Золотая медаль МАРХИ 2021: победители

Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.

mainImg
Творческая награда для выпускников МАРХИ, поощряющая успехи в овладении профессией архитектора, учреждена в 1995 году. В двухэтапном конкурсе принимают участие студенты, показавшие за время обучения лучшие результаты успеваемости по профилирующим творческим дисциплинам и архитектурному проектированию.

По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале 2021, участники представили короткий проект «Створный маяк с отелем» (эскиз, планшет, буклет). Был сформирован шортлист участников. В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов. С 2017 года медаль присуждается в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».

Публикуем проекты победителей, работы четырех  финалистов можно посмотреть здесь.
 
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр»

Полина Болдырева
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Магистерская диссертация: «Метаструктуры. Новые приемы и принципы в формообразовании и организации функций»
Научный руководитель: проф.Михе А.А., консультанты: ст.преп. Пугачевич А.В., преп. Осецкая Т.Ю.


Появление новых типов зданий, усложнение их структуры, формирование новых качеств и характеристик – результат непрерывного развития общества, адаптация к трансформирующимся формам взаимодействия и смене исторических процессов. С течением времени объекты, наделенные несколькими функциями, проходили различные этапы развития: многофункциональные комплексы, комплексы смешанного типа (mixed-use с конца 1970-х), комплексы-гибриды (с конца 1990-х). Предполагается, что следующей ступенью станут «метаструктуры». 

Метаструктура – объект метаархитектуры; комплекс взаимосвязанных зданий, представляющих собой единую замкнутую саморегулирующуюся структуру с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данным объектам свойственны мультимодальность, мультифункциональность, высокая степень автономности, разветвленность, наличие временных и постоянных составляющих, открытость для диалога с контекстом. Метаструктуры состоят из метазвеньев, соединенных метасвязями. 

Метазвено – структурная единица метасистемы, представляющее собой одновременно целостное и дискретное ядро с набором нескольких функций, способное с течением времени менять как функциональную программу, так и объемно-пространственное решение. 

Метасвязь – структурная единица метасистемы, осуществляющая связь, определяющая характер интеграции периферических частей метазвеньев друг с другом; метасвязь зависит от метазвеньев, ее набор функций (менее разветвленный, чем в метазвене) подстраивается под сценарии соединяемых частей, а следовательно, она также склонна к смене своих качественных и количественных характеристик. 

В условиях стремительного роста мегаполисов, расширения их пространственных границ (территориальных и высотных), увеличения населения, усложнения типологий зданий, насыщения их большим количеством функций и связей, появление такого нового типа систем зданий, как метаструктуры, весьма вероятно в ближайшем будущем. Метаструктуры позволят минимизировать радиусы доступности, предоставить человеку в пределах одной саморегулирующийся и автономной системы зданий все необходимые функции, услуги. 
Предпосылки. Типологии. Мировой опыт
© Полина Болдырева

Внедрение метаструктур в будущем даст много преимуществ при пространственном прототипировании городов. Основные преимущества: программная гибкость, адаптивность, способность изменяться с течением времени за счет наличия внутри одной системы помимо постоянных составляющих, например жилых ячеек, временные, такие как производственные или общественные. Различные части метаструктуры при устаревании своей функции заменяются на иной «программный блок» с более актуальной программой, учитывающей потребности текущего времени. Таким образом, метаструктуры ликвидируют феномен существования неэффективно эксплуатируемых, заброшенных зданий и территорий в ткани города. 

Прогнозируемые метаструктуры и существующие прототипы можно классифицировать по 6 основным типологиям. Все метаструктуры, в первую очередь, различаются по размеру: XS (100000 м²), S (200000 м²), M (400000 м²), L (600000 м²), XL (1000000 м²), XXL (2000000 м²). По форме, общему объемно-пространственному решению, их можно разделить на вертикальные, горизонтальные и смешанные. По факторам формообразования выделяются естественные, искусственные (техногенные) и комбинированные, образованные под действием искусственных и естественных факторов. Также метаструктуры классифицируются по степени «гибкости», изменяемости и возможности функционального роста, по количеству метазвеньев и по степени пространственной плотности

