ЯГТУ 2020: «Если бы горы могли говорить»

Выпускные работы кафедры Архитектуры Ярославского государственного технического университета: регенерация альплагерей Грузии и традиционной сванской деревни, Музей хрусталя, а также горное укрытие, созданное при помощи алгоритмического проектирования.

mainImg
0
«Зимним вечером, когда становится совсем тихо, воспоминания сами приходят ко мне. Вещи вызывают в памяти облик гор, с фотографий смотрят люди, покорившие их вершины. Как жаль, что я не писатель, и у меня нет слов, чтобы рассказать о красавице Ушбе. О людях: чью смелость, волю и мастерство, испытывает она каждый год».
1957 г. «Если бы горы могли говорить».

 
Они бы точно многое рассказали. Так начинался один из популярных в советское время фильмов про восхождение на Ушбу. C удивительной истории восхождения шестерки сванских альпинистов на неприступную Ушбу, истории дружбы и человеческой стойкости началось в прошлом году и наше со студентами небольшое исследование по изучению истории альпинизма; прошлого, культуры и архитектуры маленького горного народа – сванов.
Ущелье Цана, место бывшего альплагеря «Айлама», Нижняя Сванетия
© ЯГТУ
Участок холма для приютов на Корульди, Верхняя Сванетия
© ЯГТУ
Вид на озёра Корульди, Верхняя Сванетия
© ЯГТУ

Результатом стала серия дипломных проектов и одна большая и очень важная магистерская диссертация, посвященная переосмыслению территорий бывших альплагерей. Надо сказать, что с 1980-х годов этой темой в России никто не занимался. Работа над проектом научила нас прежде всего тому, что главный ресурс и достояние любого проекта – это люди. Без помощи, вдохновения и веры в нас многих людей в Грузии и России ничего бы не получилось.

За два года мы объездили всю Сванетию, верхнюю и нижнюю. Видели самые известные туристические маршруты и давно забытые людьми села. Прослушали и записали не один десяток историй о горах и людях. Поднимались в горы ради одной единственной фотографии. Заглядывали под каждый камень на участке и перечитывали вечерами сванские мифы. Словом, все это напоминало долгий, трудный, но счастливый поход. Подошел ли он к концу – вопрос. Запланированная выставка в Тбилиси перенеслась на неопределенный срок. Но обязательно будет что то новое.
Руины завода мышьяка в ущелье Цана, Нижняя Сванетия
© ЯГТУ
Бывший альплагерь « Местия» (турбаза «Ушба»), Верхняя Сванетия
© ЯГТУ
Вид на пос.Местию с территории альплагеря «Местия», Верхняя Сванетия
© ЯГТУ

Дипломные проекты этого года, в отличие от прошлогодних, не связаны общей темой, но объединены привязкой к одному месту – поселку Местиа. Выбранные студентами локации территориально находятся на разной высоте. Мы начинаем путь из центра Местии с реконструкции квартала в деревне Лехтаги, проходим вдоль быстрой и своенравной реки Местиачала к прячущейся в высокой траве новой деревне-району. Затем медленно начинаем свой пусть наверх, к горным приютам Корульди и Тетнульди и главной точке туристического маршрута – в сторону Ушбы, к уходящему в глубь хребта Музею хрусталя, экспозиция которого основана на серии сванских мифов о прекрасной богине Дали.

Счастливого путешествия и в добрый путь!

Кандидат архитектуры,
Наталья Хомутова.
Вид на г.Ушбу и хребет Лашджлар, Верхняя Сванетия
© ЯГТУ


Реконструкция традиционной сванской усадьбы / Евгения Кириллова
Объект проектирования располагается в историческом квартале, относящемся к Местийской общине, который состоит из 8 домов (два дома отделены дорогой), башни и фамильной церкви семьи Чартолани – Ламария (церковь Пресвятой Богородицы).

Поскольку 85% застройки находится в руинированном состоянии, новые здания было решено возводить в границах старых фундаментов. Таким образом предполагается восстановить целостность исторического квартала, а саму архитектуру сделать максимально нейтральной, деликатно включая в нее элементы традиционных сванских домов, и не лишая место его уникальности. Что касается традиционной функции этих домов, то ее сохранение не представляется возможным: во всех зданиях была сделана новая функция, основанная на совмещении гостевой и жилой. Таким образом формируется современный туристический квартал в новых «старых» стенах.

В ходе работы над проектом я из первых рук знакомилась с традициями и бытом местного населения. Сваны – открытые люди со строгими правилами жизни. Живущие в горах и оторванные от цивилизации, они отличаются простодушием и с радостью принимают любого, кто приходит с добрыми намерениями.
  • zooming
    1 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    7 / 7
    Реконструкция традиционной сванской усадьбы. Автор работы: Кириллова Евгения, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ

Эко-деревня в Сванетии / Светлана Зюбина 
Главная идея концепции – познакомить туристов с живописными пейзажами и культурой Местии, формируя симбиоз жилой деревни и гостевой функции. Особенность этого проекта – минимальное изменение ландшафта и сложившейся среды.

