Манежный дебют

Двадцать четвертая Арх Москва открылась в Манеже. Там дышится, пожалуй, лучше, чем в ЦДХ, и много инсталляций. Участвуют 250 компаний из 14 стран.

mainImg
Как ни крути, а главная интрига Арх Москвы текущего года – место проведения. Выставка-фестиваль, столь успешно организуемая Экспо-парком в ЦДХ 23 года подряд с 1995 года, и сросшаяся в сознании многих с местом, в этом году, хотя разговоры шли давно, была вынуждена покинуть свой дом и переселиться в Манеж, давнюю и традиционную площадку больших московских выставок со времен Высоцкого (напоминаю: «…на выставке в Манеже к вам приблизится мужчина с чемоданом, скажет он: не хотите ли черешни…». Чемоданы – спойлер – на этот раз есть, но об этом чуть позже). Впрочем, многим Арх Москва после переезда скорее понравилась: как ни болела в свое время прогрессивная общественность за модернистское здание Сукояна / Шевердяева 1962 / 1973 годов, а пространство конноспортивного зала эпохи ампира воспринимается лучше. Что говорить, бетанкуровские балки, восстановленные Павлом Андреевым в 2005, выглядят эпично и висят над головой на, кажется, недосягаемой высоте.

Впрочем, архитектор года 2018 Тотан Кузембаев предпринял попытку достать до потолка, превратив свою экспозицию в аналог Вавилонской башни. Деревянный зиккурат в центре манежного зала виден отовсюду, отчетливо доминирует в пространстве, приманивает входящего. Экспозиции архитектора года и раньше бывали внушительными, но, пожалуй, никогда еще они не занимали главное место в пространстве всей выставки столь определенно. На втором этаже зиккурат Тотана тоже был бы хорош, и до потолка там высоко, и все же не так, как в Манеже, где его видно отовсюду.
Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
  • zooming
    1 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Поначалу была идея сделать башню с лестницей, чтобы каждый мог подняться до потолка и потрогать «бетанкуровские балки», – рассказывает Тотан Кузембаев. – Но не получилось из-за высотных ограничений Манежа. Не разрешили, словом, доставать до потолка, хорошо, что не глас с неба, а только администрация. Итак, инсталляция состоит из крупной деревянной решетчатой конструкции, похожей на зиккурат, немного – на иофановский Дворец Советов, и еще немного на башню Татлина, из-за легкого поворота ярусов. В нижнем регистре, у глаз посетителей, в створах между решетками Тотан поместил чертежи своих конструкций: «здесь все вообще посвящено каркасу», – уточняет автор. Контурные рисунки на прозрачной пленке становятся дополнительным слоем восприятия полупрозрачного сооружения, чья специфика – именно что наслоение разных тем и объемов, ограниченно доступных и для глаза, и для проникновения.
  • zooming
    1 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Внутрь можно войти, но входов немного и внутри тесновато, как под строительными лесами, зато над головой переплетение тонких балок. И можно обойти по периметру вокруг, как по деамбулаторию. В центре же в конструкцию вплетен каркас казахской юрты, причем не какой-нибудь, а принадлежавшей младшему брату Тотана, пожертвованной для такого случая и привезенной на фуре из Казахстана специально для выставки. Внутрь можно заглянуть, но не зайти: расписная калитка закрыта. Внутри – своего рода конструктор: маленькие глиняные кирпичи, из них выстроено несколько игрушечных домиков. «В моем детстве игрушек не было, – говорит Тотан, – и я лепил их из глины. И теперь слепил кирпичи. Может быть, вечером придут мои внуки, я покажу им, как играть, посмотрим, что у них получится». Действительно, к вечеру в день открытия кто-то был внутри, а домики из глиняных кирпичей были разобраны. Означает инсталляция, по словам автора, голову архитектора, а может быть, его душу, где есть ядро и есть слои, и за вдохновением надо обращаться куда-то вглубь и что-то оттуда выуживать, – близкий многим, но с трудом вербализуемый процесс творчества. Так что понятно, почему не пускают внутрь, кто же пустит всех подряд к себе в душу или в голову? Все же это аналог Святая Святых, хорошо хоть заглянуть можно. Кроме того Тотан Кузембаев говорит о разных материалах, послойно распределенных в пространстве: дерево внешнего каркаса, воспоминание о войлоке (по-казахски юрта не юрта, а «войлочный дом»), глина.
  • zooming
    1 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

А юрта в работах Тотана встречается второй раз после инсталляции на венецианской биеннале 2008 года куратора Аарона Бецки, на набережной Арсенала: там юрта была покрыта войлоком, внутри был итальянский фиат, запорожец итальянской сборки, и юрта, как рассказал нам архитектор, впоследствии оказалась в коллекции Ренцо Пьяно.

