Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»

Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.

mainImg
«Архитектура указывает на вечность»
  Кристофер Рен

«После непростого карантинного года снова собраться и включиться в очный рабочий процесс стоило и нам, и ребятам больших душевных сил. Темы этого года вышли очень земными и очень мистическими одновременно: про свет и тьму, боль и радость, про духов, обитающих в покинутых зданиях. Про «тени забытых предков», по-другому не скажешь. Видимо, на подсознательном уровне выпускники этого года так или иначе затрагивают тему памяти – исторической и архитектурной и ищут свои способы ее проживания. В формат публикации не включить весь материал, но мы постарались приоткрыть завесу и рассказать языком архитектуры о страшной трагедии самого красивого ущелья Забайкалья, о покинутом городе-призраке в песках Узбекистана и о том, насколько оправдан неовернакуляр жилой архитектуры сталинской эпохи в разных городах современной России. Приятного просмотра!»
 
Кандидат архитектуры, доцент кафедры Архитектура ИАиД ЯГТУ Наталья Хомутова 


Новая жизнь города-призрака

Демидов Дмитрий, Кожин Егор
Руководитель: Татьяна Сиротина


Город умирает дважды. Первый раз, когда его покидает  душа – люди. Второй, когда разрушается его тело – здания. За многовековую историю человечества появилось невероятное количество «городов-призраков». Одним из них является и Кантубек, затерянный посреди Аральского моря. 

Остров Возрождения был открыт в 1848 году, и был известен как идеальное место для рыболовства и охоты. С 1942  по 1992 годы на острове  действовал секретный военный биохимический полигон, который включал поселок Кантубек на 1500 человек, лабораторный комплекс с один из самых влиятельных центров разработки биологического оружия и полигон для испытаний.

В настоящее время город необитаем и находится в разрушенном состоянии. Прошедшие десятилетия кардинально изменили облик острова: там, где раньше было море, сейчас лежит песчано-соляная пустыня Аралкум.
«Новая жизнь города-призрака». Демидов Дмитрий, Кожин Егор. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

Новая жизнь городов должна основываться на новых принципах проектирования и строительства поселений. Градостроительство должно стать мобильным, многофункциональным и уникальным в равной степени. Именно эти факторы способны предотвратить смерть поселений.

Нами было предусмотрено развитие города на разных этапах его жизни. Учитывались неблагоприятные воздействия окружающей среды, мощные соляные бури, гонимые преобладающими ветрами, отсутствие воды. Все это отразилось в главных функциональных единицах и артериях создаваемого города. 

Трещина – линейная форма, заглубленная в землю, по центральной оси которой проходит открытое пространство. По типологии трещина делится на два типа: 
– транспортная, в которой располагаются линии общественного транспорта, связывающие районы города
– общественная, в которой по бокам от открытого пространства располагаются объекты рекреационной и социальной инфраструктуры. 

Гиперболизированный разлом символизирует непростую историю города. Будучи некогда активно заселенным, с прекращением финансирования опустевший город, не выдержал напора стихии и дал трещину, которая со временем стала пристанищем для путешественников.
«Новая жизнь города-призрака». Демидов Дмитрий, Кожин Егор. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

Каждая часть города должна обладать уникальным архитектурным обликом, запоминающимся жителям города и  формирующим интерес со стороны туристов. 

Мы выделяем пять основным зон в Новом Кантубеке: 

1. Аэропорт. Существующий аэродром состоит из четырех взлетно-посадочных полос, расположенных в виде розы ветров, что позволяет воздушному транспорту приземляться в любую погоду. Художественное переосмысление здания аэропорта приводит к идее «муравейника» – места, внутри которого кипит жизнь, где все подчинено строгим правилам и соблюдается строгая субординация. Места, служащего надежным укрытием от непогоды и стихий. Места, гармонично вписывающегося в природный ландшафт и украшающего собой аутентичный пустынный пейзаж.
«Новая жизнь города-призрака». Демидов Дмитрий, Кожин Егор. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

2. Аттракцион «Старый город» – центр притяжения туристов. Мы консервируем руины старого Кантубека и позволяем туристам осмотреть это пространство тремя разны способами:

– пеший маршрут расположен непосредственно на земле;
– веломаршрут проходит по приподнятой над уровнем земли кольцевой дороге, огибающей старый город и имеющей спуски к нему;
– аттракцион, организованный по принципу американских горок, имеет несколько остановок, позволяющих туристам стартовать из нескольких точек в городе. 
«Новая жизнь города-призрака». Демидов Дмитрий, Кожин Егор. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

3. Ботанический сад «Очистные сооружения». На месте старых очистных сооружений расположились современные опреснительные установки. Благодаря вертикальным садам территория превращается в индустриальный парк. 
«Новая жизнь города-призрака». Демидов Дмитрий, Кожин Егор. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

4. Мегаструктура «дюна» представляет собой многоуровневое полое сооружение, поверхность которого делится на две части – жилую и защищающую. В жилой части на нескольких уровнях комбинируются общественные, жилые и рекреационные функции. Здания состоят из ячеек условных габаритов 10х10х6 метров, наполнение которых зависит только от их обладателя. Эстетика ячейки может быть как современной, так и иметь исторический облик. 

