МАРШ: Уместность II

Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».

mainImg

Может ли современный малый город в России стать субъектом – получить свой голос, начать принимать решения и быть уникальным, несмотря на индустриальный и социалистический опыт подчинения? И насколько уместна фигура архитектора в малом городе – его система представлений, инструменты и методы?

Студенты отвечали на эти вопросы в течение года, разрабатывая средовые проекты реконструкции в рамках мастер-планов исторических центров для трех малых городов – Зарайска, Камышина и Бирска.

Работа студии опиралась на «спонтанный ордер» – авторский метод преподавателей, основанный на принципе запланированного конфликта как импульса «естественной формы», то есть гармонии, ориентированной на незавершенный и несовершенный результат. Каждый студент создал в своем проекте собственный ордер – то есть авторский набор принципов и приемов, реагирующих на выявленные проблемы.  

Преподаватели:
Евгения Репина, Сергей Малахов

Студенты:
Александра Артебякина, Ибрагимова Эльвина, Ольга Червоненко, Алиса Антошина, Дарья Хлебникова, Анастасия Стрикалова, Алина Лачихина Алексей Глебов, Александра Орлова

cic = 1

Евгения Репина и Сергей Малахов

Стоит упомянуть следующие сюжеты состоявшейся студии.

1. Работа предполагала два этапа: коллективную и индивидуальную. Общий сценарий проекта основывался на реальной проблематике, связанной с выживанием и развитием трех небольших городов: Зарайска, Бирска и Камышина. Соответственно, были образованы три проектные команды, каждой из которых предстояло восстановить достоверную картографическую основу, провести анализ существующего положения, обозначить вызовы, ресурсы и, самое главное, – предложить концепцию развития (по сути – мастер-плана) и вариантов регенерации среды на базе креативной экономики. Именно эта коллективно проработанная часть проектов была максимально представлена на состоявшихся встречах с городскими интересантами.

На втором этапе каждый участник студии был озадачен выбором своего объекта внутри коллективно проработанных территорий (центральных туристических и культурных кластеров-триггеров развития). В общей иерархии принятой пространственной стратегии персональный выбор включал два масштаба объекта – квартал и типологический модуль: дом, подворье, общественный центр, образовательный комплекс.

2. Выбор темы проекта был обусловлен потребностью актуализации опыта студентов в сфере реальной практики, обращенной на назревающий тематический дискурс:
а) Убывание коренного населения «малых городов», несмотря на ценный культурный и природный ресурс.
б) Исход образованного и состоятельного городского контингента из мегаполисов. Особую актуальность выбранному сюжету придает возрастающий интерес к возможностям креативной экономики и стратегиям мастер-планирования.
в) Представить студентам возможность подойти к профессии как к способу профессионального соучастия архитектора и среды.
Мастер-план Бирска

Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко

Бирск – город в Башкортостане, расположенный на реке Белой (притоке Камы). Команда предложила стратегию развития города с опорой на три направления: рекреация, креативные индустрии и образование. Движущим элементом в этой стратегии выступает туризм. Все направления уже существуют в Бирске, а значит, интересны его жителям и имеют потенциал для инвестирования и развития.

Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
© Изображение предоставлено МАРШ

Проанализировав бирскую панораму – вид на город с реки – команда определила, что с берега город выглядит плотно застроенным. Но на самом деле это не так, а значит, городскую ткань можно деликатно уплотнять, добавляя в нее новые сценарии.
  • zooming
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ

Еще один важный компонент городской идентичности и символического капитала – бирские овраги: активная часть городского рельефа, которая подчеркивает связь реки, земли и обитателей города. По историческому Екатерининскому плану Бирска каждый квартал должен был иметь свой внутренний сад – мастер-план предлагает возродить концепцию бирского городского сада.   
Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
© Изображение предоставлено МАРШ
Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
© Изображение предоставлено МАРШ

