02.09.2019

МАРХИ: Золотая медаль 2019

Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ – Александра Улько и Анастасии Тряпичниковой, и проекты четырех номинантов.

информация:

Творческая награда для выпускников МАРХИ, поощряющая успехи в овладении профессией архитектора, учреждена в 1995 году. В двухэтапном конкурсе принимают участие студенты, показавшие за время обучения лучшие результаты успеваемости по профилирующим творческим дисциплинам и архитектурному проектированию.

По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале, участники представили короткий проект «Микротека» (эскиз, макет, буклет). После чего был сформирован шорт-лист участников. В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».

Публикуем проекты победителей и финалистов конкурса.


 

Золотая медаль МАРХИ в номинации «Магистр»
Александр Улько
Кафедра «Архитектура жилых зданий».
Магистерская диссертация
«Применение объемно-пространственных и архитектурно-планировочных приемов конструктивизма в проектировании жилых зданий»
Руководители: проф. И.М. Ястребова, проф. В.А. Воробьев, проф. Т.В. Лагоцка
Магистерская диссертация «Применение объемно-пространственных и архитектурно-планировочных приемов конструктивизма в проектировании жилых зданий»
Магистерская диссертация «Применение объемно-пространственных и архитектурно-планировочных приемов конструктивизма в проектировании жилых зданий»
Александр Улько, МАРХИ

В XXI столетии изучение архитектурных приемов в решении жилища эпохи конструктивизма становится актуальным, прежде всего, потому, что в 1920 годы ставились задачи, созвучные современной архитектуре. Основные критерии жилой застройки – экономичность, компактность, многофункциональность, характерные в эпоху конструктивизма, определяют архитектурную палитру в решениях социального жилья в наши дни. Основной проблемой исследования является отсутствие разнообразия и вариативности пространственно-композиционных приемов и объемно-планировочных решений существующего жилого фонда, применение устаревших приемов функционального содержания. В работе предлагаются пути перспективного развития и формирования объемно-планировочных и архитектурно-образных решений жилых зданий с использованием принципов и приемов эпохи конструктивизма.

В ходе исследования на основе проектов эпохи конструктивизма были выявлены и применены в экспериментальных проектах основные градостроительные принципы, приемы формирования объемно-пространственных и архитектурно-образных решений, основные конструктивные и колористические приемы решения жилых зданий. Особое внимание уделялось изучению и внедрению различных приемов включения общественных пространств в функциональную композицию жилищ. На основе общих выявленных принципов формирования жилых комплексов эпохи отечественного авангарда был разработан ряд студенческих проектов современных жилых образований на участке, находящимся в Нижегородском районе Юго-Восточного округа Москвы. Участок в 39,2 Га вытянут с запада на восток, имеет треугольную конфигурацию, ранее служил в качестве складских зон легкой промышленности.

В основу первого градостроительного предложения легла строчная малоэтажная застройка, в которой однотипные объемы жилых корпусов создают четкий метрический ряд вдоль главной улицы. Аналогичный прием применяли в своих проектах рабочих районов архитекторы бригады АРУ (Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов) – город-коммуна при Горьковском автомобильном заводе «Автострой» (1930 г.). В разрабатываемом проекте был применен прием интеграции парковой зоны в дворовое пространство, где между каждой парой домов галерейного/секционного типов предусмотрен проезд с главной улицы. В основу объемно-пространственного решения данной группы зданий легли следующие приемы: прием строчной застройки (бригада АРУ – жилье для рабочих Свердловского мет. завода, 1927), смешанный прием из строчной застройки и башни-акцента (Д. Фридман – «дом-корабль» в Иваново, 1930), прием террасированной строчной застройки (Л. Теплицкий – дом отдыха, конец 1920-х).

В качестве второй градостроительной модели был взят конкурсный проект Магнитогорска группы «ОСА» во главе с И. Леонидовым – город-сад с четкой ритмичной композицией из малоэтажных и многоэтажных домов-башен. Высотные башни вынесены вдоль магистрали для создания градостроительных акцентов вдоль главной улицы. В основу объемно-пространственного решения высоток лег психоаналитический метод Н. Ладовского, применяемый его студентами во ВХУТЕМАС. Квартальные пространства между башнями-высотками заняты 6-8 этажной дисперсной или квартальной жилой застройкой с вертикальным принципом зонирования общественных пространств. Подобный прием позволяет создавать сквозные пространства в градостроительной композиции, тем самым связывая новую и существующую часть района посредством снижения этажности к проектируемой парково-рекреационной зоне, где сосредоточены общественные, спортивные, детские учреждения, зоны отдыха.

