Золотая медаль МАРХИ 2018

Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ – магистра Марии Финагиной и бакалавра Георгия Фролова, и проекты четырех номинантов.

mainImg
Творческая награда для выпускников МАРХИ, поощряющая успехи в овладении профессией архитектора, учреждена в 1995 году. В двухэтапном конкурсе принимают участие студенты, показавшие за время обучения лучшие результаты успеваемости по профилирующим творческим дисциплинам и архитектурному проектированию.

По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале, участники представили короткий проект «Мастерская архитектора» (эскиз, макет, буклет). Был сформирован шортлист участников.

В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов.
С 2017 года медаль присуждается в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».

Публикуем проекты победителя и финалистов конкурса.

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр»
Мария Финагина
Кафедра «Архитектура жилых зданий».
Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги».
Руководители: проф. Д.В. Величкин, проф. Н.Н. Голованов

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Ярославская гибридная система. Вид с пешеходной платформы
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Вид со стилобата © МАРХИ

Железные дороги на данный момент являются физическими разрывами городской ткани. Методом преобразования этих территорий может стать новая типология «гибрид» – многокомпонентная структура, проникающий элемент соединения, возникающий на стыках этих разрывов.

Гибрид на латыни означает – помесь, смешанные. Структура, заполняющая «пробелы», должна быть подобна гибриду – то есть смешению всех характеристик окружения, адаптивна и изменчива под конкретные городские ситуации. Задача – «сшить» эти территории в единое городское пространство.

В порядке эволюции типологии с разными функциями можно выделить следующие этапы: МФК, MIX-USE, и новая типология Гибрид. Четкие границы между этими этапами не сформулированы, и научная литература сводит этот вопрос к разным субъективным суждениям.

Однако феном гибрида действительно существует и появился он на фоне общего характера роста агломераций как интеллектуального ресурса и трансформации общества, т.е. переход в диджитал пространство, смены общественной парадигмы, переход от материальных ценностей к интеллектуальным. Город становится «гипер-мозгом», требует непрерывной работы и общения лицом к лицу.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Вид из галереи

Гибридность следует рассматривать как характеристику здания. Гибридизация происходит на разных уровнях. Смешения разных функций, жилья и нежилого, общественного и частного (тоже на разных уровнях – уровень жилой ячейки, жилого корпуса, двора, офиса, пешеходных маршрутов). Смешение состава населения (пожилые, дети, студенты), смешение деятельности (офис – бизнес – образование), смешение самих форм: архитектуры и ландшафта, архитектуры и транспортного узла. В гибриде, как в более адаптивном пространстве, зонирование происходит не по зонам или корпусам, функции становятся более дробными и смешанными, позволяя активировать саму структуру.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Вид на холме

Гибрид воспринимается как повторный процесс урбанизации. Этот процесс усложнения архитектуры и программы здания, уплотнения связи всех компонентов является отрицанием или уходом от опыта модернизма. В работе гибриды, в качестве инструмента насыщения модернистской среды, апробируются на периферийной зоне Ярославской железной дороги от МЦК до границы с МКАД. Эта территория преимущественно застраивалась блоками типового жилья и социально общественными зданиями типовых решений 1960-1980-х годов без проектирования общего каркаса городской инфраструктуры и без учета иерархии пространств. Не достаточная оснащенность предполагаемых общественных пространств и отсутствие детальной проработки среды при масштабах проектирования спальных районов создали монотонную разреженную среду, не сомасштабную человеку.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Аксонометрия

Однако эта разреженность дает потенциал для переосмысления и трансформирования сложившейся городской структуры. Именно с помощью гибридов могут решаться проблемы в сложившейся ткани города: отсутствие коммуникаций между общественными пространствами и отсутствие взаимодействия функций, отвечающих ежедневному опыту горожанина.

При анализе участка были выявлены две главные проблемы: отрезанность огромного зеленого комплекса Сокольников и Лосиного острова и обособленность жилых районов, ограниченных шоссе и железной дорогой.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Стык с парком Лосиный остров. Аксонометрия

Таким образом, выделяются два подхода: первый – связь ландшафта и городской ткани; второй – соединение городских образований в единую ткань. Гибридная система «Северянин» демонстрирует первый подход – это стык городской структуры с зеленой территорией. Гибридная система «Ярославская» демонстрирует второй подход – это стык разорванной городской ткани.

