Золотая медаль МАРХИ 2018

Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ – магистра Марии Финагиной и бакалавра Георгия Фролова, и проекты четырех номинантов.

mainImg
Творческая награда для выпускников МАРХИ, поощряющая успехи в овладении профессией архитектора, учреждена в 1995 году. В двухэтапном конкурсе принимают участие студенты, показавшие за время обучения лучшие результаты успеваемости по профилирующим творческим дисциплинам и архитектурному проектированию.

По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале, участники представили короткий проект «Мастерская архитектора» (эскиз, макет, буклет). Был сформирован шортлист участников.

В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов.
С 2017 года медаль присуждается в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».

Публикуем проекты победителя и финалистов конкурса.

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр»
Мария Финагина
Кафедра «Архитектура жилых зданий».
Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги».
Руководители: проф. Д.В. Величкин, проф. Н.Н. Голованов

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Ярославская гибридная система. Вид с пешеходной платформы
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Вид со стилобата © МАРХИ

Железные дороги на данный момент являются физическими разрывами городской ткани. Методом преобразования этих территорий может стать новая типология «гибрид» – многокомпонентная структура, проникающий элемент соединения, возникающий на стыках этих разрывов.

Гибрид на латыни означает – помесь, смешанные. Структура, заполняющая «пробелы», должна быть подобна гибриду – то есть смешению всех характеристик окружения, адаптивна и изменчива под конкретные городские ситуации. Задача – «сшить» эти территории в единое городское пространство.

В порядке эволюции типологии с разными функциями можно выделить следующие этапы: МФК, MIX-USE, и новая типология Гибрид. Четкие границы между этими этапами не сформулированы, и научная литература сводит этот вопрос к разным субъективным суждениям.

Однако феном гибрида действительно существует и появился он на фоне общего характера роста агломераций как интеллектуального ресурса и трансформации общества, т.е. переход в диджитал пространство, смены общественной парадигмы, переход от материальных ценностей к интеллектуальным. Город становится «гипер-мозгом», требует непрерывной работы и общения лицом к лицу.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Вид из галереи

Гибридность следует рассматривать как характеристику здания. Гибридизация происходит на разных уровнях. Смешения разных функций, жилья и нежилого, общественного и частного (тоже на разных уровнях – уровень жилой ячейки, жилого корпуса, двора, офиса, пешеходных маршрутов). Смешение состава населения (пожилые, дети, студенты), смешение деятельности (офис – бизнес – образование), смешение самих форм: архитектуры и ландшафта, архитектуры и транспортного узла. В гибриде, как в более адаптивном пространстве, зонирование происходит не по зонам или корпусам, функции становятся более дробными и смешанными, позволяя активировать саму структуру.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Вид на холме

Гибрид воспринимается как повторный процесс урбанизации. Этот процесс усложнения архитектуры и программы здания, уплотнения связи всех компонентов является отрицанием или уходом от опыта модернизма. В работе гибриды, в качестве инструмента насыщения модернистской среды, апробируются на периферийной зоне Ярославской железной дороги от МЦК до границы с МКАД. Эта территория преимущественно застраивалась блоками типового жилья и социально общественными зданиями типовых решений 1960-1980-х годов без проектирования общего каркаса городской инфраструктуры и без учета иерархии пространств. Не достаточная оснащенность предполагаемых общественных пространств и отсутствие детальной проработки среды при масштабах проектирования спальных районов создали монотонную разреженную среду, не сомасштабную человеку.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Аксонометрия

Однако эта разреженность дает потенциал для переосмысления и трансформирования сложившейся городской структуры. Именно с помощью гибридов могут решаться проблемы в сложившейся ткани города: отсутствие коммуникаций между общественными пространствами и отсутствие взаимодействия функций, отвечающих ежедневному опыту горожанина.

При анализе участка были выявлены две главные проблемы: отрезанность огромного зеленого комплекса Сокольников и Лосиного острова и обособленность жилых районов, ограниченных шоссе и железной дорогой.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Стык с парком Лосиный остров. Аксонометрия

Таким образом, выделяются два подхода: первый – связь ландшафта и городской ткани; второй – соединение городских образований в единую ткань. Гибридная система «Северянин» демонстрирует первый подход – это стык городской структуры с зеленой территорией. Гибридная система «Ярославская» демонстрирует второй подход – это стык разорванной городской ткани.