В качестве главных композиционных осей я выбрала дороги, каждая из которых оканчивается функциональным ядром. За счет этого создается планировочный каркас. Функциональная программа комплекса включается в себя жилую, гостевую, клубную, торговую, оздоровительную и развлекательную функции.

Традиционно во всех поселениях Сванетии каждый род имел небольшую фамильную церковь, которая, как правило, служила центром общины. Этот образ взят за основу для центрального элемента моего проекта. Облик часовни на центральной площади поселка складывается из двух образов: внутреннего, представляющего собой традиционный силуэт сванских храмов, и внешнего – оболочки, которая повторяет силуэт родовых башен, являющихся визитной карточкой Сванетии. В сердце большой башни скрывается маленькая часовня.
  • zooming
    1 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    7 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ
  • zooming
    8 / 8
    Эко-деревня в Сванетии. Автор работы: Светлана Зюбина, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова
    © ЯГТУ

Территория поселка разделена на участки, принадлежащие разным владельцам. На каждом из них размещается по два дома: двухэтажный хозяйский, предназначенный для постоянного проживания семей, и гостевой – он будет сдаваться в аренду. Благодаря такому решению хозяева смогут приобщить гостей к местной культуре и быту, собирать их за большим столом, угощать традиционными блюдами и рассказывать про свои обычаи. Около каждого дома предусмотрена площадка с камином-башней, которая отсылает нас к ключевой детали традиционного сванского поселения – родовой башне.

В образе каждого здания в деревне я старалась использовать традиционные детали сванской архитектуры: ставни, резьбу, орнаменты, выносные балконы. В грузинской традиции орнамент демонстрирует становление национального искусства и отражает поэтическое отношение к окружающему миру. Мне показалось особенно важным продемонстрировать это.

Горные приюты / Александра Ладыгина
Я работала над проектом универсального горного приюта для двух разных локаций: у озера Корульди и на месте базового лагеря на горе Тетнульди.

Концепция, разработанная на основе параметрического метода, позволяет в сжатые сроки создавать объем приюта в любой точке и на любой высоте, используя местный материал (лиственницу) в совокупности с обшивкой из кортеновской стали, устойчивой к атмосферным осадкам и сложным погодным условиям.

На абрис в проекции xy влияет движение лавинных масс по рельефу: чем больше лавинная опасность, тем меньше угол наклона граней приюта. Алгоритм анализирует рельеф и высоту снежного покрова и принимает решение о необходимости опор.

Форма приютов должна быть обтекаемой: чем сильнее векторное поле, задающее ветровой поток, тем более сглажен объtм в месте первого соприкосновения с ним. Оптимальный наклон граней изменяется в зависимости от количества осадков на участке – это нужно, чтобы снег не накапливался на кровле приюта.

Алгоритм распределяет солнечные батареи и оконные проемы по кровле, исходя из траектории движения солнца. Пластика фасадов достигается за счет рам-углублений, обрамляющих окна и стальные фальш-панели на фасадах. Планировка приютов универсальна, однако корректируется в зависимости от потребностей конкретного участка.
  • zooming
    1 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Горные приюты. Автор работы: Ладыгина Александра, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ


Музей хрусталя / Виктория Константинова
Мой проект – музей-тоннель со станциями канатной дороги. Главный элемент планировочной структуры – проектируемое здание музея, основная часть которого утоплена в горный хребет, а консоли выходят на поверхность в сторону Корульди и Ушбы. Посетители не смогут увидеть весь объем здания сразу. Лишь по мере приближения к финалу экспозиции им будут открываться новые виды – как природные, так и архитектурные.

Концепция главного входа – изображение ледяных глыб, обрамляющих хребет. Консольные объемы и широкие солнечные террасы приглашают задержаться и ощутить нерушимую тишину ландшафта, открывая захватывающие виды. В ночное время стеклянная часть освещается и создает контр-образ, подчеркивающий силуэт здания и вместе с тем выполняющий роль маяка для альпинистов.

Поскольку большая часть здания находится внутри скалы, одной из главных задач проекта было создание впечатляющего облика внутреннего пространства. Музей хрусталя – мифологическая инсталляция, в основу сценария которой положен традиционный сванский миф об охотнике Беткиле и богине охоты Дали, живущей на Ушбе. Хрусталь – это средство и образ, объединяющий части выставочного пространства и миф в единое целое.
  • zooming
    1 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

«Вначале высоко в горах поднимается злой дух в черных провалах мрачных скал и обволакивает мглой и снежной круговертью вертеп ведьм на грозной Ушбе». Вместе с главным героем мы начинаем осмотр экспозиции, отправляясь высоко в горы. «Затем ледяной ветер, предвестник ненастья и темных сил, завоет, закружит и рванет вниз по ущельям и долинам, круша на своем пути каменные завалы вокруг горных озер…» А мы движемся дальше и попадаем в хрустальный лес. «Дали, богиня охоты, заприметила Беткиля, и, когда он поднялся на ледник, встретила его, заговорила с ним, и увлекла молодого охотника в свои чертоги…» Мы попадаем в библиотеку хрусталя, где в нишах огромных колонн лежат различные виды этой горной породы. Тут же можно присесть у источника и насладиться игрой света и тени на камнях.

