По программе первого этапа конкурса, который прошел в феврале, участники представили короткий проект городской смотровой площадки «Точка наблюдения за городом» (эскиз, макет, планшет с инфографикой). Был сформирован шортлист участников. В рамках второго тура рассматривались выпускные квалификационные работы конкурсантов.
В 2017 году медаль впервые присуждается в двух номинациях – «Магистр» и «Бакалавр».
Магистр МАРХИ / 2017: Анна Ленц
Анна Ленц. Кафедра «Градостроительство»
Магистерская диссертация «Формирование иннополиса-конгломерации на основе городов Дубна, Кимры, Талдом. Разработка проекта города Талдом».
Руководитель – проф. Кузьмин А.В.
Эта работа не только и не столько о привычных нам архитектурных чертежах и проекциях, а о новом подходе к градостроительству и локальным системам расселения.
Работа – одна из комплекса четырех исследований, в которых рассматривается проблема разрастания московской агломерации и предлагаются первые шаги по ее решению – развитие уникальных точек на границе Московской области: наукограда, промышленного города, исторического места и места боевой славы.
Все четыре проекта не только предлагают методику развития определенной типологии городов, но и работают на общую концепцию: создание альтернативных точек развития и закрепление новых границ Зеленого Пояса Московского Региона.
Поскольку работа посвящена теме реабилитации локальной системы расселения, содержащей в себе моногород-наукоград, то было проведено исследование отечественного и зарубежного опыта развития наукоградов, технодолин, умных городов, на основании которого была предложена не только новая классификация наукоградов России по главной их градообразующей функции, но и предложено определение иннополиса, которому, по оценкам рецензентов, следует пополнить словарь архитектурных и градостроительных терминов:
Иннополис – территориальное образование с градообразующей научно-производственной функцией и непременным наличием нововведений, передовых экспериментальных технологий при проектировании, реализации и дальнейшей эксплуатации города, обеспечивающих качественный рост эффективности проходящих в нем процессов.
Критическому переосмыслению подверглись понятия агломерации и конурбации – заимствованные у экономистов, но давно потерявшие в многочисленных неуместгых применениях какую-либо точную формилоровку и значение. Предложено ввести недостающий термин конгломерации.
Отличия:
Агломерация – компактное скопление срастающихся населенных пунктов с четко выявленным центром (моноцентричное образование).
Конурбация – компактное скопление срастающихся населенных пунктов с несколькими центрами (полицентричное образование).
Конгломерация – скопление отдельных населенных пунктов, имеющих свои четко выраженные границы, не стремящиеся к территориальному срастанию, но взаимодействующие и функционирующие как единый организм.
Последнее определение собственно и выражает новый концептуальный подход к решению градостроительных проблем. Вместо того, чтобы худо-бедно развить все возможные функции в каждом городе, я предлагаю комплексно развивать соседние города как единый организм, в котором каждый орган отвечает за свою функцию и обеспечивает ею всю систему в целом.
Такой синергетический подход не только сэкономит средства государственного бюджета, но и решит проблему неравномерного развития территорий, когда более сильный город (называемый мною «голова» – Дубна с ярко выраженной функцией наукограда) вытягивает силы и людские потоки из более слабых, самый стагнирующий из которых назван «хвост» – в данном случае это Талдом.
Рецепт успешной конгломерации прост: сильный город делится вспомогательной функцией с самым слабым (в Талдоме открывается международная выставка, что позволяет коммерциализировать научные разработки и достижения Дубны).
Город третьей категории – исторические Кимры, получает второстепенную функцию – развивает образование и молодые стартапы – то есть обеспечивает устойчивость всей системы в целом и своей многопрофильностью поддерживает все основные процесс. Он называется «ноги».
Один из очень важных шагов на пути формирования конгломерации – формирование внутригородской по времени транспортной доступности входящих в нее городов. Что достигается прокладкой новых трасс, выводом их из центров городов, а также созданием треугольника легкорельсового транспорта параллельной прокладкой ж/д полотна вдоль двух существующих веток.
Территория наибольшего риска срастания городов находится вдоль берегов Волги – здесь мы располагаем защитную зеленую зону.
