Золотая медаль МАРХИ 2021: победители

Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.

mainImg
0 Творческая награда для выпускников МАРХИ, поощряющая успехи в овладении профессией архитектора, учреждена в 1995 году. В двухэтапном конкурсе принимают участие студенты, показавшие за время обучения лучшие результаты успеваемости по профилирующим творческим дисциплинам и архитектурному проектированию.

По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале 2021, участники представили короткий проект «Створный маяк с отелем» (эскиз, планшет, буклет). Был сформирован шортлист участников. В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов. С 2017 года медаль присуждается в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».

Публикуем проекты победителей, работы четырех  финалистов можно посмотреть здесь.
 
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр»

Полина Болдырева
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Магистерская диссертация: «Метаструктуры. Новые приемы и принципы в формообразовании и организации функций»
Научный руководитель: проф.Михе А.А., консультанты: ст.преп. Пугачевич А.В., преп. Осецкая Т.Ю.


Появление новых типов зданий, усложнение их структуры, формирование новых качеств и характеристик – результат непрерывного развития общества, адаптация к трансформирующимся формам взаимодействия и смене исторических процессов. С течением времени объекты, наделенные несколькими функциями, проходили различные этапы развития: многофункциональные комплексы, комплексы смешанного типа (mixed-use с конца 1970-х), комплексы-гибриды (с конца 1990-х). Предполагается, что следующей ступенью станут «метаструктуры». 

Метаструктура – объект метаархитектуры; комплекс взаимосвязанных зданий, представляющих собой единую замкнутую саморегулирующуюся структуру с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данным объектам свойственны мультимодальность, мультифункциональность, высокая степень автономности, разветвленность, наличие временных и постоянных составляющих, открытость для диалога с контекстом. Метаструктуры состоят из метазвеньев, соединенных метасвязями. 

Метазвено – структурная единица метасистемы, представляющее собой одновременно целостное и дискретное ядро с набором нескольких функций, способное с течением времени менять как функциональную программу, так и объемно-пространственное решение. 

Метасвязь – структурная единица метасистемы, осуществляющая связь, определяющая характер интеграции периферических частей метазвеньев друг с другом; метасвязь зависит от метазвеньев, ее набор функций (менее разветвленный, чем в метазвене) подстраивается под сценарии соединяемых частей, а следовательно, она также склонна к смене своих качественных и количественных характеристик. 

В условиях стремительного роста мегаполисов, расширения их пространственных границ (территориальных и высотных), увеличения населения, усложнения типологий зданий, насыщения их большим количеством функций и связей, появление такого нового типа систем зданий, как метаструктуры, весьма вероятно в ближайшем будущем. Метаструктуры позволят минимизировать радиусы доступности, предоставить человеку в пределах одной саморегулирующийся и автономной системы зданий все необходимые функции, услуги. 
Предпосылки. Типологии. Мировой опыт
© Полина Болдырева

Внедрение метаструктур в будущем даст много преимуществ при пространственном прототипировании городов. Основные преимущества: программная гибкость, адаптивность, способность изменяться с течением времени за счет наличия внутри одной системы помимо постоянных составляющих, например жилых ячеек, временные, такие как производственные или общественные. Различные части метаструктуры при устаревании своей функции заменяются на иной «программный блок» с более актуальной программой, учитывающей потребности текущего времени. Таким образом, метаструктуры ликвидируют феномен существования неэффективно эксплуатируемых, заброшенных зданий и территорий в ткани города. 

Прогнозируемые метаструктуры и существующие прототипы можно классифицировать по 6 основным типологиям. Все метаструктуры, в первую очередь, различаются по размеру: XS (100000 м²), S (200000 м²), M (400000 м²), L (600000 м²), XL (1000000 м²), XXL (2000000 м²). По форме, общему объемно-пространственному решению, их можно разделить на вертикальные, горизонтальные и смешанные. По факторам формообразования выделяются естественные, искусственные (техногенные) и комбинированные, образованные под действием искусственных и естественных факторов. Также метаструктуры классифицируются по степени «гибкости», изменяемости и возможности функционального роста, по количеству метазвеньев и по степени пространственной плотности

