Золотая медаль МАРХИ 2021: победители

Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.

mainImg
0 Творческая награда для выпускников МАРХИ, поощряющая успехи в овладении профессией архитектора, учреждена в 1995 году. В двухэтапном конкурсе принимают участие студенты, показавшие за время обучения лучшие результаты успеваемости по профилирующим творческим дисциплинам и архитектурному проектированию.

По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале 2021, участники представили короткий проект «Створный маяк с отелем» (эскиз, планшет, буклет). Был сформирован шортлист участников. В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов. С 2017 года медаль присуждается в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».

Публикуем проекты победителей, работы четырех  финалистов можно посмотреть здесь.
 
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр»

Полина Болдырева
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Магистерская диссертация: «Метаструктуры. Новые приемы и принципы в формообразовании и организации функций»
Научный руководитель: проф.Михе А.А., консультанты: ст.преп. Пугачевич А.В., преп. Осецкая Т.Ю.


Появление новых типов зданий, усложнение их структуры, формирование новых качеств и характеристик – результат непрерывного развития общества, адаптация к трансформирующимся формам взаимодействия и смене исторических процессов. С течением времени объекты, наделенные несколькими функциями, проходили различные этапы развития: многофункциональные комплексы, комплексы смешанного типа (mixed-use с конца 1970-х), комплексы-гибриды (с конца 1990-х). Предполагается, что следующей ступенью станут «метаструктуры». 

Метаструктура – объект метаархитектуры; комплекс взаимосвязанных зданий, представляющих собой единую замкнутую саморегулирующуюся структуру с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данным объектам свойственны мультимодальность, мультифункциональность, высокая степень автономности, разветвленность, наличие временных и постоянных составляющих, открытость для диалога с контекстом. Метаструктуры состоят из метазвеньев, соединенных метасвязями. 

Метазвено – структурная единица метасистемы, представляющее собой одновременно целостное и дискретное ядро с набором нескольких функций, способное с течением времени менять как функциональную программу, так и объемно-пространственное решение. 

Метасвязь – структурная единица метасистемы, осуществляющая связь, определяющая характер интеграции периферических частей метазвеньев друг с другом; метасвязь зависит от метазвеньев, ее набор функций (менее разветвленный, чем в метазвене) подстраивается под сценарии соединяемых частей, а следовательно, она также склонна к смене своих качественных и количественных характеристик. 

В условиях стремительного роста мегаполисов, расширения их пространственных границ (территориальных и высотных), увеличения населения, усложнения типологий зданий, насыщения их большим количеством функций и связей, появление такого нового типа систем зданий, как метаструктуры, весьма вероятно в ближайшем будущем. Метаструктуры позволят минимизировать радиусы доступности, предоставить человеку в пределах одной саморегулирующийся и автономной системы зданий все необходимые функции, услуги. 
Предпосылки. Типологии. Мировой опыт
© Полина Болдырева

Внедрение метаструктур в будущем даст много преимуществ при пространственном прототипировании городов. Основные преимущества: программная гибкость, адаптивность, способность изменяться с течением времени за счет наличия внутри одной системы помимо постоянных составляющих, например жилых ячеек, временные, такие как производственные или общественные. Различные части метаструктуры при устаревании своей функции заменяются на иной «программный блок» с более актуальной программой, учитывающей потребности текущего времени. Таким образом, метаструктуры ликвидируют феномен существования неэффективно эксплуатируемых, заброшенных зданий и территорий в ткани города. 

Прогнозируемые метаструктуры и существующие прототипы можно классифицировать по 6 основным типологиям. Все метаструктуры, в первую очередь, различаются по размеру: XS (100000 м²), S (200000 м²), M (400000 м²), L (600000 м²), XL (1000000 м²), XXL (2000000 м²). По форме, общему объемно-пространственному решению, их можно разделить на вертикальные, горизонтальные и смешанные. По факторам формообразования выделяются естественные, искусственные (техногенные) и комбинированные, образованные под действием искусственных и естественных факторов. Также метаструктуры классифицируются по степени «гибкости», изменяемости и возможности функционального роста, по количеству метазвеньев и по степени пространственной плотности

