Манежный дебют

Двадцать четвертая Арх Москва открылась в Манеже. Там дышится, пожалуй, лучше, чем в ЦДХ, и много инсталляций. Участвуют 250 компаний из 14 стран.

mainImg
Как ни крути, а главная интрига Арх Москвы текущего года – место проведения. Выставка-фестиваль, столь успешно организуемая Экспо-парком в ЦДХ 23 года подряд с 1995 года, и сросшаяся в сознании многих с местом, в этом году, хотя разговоры шли давно, была вынуждена покинуть свой дом и переселиться в Манеж, давнюю и традиционную площадку больших московских выставок со времен Высоцкого (напоминаю: «…на выставке в Манеже к вам приблизится мужчина с чемоданом, скажет он: не хотите ли черешни…». Чемоданы – спойлер – на этот раз есть, но об этом чуть позже). Впрочем, многим Арх Москва после переезда скорее понравилась: как ни болела в свое время прогрессивная общественность за модернистское здание Сукояна / Шевердяева 1962 / 1973 годов, а пространство конноспортивного зала эпохи ампира воспринимается лучше. Что говорить, бетанкуровские балки, восстановленные Павлом Андреевым в 2005, выглядят эпично и висят над головой на, кажется, недосягаемой высоте.

Впрочем, архитектор года 2018 Тотан Кузембаев предпринял попытку достать до потолка, превратив свою экспозицию в аналог Вавилонской башни. Деревянный зиккурат в центре манежного зала виден отовсюду, отчетливо доминирует в пространстве, приманивает входящего. Экспозиции архитектора года и раньше бывали внушительными, но, пожалуй, никогда еще они не занимали главное место в пространстве всей выставки столь определенно. На втором этаже зиккурат Тотана тоже был бы хорош, и до потолка там высоко, и все же не так, как в Манеже, где его видно отовсюду.
Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
  • zooming
    1 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Поначалу была идея сделать башню с лестницей, чтобы каждый мог подняться до потолка и потрогать «бетанкуровские балки», – рассказывает Тотан Кузембаев. – Но не получилось из-за высотных ограничений Манежа. Не разрешили, словом, доставать до потолка, хорошо, что не глас с неба, а только администрация. Итак, инсталляция состоит из крупной деревянной решетчатой конструкции, похожей на зиккурат, немного – на иофановский Дворец Советов, и еще немного на башню Татлина, из-за легкого поворота ярусов. В нижнем регистре, у глаз посетителей, в створах между решетками Тотан поместил чертежи своих конструкций: «здесь все вообще посвящено каркасу», – уточняет автор. Контурные рисунки на прозрачной пленке становятся дополнительным слоем восприятия полупрозрачного сооружения, чья специфика – именно что наслоение разных тем и объемов, ограниченно доступных и для глаза, и для проникновения.
  • zooming
    1 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Внутрь можно войти, но входов немного и внутри тесновато, как под строительными лесами, зато над головой переплетение тонких балок. И можно обойти по периметру вокруг, как по деамбулаторию. В центре же в конструкцию вплетен каркас казахской юрты, причем не какой-нибудь, а принадлежавшей младшему брату Тотана, пожертвованной для такого случая и привезенной на фуре из Казахстана специально для выставки. Внутрь можно заглянуть, но не зайти: расписная калитка закрыта. Внутри – своего рода конструктор: маленькие глиняные кирпичи, из них выстроено несколько игрушечных домиков. «В моем детстве игрушек не было, – говорит Тотан, – и я лепил их из глины. И теперь слепил кирпичи. Может быть, вечером придут мои внуки, я покажу им, как играть, посмотрим, что у них получится». Действительно, к вечеру в день открытия кто-то был внутри, а домики из глиняных кирпичей были разобраны. Означает инсталляция, по словам автора, голову архитектора, а может быть, его душу, где есть ядро и есть слои, и за вдохновением надо обращаться куда-то вглубь и что-то оттуда выуживать, – близкий многим, но с трудом вербализуемый процесс творчества. Так что понятно, почему не пускают внутрь, кто же пустит всех подряд к себе в душу или в голову? Все же это аналог Святая Святых, хорошо хоть заглянуть можно. Кроме того Тотан Кузембаев говорит о разных материалах, послойно распределенных в пространстве: дерево внешнего каркаса, воспоминание о войлоке (по-казахски юрта не юрта, а «войлочный дом»), глина.
  • zooming
    1 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

А юрта в работах Тотана встречается второй раз после инсталляции на венецианской биеннале 2008 года куратора Аарона Бецки, на набережной Арсенала: там юрта была покрыта войлоком, внутри был итальянский фиат, запорожец итальянской сборки, и юрта, как рассказал нам архитектор, впоследствии оказалась в коллекции Ренцо Пьяно.

