Пролетая над городом

Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.

mainImg

zooming
Обложка книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы». Изображение предоставлено DOM publishers



Книга «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» появилась во многом благодаря случаю. Фотограф Денис Есаков готовил серию снимков столицы с воздуха для городского интернет-издания. Потом обстоятельства изменились, и они разошлись по разным медиа, российским и зарубежным. Собрать фотографии воедино автору предложил издательский дом DOM publishers – так альбом увидел свет, получив при этом подробную сопроводительную статью авторства Карины Димер.

Подготовку проекта начали ранней весной, а закончили – поздним летом прошлого года. Каждое здание снимали с трех ракурсов – два с воздуха при помощи беспилотника и один с земли, дрон поднимали на высоту до 500 метров. Солнечных дней, подходящих для работы, приходилось ждать подолгу, однако больше всего времени занял не съемочный процесс, а выбор объектов. В итоге в книгу вошли фотографии семидесяти московских домов разных лет: от Шуховской башни до жилого комплекса «Садовые кварталы» с обязательной остановкой над небоскребами Москва-сити.

zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков



«У меня было три критерия: архитектурная значимость, сложный вид в плане и доступность для съемки, – рассказывает Денис Есаков. – Первый список состоял из архитектурных «звезд», из которого я затем убрал те, что на плане выглядят совсем простыми прямоугольниками. Потом при помощи коллег, Нины Фроловой и Бориса Кондакова, срезал бритвой Оккама менее значимые. Это был сложный и многоступенчатый процесс».

Книга, по сути «трилингва», выпущена в трёх вариантах обложки – на русском, немецком и английском, причём именно английское название получилось самым интересным: Spying on Moscow – «шпионя за Москвой» – вполне описывает сложности, с которыми автору пришлось столкнуться при съёмке, а подзаголовок A winged guide to architecture – «крылатый путеводитель по архитектуре» – создаёт поэтичный образ, очень подходящий к содержанию.

Обложки книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» на трех языках. Изображение предоставлено DOM publishers
zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков

«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» вовсе не история про крыши, как можно подумать из названия. Эта книга – атлас сакральной геометрии города, скрытой от глаз пешеходов. Впрочем, даже то, что и без того знаешь, благодаря необычному ракурсу раскрывается по-новому. Так, история возникновения Нового Арбата вдруг становится совершенно осязаемой: идеальная горизонталь проспекта вторгается в тело города там, где остальные дома развернуты совсем под другим углом.
Дом культуры имени Русакова. 1927-1929. Архитектор Константин Мельников. Фото © Денис Есаков
Хавско-Шаболовский жилой комплекс. 1927-1930. Архитекторы Николай Травин, Борис Блохин и др. Фото © Денис Есаков

Объекты в альбоме следуют друг за другом в хронологическом порядке их появления. Поэтому «Архидрон» пролетает не только над зданиями, но и над эпохами. Супрематизм Мельникова и идеальные прямоугольники конструктивистов вытесняет «дворцовость» МГУ и ВДНХ, которую сменяют простота модернизма и разношерстная геометрия поздних построек.
Дом на набережной. 1928-1931. Архитекторы Борис и Дмитрий Иофаны. Фото © Денис Есаков
Театр Красной Армии. 1934-1940. Архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев. Фото © Денис Есаков



От фотографии к фотографии в книге складывается визуальное повествование не только об архитектуре, а еще о людях и стране. Планировка центральной площади «города электроники» Зеленограда, спроектированная в середине семидесятых, при взгляде с воздуха оказывается «микросхемой» – ровно такой, как из транзисторного приемника.

Круглые дома на улицах Довженко и Нежинской не получили троих собратьев к Олимпиаде-80, но оказывается, что примерно в то же время появляются «круги» здания музея АЗЛК, Детского музыкального театра Натальи Сац и Московского дворца молодежи. Впрочем, о том, что на крыше двух последних есть «олимпийские кольца», случайный прохожий едва ли догадается.
Здание Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. 1931-1958. Архитектор Алексей Власов. Фото © Денис Есаков
Главное здание МГУ. 1949-1953. Архитекторы Лев Руднев, Александр Хряков и другие. Фото © Денис Есаков

«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» раскрывает секреты зданий. Дом «Патриарх» в Еромолаевском переулке оказывается на плане матрешкой – в дополнение к античным статуям на фасаде и башне Татлина. На крыше главного павильона ВДНХ видны четыре позолоченные надписи «СССР». К фасадам дрон подлетает совсем близко, так, что можно, например, увидеть кондиционеры, которыми увешана Останкинская башня.
Велотрек в Крылатском. 1976-1979. Архитекторы Нина Воронина, Александр Оспенников. Фото © Денис Есаков
Дворец пионеров. 1958-1962. Архитекторы Виктор Егерев, Владимир Кубасов и другие. Фото © Денис Есаков
Здание президиума РАН. 1974-1994. Архитекторы Юрий Платонов, Людмила Барщ и др. Фото © Денис Есаков

Людей на в альбоме почти нет: они попадают в кадр всего несколько раз и ровно так, чтобы оставаться незамеченными. Фотографии с земли сняты без затей: в книге они не больше, чем адресные планы, слишком очевидные, чтобы перетягивать на себя внимание. Совсем другое дело ракурсы сверху: фотографии с воздуха выглядят как идеальные чертежные планы, которые вдруг ожили, обрели материал и цвет, но остались при этом двухмерными.
Многофункциональный жилой комплекс на Мосфильмовской улице. 2006-2012. Архитекторы Сергей Скуратов Architects. Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Аэробус». 2004-2007. Архитекторы ТПО «Резерв». Фото © Денис Есаков
Московская школа управления «Сколково». 2006-2010. Архитекторы Adjaye Associates, «А-Б студия». Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Садовые кварталы». 2010-2018. Архитекторы Сергей Скуратов Architects, «Проект Меганом» и др. Фото © Денис Есаков

24 Июля 2017

Денис Есаков

Авторы текста:

Наталья Мурадова, Денис Есаков
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Особый номер
13-й симпозиум Алвара Аалто, состоявшийся в этом месяце в Финляндии под девизом «Делай!», собрал участников со всего мира. Репортаж из Ювяскюля нашего постоянного автора Тарьи Нурми.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Пресса: Москва с высоты полета дрона
В рамках Garage Art Book Fair 2017 издательство DOM publishers представило книгу известного архитектурного фотографа Дениса Есакова и искусствоведа Карины Димер «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы».
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.