«Важно создавать нечто новое, поскольку архитектура – лицо нынешнего поколения, символ текущего момента. Именно здания создают летопись времени, по ним мы узнаем об истории людей, их образе жизни и нравах»
Заха Хадид
«Создавая новое, важно не забывать старое: те здания, которые служат символом своей эпохи, с которыми связана часть истории людей, времени. Как почувствовать баланс, быть внимательным и корректным? Не дописывать или переписывать историю, а суметь, как говорят современные урбанисты, «присвоить» ее, сделать понятной и актуальной? Работа с архитектурным наследием не предполагает выпячивание архитектора как автора, но тогда как не потерять себя? Такими вопросами задавались выпускники нынешнего года, выбравшие, не сговариваясь, работу с архитектурным наследием в качестве основной темы для дипломных проектов.
Мне кажется, ребятам удалось главное – увидеть за каждым конкретным зданием или комплексом свою уникальную историю, порой мифическую, но которая позволила им переосмыслить облик зданий через призму своих ощущений. Так появилась история о духе, заточенном в здании старой котельни, рассказы о доблестных нартах-богатырях, некогда живших на территории старой советской турбазы, и мифы древних сванских деревень, поглядывающих на вершину Эльбруса. Умение пропускать архитектуру через себя, прочувствовать ее – очень редкое качество для современного архитектора, надеюсь, они его не растеряют.
Приятного просмотра!»
Приятного просмотра!»
Кандидат архитектуры, доцент кафедры Архитектура ИАиД ЯГТУ Наталья Хомутова
Конверсия Ляпинской ГРЭС
Бодаренко Анастасия, Макеева Дарья
Руководитель: Дмитрий Турбин
В основе нашей концепции – идея создания на территории Ляпинской котельной, Ляпинских карьеров и прилегающих природных территориях рекреационно-туристического кластера.
Главное преимущество территории – большое количество водоемов, разнообразных природных ландшафтов, уникальная архитектура памятника промышленного конструктивизма – Ляпинской ГРЭС. Проектируемый кластер мог бы дать людям ощущение погруженности в природу, не требуя долгой поездки за город – дорога до «Ляпинки» из разных концов Ярославля занимает не более 40 минут. В настоящее время территория, в основном, используется как место «дикого» отдыха.
Здание котельной получит функцию визит-центра – базовой площадки, откуда берут начало все маршруты проектируемой территории. Создаются пешеходные связи и с другими природными рекреационными территориями Заволжского района Ярославля: Озерная Гривка, Прусовские озера. Поскольку в проектную территорию включена территория ООПТ, при разработке ее функционального наполнения большое внимание уделяется экологии. В частности, на базе котельной планируется открыть эко-просветительский центр с кружками для детей разного возраста. В машинном зале котельной будет создана оранжерея-теплица, которую можно одновременно использовать как образовательное пространство для семинаров.
Мы сохраняем главную пешеходную аллею, ведущую к зданию ГРЭС. Параллельно ей восстанавливаем когда-то проходившие здесь железнодорожные пути. По ним дрезине можно объехать территорию парка и попасть в здание через въездные ворота. Аллеи фланкируют два здания, одно из них – здание проката, другое – магазин местных продуктов и товаров.
Мотивы существующих на территории артефактов мы повторяем в новых материалах. Так на контрасте с огромными железными баками для воды мы создаем прогулочную зону с небольшими стеклянными оранжереями-беседками, имитирующими их форму.
Реконструкция Ляпинской ГРЭС
Ангелина БуроваРуководитель: Татьяна Сиротина
Цель проекта – создать точку притяжения на месте закрытого режимного объекта и переосмыслить индустриальное пространство за счет внедрения новой функциональной программы и сохранения исторического наследия промышленной архитектуры Ярославля начала ХХ века.
Архитектурно-художественное решение комплекса базируется на объединении трех на первый взгляд контрастирующих элементов: доминирующей исторической архитектуры, природной среды и новой архитектуры. Для художественного выражения духа места было решено отобразить движение энергии, десятки лет томившейся в недрах котельной в законсервированных котлах.
Функциональное наполнение территории представляют:
- музей под открытым небом на месте открытого распределительного устройства;
- аван-площади перед зданием Ляпинской ГРЭС, позволяющие соблюсти необходимый для восприятия масштаб и подчеркнуть значимость котельной;
- киноклуб;
- скалодром и пункт проката в существующих неиспользуемых баках воды и топлива;
- экспо-павильон с многофункциональным залом;
- школа граффити, открытая и закрытая скейт-площадки, амфитеатр;
- мастерские и студии для взрослых;
- коворкинг;
- разрабатываемое здание студенческого образовательного центра.