Защищающая часть представляет собой панели, закрывающие жилую часть от песчаных бурь. На ее поверхности расположены пескоулавливающие воронки. Песок, приносимый бурями, собирается, фильтруется и направляется на повторное использование. Постепенно, с улучшением природных условий защищающая часть разбирается, и на ее месте образуется застройка.  

Во внутреннем пространстве дюны располагаются производства, склады, источники энергии и инженерная инфраструктура, в том числе завод по переработке отходов и резервуары, накапливающие дождевую воду.
«Новая жизнь города-призрака». Демидов Дмитрий, Кожин Егор. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

5. Научный центр. На территории бывшей зоны лабораторий располагается современный исследовательский центр. Для его сотрудников организована возможность круглогодичного проживания в расположенных на территории общежитиях и кампусах. На территории научного центра располагается парк с остовами промышленных транспортных средств и заброшенной военной техникой, что формирует новую зону отдыха, как для научных деятелей, так и для туристов.
«Новая жизнь города-призрака». Демидов Дмитрий, Кожин Егор. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

Город живет своей жизнью, тысячами мыслей жителей и инвесторов. Однако в современном градостроительстве мы не имеем права пускать город в моменте его зарождения на самотек. Заложив рациональный  каркас, город будет обрастать внутренней структурой в правильном русле, прогрессируя, а не живя вопреки. 
Архитектура памяти

Жуйкова Ксения, Егоров Евгений
Руководитель: Наталья Хомутова 


Наша работа представляет собой исследование мемориальных сооружений. В этой типологии мы выделили две основные группы: комплексы «Память Места» и «Память Времени». На их основе была составлена методология, включающая выявление концепции, анализ, метафорический подход, формирование объемно – пространственной композиции и сценарий.

В качестве апробации, созданной методологии был выбран тип мемориальных комплексов «Память Места» и территория бывшего исправительно-трудового лагеря в ущелье хребта Кодар, где добывался уран для первой советской атомной бомбы. Это был особо секретный лагерь, похожий на призрак. Его местонахождение обозначалось коротко – «п/я 81». Несмотря на то, что с момента ликвидации лагеря прошло уже более полувека, постройки хорошо сохранились, благодаря холодному климату.

Ряд метафор помог нам сформировать итоговый генплан. Основной туристический маршрут олицетворяет собой разбитые глыбы льда, осколки горной породы, которыми засыпано ущелье. Двигаясь по маршруту через площади-осколки, турист проживает событие и собирает осколки истории воедино, а в конце видит цельную картину. Во время экскурсии посетитель может попасть в тупики – символ штолен, в которых заключенные и геологи проводили свое основное рабочее время. Через основной туристический маршрут проходит извилистая линия прогулочной тропы, символизирующая реку времени. 
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

В начале экскурсионного маршрута встречаются бараки, в которых жили рабочие и геологи. Утраченные крыши воссоздаются из стекла на металлическом каркасе, для большего контраста старого и нового. В крайних бараках располагается экспозиция, посвященная работе и быту геологов. Здесь представлены личные вещи и инструменты, выставка повествует и о персональных трагедиях. На подходе к лагерю находится могила Нины Азаровой, погибшей на вершине восточного перевала Связка во время разведки угольного пласта для нужд поселка Мраморный. Альпинисты обеспечивали доставку геологов и их оборудования к участкам на отвесных стенах ущелья, принимали участие в поисках урана. Их портреты смотрят на нас со свода прозрачной кровли.
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

Прогуливаясь по территории, посетитель может попасть в так называемые «тупики». Эти площади мы отвели для смотровых и экспозиционных площадок. В конце тупика располагается массивная стена. На поверхности стены изображены карты местности и фрагменты истории рудника. 
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

В глубине ущелья находится территория бывшего лагеря заключенных. Для закрепления периметра на местах утраченных сторожевых вышек мы устанавливаем «маяки памяти». Это смотровые площадки, по силуэту напоминающие маяк. На месте располагавшихся здесь палаток мы установили бетонные конструкции. 
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

Следующая остановка маршрута – часовня. Небольшое бревенчатое здание с простыми формами – место, чтобы остановиться, подумать о вечном, помянуть.
Чуть восточнее от часовни стоял деревянный крест, установленный туристами. Мы предлагаем зафиксировать эту точку и установить новый крест. Он будет представлять собой полый силуэт креста, метафору пустоты и отсутствия. Железнодорожный рельс в профиле – символ каторжного труда.  
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

По мере продвижения туриста вверх по склону композиционные тупики превращаются в смотровые площадки. Вместо глухой стены – стеклянные ограждения. В таких местах можно остановиться и прочувствовать, что за невероятной красотой может скрываться трагедия и боль.