В Дубне предлагается ограничиться реконструкцией отдельных объектов, поскольку она исчерпала свой территориальный резерв. В то время как Талдом имеет пространственные ресурсы для современного строительства и становится открытым лицом закрытого города Дубны благодаря выставочному комплексу. Этот город отличает обветшавший частный жилой фонд, небольшой исторический центр и недостаточное количество мест приложения труда.
В Талдоме на основании рельефа и анализа исторического центра города я восстанавливаю русло реки Талдомки, размещая вдоль нее рекреационную зону. Переношу станцию к течению реки, поднимаю ее на мост, создаю ТПУ межгородского значения. Получаем два основных выхода: на исторический центр и выставочный.
Попасть на выставку можно за 55 минут электричкой из Москвы, по отдельному подвесному монорельсу прямо со станции. Или доехать на частном автомобиле, пересев на велосипед или электрокар на паркинге. Экспо функционирует круглый год: здесь на 13 гектарах крытых площадей и 7 гектарах открытых вы можете посмотреть не только выставку научных достижений, но также собак или военной техники.
Загрузка павильонов осуществляется фурами с собственного съезда по периметру комплекса в каждый павильон. Или по дополнительной железнодорожной ветке.
Отдохнуть, переночевать или заняться шопингом можно в экспо-деревне. Так же можно посетить сохраняемые городские бани, новый музей обуви или прогуляться в исторический центр города. Здесь проводится реконструкция исторических торговых рядов и площади. Строится городской бульвар, работающий на весь жилой массив.
Конфигурация жилой зоны обуславливается: сохраняемым пятиэтажным кварталом, притягательной парковой зоной, плавным переходом от низкого исторического центра. Проницаемая зона застраивается 4-5этажными домами, более спокойный район – частная и блокированная застройка со своими общественными центрами. В том числе поселок физиков.
Бывший пром либо уплотняется и переносится, как в случае с обувной фабрикой. Либо преобразуется в парк экстремальных развлечений.
С учетом увеличения численности населения с 13000 до 18000, производится строительство 3 новых школ и детских садов, новых очистных сооружений, двух артезианских водозаборов и дополнительных крышных котельных.
Строится новая районная больница возле озера, спортивный комплекс на берегу реки.
Электрическая подстанция остается на прежнем месте, но переоборудуется в закрытый тип.
Городская среда получается контрастной – соседство исторической застройки и современных форм и технологий.
Все предложенные проектные решения отвечают принятой в январе этого года «Стратегии развития наукограда Дубны до 2027 года».
Предложенная методика может быть применена не только на наукоградах, но и промышленных моногородах (вроде Красавино, Качканара) или военных городках (Лесной).
Я рассматриваю лишь немногие частные случаи возможного конгломерационного развития.
В дальнейшем вопрос развития городов как единой синергетической системы может быть рассмотрен уже в масштабе стратегии развития страны и, возможно, мировой системы городов как целостного организма.
***
Бакалавр МАРХИ / 2017: Светлана Макарова
Светлана Макарова. Кафедра «Архитектура жилых зданий»Дипломный проект «Университетский остров. Студенческий кампус в венецианской лагуне»
Руководители: проф. И.М. Ястребова, проф. В.А. Воробьев, преп. Т.В. Лагоцка, констр. проф. Л.А. Мунчак.
«Повелья – небольшой остров в Венецианской лагуне, расположенный в нескольких километрах от Венеции. Более 100 лет он заброшен, однако управление государственным имуществом города, которому принадлежит владение, в 2016 году решило привлечь внимание общественности к Повелье, выставив остров на продажу и открыв его для идей и проектов.
В след данному намерению, YAC (Young Architects Competitions) – организатор архитектурных конкурсов, совместно с IUAV – венецианским государственным вузом архитектурного профиля, составили проект Universitary Island, направленный на преобразование Повельи в Университетский кампус, место для обучения, развлечений и отдыха для многочисленных студентов, которые заполняют Венецию.
На острове сохранились руины XII века, однако они в аварийном состоянии, из-за чего городская администрация прервала трансортное сообщение с Повелье. Однако основные водные пути проходят вблизи острова, а новый проект сети Вапоретто, составленный на 2020 год, включает маршруты сообщения с Повелье. В конкурсное задание включена реконструкция руин и их включение в общий ансамбль кампуса.