В современной зарубежной практике можно выявить следующие группы примеров метаструктур: 
  • Утопические проекты метаархитектуры (существующие виртуально, нереализованные объекты, характеризуемые огромными площадями (способными вмещать целые города), сложной организацией, многофункциональностью, транспортной мультимодальностью, высокой степенью гибкости и изменчивости, а также иными особенностями, возводящими их в ранг фантасмагории) 
  • Прототипы метаархитектурных звеньев (реализованные объекты, представленные 1-3 функциями (в основном жильем с незначительным добавлением дополнительных сценариев – торговля, досуг и др.), имеющие ограниченное количество (1-2) незаполненных пространств/площадок/пустот для открытой функциональной и объемно-пространственной трансформации).
  • Прототипы метаструктур (существующие, гармонично сложившиеся, завершенные функционально и объемно-пространственно, не предполагающие возможность трансформации, объекты с собственной разветвленной системой инфраструктуры (социальной, производственной, инженерной, информационной, транспортной)) 


Проект №1. «Высотная метаструктура в Гонконге»

Участок проектирования: район Монгкок в Гонконге.

Создание вертикальной метаструктуры в Гонконге как самодостаточной городской единицы, саморегулирующейся целостной системы с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данная структура поможет решить вопрос с качественным увеличением плотности и площадей озеленения в условиях ограниченной территории. В состав проекта входит сохранение существующих домов на выбранном участке, возведение высотного объекта из модификации перекрестно-стержневой пространственной системы как структуры из пространственных сот с различным наполнением. Программа метаструктуры в Монгкоке включает жилье (квартиры, апартаменты, общежития и гостиницы), офисы и арендуемые помещения, учебные заведения, объекты здравоохранения, зрелищные и спортивные заведения, кафе и рестораны, промышленные ячейки, озелененные пространства. 

Градостроительный подход: «дополнения/соседства/включения» (смежное функциональное обогащение, адаптация под существующее устройство участка и окружения). 

Объемно-пространственный прием: «прием пространственных сот и гомогенной решетки» (однородное развитие в трех направлениях посредством модулей с одинаковыми размерами и конфигурацией). 
Высотная метаструктура в Гонконге
© Полина Болдырева

Проект № 2. «Научно-просветительский центр в городе Московский»

Участок проектирования: территория бывшего гаражного кооператива близ института полиомиелита и Киевского шоссе (выбранная территория также соседствует с жилыми кварталами (3-го и 5-го микрорайонов) и Валуевским лесопарком). 

Предлагаемая метаструктура, научно-просветительский центр, проектируется как драйвер для дальнейшего развития города-спутника Московский, имеющего потенциал наукограда и развитую систему агропромышленной сферы. 

Горизонтальная метаструктура строится на системе колец, каждое из которых опоясывает одну из шести главных зон. Подобно принципу годовых слоев дерева, каркас метасистемы способен разрастаться, меняться как качественно (сменяя функцию), так и количественно (изменяя пространственные показатели). 

Общественно-просветительский центр включает: лаборатории, общественные сады и теплицы, коворкинги, аудитории как для приглашенных исследователей, так и для студентов и профессоров близлежащего института полиомиелита, офисы, коливинги, сезонные рынки. 

Градостроительный подход: «драйвер развития» (формирование «катализатора» на основе существующего вектора развития города). 

Объемно-пространственный прием: «прием конурбации» (радиальное полицентричное развитие посредством образования новых примыкающих поясов и хорд). 
Научно-просветительский центр в городе Московский
© Полина Болдырева

Проект №3. «Лунное поселение будущего» в рамках международного конкурса «Moon base 2124. Artemis»

Метаструктура в рамках конкурса разрабатывается как самодостаточный, самоподдерживающийся лунный поселок с замкнутой системой и модульной структурой, предназначенной для облегчения будущего расширения, строительства и сборки. Она расположена близ кратера Южного полюса из-за предполагаемой доступности извлекаемого водяного льда. Основной строительный материал – местный реголит. 

Градостроительный подход: «генератор роста/ отправная точка» (создание первоосновы необитаемого пространства). 

Объемно-пространственный прием: «прием дискретно-капсульного разветвления» (развитие по туннельной системе планировке с ограниченным количеством соединений компонентов). 
Лунное поселение будущего
© Полина Болдырева

Проект №4. «Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте»

Участок: южная часть городского отвала №1, близ Баженовского асбестового карьера (граничит с садово-дачными товариществами). 