В последнем, третьем градостроительном предложении заложена идея интегрированной застройки при четком параллельном разделении функциональных зон жилой территории, вытянутой вдоль главной магистрали. Основоположниками данной идеи являются урбанисты 1920-х годов во главе с экономистом Л. Сабсовичем. Подобным планировочным приемом воспользовались архитекторы Д. Тарасов и О. Чекрыжова при проектировании жилкомбината в Магнитогорске. Объемно-планировочное решение магистерского проекта представлено в виде двух параллельных многоэтажных жилых корпусов галерейно-секционного типа, между которыми на первом этаже линейно расположены общественные пространства общедоступного типа (многофункциональный центр). Одни из корпусов террасирован, что позволяет улучшить его инсоляцию и открыть визуальный доступ на парк для квартир последующей линии.

Таким образом, в ходе исторического анализа были определены приемы архитектуры эпохи советского авангарда, на основе которых были разработаны студенческие проекты современной жилой застройки. Использование выявленных приемов проектирования может способствовать более рациональной и функционально насыщенной пространственно-планировочной организации жилых образований, созданию выразительных архитектурно-образных решений современных городских районов.

 
Золотая медаль МАРХИ в номинации «Бакалавр»
Анастасия Тряпичникова
Кафедра «Архитектура общественных зданий».
Дипломный проект
«Общественный комплекс на площади Иосипа Броз Тито»
Руководители: проф. А.Б. Некрасов, проф. А.А. Цыбайкин, арх. К.Ю. Архипов, констр. проф. О.Ю. Суслова
Дипломный проект «Общественный комплекс на площади Иосипа Броз Тито»
Дипломный проект «Общественный комплекс на площади Иосипа Броз Тито»
Анастасия Тряпичникова, МАРХИ

Большая часть территории Юго-Западного административного округа представляет собой спальные районы, разреженные парковыми зонами, а также округ имеет некоторое количество образовательных и музейных учреждений. На стыке Юго-Западного административного округа и соседнего с ним Западного административного округа располагается основное здание Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Так как район является одним из основных районов массового жилищного строительства 60-х годов, его основная функция – спальная, с маятниковой миграцией населения. Таким образом были выявлены основные проблемы района: переукрупненность кварталов, создающая большие расстояния между транспортными и узлами города, а также слабая инфраструктура.

В градостроительной части дипломной работы разработана новая дополнительная система улиц, по своей структуре напоминающая дерево. Основная часть уличной структуры – пешеходные улицы и бульвары, позволяющие обитателям и посетителям района беспрепятственно попадать в любую точку района. Также были детально проработаны новые периферийные центры.

Площадь Иосипа Броз Тито – площадь в Москве на пересечении Профсоюзной улицы и Нахимовского проспекта, на стыке Академического района и района Черёмушки Юго-Западного административного округа. На площади находится станция метро «Профсоюзная», в перспективе включенная в число станций Четвёртого транспортного кольца столицы. Входит в число крупнейших пересадочных узлов общественного транспорта. Окружение – Институт научной информации по общественным наукам РАН, институт Океанологии имени П.П. Ширшова, библиотека научно-технической литературы, пострадавшая от пожара. Незадолго до пожара в 2015 году международная организация по охране архитектурных памятников Docomomo включила ИНИОН в предварительный список самых важных зданий советской архитектуры, назвав его «одним из ярчайших объектов советского модернизма».

Предварительный анализ территории вынес ряд проблем: yаходится на пересечении гигантских проспектов; интенсивное движение автомобилей, в котором пешеходам нет места; несомасштабность человеку. Масштаб подразумевает не только физические размеры пространства, но и степень его проработки, детализацию и сопоставлению с человеком; отсутствие общественной инфраструктуры для времяпрепровождения, отдыха и развлечений.Можно сказать, что этот узел является абсолютно безликим неинтересным городским пространством и главной задачей стояло спроектировать новый центр притяжения – как и для близлежащих районов, так и для туристов и жителей всего города – с новыми общественными функциями.

