Пролетая над городом

Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.

mainImg

zooming
Обложка книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы». Изображение предоставлено DOM publishers



Книга «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» появилась во многом благодаря случаю. Фотограф Денис Есаков готовил серию снимков столицы с воздуха для городского интернет-издания. Потом обстоятельства изменились, и они разошлись по разным медиа, российским и зарубежным. Собрать фотографии воедино автору предложил издательский дом DOM publishers – так альбом увидел свет, получив при этом подробную сопроводительную статью авторства Карины Димер.

Подготовку проекта начали ранней весной, а закончили – поздним летом прошлого года. Каждое здание снимали с трех ракурсов – два с воздуха при помощи беспилотника и один с земли, дрон поднимали на высоту до 500 метров. Солнечных дней, подходящих для работы, приходилось ждать подолгу, однако больше всего времени занял не съемочный процесс, а выбор объектов. В итоге в книгу вошли фотографии семидесяти московских домов разных лет: от Шуховской башни до жилого комплекса «Садовые кварталы» с обязательной остановкой над небоскребами Москва-сити.

zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков



«У меня было три критерия: архитектурная значимость, сложный вид в плане и доступность для съемки, – рассказывает Денис Есаков. – Первый список состоял из архитектурных «звезд», из которого я затем убрал те, что на плане выглядят совсем простыми прямоугольниками. Потом при помощи коллег, Нины Фроловой и Бориса Кондакова, срезал бритвой Оккама менее значимые. Это был сложный и многоступенчатый процесс».

Книга, по сути «трилингва», выпущена в трёх вариантах обложки – на русском, немецком и английском, причём именно английское название получилось самым интересным: Spying on Moscow – «шпионя за Москвой» – вполне описывает сложности, с которыми автору пришлось столкнуться при съёмке, а подзаголовок A winged guide to architecture – «крылатый путеводитель по архитектуре» – создаёт поэтичный образ, очень подходящий к содержанию.

Обложки книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» на трех языках. Изображение предоставлено DOM publishers
zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
zooming
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков

«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» вовсе не история про крыши, как можно подумать из названия. Эта книга – атлас сакральной геометрии города, скрытой от глаз пешеходов. Впрочем, даже то, что и без того знаешь, благодаря необычному ракурсу раскрывается по-новому. Так, история возникновения Нового Арбата вдруг становится совершенно осязаемой: идеальная горизонталь проспекта вторгается в тело города там, где остальные дома развернуты совсем под другим углом.
Дом культуры имени Русакова. 1927-1929. Архитектор Константин Мельников. Фото © Денис Есаков
Хавско-Шаболовский жилой комплекс. 1927-1930. Архитекторы Николай Травин, Борис Блохин и др. Фото © Денис Есаков

Объекты в альбоме следуют друг за другом в хронологическом порядке их появления. Поэтому «Архидрон» пролетает не только над зданиями, но и над эпохами. Супрематизм Мельникова и идеальные прямоугольники конструктивистов вытесняет «дворцовость» МГУ и ВДНХ, которую сменяют простота модернизма и разношерстная геометрия поздних построек.
Дом на набережной. 1928-1931. Архитекторы Борис и Дмитрий Иофаны. Фото © Денис Есаков
Театр Красной Армии. 1934-1940. Архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев. Фото © Денис Есаков



От фотографии к фотографии в книге складывается визуальное повествование не только об архитектуре, а еще о людях и стране. Планировка центральной площади «города электроники» Зеленограда, спроектированная в середине семидесятых, при взгляде с воздуха оказывается «микросхемой» – ровно такой, как из транзисторного приемника.

Круглые дома на улицах Довженко и Нежинской не получили троих собратьев к Олимпиаде-80, но оказывается, что примерно в то же время появляются «круги» здания музея АЗЛК, Детского музыкального театра Натальи Сац и Московского дворца молодежи. Впрочем, о том, что на крыше двух последних есть «олимпийские кольца», случайный прохожий едва ли догадается.
Здание Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. 1931-1958. Архитектор Алексей Власов. Фото © Денис Есаков
Главное здание МГУ. 1949-1953. Архитекторы Лев Руднев, Александр Хряков и другие. Фото © Денис Есаков

«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» раскрывает секреты зданий. Дом «Патриарх» в Еромолаевском переулке оказывается на плане матрешкой – в дополнение к античным статуям на фасаде и башне Татлина. На крыше главного павильона ВДНХ видны четыре позолоченные надписи «СССР». К фасадам дрон подлетает совсем близко, так, что можно, например, увидеть кондиционеры, которыми увешана Останкинская башня.
Велотрек в Крылатском. 1976-1979. Архитекторы Нина Воронина, Александр Оспенников. Фото © Денис Есаков
Дворец пионеров. 1958-1962. Архитекторы Виктор Егерев, Владимир Кубасов и другие. Фото © Денис Есаков
Здание президиума РАН. 1974-1994. Архитекторы Юрий Платонов, Людмила Барщ и др. Фото © Денис Есаков

Людей на в альбоме почти нет: они попадают в кадр всего несколько раз и ровно так, чтобы оставаться незамеченными. Фотографии с земли сняты без затей: в книге они не больше, чем адресные планы, слишком очевидные, чтобы перетягивать на себя внимание. Совсем другое дело ракурсы сверху: фотографии с воздуха выглядят как идеальные чертежные планы, которые вдруг ожили, обрели материал и цвет, но остались при этом двухмерными.
Многофункциональный жилой комплекс на Мосфильмовской улице. 2006-2012. Архитекторы Сергей Скуратов Architects. Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Аэробус». 2004-2007. Архитекторы ТПО «Резерв». Фото © Денис Есаков
Московская школа управления «Сколково». 2006-2010. Архитекторы Adjaye Associates, «А-Б студия». Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Садовые кварталы». 2010-2018. Архитекторы Сергей Скуратов Architects, «Проект Меганом» и др. Фото © Денис Есаков

24 Июля 2017

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Пресса: Москва с высоты полета дрона
В рамках Garage Art Book Fair 2017 издательство DOM publishers представило книгу известного архитектурного фотографа Дениса Есакова и искусствоведа Карины Димер «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы».
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.