Все же жаль, что не дали соорудить лестницу в небо до потолка. Но так или иначе пространство выставки развивается от центра, где сейчас стоит башня Тотана. Ей вторят – стенд Калужской области, где лекционный зал окружен решетчатыми деревянными арками, пожалуй самое приятное лекционное пространство на выставке. Область – специальный гость, планируется насыщенная программа обсуждения будущих трансформаций города Калуги. За Калугу, город полный памятников провинциального классицизма особенной калужской школы, в последние 30 лет немало изуродованный, хочется скрестить пальцы и загадать, чтобы оставшейся средовой застройке, не говоря уже о памятниках, повезло в процессе улучшизма, а не наоборот. Впрочем, всем, кого интересует вопрос, добро пожаловать на стенд, см. программу, планируется много разговоров.
  • zooming
    1 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

С другой стороны от «зиккурата» – деревянный же стенд специального проекта журнала speech:, который на Арх Москве не впервые уже показывает архитектуру «по странам». На сей раз герой Турция, отобраны общественные здания и показанная архитектура, надо признать, более чем интересна, а рассматривать ее удобно благодаря инсталляции Сергея Чобана и Александры Шейнер, напоминающей деревянный ковер, расстеленный на полу, и вздыбившийся волнами-скамейками, на которых можно сидеть, глядя на планшеты проектов, размещенные на пологой стороне волн. Скамейки полны. В парк Заряде бы перенести такую инсталляцию.
  • zooming
    1 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

И еще раз, очень жаль, что Тотану Кузембаеву не дали построить лестницу в духе известных сооружений венецианской биеннале в Арсенале, там их теперь появляется до десяти за раз, если не больше. Между тем одна подобная лестница – не до небес, а просто немного вверх, и всё же начало положено – в Манеже появилась на стенде бюро Archimatika, посвященном нескольким школам, спроектированным архитекторами, в том числе гимназии A+, показанной подробно, с фотографиями и макетами помещений.
  • zooming
    1 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Впрочем на входе в главный зал Манежа нас встречает тоже сильная группа: стенд Москомархитектуры посвящен конкурсным проектам станций метро, каковые представлены совершенно-белыми объектами, которые соорудили студенты под руководством архитекторов buromoscow в рамках образовательной программы МКА «Открытый город». Руководство, надо думать, было довольно-таки тотальным, поскольку все объекты подчинены общему, довольно строгому, стилю и совершенно не похожи на привычный студенческий разнобой.
  • zooming
    Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
    Фотография: Архи.ру

По сторонам – два проекта молодых бюро и их пиар-агентств. С одной стороны Баланс – башня из коробок из-под кроссовок New balance, по словам Артема Укропова из megabudk-и, «архитектура, направленная на новое поколение».
New balance. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру

С другой – Дом будущего сегодня, в нем, надо признать, больше участников и информации, поскольку каждый показал свой стенд, большей или меньшей информационной насыщенности. Здесь-то мы и находим чемоданы, целую башню из них, символизирующую мобильность жилья будущего, их показывает Archimatika. В целом проекты вращаются вокруг идеалов: коливинга, мобильности, селф-девелопмента сообществ и перемещения из небоскребов на землю. Среди проектов проводится отдельный конкурс.
  • zooming
    1 / 8
    Дом будущего сегодня. GAFA & АТОМ ag/ Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Дом будущего сегодня. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Самый заметный проект в нижнем ярусе Манежа – «Московские странности», экспозиция работ учеников студии Nowadays в МАРШ: очень насыщенная и по количеству проектов, представленных объемно и информативно, и по числу интересных, хотя в основном «бумажных» и провокативных, идей. Там можно провести целый день, вот только душновато.
  • zooming
    1 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Стенд Баухауса, призванный отметить 100-летие великой школы – другой акцент нижнего яруса, в нем запланировано много мероприятий, вот только маловато стульев и всё вместе как-то перенасыщено реквизитом.