Архитектурно-планировочное решение заключается в образовании пятна в виде созвездия, звезды, лучи которой формируют узкие, высокие пластины, завершением которых служат консоли. Они практически нависают над проспектами, тем самым зрительно зажимают это гигантское пространство проспектов, создавая новые площади. Новые здания формируют общественные улицы, расходящиеся лучами от новообразованных площадей внутрь спальных районов, так же соединяющие проектируемый мной комплекс с другими новыми общественными центрами.

Общественный центр включает в себя театр и многофункциональный комплекс; образованная площадь плавно переходит в наклонный озелененный объем, который соединяет эти 2 здания.

Доминантой квартала служит театр. Основная идея и концепция театра заключаются в размещении зрительного зала в структурном каркасе с размером ячейки 6 м., за счет чего архитектор сможет отойти от классического формообразования зрительного зала. Вся конструкция театра – это цельный пространственный каркас.

Для пожарной эвакуации зрителей, как и для продолжения бионической темы в проекте, были продуманы «мосты», в плане имеющие форму щупалец. В сам зрительный зал посетитель попадает по сложной лестнице в уникальном пространстве – решетчатой структуре с множеством бионических ходов.

С таким же шагом ячейки запроектирован многофункциональный комплекс. Функционально он разделен на 2 части: первая для посетителей, в которой расположены музеи, кинозалы, планетарии, магазины рестораны, кафе, медиатека, библиотека и т.д., а во второй части находится исследовательский институт, который по типу кинозалов находится внутри теплого контура проектируемого здания.

В консолях, нависающих над городом, находятся музейные пространства, к которым посетители проходят через все здание по эскалаторам, наблюдая за интересной структурой с навесными объемами. Нависание обеспечивается стержневыми пространственными конструкциями. Внутри контура здания подвешены кинозалы. Их особенность заключается в проецировании экранов в форме полусфер, тем самым у посетителя создается впечатление, что он находится и присутствует в самом фильме. На первых двух этажах расположены рестораны, пабы, кафе, торговые магазины. На третьем этаже находится огромный многоступенчатый магазин-библиотека и коворкинг.

Во второй части комплекса размещены 3 обьема-башни. Они подобно кинозалам “плавают” в теплом контуре. В них размещены офисы, институт радиотехнологий и космических пространств. В комплекс посетитель входит, поднимаясь по благоустроенному зеленому склону. Угол наклона 5%. Склон также работает на город. В наклонном объеме находится торговый супермаркет, рестораны и аптека. Квартал оснащен подземным паркингом.

 
Диплом I степени в номинации «Магистр»
Анастасия Бреславцева
Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Магистерская диссертация «Особенности развития дисперсионного студенческого кластера в структуре крупнейшего города (на примере г. Москвы)»
Руководители проф. Т.Б. Набокова, проф. А.Р. Воронцов, преп. М.Е. Троян
Магистерская диссертация «Особенности развития дисперсионного студенческого кластера в структуре крупнейшего города (на примере г. Москвы)»
Магистерская диссертация «Особенности развития дисперсионного студенческого кластера в структуре крупнейшего города (на примере г. Москвы)»
Анастасия Бреславцева, МАРХИ

Исследование посвящено разработке приемов формирования дисперсионного (рассредоточенного в городе) студенческого жилья в городе Москве. В научной работе стояла цель сформулировать принципы многофункциональных, пространственно-развитых студенческих кластеров (СК), ориентированных на связанность его частей и интеграцию в городскую структуру. Внедрить выявленные принципы в экспериментальном проектировании.