Предлагаемая метаструктура, многофункциональный центр, – это ревитализация территории, заброшенной после антропогенного вмешательства в ходе промышленного процесса (добычи асбеста), «залечивание раны» в черте Асбеста. Данная система помогает пересмотреть основную отрасль развития города, выступает как драйвер для становления экологичного производства взамен угасающей асбестовской промышленности. Горизонтальная метаструктура строится по ортогональной сетке, имея 5 основных функциональных зон/ядер. Временные модули сопрягаются с постоянными, обеспечивая качественное и количественное изменение структуры. Взаимозаменяются столярные и швейные блоки различных этапов производства (заготовительный и сборочный), варьируются и жилые блоки. Многофункциональный центр включает: столярные мастерские (цех по производству товаров для крупных торгово-промышленных компаний), швейные мастерские с учебным комбинатом, общежития и жилые блоки с квартирами, культурные центры (центр камнерезного искусства, выставочный и минералогический), склады. 

Градостроительный подход: «регенератор развития» (переопределение вектора развития города, предложение альтернативы). 

Объемно-пространственный прием: «прием телескопических блоков» (ортогональнотелескопический; ортогональное развитие со стыковкой модулей в одном направлении). 

Первые четыре проекта являются «новообразованиями», характер их структуры однороден, как и принцип построения и разрастания, так же объем элементарных модулей/блоков примерно одинаков. На них оттачиваются основные принципы. Реновация – сложнее, это следующий этап. Выбранный подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». А поскольку отношение к существующему достаточно сакральное, то и типология зданий должна быть особенной, но одной для 5 и 6 проекта. Поэтому мы выбираем элеваторы, то есть здания с такими исходными данными, которые побуждают к нестандартным решениям, а соответственно выработке новых принципов (которые оправданно оставлять). 
Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте
© Полина Болдырева

Проект №5. «Многофункциональный комплекс в Печатниках» в рамках реновации территории заброшенного завода «Цемент-Сервис» близ акватории «Южный порт» в Москве

Многофункциональный комплекс представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (особенно здание элеватора), вживляющимися в новый объемно-блочный периметр, с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно, жилые – с квартирами и отелями; рабочие – с офисами и коворкингами; научно-просветительские – с медиатеками, лекториями, музеями и образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с тренажерными центрами и площадками; «зеленые» – с прогулочными оранжереями; промышленно-экологические – с системами фильтрации и очистки воздуха. Одной из особенностей данной структуры является наличие реновируемых зданий, а именно цементного элеватора и новых эко-блоков (с системами фильтрации и очистки воздуха), что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на ее внимательное отношение не только к сохранению существующего портового колорита, но и к улучшению экологии местности. 

Градостроительный подход: «реновации в застройке» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей прилегающих кварталов). 

Объемно-пространственный прием: «прием капсульного периметра» (периметрально-капсульный; развитие посредством образования новых блоков по периметру; насыщенная периферия – пассивный центр). 
Многофункциональный комплекс в Печатниках
© Полина Болдырева

Проект №6. «Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в Ярославля» в рамках реновации территории заброшенного завода «Хлебная база №61» близ Волги в Ярославле

Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (зерновые силосы и рабочие башни), доминирующими по площади, и новым «пористым» стилобатом с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно: жилые – с отелем (в одном из 6 силосных корпусов), мастерскими для художников (в двух производственных прямоугольных башнях), «летними» квартирами и площадкой для кемпинга (в стилобате); научно-просветительские – с лекторием, образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с центром скалолазания и полетов на аэротрубе, памп-треком, дополнительными открытыми и закрытыми площадками для лечебной физкультуры; творческие – с музеями, ремесленными мастерскими, и арт-объектами (один из силосных корпусов в процессе работы превращается в своеобразную скульптуру с функцией памяти места). 

Одной из особенностей данной структуры является наличие модернизируемых зданий, а именно силосных корпусов и производственных башен, и нового «пористого» стилобата с системой дворов и встраиваемых временных блоков, что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на особый подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». В реновации есть две природы, разные по масштабу, по подходу к организации и трансформации: сохраняемая и новообразованная. И если в проекте № 5 («Многофункционального комплекса в Печатниках») элеваторы являются лишь незначительной частью структуры, в проекте № 6 силосные и рабочие башни выступают доминирующим большинством. 

