Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и красивее, и прочнее, и дешевле

Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Технологии Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Дмитрий Самылин:
«
Наш кирпич длинного формата по качеству и характеристикам абсолютно точно выше датского и итальянского, а стоит меньше. Минимальная цена датского кирпича на заводе – 4,5 евро за штуку без НДС, доставки и таможни. Цена итальянского кирпича
 2,5 евро. Наш продукт стоит 135,98 рублей с учётом НДС и доставки до объекта заказчика».
 
Часть 1. Развитие кирпичного производства в России

Архи.ру:
Самый красивый в своей жизни кирпич я видела в Англии, из него сложены старые фермы. В 2006 году я поехала в Лондон, чтобы взять интервью у одного из лучших архитекторов современности Квинлана Терри. Он сам строит из очень изысканного клинкера. И о чем, Вы думаете, Терри меня спросил? Он спросил, есть ли в России красивые глины и хороший кирпич. Переадресую его вопрос вам. Есть?

Дмитрий Самылин, компания «Кирилл»:
Есть! Я как раз хотел бы поговорить о развитии кирпичного производства в России. Если с наличием разнообразных глин у нас дело обстоит довольно хорошо, то с разработкой недр и добычей сырья все несколько сложнее. Причина трудностей лежит в экономике. Во-первых, разведанных карьеров в России не так много; во-вторых, желающим заниматься этим надо получать разрешение на разработку, а недра у нас принадлежат государству. Многие инвесторы, даже имея качественное сырье для керамической промышленности, предпочитают продать участок под застройку, потому что в этом случае он окупится быстрее. Но даже если ты уже являешься собственником действующего карьера, работать с глинами не так-то просто. Приходится иметь дело как бы со «слоеным пирогом» с большим количеством начинок. Среди них может оказаться тонкий, шириной не более 10 см, слой дорогой белой глины. Аккуратно добыть ее, не отправив в отвал и не перемешав с другими сортами, очень сложно..

А нельзя наоборот смешать глины для живописности?

Нет, нельзя, потому что у каждой глины своя температура обжига. Вообще, кирпич – это набор из множества компонентов, которые перемешиваются на производстве. Процесс изготовления кирпича – это сложная технологическая цепочка, начиная с карьера и заканчивая производством. Производственник должен, как хороший повар, из разных компонентов собрать этот «куличик». Не все хотят этим заниматься.

Однако, несмотря на все сложности, фабрика «Донские зори» успешно работает, а здания, облицованные этим кирпичом, скажем, Рассвет LOFT *Studio группы DNK ag, собирают множество призов на международных архитектурных конкурсах…
  • zooming
    1 / 4
    Клубный комплекс РАССВЕТ LOFT*Studio, 3.34
    Фотография © DNK ag, Илья Иванов
  • zooming
    2 / 4
    Клубный комплекс РАССВЕТ LOFT*Studio, 3.34
    Фотография © DNK ag, Илья Иванов
  • zooming
    3 / 4
    Клубный комплекс РАССВЕТ LOFT*Studio, 3.34
    Фотография © DNK ag, Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Клубный комплекс РАССВЕТ LOFT*Studio, 3.34
    Фотография © DNK ag, Илья Иванов

Донские зори» это наша торговая марка. В прошлом году мы разработали для производственников техническое задание. Сейчас оно реализуется. Например, мы готовимся к запуску линию Wasserstrich. Это популярный на сегодня в Европе тренд. У него богатая цветовая палитра с живописными подтеками и своеобразной помятой фактурой. Wasserstrich можно произвести и в виде клинкера, и с обычными характеристиками. Мы приобрели оборудование для новой линии, но для ее запуска необходимы предварительные заказы. Думаю, у него хорошие перспективы. У нас все готово, мы ждем потребителя.

ЛК: Вижу в вашем шоу-руме состаренный кирпич с очень сложной фактурой. Давно хотела спросить: почему дореволюционный кирпич, который мы видим в руинах старых усадеб, радует глаз, а от советской эпохи остались здания из убогого силикатного кирпича или скучного желто-розового, из которого сделаны в том числе дома ЦК партии, считавшиеся элитными. Этот состаренный кирпич безумно дорогой?