Проект «Гибридная система Северянин» находится на бывшей промышленной территории площадью 200 га. Концепция проекта – это создание искусственного холма, плавно соединяющего парк Лосиный остров и район Свиблово. Все автомобильные дороги находятся под холмом, создавая безбарьерное пешеходное пространство, которое позволит жителям беспрепятственно прогуливаться по новой зеленой структуре и парку.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Центральный квартал. Аксонометрия

Помещения под холмом и платформа «новая земля» соединяют все пространства и делают структуру беспрерывной, что видно на разрезе. Функции распределены равномерно с учетом возможной степени инсоляции: над холмом образовательные функции и жилье, под холмом располагаются общественные функции, под стилобатом утилитарные функции.

Проект «Ярославская гибридная структура» располагается на периферии и граничит с МКАД. Данная система призвана срастить городские образования, разорванные железной дорогой и ярославским шоссе.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Генплан

Выявленные основные направления пешеходного каркаса обеспечивают доступность жилых кварталов к существующей застройке и зеленым территориям. Зеленый каркас заполняет свободную территорию, сращивая существующие элементы городской ткани.

Интеграция новой гибридной структуры в существующие городские образования базируется на сетке 100 на 100 метров. Применяется разная плотность новых образований для создания разнообразия качеств жилых единиц и, соответственно, для обеспечения адаптивности к разным социальным группам. Высокую функциональную плотность обеспечивают три узла сосредоточения функций, находящиеся на пересечениях транспортных и пешеходных потоков.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». реновация Ярославской железной дороги
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Диффузия функций
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Принципы формирования
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Система Северянин. Центральный квартал. Разрезы
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Элемент Ярославской системы. Смешение функций
zooming
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр». Мария Финагина. Магистерская диссертация «Гибридные системы как способ реновации территорий вдоль Ярославской железной дороги». Экспозиция

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр»
Георгий Фролов
Кафедра «Архитектура общественных зданий».
Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».
Руководители: проф. В.В. Ауров, доц. В.Н. Орлов, доц. А.И. Добрев, констр. проф. О.Ю. Суслова

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Макет

Говоря о мировых футбольных аренах мы по константе моделируем в голове образы таких стадионов как «Птичье гнездо» в Китае, Альянц арена в Мюнхене, Мозес Мабида в ЮАР – это знаковые, запоминающиеся объекты, от которых достаточно сложно отказаться.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Макет

Целью проекта стало создание абсолютно нового знакового силуэта будущей арены Stadio Inter.
Это не дипломный проект, это кульминация пройденного времени. Единство знания, понимания и навыков, уровень которых на сегодня отражен в проекте. Говорю ли я, что создал качественную архитектуру? – нет, но то, что честную – однозначно. Она обнажена перед зрителем.

Выбор домашней арены миланского футбольного клуба Inter для проектирования обусловлен несоответствием качеству FIFA существующего стадиона San Siro для проведения матчей высших этапов FIFA и UEFA. В 2016 году футбольный клуб был выкуплен китайской инвестиционной компанией Suning Holdings Group, в 2017 году публично обозначившей приоритет – строительство новой домашней арены для «интера» до 2025 года и объявление архитектурного конкурса в 2019 году.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Макет
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Перспективный разрез

Участок для строительства футбольного стадиона в западной части комплекса Milan EXPO 2015 на территории бывшего сталелитейного завода на западе Милана утвержден на городском уровне.

Идейной составляющей Stadio Inter стал образ, основанный на «тяжелой» живой форме чаши трибун, поднятой над землей вертикалями опор и окруженной масштабной легкой «паутиной» человеческого взаимодействия. Архитектура предоставляет зрителю возможность ощущения и чувства ее масштаба, давая четкое понимание доступности. Связующим между объемом и городом как в генеральном плане, так и в разрезе выступает сетка рисунка морфотипа существующей застройки – давая профилю стадиона новый тип пространства.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Перспективный разрез. Фрагмент

Архитектуру стадиона невозможно рассматривать отдельно от конструктивной составляющей – это именно тот случай, когда архитектура фактически и есть конструкция. Арена обладает технически сложным, но доведенным до ясности восприятия несущим остовом, главная мысль которого – одна конструкция обеспечивает сразу все сооружение.

Совокупность разработанных и примененных инженерных решений, системы сквозных транспортных развязок для каждого вида транспорта, разработанного до деталей конструктивного остова, подкрепленного макетом, дают проекту попытку выхода на действительно европейский уровень качества футбольных стадионов FIFA.
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».Общая экспозиция
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия».
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Генплан
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр». Георгий Фролов. Дипломный проект «Футбольный стадион F.C.Inter в составе спортивно-общественного комплекса “Stadio Inter” в Милане, Италия». Ситуационный план

Диплом I степени в номинации «Магистр»
Егор Белаш
Кафедра «Советская и современная зарубежная архитектура».
Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века».
Руководители: проф. О.И. Явейн, доц. П.П. Зуева

zooming
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Общая экспозиция

Последнее десятилетие ознаменовалось появлением нового направления архитектуры, которое сегодня стало доминирующим. Среди наиболее известных фирм можно выделить BIG, MVRDV, OMA, REX, Buro OS и т.д.

