Двадцать четвертая Арх Москва открылась в Манеже. Там дышится, пожалуй, лучше, чем в ЦДХ, и много инсталляций. Участвуют 250 компаний из 14 стран.
Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Как ни крути, а главная интрига Арх Москвы текущего года – место проведения. Выставка-фестиваль, столь успешно организуемая Экспо-парком в ЦДХ 23 года подряд с 1995 года, и сросшаяся в сознании многих с местом, в этом году, хотя разговоры шли давно, была вынуждена покинуть свой дом и переселиться в Манеж, давнюю и традиционную площадку больших московских выставок со времен Высоцкого (напоминаю: «…на выставке в Манеже к вам приблизится мужчина с чемоданом, скажет он: не хотите ли черешни…». Чемоданы – спойлер – на этот раз есть, но об этом чуть позже). Впрочем, многим Арх Москва после переезда скорее понравилась: как ни болела в свое время прогрессивная общественность за модернистское здание Сукояна / Шевердяева 1962 / 1973 годов, а пространство конноспортивного зала эпохи ампира воспринимается лучше. Что говорить, бетанкуровские балки, восстановленные Павлом Андреевым в 2005, выглядят эпично и висят над головой на, кажется, недосягаемой высоте.
Впрочем, архитектор года 2018 Тотан Кузембаев предпринял попытку достать до потолка, превратив свою экспозицию в аналог Вавилонской башни. Деревянный зиккурат в центре манежного зала виден отовсюду, отчетливо доминирует в пространстве, приманивает входящего. Экспозиции архитектора года и раньше бывали внушительными, но, пожалуй, никогда еще они не занимали главное место в пространстве всей выставки столь определенно. На втором этаже зиккурат Тотана тоже был бы хорош, и до потолка там высоко, и все же не так, как в Манеже, где его видно отовсюду.
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Поначалу была идея сделать башню с лестницей, чтобы каждый мог подняться до потолка и потрогать «бетанкуровские балки», – рассказывает Тотан Кузембаев. – Но не получилось из-за высотных ограничений Манежа. Не разрешили, словом, доставать до потолка, хорошо, что не глас с неба, а только администрация. Итак, инсталляция состоит из крупной деревянной решетчатой конструкции, похожей на зиккурат, немного – на иофановский Дворец Советов, и еще немного на башню Татлина, из-за легкого поворота ярусов. В нижнем регистре, у глаз посетителей, в створах между решетками Тотан поместил чертежи своих конструкций: «здесь все вообще посвящено каркасу», – уточняет автор. Контурные рисунки на прозрачной пленке становятся дополнительным слоем восприятия полупрозрачного сооружения, чья специфика – именно что наслоение разных тем и объемов, ограниченно доступных и для глаза, и для проникновения.
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Внутрь можно войти, но входов немного и внутри тесновато, как под строительными лесами, зато над головой переплетение тонких балок. И можно обойти по периметру вокруг, как по деамбулаторию. В центре же в конструкцию вплетен каркас казахской юрты, причем не какой-нибудь, а принадлежавшей младшему брату Тотана, пожертвованной для такого случая и привезенной на фуре из Казахстана специально для выставки. Внутрь можно заглянуть, но не зайти: расписная калитка закрыта. Внутри – своего рода конструктор: маленькие глиняные кирпичи, из них выстроено несколько игрушечных домиков. «В моем детстве игрушек не было, – говорит Тотан, – и я лепил их из глины. И теперь слепил кирпичи. Может быть, вечером придут мои внуки, я покажу им, как играть, посмотрим, что у них получится». Действительно, к вечеру в день открытия кто-то был внутри, а домики из глиняных кирпичей были разобраны. Означает инсталляция, по словам автора, голову архитектора, а может быть, его душу, где есть ядро и есть слои, и за вдохновением надо обращаться куда-то вглубь и что-то оттуда выуживать, – близкий многим, но с трудом вербализуемый процесс творчества. Так что понятно, почему не пускают внутрь, кто же пустит всех подряд к себе в душу или в голову? Все же это аналог Святая Святых, хорошо хоть заглянуть можно. Кроме того Тотан Кузембаев говорит о разных материалах, послойно распределенных в пространстве: дерево внешнего каркаса, воспоминание о войлоке (по-казахски юрта не юрта, а «войлочный дом»), глина.
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
А юрта в работах Тотана встречается второй раз после инсталляции на венецианской биеннале 2008 года куратора Аарона Бецки, на набережной Арсенала: там юрта была покрыта войлоком, внутри был итальянский фиат, запорожец итальянской сборки, и юрта, как рассказал нам архитектор, впоследствии оказалась в коллекции Ренцо Пьяно.
Все же жаль, что не дали соорудить лестницу в небо до потолка. Но так или иначе пространство выставки развивается от центра, где сейчас стоит башня Тотана. Ей вторят – стенд Калужской области, где лекционный зал окружен решетчатыми деревянными арками, пожалуй самое приятное лекционное пространство на выставке. Область – специальный гость, планируется насыщенная программа обсуждения будущих трансформаций города Калуги. За Калугу, город полный памятников провинциального классицизма особенной калужской школы, в последние 30 лет немало изуродованный, хочется скрестить пальцы и загадать, чтобы оставшейся средовой застройке, не говоря уже о памятниках, повезло в процессе улучшизма, а не наоборот. Впрочем, всем, кого интересует вопрос, добро пожаловать на стенд, см. программу, планируется много разговоров.
Калужская область. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Калужская область. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Калужская область. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
С другой стороны от «зиккурата» – деревянный же стенд специального проекта журнала speech:, который на Арх Москве не впервые уже показывает архитектуру «по странам». На сей раз герой Турция, отобраны общественные здания и показанная архитектура, надо признать, более чем интересна, а рассматривать ее удобно благодаря инсталляции Сергея Чобана и Александры Шейнер, напоминающей деревянный ковер, расстеленный на полу, и вздыбившийся волнами-скамейками, на которых можно сидеть, глядя на планшеты проектов, размещенные на пологой стороне волн. Скамейки полны. В парк Заряде бы перенести такую инсталляцию.
Турция. speech:. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Турция. speech:. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Турция. speech:. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
И еще раз, очень жаль, что Тотану Кузембаеву не дали построить лестницу в духе известных сооружений венецианской биеннале в Арсенале, там их теперь появляется до десяти за раз, если не больше. Между тем одна подобная лестница – не до небес, а просто немного вверх, и всё же начало положено – в Манеже появилась на стенде бюро Archimatika, посвященном нескольким школам, спроектированным архитекторами, в том числе гимназии A+, показанной подробно, с фотографиями и макетами помещений.
Archimatika. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Archimatika. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Archimatika. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Archimatika. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Впрочем на входе в главный зал Манежа нас встречает тоже сильная группа: стенд Москомархитектуры посвящен конкурсным проектам станций метро, каковые представлены совершенно-белыми объектами, которые соорудили студенты под руководством архитекторов buromoscow в рамках образовательной программы МКА «Открытый город». Руководство, надо думать, было довольно-таки тотальным, поскольку все объекты подчинены общему, довольно строгому, стилю и совершенно не похожи на привычный студенческий разнобой.
Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
Фотография: Архи.ру
Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
Фотография: Архи.ру
По сторонам – два проекта молодых бюро и их пиар-агентств. С одной стороны Баланс – башня из коробок из-под кроссовок New balance, по словам Артема Укропова из megabudk-и, «архитектура, направленная на новое поколение».
New balance. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
С другой – Дом будущего сегодня, в нем, надо признать, больше участников и информации, поскольку каждый показал свой стенд, большей или меньшей информационной насыщенности. Здесь-то мы и находим чемоданы, целую башню из них, символизирующую мобильность жилья будущего, их показывает Archimatika. В целом проекты вращаются вокруг идеалов: коливинга, мобильности, селф-девелопмента сообществ и перемещения из небоскребов на землю. Среди проектов проводится отдельный конкурс.
Дом будущего сегодня. GAFA & АТОМ ag/ Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Дом будущего сегодня.
Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Самый заметный проект в нижнем ярусе Манежа – «Московские странности», экспозиция работ учеников студии Nowadays в МАРШ: очень насыщенная и по количеству проектов, представленных объемно и информативно, и по числу интересных, хотя в основном «бумажных» и провокативных, идей. Там можно провести целый день, вот только душновато.
«Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
«Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
«Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
«Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
«Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
«Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
«Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Стенд Баухауса, призванный отметить 100-летие великой школы – другой акцент нижнего яруса, в нем запланировано много мероприятий, вот только маловато стульев и всё вместе как-то перенасыщено реквизитом.
Нынешняя Арх Москва проходит с подзаголовком NEXT, хотя, как мы замечали и раньше, он все больше размывается. Где здесь NEXT – не всегда разберешь, что в целом созвучно ситуации: молодые бюро не такие уж и молодые, а в Арх Каталоге выставки идея NEXT не проявлена, в нем участвуют очень маститые мастера.
Новая идея куратора всей выставки в целом и каталога в частности Ильи Мукосея – представить каталог в виде инсталляций на общую тему выставки «старое и новое». Очень точно отвечает теме самая высокая, башенного типа инсталляция Сергея Скуратова: макет проспекта Сахарова, примерно 4-метровый, поставлен вертикально, а экспонируется не что иное, как небоскреб, спроектированный архитектором рядом с Центросоюзом Ле Корбюзье. Тот самый, к которому было очень-много-вопросов у градозащитников, проект, успешно защищенный, впрочем, архитектором на «Школе наследия». Объект получился похожим на стелы каких-то доисторических, скажем так, куросов. Или на световой меч, воткнутый в город.
Николай Лызлов показал старое и новое в виде своих фотографий, старого и молодого. Сергей Чобан представил шахматы: черные фигуры в них – домики со скатными крышами и ступенчатые ардекошные высотки – ферзи и короли, а новое – белые призмы разного размера, но без различий. Фигуры можно двигать и, в принципе, даже играть в них. Группа – вот на этот раз скорее молодых, хотя тоже относительно – архитекторов: Mukosey: architecture / design / media; Nowadays; Citizenstudio; «Синдикат» и АМ Алексея Козыря, показывает коллективный проект «Арктического музея современного искусства» в Норильске, самого северного, по словам авторов, из музеев современного искусства. UNK project демонстрирует проект дворца единоборств в Лужниках, засвеченный пока только в рассылке МКА и youtube. Бюро Практика выставило проект благоустройства «магальной части Дербента» под названием Стена времени. Его тоже ждет отдельная презентация на Арх Москве. ABD architects – офисное здание в Волгограде. «Студия 44» – проект превращения электростанции в центре Пскова в жилье, отчасти лофт. Бюро ASADOV размышляет о реновации в абстрактных кирпичах и моховой зелени. DNG ag выставили интерактивную черно-белую песочницу, символизирующую «жизнь города как бесконечный процесс». Витрувий и сыновья поместили живую луковицу в ржавую металлическую клетку. Словом, каталог перестал быть каталогом, но превратился в креативную выставку.
Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Арх каталог. Проект buromoscow. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Этим и отличается Арх Москва от «Зодчества», манежного старожила: минимумом каталогизации и максимумом креативности. Здесь не особенно приветствуют дробную информацию мелких планшетов. Хотя как сказать, может быть элемент каталогизации уместен и возможно он еще вернется. Пока же манежный дебют Арх Москвы должен был стать, по определению, ярким, и, пожалуй, упор на инсталляции помог достичь нужного эффекта и заявить о себе.
Мосинжпроект. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Мосинжпроект. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Арх Москва 2019
Мосинжпроект. Фотография: Архи.ру
Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
И еще, совсем забыла: в дальнем углу слева от главной сцены лектория Москомархитектуры журнал Проект Россия открыл голосование за лучшую модель наградного знака премии журнала. Всем предлагают написать номер фаворита на собственной визитке и бросить ее в лотерейный барабан.
Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019