Бакалавры ЯГТУ 2021: Архиреновация

Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета. Все они посвящены работе с архитектурным наследием и сохранению духа места.

mainImg

«Важно создавать нечто новое, поскольку архитектура – лицо нынешнего поколения, символ текущего момента. Именно здания создают летопись времени, по ним мы узнаем об истории людей, их образе жизни и нравах»
Заха Хадид

 

«Создавая новое, важно не забывать старое: те здания, которые служат символом своей эпохи, с которыми связана часть истории людей, времени. Как почувствовать баланс, быть внимательным и корректным? Не дописывать или переписывать историю, а суметь, как говорят современные урбанисты, «присвоить» ее, сделать понятной и актуальной? Работа с архитектурным наследием не предполагает выпячивание архитектора как автора, но тогда как не потерять себя? Такими вопросами задавались выпускники нынешнего года, выбравшие, не сговариваясь, работу с архитектурным наследием в качестве основной темы для дипломных проектов.
 
Мне кажется, ребятам удалось главное – увидеть за каждым конкретным зданием или комплексом свою уникальную историю, порой мифическую, но которая позволила им переосмыслить облик зданий через призму своих ощущений. Так появилась история о духе, заточенном в здании старой котельни, рассказы о доблестных нартах-богатырях, некогда живших на территории старой советской турбазы, и мифы древних сванских деревень, поглядывающих на вершину Эльбруса. Умение пропускать архитектуру через себя, прочувствовать ее – очень редкое качество для современного архитектора, надеюсь, они его не растеряют.

Приятного просмотра!»

Кандидат архитектуры, доцент кафедры Архитектура ИАиД ЯГТУ Наталья Хомутова 
Конверсия Ляпинской ГРЭС

Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья  
Руководитель: Дмитрий Турбин 


В основе нашей концепции – идея создания на территории Ляпинской котельной, Ляпинских карьеров и прилегающих природных территориях рекреационно-туристического кластера.

Главное преимущество территории – большое количество водоемов, разнообразных природных ландшафтов, уникальная архитектура памятника промышленного конструктивизма – Ляпинской ГРЭС. Проектируемый кластер мог бы дать людям ощущение погруженности в природу, не требуя долгой поездки за город – дорога до «Ляпинки» из разных концов Ярославля занимает не более 40 минут. В настоящее время территория, в основном, используется как место «дикого» отдыха. 
Конверсия Ляпинской ГРЭС. Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья. Руководитель Дмитрий Турбин
© ЯГТУ

Здание котельной получит функцию визит-центра – базовой площадки, откуда берут начало все маршруты проектируемой территории. Создаются пешеходные связи и с другими природными рекреационными территориями Заволжского района Ярославля: Озерная Гривка, Прусовские озера. Поскольку в проектную территорию включена территория ООПТ, при разработке ее функционального наполнения большое внимание уделяется экологии. В частности, на базе котельной планируется открыть эко-просветительский центр с кружками для детей разного возраста. В машинном зале котельной будет создана оранжерея-теплица, которую можно одновременно использовать как образовательное пространство для семинаров.
  • zooming
    1 / 5
    Конверсия Ляпинской ГРЭС. Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья. Руководитель Дмитрий Турбин
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 5
    Конверсия Ляпинской ГРЭС. Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья. Руководитель Дмитрий Турбин
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 5
    Конверсия Ляпинской ГРЭС. Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья. Руководитель Дмитрий Турбин
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 5
    Конверсия Ляпинской ГРЭС. Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья. Руководитель Дмитрий Турбин
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 5
    Конверсия Ляпинской ГРЭС. Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья. Руководитель Дмитрий Турбин
    © ЯГТУ

Мы сохраняем главную пешеходную аллею, ведущую к зданию ГРЭС. Параллельно ей восстанавливаем когда-то проходившие здесь железнодорожные пути. По ним дрезине можно объехать территорию парка и попасть в здание через въездные ворота. Аллеи фланкируют два здания, одно из них – здание проката, другое – магазин местных продуктов и товаров.
Конверсия Ляпинской ГРЭС. Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья. Руководитель Дмитрий Турбин
© ЯГТУ