Проект «Гибридная система Северянин» находится на бывшей промышленной территории площадью 200 га. Концепция проекта – это создание искусственного холма, плавно соединяющего парк Лосиный остров и район Свиблово. Все автомобильные дороги находятся под холмом, создавая безбарьерное пешеходное пространство, которое позволит жителям беспрепятственно прогуливаться по новой зеленой структуре и парку.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Центральный квартал. Аксонометрия

Помещения под холмом и платформа «новая земля» соединяют все пространства и делают структуру беспрерывной, что видно на разрезе. Функции распределены равномерно с учетом возможной степени инсоляции: над холмом образовательные функции и жилье, под холмом располагаются общественные функции, под стилобатом утилитарные функции.

Проект «Ярославская гибридная структура» располагается на периферии и граничит с МКАД. Данная система призвана срастить городские образования, разорванные железной дорогой и ярославским шоссе.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Генплан

Выявленные основные направления пешеходного каркаса обеспечивают доступность жилых кварталов к существующей застройке и зеленым территориям. Зеленый каркас заполняет свободную территорию, сращивая существующие элементы городской ткани.

Интеграция новой гибридной структуры в существующие городские образования базируется на сетке 100 на 100 метров. Применяется разная плотность новых образований для создания разнообразия качеств жилых единиц и, соответственно, для обеспечения адаптивности к разным социальным группам. Высокую функциональную плотность обеспечивают три узла сосредоточения функций, находящиеся на пересечениях транспортных и пешеходных потоков.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». реновация Ярославской железной дороги
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Диффузия функций
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Принципы формирования
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Центральный квартал. Разрезы
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Смешение функций
zooming
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Экспозиция

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр»
Георгий Фролов
Кафедра «Архитектура общественных зданий».
Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».
Руководители: проф. В.В. Ауров, доц. В.Н. Орлов, доц. А.И. Добрев, констр. проф. О.Ю. Суслова

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Макет

Говоря о мировых футбольных аренах мы по константе моделируем в голове образы таких стадионов как «Птичье гнездо» в Китае, Альянц арена в Мюнхене, Мозес Мабида в ЮАР – это знаковые, запоминающиеся объекты, от которых достаточно сложно отказаться.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Макет

Целью проекта стало создание абсолютно нового знакового силуэта будущей арены Stadio Inter.
Это не дипломный проект, это кульминация пройденного времени. Единство знания, понимания и навыков, уровень которых на сегодня отражен в проекте. Говорю ли я, что создал качественную архитектуру? – нет, но то, что честную – однозначно. Она обнажена перед зрителем.

Выбор домашней арены миланского футбольного клуба Inter для проектирования обусловлен несоответствием качеству FIFA существующего стадиона San Siro для проведения матчей высших этапов FIFA и UEFA. В 2016 году футбольный клуб был выкуплен китайской инвестиционной компанией Suning Holdings Group, в 2017 году публично обозначившей приоритет – строительство новой домашней арены для «интера» до 2025 года и объявление архитектурного конкурса в 2019 году.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Макет
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Перспективный разрез

Участок для строительства футбольного стадиона в западной части комплекса Milan EXPO 2015 на территории бывшего сталелитейного завода на западе Милана утвержден на городском уровне.

Идейной составляющей Stadio Inter стал образ, основанный на «тяжелой» живой форме чаши трибун, поднятой над землей вертикалями опор и окруженной масштабной легкой «паутиной» человеческого взаимодействия. Архитектура предоставляет зрителю возможность ощущения и чувства ее масштаба, давая четкое понимание доступности. Связующим между объемом и городом как в генеральном плане, так и в разрезе выступает сетка рисунка морфотипа существующей застройки – давая профилю стадиона новый тип пространства.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Перспективный разрез. Фрагмент

Архитектуру стадиона невозможно рассматривать отдельно от конструктивной составляющей – это именно тот случай, когда архитектура фактически и есть конструкция. Арена обладает технически сложным, но доведенным до ясности восприятия несущим остовом, главная мысль которого – одна конструкция обеспечивает сразу все сооружение.

Совокупность разработанных и примененных инженерных решений, системы сквозных транспортных развязок для каждого вида транспорта, разработанного до деталей конструктивного остова, подкрепленного макетом, дают проекту попытку выхода на действительно европейский уровень качества футбольных стадионов FIFA.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».Общая экспозиция
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Генплан
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Ситуационный план

Диплом I степени в номинации «Магистр»
Егор Белаш
Кафедра «Советская и современная зарубежная архитектура».
Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века».
Руководители: проф. О.И. Явейн, доц. П.П. Зуева

zooming
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Общая экспозиция

Последнее десятилетие ознаменовалось появлением нового направления архитектуры, которое сегодня стало доминирующим. Среди наиболее известных фирм можно выделить BIG, MVRDV, OMA, REX, Buro OS и т.д.

