По волнам памяти

Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.

mainImg
Ева Калашникова под кураторством Дмитрия Быкова представила проект реновации пермского Хлебозавода № 1 и превращения его в культурное пространство. Завод, расположенный в центре города и признанный региональным памятником архитектуры, сейчас находится в плачевном состоянии. Концепция восстановления и адаптации вдохновлена сказками Павла Бажова и уральскими самоцветами: она соединяет индустриальную эстетику со сказочными образами. Проект предусматривает сохранение исторических объемов и создание зон для выставок, мастерских и свободного общения.

Работа стала финалистом конкурса «Выбор DAFES. Май 2025» – инициативы, поддерживающей творческие проекты студентов и молодых специалистов в области дизайна, искусства, моды, образования и стартапов.
  • zooming
    1 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    2 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    3 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    4 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова
  • zooming
    5 / 5
    Реновации пермского Хлебозавода № 1
    © Ева Калашникова

Работа Химены Флорес «Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы» посвящена созданию комфортной, доступной и функциональной среды в учебных учреждениях. Правильно подобранные мебель и освещение, контрастные акценты, безопасные покрытия и безбарьерные маршруты делают школу не только удобнее, но и по-настоящему человечной.
  • zooming
    1 / 3
    Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы
    © Химена Флорес
  • zooming
    2 / 3
    Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы
    © Химена Флорес
  • zooming
    3 / 3
    Адаптация школ для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы
    © Химена Флорес

Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске разработан Ольгой Ишимовой под руководством Дмитрия Быкова. Здание было построено в 1970 году в самом центре города и тогда считалось крупнейшим кинотеатром области. Однако за последние 25 лет оно постепенно пришло в упадок. Цель реновации – по возможности восстановить его первоначальный модернистский облик и адаптировать под новые формы досуга.

В центральном атриуме, освобожденном от глухих перегородок, появятся многоярусные висячие площадки-антресоли со стеклянными стенками, внутри найдется место для ресторанов и кафе, на крыше устроят летний амфитеатр.
  • zooming
    1 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    2 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    3 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    4 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова
  • zooming
    5 / 5
    Проект реновации кинотеатра им. Владимира Маяковского в Новосибирске
    © Ольга Ишимова

Проект Кристины Литвиненко под руководством Дмитрия Быкова – финалист конкурса «Выбор DAFES. Май 2024». Он посвящен реновации Второй плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода. Предлагается превратить ее в многофункциональный креативный кластер. Комплекс будет выполнять музейные и образовательные функции и включать залы для выставок, кинотеатр, музей «Мир камня», библиотеку-коворкинг.

Согласно проекту, часть построек, не имеющих исторической ценности, будет снесена. К фабрике пристроят продольную галерею, а получившееся пространство перекроют двускатной крышей на металлических фермах. Чтобы насытить интерьеры светом, крышу над центральным нефом застеклят.

Форма павильона-кассы вдохновлена плавильными печами – знаковыми сооружениями для Барнаула, изображенными на гербах города и Алтайского края. 
  • zooming
    1 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    2 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    3 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    4 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко
  • zooming
    5 / 5
    Реновация Сереброплавильного завода в городе Барнауле
    © Кристина Литвиненко

Проект Вероники Михайловой под руководством Андрея Асса «Реновация Березуйского оврага в Калуге» выделяется масштабом и глубиной проработки. Березуйский овраг – исторический и природный памятник, с XVI века служивший естественной границей городской крепости. Здесь сохранились уникальные объекты: 600-летний дуб и родник Здоровец, издавна считавшийся целебным. Архитектурная доминанта территории – Каменный мост-виадук XVIII века, построенный по проекту Петра Никитина и признанный одним из красивейших и старейших среди аналогичных сооружений в России.

Сегодня овраг площадью 16 гектаров в центре Калуги воспринимается скорее как барьер, разделяющий районы. В проекте же он представлен как связующее звено. Основная идея – создание линейного разноуровневого парка, объединяющего город в двух направлениях: поперёк – соединяя правый и левый склоны, и вдоль – связывая верхнюю и нижнюю части оврага.