Это обычный кирпич ручной формовки, который кладется в барабан, и у него отбиваются края и наносится цементное «молочко». Мы специально разработали этот кирпич для торговой линейки «Донские зори» и можем произвести его под заказ. Он как раз не сложен в производстве, а смотрится очень красиво. Каменщики, состаренный кирпич недолюбливают, потому что им трудно работать со швами, которые в данном случае обязательно должны быть широкими. Зато структурная поверхность дает необычайно богатую колористику в сравнении с обычным кирпичом.
Состаренный кирпич
© фирма «КИРИЛЛ»

Тем не менее, заказчики чаще всего предпочитают клинкер, а не ручную формовку, потому что у нас очень агрессивная среда в столице: большое количество пыли, копоти, смога. В клинкере пыль и грязь не интегрируются в поры кирпича, при ветрах и дождях пыль удаляется, клинкер самоочищается. В России, кроме завода «Донские зори», клинкером занимается пока лишь компания ЛСР.

Часть 2. Новые заводы и новые коллекции

В этом году на рынок выйдет новая продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода и завода «КЕРМА», с которыми вы тесно сотрудничаете. Чем интересна их продукция?

Кирово-Чепецкий кирпичный завод создает кирпич пестрых тонов, аналогичный европейскому, в частности, немецкому. Они работают с цветными песками и с ангобами. Ангоб – это пигмент, смешанный с глиной, из которого образуется покрытие, которое наносится на кирпич и декорирует его. Сначала кирпич формуется из глины, а потом эта же глина, смешанная с пигментом более интенсивного цвета (черного, серого коричневого, желтого, белого), наносится на кирпич тонким слоем. По работе с цветными песками хотелось бы отметить коллекцию, имитирующую продукцию немецкой фабрики Feldhaus klinker, – кирпич с рустицированной поверхностью.

Кирово-Чепецкий кирпичный завод активно использует технологию «флеш обжиг». Суть технологии заключается в постоянном регулировании количества подаваемого внутрь печи воздуха, за счет чего продукт может иметь разные оттенки, от темно красного (бордового) до абсолютно черного. Сам обжиг производится благодаря выделению кислорода из оксида железа, который находится в глине. По итогу получается кирпич со стеклянной поверхностью и уникальным оттенком. Смысл заключается в том, чтобы получить сложную игру цвета: желтый, серый, красный или коричневый кирпич со сложными переходами по цвету.

Плюс наша компания приобрела для завода фильеру – рамку для изготовления кирпича «удлиненного» формата размером 290 х 85 х 40. Это очень популярный формат, интересный архитекторам. В мае он появится в Москве и будет реализовываться под торговой маркой Rheinklinker.

Какие возможности дает архитектору кирпич КЕРМА? Правда ли, что палитра серии СOLOR ничем не ограничена?

Компания КЕРМА совместно с европейским институтом разработала гидрофобизирующее цветное покрытие получившие название «RGB». В отличие от ангобов, которые зависят от минеральных пигментов, у этого покрытия практически неограниченные возможности по цветовым нюансам. Обычная керамика не позволяет добиться бесконечного количества оттенков, к тому же некоторые из цветов очень дороги в производстве. А с гидрофобизирующим покрытием RGB мы можем заказать кирпич под любой RAL, который нам необходим. Сам кирпич монохромный, с матовой или более блестящей поверхностью.

То есть архитектор может нарисовать узор и сделать карту раскладки кирпича?

Да, это возможно. Можно также сделать переход от темного к светлому кирпичуэто называется цветовая «растяжка». Мы готовы поставить и три, и четыре цвета, которые строители смешивают на стройке. Либо, если нам предоставят технологическую карту, мы поставляем готовый MIX, составленный из нескольких видов кирпича в определённой пропорции.

Приведите, пожалуйста, примеры зданий из кирпича необычного цвета?

В Химках строится жилой комплекс «Две столицы». Там некоторые дома облицованы синим и зеленым кирпичом. Но это не самые распространенные цвета. Потребителю ближе бежевый, белый, серый и черный оттенки.

При средней цене в 42-50 рубля за штуку, кирпич КЕРМА серии СOLOR демонстрирует хорошие характеристики. Он паропроницаемый с гидрофобизирующей поверхностью, устойчивый по отношению к грязи, копоти и пыли. В течение двух лет он проходил испытания. И теперь кирпич готов к внедрению. Он будет эксклюзивно реализовываться нашей компанией.

Из того, что представлено в вашем шоу-руме, на мой искусствоведческий взгляд, самая изысканная – коллекция «Фабрика» ТМ «Донские зори». Сложная богатая поверхность, благородные цвета, достойные живописи. Впервые вижу русский кирпич такого уровня. Расскажите о нем подробнее.