В современной зарубежной практике можно выявить следующие группы примеров метаструктур: 
  • Утопические проекты метаархитектуры (существующие виртуально, нереализованные объекты, характеризуемые огромными площадями (способными вмещать целые города), сложной организацией, многофункциональностью, транспортной мультимодальностью, высокой степенью гибкости и изменчивости, а также иными особенностями, возводящими их в ранг фантасмагории) 
  • Прототипы метаархитектурных звеньев (реализованные объекты, представленные 1-3 функциями (в основном жильем с незначительным добавлением дополнительных сценариев – торговля, досуг и др.), имеющие ограниченное количество (1-2) незаполненных пространств/площадок/пустот для открытой функциональной и объемно-пространственной трансформации).
  • Прототипы метаструктур (существующие, гармонично сложившиеся, завершенные функционально и объемно-пространственно, не предполагающие возможность трансформации, объекты с собственной разветвленной системой инфраструктуры (социальной, производственной, инженерной, информационной, транспортной)) 


Проект №1. «Высотная метаструктура в Гонконге»

Участок проектирования: район Монгкок в Гонконге.

Создание вертикальной метаструктуры в Гонконге как самодостаточной городской единицы, саморегулирующейся целостной системы с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данная структура поможет решить вопрос с качественным увеличением плотности и площадей озеленения в условиях ограниченной территории. В состав проекта входит сохранение существующих домов на выбранном участке, возведение высотного объекта из модификации перекрестно-стержневой пространственной системы как структуры из пространственных сот с различным наполнением. Программа метаструктуры в Монгкоке включает жилье (квартиры, апартаменты, общежития и гостиницы), офисы и арендуемые помещения, учебные заведения, объекты здравоохранения, зрелищные и спортивные заведения, кафе и рестораны, промышленные ячейки, озелененные пространства. 

Градостроительный подход: «дополнения/соседства/включения» (смежное функциональное обогащение, адаптация под существующее устройство участка и окружения). 

Объемно-пространственный прием: «прием пространственных сот и гомогенной решетки» (однородное развитие в трех направлениях посредством модулей с одинаковыми размерами и конфигурацией). 
Высотная метаструктура в Гонконге
© Полина Болдырева

Проект № 2. «Научно-просветительский центр в городе Московский»

Участок проектирования: территория бывшего гаражного кооператива близ института полиомиелита и Киевского шоссе (выбранная территория также соседствует с жилыми кварталами (3-го и 5-го микрорайонов) и Валуевским лесопарком). 

Предлагаемая метаструктура, научно-просветительский центр, проектируется как драйвер для дальнейшего развития города-спутника Московский, имеющего потенциал наукограда и развитую систему агропромышленной сферы. 

Горизонтальная метаструктура строится на системе колец, каждое из которых опоясывает одну из шести главных зон. Подобно принципу годовых слоев дерева, каркас метасистемы способен разрастаться, меняться как качественно (сменяя функцию), так и количественно (изменяя пространственные показатели). 

Общественно-просветительский центр включает: лаборатории, общественные сады и теплицы, коворкинги, аудитории как для приглашенных исследователей, так и для студентов и профессоров близлежащего института полиомиелита, офисы, коливинги, сезонные рынки. 

Градостроительный подход: «драйвер развития» (формирование «катализатора» на основе существующего вектора развития города). 

Объемно-пространственный прием: «прием конурбации» (радиальное полицентричное развитие посредством образования новых примыкающих поясов и хорд). 
Научно-просветительский центр в городе Московский
© Полина Болдырева

Проект №3. «Лунное поселение будущего» в рамках международного конкурса «Moon base 2124. Artemis»

Метаструктура в рамках конкурса разрабатывается как самодостаточный, самоподдерживающийся лунный поселок с замкнутой системой и модульной структурой, предназначенной для облегчения будущего расширения, строительства и сборки. Она расположена близ кратера Южного полюса из-за предполагаемой доступности извлекаемого водяного льда. Основной строительный материал – местный реголит. 

Градостроительный подход: «генератор роста/ отправная точка» (создание первоосновы необитаемого пространства). 

Объемно-пространственный прием: «прием дискретно-капсульного разветвления» (развитие по туннельной системе планировке с ограниченным количеством соединений компонентов). 
Лунное поселение будущего
© Полина Болдырева

Проект №4. «Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте»

Участок: южная часть городского отвала №1, близ Баженовского асбестового карьера (граничит с садово-дачными товариществами). 

