Золотая медаль МАРХИ 2021: победители

Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.

mainImg
Творческая награда для выпускников МАРХИ, поощряющая успехи в овладении профессией архитектора, учреждена в 1995 году. В двухэтапном конкурсе принимают участие студенты, показавшие за время обучения лучшие результаты успеваемости по профилирующим творческим дисциплинам и архитектурному проектированию.

По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале 2021, участники представили короткий проект «Створный маяк с отелем» (эскиз, планшет, буклет). Был сформирован шортлист участников. В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов. С 2017 года медаль присуждается в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».

Публикуем проекты победителей, работы четырех  финалистов можно посмотреть здесь.
 
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр»

Полина Болдырева
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Магистерская диссертация: «Метаструктуры. Новые приемы и принципы в формообразовании и организации функций»
Научный руководитель: проф.Михе А.А., консультанты: ст.преп. Пугачевич А.В., преп. Осецкая Т.Ю.


Появление новых типов зданий, усложнение их структуры, формирование новых качеств и характеристик – результат непрерывного развития общества, адаптация к трансформирующимся формам взаимодействия и смене исторических процессов. С течением времени объекты, наделенные несколькими функциями, проходили различные этапы развития: многофункциональные комплексы, комплексы смешанного типа (mixed-use с конца 1970-х), комплексы-гибриды (с конца 1990-х). Предполагается, что следующей ступенью станут «метаструктуры». 

Метаструктура – объект метаархитектуры; комплекс взаимосвязанных зданий, представляющих собой единую замкнутую саморегулирующуюся структуру с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данным объектам свойственны мультимодальность, мультифункциональность, высокая степень автономности, разветвленность, наличие временных и постоянных составляющих, открытость для диалога с контекстом. Метаструктуры состоят из метазвеньев, соединенных метасвязями. 

Метазвено – структурная единица метасистемы, представляющее собой одновременно целостное и дискретное ядро с набором нескольких функций, способное с течением времени менять как функциональную программу, так и объемно-пространственное решение. 

Метасвязь – структурная единица метасистемы, осуществляющая связь, определяющая характер интеграции периферических частей метазвеньев друг с другом; метасвязь зависит от метазвеньев, ее набор функций (менее разветвленный, чем в метазвене) подстраивается под сценарии соединяемых частей, а следовательно, она также склонна к смене своих качественных и количественных характеристик. 

В условиях стремительного роста мегаполисов, расширения их пространственных границ (территориальных и высотных), увеличения населения, усложнения типологий зданий, насыщения их большим количеством функций и связей, появление такого нового типа систем зданий, как метаструктуры, весьма вероятно в ближайшем будущем. Метаструктуры позволят минимизировать радиусы доступности, предоставить человеку в пределах одной саморегулирующийся и автономной системы зданий все необходимые функции, услуги. 
Предпосылки. Типологии. Мировой опыт
© Полина Болдырева

Внедрение метаструктур в будущем даст много преимуществ при пространственном прототипировании городов. Основные преимущества: программная гибкость, адаптивность, способность изменяться с течением времени за счет наличия внутри одной системы помимо постоянных составляющих, например жилых ячеек, временные, такие как производственные или общественные. Различные части метаструктуры при устаревании своей функции заменяются на иной «программный блок» с более актуальной программой, учитывающей потребности текущего времени. Таким образом, метаструктуры ликвидируют феномен существования неэффективно эксплуатируемых, заброшенных зданий и территорий в ткани города. 

Прогнозируемые метаструктуры и существующие прототипы можно классифицировать по 6 основным типологиям. Все метаструктуры, в первую очередь, различаются по размеру: XS (100000 м²), S (200000 м²), M (400000 м²), L (600000 м²), XL (1000000 м²), XXL (2000000 м²). По форме, общему объемно-пространственному решению, их можно разделить на вертикальные, горизонтальные и смешанные. По факторам формообразования выделяются естественные, искусственные (техногенные) и комбинированные, образованные под действием искусственных и естественных факторов. Также метаструктуры классифицируются по степени «гибкости», изменяемости и возможности функционального роста, по количеству метазвеньев и по степени пространственной плотности

