Никита Колбовский
старший преподаватель кафедры «Архитектура»
старший преподаватель кафедры «Архитектура»
«Городок
I WANT TO BELIEVE
Fox Mulder, The X-Files
Fox Mulder, The X-Files
А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города была тишайшей. Весенние вечера были упоительны, грязь под луною сверкала, как антрацит, и вся молодежь города до такой степени была влюблена в секретаршу месткома коммунальников, что это просто мешало ей собирать членские взносы.
И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»
И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»
Со времен Ильфа и Петрова в уездных городах N многое изменилось. Нет, жизнь здесь по-прежнему тишайшая, только природа этой тишины сместилась в направлении «для седых пирамид» – вечного покоя то есть. Люди здесь по-прежнему рождаются и умирают, но «жизнь», активный ее отрезок, предпочитают проводить в других местах.
Федеральная программа «Городские реновации» должна это поправить. В рамках программы студенты ЯГТУ разработали дипломные проекты преображения некоторых территорий города Данилова. Согласно планам администрации, светлое будущее городу сулят действия в области конезаводчества, локальных пищевых производств, туризма и развития отдельных экзотических достопримечательностей, вроде тюремного замка, в качестве точек притяжения оного. Отсюда и темы.
Главное, что объединяет эти проекты – умение видеть картину в целом и сделать эту картину своей. Главное, что осталось в малых городах, за чем мы возвращаемся снова и снова, что певица Анжелика Варум выразила точнее любого архитектора: «Где рождения справляют и на веки провожают всем двором», в некоторых проектах есть. Или есть хотя бы намек на понимание этого ощущения. Это уходит вместе с людьми, а малые города превращаются в дачные поселки и спальные районы.
Возможно, первый же грубый просчет финансовых моделей развалит стройные картинки на отдельные пиксели. Пусть. Пусть инициатива возвести декоративный город в чистом поле несбыточна даже на слух. Пусть фестивали музыки и света сложно пока представить в городках, где свет – только от фонарей, через один, а музыка – в день города или на похоронах. В конце-концов, проходит же фестиваль Ямщицкой песни в городе Гаврилов-Ям. Не международный, конечно, но между дворами – на «Ура!». Пусть идея привлечь ИП на местах в социальные программы разобьётся о полную апатию со стороны этих самых мест. Пусть попытка продать пивотечный бургер за 200₽ в городе, где средний чек в «Пятерочке» – 150₽ удивляет. Жизнь это поправит. Пока ничего этого не произошло.
Пока шампанское выпускных еще не превратилось в головную боль, и кораблик детства не вполне отчалил, пока все города Родины не покрыты типовым «европейским» благоустройством, можно порадоваться за наличие у студентов своей мечты о том, как все может быть, и пожелать в дальнейшем укреплять мечты действиями. В ХХ веке достаточно было сделать проект, в XXI нужно сделать дело. В конце-концов любая мечта при наличии действий превращается в действительность. Примеры – повсюду».
Социальный центр
Марина Баталова, руководитель Н.Е. Колбовский«Результатом работы над функциональным наполнением старых стен тюрьмы стало создание социального центра нового типа путем синтеза существующих исторических и современных аналогов: центров занятости, монастырей, работных домов и домов трудолюбия. Новый социальный центр оказывает помощь людям, оказавшимся без работы, жилья и средств к существованию, вместе с тем он отвечает нуждам города и актуален для его жителей и гостей.
В основу образного решения и планировочной структуры комплекса легла идея «города внутри города» со своими улочками, торговой площадью и центром – тюремным замком. Работа над архитектурным обликом тюремного замка проводилась на стыке консервации и реконструкции, так как именно в соединении старого и нового, контрасте материалов, идея наполнения исторического здания современной функцией визуально отражается в архитектуре. Было принято решение о сохранении существующих построек и консервации старых стен, чтоб не потерять налет времени, говорящий о богатой истории места, и таинственную атмосферу замка, привлекающую туристов. Периферию «города» занимают новые здания, они размещены по красным линиям улиц, тем самым укрепляя периметр «города в городе» и вписывая его в окружающую застройку».
***
Тюремный замок – досуговый центр
Евгений Данилов, руководитель – Т.А. Сиротина«Важную роль в композиционном и функциональном решении комплекса играет территория замка с двумя флигелями на входе, тюремный погреб, находящийся в стороне от ограды тюремного замка, а также мастерские для заключенных, построенные в середине XX века. В флигелях, выступающих в качестве входной группы, будут располагаться кафе и бар. Здание мастерских не изменит своей функции, но сменит аудиторию: вместо заключенных здесь будут постигать азы ремесел жители и гости города. Для совсем юной аудитории посетителей тюремного замка предусматриваются тематические игровые площадки и квесты, а также строительство современного флигеля, в котором будут располагаться клуб детского развития, детская телевизионная студия и шахматная школа».