Поднимаясь вверх по маршруту посетитель попадает на территорию бывшего верхнего лагеря, где находится музей. Стеклянные силуэты палатки и барака, разделенные надвое тяжеловесной стеной из кортена и бетона, будто расступаются перед посетителем и образуют узкий проход к штольне. Внутри каждой из половин музея находится постоянная экспозиция: одна сторона стены рассказывает о судьбе геологов и исследователей, а другая демонстрирует жизнь и труд заключенных лагеря. 
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

Далее сохранившийся деревянный настил ведет выше и приводит ко входу в штольню – это итог путешествия по лагерю. Экспозиция внутри штольни рассказывает о сложностях труда геологов и заключенных, показывает процесс добычи урана.
Город гаражей

Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия
Руководитель: Татьяна Сиротина 


Гаражи, бывшие предметом роскоши для советского человека, ветшают и утрачивают свою и без того мизерную эстетическую составляющую. Отсутствие гуманной инфраструктуры и неблагоприятное расположение гаражных агломераций являются основной проблемой их существования в современном городе, вследствие чего образуется гнетущая и заброшенная среда. Даже несмотря на исключительно высокую занятость населения в этом секторе, о чем свидетельствуют данные фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».  
«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
© ИАиД ЯГТУ

Решением может стать проект актуализации подобных агломераций в связке с проработкой транспортной доступности, функционального разнообразия и зонирования, а также создание гаражных единиц-модулей для разных видов  деятельности и дисперсная логика расположения модулей различного промыслового назначения, поднятых над старым кооперативом.
  • zooming
    1 / 7
    «Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    2 / 7
    «Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    3 / 7
    «Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    4 / 7
    «Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    5 / 7
    «Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    6 / 7
    «Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    7 / 7
    «Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия. Руководитель: Татьяна Сиротина
    © ИАиД ЯГТУ
Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи

Шабанов Евгений, Туманова Дарья
Руководитель: Наталья Хомутова


Исследование представляет собой комплексный анализ жилой архитектуры сталинского периода на архетипичной выборке из десяти объектов десяти городов России: Москвы, Казани, Владимира, Санкт-Петербурга, Самары, Смоленска, Нижнего Новгорода, Твери, Ростова-на-Дону и Ярославля.

Был проведен анализ объектов по году строительства с периодизацией на довоенное и послевоенное время, определены стилевые соотношения доминирующих направлений (постконструктивизм, ар-деко, неоклассицизм), создана типология жилой архитектуры 1930-1950 годов с выделением типичных черт.

Здания сравнивались по нескольким параметрам: этажности, конфигурации плана, расположению внутри квартала, участию в формировании фронта улицы, конструктивным особенностям, типу декора, особенностям планировок квартир, наличию дополнительных общественных функций.
«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

Были определены следующие архитектурно-художественные особенности:
  • ступенчатое развитие объема здания;
  • акцентирование внимания на главных вертикалях;
  • использование ордера для композиционного решения фасадов, и как следствие – утяжеление нижних уровней-этажей и облегчение верхних с использованием балюстрад и колоннад;
  • использование принципа симметрии, метрических ритмов и мелкой пластики.
Эти средства использовались для поиска облика «пролетарской» архитектуры, а также воплощения таких смысловых установок как монументальность, преемственность, иерархичность, символизм, комплексность, синтез искусств. 
«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

Был проведен графический анализ застройки 1930-1950 годов на примере трех городов (Москва, Казань и Владимир), а также подробный разбор архитектурно-художественных средств и деталей на примере жилого дома Ивана Жолтовского на Смоленской площади, бывшего дома Электродного завода архитектора Даниила Фридмана,  комплекса жилых домов на Октябрьском поле архитектора Дмитрия Чечулина.  Их графическое представление в виде таблиц и аксонометрических изображений дополнило исследование. 
«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья. Руководитель: Наталья Хомутова
© ИАиД ЯГТУ

Для апробации полученных в ходе работы выводов по выделению типичных черт «сталинской» архитектуры, был выполнен проект застройки части квартала, ограниченного улицами Руставели, 1-ым Гончаровским переулком и улицей Яблочкова, предназначенной под снос по программе реновации Москвы. На практике полученные результаты можно было бы применить при реализации проектов, которые будут находиться в среде застройки сталинского периода, при проведении реставрационных работ, работ по реконструкции и приспособлению, капитальных ремонтных работ.
  • zooming
    1 / 4
    «Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    2 / 4
    «Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    3 / 4
    «Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ИАиД ЯГТУ
  • zooming
    4 / 4
    «Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ИАиД ЯГТУ

08 Сентября 2021

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.