Нынешняя Арх Москва проходит с подзаголовком NEXT, хотя, как мы замечали и раньше, он все больше размывается. Где здесь NEXT – не всегда разберешь, что в целом созвучно ситуации: молодые бюро не такие уж и молодые, а в Арх Каталоге выставки идея NEXT не проявлена, в нем участвуют очень маститые мастера.

Новая идея куратора всей выставки в целом и каталога в частности Ильи Мукосея – представить каталог в виде инсталляций на общую тему выставки «старое и новое». Очень точно отвечает теме самая высокая, башенного типа инсталляция Сергея Скуратова: макет проспекта Сахарова, примерно 4-метровый, поставлен вертикально, а экспонируется не что иное, как небоскреб, спроектированный архитектором рядом с Центросоюзом Ле Корбюзье. Тот самый, к которому было очень-много-вопросов у градозащитников, проект, успешно защищенный, впрочем, архитектором на «Школе наследия». Объект получился похожим на стелы каких-то доисторических, скажем так, куросов. Или на световой меч, воткнутый в город.

Николай Лызлов показал старое и новое в виде своих фотографий, старого и молодого. Сергей Чобан представил шахматы: черные фигуры в них – домики со скатными крышами и ступенчатые ардекошные высотки – ферзи и короли, а новое – белые призмы разного размера, но без различий. Фигуры можно двигать и, в принципе, даже играть в них. Группа – вот на этот раз скорее молодых, хотя тоже относительно – архитекторов: Mukosey: architecture / design / media; Nowadays; Citizenstudio; «Синдикат» и АМ Алексея Козыря, показывает коллективный проект «Арктического музея современного искусства» в Норильске, самого северного, по словам авторов, из музеев современного искусства. UNK project демонстрирует проект дворца единоборств в Лужниках, засвеченный пока только в рассылке МКА и youtube. Бюро Практика выставило проект благоустройства «магальной части Дербента» под названием Стена времени. Его тоже ждет отдельная презентация на Арх Москве. ABD architects – офисное здание в Волгограде. «Студия 44» – проект превращения электростанции в центре Пскова в жилье, отчасти лофт. Бюро ASADOV размышляет о реновации в абстрактных кирпичах и моховой зелени. DNG ag выставили интерактивную черно-белую песочницу, символизирующую «жизнь города как бесконечный процесс». Витрувий и сыновья поместили живую луковицу в ржавую металлическую клетку. Словом, каталог перестал быть каталогом, но превратился в креативную выставку.
  • zooming
    1 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Арх каталог. Проект buromoscow. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Этим и отличается Арх Москва от «Зодчества», манежного старожила: минимумом каталогизации и максимумом креативности. Здесь не особенно приветствуют дробную информацию мелких планшетов. Хотя как сказать, может быть элемент каталогизации уместен и возможно он еще вернется. Пока же манежный дебют Арх Москвы должен был стать, по определению, ярким, и, пожалуй, упор на инсталляции помог достичь нужного эффекта и заявить о себе.
  • zooming
    1 / 7
    Мосинжпроект. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Мосинжпроект. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Арх Москва 2019
    Мосинжпроект. Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

И еще, совсем забыла: в дальнем углу слева от главной сцены лектория Москомархитектуры журнал Проект Россия открыл голосование за лучшую модель наградного знака премии журнала. Всем предлагают написать номер фаворита на собственной визитке и бросить ее в лотерейный барабан.
  • zooming
    1 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

16 Мая 2019

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Что будет с жильем?
Не исключено, что результатом конкурса «Дом будущего сегодня», проведенного на Арх Москве куратором Григориосом Гавалидисом из GAFA, станет появление в Москве новых прогрессивных форм жилья – коливингов. Публикуем презентации победителей.
День доминанты
Вчера вечером объявлены награды Арх Москвы за экспозиции, стенды и инсталляции. Публикуем полный список и фоторепортаж.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.