Мотивы существующих на территории артефактов мы повторяем в новых материалах. Так на контрасте с огромными железными баками для воды мы создаем прогулочную зону с небольшими стеклянными оранжереями-беседками, имитирующими их форму.
Реконструкция Ляпинской ГРЭС
Ангелина Бурова 
Руководитель: Татьяна Сиротина 


Цель проекта – создать точку притяжения на месте закрытого режимного объекта и переосмыслить индустриальное пространство за счет внедрения новой функциональной программы и сохранения исторического наследия промышленной архитектуры Ярославля начала ХХ века.

Архитектурно-художественное решение комплекса базируется на объединении трех на первый взгляд контрастирующих элементов: доминирующей исторической архитектуры, природной среды и новой архитектуры. Для художественного выражения духа места было решено отобразить движение энергии, десятки лет томившейся в недрах котельной в законсервированных котлах.
Реконструкция Ляпинской ГРЭС. Ангелина Бурова, руководитель Татьяна Сиротина
© ЯГТУ

Функциональное наполнение территории представляют:

- музей под открытым небом на месте открытого распределительного устройства;
- аван-площади перед зданием Ляпинской ГРЭС, позволяющие соблюсти необходимый для восприятия масштаб и подчеркнуть значимость котельной;
- киноклуб;
- скалодром и пункт проката в существующих неиспользуемых баках воды и топлива;
- экспо-павильон с многофункциональным залом;
- школа граффити, открытая и закрытая скейт-площадки, амфитеатр;
- мастерские и студии для взрослых;
- коворкинг;
- разрабатываемое здание студенческого образовательного центра.
  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция Ляпинской ГРЭС. Ангелина Бурова, руководитель Татьяна Сиротина
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Реконструкция Ляпинской ГРЭС. Ангелина Бурова, руководитель Татьяна Сиротина
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Реконструкция Ляпинской ГРЭС. Ангелина Бурова, руководитель Татьяна Сиротина
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Реконструкция Ляпинской ГРЭС. Ангелина Бурова, руководитель Татьяна Сиротина
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Реконструкция Ляпинской ГРЭС. Ангелина Бурова, руководитель Татьяна Сиротина
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Реконструкция Ляпинской ГРЭС. Ангелина Бурова, руководитель Татьяна Сиротина
    © ЯГТУ
Конверсия фабрики «КОРД»

Лучкова Евгения, Жидкова Мария
Руководитель: Елена Митрофанова 


Мы прорабатывали конверсию фабрики «КОРД», которая является одним из лидеров среди производителей технических тканей. История фабрики богата: она пережила войны, кризисы, автоматизацию, перестройки и смену власти. Руководство фабрики, желая повысить качество и престижность места, выступает с инициативой перепрофилирования территории в арт-пространство.
Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
© ЯГТУ

Фабрика располагается в промышленной зоне, стилистически и композиционно обусловлена урбанистическим пейзажем и отражает реальности промышленного бума XX века. Наибольший интерес вызывают постройки первой половины XX века, выполненные из красного кирпича, а также основное здание фабрики, в котором располагаются прядильные цеха. На данный момент производство занимает лишь первый этаж. Остальные постройки нуждаются в функциональном и эстетическом переосмыслении.
  • zooming
    1 / 6
    Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
    © ЯГТУ

«Дух места» и специализация фабрики определили наше видение. Решение композиции метафорично: она отражает идею лоскутного полотна, а здания и малые архитектурные формы играют роль ткацкого станка. 
Конверсия фабрики «КОРД». Лучкова Евгения, Жидкова Мария. Руководитель Елена Митрофанова
© ЯГТУ

Было решено сохранить и реставрировать наиболее ценные постройки начала XX века, переосмыслить более поздние постройки и полностью отказаться от морально устаревших складских помещений. Развитие подобного арт-кластера могло бы стать точкой притяжения для молодежи, знаковым местом на карте города. 
Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов

Кулигин Григорий, Забелина Анастасия
Руководитель: Наталья Хомутова 


Долина нарзанов – это участок надпойменной террасы реки Хасаут, со всех сторон защищенный от ветров живописными холмами, утопающими в зелени. Свое название долина получила из-за 17 лечебных источников, рожденных горными недрами Приэльбрусья, которые на протяжении 3,5 км питают реку. Благодаря сложным руслам, трещинам и разломам вода вбирает в себя полезные минералы и соли и выбивается на поверхность целебными источниками. 

