Хамовники, ограниченном Комсомольским проспектом, Крымским проездом, Фрунзенской набережной и улицей Тимура Фрунзе (городской квартал 443), со сложившейся среднеплотной застройкой общественного и жилого назначения высотой до 25 м. Площадь участка – 0,78 га. Рельеф участка ровный. На данный момент на территории располагается сквер. Территория строительства не попадает в санитарно-защитные зоны и зоны охраны памятников истории, культуры и природы. На юго-востоке рядом с участком располагается Ботанический сад имени П.И. Травникова, относящийся к особо охраняемой природной территории. В саду есть растения занесенные в красную книгу. Вместе с проектируемой мультимедийной библиотекой образуется безопасная благоприятная территория для проведения досуга как взрослых, так и детей. 

Привлекательность участка заключается в его местонахождении – рядом с участком проектирования находятся: музей Москвы, музей истории, школы с дошкольным образованием, дипломатическая академия МИД, лингвистический институт (МГУ) с общежитием. На востоке через Крымский Мост расположен Парк искусств МУЗЕОН, ЦПКиО и художественный лицей МЦХШ. Большой мультимедийный библиотечный центр гармонично вписывается в культурную программу района Хамовники. 
Концепция: видовой мультимедийный пассаж
© Ксения Матвеева

В ходе анализа территории была выявлена диагональная ось, которая с юго-запада попадет в Храм Святителя Николая в Хамовниках, а с северо-востока – на Колокольню Ивана Великого Московского Кремля. Выбранная ось является главным видовым пассажем в проекте. Рядом с пассажем на всю высоту здания возвышаются атриумы. На 1 этаже под атруимными пространствами находятся зеленые зоны с живыми растениями (предусмотрены системы автоматического полива), а над атриумами в крыше спроектированы световые фонари, с помощью которых происходит освещение центральных зон здания естественным верхним светом. Уже существующий зеленый сквер имеет проход к набережной. 

Функционально здание разделено на две возрастные зоны: основную часть библиотеки и детскую библиотеку (правый корпус) в уровне двух первых этажей. На первом этаже в здание ведут 2 парадных входа из центрального прохода, ведущего к набережной. С торца здания (со стороны Крымского проезда) расположен вход в ресторан. Для сотрудников спроектирован отдельный служебный вход с гардеробом. 
Схемы формообразования и перспективный разрез
© Ксения Матвеева

Главное преимущество библиотеки – это фонд открытого доступа, работающий на основе RFID (технология радиочастотной идентификации). Еще важны открытость и доступность, единые книжные пространства и читальные залы. Кроме этого, современная мультимедийная библиотека предоставляет все функции коворкинга: доступ к интернету по всему зданию, конференц-залы, помещения для семинаров, кинозалы, музейно-выставочное пространство, переговорные комнаты, кафе и т.д. Книги тут представлены и в печатном, и в цифровом форматах, что обеспечивает быстрый и удобный доступ к нужной информации. 

В главном видовом пассаже на каждом этаже находится мультимедийное пространство с информационными сенсорными стойками и стойками с шрифтом Брайля. К ним подводят разноцветные круги на полу с буквами. Из мультимедийной зоны по переходам между атриумами можно попадать в различные зоны мультимедийного библиотечного центра. Также на каждом этаже рядом с атриумами расположены столы со стационарными компьютерами с доступом в интернет. В здании спроектирована консоль (в уровне двух верхних этажей), в которой расположились стеллажи с книгами, а рядом на ступенях с мягкими подушками и пуфами можно сидеть. С консоли открывается панорамный вид на Москву. Первый этаж основной мультимедийной библиотеки занимают в основном коммерческие помещения: книжный и музыкальный магазин, кафе, трансформируемое выставочное пространство с передвижными стендами, помещение коворкинга, а также гардероб. 
Фотография макета
© Ксения Матвеева

Первый этаж детской зоны занимают: мультимедийная зона, гардероб, кафе, книжный магазин, игровая комната для детей младшего дошкольного возраста с мягкими пуфами, фонд открытого доступа и читальные залы для детей одной возрастной категории. Из детской зоны есть выход в сад имени Травникова. 

На 2 этаже в детской зоне располагается фонд открытого доступа с читальными местами для детей 2 возрастной категории, кинозал в котором могут проходить мультимедиа-сеансы, лекции, презентации детских книг и т.д. В изолированных помещениях с трансформируемыми столами могут проводиться различные развлекательные и образовательные программы. В зоне «взрослой» библиотеки на 2 этаже располагается тихая зона чтения с фондом открытого доступа с местами для чтения и отдыха. 

Все арт-стеллажи в детской библиотеке имеют разный цвет в зависимости от книжной категории для более легкой ориентации. 

