06.09.2019
беседовала: Нина Фролова

Сергей Скуратов: «Клинкерная стена может заменить любую орнаментированную стену из эпохи классицизма»

Архитектор Сергей Скуратов, один из организаторов московского семинара Hagemeister, рассказал о фактурности клинкера, его способности восстанавливать утраченные исторические связи, задавать зданию главную или фоновую роль.

информация:

Сергей Скуратов
Сергей Скуратов
Фотография © АО «Фирма КИРИЛЛ»

– Вы часто используете клинкер в своих проектах. В чем заключается при этом «работа с материалом»?

– Во-первых, я работаю не только с клинкером, но и со множеством других материалов, но клинкер – это мой любимый материал, особенно в последние двадцать лет, и когда с клинкером работаешь, надо понимать, какие свойства этого материала ты привносишь в проект, как этот материал меняет твой проект, как он накладывает на него определенные обязательства. Что самое интересное в клинкере? Клинкер – это материал, который приносит в проект преемственность, традиции, долговечность, надежность, экологичность.
Этот материал, конечно, хорош тогда, когда есть в здании масса стены. Потому что если применять его только в качестве каких-то небольших элементов, когда там тонкие пилоны, то, конечно, он себя как бы не отработает.
Поэтому для меня клинкер это еще в каком-то смысле замена классических орнаментальных стен, потому что я не приемлю орнамент как таковой, как, собственно, Адольф Лоос в свое время написал, что орнамент – это преступление, а для меня клинкерная поверхность – это богатейшая поверхность с множеством фактур, элементов, выступов; он невозможно тактильно привлекательный и очень сложный, многообразный. Поэтому клинкерная стена может заменить любую орнаментированную стену из эпохи классицизма.





Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Фотография © Sergey Skuratov Architects. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Фотография © Sergey Skuratov Architects. Предоставлено компанией Hagemeister

– Как клинкер помогает создать полноценную городскую среду на месте бывших промзон?

Клинкер помогает, во-первых, реализовывать идею духа места, потому что промышленные территории – это, прежде всего, клинкер как раз XIX – начала XX века, хотя, в общем, это кирпич, но по своим свойствам он очень близок к клинкеру, он такой же прочный, такой же долговечный. Если вы когда-нибудь держали в руках кирпич, допустим, Валаамского монастыря 1895 года, вы понимаете, что этот кирпич переживет всех нас и еще несколько тысяч лет еще будет существовать.
Поэтому современный клинкер восстанавливает эти утерянные связи, он помогает создавать поверхности, близкие по своим ощущениям тем поверхностям и зданиям, которые существовали на месте промзон. Я вообще придерживаюсь такой точки зрения, что в промышленных зонах надо сохранить все то, что можно сохранить и восстановить, и реконструировать все то, что можно восстановить и реконструировать, и лишь аккуратно дополнить всю эту историю современными вкраплениями. Клинкер в зданиях, клинкер на благоустройстве позволяет выстраивать эти связи, наводить эти мосты и сшивать эту разорванную ткань.
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Фотография © Sergey Skuratov Architects. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Фотография © Sergey Skuratov Architects. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Фотография © Sergey Skuratov Architects. Предоставлено компанией Hagemeister

– Вы используете фасады из клинкера среди разнообразного архитектурного окружения – как нового, так и сложившегося: как вы оцениваете контекстуальность этого материала, восприятие человеком клинкера среди других зданий и их оштукатуренных, металлических, стеклянных поверхностей?