У парка несколько функций: это пространство для прогулок, отдыха, игр, культурных и образовательных инициатив. Важная часть проекта  восстановление исторических и строительство новых павильонов – Ротонды, Обсерватории, Библиотеки, Будки и Спутника, Шалаша, а также городских бань. Особое внимание уделено реставрации 160-метрового Каменного моста, который становится подлинной достопримечательностью города.
  • zooming
    1 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    2 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    3 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    4 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    5 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова
  • zooming
    6 / 6
    Реновация Березуйского оврага в Калуге
    © Вероника Михайлова

Еще один сложный и изящный проект – реконструкция редюита «Астрономического бастиона» (1812) в Калининграде, выполненная Екатериной Капинос под руководством Андрея Асса. Редюит бастиона – это внутреннее укрепление, предназначенное для последней обороны в случае прорыва противника. Калининград богат фортификационными сооружениями: многие из них после войны оказались в запустении, часть была разрушена, но сохранившиеся строения представляют значительную историко-культурную ценность.

Проект предполагает работу с «памятью места» – сохранение атмосферы и исторического духа. Основной формальный прием – контраст, столкновение старого и нового.

Вокруг редюита планируется создание общественных пространств, объединенных в единый ансамбль системой мостов-переходов. Первым элементом станет «Стеклобанка» – трехэтажное цилиндрическое здание с витражным фасадом. На первом этаже в нем разместятся кафе, торговые площади, гардероб и мини-кинотеатр, на втором – выставочные пространства, на третьем – библиотека и коворкинг.

Второй объект – «Бетобанка», четырехэтажное здание с глухим фасадом и остекленным внутренним двором. Здесь на первом этаже предполагается крытый рынок, выше – коммерческие помещения, а верхний этаж займут офисы и рабочие пространства.

Третий павильон – культурно-универсальное пространство (КУП), кубообразное здание на месте разрушенной Кенигсбергской обсерватории. На первом этаже расположится историческая экспозиция, на втором – фойе, а на третьем – современная обсерватория с панорамным обзором.

Все павильоны соединяются системой разноуровневых мостов и переходов, построенных из дерева и металла. Ансамбль дополнит променад по крепостной стене.

  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    2 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    3 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    4 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    5 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос
  • zooming
    6 / 6
    Реконструкция редюита бывшего бастиона с благоустройством территории
    © Екатерина Капинос

Проект «Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище» авторства Полины Луговой под кураторством Андрея Пунина и Екатерины Горюновой – мемориал в честь затопленного города-призрака в Ярославской области. Молога, основанная ещё в XII веке, была переселена и уничтожена при строительстве Рыбинской ГЭС. Ежегодно 14 апреля отмечается день ее памяти.

Проект включает две части. Первая – арт-инсталляции прямо на озере: маршрут длиной 2,5 км соединяет силуэты главных архитектурных доминант – Крестовоздвиженской церкви, Пожарного депо с каланчой, Богоявленского и Воскресенского соборов, электротеатра «Иллюзион» и Церкви Вознесения. Легкие конструкции из стальной сетки создают эффект призрачного города, позволяя посетителям понять его масштаб.

Вторая часть – благоустройство прибрежной зоны в поселке Легково. Здесь появятся гостиничный комплекс и прогулочные маршруты. Мостки на водой будут оснащены саунд-модулями: во время прогулок можно будет услышать эмоциональные интервью бывших жителей Мологи и прочувствовать трагическую историю утраты родного дома.
  • zooming
    1 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    2 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    3 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    4 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    5 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    6 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    7 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая
  • zooming
    8 / 8
    Территория памяти города Молога на Рыбинском водохранилище
    © Полина Луговая

Проект «Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари» Анастасии Филипенко под руководством кураторов Андрея Пунина и Екатерины Горюновой превращает небольшой остров в Ленинградской области в площадку для саунд-арта и культурного туризма.

