По волнам памяти

Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.

mainImg
Ева Калашникова под кураторством Дмитрия Быкова представила проект реновации пермского Хлебозавода № 1 и превращения его в культурное пространство. Завод, расположенный в центре города и признанный региональным памятником архитектуры, сейчас находится в плачевном состоянии. Концепция восстановления и адаптации вдохновлена сказками Павла Бажова и уральскими самоцветами: она соединяет индустриальную эстетику со сказочными образами. Проект предусматривает сохранение исторических объемов и создание зон для выставок, мастерских и свободного общения.

Работа стала финалистом конкурса «Выбор DAFES. Май 2025» – инициативы, поддерживающей творческие проекты студентов и молодых специалистов в области дизайна, искусства, моды, образования и стартапов.
  • zooming
    1 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    2 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    3 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    4 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    5 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова

Работа Химены Флорес «Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы» посвящена созданию комфортной, доступной и функциональной среды в учебных учреждениях. Правильно подобранные мебель и освещение, контрастные акценты, безопасные покрытия и безбарьерные маршруты делают школу не только удобнее, но и по-настоящему человечной.
  • zooming
    1 / 3
    Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы
    © Химена Флорес
  • zooming
    2 / 3
    Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы
    © Химена Флорес
  • zooming
    3 / 3
    Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы
    © Химена Флорес

Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске разработан Ольгой Ишимовой под руководством Дмитрия Быкова. Здание было построено в 1970 году в самом центре города и тогда считалось крупнейшим кинотеатром области. Однако за последние 25 лет оно постепенно пришло в упадок. Цель реновации – по возможности восстановить его первоначальный модернистский облик и адаптировать под новые формы досуга.

В центральном атриуме, освобожденном от глухих перегородок, появятся многоярусные висячие площадки-антресоли со стеклянными стенками, внутри найдется место для ресторанов и кафе, на крыше устроят летний амфитеатр.
  • zooming
    1 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    2 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    3 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    4 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    5 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова

Проект Кристины Литвиненко под руководством Дмитрия Быкова – финалист конкурса «Выбор DAFES. Май 2024». Он посвящен реновации Второй плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода. Предлагается превратить ее в многофункциональный креативный кластер. Комплекс будет выполнять музейные и образовательные функции и включать залы для выставок, кинотеатр, музей «Мир камня», библиотеку-коворкинг.

Согласно проекту, часть построек, не имеющих исторической ценности, будет снесена. К фабрике пристроят продольную галерею, а получившееся пространство перекроют двускатной крышей на металлических фермах. Чтобы насытить интерьеры светом, крышу над центральным нефом застеклят.

Форма павильона-кассы вдохновлена плавильными печами – знаковыми сооружениями для Барнаула, изображенными на гербах города и Алтайского края. 
  • zooming
    1 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    2 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    3 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    4 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    5 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко

Проект Вероники Михайловой под руководством Андрея Асса «Реновация Березуйского оврага в Калуге» выделяется масштабом и глубиной проработки. Березуйский овраг – исторический и природный памятник, с XVI века служивший естественной границей городской крепости. Здесь сохранились уникальные объекты: 600-летний дуб и родник Здоровец, издавна считавшийся целебным. Архитектурная доминанта территории – Каменный мост-виадук XVIII века, построенный по проекту Петра Никитина и признанный одним из красивейших и старейших среди аналогичных сооружений в России.

Сегодня овраг площадью 16 гектаров в центре Калуги воспринимается скорее как барьер, разделяющий районы. В проекте же он представлен как связующее звено. Основная идея – создание линейного разноуровневого парка, объединяющего город в двух направлениях: поперёк – соединяя правый и левый склоны, и вдоль – связывая верхнюю и нижнюю части оврага.

У парка несколько функций: это пространство для прогулок, отдыха, игр, культурных и образовательных инициатив. Важная часть проекта  восстановление исторических и строительство новых павильонов – Ротонды, Обсерватории, Библиотеки, Будки и Спутника, Шалаша, а также городских бань. Особое внимание уделено реставрации 160-метрового Каменного моста, который становится подлинной достопримечательностью города.
  • zooming
    1 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    2 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    3 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    4 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    5 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    6 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова

Еще один сложный и изящный проект – реконструкция редюита «Астрономического бастиона» (1812) в Калининграде, выполненная Екатериной Капинос под руководством Андрея Асса. Редюит бастиона – это внутреннее укрепление, предназначенное для последней обороны в случае прорыва противника. Калининград богат фортификационными сооружениями: многие из них после войны оказались в запустении, часть была разрушена, но сохранившиеся строения представляют значительную историко-культурную ценность.

Проект предполагает работу с «памятью места» – сохранение атмосферы и исторического духа. Основной формальный прием – контраст, столкновение старого и нового.

Вокруг редюита планируется создание общественных пространств, объединенных в единый ансамбль системой мостов-переходов. Первым элементом станет «Стеклобанка» – трехэтажное цилиндрическое здание с витражным фасадом. На первом этаже в нем разместятся кафе, торговые площади, гардероб и мини-кинотеатр, на втором – выставочные пространства, на третьем – библиотека и коворкинг.

Второй объект – «Бетобанка», четырехэтажное здание с глухим фасадом и остекленным внутренним двором. Здесь на первом этаже предполагается крытый рынок, выше – коммерческие помещения, а верхний этаж займут офисы и рабочие пространства.

