ЯГТУ 2020: «Если бы горы могли говорить»

Выпускные работы кафедры Архитектуры Ярославского государственного технического университета: регенерация альплагерей Грузии и традиционной сванской деревни, Музей хрусталя, а также горное укрытие, созданное при помощи алгоритмического проектирования.

mainImg
«Зимним вечером, когда становится совсем тихо, воспоминания сами приходят ко мне. Вещи вызывают в памяти облик гор, с фотографий смотрят люди, покорившие их вершины. Как жаль, что я не писатель, и у меня нет слов, чтобы рассказать о красавице Ушбе. О людях: чью смелость, волю и мастерство, испытывает она каждый год».
1957 г. «Если бы горы могли говорить».

 
Они бы точно многое рассказали. Так начинался один из популярных в советское время фильмов про восхождение на Ушбу. C удивительной истории восхождения шестерки сванских альпинистов на неприступную Ушбу, истории дружбы и человеческой стойкости началось в прошлом году и наше со студентами небольшое исследование по изучению истории альпинизма; прошлого, культуры и архитектуры маленького горного народа – сванов.
Ущелье Цана, место бывшего альплагеря «Айлама», Нижняя Сванетия
© ЯГТУ
Участок холма для приютов на Корульди, Верхняя Сванетия
© ЯГТУ
Вид на озёра Корульди, Верхняя Сванетия
© ЯГТУ

Результатом стала серия дипломных проектов и одна большая и очень важная магистерская диссертация, посвященная переосмыслению территорий бывших альплагерей. Надо сказать, что с 1980-х годов этой темой в России никто не занимался. Работа над проектом научила нас прежде всего тому, что главный ресурс и достояние любого проекта – это люди. Без помощи, вдохновения и веры в нас многих людей в Грузии и России ничего бы не получилось.

За два года мы объездили всю Сванетию, верхнюю и нижнюю. Видели самые известные туристические маршруты и давно забытые людьми села. Прослушали и записали не один десяток историй о горах и людях. Поднимались в горы ради одной единственной фотографии. Заглядывали под каждый камень на участке и перечитывали вечерами сванские мифы. Словом, все это напоминало долгий, трудный, но счастливый поход. Подошел ли он к концу – вопрос. Запланированная выставка в Тбилиси перенеслась на неопределенный срок. Но обязательно будет что то новое.
Руины завода мышьяка в ущелье Цана, Нижняя Сванетия
© ЯГТУ
Бывший альплагерь « Местия» (турбаза «Ушба»), Верхняя Сванетия
© ЯГТУ
Вид на пос.Местию с территории альплагеря «Местия», Верхняя Сванетия
© ЯГТУ

Дипломные проекты этого года, в отличие от прошлогодних, не связаны общей темой, но объединены привязкой к одному месту – поселку Местиа. Выбранные студентами локации территориально находятся на разной высоте. Мы начинаем путь из центра Местии с реконструкции квартала в деревне Лехтаги, проходим вдоль быстрой и своенравной реки Местиачала к прячущейся в высокой траве новой деревне-району. Затем медленно начинаем свой пусть наверх, к горным приютам Корульди и Тетнульди и главной точке туристического маршрута – в сторону Ушбы, к уходящему в глубь хребта Музею хрусталя, экспозиция которого основана на серии сванских мифов о прекрасной богине Дали.

Счастливого путешествия и в добрый путь!

Кандидат архитектуры,
Наталья Хомутова.
Вид на г.Ушбу и хребет Лашджлар, Верхняя Сванетия
© ЯГТУ


Реконструкция традиционной сванской усадьбы / Евгения Кириллова
Объект проектирования располагается в историческом квартале, относящемся к Местийской общине, который состоит из 8 домов (два дома отделены дорогой), башни и фамильной церкви семьи Чартолани – Ламария (церковь Пресвятой Богородицы).

Поскольку 85% застройки находится в руинированном состоянии, новые здания было решено возводить в границах старых фундаментов. Таким образом предполагается восстановить целостность исторического квартала, а саму архитектуру сделать максимально нейтральной, деликатно включая в нее элементы традиционных сванских домов, и не лишая место его уникальности. Что касается традиционной функции этих домов, то ее сохранение не представляется возможным: во всех зданиях была сделана новая функция, основанная на совмещении гостевой и жилой. Таким образом формируется современный туристический квартал в новых «старых» стенах.