Градостроительный подход: «реновации в среде» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей окружающей природной среды). 

Объемно-пространственный прием: «прием разреженного стилобата» (развитие посредством разрастания сетки стилобата и заполнения его блоками). 
Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в г. Ярославль.
© Полина Болдырева

Также на примере экспериментальных проектов были апробированы ключевые принципы метаструктуры – принцип пористости и принцип трансформации. 

Значение «пористости» на разных уровнях структурной организации (в структуре фасада, характере формообразования объемов, степени разреженности и плотности системы и др.): 
  • облегчает общее восприятие массивного объема, 
  • резервирует дополнительные площади/блоки под разрастающиеся функции; 
  • обеспечивает необходимые пустоты, где пористость – средство разряжения переуплотненных блоков с высокой концентрацией, 
  • является катализатором социального пространства, 
  • помогает обеспечить необходимый световой периметр и т.д. 
Различные виды и масштабы проявления «принципа трансформации» (в функциональном и объемно-пространственном решении): 
  • смена функций и сценариев (изменение процентного соотношения функциональных частей, появление новых программ, смена общего вектора развития), 
  • пространственные модификации в пределах всей структуры, определенной зоны, единичного блока и др. (реновация, модернизация, деление и разрастание дополнительными модулями, объемами, уровнями). 
Метаструктура может располагаться как в мегаполисе, так и в развивающемся городе или же на неосвоенной территории. Характер и степень интеграции данной системы, ее объемно-пространственное воплощение, степень заполняемости и изменяемости в выбранной среде зависит от функциональной схемы окружения, его особенностей и векторов специализации, потенциала места и перспектив развития как среды в целом, так и отдельно рассмотренных объектов, пешеходной и транспортной доступности, точек активности. 
Выводы из экспериментальных проектов. Основные подходы, приемы и принципы
© Полина Болдырева

На сегодняшний день становятся все более очевидными высокие темпы глобализации, урбанизации, требующие более сложных типологий объектов. Устаревают модель ярусного расположения функций в зданиях, неизменяемая монофункциональность пространств, малая типологическая вариативность, связанная также и с ограниченностью конструктивных решений масштабных объектов. Но уже сейчас существуют прототипы метаструктур и проекты прогнозируемого будущего. Поэтому, весьма вероятно внедрение полноценных метаструктур в ткань города уже в ближайшее время.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр»

Дарья Зотова
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект: «Иммерсивный театр с открытыми городскими событийными пространствами в Ясенево»
Руководители: Перекладов А.А., ст.преп. Скорикова М.В., констр. проф. Мунчак Л.А.


Разрабатываемый участок расположен на центральном бульваре в районе Ясенево. Основными транспортными магистралями района являются Новоясеневский проспект, связывающий массив застройки с Профсоюзной улицей, Тарусская и Ясногорская улицы, являющиеся продолжением на территории района Севастопольского проспекта. На территории района Ясенево имеются выходы трех станций Калужско-Рижской линии: «Теплый Стан» (южный выход), «Ясенево», «Новоясеневская». 

Предполагалось, что бульвар станет одним из главных общественных пространств района, но, к сожалению, сейчас он заброшен и не функционирует так, как задумывал его архитектор Яков Белопольский в своем градостроительном проекте. Основная проблема района – нехватка общественных зданий и рекреационных городских территорий при таком количестве жилой застройки. 
Аксонометрия
© Дарья Зотова

Ясенево – один из самых экологически чистых районов Москвы. С трех сторон его окружает Битцевский лес. Разрабатывая генплан бульвара, я постаралась остаться в русле экологичности: по периметру участка зеленые насаждения создают барьер от примыкающих автомобильных дорог, также бульвар разделен на шумовые зоны. Самая насыщенная – площадь у метро, отведенная для активного отдыха. Здесь находятся спортивные площадки, скейт-площадки, детские игровые площадки. Следующая зона – городской амфитеатр, в центре которого находится пруд, за ним расположен разрабатываемый культурный комплекс. Завершает бульвар самая тихая – парковая зона, на которой находится уже существующая церковь. Таким образом, получился плавный градиент озеленения от городской площади к скверу. В своем комплексе я также поддерживаю тему экологичности: основной материал конструкций – клееный брус, отделка выполнена из термососны. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Опираясь на исследования КБ Стрелки о спальных микрорайонах Москвы, я выявила одну из главных проблем таких районов как Ясенево – потеря их актуальности в современном городе. Это вызвано нехваткой важных утилитарных и культурных функций в районе, а также отсутствием общественных центров притяжения. В своем проекте я совмещаю их в едином комплексе. 