В связи с небольшой площадью острова и возможностью только водного сообщения между островами лагуны, остров предлагается оставить полностью пешеходным. Исключение – экологичный транспорт: проект предполагает велодорожки и велосипедные стоянки. Для удобного перемещения обслуживающего персонала, загрузки помещений, вывоза мусора и других хозяйственно-технических процессов предлагается использовать небольшие электромобили.
Функционально остров разделен на две части – общественную и приватную.
В общественной части расположена учебно-административная зона – в реконструированных, преобразованных и достроенных зданиях. Здесь же – основные пирсы для крупного и малого водного транспорта.
В южной части острова расположен восьмигранный форт, построенный в XVII веке для защиты лагуны; его я предлагаю преобразовать в главную площадь кампуса, основную открытую площадку для проведения мероприятий. Вокруг площади – небольшой амфитеатр. Форт можно использовать как вертолетную площадку при чрезвычайных ситуациях.
В приватной жилой части кампуса расположены:
– два корпуса кампуса, составляющие разрабатываемый в рамках дипломного проекта многофункциональный жилой комплекс, предназначены для размещения студентов бакалавриата и магистратуры;
– индивидуальные жилые дома для преподавателей и аспирантов;
– отдельные причалы для проживающих на острове;
– спортивно-оздоровительный комплекс с многопрофильными спортивными площадками, причалом для занятий водными видами спорта.
Основная градостроительная идея – создание центральной оси: главной улицы кампуса как основной рекреационной и общественной зоны, соединяющей общественную и приватную части острова. Дополнительная рекреационная зона – многоуровневый пешеходный путь вокруг острова. Стоит отметить, что весь остров в проекте предложено благоустроить, превратив в единую парковую зону.
На центральной оси острова, направленной на Венецию, расположен главный жилой комплекс, разрабатываемый в рамках моего дипломного проекта. Комплекс состоит из двух зданий переменной этажности, расположенных по обе стороны улицы и соединенных переходами. В первых этажах – формирующие улицу общественные функции с отдельными входами: библиотека, лекционный зал с выставочными пространствами, торговые площади, кафетерии, многофункциональный кинопроекционный зал, раскрывающийся на воду, мастерские самостоятельной подготовки и рекреационные зоны.
Также на первом этаже расположены отдельные лестнично-лифтовые узлы с вестибюлями, позволяющие попасть на верхние этажи в жилую зону. Жилые блоки галерейного типа располагаются со второго по 4 этаж. На этажах между жилыми блоками размещены общественные и рекреационные пространства для взаимодействия студентов, на верхних этажах зимние сады – дополнительные площадки для самостоятельной подготовки и общения. На каждом этаже предусмотрены выходы на общественные видовые террасы и открытые галереи. Общественные галереи выходят на проектируемую пешеходную улицу, а окна квартир ориентированы в сторону спортивной и жилой зон с видом на море. Проектом предусмотрены 6 различных типов квартир разной степени комфортности, предназначенных для размещения 1, 2 и 4 студентов. Все квартиры оборудованы санузлами и кухнями. В комнатах предполагается размещение от 1 до 2 человек, в зависимости от загруженности кампуса.
Служебные и технические помещения размещены в техническом этаже между общественной и жилой частью и в подвальном этаже.
Отталкиваясь от масштаба существующей застройки острова, климата и географических особенностей участка проектирования, был разработан образ растворяющегося в окружающей среде полупрозрачного протяженного здания с открытыми галереями, эксплуатируемой зеленой кровлей, многочисленными общественными террасами с перголами.
Конструктивная система – каркасная с переменным шагом колонн. Здание проектируется с полным каркасом. Несущий остов состоит из колонн и ригелей, выполняемых в виде балок для опирания конструкций перекрытий. Скрепленные между собой колонны и ригели образуют несущие рамы, воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки здания. Самонесущие наружные стены опираются непосредственно на фундаменты или на фундаментные балки, устанавливаемые по столбчатым фундаментам. Самонесущие стены прикрепляются к колоннам каркаса.
Фундамент – монолитная ж/б плита толщиной 2 метра, так же свайно-винтовые опоры из лиственницы в местах, где здания располагаются над водой.
Инженерные системы предполагают прокладку коммуникаций под водой от острова Лидо, расположенного в 500 метрах от Повелья. В качестве дополнительных источников электроэнергии предложено использовать солнечные батареи на крышах индивидуальных домов и спортивно-оздоровительного корпуса. Дополнительный источник энергии – 10 ветрогенераторов мощностью 30 квт».