Идеи этих архитекторов отличает прагматический или технический подход к архитектуре, отрицающий субъективные основы творческого процесса.

Некоторые критикуют такой подход, другие утверждают, что за ним будущее нашей профессии, но, прежде чем выносить свой вердикт, необходимо понять структурообразующие основы проектного процесса, чему и была посвящена эта работа.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Социокультурные тенденции. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Социокультурные тенденции. Анализ проектов

Функционально мотивированная геометрия
В работе раскрываются три слоя архитектурного мышления: технический, социальный и концептуальный. Первый слой представлен диаграммами проектных фирм, в которых они наглядно объясняют, как они пришли к тому или иному решению.

Как правило, архитекторы начинают с простой базовой формы, которую они затем деформируют под конкретные факторы участка, исходя из практических мотиваций и расчетов.

Из собранных диаграмм был выделен набор функциональных факторов и геометрических приемов, которые архитекторы используют в проектном процессе. В своей совокупности они составляют искомый «словарь» проектирования. На этом этапе остается неясным, каким образом элементы словаря объединяются в целостную идею проекта.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Социокультурные тенденции. Анализ проектов

Социокультурные тенденции
В ходе дальнейшего исследования было замечено, что архитекторы используют множество элементов, которые имеют не только профессиональное, но и социальное значение, выходящее за рамки архитектурной проблематики. Например, ветровой электрогенератор, солнечная панель и вертикальное озеленение отсылают к экологичности, которая есть не что иное, как определенная социальная тенденция.

И нас здесь интересует не сам факт того, что архитекторы подстраиваются под эти тренды, но что эти тенденции в своей совокупности образуют единое смысловое поле, где почти все элементы прямо или косвенно связаны между собой. В этом своем свойстве социокультурный слой противоположен тому набору дискретных параметров, которые представлены в первой части работы. В нем уже содержится потенциал к образованию целостных архитектурных конструктов.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Функциональная геометрия. Анализ проектов

Архитектурные концепты
Но поле трендов, выявленное во второй части исследования, само по себе – весьма аморфное образование. Поэтому в третьей части мы пытаемся понять, как архитекторы с ним работают.

Функциональные приемы служат исходным набором или словарем, элементы которого затем соединяются в целостную проектную идею посредством смысловых связей, но каков механизм этого соединения?

Такое соединение осуществляется в результате работы целостных форм мысли, или концептов, структурирующих разрозненную информацию по взаимосвязанным категориям. В третьей части работы выявляются архитектурные концепты отдельных фирм и их составляющие, которые повторяются у разных проектных бюро и могут образовывать в своих сочетаниях самые разнообразные архитектурные концепты.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Функциональная геометрия. Анализ проектов

Язык функционально мотивированной архитектуры
Вместе все три части работы образуют модель функционально-мотивированных построений в архитектуре XXI века, состоящую из трех слоев: функционально-мотивированная геометрия, социокультурные установки (тренды) и архитектурные концепты. Эти три слоя могут работать как изолированно, так и совместно. В последнем случае каждый следующий слой избирательно использует элементы предыдущего в качестве исходного материала.

Архитектурные фирмы делают акцент на первом техническом слое, который на самом деле относится к элементарной и наименее важной части проектного процесса.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Функциональная геометрия. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Архитектурные концепты. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Архитектурные концепты. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Архитектурные концепты. Анализ проектов

Диплом I степени в номинации «Бакалавр»
Наталья Юдина
Кафедра «Архитектура общественных зданий».
Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток».
Руководители: проф. В.И. Ульянов, доц. Е.В. Ульянова

Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Комплекс на закате

Комплекс располагается на участке во Фрунзенском районе города Владивосток и непосредственно граничит с Центральной частью города. Значительный перепад рельефа и нехватка в районе транспортной, досуговой инфраструктуры и зеленых зон обусловили выразительное решение объекта. Архитектурный облик сооружения вписывается в скальный рельеф, повторяя его изгибы. Изящность масштабному сооружению придают наклонные наружные стены, а необходимые площади помещений обеспечиваются наличием развитой подземной части.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Схемы формообразования комплекса
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Схемы композиционных связей комплекса и парка