Предлагаемая метаструктура, многофункциональный центр, – это ревитализация территории, заброшенной после антропогенного вмешательства в ходе промышленного процесса (добычи асбеста), «залечивание раны» в черте Асбеста. Данная система помогает пересмотреть основную отрасль развития города, выступает как драйвер для становления экологичного производства взамен угасающей асбестовской промышленности. Горизонтальная метаструктура строится по ортогональной сетке, имея 5 основных функциональных зон/ядер. Временные модули сопрягаются с постоянными, обеспечивая качественное и количественное изменение структуры. Взаимозаменяются столярные и швейные блоки различных этапов производства (заготовительный и сборочный), варьируются и жилые блоки. Многофункциональный центр включает: столярные мастерские (цех по производству товаров для крупных торгово-промышленных компаний), швейные мастерские с учебным комбинатом, общежития и жилые блоки с квартирами, культурные центры (центр камнерезного искусства, выставочный и минералогический), склады. 

Градостроительный подход: «регенератор развития» (переопределение вектора развития города, предложение альтернативы). 

Объемно-пространственный прием: «прием телескопических блоков» (ортогональнотелескопический; ортогональное развитие со стыковкой модулей в одном направлении). 

Первые четыре проекта являются «новообразованиями», характер их структуры однороден, как и принцип построения и разрастания, так же объем элементарных модулей/блоков примерно одинаков. На них оттачиваются основные принципы. Реновация – сложнее, это следующий этап. Выбранный подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». А поскольку отношение к существующему достаточно сакральное, то и типология зданий должна быть особенной, но одной для 5 и 6 проекта. Поэтому мы выбираем элеваторы, то есть здания с такими исходными данными, которые побуждают к нестандартным решениям, а соответственно выработке новых принципов (которые оправданно оставлять). 
Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте
© Полина Болдырева

Проект №5. «Многофункциональный комплекс в Печатниках» в рамках реновации территории заброшенного завода «Цемент-Сервис» близ акватории «Южный порт» в Москве

Многофункциональный комплекс представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (особенно здание элеватора), вживляющимися в новый объемно-блочный периметр, с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно, жилые – с квартирами и отелями; рабочие – с офисами и коворкингами; научно-просветительские – с медиатеками, лекториями, музеями и образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с тренажерными центрами и площадками; «зеленые» – с прогулочными оранжереями; промышленно-экологические – с системами фильтрации и очистки воздуха. Одной из особенностей данной структуры является наличие реновируемых зданий, а именно цементного элеватора и новых эко-блоков (с системами фильтрации и очистки воздуха), что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на ее внимательное отношение не только к сохранению существующего портового колорита, но и к улучшению экологии местности. 

Градостроительный подход: «реновации в застройке» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей прилегающих кварталов). 

Объемно-пространственный прием: «прием капсульного периметра» (периметрально-капсульный; развитие посредством образования новых блоков по периметру; насыщенная периферия – пассивный центр). 
Многофункциональный комплекс в Печатниках
© Полина Болдырева

Проект №6. «Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в Ярославля» в рамках реновации территории заброшенного завода «Хлебная база №61» близ Волги в Ярославле

Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (зерновые силосы и рабочие башни), доминирующими по площади, и новым «пористым» стилобатом с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно: жилые – с отелем (в одном из 6 силосных корпусов), мастерскими для художников (в двух производственных прямоугольных башнях), «летними» квартирами и площадкой для кемпинга (в стилобате); научно-просветительские – с лекторием, образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с центром скалолазания и полетов на аэротрубе, памп-треком, дополнительными открытыми и закрытыми площадками для лечебной физкультуры; творческие – с музеями, ремесленными мастерскими, и арт-объектами (один из силосных корпусов в процессе работы превращается в своеобразную скульптуру с функцией памяти места). 

Одной из особенностей данной структуры является наличие модернизируемых зданий, а именно силосных корпусов и производственных башен, и нового «пористого» стилобата с системой дворов и встраиваемых временных блоков, что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на особый подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». В реновации есть две природы, разные по масштабу, по подходу к организации и трансформации: сохраняемая и новообразованная. И если в проекте № 5 («Многофункционального комплекса в Печатниках») элеваторы являются лишь незначительной частью структуры, в проекте № 6 силосные и рабочие башни выступают доминирующим большинством. 

Градостроительный подход: «реновации в среде» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей окружающей природной среды). 

Объемно-пространственный прием: «прием разреженного стилобата» (развитие посредством разрастания сетки стилобата и заполнения его блоками). 
Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в г. Ярославль.
© Полина Болдырева

Также на примере экспериментальных проектов были апробированы ключевые принципы метаструктуры – принцип пористости и принцип трансформации. 