Арт-парк задуман как круглогодичное пространство. Летом он становится сценой «живой музыки природы», где в хор складываются шелест листвы, плеск волн и пение птиц. Зимой звучат хруст снега, скрип льда и треск костров, у которых можно согреться. 

Центральный объект острова – Башня Ракосаари, улавливающая и усиливающая звуки природы и транслирующая их в подземный «колодец». В бывших военных погребах создаются звуковая студия, саунд-лаборатория для проведения воркшопов, а также «Место тишины» для медитации.

  • zooming
    1 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    2 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    3 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    4 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    5 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко
  • zooming
    6 / 6
    Аудиальный арт-парк на острове Ракосаари
    © Анастасия Филипенко

Проект GYUMRI ART SPACE Мариам Степанян под кураторством Андрея Пунина и Екатерины Горюновой посвящен созданию культурно-образовательного арт-пространства в историческом центре Гюмри в Армении на базе заброшенного здания XIX века.

В основе концепции – бережная реставрация исторических стен и добавление новых архитектурных объемов, отражающих современный характер проекта. Особое внимание уделено внутреннему двору, который становится площадкой для встреч и общения.

В GYUMRI ART SPACE разместятся мастерские, библиотека, лекторий, кинозал, кафе. Центр ориентирован на жителей города, студентов, художников и туристов.
  • zooming
    1 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    2 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    3 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    4 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    5 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян
  • zooming
    6 / 6
    GYUMRI ART SPACE
    © Мариам Степанян

Проект Валерии Богдан под руководством кураторов Андрея Пунина и Екатерины Горюновой – сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex» посвящен памяти заброшенного зернообрабатывающего комплекса (мехтока) в селе Подлубово, Башкортостан. Это место, некогда снабжавшее хлебом Симские заводы – одно из старейших металлургических предприятий Южного Урала, сегодня выглядит как постиндустриальная руина.

Перформанс задуман как театрализованный ритуал, где зрители одновременно являются исполнителями-актерами. Действие разворачивается на фоне полуразрушенного комплекса, превращенного в сценическую среду без привычной сцены. Сюжет строится на взаимодействии трех групп: «сквозняков» – фантомных колхозников, одержимых бесконечным трудом, «призраков» – балетной труппы, очевидно, символов творческой интеллигенции и «эгрегора» – хтонического демиурга, наблюдающего за ходом жизни.

Через танец, звуки ветра, гул железа и импровизацию участников возникает атмосфера языческого действа. Символика зерна, колосьев и обломков мехтока превращает пространство в памятник утраченной эпохе.
  • zooming
    1 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    2 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    3 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    4 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан
  • zooming
    5 / 5
    сайт-специфический перформанс «мехток. ex grex»
    © Валерия Богдан

Проект Марии Панфиленок под кураторством Федора Опарина посвящен созданию этнофестиваля «Кучепалда» в Архангельской области, в одноименной деревне, почти исчезнувшей к XXI веку, хотя сто лет назад здесь жило около 600 человек. Село сформировалось вокруг озера, которое со временем обмелело и превратилось в круглую площадку. Концепция фестиваля основана на идее возрождения культурной памяти и коллективной идентичности через праздники, обряды и художественные практики.


Фестиваль проводится четыре раза в год, в даты, символизирующие смену сезонов. Его программа объединяет концерты народной и электронной музыки, театральные и танцевальные перформансы, мастер-классы, лекции, инсталляции и традиционные обрядовые действия. Для проведения мероприятий создается инфраструктура: реконструируются старые избы, возводятся новые павильоны, обустраиваются театральные площадки.

  • zooming
    1 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    2 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    3 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    4 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    5 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    6 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок
  • zooming
    7 / 7
    Кучепалда. Этнофестиваль в Архангельской области
    Мария Панфиленок

 

15 Сентября 2025

Похожие статьи
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.