Расположенный на участке Морской торговый порт, осложняющий транспортную ситуацию в районе и визуально загрязняющий панорамный вид города переносится на остров Русский. На насыпи планируется создание большого городского парка площадью 2,4 га с искусственной системой прудов. Сам комплекс становится значимой доминантой панорамы – одновременно маяком и монументом, выделяющим вершину Крестовой сопки.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Вид на комплекс со стороны жилых районов
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Вид на комплекс с воды
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Вид на комплекс от подножия Крестовой сопки

В качестве подготовки к проектированию объекта градостроительного значения совместно с научными консультантами кафедры истории советской архитектуры было проведено историко-теоретическое исследование. Был изучен опыт создания многофункциональных комплексов открытого типа в СССР в эпоху 1970–1980-х годов и выявлены структурные приемы в их проектировании. Поэтому комплекс создавался как динамическая структура взаимосвязанных ядер атриумов, которые выполняют роль рекреационных зон корпусов.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Ночное освещение комплекса
zooming
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Общая экспозиция
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». План комплекса на отм. +68.000

Основное назначение сооружения образовательное. Комплекс проектируется для Мариинского театра и призван создать комфортные условия для обучения профессионалов творческих специальностей. Комплекс включает корпуса хореографических, музыкальных, артистических, художественных специальностей, гостиничный, общественный, зрительский блоки и блок капеллы духовной музыки с колокольней. Помещения располагаются вокруг светового атриума, связанного линейными и вертикальными связями с атриумом соседнего корпуса. Такая система делает устройство комплекса максимально ясным, а ориентирование и нахождение в нем удобным и приятным.

В мае 2018 года состоялась встреча автора с Валерием Абисаловичем Гергиевым, в ходе которой ему был представлен проект, который весьма заинтересовал директора Мариинского театра. Продолжение обсуждения планируется по окончании летних гастролей театра.

Таким образом, проект представляется весьма актуальным для развития региона, повышения качества среды жизни района и может стать началом для работы над восстановлением архитектурно-ландшафтной идентичности Владивостока.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Поперечный разрез по комплексу
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Деталь фасада

Диплом II степени в номинации «Бакалавр»
Александр Гаприндашвили
Кафедра «Архитектура общественных зданий».
Дипломный проект «Велнес-центр в Москве».
Руководители: проф. В.В. Ауров, доц. В.Н. Орлов, доц. А.И. Добрев

Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Библиотека

В качестве опоры выбрано исследование о влиянии архитектуры и среды на здоровье человека – книга «Архитектура для шести чувств» (автор – В. Друга). В исследовании описываются эксперименты, доказывающие прямое влияние среды на самочувствие и здоровье человека. Велнес-центр – та типология, которая прямо направлена на улучшение здоровья человека с помощью среды. Она является неким укрытием горожанина от городской суеты и стресса, и прототипом является способ городского жителя сбежать из города. Велнес-центр – именно тот тип здания, в котором нуждаются жители такого мегаполиса, как Москва.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Вестибюль

Задача, лежащая в основе проекта – не просто предоставить такое здание, а перевоплотить в нем дух места, а так же представить все богатство мировой культуры здоровья.

Здание функционально делится на 4 части: банно-оздоровительный комплекс, просветительский блок, гостиничный блок, спортивная зона.

Эти четыре функциональные части прямо соотносятся с четырьмя аспектами, на улучшение которых направлен центр: физический, духовный, ментальный, социальный. Объем состоит из шести «сцен», пройдя по которым человек улучшает себя по параметрам комплексного здоровья.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Флорарий

Здание – это некий лабиринт, маршрут, через который проходит посетитель. В качестве награды за прохождение всех этапов открывается последний этап – выход к реке.

Важнейшие 4 аспекта комплексного здоровья человека – Ментальный, Физический, Духовный, Социальный. Эти 4 аспекта функционально делят здание на зону бань и терм, библиотеку
и лекторий, гостиницу и флоралий, открытую и закрытую палестру.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Аксонометрия

Геометрия олицетворяет двойственность – закон природы. Два состояния блага – эвдемоническое и гедоническое. Структура здания позволяет посетителю соблюсти баланс двух благ – блага духа и блага удовольствий.

Стилистическое решение здания – простые, строгие формы, симметричный план относительно продольной оси. Здание композиционно апеллирует к древнеримским архетипам – термам и палестрам – прямым прародителям велнес-центров. Простая геометрия не привлекает на себя внимания, концентрируя внимание посетителя на природе и погружении в культуру здоровья.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Общая экспозиция

Для проектирования велнес-центра требовалось найти ситуацию в пределах Москвы – здание должно находиться в тихой, природной среде и быть легко доступным горожанам. Выбранная ситуация для проектирования – Суворовский парк, на месте бывшего пансионата «Крылатское». Место подходит по всем параметрам для проектирования центра оздоровления, сохраняется функциональное назначение участка.