Потребность в жилье для студентов увеличивается в России ежегодно. Зачисление в ВУЗ по результатам ЕГЭ увеличило количество иногородних студентов до 65% от учащихся на бюджетной основе. Сегодня наличие мест в общежитии зачастую является решающим при выборе ВУЗа абитуриентом, что негативно сказывается на рейтингах образовательных учреждений. Существующая база общежитий сложилась до сер.80-х годов 20 века и к настоящему времени физически и морально устарела. За последние 25 лет, когда расширение жилой структуры являлось сферой ответственности ВУЗов, развитие происходило хаотично, в основном в отдаленных районах или пригородах, что увеличило непроизводительные затраты времени студентов. Это явление рассматривается в работе как дисперсия, свойственная крупным, быстрорастущим городам. Осложняет ситуацию и монофункциональность СК, резиденты обладают ограниченным набором функций и вынуждены сами искать необходимые услуги в городе. Государственные стратегии развития жилья для студентов пока формируется. Это определило актуальность и направления исследования.

Исследование зарубежного опыта показало, что основной тенденцией развития СК дисперсионного типа является переход к эффективным моделям экономического взаимодействия ВУЗа с бизнесом. Вуз арендует у частного сектора помещения для сдачи в аренду студентам на льготной основе, также распространены примеры исключительного частного бизнеса. Данные коммерческие проекты являются инвестиционно-привлекательными за счет возможности прогнозировать доход и заключать долгосрочные контракты. Примером такого бизнеса является коммерческая компания the students hotel. В результате такой гибкой бизнес-схемы мы наблюдаем разнообразие архитектурно-планировочных решений в зарубежной практике.

Инвестиционное сотрудничество ВУЗов с частными компаниями могло бы решить сложившуюся проблему в Москве, повысив тем самым условия проживания студентов и конкурентоспособную среду для инвестиций в строительство молодежных жилых структур и сопутствующих им культурных, торговых и развлекательных функций, эффективно работающих как на студента, так и на город.

Градостроительную разобщенность ВУЗов и их общежитий, а также их функциональную неразвитость предлагается решить посредством расположения объектов вдоль МЦК и включением их в структуры многофункциональных городских комплексов. На выбор той или иной модели функционирования может влиять тип коммерческой окупаемости проекта.

На основе анализа российского и зарубежного опыта проектирования студенческого жилья была составлена карта потенциальных территорий вдоль МЦК для строительства новых общежитий-студенческих кластеров в Москве: – СК при крупном ТПУ;- СК в плотной исторической среде;- СК в зоне рекреации;- СК при культурном кластере, СК при городском общественно-деловом центре. Участки проектирования выбраны в соответствии с обеспечением удобной транспортной доступности, где расстояние от станции МЦК до кластера не более 15 минут пешком, а от объекта до центра города не более 30 минут на общественном транспорте.

Территориальная типология легла в основу пяти экспериментальных проектов, разработанных на основе выявленных архитектурно-планировочных и градостроительных принципов: принцип территориальной доступности; принцип функционального насыщения и интеграции в городскую среду; принцип подключенности к многофункциональному комплексу в едином объеме; принцип социальной дифференциации пространств; принцип приоритетного размещения дополнительных пространств пользования; принцип безбарьерности и коммуникационной доступности студентам; – принцип разнообразия жилого модуля квартирного типа.

Характерной тенденцией экспериментальных проектов является концентрация всех функциональных пространств в едином объеме здания. Функции делятся на публичные (работающие на город) и корпоративные (доступные только для студентов). Преимущественно публичные пространства расположены на первых этажах комплекса, а студенческие – в расширенных рекреациях жилых этажей.

Каждая корпоративная зона социально дифференцирована и представлена в нескольких типоразмерах относительно количества пользователей (от индивидуальной до максимально корпоративной).
Общегородские функции комплекса дополняют ткань окружающих районов, удовлетворяя спрос на недостающие услуги. Это медиатеки, коворкинги, кинотеатры, театры, выставочные залы, лекционные помещения, конференц-залы, спортивные центры, гостиницы, рестораны, кафе и магазины. Каждая функция имеет свой независимый вход и может работать автономно.

Жилая студенческая ячейка рассчитана на заселение от одного до трех человек и представляет собой полноценную квартиру. Для студентов младших курсов комнаты объединены в блок, что обеспечивает большую социализацию. Автором разработано несколько типов модульных комнат и блоков по уровню комфорта и, соответственно, цене аренды.