Идеи этих архитекторов отличает прагматический или технический подход к архитектуре, отрицающий субъективные основы творческого процесса.

Некоторые критикуют такой подход, другие утверждают, что за ним будущее нашей профессии, но, прежде чем выносить свой вердикт, необходимо понять структурообразующие основы проектного процесса, чему и была посвящена эта работа.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Социокультурные тенденции. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Социокультурные тенденции. Анализ проектов

Функционально мотивированная геометрия
В работе раскрываются три слоя архитектурного мышления: технический, социальный и концептуальный. Первый слой представлен диаграммами проектных фирм, в которых они наглядно объясняют, как они пришли к тому или иному решению.

Как правило, архитекторы начинают с простой базовой формы, которую они затем деформируют под конкретные факторы участка, исходя из практических мотиваций и расчетов.

Из собранных диаграмм был выделен набор функциональных факторов и геометрических приемов, которые архитекторы используют в проектном процессе. В своей совокупности они составляют искомый «словарь» проектирования. На этом этапе остается неясным, каким образом элементы словаря объединяются в целостную идею проекта.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Социокультурные тенденции. Анализ проектов

Социокультурные тенденции
В ходе дальнейшего исследования было замечено, что архитекторы используют множество элементов, которые имеют не только профессиональное, но и социальное значение, выходящее за рамки архитектурной проблематики. Например, ветровой электрогенератор, солнечная панель и вертикальное озеленение отсылают к экологичности, которая есть не что иное, как определенная социальная тенденция.

И нас здесь интересует не сам факт того, что архитекторы подстраиваются под эти тренды, но что эти тенденции в своей совокупности образуют единое смысловое поле, где почти все элементы прямо или косвенно связаны между собой. В этом своем свойстве социокультурный слой противоположен тому набору дискретных параметров, которые представлены в первой части работы. В нем уже содержится потенциал к образованию целостных архитектурных конструктов.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Функциональная геометрия. Анализ проектов

Архитектурные концепты
Но поле трендов, выявленное во второй части исследования, само по себе – весьма аморфное образование. Поэтому в третьей части мы пытаемся понять, как архитекторы с ним работают.

Функциональные приемы служат исходным набором или словарем, элементы которого затем соединяются в целостную проектную идею посредством смысловых связей, но каков механизм этого соединения?

Такое соединение осуществляется в результате работы целостных форм мысли, или концептов, структурирующих разрозненную информацию по взаимосвязанным категориям. В третьей части работы выявляются архитектурные концепты отдельных фирм и их составляющие, которые повторяются у разных проектных бюро и могут образовывать в своих сочетаниях самые разнообразные архитектурные концепты.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Функциональная геометрия. Анализ проектов

Язык функционально мотивированной архитектуры
Вместе все три части работы образуют модель функционально-мотивированных построений в архитектуре XXI века, состоящую из трех слоев: функционально-мотивированная геометрия, социокультурные установки (тренды) и архитектурные концепты. Эти три слоя могут работать как изолированно, так и совместно. В последнем случае каждый следующий слой избирательно использует элементы предыдущего в качестве исходного материала.

Архитектурные фирмы делают акцент на первом техническом слое, который на самом деле относится к элементарной и наименее важной части проектного процесса.
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Функциональная геометрия. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Архитектурные концепты. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Архитектурные концепты. Анализ проектов
Диплом I степени в номинации «Магистр». Егор Белаш. Магистерская диссертация «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века». Архитектурные концепты. Анализ проектов

Диплом I степени в номинации «Бакалавр»
Наталья Юдина
Кафедра «Архитектура общественных зданий».
Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток».
Руководители: проф. В.И. Ульянов, доц. Е.В. Ульянова

Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Комплекс на закате

Комплекс располагается на участке во Фрунзенском районе города Владивосток и непосредственно граничит с Центральной частью города. Значительный перепад рельефа и нехватка в районе транспортной, досуговой инфраструктуры и зеленых зон обусловили выразительное решение объекта. Архитектурный облик сооружения вписывается в скальный рельеф, повторяя его изгибы. Изящность масштабному сооружению придают наклонные наружные стены, а необходимые площади помещений обеспечиваются наличием развитой подземной части.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Схемы формообразования комплекса
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Схемы композиционных связей комплекса и парка