Велнес-центр, расположенный на руинах бывшего пансионата – своего рода реинкарнация места, архитектура, которая преемственна памяти места. Строительство таких многофункциональных центров крайне важно для оздоровления горожан, испытывающих стресс, живя в мегаполисах.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Ситуационный план
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Генплан
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Планы
zooming
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Разрез
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». 4 основных пространства

Диплом II степени в номинации «Бакалавр»
Наталия Назарова
Кафедра «Советская и современная зарубежная архитектура».
Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.».
Руководители: проф. Ю.П. Волчок, проф. И.С. Чередина

zooming
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Общая экспозиция

Целью исследования является определение общих для всех направлений живописи способов и приемов, использованных мастерами для создания общности понимания структуры города, а также выявление взаимосвязи с проектным мышлением, для того, чтобы доказать единство восприятия города художниками и архитекторами.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Рабочая гипотеза проекта

В исследовании выдвигается следующая рабочая гипотеза: в индивидуальном восприятии человека «кодируется» общность и целостность устройства города. Выявить эту закономерность позволяет воссоздание объемно-пространственного устройства города, предъявленного в отечественной плоскостной живописи 1910-1930 годов.

Город – динамическая структура, которая постоянно изменяется и развивается. Это среда для жизни человека: градостроительная, архитектурная, ландшафтная и формообразующая ткань, которая создается и природой, и человеком. Интерес к городу в наши дни возрастает. Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема восприятия города не только в его предъявлении повседневного устройства, но также и через другие способы представления города как понятия в культуре и, в частности, в живописи.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типы родного для художника города
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типология города в живописи

Архитектура и живопись находятся в творческом диалоге. Город в живописи также можно попытаться рассматривать как результат проектирования. Город в плоскостной живописи, а именно его структура, умозрительно воспринимается через объем. На пути к созданию плоского изображения на холсте картины всегда была трехмерная натурная или вымышленная художником градостроительная структура, которую возможно воссоздать, переведя двухмерное изображение в объем при помощи выявленных через цветовые соотношения приемов ритма, плотности и высотности. В архитектуре проектное мышление устроено подобно живописному, тем самым возможно доказать связность и общность восприятия устройства города в живописи и архитектуре. Во ВХУТЕМАСе перед тем, как начертить проект на бумаге, ученикам предлагали упражнение по дисциплине «Объем». Упражнение предполагало создание макета (скульптуры), при помощи которого было возможно передать объемно-пространственное решение, которое впоследствии переводили в чертежи. Такая технология работы способствует выявлению и анализу морфологии города в живописи и проектах, иллюстрирует, как и зачем живопись может восприниматься в трехмерном предъявлении. В исследовании предлагается разработка приемов, позволяющих глубже понять, как в индивидуальном восприятии человека «кодируется» целостность устройства города. Показать эту закономерность позволяет воссоздание объемно-пространственного устройства города, предъявленного в живописи 1910-1930 годов.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типы столичного города

Можно выделить три методологических приема, которые используются художниками – ритм, высотность и плотность. При этом они соотносятся с самой распространенной системой координат в пространстве – декартовой, в основе которой располагаются именно три оси. В настоящей работе предполагается выявление данных приемов, с помощью которых можно показать, как формируется схожее восприятие городского пространства в произведениях художников разных стилевых направлений в объемных моделях городской структуры.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типы провинциального города
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». «Город в будущем» и абстрактный город – переходный этап от живописи к проекту
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Ритм как прием формирования объемной структуры картины
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Высотность как прием формирования объемной структуры картины
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Плотность как прием формирования объемной структуры картины
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». От восприятия сооружения в объеме к архитектурным чертежам

26 Октября 2018

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Постсоветская традиционная архитектура. Генезис
Начинаю публиковать книгу «Неоклассическая архитектура России конца ХХ – начала XXI века». Более тридцати постсоветских лет в России существует новая классическая архитектура, стилистически и мировоззренчески оформленная, хотя и не являющаяся движением. Хотя традиционная архитектура исчезла после Второй мировой войны из образования, в последние десятилетия она актуализирована вызовами XXI века, к которым относятся: кризис города и экологии; отношения человека и техники как сверхсилы, не обладающей сверхразумом; растворение профессии архитектора в смежных специальностях. Введение посвящено генезису современной ситуации в ХХ веке.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.