В современной зарубежной практике можно выявить следующие группы примеров метаструктур: 
  • Утопические проекты метаархитектуры (существующие виртуально, нереализованные объекты, характеризуемые огромными площадями (способными вмещать целые города), сложной организацией, многофункциональностью, транспортной мультимодальностью, высокой степенью гибкости и изменчивости, а также иными особенностями, возводящими их в ранг фантасмагории) 
  • Прототипы метаархитектурных звеньев (реализованные объекты, представленные 1-3 функциями (в основном жильем с незначительным добавлением дополнительных сценариев – торговля, досуг и др.), имеющие ограниченное количество (1-2) незаполненных пространств/площадок/пустот для открытой функциональной и объемно-пространственной трансформации).
  • Прототипы метаструктур (существующие, гармонично сложившиеся, завершенные функционально и объемно-пространственно, не предполагающие возможность трансформации, объекты с собственной разветвленной системой инфраструктуры (социальной, производственной, инженерной, информационной, транспортной)) 


Проект №1. «Высотная метаструктура в Гонконге»

Участок проектирования: район Монгкок в Гонконге.

Создание вертикальной метаструктуры в Гонконге как самодостаточной городской единицы, саморегулирующейся целостной системы с высокой функциональной гибкостью, возможностью объемно-пространственного изменения с течением времени, наличием высококонцентрированных связей. Данная структура поможет решить вопрос с качественным увеличением плотности и площадей озеленения в условиях ограниченной территории. В состав проекта входит сохранение существующих домов на выбранном участке, возведение высотного объекта из модификации перекрестно-стержневой пространственной системы как структуры из пространственных сот с различным наполнением. Программа метаструктуры в Монгкоке включает жилье (квартиры, апартаменты, общежития и гостиницы), офисы и арендуемые помещения, учебные заведения, объекты здравоохранения, зрелищные и спортивные заведения, кафе и рестораны, промышленные ячейки, озелененные пространства. 

Градостроительный подход: «дополнения/соседства/включения» (смежное функциональное обогащение, адаптация под существующее устройство участка и окружения). 

Объемно-пространственный прием: «прием пространственных сот и гомогенной решетки» (однородное развитие в трех направлениях посредством модулей с одинаковыми размерами и конфигурацией). 
Высотная метаструктура в Гонконге
© Полина Болдырева

Проект № 2. «Научно-просветительский центр в городе Московский»

Участок проектирования: территория бывшего гаражного кооператива близ института полиомиелита и Киевского шоссе (выбранная территория также соседствует с жилыми кварталами (3-го и 5-го микрорайонов) и Валуевским лесопарком). 

Предлагаемая метаструктура, научно-просветительский центр, проектируется как драйвер для дальнейшего развития города-спутника Московский, имеющего потенциал наукограда и развитую систему агропромышленной сферы. 

Горизонтальная метаструктура строится на системе колец, каждое из которых опоясывает одну из шести главных зон. Подобно принципу годовых слоев дерева, каркас метасистемы способен разрастаться, меняться как качественно (сменяя функцию), так и количественно (изменяя пространственные показатели). 

Общественно-просветительский центр включает: лаборатории, общественные сады и теплицы, коворкинги, аудитории как для приглашенных исследователей, так и для студентов и профессоров близлежащего института полиомиелита, офисы, коливинги, сезонные рынки. 

Градостроительный подход: «драйвер развития» (формирование «катализатора» на основе существующего вектора развития города). 

Объемно-пространственный прием: «прием конурбации» (радиальное полицентричное развитие посредством образования новых примыкающих поясов и хорд). 
Научно-просветительский центр в городе Московский
© Полина Болдырева

Проект №3. «Лунное поселение будущего» в рамках международного конкурса «Moon base 2124. Artemis»

Метаструктура в рамках конкурса разрабатывается как самодостаточный, самоподдерживающийся лунный поселок с замкнутой системой и модульной структурой, предназначенной для облегчения будущего расширения, строительства и сборки. Она расположена близ кратера Южного полюса из-за предполагаемой доступности извлекаемого водяного льда. Основной строительный материал – местный реголит. 

Градостроительный подход: «генератор роста/ отправная точка» (создание первоосновы необитаемого пространства). 

Объемно-пространственный прием: «прием дискретно-капсульного разветвления» (развитие по туннельной системе планировке с ограниченным количеством соединений компонентов). 
Лунное поселение будущего
© Полина Болдырева

Проект №4. «Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте»

Участок: южная часть городского отвала №1, близ Баженовского асбестового карьера (граничит с садово-дачными товариществами). 