Расположенный на участке Морской торговый порт, осложняющий транспортную ситуацию в районе и визуально загрязняющий панорамный вид города переносится на остров Русский. На насыпи планируется создание большого городского парка площадью 2,4 га с искусственной системой прудов. Сам комплекс становится значимой доминантой панорамы – одновременно маяком и монументом, выделяющим вершину Крестовой сопки.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Вид на комплекс со стороны жилых районов
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Вид на комплекс с воды
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Вид на комплекс от подножия Крестовой сопки

В качестве подготовки к проектированию объекта градостроительного значения совместно с научными консультантами кафедры истории советской архитектуры было проведено историко-теоретическое исследование. Был изучен опыт создания многофункциональных комплексов открытого типа в СССР в эпоху 1970–1980-х годов и выявлены структурные приемы в их проектировании. Поэтому комплекс создавался как динамическая структура взаимосвязанных ядер атриумов, которые выполняют роль рекреационных зон корпусов.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Ночное освещение комплекса
zooming
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Общая экспозиция
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». План комплекса на отм. +68.000

Основное назначение сооружения образовательное. Комплекс проектируется для Мариинского театра и призван создать комфортные условия для обучения профессионалов творческих специальностей. Комплекс включает корпуса хореографических, музыкальных, артистических, художественных специальностей, гостиничный, общественный, зрительский блоки и блок капеллы духовной музыки с колокольней. Помещения располагаются вокруг светового атриума, связанного линейными и вертикальными связями с атриумом соседнего корпуса. Такая система делает устройство комплекса максимально ясным, а ориентирование и нахождение в нем удобным и приятным.

В мае 2018 года состоялась встреча автора с Валерием Абисаловичем Гергиевым, в ходе которой ему был представлен проект, который весьма заинтересовал директора Мариинского театра. Продолжение обсуждения планируется по окончании летних гастролей театра.

Таким образом, проект представляется весьма актуальным для развития региона, повышения качества среды жизни района и может стать началом для работы над восстановлением архитектурно-ландшафтной идентичности Владивостока.
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Поперечный разрез по комплексу
Диплом I степени в номинации «Бакалавр». Наталья Юдина. Дипломный проект «Многофункциональный образовательный и культурно-досуговый комплекс на мысе Эгершельд в г.Владивосток». Деталь фасада

Диплом II степени в номинации «Бакалавр»
Александр Гаприндашвили
Кафедра «Архитектура общественных зданий».
Дипломный проект «Велнес-центр в Москве».
Руководители: проф. В.В. Ауров, доц. В.Н. Орлов, доц. А.И. Добрев

Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Библиотека

В качестве опоры выбрано исследование о влиянии архитектуры и среды на здоровье человека – книга «Архитектура для шести чувств» (автор – В. Друга). В исследовании описываются эксперименты, доказывающие прямое влияние среды на самочувствие и здоровье человека. Велнес-центр – та типология, которая прямо направлена на улучшение здоровья человека с помощью среды. Она является неким укрытием горожанина от городской суеты и стресса, и прототипом является способ городского жителя сбежать из города. Велнес-центр – именно тот тип здания, в котором нуждаются жители такого мегаполиса, как Москва.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Вестибюль

Задача, лежащая в основе проекта – не просто предоставить такое здание, а перевоплотить в нем дух места, а так же представить все богатство мировой культуры здоровья.

Здание функционально делится на 4 части: банно-оздоровительный комплекс, просветительский блок, гостиничный блок, спортивная зона.

Эти четыре функциональные части прямо соотносятся с четырьмя аспектами, на улучшение которых направлен центр: физический, духовный, ментальный, социальный. Объем состоит из шести «сцен», пройдя по которым человек улучшает себя по параметрам комплексного здоровья.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Флорарий

Здание – это некий лабиринт, маршрут, через который проходит посетитель. В качестве награды за прохождение всех этапов открывается последний этап – выход к реке.

Важнейшие 4 аспекта комплексного здоровья человека – Ментальный, Физический, Духовный, Социальный. Эти 4 аспекта функционально делят здание на зону бань и терм, библиотеку
и лекторий, гостиницу и флоралий, открытую и закрытую палестру.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Аксонометрия

Геометрия олицетворяет двойственность – закон природы. Два состояния блага – эвдемоническое и гедоническое. Структура здания позволяет посетителю соблюсти баланс двух благ – блага духа и блага удовольствий.