 
Диплом I степени в номинации «Бакалавр»
Виктория Федорова
Кафедра «Архитектура промышленных сооружений»

Дипломный проект «Многофункциональный промышленный комплекс для ревитализации территории быв. свалки в г. Лагос, Нигерия»
Руководители проф. А.Л. Нечаев, доц. Т.А. Смирнова, констр. проф. В.В. Ермолов , констр. проф. А.Л. Шубин
Дипломный проект «Многофункциональный промышленный комплекс для ревитализации территории быв. свалки в г. Лагос, Нигерия»
Дипломный проект «Многофункциональный промышленный комплекс для ревитализации территории быв. свалки в г. Лагос, Нигерия»
Виктория Федорова, МАРХИ

Лагос – столица Нигерии, быстроразвивающийся город на западе Африки, не так давно густо усаженный тропическими лесами и мангровыми рощами. За последнее 50-летие он превратился в мегаполис с глобальными проблемами и населением более 21 миллиона человек.

До недавних пор нигерийцы решали проблему выброса мусора путем его релокации за пределы города. Однако, город стремительно развивался, и свалка Оласосан постепенно вросла в структуру города, окружив себя коммерческими, религиозными, промышленными, образовательными и жилыми сооружениями. Поэтому в 2018 году было принято решение закрыть полигон, преобразовав его в зеленую зону; также был открыт конкурс на проектирование многофункционального стадиона.

В данном районе существует ряд проблем: нехватка чистой воды, электричества, образовательных учреждений, неконтролируемый выброс мусора, безработица и, соответственно, бедность.

Проекту мы дали название «Унесенные волной» по книге «Унесенные ветром», где главной идеей была смена цивилизации. Одной из основных задач, поставленных передо мной, является необходимость дать местному населению возможность, а именно, знания, которые поспособствуют смене их мировоззрения.

Мы отчетливо себе представляем, что данный проект можно реализовать, но для этого первым этапом (2019-2022 год) станет рекультивация и дезактивация территории бывшей свалки. Мы провели тщательный анализ, как реактивировать почву: после частичной сортировки, переработки,увоза, продажи обработанного мусора, оставшаяся территория подвергнется снятию верхнего слоя, а именно глины, из которой будут произведены кирпичи для последующего строительства; затем будет посажен бамбук, как стало известным, он имеет потенциал в процессе фиторемедиации загрязненной почвы, по недавним исследованиям китайских ученых в статье “Phytoremediation potential of bamboo plant in China”.

На данный момент на полигоне находится более 3,5 миллионов тонн мусора, поэтому процесс переработки будет происходить постепенно. Часть свалки покрывается геомембаной, в нее монтируются вертикальные газодренажные скважины для сбора свалочного газа, соединенные линиями газопроводов, в которых компрессионная установка создает разряжение, необходимое для транспортировки до места использования.

Бамбук Гуадуа вырубается и обрабатывается для дальнейшего использования в строительстве. Мы организуем навесы над мусоросортировочными линиями. Отсортированный мусор развозится по блокам для дальнейшей переработки. Доминантой комплекса из бамбука является общественный центр. Также здесь предусмотрены детский сад и начальная школа для детей сотрудников, столовая и административный корпус. В модулях из бамбука производятся продукты из вторсырья, практически вся работа выполняется вручную. В результате мы получаем: частично освобожденную от мусора территорию , очищенную почву, прибыль от продажи отсортированного мусора.

Этап с 2022 по 2025 г.:
  • произведенная линейка кирпича из местной глины будет использована для строительства мусоросжигательного завода и западной трибуны, которые представляют собой единый массив, где трибуны являются покрытием для мусоросжигательного завода. Построив завод, мы наращиваем скорость рекультивации свалки, финансовый оборот.
  • строительство колледжа, выпускающего набор специальностей, который позволит нашему комплексу функционировать. Таким образом, у нас появится класс специалистов, который, работая на нашем предприятии, будет получать стабильную заработную плату и будет в состоянии оплатить социальное жилье.
  • достраивание спорт ядра, где два зеркальных объема (южные и восточные трибуны) во время матчей будут использоваться преимущественно СМИ, спортсменами и администрацией. Поэтому в остальное время они используются как спортивная школа, мужская и женская. Там располагаются спортивные залы, раздевалки, медицинский пункт и администрация.
К 2028 году заканчиваем строительство всего комплекса: мы получаем то, в чем нуждался город Лагос – рекультивированная почва, спортивный кластер, мусороперерабатывающий завод. (генплан стадиона)
В образных характеристиках архитектурного решения использованы традиционные приемы архитектуры Нигерии.