***
Диплом I степени
Ольга Середина. Кафедра «Архитектура промышленных сооружений»Дипломный проект «Многофункциональный общественно-транспортный комплекс в г. Казань»
Руководители: рук. проф. А.А. Хрусталев, проф. К.Ю. Чистяков, преп. С.А. Худяков, констр. проф. В.Г. Кривицкий.
«Тема актуальна, поскольку Казань – крупный активно развивающийся город, которому сейчас необходимы качественные изменения.
Плохая экология – одна из важнейших проблем, требующая внимания архитекторов. Тот факт, что набережная в историческом центре города недоступна и не благоустроена, абсолютно неприемлем.
Цель проекта – вернуть городу набережную, улучшить экологическую ситуацию в Казани, а также создать новый транспортный, общественный и культурный центр общегородского значения.
Необходимо было организовать пешеходную связь между набережной и историческим центром города, преодолев железнодорожные пути. На данный момент к станции Казань-пассажирская подходят 15 путей. Предпроектные исследования ряда организаций установили, что такое количество путей в современных условиях нецелесообразно. Проект предлагает сократить число путей до четырех, устроив подземный переход и мост по сторонам исторического здания вокзала. Прочие связи между набережной и центром города – организованные надземные переходы на пешеходных осях.
Участок застройки разбивается на два уровня: уровень городской застройки (0) и уровень набережной (-1). Это облегчает визуальную и пешеходную доступность набережной, а также скрывает парковки, позволяя озеленить большую часть территории.
Здание многофункционально, поскольку совмещает функции пересадочного узла с общественными, культурными и рекреационными зонами.
При разработке проекта были учтены особенности транспортной структуры, архитектурной среды и климатических условий города, и приняты во внимание все современные разработки в области архитектуры и градостроительства, созданные для Казани. Проект соответствует концепции развития города.
Важная особенность – то, что проектируется не одно здание, а целый ансамбль, включающий в себя памятник архитектуры – вокзал «Казань – пассажирская», многофункциональный транспортный комплекс, здание гостиницы и бизнес-центра.
Транспортный комплекс представляет собой «мост», образующий пересадку между станцией метро, железнодорожным и речным вокзалом. Современным решением становится насыщение транспортного узла различными дополнительными функциями, которые превращают утилитарное пространство в общественный культурно-развлекательный центр – объект городского притяжения. Здание – легкая решетчатая структура, в которую встроены отдельные отдельные сооружения – акценты, несущие основные внутренние функции. Каждой функции соответствует уникальная конфигурация.
Второе проектируемое здание – гостиница и бизнес-центр, «структурно – инверсионно» по отношению к первому и визуально противопоставлено ему. В его крупный массив включены решетчатые элементы, которые повторяют каркас «моста».
Ансамбль формирует внутри себя площадь, которая становится важным городским общественно-рекреационным объектом.
Проектируемые здания взаимодействуют с набережной реки Волги; в проекте также предложена прогулочная зона на набережной и создание ландшафтного парка».
***
Диплом I степени
Вероника Гаврикова. Кафедра «Архитектура жилых зданий»Дипломный проект «Научно-технологический кластер на ул. Вавилова в Москве»
Руководители: проф. Т.Б. Набокова, проф. А.Р. Воронцов, преп. М.Е. Троян, констр. проф. О.Ю. Суслова.
«Тема дипломного проекта связана со структурными изменениями в науке. Современные представления о научном творчестве сформировались на основе теории сложности и заключаются в том, что создание инноваций эффективно сейчас только при условии междисциплинарного дискурса. Поэтому сегодня активно развиваются междисциплинарные направления, объединяющие ученых различных научных специализаций для решения локальных задач. Для таких типов исследований оптимальна структура научно-экспериментальных модулей, арендуемых на различные сроки, с обширными коммуникативными пространствами.
В рамках данного проекта был создан научно-технологический кластер инновационного типа, его отличительная черта – включенность в культурную и образовательную жизнь города. Структура комплекса сочетает рекреационные зоны городского пространства, открытые зоны научно-просветительского назначения и интеллектуального досуга, а также закрытые исследовательские зоны и жилые корпуса для расселения приглашенных специалистов. При этом предполагается создание визуальных и функциональных связей между закрытыми и открытыми зонами кластера.