Все же жаль, что не дали соорудить лестницу в небо до потолка. Но так или иначе пространство выставки развивается от центра, где сейчас стоит башня Тотана. Ей вторят – стенд Калужской области, где лекционный зал окружен решетчатыми деревянными арками, пожалуй самое приятное лекционное пространство на выставке. Область – специальный гость, планируется насыщенная программа обсуждения будущих трансформаций города Калуги. За Калугу, город полный памятников провинциального классицизма особенной калужской школы, в последние 30 лет немало изуродованный, хочется скрестить пальцы и загадать, чтобы оставшейся средовой застройке, не говоря уже о памятниках, повезло в процессе улучшизма, а не наоборот. Впрочем, всем, кого интересует вопрос, добро пожаловать на стенд, см. программу, планируется много разговоров.
  • zooming
    1 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

С другой стороны от «зиккурата» – деревянный же стенд специального проекта журнала speech:, который на Арх Москве не впервые уже показывает архитектуру «по странам». На сей раз герой Турция, отобраны общественные здания и показанная архитектура, надо признать, более чем интересна, а рассматривать ее удобно благодаря инсталляции Сергея Чобана и Александры Шейнер, напоминающей деревянный ковер, расстеленный на полу, и вздыбившийся волнами-скамейками, на которых можно сидеть, глядя на планшеты проектов, размещенные на пологой стороне волн. Скамейки полны. В парк Заряде бы перенести такую инсталляцию.
  • zooming
    1 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

И еще раз, очень жаль, что Тотану Кузембаеву не дали построить лестницу в духе известных сооружений венецианской биеннале в Арсенале, там их теперь появляется до десяти за раз, если не больше. Между тем одна подобная лестница – не до небес, а просто немного вверх, и всё же начало положено – в Манеже появилась на стенде бюро Archimatika, посвященном нескольким школам, спроектированным архитекторами, в том числе гимназии A+, показанной подробно, с фотографиями и макетами помещений.
  • zooming
    1 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Впрочем на входе в главный зал Манежа нас встречает тоже сильная группа: стенд Москомархитектуры посвящен конкурсным проектам станций метро, каковые представлены совершенно-белыми объектами, которые соорудили студенты под руководством архитекторов buromoscow в рамках образовательной программы МКА «Открытый город». Руководство, надо думать, было довольно-таки тотальным, поскольку все объекты подчинены общему, довольно строгому, стилю и совершенно не похожи на привычный студенческий разнобой.
  • zooming
    Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
    Фотография: Архи.ру

По сторонам – два проекта молодых бюро и их пиар-агентств. С одной стороны Баланс – башня из коробок из-под кроссовок New balance, по словам Артема Укропова из megabudk-и, «архитектура, направленная на новое поколение».
New balance. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру

С другой – Дом будущего сегодня, в нем, надо признать, больше участников и информации, поскольку каждый показал свой стенд, большей или меньшей информационной насыщенности. Здесь-то мы и находим чемоданы, целую башню из них, символизирующую мобильность жилья будущего, их показывает Archimatika. В целом проекты вращаются вокруг идеалов: коливинга, мобильности, селф-девелопмента сообществ и перемещения из небоскребов на землю. Среди проектов проводится отдельный конкурс.
  • zooming
    1 / 8
    Дом будущего сегодня. GAFA & АТОМ ag/ Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Дом будущего сегодня. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Самый заметный проект в нижнем ярусе Манежа – «Московские странности», экспозиция работ учеников студии Nowadays в МАРШ: очень насыщенная и по количеству проектов, представленных объемно и информативно, и по числу интересных, хотя в основном «бумажных» и провокативных, идей. Там можно провести целый день, вот только душновато.
  • zooming
    1 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Стенд Баухауса, призванный отметить 100-летие великой школы – другой акцент нижнего яруса, в нем запланировано много мероприятий, вот только маловато стульев и всё вместе как-то перенасыщено реквизитом.