У народов Йоруба и Ибо, расположенных на юге Нигерии жилье было преимущественно глинобитными с соломенной крышей. Столбы галерей, двери и панели фасада покрывались орнаментом с изображением символических фигур и животных (у Йоруба) или геометрическим орнаментом (у Ибо). Данный орнамент встречается в проекте в качестве заполнения фасадных проемов для солнцезащиты и дополнительной естественной вентиляции. У народов Хауса и Фулани (север Нигерии) кварталы застраивались 1-2-этажными домами из глины с плоскими и купольными покрытиями, выполненными также из соломы или пальмовых ветвей, что я применяю в исполнении комплекса из бамбука. У народа Нупе стены домов украшаются снаружи рельефным геометрическим орнаментом с включением фаянсовых тарелок. В своем проекте я постаралась воплотить эти яркие цветовые акценты, красочность архитектуры.

Так как это центр для всех этническо-религиозных групп, я постаралась объединить мотивы разных архитектурных образов Нигерии, чтобы архитектура этого комплекса считывалась нигерийцами, как родная.

В результате, своим проектом «Унесенные волной» мы предосталяем местным людям надежду и возможность стремительно развиваться и обучаться, решая при этом глобальные проблемы. «Волной унесло» основные проблемы, мешавшие городу эффективно функционировать. Мы улучшили экологическую среду, подняли уровень образования, добавили спортивный кластер и вернули зеленую флору, которая так давно перестала радовать глаз лагосцев.

 
Диплом II степени в номинации «Магистр»
Мария Салех
Кафедра «Архитектура общественных зданий»

Магистерская диссертация «Влияние методов параметрического проектирования на архитектуру общественных центров»
Руководитель доц. Е.В. Ульянова

Магистерская диссертация «Влияние методов параметрического проектирования на архитектуру общественных центров». Фасад первого проекта
Магистерская диссертация «Влияние методов параметрического проектирования на архитектуру общественных центров». Фасад первого проекта
Мария Салех, МАРХИ

Работа посвящена изучению влияния инструментов параметрического и генеративного проектирования на архитектуру общественных зданий и пространств. В процессе исследования была определена степень применения различных цифровых методов. Непосредственная актуальность работы заключается в том, что современному информационно-сетевому обществу нужны новые типы общественных пространств и зданий, которые бы могли постоянно меняться и трансформироваться, быть многофункционально-гибридными, с учетом того, что здание будет обеспечивать комфортную и безопасную среду, полностью вписываясь в градостроительную ситуацию. Следовательно, архитектору необходимо учесть и обработать большое количество задач и данных, это приводит к тому, что без применения компьютерных технологии процесс предпроектного анализа и поиска архитектурного решения отнимает большое количество времени и ресурсов. Задачи исследования включали в себя проведение комплексного анализа эволюции параметрических общественных зданий, выявление принципов формообразования новаторской архитектуры ХХI века, определение методов параметрического и генеративного проектирования, применение проектного метода исследования для создания серии экспериментальных проектов, отражающих выявленные методы.

В итоге автором были разработаны пять экспериментальных проектов, каждый из которых отражает определенную степень влияния цифровых методов на поиск архитектурного решения. Таким образом, в основу теоретической модели диссертационного исследования заложена шкала влияния цифровых методов, где:
первая степень отражает применение компьютера только для создания чертежа (так как архитектурное решение основано лишь на знаниях, умениях и эстетических предпочтениях архитектора);
вторая степень характеризуется внедрением одного или нескольких параметрических элементов в здании (например создание параметрического фасада);
третья степень – генетические алгоритмы (которые включают в себя просчет и выбор большого количества архитектурных решений, основанных на заданных параметрах технического задания);
четвертая степень – оптимизации геометрии элементов (с точки зрения климатических, конструктивных, акустических требований к зданию);
пятая степень – применение агентных систем (симуляции, основанные на принципах природной самоорганизации). В свою очередь, агентные системы являются перспективным направление дальнейшего изучения темы цифровых методов в архитектуре, так как данные виды симуляций непосредственно связаны с процессами, происходящими в природе и важным, является вычленять эти принципы и внедрять для решения архитектурных задач.