В современной зарубежной практике можно выявить следующие группы примеров метаструктур: 
  • Утопические проекты метаархитектуры (существующие виртуально, нереализованные объекты, характеризуемые огромными площадями (способными вмещать целые города), сложной организацией, многофункциональностью, транспортной мультимодальностью, высокой степенью гибкости и изменчивости, а также иными особенностями, возводящими их в ранг фантасмагории) 
  • Прототипы метаархитектурных звеньев (реализованные объекты, представленные 1-3 функциями (в основном жильем с незначительным добавлением дополнительных сценариев – торговля, досуг и др.), имеющие ограниченное количество (1-2) незаполненных пространств/площадок/пустот для открытой функциональной и объемно-пространственной трансформации).
  • Прототипы метаструктур (существующие, гармонично сложившиеся, завершенные функционально и объемно-пространственно, не предполагающие возможность трансформации, объекты с собственной разветвленной системой инфраструктуры (социальной, производственной, инженерной, информационной, транспортной)) 


Проект №1. «Высотная метаструктура в Гонконге»

Участок проектирования: район Монгкок в Гонконге.

Создание вертикальной метаструктуры в Гонконге как самодостаточной городской единицы, саморегулирующейся целостной системы с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данная структура поможет решить вопрос с качественным увеличением плотности и площадей озеленения в условиях ограниченной территории. В состав проекта входит сохранение существующих домов на выбранном участке, возведение высотного объекта из модификации перекрестно-стержневой пространственной системы как структуры из пространственных сот с различным наполнением. Программа метаструктуры в Монгкоке включает жилье (квартиры, апартаменты, общежития и гостиницы), офисы и арендуемые помещения, учебные заведения, объекты здравоохранения, зрелищные и спортивные заведения, кафе и рестораны, промышленные ячейки, озелененные пространства. 

Градостроительный подход: «дополнения/соседства/включения» (смежное функциональное обогащение, адаптация под существующее устройство участка и окружения). 

Объемно-пространственный прием: «прием пространственных сот и гомогенной решетки» (однородное развитие в трех направлениях посредством модулей с одинаковыми размерами и конфигурацией). 
Высотная метаструктура в Гонконге
© Полина Болдырева

Проект № 2. «Научно-просветительский центр в городе Московский»

Участок проектирования: территория бывшего гаражного кооператива близ института полиомиелита и Киевского шоссе (выбранная территория также соседствует с жилыми кварталами (3-го и 5-го микрорайонов) и Валуевским лесопарком). 

Предлагаемая метаструктура, научно-просветительский центр, проектируется как драйвер для дальнейшего развития города-спутника Московский, имеющего потенциал наукограда и развитую систему агропромышленной сферы. 

Горизонтальная метаструктура строится на системе колец, каждое из которых опоясывает одну из шести главных зон. Подобно принципу годовых слоев дерева, каркас метасистемы способен разрастаться, меняться как качественно (сменяя функцию), так и количественно (изменяя пространственные показатели). 

Общественно-просветительский центр включает: лаборатории, общественные сады и теплицы, коворкинги, аудитории как для приглашенных исследователей, так и для студентов и профессоров близлежащего института полиомиелита, офисы, коливинги, сезонные рынки. 

Градостроительный подход: «драйвер развития» (формирование «катализатора» на основе существующего вектора развития города). 

Объемно-пространственный прием: «прием конурбации» (радиальное полицентричное развитие посредством образования новых примыкающих поясов и хорд). 
Научно-просветительский центр в городе Московский
© Полина Болдырева

Проект №3. «Лунное поселение будущего» в рамках международного конкурса «Moon base 2124. Artemis»

Метаструктура в рамках конкурса разрабатывается как самодостаточный, самоподдерживающийся лунный поселок с замкнутой системой и модульной структурой, предназначенной для облегчения будущего расширения, строительства и сборки. Она расположена близ кратера Южного полюса из-за предполагаемой доступности извлекаемого водяного льда. Основной строительный материал – местный реголит. 

Градостроительный подход: «генератор роста/ отправная точка» (создание первоосновы необитаемого пространства). 

Объемно-пространственный прием: «прием дискретно-капсульного разветвления» (развитие по туннельной системе планировке с ограниченным количеством соединений компонентов). 
Лунное поселение будущего
© Полина Болдырева

Проект №4. «Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте»

Участок: южная часть городского отвала №1, близ Баженовского асбестового карьера (граничит с садово-дачными товариществами). 