Третий павильон – культурно-универсальное пространство (КУП), кубообразное здание на месте разрушенной Кенигсбергской обсерватории. На первом этаже расположится историческая экспозиция, на втором – фойе, а на третьем – современная обсерватория с панорамным обзором.

Все павильоны соединяются системой разноуровневых мостов и переходов, построенных из дерева и металла. Ансамбль дополнит променад по крепостной стене.

  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    2 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    3 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    4 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    5 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    6 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос

Проект «Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище» авторства Полины Луговой под кураторством Андрея Пунина и Екатерины Горюновой – мемориал в честь затопленного города-призрака в Ярославской области. Молога, основанная ещё в XII веке, была переселена и уничтожена при строительстве Рыбинской ГЭС. Ежегодно 14 апреля отмечается день ее памяти.

Проект включает две части. Первая – арт-инсталляции прямо на озере: маршрут длиной 2,5 км соединяет силуэты главных архитектурных доминант – Крестовоздвиженской церкви, Пожарного депо с каланчой, Богоявленского и Воскресенского соборов, электротеатра «Иллюзион» и Церкви Вознесения. Легкие конструкции из стальной сетки создают эффект призрачного города, позволяя посетителям понять его масштаб.

Вторая часть – благоустройство прибрежной зоны в поселке Легково. Здесь появятся гостиничный комплекс и прогулочные маршруты. Мостки на водой будут оснащены саунд-модулями: во время прогулок можно будет услышать эмоциональные интервью бывших жителей Мологи и прочувствовать трагическую историю утраты родного дома.
  • zooming
    1 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    2 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    3 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    4 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    5 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    6 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    7 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    8 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая

Проект «Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари» Анастасии Филипенко под руководством кураторов Андрея Пунина и Екатерины Горюновой превращает небольшой остров в Ленинградской области в площадку для саунд-арта и культурного туризма.

Арт-парк задуман как круглогодичное пространство. Летом он становится сценой «живой музыки природы», где в хор складываются шелест листвы, плеск волн и пение птиц. Зимой звучат хруст снега, скрип льда и треск костров, у которых можно согреться. 

Центральный объект острова – Башня Ракосаари, улавливающая и усиливающая звуки природы и транслирующая их в подземный «колодец». В бывших военных погребах создаются звуковая студия, саунд-лаборатория для проведения воркшопов, а также «Место тишины» для медитации.

  • zooming
    1 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    2 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    3 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    4 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    5 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    6 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко

Проект GYUMRI ART SPACE Мариам Степанян под кураторством Андрея Пунина и Екатерины Горюновой посвящен созданию культурно-образовательного арт-пространства в историческом центре Гюмри в Армении на базе заброшенного здания XIX века.

В основе концепции – бережная реставрация исторических стен и добавление новых архитектурных объемов, отражающих современный характер проекта. Особое внимание уделено внутреннему двору, который становится площадкой для встреч и общения.

В GYUMRI ART SPACE разместятся мастерские, библиотека, лекторий, кинозал, кафе. Центр ориентирован на жителей города, студентов, художников и туристов.
  • zooming
    1 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    2 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    3 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    4 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    5 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    6 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян

Проект Валерии Богдан под руководством кураторов Андрея Пунина и Екатерины Горюновой – сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex» посвящен памяти заброшенного зернообрабатывающего комплекса (мехтока) в селе Подлубово, Башкортостан. Это место, некогда снабжавшее хлебом Симские заводы – одно из старейших металлургических предприятий Южного Урала, сегодня выглядит как постиндустриальная руина.

Перформанс задуман как театрализованный ритуал, где зрители одновременно являются исполнителями-актерами. Действие разворачивается на фоне полуразрушенного комплекса, превращенного в сценическую среду без привычной сцены. Сюжет строится на взаимодействии трех групп: «сквозняков» – фантомных колхозников, одержимых бесконечным трудом, «призраков» – балетной труппы, очевидно, символов творческой интеллигенции и «эгрегора» – хтонического демиурга, наблюдающего за ходом жизни.

Через танец, звуки ветра, гул железа и импровизацию участников возникает атмосфера языческого действа. Символика зерна, колосьев и обломков мехтока превращает пространство в памятник утраченной эпохе.
  • zooming
    1 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    2 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    3 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    4 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    5 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан

Проект Марии Панфиленок под кураторством Федора Опарина посвящен созданию этнофестиваля «Кучепалда» в Архангельской области, в одноименной деревне, почти исчезнувшей к XXI веку, хотя сто лет назад здесь жило около 600 человек. Село сформировалось вокруг озера, которое со временем обмелело и превратилось в круглую площадку. Концепция фестиваля основана на идее возрождения культурной памяти и коллективной идентичности через праздники, обряды и художественные практики.


Фестиваль проводится четыре раза в год, в даты, символизирующие смену сезонов. Его программа объединяет концерты народной и электронной музыки, театральные и танцевальные перформансы, мастер-классы, лекции, инсталляции и традиционные обрядовые действия. Для проведения мероприятий создается инфраструктура: реконструируются старые избы, возводятся новые павильоны, обустраиваются театральные площадки.

  • zooming
    1 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    2 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    3 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    4 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    5 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    6 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    7 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок

 

15 Сентября 2025

Похожие статьи
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.