Предлагаемая метаструктура, многофункциональный центр, – это ревитализация территории, заброшенной после антропогенного вмешательства в ходе промышленного процесса (добычи асбеста), «залечивание раны» в черте Асбеста. Данная система помогает пересмотреть основную отрасль развития города, выступает как драйвер для становления экологичного производства взамен угасающей асбестовской промышленности. Горизонтальная метаструктура строится по ортогональной сетке, имея 5 основных функциональных зон/ядер. Временные модули сопрягаются с постоянными, обеспечивая качественное и количественное изменение структуры. Взаимозаменяются столярные и швейные блоки различных этапов производства (заготовительный и сборочный), варьируются и жилые блоки. Многофункциональный центр включает: столярные мастерские (цех по производству товаров для крупных торгово-промышленных компаний), швейные мастерские с учебным комбинатом, общежития и жилые блоки с квартирами, культурные центры (центр камнерезного искусства, выставочный и минералогический), склады. 

Градостроительный подход: «регенератор развития» (переопределение вектора развития города, предложение альтернативы). 

Объемно-пространственный прием: «прием телескопических блоков» (ортогональнотелескопический; ортогональное развитие со стыковкой модулей в одном направлении). 

Первые четыре проекта являются «новообразованиями», характер их структуры однороден, как и принцип построения и разрастания, так же объем элементарных модулей/блоков примерно одинаков. На них оттачиваются основные принципы. Реновация – сложнее, это следующий этап. Выбранный подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». А поскольку отношение к существующему достаточно сакральное, то и типология зданий должна быть особенной, но одной для 5 и 6 проекта. Поэтому мы выбираем элеваторы, то есть здания с такими исходными данными, которые побуждают к нестандартным решениям, а соответственно выработке новых принципов (которые оправданно оставлять). 
Многофункциональный центр «Баженовский» в Асбесте
© Полина Болдырева

Проект №5. «Многофункциональный комплекс в Печатниках» в рамках реновации территории заброшенного завода «Цемент-Сервис» близ акватории «Южный порт» в Москве

Многофункциональный комплекс представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (особенно здание элеватора), вживляющимися в новый объемно-блочный периметр, с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно, жилые – с квартирами и отелями; рабочие – с офисами и коворкингами; научно-просветительские – с медиатеками, лекториями, музеями и образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с тренажерными центрами и площадками; «зеленые» – с прогулочными оранжереями; промышленно-экологические – с системами фильтрации и очистки воздуха. Одной из особенностей данной структуры является наличие реновируемых зданий, а именно цементного элеватора и новых эко-блоков (с системами фильтрации и очистки воздуха), что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на ее внимательное отношение не только к сохранению существующего портового колорита, но и к улучшению экологии местности. 

Градостроительный подход: «реновации в застройке» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей прилегающих кварталов). 

Объемно-пространственный прием: «прием капсульного периметра» (периметрально-капсульный; развитие посредством образования новых блоков по периметру; насыщенная периферия – пассивный центр). 
Многофункциональный комплекс в Печатниках
© Полина Болдырева

Проект №6. «Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в Ярославля» в рамках реновации территории заброшенного завода «Хлебная база №61» близ Волги в Ярославле

Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке представляет собой горизонтальную метаструктуру с реновируемыми существующими корпусами (зерновые силосы и рабочие башни), доминирующими по площади, и новым «пористым» стилобатом с разветвленной системой связей, делением на различные сектора. А именно: жилые – с отелем (в одном из 6 силосных корпусов), мастерскими для художников (в двух производственных прямоугольных башнях), «летними» квартирами и площадкой для кемпинга (в стилобате); научно-просветительские – с лекторием, образовательными кружками; торговые – с рынками и магазинами; досуговые – с кафе и ресторанами; спортивные – с центром скалолазания и полетов на аэротрубе, памп-треком, дополнительными открытыми и закрытыми площадками для лечебной физкультуры; творческие – с музеями, ремесленными мастерскими, и арт-объектами (один из силосных корпусов в процессе работы превращается в своеобразную скульптуру с функцией памяти места). 

Одной из особенностей данной структуры является наличие модернизируемых зданий, а именно силосных корпусов и производственных башен, и нового «пористого» стилобата с системой дворов и встраиваемых временных блоков, что в череде экспериментальных проектов, посвященных теме «Метаструктуры», указывает на особый подход реновации – сохранение и преобразование «наследуемого». В реновации есть две природы, разные по масштабу, по подходу к организации и трансформации: сохраняемая и новообразованная. И если в проекте № 5 («Многофункционального комплекса в Печатниках») элеваторы являются лишь незначительной частью структуры, в проекте № 6 силосные и рабочие башни выступают доминирующим большинством. 