Коллекция «Фабрика» посвящена дореволюционной промышленной архитектуре. Модели называются по имени старых российских фабрик, многих из которых уже нет: «Нордъ», «Тюдоръ», «Вена», «Левада». Это кирпич ручной работы размером 475 х 85 х 40, который производится на заводе «Донские зори», в г.Семикаракорск, Ростовской области. Этот кирпич уникален тем, что он настоящий клинкер.
  • zooming
    1 / 5
    Клинкер коллекции «ФАБРИКА» завода «Донские зори»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Клинкер коллекции «ФАБРИКА» завода «Донские зори»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Клинкер коллекции «ФАБРИКА» завода «Донские зори»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Клинкер коллекции «ФАБРИКА» завода «Донские зори»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Клинкер коллекции «ФАБРИКА» завода «Донские зори»
    © фирма «КИРИЛЛ»

Наши конкуренты по данному продукту – европейцы, самые известные – датская компания Petersen Tegl, производящая кирпич размером 528 х 108 х 37. У них не вся продукция имеет характеристики клинкера, в отличии от нашей продукции. Характеристики кирпича длинного формата серии «Фабрика»: водопоглощение менее 5 %, прочности на сжатие выше 400 кгс/см² (40,0 N/mm2), показатель на изгиб выше 90 кгс/см² (9,0 N/mm2). Чтобы вы поняли, для клинкерной брусчатки, на которую идет большая нагрузка от транспорта, этот показатель составляет не менее 8,0 N/mm2, а у нас более 9,0 N/mm2 на облицовочный кирпич!

Как отнеслись архитекторы к кирпичу коллекции «Фабрика» Сравните, пожалуйста, его с европейским клинкером.

Коллекция «Фабрика» появилась только в середине прошлого года. Архитекторам она нравится, но они пока осторожны. В основном этот клинкер заказывают для частных домов. Наши конкуренты – Petersen Tegl, Randers Tegl, S.Anselmo, но наш кирпич по характеристикам лучше европейского. При этом стоимость его ниже, чем стоимость западной продукции. Минимальная цена Petersen Tegl на заводе – 4,5 евро за штуку без НДС. Итальянский кирпич S.Anselmo стоит от 2,5 евро. Наш продукт стоит 135,98 рублей с учётом НДС и доставки до объекта заказчика. Так что российский кирпич и красивее, и прочнее, и дешевле.

Очень дорогой западный кирпич иногда не очень хорошо ведет себя на фасадах. Дело в том, что наш ГОСТ гораздо жестче, чем европейские нормативы. В Европе морозостойкость на облицовочный кирпич не прописывается конкретно в циклах. Там только три позиции: F0 – для внутренних работ, F1 – для внутренних и наружных, F2 – для наружных. Но сколько циклов замерзания-оттаивания, вам не скажут: тридцать или триста. У нас институты этим занимаются. Несколько лет мы работали над повышением качества продукции ТМ «Донских зори», и сейчас мы европейским заводам можем дать фору как и по разнообразию цветов, так и по качеству.

Хочу вернуться к интересам архитекторов. Авторы из группы DNK ag сочинили такие выдающиеся фасады Рассвет LOFT*Studio из отечественного кирпича «Донских Зори», что это открывает большие перспективы. Что это была за коллекция?
 

Это первая кирпичная серия массового сегмента, она называется «Станица». Это самый простой продукт стандартного формата 250 х 120 х 65, плюс половинка 250 х 60 х 65. «Рассвет LOFT Studio» построен из него.
Клубный комплекс РАССВЕТ LOFT*Studio, 3.34
Фотография © DNK ag, Илья Иванов

Ничего себе массовый сегмент! Роскошный объект, которыйполучил столько международных архитектурных премий!

Там использовался микс, который спроектировал архитектор из DNK ag Даниил Лоренц. Тогда, в 2014 году, как раз стало актуально импортозамещение, и девелопер KR Properties предложил взять для облицовки отечественный кирпич. Сейчас из кирпича серии «Станица» строят ЖК «Бартон».

В этом сезоне в коллекцию «Станица» добавляется четыре оттенка. В прошлом году мы работали с двумя песками, и цвета были классические: красный с черным, бордовый с черным, коричневый с черным. А в этом году в новых моделях появятся более сложные цвета: «Красноярский» – бордовый, черный, желтый; «Суворовский» – коричневый, черный, желтый, зеленый и т.д.

Расскажите про коллекцию «Усадьба» ТМ «Донские зори». Это как-то связано с ностальгией по дореволюционной архитектуре?

