Обложка книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы». Изображение предоставлено DOM publishers
Книга «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» появилась во многом благодаря случаю. Фотограф Денис Есаков готовил серию снимков столицы с воздуха для городского интернет-издания. Потом обстоятельства изменились, и они разошлись по разным медиа, российским и зарубежным. Собрать фотографии воедино автору предложил издательский дом DOM publishers – так альбом увидел свет, получив при этом подробную сопроводительную статью авторства Карины Димер.
Подготовку проекта начали ранней весной, а закончили – поздним летом прошлого года. Каждое здание снимали с трех ракурсов – два с воздуха при помощи беспилотника и один с земли, дрон поднимали на высоту до 500 метров. Солнечных дней, подходящих для работы, приходилось ждать подолгу, однако больше всего времени занял не съемочный процесс, а выбор объектов. В итоге в книгу вошли фотографии семидесяти московских домов разных лет: от Шуховской башни до жилого комплекса «Садовые кварталы» с обязательной остановкой над небоскребами Москва-сити.
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
«У меня было три критерия: архитектурная значимость, сложный вид в плане и доступность для съемки, – рассказывает Денис Есаков. – Первый список состоял из архитектурных «звезд», из которого я затем убрал те, что на плане выглядят совсем простыми прямоугольниками. Потом при помощи коллег, Нины Фроловой и Бориса Кондакова, срезал бритвой Оккама менее значимые. Это был сложный и многоступенчатый процесс».
Книга, по сути «трилингва», выпущена в трёх вариантах обложки – на русском, немецком и английском, причём именно английское название получилось самым интересным: Spying on Moscow – «шпионя за Москвой» – вполне описывает сложности, с которыми автору пришлось столкнуться при съёмке, а подзаголовок A winged guide to architecture – «крылатый путеводитель по архитектуре» – создаёт поэтичный образ, очень подходящий к содержанию.
Обложки книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» на трех языках. Изображение предоставлено DOM publishers
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
Разворот книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017). Фото © Денис Есаков
«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» вовсе не история про крыши, как можно подумать из названия. Эта книга – атлас сакральной геометрии города, скрытой от глаз пешеходов. Впрочем, даже то, что и без того знаешь, благодаря необычному ракурсу раскрывается по-новому. Так, история возникновения Нового Арбата вдруг становится совершенно осязаемой: идеальная горизонталь проспекта вторгается в тело города там, где остальные дома развернуты совсем под другим углом.
Дом культуры имени Русакова. 1927-1929. Архитектор Константин Мельников. Фото © Денис Есаков
Хавско-Шаболовский жилой комплекс. 1927-1930. Архитекторы Николай Травин, Борис Блохин и др. Фото © Денис Есаков
Объекты в альбоме следуют друг за другом в хронологическом порядке их появления. Поэтому «Архидрон» пролетает не только над зданиями, но и над эпохами. Супрематизм Мельникова и идеальные прямоугольники конструктивистов вытесняет «дворцовость» МГУ и ВДНХ, которую сменяют простота модернизма и разношерстная геометрия поздних построек.
Дом на набережной. 1928-1931. Архитекторы Борис и Дмитрий Иофаны. Фото © Денис Есаков
Театр Красной Армии. 1934-1940. Архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев. Фото © Денис Есаков
От фотографии к фотографии в книге складывается визуальное повествование не только об архитектуре, а еще о людях и стране. Планировка центральной площади «города электроники» Зеленограда, спроектированная в середине семидесятых, при взгляде с воздуха оказывается «микросхемой» – ровно такой, как из транзисторного приемника.
Круглые дома на улицах Довженко и Нежинской не получили троих собратьев к Олимпиаде-80, но оказывается, что примерно в то же время появляются «круги» здания музея АЗЛК, Детского музыкального театра Натальи Сац и Московского дворца молодежи. Впрочем, о том, что на крыше двух последних есть «олимпийские кольца», случайный прохожий едва ли догадается.
Здание Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. 1931-1958. Архитектор Алексей Власов. Фото © Денис Есаков
Главное здание МГУ. 1949-1953. Архитекторы Лев Руднев, Александр Хряков и другие. Фото © Денис Есаков
«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» раскрывает секреты зданий. Дом «Патриарх» в Еромолаевском переулке оказывается на плане матрешкой – в дополнение к античным статуям на фасаде и башне Татлина. На крыше главного павильона ВДНХ видны четыре позолоченные надписи «СССР». К фасадам дрон подлетает совсем близко, так, что можно, например, увидеть кондиционеры, которыми увешана Останкинская башня.
Велотрек в Крылатском. 1976-1979. Архитекторы Нина Воронина, Александр Оспенников. Фото © Денис Есаков
Дворец пионеров. 1958-1962. Архитекторы Виктор Егерев, Владимир Кубасов и другие. Фото © Денис Есаков
Здание президиума РАН. 1974-1994. Архитекторы Юрий Платонов, Людмила Барщ и др. Фото © Денис Есаков
Людей на в альбоме почти нет: они попадают в кадр всего несколько раз и ровно так, чтобы оставаться незамеченными. Фотографии с земли сняты без затей: в книге они не больше, чем адресные планы, слишком очевидные, чтобы перетягивать на себя внимание. Совсем другое дело ракурсы сверху: фотографии с воздуха выглядят как идеальные чертежные планы, которые вдруг ожили, обрели материал и цвет, но остались при этом двухмерными.
Многофункциональный жилой комплекс на Мосфильмовской улице. 2006-2012. Архитекторы Сергей Скуратов Architects. Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Аэробус». 2004-2007. Архитекторы ТПО «Резерв». Фото © Денис Есаков
Московская школа управления «Сколково». 2006-2010. Архитекторы Adjaye Associates, «А-Б студия». Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Садовые кварталы». 2010-2018. Архитекторы Сергей Скуратов Architects, «Проект Меганом» и др. Фото © Денис Есаков