Градостроительный подход: «реновации в среде» (обновление существующей структуры и изменение функциональной программы места с учетом особенностей окружающей природной среды). 

Объемно-пространственный прием: «прием разреженного стилобата» (развитие посредством разрастания сетки стилобата и заполнения его блоками). 
Многофункциональный досуговый комплекс в арт-парке в г. Ярославль.
© Полина Болдырева

Также на примере экспериментальных проектов были апробированы ключевые принципы метаструктуры – принцип пористости и принцип трансформации. 

Значение «пористости» на разных уровнях структурной организации (в структуре фасада, характере формообразования объемов, степени разреженности и плотности системы и др.): 
  • облегчает общее восприятие массивного объема, 
  • резервирует дополнительные площади/блоки под разрастающиеся функции; 
  • обеспечивает необходимые пустоты, где пористость – средство разряжения переуплотненных блоков с высокой концентрацией, 
  • является катализатором социального пространства, 
  • помогает обеспечить необходимый световой периметр и т.д. 
Различные виды и масштабы проявления «принципа трансформации» (в функциональном и объемно-пространственном решении): 
  • смена функций и сценариев (изменение процентного соотношения функциональных частей, появление новых программ, смена общего вектора развития), 
  • пространственные модификации в пределах всей структуры, определенной зоны, единичного блока и др. (реновация, модернизация, деление и разрастание дополнительными модулями, объемами, уровнями). 
Метаструктура может располагаться как в мегаполисе, так и в развивающемся городе или же на неосвоенной территории. Характер и степень интеграции данной системы, ее объемно-пространственное воплощение, степень заполняемости и изменяемости в выбранной среде зависит от функциональной схемы окружения, его особенностей и векторов специализации, потенциала места и перспектив развития как среды в целом, так и отдельно рассмотренных объектов, пешеходной и транспортной доступности, точек активности. 
Выводы из экспериментальных проектов. Основные подходы, приемы и принципы
© Полина Болдырева

На сегодняшний день становятся все более очевидными высокие темпы глобализации, урбанизации, требующие более сложных типологий объектов. Устаревают модель ярусного расположения функций в зданиях, неизменяемая монофункциональность пространств, малая типологическая вариативность, связанная также и с ограниченностью конструктивных решений масштабных объектов. Но уже сейчас существуют прототипы метаструктур и проекты прогнозируемого будущего. Поэтому, весьма вероятно внедрение полноценных метаструктур в ткань города уже в ближайшее время.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр»

Дарья Зотова
Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект: «Иммерсивный театр с открытыми городскими событийными пространствами в Ясенево»
Руководители: Перекладов А.А., ст.преп. Скорикова М.В., констр. проф. Мунчак Л.А.


Разрабатываемый участок расположен на центральном бульваре в районе Ясенево. Основными транспортными магистралями района являются Новоясеневский проспект, связывающий массив застройки с Профсоюзной улицей, Тарусская и Ясногорская улицы, являющиеся продолжением на территории района Севастопольского проспекта. На территории района Ясенево имеются выходы трех станций Калужско-Рижской линии: «Теплый Стан» (южный выход), «Ясенево», «Новоясеневская». 

Предполагалось, что бульвар станет одним из главных общественных пространств района, но, к сожалению, сейчас он заброшен и не функционирует так, как задумывал его архитектор Яков Белопольский в своем градостроительном проекте. Основная проблема района – нехватка общественных зданий и рекреационных городских территорий при таком количестве жилой застройки. 
Аксонометрия
© Дарья Зотова

Ясенево – один из самых экологически чистых районов Москвы. С трех сторон его окружает Битцевский лес. Разрабатывая генплан бульвара, я постаралась остаться в русле экологичности: по периметру участка зеленые насаждения создают барьер от примыкающих автомобильных дорог, также бульвар разделен на шумовые зоны. Самая насыщенная – площадь у метро, отведенная для активного отдыха. Здесь находятся спортивные площадки, скейт-площадки, детские игровые площадки. Следующая зона – городской амфитеатр, в центре которого находится пруд, за ним расположен разрабатываемый культурный комплекс. Завершает бульвар самая тихая – парковая зона, на которой находится уже существующая церковь. Таким образом, получился плавный градиент озеленения от городской площади к скверу. В своем комплексе я также поддерживаю тему экологичности: основной материал конструкций – клееный брус, отделка выполнена из термососны. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Опираясь на исследования КБ Стрелки о спальных микрорайонах Москвы, я выявила одну из главных проблем таких районов как Ясенево – потеря их актуальности в современном городе. Это вызвано нехваткой важных утилитарных и культурных функций в районе, а также отсутствием общественных центров притяжения. В своем проекте я совмещаю их в едином комплексе. 