Предполагаемый участок научно-технологического кластера расположен на улице Вавилова, вдоль которой уже выстроено около 50 научно-исследовательских институтов. Сейчас он застроен пятиэтажками сносимой серии, рядом находятся метро Ленинский проспект и станция МЦК Площадь Гагарина. Проектируемый объект помещен в среду общественного городского пространства с рекреационными площадями и пешеходными маршрутами районного значения.
Проектируемый кластер состоит из линейного научно-исследовательского корпуса с конференц-зоной и трех жилых модулей. Научно-исследовательский корпус решен в очень крупном масштабе, так как при движении по улице Вавилова он оказывается в визуальном взаимодействии с высотным жилым комплексом, который будет построен напротив. Корпус разделен на три фрагмента высокими проемами, сквозь которые предусмотрены переходы на уровне 5 и 6 этажей. В ближнем к метро фрагменте расположена конференц-зона кластера с залами и переговорными комнатами, предназначенная для проведения лекций, презентаций, научно-просветительских мероприятий и конкурсных слушаний научных команд; также возможна аренда сторонними лицами для показов кино, развлекательных мероприятий. Конференц-блок имеет независимый вход и связи с научно-исследовательской частью и кафе. Внутри трех остальных фрагментов расположен линейный атриум, вдоль которого располагаются лаборатории, и в который открываются зенитные фонари общественных пространств, расположенных на первом этаже – это научно-техническая библиотека, кафе. Доступ в исследовательский блок осуществляется через входные группы с пропускными пунктами, расположенные на первом этаже. Лабораторная часть представляет собой арендную структуру, оборудованные ячейки-лаборатории которой даются временным коллективам на конкурсной основе для решения локальных научно-технологических задач прикладного значения. Атриум – главное коммуникативное пространство исследовательского блока, в нём на разных уровнях расположены площадки-гостиные для неформального общения и аудитории для совещаний.
Научно-исследовательский корпус имеет переменную этажность – вдоль улицы Вавилова 7 этажей, а с внутренней стороны 4 этажа. Это позволяет зрительно уменьшить масштаб корпуса при переходе к жилым модулям, которые представляют собой террасные дома, ориентированные на юго-запад. Каждый из них связан с научно-исследовательским корпусом: на уровне 5 и 6 этажа переходом с исследовательским блоком и на уровне -1 этажа подземным переходом с парковкой.
Среди инноваций проекта – динамический фасад из кассет заводского изготовления, ячейки которых движутся по принципу четырёхлепестковой диафрагмы. Они изменяют размер и угол поворота квадратного проёма при различных уровнях шума и светотепловой нагрузки. Такая система защищает кластер от ненормативной шумовой нагрузки со стороны улицы Вавилова, а также от перегрева юго-восточного фасада».
***
Диплом II степени
Алина Клитина. Кафедра «Архитектура жилых зданий»Дипломный проект «Горнолыжный рекреационно-спортивный комплекс в г. Южно-Сахалинск»
Руководители: проф. И.М. Ястребова, проф. В.А. Воробьев, преп. Т.В. Лагоцка, констр.проф. Л.А. Мунчак.
«Концепция освоения участка
Участок проектирования расположен в городе Южно-Сахалинск в Сусунайской долине, у подножья горы Большевик. Так как город Южно-Сахалинск имеет линейный генеральный план, вытянутый в долине между двумя хребтами, то, несмотря на то, что участок проектирования находится на границе города и природного ландшафта, он находится в его центральной части и имеет непосредственную связь с крупными транспротными и пешеходными путями.
Подъезд к проектируемому комплексу осуществляется с Горного проезда, отходящего от одной из основных продольных улиц города – улицы Горького. Горный проезд ограничивает участок проектирования с юга и запада. На востоке и северо-востоке участок граничит с лесным массивом.
Объекты, окружающие проектируемый комплекс в основном являются объектами спорта и туризма. Здесь расположены лыжная школа, волейбольный центр, клуб греко-римской борьбы, крупнейший Сахалинский стадион, а также объекты инфраструктуры СТК «Горный воздух»: мини-гостиница, пункт проката и ремонта снаряжения, мини-кафе. Проектируемый рекреационно-спортивный комплекс расположен в максимальной близости к существующему горнолыжному курорту и имеет непосредственную связь с его трассами и подъемниками. Кроме того, помимо проектирования данного объекта, генеральным планом предусмотрено строительство спортивных общежитий для спортсменов, приезжающих в город на соревнования, расположенных вдоль улицы горького вблизи существующих корпусов Сахалинского технического колледжа, а также гостиничных корпусов, расположенных вдоль лесного массива, как продолжение системы проектируемого многофункционально комплекса.