Коллекция «Усадьба» – это премиальный сегмент, ручное производство. Кирпич вручную вбивают в формы. Раньше они были деревянные, сейчас металлические. У нас применяют формы с «лягушкой» – выемкой, которая облегчает как формовку и обжиг кирпича, так и саму продукцию. Но можно по заказу сделать и полностью полнотелый кирпич. Каждый кирпич проходит через руки мастера. Дальше следуют сушка, обжиг, а потом ручная переборка. Названия моделей этой коллекции связаны с русской усадьбой конца XIX – начала XX века. «Морозово» – кирпич с «седыми» узорами, «Чайка» – белый кирпич. «Тургенево», «Абрамцево», «Нарма», «Извеково», «Константиново» – эти усадьбы разбросаны по всей нашей необъятной родине. К сожалению, они в большинстве своем пребывают в разрушенном состоянии. Обращение к усадьбам было для нас естественным, ведь все исторические усадьбы построены из кирпича.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». «Абрамцево»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 4
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». «Благодать»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 4
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». «Абрамцево – узорный»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 4
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». «Бородино»
    © фирма «КИРИЛЛ»

Для коллекции «Усадьба» мы выбрали английский формат: 215 х 102 х 65. Мы также предлагаем фигурные кирпичи, с клеймами и с надписями. Кирпич коллекции «Усадьба» активно применяют и в частном домостроении, и в общественных зданиях. Цена за штуку составляет 48-67 рублей, что на 30-40 % дешевле европейского продукта. У нас не совсем понимают, что такое hand made. На Западе, напротив, осознают, что это редкость. Там мало ручных производств. И они гордятся этим и высоко ценят свой продукт. Кирпич ручной работы – не такой идеальный, как машинный.
  • zooming
    1 / 8
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». Клеймо "Орёл"
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 8
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». Клеймо «Барс»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 8
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». Клеймо "Орёл"
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 8
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». Клеймо «Барс»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 8
    Кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори». Клеймо «Год»
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    6 / 8
    Фигурный кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори».
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    7 / 8
    Фигурный кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори».
    © фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    8 / 8
    Фигурный кирпич коллекции «УСАДЬБА» завода «Донские зори».
    © фирма «КИРИЛЛ»

 В заключение хотелось бы узнать у Вас о планируемых мероприятиях на кирпичную тему (вместо отмененного МОСБИЛДа). В прошлом году компания «КИРИЛЛ» совместно с Hagemeister провела большой семинар по практике применения кирпича российскими и зарубежными архитекторами. В этом году семинар пройдет во второй раз. Что ждет архитекторов? Расскажите подробности.

Вообще международный семинар по клинкеру Hagemeister проводит давно. Участвуют более 250 человек, ведущие архитекторы Европы. Выступают три-четыре лектора. Цель – показать применение клинкерной продукции. Первый российский семинар состоялся в 2019 году. Он был организован нашей компанией и Sergey Skuratov Architects, и проходил в его мастерской, на территории ЖК «Садовые кварталы», потому что там много домов облицованы клинкером.
  • zooming
    1 / 4
    Семинар Hagemeister по архитектуре из клинкера в Москве
    © АО «Фирма КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 4
    Семинар Hagemeister по архитектуре из клинкера в Москве
    © АО «Фирма КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 4
    Кристиан Хагемайстер, руководитель компании Hagemeister на семинаре в Москве
    © АО «Фирма КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 4
    Семинар Hagemeister по архитектуре из клинкера в Москве
    © АО «Фирма КИРИЛЛ»

В этом году семинар должен был состояться 21 мая в павильоне «Руина» Музея архитектуры, но, видимо, будет перенесён на сентябрь. Мы планируем позвать известных архитекторов и крупных девелоперов. С лекциями приглашены выступить Андрей Романов из ADM architects (Москва), Россия; Joachim Hein из RKW Architektur (Германия), Richard Lavington из международного бюро MLA+ и Joost Kok Maccreanor из Lavington Architects. Семинар называется Klinker Creations и посвящен клинкеру в архитектуре больших городов. Приходите! Будет интересно.

***
Компания «Кирилл» ведущий поставщик облицовочного и строительного кирпича, керамической черепицы, клинкера, клинкерной плитки, крупноформатной теплой керамики и готовых строительных решений – провела полную реконструкцию выставочного зала в своем офисе на Беговой. Проект выполнил архитектор Дмитрий Аверин. Вас ждут более 1000 различных по цвету и фактуре вариантов кирпича: клинкера, премиального кирпича ручной работы, кирпича ручной формовки, брусчатки российских и зарубежных производителей. 
  • zooming
    1 / 3
    Обновленный шоу-рум компании «КИРИЛЛ» на Беговой. Арх. Дмитрий Аверин
  • zooming
    2 / 3
    Обновленный шоу-рум компании «КИРИЛЛ» на Беговой. Арх. Дмитрий Аверин
  • zooming
    3 / 3
    Обновленный шоу-рум компании «КИРИЛЛ» на Беговой. Арх. Дмитрий Аверин
zooming

Поставщики, технологии

20 Июня 2020

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.