Проанализировав структуру древнеримских городов, я определила функциональный состав комплекса. В него вошли: иммерсивный театр, термы, амфитеатр, под которым расположен небольшой рынок и кафе, библиотека с коворкингом. 
Модули иммерсивных представлений и событийных пространств
© Дарья Зотова

В основу концепции комплекса легли исследование Седрика Прайса о динамической архитектуре, в частности его проект «Дворец развлечений». Главным средством передачи движения в моем комплексе стали статические конструкции, возвышающиеся над объемом здания. К ним подвешиваются различные модули, формирующие городские событийные пространства на эксплуатируемой кровле здания, которая является культурной осью комплекса и подчеркивает градостроительную ось бульвара, направленную через весь район в центр города. 
  • zooming
    1 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    2 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер рынка и интерьер библиотеки
    © Дарья Зотова
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
    © Дарья Зотова

Во главе комплекса расположен иммерсивный театр, представляющий лабиринт лестниц на фасаде, связанных в единую структуру. Такая конструкция предусматривает неограниченную вариативность сценариев: фасад театра, эксплуатируемая кровля, пространство фойе и зала – все превращается в площадки для сцены. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Главная черта иммерсивного театра – моделируемая реальность, позволяющая зрителю стать частью спектакля, полностью погрузиться в созданный режиссером мир. Одним из первых, кто перенес сценическое действие ближе к зрителям и сделал их участниками творческого процесса, был Всеволод Мейерхольд (театральный режиссер-авангардист). Сейчас многие режиссеры и сценографы работают с иммерсивными пространствами: Робер Лепаж (канадский режиссер), Георгий Цыпин (художник-постановщик, участвовавший в создании декорации для открытия Олимпийских игр в Сочи), Александра Вальц (немецкий хореограф). 

На главном фасаде комплекса можно увидеть иммерсионное представление, примером которого стал спектакль «Русские сказки» режиссера Кирилла Серебренникова, поставленный в Гоголь-центре. Во время спектакля зрителей разделяют на три группы, каждая из которых путешествует по своему маршруту, зрители проходят через три площадки и соединяются только в конце спектакля в главном зале и вместе смотрят последнюю постановку, являющуюся финалом для каждого из маршрутов. 
Иммерсивный театр
© Дарья Зотова

Статические конструкции над разрабатываемым комплексом могут не только создавать сценические пространства, но и участвовать в организации городских событийных пространств для различных мероприятий, например, ярмарок, музыкальных концертов, выставок. Для этого я разработала несколько вариантов мобильных модулей, которые позволяют создать различные сценарии городских мероприятий. Модули подвешиваются к кран-балкам, опирающимся на фермы. 

Конструктивная система культурного центра – комбинированная. Несущий остов представляет собой пространственную систему, образованную колоннами, несущими стенами, ригелями/фермами и плитами междуэтажных перекрытий. Фермы над всем комплексом опираются на колонны, которые идут по периметру здания и на нижних этажах находятся в одной плоскости с наружными стенами. 
Интерьер рынка и интерьер библиотеки
© Дарья Зотова

Фермы составлены из клееного бруса, для раскосов использован тот же материал. Для соединения элементов использованы металлические детали. Для придания пространственной жесткости каркасу используются вертикальные крестовые связи по периметру на крыше. Пространственная жесткость обеспечивается совместной работой колонн, связанных между собой ригелями/фермами и перекрытиями и образующих геометрически не изменяемую систему. 

В проекте предусмотрены плоские эксплуатируемые кровли с внутренними водоотводами. 
Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
© Дарья Зотова

Подводя итог: разрабатываемый комплекс может стать новым общественным центром притяжения для района. Он трансформируется под нужды местных жителей и создает городские событийные пространства.
 

01 Сентября 2021

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.