Особенностью участка проектирования является его расположение на достаточно активном рельефе. Перепад на протяжении всей территории застройки составляет около 15 метров. Кроме того, место проектирования само по себе расположено на достаточном возвышении относительно всего города, что делает его воспринимаемым с большинства точек города.
Проектирование рекреационно-спортивного комплекса на данном участке решает несколько существующих в городе проблем.
В первую очередь он восполняет недостаток мест временного жилья (гостиниц, отелей, хостелов и т.д.) в городе, ориентированных непосредственно на «Горный Воздух». Вместимость гостиницы, существующей при горнолыжном курорте, настолько мала, что не вмещает большую часть приезжающих людей, поэтому они вынуждены селиться в других гостиницах города, расположенных в удалении от «Горного воздуха» или снимать жилье у горожан (популярностью пользуется аренда жилья в частном секторе, расположенного в нижней части спусков). В зимний период времени гостиницы Южно-Сахалинска наполнены на 90-95%, при этом более 70% заселившихся – туристы, приехавшие ради горнолыжного туризма. Но по результатам опроса, проведенного местными журналистами, большинство людей недовольно расположением гостиниц, обслуживанием и высокими ценами, более 40% людей по этой причине предпочитает арендовать квартиру или дом.
Кроме этого проектируемый комплекс решает проблему бессистемности существующих спортивных объектов на данном участке. Дело в том, что вся инфраструктура «Горного Воздуха»: пункты проката и ремонта снаряжения, лыжные школы для детей и взрослых, кафе, магазины и т.д. находятся на одной территории, но никак не связаны между собой. Задача проектируемого объекта, объединить их, создав логичную систему, ориентированную на функциональные особенности проекта, а также актуальность тех или иных функций для пользователей.
В третью очередь, объект является важным объектом для развития всей туристической системы региона в будущем. В перспективе он должен стать центром координации туристических комплексов по всему острову.
Художественный образ
Архитектурный образ здания основан на его максимальной взаимосвязи с окружающей средой, причем, как с городской, так и с природной. Участок проектирования расположен на границе между городом и лесом, поэтому задачей проектирования было создание объекта, который будет являться некой связью между ними. Форма здания повторяет естественные изменения рельефа, вписывается в него, образуя сложную по форме структуру с внутренними общественными пространствами. Фасады построены на контрасте гладких лаконичных форм, обращенных к городу и более мелкомасштабных динамичных объемов, обращенных к природной среде. Функциональное зонирование комплекса так же подчинено его архитектурному образу. В лаконичных светлых объемах, обращенных к городу расположены общественные пространства, галереи, кафе и рестораны, а в объемах, обращенных к природе – жилая зона.
Участок проектирования имеет значительный перепад рельефа, что повлияло на сформированный художественный образ проектируемого объекта. Здание вписано в природный ландшафт, являясь практически подпорной стенкой, повторяющей его изменения. Здание поднимается от нижней точки участка к верхней, своей сложной формой образуя интересные пространства.
Основные технико-экономические показатели
Площадь участка – 0,2 га
Этажность:
наземная часть – 3-9 этажей
наземная часть – 3-9 этажей
подземная часть – 2 этажа
Общая площадь здания – 42 560 м2
Площадь застройки – 14 157 м2
Площадь подземной части – 18 300 м2
Площадь надземной части – 24 260 м2
Архитектурно-планировочное решение
Функционально объект включает в себя несколько блоков. Это жилой блок в виде гостиничных номеров и апартаментов, спортивный блок, включающий лыжную спортивную школу, помещения для ремонта, хранения снаряжения, спортивные залы с бассейном, административный блок с офисными помещениями и общественные пространства с ресторанами, кафе и тд.