Предлагаемая метаструктура, многофункциональный центр, – это ревитализация территории, заброшенной после антропогенного вмешательства в ходе промышленного процесса (добычи асбеста), «залечивание раны» в черте Асбеста. Данная система помогает пересмотреть основную отрасль развития города, выступает как драйвер для становления экологичного производства взамен угасающей асбестовской промышленности. Горизонтальная метаструктура строится по ортогональной сетке, имея 5 основных функциональных зон/ядер. Временные модули сопрягаются с постоянными, обеспечивая качественное и количественное изменение структуры. Взаимозаменяются столярные и швейные блоки различных этапов производства (заготовительный и сборочный), варьируются и жилые блоки. Многофункциональный центр включает: столярные мастерские (цех по производству товаров для крупных торгово-промышленных компаний), швейные мастерские с учебным комбинатом, общежития и жилые блоки с квартирами, культурные центры (центр камнерезного искусства, выставочный и минералогический), склады. 

Градостроительный подход: «регенератор развития» (переопределение вектора развития города, предложение альтернативы). 

Объемно-пространственный прием: «прием телескопических блоков» (ортогональнотелескопический; ортогональное развитие со стыковкой модулей в одном направлении). 

Первые четыре проекта являются «новообразованиями», характер их структуры однороден, как и принцип построения и разрастания, так же объем элементарных модулей/блоков примерно одинаков. На них оттачиваются основные принципы. Реновация – сложнее, это следующий этап. Выбранный подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». А поскольку отношение к существующему достаточно сакральное, то и типология зданий должна быть особенной, но одной для 5 и 6 проекта. Поэтому мы выбираем элеваторы, то есть здания с такими исходными данными, которые побуждают к нестандартным решениям, а соответственно выработке новых принципов (которые оправданно оставлять). 
Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте
© Полина Болдырева

Проект №5. «Многофункциональный комплекс в Печатниках» в рамках реновации территории заброшенного завода «Цемент-Сервис» близ акватории «Южный порт» в Москве

Многофункциональный комплекс представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (особенно здание элеватора), вживляющимися в новый объемно-блочный периметр, с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно, жилые – с квартирами и отелями; рабочие – с офисами и коворкингами; научно-просветительские – с медиатеками, лекториями, музеями и образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с тренажерными центрами и площадками; «зеленые» – с прогулочными оранжереями; промышленно-экологические – с системами фильтрации и очистки воздуха. Одной из особенностей данной структуры является наличие реновируемых зданий, а именно цементного элеватора и новых эко-блоков (с системами фильтрации и очистки воздуха), что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на ее внимательное отношение не только к сохранению существующего портового колорита, но и к улучшению экологии местности. 

Градостроительный подход: «реновации в застройке» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей прилегающих кварталов). 

Объемно-пространственный прием: «прием капсульного периметра» (периметрально-капсульный; развитие посредством образования новых блоков по периметру; насыщенная периферия – пассивный центр). 
Многофункциональный комплекс в Печатниках
© Полина Болдырева

Проект №6. «Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в Ярославля» в рамках реновации территории заброшенного завода «Хлебная база №61» близ Волги в Ярославле

Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (зерновые силосы и рабочие башни), доминирующими по площади, и новым «пористым» стилобатом с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно: жилые – с отелем (в одном из 6 силосных корпусов), мастерскими для художников (в двух производственных прямоугольных башнях), «летними» квартирами и площадкой для кемпинга (в стилобате); научно-просветительские – с лекторием, образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с центром скалолазания и полетов на аэротрубе, памп-треком, дополнительными открытыми и закрытыми площадками для лечебной физкультуры; творческие – с музеями, ремесленными мастерскими, и арт-объектами (один из силосных корпусов в процессе работы превращается в своеобразную скульптуру с функцией памяти места). 

Одной из особенностей данной структуры является наличие модернизируемых зданий, а именно силосных корпусов и производственных башен, и нового «пористого» стилобата с системой дворов и встраиваемых временных блоков, что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на особый подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». В реновации есть две природы, разные по масштабу, по подходу к организации и трансформации: сохраняемая и новообразованная. И если в проекте № 5 («Многофункционального комплекса в Печатниках») элеваторы являются лишь незначительной частью структуры, в проекте № 6 силосные и рабочие башни выступают доминирующим большинством. 