Целью проекта была реабилитация территории бывшей советской турбазы «Долина Нарзанов», построенной в 1936 году в пойме реки Хасаут у северного подножия горы Эльбрус в Зольском районе Кабардино-Балкарской республики. Архитектурной особенностью комплекса является мотель в виде средневекового замка, сохранившийся до нашего времени. Он и стал опорной точкой для нового проекта туристического комплекса: как градостроительной, так и метафорической.
Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов. Кулигин Григорий, Забелина Анастасия. Руководитель Наталья Хомутова
© ЯГТУ

В основе генплана – две площади, размещенные на главной композиционной оси  существующей дороги. Замок, хранящий дух места, стал композиционным центром одной из площадей. Чтобы экспонировать объект и подчеркнуть его историческую ценность, новые здания, формирующие площадь, лежат на радиальных лучах, расходящихся от замка. Формообразование новой архитектуры подчиняется окружающей среде, старается экранировать, отражать. Здания комплекса вырастают из рельефа, словно осколки горной породы, треснувшей от горьких слез богатыря Нарта.

В образе новых объемов комплекса отражены наши чувственные ассоциации с местной легендой о возникновении источников Нарзана: они напоминают посетителям, какой исцеляющей силой обладают местные дары природы. 
  • zooming
    1 / 6
    Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов. Кулигин Григорий, Забелина Анастасия. Руководитель Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов. Кулигин Григорий, Забелина Анастасия. Руководитель Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов. Кулигин Григорий, Забелина Анастасия. Руководитель Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов. Кулигин Григорий, Забелина Анастасия. Руководитель Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов. Кулигин Григорий, Забелина Анастасия. Руководитель Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов. Кулигин Григорий, Забелина Анастасия. Руководитель Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии

Раздвигалов Андрей
Руководитель: Наталья Хомутова 


Для проектирования Местийский муниципалитет предложил территорию близ поселка Накра в Верхней Сванетии, по которой во времена СССР проходил популярный  туристический маршрут через перевал Донгуз Орун. 

В техническом задании стояла задача сформировать туристический комплекс с жилой, рекреационной и музейной функциями, расположенный вдоль нового туристического маршрута, берущего свое начало в селе Накра и завершающегося на высоте 2900 м на вершине Цалгмыл. 
Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
© ЯГТУ

Основной целью проекта является  реконструкция семи традиционных сванских поселений находящихся в руинированном состоянии – Херхваши, Таврали, Джухлан, Чубари, Кихулдаши, Лашхраши, Цалери; создание комплекса высокогорных хижин, станции зиплайна с канатной дорогой и смотровой площадкой, на которой завершается туристический маршрут и откуда открывается вид на горы Эльбрус и Штавлер.

Задача проекта – создать благоприятные условия для развития культурного туризма в регионе, которые позволят знакомиться с культурой и бытом коренного народа – сванов. 
  • zooming
    1 / 7
    Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 7
    Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 7
    Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 7
    Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 7
    Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 7
    Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    7 / 7
    Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ

При разработке первой часть проекта – реконструкции сванских деревень как градостроительный метод проектирования в исторической среде использовался метод компенсационного строительства. Постройки, расположенные на участках с несохранившимися фундаментами воссоздаются с повторением силуэта аутентичного жилого дома, но с более современными фасадами, большей площадью остекления.

Как метод формирования визуального облика новых зданий применялся метод «палимпсест», при котором главной задачей было сохранить силуэт исторической застройки традиционных сванских поселений, используя максимально нейтральную современную архитектуру. 
 
Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии. Раздвигалов Андрей. Руководитель: Наталья Хомутова
© ЯГТУ

07 Сентября 2021

Похожие статьи
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк имени Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?