На 3 этаже в левой части есть три зала, в которых могут проходить презентации книг, кино-показы, литературные вечера, авторские программы, фортепьянные концерты, конференции и тд. Рядом с залами располагается небольшое кафе с выходом на летнюю веранду с видом на Москву. Две зоны соединены стеклянным переходом. В правой части спроектировано библиотечное пространство для школьников и студентов. Здесь действует молодежный центр, направленный на изучение литературы и истории. В наличии имеется зал музыки с обширной фонотекой. В большом трансформируемом зале могут проходить различные мероприятия: кинопоказы, лекции, представления, музыкальные концерты и тд. 

На 4 и 5 этажах располагается фонд открытого доступа с местами для чтения. 

На -1 этаже находится автоматизированное книгохранилище, в котором может храниться до 900 000 книг. Все заказы принимает электронный «библиотекарь». Каждый экземпляр книги снабжен уникальным чипом, содержащим всю информацию об издании. Система передает информацию в подземное хранилище, откуда передвигающаяся роботизированная техника доставит физический экземпляр книги или, как альтернативный вариант, выведет текст с оцифрованного издания на экран монитора посетителя. Также на –1 этаже находятся технические помещения, машинный зал кондиционирования, помещения для персонала, а также парковка на 50 машиномест (8 из которых инвалидные), также имеются парковочные места для мотоциклов, скутеров, велосипедов. Над вентиляционной камерой и парковкой спроектирован технический этаж. 
Поэтажная взрыв-схема
© Ксения Матвеева

Во всем здании на каждом этаже есть зоны со столами-трансформерами, из которых можно создавать различные комбинации для конкретных мероприятий. 

Для пользователей с ограниченными физическими возможностями в мультимедийной библиотеке созданы необходимые условия: оборудован пандус, автоматические двери, специальные санузлы на каждом этаже, лестничный подъемник; предоставляется коляска со столиком для книги/ноутбука. Во всех залах – низкие стеллажи, увеличенное расстояние между которыми дает возможность свободно перемещаться между ними на коляске. К услугам слабовидящих – читающий сканер, электронная лупа, аудиокниги, библиотека книг с шрифтом Брейля. Для слабослышащих имеется подборка видеофильмов с субтитрами. 

В здании имеется выход на эксплуатируемую крышу, на которую ведут лифты и эвакуационные лестницы. Крыша является смотровой площадкой с зонами отдыха, чтения и прогулок. Она оборудована ступенями, лежаками и столиками. Покрытие крыши инверсионное, а в летнее время выставляются катки с карликовыми деревьями. Крыша над главным видовым пассажем находится выше отметки эксплуатируемой крыши. Доступ на неё есть только у сотрудников, что позволяет над пассажем на крыше разместить солнечные батареи. 

В здании на каждом уровне спроектировано 5 эвакуационных лестниц типа Л1, 4 лифта для посетителей, а также лифт из уровня парковки, имеющий режим работы «перевозка пожарных подразделений». 2 лифта из книгохранилища для персонала, 4 эскалатора расположены на каждом этаже. С -1 уровня лестницы типа Н3 ведут непосредственно наружу, что возможно благодаря рассечке в уровне 1 этажа. 

Здание библиотеки запроектировано из монолитного железобетона по регулярной каркасно-стеновой конструктивной схеме. Сетка колонн 9х9м. Колонны сплошного круглого сечения с размерами в плане 500×500 мм. Консоль из монолитного железобетона с максимальным выносом 11м перекрыта за счет перекрёстнобалочных прямоугольных стальных балок сечением 500мм х 1400мм. Опирание консоли происходит на несущие колонны шагом 9х9м (900мм в основании). 

Эксплуатируемая крыша с перекрестно-ребристой системой (балки 500мм х 1400мм) установлена на две стальные плоские треугольные фермы, которые опираются на утолщенные несущие колонны по контуру толщиной 900 мм. 

Чтобы предотвратить перегрев здания применяются светопоглощающие конструкции с дополнительным затемнением на окнах. С их помощью уменьшается потеря тепла. На некоторые стекла краской нанесены белые буквы, что оживляет интерьерное пространство в солнечную погоду, когда от букв падают тени. 

Почти полностью остекленное здание живет в одном ритме с городом, отражая сложившуюся окружающую застройку в дневное время суток, а когда темнеет, стеклянные экраны в уровне консоли загораются анонсами предстоящих мероприятий, кинопоказов, книжных новинок. 

Многофункциональный мультимедийный библиотечный центр гармонично вписывается в окружающую среду и является технологичным центром социальной и культурной жизни. 

01 Сентября 2021

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.