В ходе работы над проектом я из первых рук знакомилась с традициями и бытом местного населения. Сваны – открытые люди со строгими правилами жизни. Живущие в горах и оторванные от цивилизации, они отличаются простодушием и с радостью принимают любого, кто приходит с добрыми намерениями.
  • zooming
    1 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    7 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ

Эко-деревня в Сванетии / Светлана Зюбина 
Главная идея концепции – познакомить туристов с живописными пейзажами и культурой Местии, формируя симбиоз жилой деревни и гостевой функции. Особенность этого проекта – минимальное изменение ландшафта и сложившейся среды.

В качестве главных композиционных осей я выбрала дороги, каждая из которых оканчивается функциональным ядром. За счет этого создается планировочный каркас. Функциональная программа комплекса включается в себя жилую, гостевую, клубную, торговую, оздоровительную и развлекательную функции.

Традиционно во всех поселениях Сванетии каждый род имел небольшую фамильную церковь, которая, как правило, служила центром общины. Этот образ взят за основу для центрального элемента моего проекта. Облик часовни на центральной площади поселка складывается из двух образов: внутреннего, представляющего собой традиционный силуэт сванских храмов, и внешнего – оболочки, которая повторяет силуэт родовых башен, являющихся визитной карточкой Сванетии. В сердце большой башни скрывается маленькая часовня.
  • zooming
    1 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    7 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    8 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ

Территория поселка разделена на участки, принадлежащие разным владельцам. На каждом из них размещается по два дома: двухэтажный хозяйский, предназначенный для постоянного проживания семей, и гостевой – он будет сдаваться в аренду. Благодаря такому решению хозяева смогут приобщить гостей к местной культуре и быту, собирать их за большим столом, угощать традиционными блюдами и рассказывать про свои обычаи. Около каждого дома предусмотрена площадка с камином-башней, которая отсылает нас к ключевой детали традиционного сванского поселения – родовой башне.

В образе каждого здания в деревне я старалась использовать традиционные детали сванской архитектуры: ставни, резьбу, орнаменты, выносные балконы. В грузинской традиции орнамент демонстрирует становление национального искусства и отражает поэтическое отношение к окружающему миру. Мне показалось особенно важным продемонстрировать это.

Горные приюты / Александра Ладыгина
Я работала над проектом универсального горного приюта для двух разных локаций: у озера Корульди и на месте базового лагеря на горе Тетнульди.

Концепция, разработанная на основе параметрического метода, позволяет в сжатые сроки создавать объем приюта в любой точке и на любой высоте, используя местный материал (лиственницу) в совокупности с обшивкой из кортеновской стали, устойчивой к атмосферным осадкам и сложным погодным условиям.

На абрис в проекции xy влияет движение лавинных масс по рельефу: чем больше лавинная опасность, тем меньше угол наклона граней приюта. Алгоритм анализирует рельеф и высоту снежного покрова и принимает решение о необходимости опор.

Форма приютов должна быть обтекаемой: чем сильнее векторное поле, задающее ветровой поток, тем более сглажен объtм в месте первого соприкосновения с ним. Оптимальный наклон граней изменяется в зависимости от количества осадков на участке – это нужно, чтобы снег не накапливался на кровле приюта.

Алгоритм распределяет солнечные батареи и оконные проемы по кровле, исходя из траектории движения солнца. Пластика фасадов достигается за счет рам-углублений, обрамляющих окна и стальные фальш-панели на фасадах. Планировка приютов универсальна, однако корректируется в зависимости от потребностей конкретного участка.
  • zooming
    1 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ


Музей хрусталя / Виктория Константинова
Мой проект – музей-тоннель со станциями канатной дороги. Главный элемент планировочной структуры – проектируемое здание музея, основная часть которого утоплена в горный хребет, а консоли выходят на поверхность в сторону Корульди и Ушбы. Посетители не смогут увидеть весь объем здания сразу. Лишь по мере приближения к финалу экспозиции им будут открываться новые виды – как природные, так и архитектурные.

Концепция главного входа – изображение ледяных глыб, обрамляющих хребет. Консольные объемы и широкие солнечные террасы приглашают задержаться и ощутить нерушимую тишину ландшафта, открывая захватывающие виды. В ночное время стеклянная часть освещается и создает контр-образ, подчеркивающий силуэт здания и вместе с тем выполняющий роль маяка для альпинистов.

