Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Обложка книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы». Изображение предоставлено DOM publishers
Книга «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» появилась во многом благодаря случаю. Фотограф Денис Есаков готовил серию снимков столицы с воздуха для городского интернет-издания. Потом обстоятельства изменились, и они разошлись по разным медиа, российским и зарубежным. Собрать фотографии воедино автору предложил издательский дом DOM publishers – так альбом увидел свет, получив при этом подробную сопроводительную статью авторства Карины Димер.
Подготовку проекта начали ранней весной, а закончили – поздним летом прошлого года. Каждое здание снимали с трех ракурсов – два с воздуха при помощи беспилотника и один с земли, дрон поднимали на высоту до 500 метров. Солнечных дней, подходящих для работы, приходилось ждать подолгу, однако больше всего времени занял не съемочный процесс, а выбор объектов. В итоге в книгу вошли фотографии семидесяти московских домов разных лет: от Шуховской башни до жилого комплекса «Садовые кварталы» с обязательной остановкой над небоскребами Москва-сити.
«У меня было три критерия: архитектурная значимость, сложный вид в плане и доступность для съемки, – рассказывает Денис Есаков. – Первый список состоял из архитектурных «звезд», из которого я затем убрал те, что на плане выглядят совсем простыми прямоугольниками. Потом при помощи коллег, Нины Фроловой и Бориса Кондакова, срезал бритвой Оккама менее значимые. Это был сложный и многоступенчатый процесс».
Книга, по сути «трилингва», выпущена в трёх вариантах обложки – на русском, немецком и английском, причём именно английское название получилось самым интересным: Spying on Moscow – «шпионя за Москвой» – вполне описывает сложности, с которыми автору пришлось столкнуться при съёмке, а подзаголовок A winged guide to architecture – «крылатый путеводитель по архитектуре» – создаёт поэтичный образ, очень подходящий к содержанию.
Обложки книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» на трех языках. Изображение предоставлено DOM publishers
«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» вовсе не история про крыши, как можно подумать из названия. Эта книга – атлас сакральной геометрии города, скрытой от глаз пешеходов. Впрочем, даже то, что и без того знаешь, благодаря необычному ракурсу раскрывается по-новому. Так, история возникновения Нового Арбата вдруг становится совершенно осязаемой: идеальная горизонталь проспекта вторгается в тело города там, где остальные дома развернуты совсем под другим углом.
Объекты в альбоме следуют друг за другом в хронологическом порядке их появления. Поэтому «Архидрон» пролетает не только над зданиями, но и над эпохами. Супрематизм Мельникова и идеальные прямоугольники конструктивистов вытесняет «дворцовость» МГУ и ВДНХ, которую сменяют простота модернизма и разношерстная геометрия поздних построек.
От фотографии к фотографии в книге складывается визуальное повествование не только об архитектуре, а еще о людях и стране. Планировка центральной площади «города электроники» Зеленограда, спроектированная в середине семидесятых, при взгляде с воздуха оказывается «микросхемой» – ровно такой, как из транзисторного приемника.
Круглые дома на улицах Довженко и Нежинской не получили троих собратьев к Олимпиаде-80, но оказывается, что примерно в то же время появляются «круги» здания музея АЗЛК, Детского музыкального театра Натальи Сац и Московского дворца молодежи. Впрочем, о том, что на крыше двух последних есть «олимпийские кольца», случайный прохожий едва ли догадается.
«АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» раскрывает секреты зданий. Дом «Патриарх» в Еромолаевском переулке оказывается на плане матрешкой – в дополнение к античным статуям на фасаде и башне Татлина. На крыше главного павильона ВДНХ видны четыре позолоченные надписи «СССР». К фасадам дрон подлетает совсем близко, так, что можно, например, увидеть кондиционеры, которыми увешана Останкинская башня.
Людей на в альбоме почти нет: они попадают в кадр всего несколько раз и ровно так, чтобы оставаться незамеченными. Фотографии с земли сняты без затей: в книге они не больше, чем адресные планы, слишком очевидные, чтобы перетягивать на себя внимание. Совсем другое дело ракурсы сверху: фотографии с воздуха выглядят как идеальные чертежные планы, которые вдруг ожили, обрели материал и цвет, но остались при этом двухмерными.