Нынешняя Арх Москва проходит с подзаголовком NEXT, хотя, как мы замечали и раньше, он все больше размывается. Где здесь NEXT – не всегда разберешь, что в целом созвучно ситуации: молодые бюро не такие уж и молодые, а в Арх Каталоге выставки идея NEXT не проявлена, в нем участвуют очень маститые мастера.

Новая идея куратора всей выставки в целом и каталога в частности Ильи Мукосея – представить каталог в виде инсталляций на общую тему выставки «старое и новое». Очень точно отвечает теме самая высокая, башенного типа инсталляция Сергея Скуратова: макет проспекта Сахарова, примерно 4-метровый, поставлен вертикально, а экспонируется не что иное, как небоскреб, спроектированный архитектором рядом с Центросоюзом Ле Корбюзье. Тот самый, к которому было очень-много-вопросов у градозащитников, проект, успешно защищенный, впрочем, архитектором на «Школе наследия». Объект получился похожим на стелы каких-то доисторических, скажем так, куросов. Или на световой меч, воткнутый в город.

Николай Лызлов показал старое и новое в виде своих фотографий, старого и молодого. Сергей Чобан представил шахматы: черные фигуры в них – домики со скатными крышами и ступенчатые ардекошные высотки – ферзи и короли, а новое – белые призмы разного размера, но без различий. Фигуры можно двигать и, в принципе, даже играть в них. Группа – вот на этот раз скорее молодых, хотя тоже относительно – архитекторов: Mukosey: architecture / design / media; Nowadays; Citizenstudio; «Синдикат» и АМ Алексея Козыря, показывает коллективный проект «Арктического музея современного искусства» в Норильске, самого северного, по словам авторов, из музеев современного искусства. UNK project демонстрирует проект дворца единоборств в Лужниках, засвеченный пока только в рассылке МКА и youtube. Бюро Практика выставило проект благоустройства «магальной части Дербента» под названием Стена времени. Его тоже ждет отдельная презентация на Арх Москве. ABD architects – офисное здание в Волгограде. «Студия 44» – проект превращения электростанции в центре Пскова в жилье, отчасти лофт. Бюро ASADOV размышляет о реновации в абстрактных кирпичах и моховой зелени. DNG ag выставили интерактивную черно-белую песочницу, символизирующую «жизнь города как бесконечный процесс». Витрувий и сыновья поместили живую луковицу в ржавую металлическую клетку. Словом, каталог перестал быть каталогом, но превратился в креативную выставку.
  • zooming
    1 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Арх каталог. Проект buromoscow. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Этим и отличается Арх Москва от «Зодчества», манежного старожила: минимумом каталогизации и максимумом креативности. Здесь не особенно приветствуют дробную информацию мелких планшетов. Хотя как сказать, может быть элемент каталогизации уместен и возможно он еще вернется. Пока же манежный дебют Арх Москвы должен был стать, по определению, ярким, и, пожалуй, упор на инсталляции помог достичь нужного эффекта и заявить о себе.
  • zooming
    1 / 7
    Мосинжпроект. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Мосинжпроект. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Арх Москва 2019
    Мосинжпроект. Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

И еще, совсем забыла: в дальнем углу слева от главной сцены лектория Москомархитектуры журнал Проект Россия открыл голосование за лучшую модель наградного знака премии журнала. Всем предлагают написать номер фаворита на собственной визитке и бросить ее в лотерейный барабан.
  • zooming
    1 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

16 Мая 2019

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Что будет с жильем?
Не исключено, что результатом конкурса «Дом будущего сегодня», проведенного на Арх Москве куратором Григориосом Гавалидисом из GAFA, станет появление в Москве новых прогрессивных форм жилья – коливингов. Публикуем презентации победителей.
День доминанты
Вчера вечером объявлены награды Арх Москвы за экспозиции, стенды и инсталляции. Публикуем полный список и фоторепортаж.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.