Поскольку большая часть здания находится внутри скалы, одной из главных задач проекта было создание впечатляющего облика внутреннего пространства. Музей хрусталя – мифологическая инсталляция, в основу сценария которой положен традиционный сванский миф об охотнике Беткиле и богине охоты Дали, живущей на Ушбе. Хрусталь – это средство и образ, объединяющий части выставочного пространства и миф в единое целое.
  • zooming
    1 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

«Вначале высоко в горах поднимается злой дух в черных провалах мрачных скал и обволакивает мглой и снежной круговертью вертеп ведьм на грозной Ушбе». Вместе с главным героем мы начинаем осмотр экспозиции, отправляясь высоко в горы. «Затем ледяной ветер, предвестник ненастья и темных сил, завоет, закружит и рванет вниз по ущельям и долинам, круша на своем пути каменные завалы вокруг горных озер…» А мы движемся дальше и попадаем в хрустальный лес. «Дали, богиня охоты, заприметила Беткиля, и, когда он поднялся на ледник, встретила его, заговорила с ним, и увлекла молодого охотника в свои чертоги…» Мы попадаем в библиотеку хрусталя, где в нишах огромных колонн лежат различные виды этой горной породы. Тут же можно присесть у источника и насладиться игрой света и тени на камнях.

Стараясь найти верный путь, посетитель попадает в ледяные лабиринты. Внутри стеклянных капсул скрываются мифологические предметы из хрусталя. Из ледников мы выходим к свету, льющемуся из окон дома с традиционным интерьером сванского жилища. На этом основная экспозиция заканчивается, но это не финальная точка нашего путешествия.
  • zooming
    1 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Широкое остекление пропускает естественный свет глубоко в помещение музея, притягивая посетителей через внутреннее пространство к панорамным окнам и смотровой террасе, откуда можно насладиться видом на загадочную Ушбу. Так заканчивается наше путешествие в горы. И только теперь посетители могут увидеть вторую часть музея.

Динамичный объем стремится к вершинам. В противовес входной группе он обшит темным металлом и создает совершенно противоположный образ. Отражения в панорамном остеклении частично растворяют его в окружающем ландшафте.

Музей должен занять не только особое место в функционировании поселка Местия, обеспечив связь между исторической частью и горными вершинами, но также стать визитной карточкой, принимающим объектом, который будет производить первое – самое важное – впечатление на туриста.

Особенности регенерации альплагерей /
Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов 
Следствием распада СССР стала пауза в развитии межнационального спортивного движения и запустение спортивных и туристических баз. В числе пострадавших спортивных направлений оказался и альпинизм. Мы считаем, что регенерация территорий альплагерей позволит реализовать их туристический потенциал и внести неоценимый вклад в экономику регионов. Для составления типологии нами были проанализированы все самые известные альплагеря не территории бывшего постсоветского пространства.

Для апробации методики по регенерации территорий бывших альплагерей, нами были взяты три территории альплагерей в Сванетии: Зесхо, Айлама и Местия (турбаза Ушба). Перед тем, как приступить к работе по формированию туркомплекса нового типа, мы досконально изучили особенности территории, начав с определения ее текущего состояния. Отсутствие окружающей застройки позволяет сформировать новые композиционные оси. В контексте горной местности основой для них послужат особенности ландшафта.
  • zooming
    1 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

На основе полученных данных мы формируем не только градокомпозицию, но и функциональную программу территории. Мы выделили общие черты, которые присущи всем успешно работающим базам и комплексам. В первую очередь это многофункциональность и вариативность сценария, позволяющая удовлетворять потребности разных категорий посетителей.
  • zooming
    1 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Формирование генерального плана, как и в любом проекте, основываться на определенных композиционных осях и рациональном функциональном зонировании. При этом важную роль играет раскрытие видовых точек. Сформированная композиция генплана должна отражать местные традиции формирования поселений – это позволит воплотить genius loci (гений места – прим. авторов) и усилить атмосферу местной культуры.
  • zooming
    1 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Но основное отражение genius loci находит все-таки в формировании объемных решений комплекса. Строительство в горной местности – сложное и трудоемкое предприятие. Горные сооружения в мировой практике, как правило, ограничиваются 3-5 этажами. В подобных регионах природа выходит на первый план, а потому силуэт комплекса должен существовать в симбиозе с ней. Чтобы достичь желаемого, мы определили два основных визуальных образа, которые использовали при формировании объемов и визуального кода.

Во-первых, это образ гор, окружающих комплекс. Они задают основные характеристики зданиям – массивные плоскости стены и скатные крыши. Комбинируя здания разной высоты и уклоны кровли, необходимо создать сложный силуэт, который подчеркивает ломаную линию горизонта. Во-вторых, это образ архитектуры местных горных поселений.
  • zooming
    1 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Все этапы проектирования градокомпозиции и объёмных решений, которые мы перечислили в сокращении, взаимосвязаны и формируют комплексный подход. Мы верим, что его применение к регенерации территорий бывших альплагерей способно подарить им новую жизнь.

14 Августа 2020

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.