Оскар Раульевич Мамлеев, кандидат архитектуры, профессор и заведующий кафедрой промышленных сооружений МАРХИ
«Направление «Музей» было общим, но выбор конкретного сюжета и места оставался за студентами. Руководители лишь задали вектор, вдохновляясь радикальными концепциями бумажной архитектуры, где идея первична. Ключевая методология заключалась в том, чтобы научить студентов выбирать темы, находящие у них личный, глубокий отклик, то, что по-настоящему болит. Только так может родиться искренний проект».
В группе обучалось одиннадцать студентов. Для презентации были выбраны три проекта, которые, по мнению руководителей, не просто эффектны, но и прожиты авторами: студенты горели идеями, вели за них споры и пронесли свой замысел до конца.
Алина Родионова. «Калязинский мираж»
Музей посвящен памяти города Калязина, затопленного после создания Угличского водохранилища в середине XX века. Единственным напоминанием о городе-призраке осталась колокольня Никольского собора, ставшая символом утраты и источником вдохновения.Музей расположен у подножия колокольни. Здание представляет собой стеклянный цилиндр, погруженный под воду. Путь посетителя начинается на поверхности и продолжается по спиральному маршруту вниз, вглубь, туда, где когда-то находились улицы и дома. На протяжении маршрута открываются информационные стенды, архивные материалы и экспозиции о городе и его жителях. В нижней точке располагается кафе с панорамными видами на подводное пространство, где реальность соединяется с воображаемым.
По ночам на воде разыгрывается световое шоу: очертания затонувших улиц проступают миражом, позволяя ощутить присутствие ушедшего. Архитектура становится медиумом памяти – проводником между временем, пространством и человеком.
Марина Супранкова. «Мурманск: утопия на краю земли»
Этот архитектурный манифест – исследование хрупкости человеческих устремлений перед лицом вечной природы.Проект создан как выставочный павильон для московского ВДНХ. Его ключевая идея – контраст: парадная, упорядоченная среда главной выставки страны становится площадкой для рассказа о далеком заполярном городе, чья история полна противоречий между грандиозными замыслами и суровой действительностью. Задача проекта – не просто рассказать, а позволить зрителю через иммерсивное пространство эмоционально пережить драму места.
Здание музея – метафора пути Мурманска: посетитель начинает путь на минус первом этаже, погружаясь в «затопленную» утопию прошлого. Поднявшись на уровень земли, он оказывается среди «хаоса и развалин» нереализованных идей. Кульминация пути – бетонная рампа, ведущая к светящейся сфере на втором ярусе. Войдя внутрь, человек оказывается в тихом «святилище», где на внутреннюю поверхность купола проецируется северное сияние – вечный символ красоты и надежды, олицетворяющий неугасимый дух места и его жителей.
Это провокация, приглашающая увидеть Мурманск иначе: не как город-призрак, а как место, где жизнь продолжается вопреки всему, освещенная вечным светом будущего.
Владислава Шумакова. «Путь. От рождения к вечности»
Как через архитектуру музея выразить понятие «жизнь»? Вдохновением проекта стала история места в республике Коми, где на заброшенном аэродроме произошла аварийная посадка самолета Ту-154Б-2. Благодаря смотрителю Сергею Сотникову, который по собственному желанию и своими силами в течение долгого времени поддерживал взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии, все 81 человек на борту выжили. Эта история чудесного спасения сформировала смысловую основу музея.Задача проекта – создать пространство, позволяющее посетителям эмоционально пережить все стадии жизненного пути, от рождения до перехода в вечность. С помощью архитектурных приемов – наклонных стен, колонн, лабиринтов, проемов или их отсутствия – формируются залы, отражающие этапы жизни.
Музей организован как последовательное прохождение символических пространств: от детства – с музыкальными мелодиями детских песен, через юность и зрелость – с рок-музыкой, до старости – с классической музыкой Брамса, Шопена и Дебюсси.
Принятые в проекте решения направлены на создание глубоко эмоционального и осмысленного пространства, призванного вызвать отклик и внутренние размышления о природе жизни и ее циклах.