***
Туристический комплекс «Тюремный замок»
Андрей Мерекин, руководитель – Т.А. Сиротина«Так как тюремный замок – выявленный объект культурного наследия, на предпроектном этапе было необходимо определить, что представляет ценность, а что нет. Исходя из этого, выделяются два уровня ценности: – историческая и знаковая. Тюремный замок, его флигели, тюремная ограда и двор относятся к исторической ценности, так как именно они указаны в проекте тюремного замка 1859 года. К знаковой ценности принадлежат объекты, построенные в 1960-х годах: прогулочные дворы позади замка, мастерские с их внутренним двором и бывший погреб.
Здания, причисленные к исторической ценности максимально расчищаются от надстроек и преобразований, их силуэты формируются такими, какими их задумал архитектор. На остовах построек знаковой ценности привносятся элементы железнодорожной эстетики. Индустриальная брутальность вплетена сюда по причине исторической связи тюрьмы и железной дороги, раскрытой еще Эльдаром Рязановым в фильме «Вокзал для двоих».
Как итог, проект представляет собой культурный и коммерческий центр, создающий в ткани города еще одну точку притяжения как туристов, так и местных жителей за счет создания здесь гастрономической, музейной, выставочной, гостиничной и рекреационной функции. Комплекс может стать местом рефлексии по поводу прошлого, настоящего и будущего, а наполнение функцией поможет случайному гостю или горожанину пожить с этим зданием и прочувствовать его прелести, воспринимаемые именно человеком XXI века».
***
Реновация привокзальной площади
и паровозного депо
Анна Булатова, Никита Смирнов, руководитель – Н.В. Хомутова«Объект проектирования – две территории в городе Данилов, разделенные железной дорогой. Первая – Привокзальная площадь, основной транспортный узел Данилова, а вторая – промышленная территория с несколькими объектами промышленной архитектуры начала XX в.
На Привокзальной площади предлагается создать визуально многослойное пространство, состоящее из фальшфасадов-галерей по периметру площади, и нескольких террас для разделения функциональных зон и потоков посетителей в пешеходной зоне.
В проект реновации территории веерного депо заложен принцип доминирующей ценности старой архитектуры. Это достигается за счет создания на месте диссонирующих пристроек советского периода фоновой нейтральной застройки с общественными функциями. Генплан территории также строится в контексте исторической среды – его структура основана на градостроительных осях оставшихся промзданий XX века».
***
Тюремный замок
Алёна Федоренко, руководитель – С.В. Лапкин«Формирование концепции проекта реконструкции Тюремного замка в Данилове базируется на признании доминирующей ценности отдельного памятника архитектуры. На существующий план комплекса была наложена планировочная схема паноптикума – проекта идеальной тюрьмы Иеремии Бентама (1791 год). Тюрьма выступает в роли башни смотрителя. Вокруг нее, по периметру существующей кирпичной стены, располагаются ячейки, – аналог камер. Этот уровень включает в себя выставочное пространство, ресторан, спортивный зал и мастерские. Он сквозной, тюрьму можно наблюдать со всех сторон, словно музейный экспонат. Решетки создают эффект «шкатулки», в которую помещена тюрьма.
Комплекс функционирует в двух режимах.
«Общий» – организация досуга местных жителей. В главном здании тюрьмы располагаются различные бары, закусочные, пельменная, пивная и рюмочная. Можно посетить цирюльню, сделать татуировку, купить гитару, сыграть в шахматы или карты, приобрести книгу, исполнить песню в жанре шансон в караоке, сфотографироваться с тюремной табличкой или на нарах. Для каждой камеры – свое назначение.
«Особый» – проведение фестивалей музыки и света в Данилове. Сцена – доминанта фестиваля. Здание тюрьмы – доминанта всего комплекса. На время проведения фестивалей крыша, подобно проигрывателю виниловых пластинок, поднимает «крышку» и «звучит».
***
Конно-туристический комплекс «Кони-Айленд»
Екатерина Шарыгина, руководитель – Н.Е. Колбовский«Конно-туристический комплекс расположен рядом с деревней Раменье, неподалеку от Данилова. Для создания структуры этого поселения разработан метод, на основании которого построен алгоритм работы на большом участке земли. Композиция и функциональное зонирование устроены по принципу «острова». Территория разделена на три части. Первая – центр, представленный объектами с общественной функцией. Вторая часть – буферная зона, занимаемая индивидуальным жильем. Третья – периферия, которую занимает все, что связано с верховой ездой и содержанием лошадей. Они взаимодействуют друг с другом за счет улиц, выходящих из центра и соединяющих его с остальными зонами, а также окружной дороги, опоясывающей буферную зону и замыкающей «остров». Архитектурный стиль Кони Айленда – результат переосмысления таких аналогов, как здания русской деревни и Дикого Запада».
***