Конверсия фабрики «КОРД»
Лучкова Евгения, Жидкова Мария
Руководитель: Елена Митрофанова
Мы прорабатывали конверсию фабрики «КОРД», которая является одним из лидеров среди производителей технических тканей. История фабрики богата: она пережила войны, кризисы, автоматизацию, перестройки и смену власти. Руководство фабрики, желая повысить качество и престижность места, выступает с инициативой перепрофилирования территории в арт-пространство.
Фабрика располагается в промышленной зоне, стилистически и композиционно обусловлена урбанистическим пейзажем и отражает реальности промышленного бума XX века. Наибольший интерес вызывают постройки первой половины XX века, выполненные из красного кирпича, а также основное здание фабрики, в котором располагаются прядильные цеха. На данный момент производство занимает лишь первый этаж. Остальные постройки нуждаются в функциональном и эстетическом переосмыслении.
«Дух места» и специализация фабрики определили наше видение. Решение композиции метафорично: она отражает идею лоскутного полотна, а здания и малые архитектурные формы играют роль ткацкого станка.
Было решено сохранить и реставрировать наиболее ценные постройки начала XX века, переосмыслить более поздние постройки и полностью отказаться от морально устаревших складских помещений. Развитие подобного арт-кластера могло бы стать точкой притяжения для молодежи, знаковым местом на карте города.
Рекреационный комплекс в Долине Нарзанов
Кулигин Григорий, Забелина Анастасия
Руководитель: Наталья Хомутова
Долина нарзанов – это участок надпойменной террасы реки Хасаут, со всех сторон защищенный от ветров живописными холмами, утопающими в зелени. Свое название долина получила из-за 17 лечебных источников, рожденных горными недрами Приэльбрусья, которые на протяжении 3,5 км питают реку. Благодаря сложным руслам, трещинам и разломам вода вбирает в себя полезные минералы и соли и выбивается на поверхность целебными источниками.
Целью проекта была реабилитация территории бывшей советской турбазы «Долина Нарзанов», построенной в 1936 году в пойме реки Хасаут у северного подножия горы Эльбрус в Зольском районе Кабардино-Балкарской республики. Архитектурной особенностью комплекса является мотель в виде средневекового замка, сохранившийся до нашего времени. Он и стал опорной точкой для нового проекта туристического комплекса: как градостроительной, так и метафорической.
В основе генплана – две площади, размещенные на главной композиционной оси существующей дороги. Замок, хранящий дух места, стал композиционным центром одной из площадей. Чтобы экспонировать объект и подчеркнуть его историческую ценность, новые здания, формирующие площадь, лежат на радиальных лучах, расходящихся от замка. Формообразование новой архитектуры подчиняется окружающей среде, старается экранировать, отражать. Здания комплекса вырастают из рельефа, словно осколки горной породы, треснувшей от горьких слез богатыря Нарта.
В образе новых объемов комплекса отражены наши чувственные ассоциации с местной легендой о возникновении источников Нарзана: они напоминают посетителям, какой исцеляющей силой обладают местные дары природы.
Туристический ландшафтно-градостроительный комплекс в Верхней Сванетии
Раздвигалов Андрей
Руководитель: Наталья Хомутова
Для проектирования Местийский муниципалитет предложил территорию близ поселка Накра в Верхней Сванетии, по которой во времена СССР проходил популярный туристический маршрут через перевал Донгуз Орун.
В техническом задании стояла задача сформировать туристический комплекс с жилой, рекреационной и музейной функциями, расположенный вдоль нового туристического маршрута, берущего свое начало в селе Накра и завершающегося на высоте 2900 м на вершине Цалгмыл.
Основной целью проекта является реконструкция семи традиционных сванских поселений находящихся в руинированном состоянии – Херхваши, Таврали, Джухлан, Чубари, Кихулдаши, Лашхраши, Цалери; создание комплекса высокогорных хижин, станции зиплайна с канатной дорогой и смотровой площадкой, на которой завершается туристический маршрут и откуда открывается вид на горы Эльбрус и Штавлер.
Задача проекта – создать благоприятные условия для развития культурного туризма в регионе, которые позволят знакомиться с культурой и бытом коренного народа – сванов.
При разработке первой часть проекта – реконструкции сванских деревень как градостроительный метод проектирования в исторической среде использовался метод компенсационного строительства. Постройки, расположенные на участках с несохранившимися фундаментами воссоздаются с повторением силуэта аутентичного жилого дома, но с более современными фасадами, большей площадью остекления.
Как метод формирования визуального облика новых зданий применялся метод «палимпсест», при котором главной задачей было сохранить силуэт исторической застройки традиционных сванских поселений, используя максимально нейтральную современную архитектуру.