Значение «пористости» на разных уровнях структурной организации (в структуре фасада, характере формообразования объемов, степени разреженности и плотности системы и др.): 
  • облегчает общее восприятие массивного объема, 
  • резервирует дополнительные площади/блоки под разрастающиеся функции; 
  • обеспечивает необходимые пустоты, где пористость – средство разряжения переуплотненных блоков с высокой концентрацией, 
  • является катализатором социального пространства, 
  • помогает обеспечить необходимый световой периметр и т.д. 
Различные виды и масштабы проявления «принципа трансформации» (в функциональном и объемно-пространственном решении): 
  • смена функций и сценариев (изменение процентного соотношения функциональных частей, появление новых программ, смена общего вектора развития), 
  • пространственные модификации в пределах всей структуры, определенной зоны, единичного блока и др. (реновация, модернизация, деление и разрастание дополнительными модулями, объемами, уровнями). 
Метаструктура может располагаться как в мегаполисе, так и в развивающемся городе или же на неосвоенной территории. Характер и степень интеграции данной системы, ее объемно-пространственное воплощение, степень заполняемости и изменяемости в выбранной среде зависит от функциональной схемы окружения, его особенностей и векторов специализации, потенциала места и перспектив развития как среды в целом, так и отдельно рассмотренных объектов, пешеходной и транспортной доступности, точек активности. 
Выводы из экспериментальных проектов. Основные подходы, приемы и принципы
© Полина Болдырева

На сегодняшний день становятся все более очевидными высокие темпы глобализации, урбанизации, требующие более сложных типологий объектов. Устаревают модель ярусного расположения функций в зданиях, неизменяемая монофункциональность пространств, малая типологическая вариативность, связанная также и с ограниченностью конструктивных решений масштабных объектов. Но уже сейчас существуют прототипы метаструктур и проекты прогнозируемого будущего. Поэтому, весьма вероятно внедрение полноценных метаструктур в ткань города уже в ближайшее время.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр»

Дарья Зотова
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект: «Иммерсивный театр с открытыми городскими событийными пространствами в Ясенево»
Руководители: Перекладов А.А., ст.преп. Скорикова М.В., констр. проф. Мунчак Л.А.


Разрабатываемый участок расположен на центральном бульваре в районе Ясенево. Основными транспортными магистралями района являются Новоясеневский проспект, связывающий массив застройки с Профсоюзной улицей, Тарусская и Ясногорская улицы, являющиеся продолжением на территории района Севастопольского проспекта. На территории района Ясенево имеются выходы трех станций Калужско-Рижской линии: «Теплый Стан» (южный выход), «Ясенево», «Новоясеневская». 

Предполагалось, что бульвар станет одним из главных общественных пространств района, но, к сожалению, сейчас он заброшен и не функционирует так, как задумывал его архитектор Яков Белопольский в своем градостроительном проекте. Основная проблема района – нехватка общественных зданий и рекреационных городских территорий при таком количестве жилой застройки. 
Аксонометрия
© Дарья Зотова

Ясенево – один из самых экологически чистых районов Москвы. С трех сторон его окружает Битцевский лес. Разрабатывая генплан бульвара, я постаралась остаться в русле экологичности: по периметру участка зеленые насаждения создают барьер от примыкающих автомобильных дорог, также бульвар разделен на шумовые зоны. Самая насыщенная – площадь у метро, отведенная для активного отдыха. Здесь находятся спортивные площадки, скейт-площадки, детские игровые площадки. Следующая зона – городской амфитеатр, в центре которого находится пруд, за ним расположен разрабатываемый культурный комплекс. Завершает бульвар самая тихая – парковая зона, на которой находится уже существующая церковь. Таким образом, получился плавный градиент озеленения от городской площади к скверу. В своем комплексе я также поддерживаю тему экологичности: основной материал конструкций – клееный брус, отделка выполнена из термососны. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Опираясь на исследования КБ Стрелки о спальных микрорайонах Москвы, я выявила одну из главных проблем таких районов как Ясенево – потеря их актуальности в современном городе. Это вызвано нехваткой важных утилитарных и культурных функций в районе, а также отсутствием общественных центров притяжения. В своем проекте я совмещаю их в едином комплексе. 