Проанализировав структуру древнеримских городов, я определила функциональный состав комплекса. В него вошли: иммерсивный театр, термы, амфитеатр, под которым расположен небольшой рынок и кафе, библиотека с коворкингом. 
Модули иммерсивных представлений и событийных пространств
© Дарья Зотова

В основу концепции комплекса легли исследование Седрика Прайса о динамической архитектуре, в частности его проект «Дворец развлечений». Главным средством передачи движения в моем комплексе стали статические конструкции, возвышающиеся над объемом здания. К ним подвешиваются различные модули, формирующие городские событийные пространства на эксплуатируемой кровле здания, которая является культурной осью комплекса и подчеркивает градостроительную ось бульвара, направленную через весь район в центр города. 
  • zooming
    1 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    2 / 4
    Городская ярмарка и городская выставка
    © Дарья Зотова
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер рынка и интерьер библиотеки
    © Дарья Зотова
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
    © Дарья Зотова

Во главе комплекса расположен иммерсивный театр, представляющий лабиринт лестниц на фасаде, связанных в единую структуру. Такая конструкция предусматривает неограниченную вариативность сценариев: фасад театра, эксплуатируемая кровля, пространство фойе и зала – все превращается в площадки для сцены. 
Фрагменты фасада: иммерсивный театр, термы, рынок, библиотека
© Дарья Зотова

Главная черта иммерсивного театра – моделируемая реальность, позволяющая зрителю стать частью спектакля, полностью погрузиться в созданный режиссером мир. Одним из первых, кто перенес сценическое действие ближе к зрителям и сделал их участниками творческого процесса, был Всеволод Мейерхольд (театральный режиссер-авангардист). Сейчас многие режиссеры и сценографы работают с иммерсивными пространствами: Робер Лепаж (канадский режиссер), Георгий Цыпин (художник-постановщик, участвовавший в создании декорации для открытия Олимпийских игр в Сочи), Александра Вальц (немецкий хореограф). 

На главном фасаде комплекса можно увидеть иммерсионное представление, примером которого стал спектакль «Русские сказки» режиссера Кирилла Серебренникова, поставленный в Гоголь-центре. Во время спектакля зрителей разделяют на три группы, каждая из которых путешествует по своему маршруту, зрители проходят через три площадки и соединяются только в конце спектакля в главном зале и вместе смотрят последнюю постановку, являющуюся финалом для каждого из маршрутов. 
Иммерсивный театр
© Дарья Зотова

Статические конструкции над разрабатываемым комплексом могут не только создавать сценические пространства, но и участвовать в организации городских событийных пространств для различных мероприятий, например, ярмарок, музыкальных концертов, выставок. Для этого я разработала несколько вариантов мобильных модулей, которые позволяют создать различные сценарии городских мероприятий. Модули подвешиваются к кран-балкам, опирающимся на фермы. 

Конструктивная система культурного центра – комбинированная. Несущий остов представляет собой пространственную систему, образованную колоннами, несущими стенами, ригелями/фермами и плитами междуэтажных перекрытий. Фермы над всем комплексом опираются на колонны, которые идут по периметру здания и на нижних этажах находятся в одной плоскости с наружными стенами. 
Интерьер рынка и интерьер библиотеки
© Дарья Зотова

Фермы составлены из клееного бруса, для раскосов использован тот же материал. Для соединения элементов использованы металлические детали. Для придания пространственной жесткости каркасу используются вертикальные крестовые связи по периметру на крыше. Пространственная жесткость обеспечивается совместной работой колонн, связанных между собой ригелями/фермами и перекрытиями и образующих геометрически не изменяемую систему. 

В проекте предусмотрены плоские эксплуатируемые кровли с внутренними водоотводами. 
Интерьер иммерсивного театра и интерьер терм
© Дарья Зотова

Подводя итог: разрабатываемый комплекс может стать новым общественным центром притяжения для района. Он трансформируется под нужды местных жителей и создает городские событийные пространства.
 

01 Сентября 2021

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сейчас на главной
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.