Проектируемый комплекс включает в себя следующие функции. Это непосредственно учреждения, обеспечивающие функционирование горнолыжного комплекса: пункты проката и ремонта снаряжения, лыжная школа, помещения инструкторов и тренеров, гостиничный блок с гостиничными номерами и апартаментами различного типа, общественную зону с кафе, ресторанами, магазинами, пространствами отдыха, спортивный блок с бассейном и универсальными спортивными залами и административный блок с открытыми офисными пространствами. Основной подъезд к комплексу осуществляется с Горного проезда. Подземная часть объекта включает 2 этажа, на одном из которых расположена подземная автостоянка для гостей комплекса, а на втором техническая зона загрузки для кафе, ресторанов, магазинов комплекса.
Функциональное зонирование комплекса сформировано в соответствие с предполагаемыми сценариями движения в нем людей. Проектируемый объект предполагает несколько сценариев использования. Во-первых, он работает для туристов, живущих в гостиничных номерах проектируемого комплекса и пользующихся лыжными подъемниками и трассами. Для них предусмотрена возможность максимально комфортного передвижения на лыжах и сноубордах. Так, вся необходимая им инфраструктуры сосредоточена на уровне подъемника и выката с трассы. Кроме того, лыжники имеют возможность доступа к жилым номерам с того же уровня или при комфортном спуске по специально спроектированному пандусу к гостиничным корпусам, расположенных уровнем ниже.
Для туристов, приходящих в проектируемый комплекс из города, вход в него предусмотрен с отметки 0.000 через красивое многоуровневое общественное пространство. На этом уровне расположены все общественные функции комплекса: зона рецепции гостиницы, ресторан на 100 посадочных мест, кафе на 50 посадочных мест, спортивный и туристический магазины, доступ в спортивную зону комплекса. Все общественные учреждения так же имеют независимый вход, что повышает экономическую рентабельность комплекса.
Для жителей города, использующих горнолыжный комплекс, но не проживающих в гостинице, подход к инфраструктуре комплекса предусмотрен сразу с уровня подъемника, с отметки +7,800. Он оборудован автомобильной парковкой и всеми необходимыми удобствами.
Также проектируемый комплекс предполагает использование, не направленное на горнолыжный спорт. В нем предусмотрены офисные пространства, а также крупный спортивный комплекс с бассейном и спортивными залами разного назначения, которые могут использоваться в любое время года вне зависимости от лыжного сезона, что делает проект актуальным и экономически прибыльным. Эти учреждения расположены на отметке -8.000, в зоне, наиболее близкой к городу».
***
Диплом II степени
Мария Кузнецова. Кафедра «Градостроительство».Дипломный проект «Реконструкция прибрежной территории Москвы-реки в районе промзоны «Южный порт».
Руководители: проф. И.Г. Лежава, доц. М.Ю. Шубенкова, ст.преп. Е.В. Мунарес.
«Идея реорганизации промышленных территорий в настоящее время актуальна во всем мире. Автор проекта, Мария Кузнецова, рассматривала производственную зону №26 «Южный порт» на берегу Москвы-реки в районе Печатники Юго-Восточного административного округа г. Москвы.
На рассматриваемом участке преобладают офисные и производственные здания, а также складские территории, многие из которых заброшены. Из действующих производств особо выделяется российская автомобилестроительная компания ЗАО «Рено Россия», которая обеспечивает район большим количеством рабочих мест. Наиболее перспективным участком рассматриваемой территории можно считать прибрежную территорию, так как этот участок основного русла р. Москвы является самым широким в городе.
Целью проекта было создание комфортной многофункциональной городской среды, существенное повышение связанности территории за счет увеличения плотности улично-дорожной сети, сохранение и развитие предприятий с высоким потенциалом.
В проектное предложение входит создание жилых кварталов, имеющих как регулярную, так и нерегулярную планировку, повышение плотности местной и магистральной сетей в том числе за счёт строительства подземного дублёра Волгоградского проспекта, возведение новой станции метрополитена и организация трамвайной сети.
Селитебную зону от промышленной будет отделять линейный центр по типу парка Хай-Лайн, который соединит пешеходными связями станции метро Кожуховскую с Текстильщиками. На набережной предлагается создание английского парка с павильонами и площадками и возведение в его центре здания яхтенного порта с гостиничным комплексом, торговыми и офисными помещениями – «Башни в порту». Это сооружение является доминантой проекта и вместе с бульваром, проходящим через район, формирует его ось».
***