В качестве пилотных проектов участники студии разработали несколько объектов внутри креативного туристического кластера: руину-бриколаж городской усадьбы, квартал «Мастерок», театральный квартал и квартал с оврагом как фрагмент постиндустриального города.
  • zooming
    1 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    2 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    3 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    4 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    5 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    6 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    7 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    8 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    9 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    10 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    11 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    12 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    13 / 13
    Мастер-план Бирска. Александра Артебякина, Алексей Глебов, Дарья Хлебникова, Ольга Червоненко
    © Изображение предоставлено МАРШ
Мастер-план Зарайска

Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова 

Зарайск – город в Московской области, расположенный на правом берегу реки Осётр (приток Оки). Чтобы сохранить и усилить дух города – его историческое наследие, природные ландшафты и активное сообщество – команда предложила концепцию города резиденций: интеграционную модель, объединяющую эти компоненты в единую устойчивую среду.

Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
© Изображение предоставлено МАРШ

Резиденции – искусство, фермерство, рекреация, здоровье, история, ремесла – работают как точки притяжения и площадки для совместной жизни, работы и исследований. Они создают баланс между интересами местных жителей и временных резидентов: поток туристов превращается в ресурс для локального развития – экономического и пространственного.
Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
© Изображение предоставлено МАРШ

Концепция концентрирует усилия вдоль оси улицы Первомайская – от Зарайского кремля к источнику «Белый колодец». Эта транзитная улица трансформируется в активное общественное пространство: «продуваемую», насыщенную событиями «городскую гостиную». Пустующие и руинированные здания вдоль Первомайской адаптируются под резиденции искусств, ремесел, локальных продуктов и здоровья, формируя цепочку общественных пространств разного масштаба.
Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
© Изображение предоставлено МАРШ

Стратегия опирается на сильные стороны города и предлагает новые связи между его историческими и современными зданиями и пространствами: она предполагает бережное восстановление и переосмысление наследия, а также новые интервенции, которые сохраняют масштаб и материальность Зарайска и помогают интегрировать город в современную систему занятости, культуры и туризма.  
  • zooming
    1 / 6
    Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    2 / 6
    Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    3 / 6
    Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    4 / 6
    Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    5 / 6
    Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    6 / 6
    Мастер-план Зарайска. Алиса Антошина, Анастасия Стрикалова
    © Изображение предоставлено МАРШ
Мастер-план Камышина

Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова

Камышин – город на правом берегу Волги между Саратовым и Волгоградом. Команда предлагает вернуть Камышину его базовое состояние – «городскую обычность»: среду нормальной жизни и счастливого обитания, утраченную в связи с историческими травмами – депортацией поволжских немцев, затоплением прибрежной части города, снесением храмов, утратой части исторической застройки и места основания города: острова на стрелке рек Камышинки и Волги. Эти утраты привели к обычной проблеме многих малых городов – разрушению привычного городского уклада и утере настоящего быта.

  • zooming
    1 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    2 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    3 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    4 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    5 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    6 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    7 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    8 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    9 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    10 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    11 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ
  • zooming
    12 / 12
    Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
    © Изображение предоставлено МАРШ

В основе мастер-плана лежит концепция города-дома – гостеприимной и интуитивной среды для повседневной жизни в камышинской обычности, а не в купеческом бренде, который сейчас так стараются развить многие малые города.  Провинциальность Камышина – альтернатива мегаполису, утратившему структуру и коды пространства, соседские контакты, небольшой масштаб городской среды.
Камышин. Эльвина Ибрагимова, Алина Агошкова, Алина Лачихина, Александра Орлова
© Изображение предоставлено МАРШ

Первый шаг – создание культурно-туристического кластера на пилотном участке в историческом центре. Это узловая точка старой торговой оси и выход к набережной Волги, расположенный близко к утраченной стрелке с мысом – к исходной точке формирования города. Здесь пересекаются слои застройки разных эпох: купеческие здания XIX века, советская панельная среда и современные фрагменты. Новые архитектурные интервенции – бутик-отель, фудкорт, небольшой культурный центр – формируют двор, который жители города могут самостоятельно осваивать.

24 Сентября 2025

Похожие статьи
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Технологии и материалы
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки жилого комплекса «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод не просто поставил клинкер, а разработал специализированную линейку продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.