Градостроительный подход: «реновации в среде» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей окружающей природной среды). 

Объемно-пространственный прием: «прием разреженного стилобата» (развитие посредством разрастания сетки стилобата и заполнения его блоками). 
Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в г. Ярославль.
© Полина Болдырева

Также на примере экспериментальных проектов были апробированы ключевые принципы метаструктуры – принцип пористости и принцип трансформации. 

Значение «пористости» на разных уровнях структурной организации (в структуре фасада, характере формообразования объемов, степени разреженности и плотности системы и др.): 
  • облегчает общее восприятие массивного объема, 
  • резервирует дополнительные площади/блоки под разрастающиеся функции; 
  • обеспечивает необходимые пустоты, где пористость – средство разряжения переуплотненных блоков с высокой концентрацией, 
  • является катализатором социального пространства, 
  • помогает обеспечить необходимый световой периметр и т.д. 
Различные виды и масштабы проявления «принципа трансформации» (в функциональном и объемно-пространственном решении): 
  • смена функций и сценариев (изменение процентного соотношения функциональных частей, появление новых программ, смена общего вектора развития), 
  • пространственные модификации в пределах всей структуры, определенной зоны, единичного блока и др. (реновация, модернизация, деление и разрастание дополнительными модулями, объемами, уровнями). 
Метаструктура может располагаться как в мегаполисе, так и в развивающемся городе или же на неосвоенной территории. Характер и степень интеграции данной системы, ее объемно-пространственное воплощение, степень заполняемости и изменяемости в выбранной среде зависит от функциональной схемы окружения, его особенностей и векторов специализации, потенциала места и перспектив развития как среды в целом, так и отдельно рассмотренных объектов, пешеходной и транспортной доступности, точек активности. 
Выводы из экспериментальных проектов. Основные подходы, приемы и принципы
© Полина Болдырева

На сегодняшний день становятся все более очевидными высокие темпы глобализации, урбанизации, требующие более сложных типологий объектов. Устаревают модель ярусного расположения функций в зданиях, неизменяемая монофункциональность пространств, малая типологическая вариативность, связанная также и с ограниченностью конструктивных решений масштабных объектов. Но уже сейчас существуют прототипы метаструктур и проекты прогнозируемого будущего. Поэтому, весьма вероятно внедрение полноценных метаструктур в ткань города уже в ближайшее время.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр»

Дарья Зотова
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект: «Иммерсивный театр с открытыми городскими событийными пространствами в Ясенево»
Руководители: Перекладов А.А., ст.преп. Скорикова М.В., констр. проф. Мунчак Л.А.


Разрабатываемый участок расположен на центральном бульваре в районе Ясенево. Основными транспортными магистралями района являются Новоясеневский проспект, связывающий массив застройки с Профсоюзной улицей, Тарусская и Ясногорская улицы, являющиеся продолжением на территории района Севастопольского проспекта. На территории района Ясенево имеются выходы трех станций Калужско-Рижской линии: «Теплый Стан» (южный выход), «Ясенево», «Новоясеневская». 

Предполагалось, что бульвар станет одним из главных общественных пространств района, но, к сожалению, сейчас он заброшен и не функционирует так, как задумывал его архитектор Яков Белопольский в своем градостроительном проекте. Основная проблема района – нехватка общественных зданий и рекреационных городских территорий при таком количестве жилой застройки. 
Аксонометрия
© Дарья Зотова

Ясенево – один из самых экологически чистых районов Москвы. С трех сторон его окружает Битцевский лес. Разрабатывая генплан бульвара, я постаралась остаться в русле экологичности: по периметру участка зеленые насаждения создают барьер от примыкающих автомобильных дорог, также бульвар разделен на шумовые зоны. Самая насыщенная – площадь у метро, отведенная для активного отдыха. Здесь находятся спортивные площадки, скейт-площадки, детские игровые площадки. Следующая зона – городской амфитеатр, в центре которого находится пруд, за ним расположен разрабатываемый культурный комплекс. Завершает бульвар самая тихая – парковая зона, на которой находится уже существующая церковь. Таким образом, получился плавный градиент озеленения от городской площади к скверу. В своем комплексе я также поддерживаю тему экологичности: основной материал конструкций – клееный брус, отделка выполнена из термососны. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Опираясь на исследования КБ Стрелки о спальных микрорайонах Москвы, я выявила одну из главных проблем таких районов как Ясенево – потеря их актуальности в современном городе. Это вызвано нехваткой важных утилитарных и культурных функций в районе, а также отсутствием общественных центров притяжения. В своем проекте я совмещаю их в едином комплексе. 