Стилистическое решение здания – простые, строгие формы, симметричный план относительно продольной оси. Здание композиционно апеллирует к древнеримским архетипам – термам и палестрам – прямым прародителям велнес-центров. Простая геометрия не привлекает на себя внимания, концентрируя внимание посетителя на природе и погружении в культуру здоровья.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Общая экспозиция

Для проектирования велнес-центра требовалось найти ситуацию в пределах Москвы – здание должно находиться в тихой, природной среде и быть легко доступным горожанам. Выбранная ситуация для проектирования – Суворовский парк, на месте бывшего пансионата «Крылатское». Место подходит по всем параметрам для проектирования центра оздоровления, сохраняется функциональное назначение участка.

Велнес-центр, расположенный на руинах бывшего пансионата – своего рода реинкарнация места, архитектура, которая преемственна памяти места. Строительство таких многофункциональных центров крайне важно для оздоровления горожан, испытывающих стресс, живя в мегаполисах.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Ситуационный план
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Генплан
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Планы
zooming
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». Разрез
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Александр Гаприндашвили. Дипломный проект «Велнес-центр в Москве». 4 основных пространства

Диплом II степени в номинации «Бакалавр»
Наталия Назарова
Кафедра «Советская и современная зарубежная архитектура».
Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.».
Руководители: проф. Ю.П. Волчок, проф. И.С. Чередина

zooming
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Общая экспозиция

Целью исследования является определение общих для всех направлений живописи способов и приемов, использованных мастерами для создания общности понимания структуры города, а также выявление взаимосвязи с проектным мышлением, для того, чтобы доказать единство восприятия города художниками и архитекторами.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Рабочая гипотеза проекта

В исследовании выдвигается следующая рабочая гипотеза: в индивидуальном восприятии человека «кодируется» общность и целостность устройства города. Выявить эту закономерность позволяет воссоздание объемно-пространственного устройства города, предъявленного в отечественной плоскостной живописи 1910-1930 годов.

Город – динамическая структура, которая постоянно изменяется и развивается. Это среда для жизни человека: градостроительная, архитектурная, ландшафтная и формообразующая ткань, которая создается и природой, и человеком. Интерес к городу в наши дни возрастает. Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема восприятия города не только в его предъявлении повседневного устройства, но также и через другие способы представления города как понятия в культуре и, в частности, в живописи.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типы родного для художника города
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типология города в живописи

Архитектура и живопись находятся в творческом диалоге. Город в живописи также можно попытаться рассматривать как результат проектирования. Город в плоскостной живописи, а именно его структура, умозрительно воспринимается через объем. На пути к созданию плоского изображения на холсте картины всегда была трехмерная натурная или вымышленная художником градостроительная структура, которую возможно воссоздать, переведя двухмерное изображение в объем при помощи выявленных через цветовые соотношения приемов ритма, плотности и высотности. В архитектуре проектное мышление устроено подобно живописному, тем самым возможно доказать связность и общность восприятия устройства города в живописи и архитектуре. Во ВХУТЕМАСе перед тем, как начертить проект на бумаге, ученикам предлагали упражнение по дисциплине «Объем». Упражнение предполагало создание макета (скульптуры), при помощи которого было возможно передать объемно-пространственное решение, которое впоследствии переводили в чертежи. Такая технология работы способствует выявлению и анализу морфологии города в живописи и проектах, иллюстрирует, как и зачем живопись может восприниматься в трехмерном предъявлении. В исследовании предлагается разработка приемов, позволяющих глубже понять, как в индивидуальном восприятии человека «кодируется» целостность устройства города. Показать эту закономерность позволяет воссоздание объемно-пространственного устройства города, предъявленного в живописи 1910-1930 годов.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типы столичного города

Можно выделить три методологических приема, которые используются художниками – ритм, высотность и плотность. При этом они соотносятся с самой распространенной системой координат в пространстве – декартовой, в основе которой располагаются именно три оси. В настоящей работе предполагается выявление данных приемов, с помощью которых можно показать, как формируется схожее восприятие городского пространства в произведениях художников разных стилевых направлений в объемных моделях городской структуры.
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Типы провинциального города
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». «Город в будущем» и абстрактный город – переходный этап от живописи к проекту
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Ритм как прием формирования объемной структуры картины
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Высотность как прием формирования объемной структуры картины
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». Плотность как прием формирования объемной структуры картины
Диплом II степени в номинации «Бакалавр». Наталия Назарова. Дипломный проект «Морфология города в живописи 1910-1930 гг.». От восприятия сооружения в объеме к архитектурным чертежам

26 Октября 2018

Похожие статьи
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.