Основным выводом данного исследования является то, что методы можно применить как все сразу, так и по отдельности, в зависимости от потребностей, не только ускоряя рабочий процесс, но и решая сложные задачи.

 
Диплом II степени в номинации «Бакалавр»
Анна Морозова
Кафедра «Архитектура общественных зданий»

Дипломный проект «Квартал современного искусства «Кристалл» в Калуге»
Руководители проф. А.А. Великанов, проф. Л.А. Казакова, доц. О.Е. Хайдурова, констр. доц. А.С. Семенов
Дипломный проект «Квартал современного искусства «Кристалл» в Калуге». Главные входы в зону концертного зала
Дипломный проект «Квартал современного искусства «Кристалл» в Калуге». Главные входы в зону концертного зала
Анна Морозова, МАРХИ

Казенный винный склад, он же ликеро-водочный завод «Кристалл», известный каждому калужанину, находится в г. Калуга на улице Ленина, рядом с железнодорожным вокзалом «Калуга-1». Построен он был по указу императора Николая II в начале IX века. С приходом советской власти завод закрыли, но в 1925 году начали восстанавливать. Новое название – Калужский водочно-разливочный завод Центроспирта. Завод стал крупнейшим предприятием, его продукция шла на экспорт в 82 страны мира. К сожалению, в 2010 году завод был обанкрочен и прекратил свое существование. 7 мая 2018 года начался снос старейшего здания Калуги. Волна возмущений, которую подняли влюбленные в Калугу горожане, помнящие и вкусную водку, и кристалловские легенды, а также историки и краеведы, побудила властей областного центра рассмотреть варианты будущего для пространства бывшего завода. Сам комплекс зданий намерены включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а затем «выдать» статус зоны с особыми условиями использования.

Городское управление хотело бы видеть в лофтах бывшего завода культурную площадку для проведения общественных мероприятий – концертов, выставок, форумов. В феврале 2019 года в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи были названы победители конкурса Агентства стратегических инициатив «100 городских лидеров». Среди них оказался и проект Калуги по созданию креативного кластера на территории «Кристалла».

Основной идеей проекта является создание на территории бывшего завода пространства, отвечающего функционально и эстетически истории и сути места. Территория сочетает в себе постоянно открытые для посетителей и частично закрытие пространства. С одной стороны, территория завода становится полноценной частью города – его культурно-досуговым центром, местом притяжения для туристов и жителей Калуги. С другой – характер и история места обязывают к определенной строгости, например, к размещению здесь функций государственного значения, призванных подминать престиж российской промышленности. Завод не должен превратиться в закрытый жилой или деловой комплекс, но и не должен стать исключительно огромным торговым центром.

Проектируемый участок расположен в центральной части города, по адресу: ул. Ленина д.18. Транспортная доступность территории осуществляется с помощью наземного транспорта, в пределах 400м (6мин. пешком) расположено несколько остановок общественного транспорта. Подъезд к комплексу можно осуществить со стороны ул. Ленина, а также ул. Билибина. Главные входы на территорию располагаются со стороны выше указанных улиц, соответственно. Проектом предполагается организация дополнительных входов, а также подъездов к территории комплекса с северо-западной стороны участка. Подъезд служебного транспорта также возможен со стороны парка, т.е. с северо-востока. Внутренний двор территории бывшего завода является исключительно пешеходным. В проекте предполагается создание удобной транспортной системы с небольшим количеством наземных парковочных мест, расположенных вдоль главных улиц. Основная масса автомобилей должна быть сосредоточена в подземной парковке, въезд на которую осуществляется со стороны ул.Ленина.

Калуга – один из зеленейших городов нашей страны. На ныне пустующей территории, с северной стороны, примыкающей к комплексу, запроектирован парк культуры и отдыха. В пешей доступности находится сквер ветеранов Великой Отечественной войны, который относится к особо охраняемым ландшафтным территориям.