Проанализировав структуру древнеримских городов, я определила функциональный состав комплекса. В него вошли: иммерсивный театр, термы, амфитеатр, под которым расположен небольшой рынок и кафе, библиотека с коворкингом. 
Модули иммерсивных представлений и событийных пространств
© Дарья Зотова

В основу концепции комплекса легли исследование Седрика Прайса о динамической архитектуре, в частности его проект «Дворец развлечений». Главным средством передачи движения в моем комплексе стали статические конструкции, возвышающиеся над объемом здания. К ним подвешиваются различные модули, формирующие городские событийные пространства на эксплуатируемой кровле здания, которая является культурной осью комплекса и подчеркивает градостроительную ось бульвара, направленную через весь район в центр города. 
  • zooming
    1 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    2 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер рынка и интерьер библиотеки
    © Дарья Зотова
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
    © Дарья Зотова

Во главе комплекса расположен иммерсивный театр, представляющий лабиринт лестниц на фасаде, связанных в единую структуру. Такая конструкция предусматривает неограниченную вариативность сценариев: фасад театра, эксплуатируемая кровля, пространство фойе и зала – все превращается в площадки для сцены. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Главная черта иммерсивного театра – моделируемая реальность, позволяющая зрителю стать частью спектакля, полностью погрузиться в созданный режиссером мир. Одним из первых, кто перенес сценическое действие ближе к зрителям и сделал их участниками творческого процесса, был Всеволод Мейерхольд (театральный режиссер-авангардист). Сейчас многие режиссеры и сценографы работают с иммерсивными пространствами: Робер Лепаж (канадский режиссер), Георгий Цыпин (художник-постановщик, участвовавший в создании декорации для открытия Олимпийских игр в Сочи), Александра Вальц (немецкий хореограф). 

На главном фасаде комплекса можно увидеть иммерсионное представление, примером которого стал спектакль «Русские сказки» режиссера Кирилла Серебренникова, поставленный в Гоголь-центре. Во время спектакля зрителей разделяют на три группы, каждая из которых путешествует по своему маршруту, зрители проходят через три площадки и соединяются только в конце спектакля в главном зале и вместе смотрят последнюю постановку, являющуюся финалом для каждого из маршрутов. 
Иммерсивный театр
© Дарья Зотова

Статические конструкции над разрабатываемым комплексом могут не только создавать сценические пространства, но и участвовать в организации городских событийных пространств для различных мероприятий, например, ярмарок, музыкальных концертов, выставок. Для этого я разработала несколько вариантов мобильных модулей, которые позволяют создать различные сценарии городских мероприятий. Модули подвешиваются к кран-балкам, опирающимся на фермы. 

Конструктивная система культурного центра – комбинированная. Несущий остов представляет собой пространственную систему, образованную колоннами, несущими стенами, ригелями/фермами и плитами междуэтажных перекрытий. Фермы над всем комплексом опираются на колонны, которые идут по периметру здания и на нижних этажах находятся в одной плоскости с наружными стенами. 
Интерьер рынка и интерьер библиотеки
© Дарья Зотова

Фермы составлены из клееного бруса, для раскосов использован тот же материал. Для соединения элементов использованы металлические детали. Для придания пространственной жесткости каркасу используются вертикальные крестовые связи по периметру на крыше. Пространственная жесткость обеспечивается совместной работой колонн, связанных между собой ригелями/фермами и перекрытиями и образующих геометрически не изменяемую систему. 

В проекте предусмотрены плоские эксплуатируемые кровли с внутренними водоотводами. 
Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
© Дарья Зотова

Подводя итог: разрабатываемый комплекс может стать новым общественным центром притяжения для района. Он трансформируется под нужды местных жителей и создает городские событийные пространства.
 

01 Сентября 2021

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.