Проанализировав структуру древнеримских городов, я определила функциональный состав комплекса. В него вошли: иммерсивный театр, термы, амфитеатр, под которым расположен небольшой рынок и кафе, библиотека с коворкингом. 
Модули иммерсивных представлений и событийных пространств
© Дарья Зотова

В основу концепции комплекса легли исследование Седрика Прайса о динамической архитектуре, в частности его проект «Дворец развлечений». Главным средством передачи движения в моем комплексе стали статические конструкции, возвышающиеся над объемом здания. К ним подвешиваются различные модули, формирующие городские событийные пространства на эксплуатируемой кровле здания, которая является культурной осью комплекса и подчеркивает градостроительную ось бульвара, направленную через весь район в центр города. 
  • zooming
    1 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    2 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер рынка и интерьер библиотеки
    © Дарья Зотова
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
    © Дарья Зотова

Во главе комплекса расположен иммерсивный театр, представляющий лабиринт лестниц на фасаде, связанных в единую структуру. Такая конструкция предусматривает неограниченную вариативность сценариев: фасад театра, эксплуатируемая кровля, пространство фойе и зала – все превращается в площадки для сцены. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Главная черта иммерсивного театра – моделируемая реальность, позволяющая зрителю стать частью спектакля, полностью погрузиться в созданный режиссером мир. Одним из первых, кто перенес сценическое действие ближе к зрителям и сделал их участниками творческого процесса, был Всеволод Мейерхольд (театральный режиссер-авангардист). Сейчас многие режиссеры и сценографы работают с иммерсивными пространствами: Робер Лепаж (канадский режиссер), Георгий Цыпин (художник-постановщик, участвовавший в создании декорации для открытия Олимпийских игр в Сочи), Александра Вальц (немецкий хореограф). 

На главном фасаде комплекса можно увидеть иммерсионное представление, примером которого стал спектакль «Русские сказки» режиссера Кирилла Серебренникова, поставленный в Гоголь-центре. Во время спектакля зрителей разделяют на три группы, каждая из которых путешествует по своему маршруту, зрители проходят через три площадки и соединяются только в конце спектакля в главном зале и вместе смотрят последнюю постановку, являющуюся финалом для каждого из маршрутов. 
Иммерсивный театр
© Дарья Зотова

Статические конструкции над разрабатываемым комплексом могут не только создавать сценические пространства, но и участвовать в организации городских событийных пространств для различных мероприятий, например, ярмарок, музыкальных концертов, выставок. Для этого я разработала несколько вариантов мобильных модулей, которые позволяют создать различные сценарии городских мероприятий. Модули подвешиваются к кран-балкам, опирающимся на фермы. 

Конструктивная система культурного центра – комбинированная. Несущий остов представляет собой пространственную систему, образованную колоннами, несущими стенами, ригелями/фермами и плитами междуэтажных перекрытий. Фермы над всем комплексом опираются на колонны, которые идут по периметру здания и на нижних этажах находятся в одной плоскости с наружными стенами. 
Интерьер рынка и интерьер библиотеки
© Дарья Зотова

Фермы составлены из клееного бруса, для раскосов использован тот же материал. Для соединения элементов использованы металлические детали. Для придания пространственной жесткости каркасу используются вертикальные крестовые связи по периметру на крыше. Пространственная жесткость обеспечивается совместной работой колонн, связанных между собой ригелями/фермами и перекрытиями и образующих геометрически не изменяемую систему. 

В проекте предусмотрены плоские эксплуатируемые кровли с внутренними водоотводами. 
Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
© Дарья Зотова

Подводя итог: разрабатываемый комплекс может стать новым общественным центром притяжения для района. Он трансформируется под нужды местных жителей и создает городские событийные пространства.
 

01 Сентября 2021

Похожие статьи
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Гибкая шестеренка
Три студента МАРХИ обратились в редакцию Архи.ру, чтобы рассказать о своей концепции реновации павильона «Шестигранник» в парке Горького. Они разработали свой проект автономно от SANAA, а теперь сравнивают свое решение со «звездным» японским.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Поэтика незамечаемого
Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Второй выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
ЯГТУ 2020: «Если бы горы могли говорить»
Выпускные работы кафедры Архитектуры Ярославского государственного технического университета: регенерация альплагерей Грузии и традиционной сванской деревни, Музей хрусталя, а также горное укрытие, созданное при помощи алгоритмического проектирования.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Технологии и материалы
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Пресса: Сергей Скуратов: «Садовые кварталы» — это зеркало...
В начале 2022 года была завершена застройка жилых корпусов «Садовых кварталов» — знакового для Москвы комплекса, строившегося более десяти лет. О том, что в проекте удалось, что не удалось, о радостях и трудностях совместной работы звезд архитектуры рассказал знаменитый архитектор Сергей Скуратов.
Доступное жилье в деловом центре
Комплекс Émergence Lafayette в одном из крупнейших деловых районов Европы, лионском Пар-Дьё, призван принести туда жизнь за пределами рабочего дня и обеспечить доступными квартирами нуждающихся, в том числе – работающую молодежь.