Посредством фотофиксации, натурного исследования, а также на основании картографического анализа выделены условные визуальные связи с наиболее значимыми зданиями, расположенными в зоне видимости. Выявлены локальные доминанты: жилой район с южного направления, железнодорожный вокзал с северо-востока, Дворец культуры Калужского турбинного завода и сквер Ветеранов ВОВ с запада.

Основная застройка участка – малоэтажные краснокирпичные промышленные здания. Хорошее состояние кирпичной кладки, не требующее реставрации, позволяет использовать площадку с минимальными финансовыми вложениями. Корпуса различные по площади и этажности позволяют максимально адаптировать здания под различные функции творческого кластера. Расположенные рядом жилые районы, а также удачное расположение в историческом центре города обеспечивает поток посетителей не только в праздники и выходные, но и в рабочие дни.

Композиционное решение проекта строится на осевых принципах исторической планировки завода. Новая архитектура, избегая фасадных повторений, активно взаимодействует со старой, тектонически и функционально.

Весь комплекс условно разделен на две зоны: зона концертного зала и выставочно-развлекательная часть. Пространство внутреннего двора перекрывается легкими светопрозрачными конструкциями, тем самым организуется теплое пространство, которое соединяет все кирпичные здания и новый объем концертного зала. Тут могут располагаться временные выставки современных авторов, проводиться лекции, презентации книг и т.д. Рекреационное пространство с амфитеатром организовано в зоне фонтана.

Главное здание бывшего завода, обращенное к городу и постоянно открытое для посетителей, – это музей вина с постоянной экспозицией. Тут будет представлена история завода, технология производства вина, неотъемлемой частью экскурсии будет дегустация в специально отведенных для этого залах, также на первом этаже запроектирован небольшой тематический ресторан.

Двухэтажный корпус, расположенный по соседству с музеем, – это крупный ресторан в стиле лофт, подходящий для проведения масштабных мероприятий. Перекрытие второго этажа выступает во двор, таким образом, часть посадочных мест и эстрада оказываются в светопрозрачном пространстве. Перекрытие перетекает в трехэтажный корпус медиа-центра.

Следующий двухэтажный небольшой корпус – это главные входы в зону концертного зала, которая во время концерта отделяется от общего пространства мобильными перегородками. Здесь расположатся кассы, а на втором этаже помещения администрации.

Самое высокое здание комплекса – музей оперного искусства, куда зрители могут заглянуть во время антракта, на четвертом этаже которого располагается небольшой камерный зал. К выставочному корпусу примыкает, полностью административное здание с артистическими, студиями, репетиционными залами, кабинетами администрации, за исключением первого этажа, где находится буфет для зрителей.

Самым крупным объемом является современный концертный зал, легкий прозрачный, он подчеркивает характер корпусов, контрастируя с тяжелой кирпичной архитектурой своей динамикой. Ломаное шатровое покрытие зала переходит в покрытие внутреннего двора. Разомкнутый периметр комплекса восстанавливается новой светопрозрачной архитектурой.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Рубежанский
  • Василий Крапивин
  • Александр Бровкин
  • Игорь Шварцман
  • Олег Мединский
  • Сергей Чобан
  • Олег Карлсон
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Асадов
  • Марк Сафронов
  • Карен Сапричян
  • Юлия Тряскина
  • Полина Воеводина
  • Сергей Орешкин
  • Александр Попов
  • Антон Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Левон Айрапетов
  • Юлий Борисов
  • Александра Кузьмина
  • Алексей Гинзбург
  • Михаил Канунников
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Владимир Плоткин
  • Евгений Герасимов
  • Наталия Порошкина
  • Дмитрий Васильев
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерий Лукомский
  • Тотан Кузембаев
  • Наталия Зайченко
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Катерина Грень
  • Рустам Керимов
  • Никита Явейн
  • Александр Порошкин
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Николай Миловидов
  • Всеволод Медведев
  • Иван Кожин
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Реутт
  • Андрей Романов
  • Сергей Скуратов
  • Даниил Лоренц
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Кристина Павлова
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Ходнев
  • Вероника Дубовик
  • Павел Андреев
  • Юрий Сафронов
  • Никита Токарев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом с подземным гаражом на ул. Академика Павлова
  • Загородный дом
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи