Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Киноконцерн «Мосфильм».© Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
На территории киноконцерна «Мосфильм» требовалось построить два производственных объекта: съемочный павильон и место для хранения многочисленного мосфильмовского реквизита. «Когда я попал туда впервые и нас провели по павильонам, меня совершенно поразил архитектурный ансамбль 1950-х с его яблоневым садом, это интереснейший памятник своего времени. И в то же время удивительно, насколько многое устарело в техническом отношении, особенно если учесть, что техника съемок развивается и современное кино это намного более сложная система, чем то было 70 лет назад. Мосфильм, в отличие от парижской киностудии или Голливуда, расположен в центре города, что удачно. Но, оставаясь на исторической территории и сохраняя свои памятники, киностудии необходимо развиваться, это естественный процесс для работающего предприятия», – рассказывает Сергей Сенкевич, руководитель архитектурной мастерской Проектного бюро АПЕКС.
Действительно, по территории Мосфильма можно изучать историю архитектуры ХХ века. Первый корпус в стиле конструктивизма был построен в 1927-1932 годах, затем появились неоклассические сталинские корпуса вдоль Мосфильмовской улицы и парадный въезд на территорию, начатые в 1930-х, законченные в 1954 году автором проекта «Большой Мосфильм» Транквиллицким, в 1964 – утилитарный производственный корпус, а в 1978 – база для хранения реквизита. Киноконцерн «Мосфильм». Генплан © Проектное бюро АПЕКС
«В СССР не было типовых проектов для хранения одежды, – рассказывает Сергей Сенкевич, – и типовой проект овощебазы адаптировали для хранения костюмов. Помимо хранительниц фонда никто не знал, где что лежит, да и вещи нередко, из-за ненадлежащих условий хранения, оказывались поедены молью». Устаревшее здание, а также не нужные в эпоху спецэффектов пиротехнические цеха снесли – на их месте разместились новые корпуса.
Павильон и здание хранения реквизита – часть госпрограммы. ФГУП «Мосфильм» финансируется государством. В 2013 году его гендиректор Карен Шахназаров отправил президенту предложения по развитию, и через некоторое время по его приказу часть территории «Мосфильма» была передана инвестору для строительства жилья. В нагрузку инвестор получил обязательства построить два съемочных павильона, киноконцертный зал и здание для хранения реквизита. В рамках этой программы АПЕКС спроектировали 16-й съемочный павильон и Дом костюма. Работе предшествовал эскиз павильона реквизита, предложенный киностудией: бирюзового цвета и с большим световым фонарем – и простое функциональное техзадание. Эскиз радикально переработали, убедив заказчика в правильности предложенных решений, не выйдя за рамки бюджета.
Киноконцерн «Мосфильм». 3D © Проектное бюро АПЕКС
Цокольный этаж Дома костюма и реквизита теперь отдан под хранение ретро-автомобилей. Там стоят раритеты: Руссо-Балт, Бентли, Роллс-Ройс, Волга Юрия Деточкина и другой транспорт, знакомый многим по отечественным фильмам. Отдельное помещение предусмотрено для телег, карет и пролеток, отдельное – для съемочных фургонов.
Хранение костюма и реквизита, расположенного выше, каталогизировано. Сначала хотели использовать карусельный тип подачи, но при малом количестве обращений это себя не оправдает, поэтому ограничились паллетной и стеллажной системами. Разместили также столярный и бутафорский цеха. На первом этаже мебель – крупногабаритный реквизит и люстры, на втором – костюмы, на третьем – обувь, чтобы не переносить тяжелые предметы с верхних этажей.
Киноконцерн «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». 3D план цокольного этажа © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». 3D план первого этажа © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». 3D план второго этажа © Проектное бюро АПЕКС
Бюджет на фасады был ограниченным, кроме того было важно обеспечить максимум естественного света, а фонарь по центру проблемы не решал. Проблему бюджета и освещения во многом помог решить поликарбонат, который, как теперь известно, стареет не быстро, и даже стал актуальным материалом современного искусства и архитектуры. «В течение 40 лет фасад точно не состарится, – говорит Сергей Сенкевич. – Австрийский поликарбонат толщиной 5 см оказался оптимальным решением. Поликарбонат можно гнуть, он красиво выглядит на рассвете и закате. Кроме того, перед нами стояла задача построить склад и материал оказался вполне адекватен функциональной задаче».
Киноконцерн «Мосфильм»© Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм»© Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм»© Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Съемочный павильон – глухой объем, там нужна абсолютная тишина, поэтому он облицован трехслойными бетонными панелями на железобетонном каркасе. «Аналоги – Cité du cinéma под Парижем и Pinewood studios в Лондоне и другие подобные павильоны, – все из бетона. – говорит Сергей Сенкевич. – Мы нашли резиновую матрицу Рэкли и добились мятой текстуры, поскольку гладкий бетон в России делать бессмысленно, качества не будет».
Киноконцерн «Мосфильм»© Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Для съемочного павильона мосфильмовцы протестировали много размеров. Выбрали 54х30 м, площадью около 1500 м2, высотой 18 м. Это оптимальный формат, позволяющий снимать и программы, и фильмы. Есть небольшой актерский цех – гримерные и так далее. Конструкторы и архитекторы спроектировали в единой BIM-среде систему тельферных балок, подобную заводской: по балкам ездит декорация с 500-килограммовыми подвесами.
Киноконцерн «Мосфильм». Сечение по съемочному павильону © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». Разрез 1 © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Разрез 2 © Проектное бюро АПЕКС
Два здания образуют ансамбль за счет общего ритма и цветового решения – сочетания угольно-серого с желтым кадмием: первый подчеркивает функциональность корпусов-ангаров, второй оживляет их «солнечным» акцентом. Не исключено, что темный фон указывает на тяжелый труд киношников, а желтые сполохи призваны напоминать о «золоте» успешной кинокартины. Кроме того цветные вертикали структурируют объемы, компенсируя их горизонтальность, а где-то, к примеру на Доме костюма, желтые откосы останавливают движение поликарбонатной ленты-консоли. С противоположной стороны они формируют портал входа, обрамляя витраж с лестницей за ним. Надо сказать, сотрудники Мосфильма поначалу настаивали на маленькой двери, опасаясь замерзнуть, но архитекторам удалось переубедить их. «Теперь в пространстве лестницы можно делать выставки реквизита», – предполагают авторы.
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
На углу площадки-парковки между двумя корпусами установили логотип киноконцерна – всем известные фирменные буквы, начинающиеся с остроугольной «М». Буквы, установленные не перед входом или въездом, а почти посередине территории Мосфильма, стали своего рода внутренним заголовком, не вывеской, а сердцевиной. «Люди залезают на эти буквы и делают селфи для Инстаграма, – рассказывает Сергей Сенкевич. – Я считаю, что, когда на фоне склада фотографируются, это успех». Киноконцерн «Мосфильм» © Проектное бюро АПЕКС
Буквы напоминают о 1950-х, времени расцвета московской киностудии, и о множестве хорошо известных фильмов. Посмотрим: может быть два новых корпуса, не только добавивших Мосфильму мощностей, но и заметно освеживших его пространство, станут драйвером развития столичного кинематографа.
|