Стараясь найти верный путь, посетитель попадает в ледяные лабиринты. Внутри стеклянных капсул скрываются мифологические предметы из хрусталя. Из ледников мы выходим к свету, льющемуся из окон дома с традиционным интерьером сванского жилища. На этом основная экспозиция заканчивается, но это не финальная точка нашего путешествия.
  • zooming
    1 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 4
    Музей хрусталя. Автор работы: Виктория Константинова, бакалавр. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Широкое остекление пропускает естественный свет глубоко в помещение музея, притягивая посетителей через внутреннее пространство к панорамным окнам и смотровой террасе, откуда можно насладиться видом на загадочную Ушбу. Так заканчивается наше путешествие в горы. И только теперь посетители могут увидеть вторую часть музея.

Динамичный объем стремится к вершинам. В противовес входной группе он обшит темным металлом и создает совершенно противоположный образ. Отражения в панорамном остеклении частично растворяют его в окружающем ландшафте.

Музей должен занять не только особое место в функционировании поселка Местия, обеспечив связь между исторической частью и горными вершинами, но также стать визитной карточкой, принимающим объектом, который будет производить первое – самое важное – впечатление на туриста.

Особенности регенерации альплагерей /
Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов 
Следствием распада СССР стала пауза в развитии межнационального спортивного движения и запустение спортивных и туристических баз. В числе пострадавших спортивных направлений оказался и альпинизм. Мы считаем, что регенерация территорий альплагерей позволит реализовать их туристический потенциал и внести неоценимый вклад в экономику регионов. Для составления типологии нами были проанализированы все самые известные альплагеря не территории бывшего постсоветского пространства.

Для апробации методики по регенерации территорий бывших альплагерей, нами были взяты три территории альплагерей в Сванетии: Зесхо, Айлама и Местия (турбаза Ушба). Перед тем, как приступить к работе по формированию туркомплекса нового типа, мы досконально изучили особенности территории, начав с определения ее текущего состояния. Отсутствие окружающей застройки позволяет сформировать новые композиционные оси. В контексте горной местности основой для них послужат особенности ландшафта.
  • zooming
    1 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

На основе полученных данных мы формируем не только градокомпозицию, но и функциональную программу территории. Мы выделили общие черты, которые присущи всем успешно работающим базам и комплексам. В первую очередь это многофункциональность и вариативность сценария, позволяющая удовлетворять потребности разных категорий посетителей.
  • zooming
    1 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Сванетия. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Формирование генерального плана, как и в любом проекте, основываться на определенных композиционных осях и рациональном функциональном зонировании. При этом важную роль играет раскрытие видовых точек. Сформированная композиция генплана должна отражать местные традиции формирования поселений – это позволит воплотить genius loci (гений места – прим. авторов) и усилить атмосферу местной культуры.
  • zooming
    1 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 5
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Айлама. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Но основное отражение genius loci находит все-таки в формировании объемных решений комплекса. Строительство в горной местности – сложное и трудоемкое предприятие. Горные сооружения в мировой практике, как правило, ограничиваются 3-5 этажами. В подобных регионах природа выходит на первый план, а потому силуэт комплекса должен существовать в симбиозе с ней. Чтобы достичь желаемого, мы определили два основных визуальных образа, которые использовали при формировании объемов и визуального кода.

Во-первых, это образ гор, окружающих комплекс. Они задают основные характеристики зданиям – массивные плоскости стены и скатные крыши. Комбинируя здания разной высоты и уклоны кровли, необходимо создать сложный силуэт, который подчеркивает ломаную линию горизонта. Во-вторых, это образ архитектуры местных горных поселений.
  • zooming
    1 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    2 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    3 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    4 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    5 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ
  • zooming
    6 / 6
    Особенности регенерации альплагерей. Лагерь Зесхо. Магистерская диссертация. Авторы работы: Марина Баталова, Анна Булатова, Никита Смирнов. Руководитель: Наталья Хомутова.
    © ЯГТУ

Все этапы проектирования градокомпозиции и объёмных решений, которые мы перечислили в сокращении, взаимосвязаны и формируют комплексный подход. Мы верим, что его применение к регенерации территорий бывших альплагерей способно подарить им новую жизнь.

14 Августа 2020

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.