– Я хочу сказать, что не все делает материал. Не все взаимоотношения с окружающими зданиями подвластны материалу. Все-таки архитектура, надо признать, делается не только материалом. Она делается формой, размером, композицией, наличием стеклянных поверхностей и т.д. Конечно, это все работает вместе. Клинкер помогает выстраивать мосты или создавать яркие здания или фоновые, в зависимости от той задачи, которой ты наделяешь это здание, потому что, если по соседству есть какие-то исторические здания, сделанные из кирпича, и ты понимаешь, что в этом месте, условно говоря, кирпичный провал, то, конечно, здание из кирпича эту ситуацию сбалансирует и восстановит. Если вокруг множество бетонных, алюминиевых, оштукатуренных каменных зданий, и тебе надо добавить акцент в это место, то ты применяешь клинкер на фасадах или на благоустройстве и т.д.
Но если вокруг множество зданий из клинкерного кирпича, то, может, в этом месте и не надо делать такой дом, может, в этом месте надо что-то сделать из стекла или камня или меди. Поэтому, в общем, клинкер не панацея для решения всех вопросов. Он лишь инструмент для того, чтобы выстроить мостик между внешним контекстом и внутренним, твоей собственной работой, твоей мыслью души, твоего творческого поиска.
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Фотография © Sergey Skuratov Architects. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Жилой комплекс «Садовые кварталы»
Фотография © Sergey Skuratov Architects. Предоставлено компанией Hagemeister

– Вы очень внимательны к выбору сортировки клинкера, вы создавали вместе со специалистами Hagemeister собственные сортировки. Возможно, вы расскажете подробней, как происходит этот выбор для нового проекта, как вы видите этот будущий фасад?

– Выбор цвета: мы же все прекрасно знаем, что человеческий глаз реагирует на цвет очень эмоционально. Темные цвета вызывают одни чувства, светлые – другие, контрастные – третьи. Поэтому бывают разные сочетания цветов, разные цвета глобально «цвета кирпича». Это происходит как раз на основе того, что я сказал по поводу вашего предыдущего вопроса. Все-таки в первую очередь решается определенная эстетическая и художественная задача. Когда мы делаем очень большой дом, то, конечно, его размер, его давление, его воздействие на пространство каким-то образом надо немного нейтрализовать. Наверное, высокие дома не следует делать из темного кирпича, потому что они и так большие, и они могут влиять как масса скалы, масса кирпича, камня на человека.
Поэтому, наверное, лучше выбирать более светлые оттенки и тональности. Но, в любом случае, я всегда выбираю микст кирпича, микст камня для того, чтобы создать многообразие оттенков и сделать стену более привлекательной, более живой. Мы вот как раз снимаем сейчас интервью на фоне такой стены – вот, посмотрите, сколько в ней оттенков, сколько в ней фактур, хотя это в общем-то один и тот же кирпич на самом деле. Просто он настолько живой и настолько выразительный, что больше ничего и не нужно. А в тех случаях, когда мы позволяем себе некую вольность и делаем стены с выступающим кирпичом, очень внимательно относимся к толщине и цвету шва, его заглублению и так далее, это тоже серьезная работа с качеством поверхности и с ее воздействием на человеческий глаз. Это продолжение образа здания.
Если мы хотим здание сделать таким нежным, неагрессивным, очень скромным, то тогда, конечно, мы работаем с поверхностью как с листом бумаги, я имею в виду, что она ровная. А когда нам надо создать какой-то характер здания, то появляются выступы, появляются фрагменты сколотых кирпичей, стена начинает дышать, она начинает реагировать на окружающее пространство. Но это все жизнь. Это даже та жизнь, которая иногда даже не подвластна архитектору. В общем, все очень сложно, хотя, в общем, одновременно и просто.
беседовала: Нина Фролова

поставщики, технологии:


последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Реутт
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Андрей Гнездилов
  • Арсений Леонович
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Васильев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Александр Попов
  • Катерина Грень
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Марк Сафронов
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Вероника Дубовик
  • Александр Порошкин
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Никита Токарев
  • Сергей Чобан
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Тотан Кузембаев
  • Кристина Павлова
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Вера Бутко
  • Юрий Сафронов
  • Наталия Порошкина
  • Левон Айрапетов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Труханов
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Подгорнов
  • Станислав Белых
  • Сергей Орешкин
  • Игорь Шварцман
  • Олег Карлсон
  • Николай Миловидов
  • Иван Рубежанский
  • Александр Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Романов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Павел Андреев
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Рустам Керимов
  • Наталия Зайченко
  • Валерия Преображенская

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом с подземным гаражом на ул. Академика Павлова
  • Загородный дом
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи