Константин Ходнев: «Нам было важно сделать не просто благоустройство»

В рамках воркшопа «Весенний МАРШ» в Казани, организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, команда под руководством Константина Ходнева разработала концепцию преобразования села Верхний Услон в современную комфортабельную туристическую зону.

mainImg
Архитектор:
Константин Ходнев
Архи.ру:
– Почему вы решили стать тьютором «Весеннего МАРШа» в этом году? Вы ведь участвуете в воркшопе уже во второй раз?

Констанин Ходнев:
– Мне все очень понравилось в прошлом году. Энергетически это был невероятно сильный процесс. Честно говоря, я потом на этом заряде еще несколько месяцев существовал. Там казалось, что время сжимается, потому что за очень короткое время ты делаешь столько, сколько в Москве получается за полгода. Плюс очень хорошая интеллектуальная атмосфера общения с коллегами. Определенную роль сыграла и вовлеченность местных властей. Было совершенно неожиданно, что прошло всего несколько месяцев, а многое уже было реализовано. В московских реалиях такого вообще никогда не ожидаешь. Поэтому когда меня спросили, хочу ли я поехать еще раз, я просто сказал «Да!». Хотя в этом году все было немного по-другому.

– Какая же была разница?

– Прежде всего все было короче. В прошлом году воркшоп длился, мне кажется, около трех с половиной недель. Теперь же все надо было все сделать за неделю, хотя объем работ остался тот же самый. Впрочем многие вещи уже не надо было объяснять, потому что довольно много участников этого воркшопа были участниками и предыдущего. Также принимал участие «Архитектурный десант», который занимался рабочей документацией и авторским надзором того, что мы делали в прошлом году. То есть сейчас задача была в большей степени стратегическая: требовалось не столько говорить о конкретных павильонах, сколько о том, что нужно в целом.

– Что за участок достался вам в этом году?

– Село Верхний Услон, самый близкий к Казани участок. Оно находится на противоположном берегу Волги. Туда достаточно просто добраться, особенно летом, на рейсовом кораблике можно доплыть за двадцать минут. На машине дорога занимает примерно час. Там красивые ландшафты, высокий берег Волги, с него открывается прекрасный вид на панораму Казани, которую так просто изнутри и не увидишь, длинный песчаный пляж, в сущности единственный в округе, там можно купаться. Достоинств еще много.
Анализ поверхностей. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Расположение села. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы поняли, что это место – точка притяжения для жителей Казани, которые приезжают туда отдыхать. Но при этом никакой туристической или рекреационной инфраструктуры не существует. Даже пляж – просто полоска песка. Приехать и остановиться официально невозможно – никаких гостиниц нет. Люди буквально ходят по дворам, стучатся в калитки и спрашивают, можно ли снять жилье.

А задача была как-то сформулирована? Или вам просто дали участок и сказали: «Делайте, что хотите».

Не скажу, что мы полностью перевернули восприятие этого места. Там уже была проведена определенная работа. Местные власти тоже прекрасно понимают, что сейчас туризм – это некая проблема, которую нужно решить. Но им скорее в качестве точки приложения усилий виделась прибрежная зона. Мы же подошли к вопросу не локально, а комплексно.

– В чем именно заключалась комплексность?

– Для нас было важным сделать не просто благоустройство из разряда «Мы хотим, чтобы у нас было, как в Москве», а наметить те вещи, которые важны с точки зрения функционирования села. То, что позволит ему стать полноценным современным и комфортным местом для отдыха. Чтобы у него появилась какая-то цель, специализация, возникли новые рабочие места. С социальной точки зрения это очень важно.

Сейчас местные жители, может быть, и не очень рады тому, что приезжают какие-то люди и жарят шашлыки на пляже, а потом за ними приходиться убирать, потому что нет никакой инфраструктуры. Если все оживить и превратить в благоустроенное пространство, то те, кто приезжает, будут приносить деньги. Сейчас у них просто нет возможности это сделать. Но когда они смогут жить в гостинице, обедать или ужинать в ресторане, заниматься водными видами спорта и так далее – все это позволит малому бизнесу развиваться и будет поддерживать качество жизни в селе. Тогда то же самое благоустройство – начиная от новых фонарей и мощения улиц – станет оправданным. Так мы рассуждали.

– А что конкретно ваша команда предложила?

– Прежде всего мы придумали, что собственно нужно делать с пляжем, поскольку с ним была проблема. Там причал, а по нормам от причала до пляжа должно быть не меньше километра. Кстати старый деревянный причал мы предложили обязательно сохранить как память места, потому его собиралась разобрать, чтобы построить новый. Поскольку пляж длинный, то первый километр от причала мы решили превратить в рекреационный парк у воды с зонами активного отдыха и спорта, павильоном еды и детскими площадками.
Решение зоны причала. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Сам пляж, оборудованный для купания, решили передвинуть дальше. Там как раз есть прекрасная бухта, где сейчас и купаются местные. Получилась линейная структура с разными функциональными зонами.
Схема генерального плана. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Плюс мы предложили посадить деревья. До появления Куйбышевского водохранилища, когда Волга разлилась и часть села ушла под воду, здесь была роща и кое-какие деревья сохранились на пляже. Мы предложили сделать зеленый мыс, который будет защищать от ветра и позволит создать более укромные зоны, в которых можно оборудовать в том числе кемпинг. Мы общались с дендрологами, выясняли, какие деревья здесь можно посадить.
Фрагмент генерального плана. Зеленый мыс. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Деревья, предложенные к посадке в зоне пляжа. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Практически в центре Верхнего Услона стоит заброшенный завод. Бывшая промышленная территория – единственное более-менее свободное место поселка. Мы предложили сделать там туристический центр, условно говоря, гостиный двор. Чтобы там появились гостиница, кафе и рестораны, лавки с местными товарами и, может быть, даже небольшая мануфактура. Район славится своим сельским хозяйством – говорят, что там растут знаменитые услонские помидоры, ягоды и яблоки. Все, что там выращивается, можно было бы там же и перерабатывать. То есть, вполне возможно развивать еще и агротуризм.
План «Гостиного двора». Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

В этом селе большая сезонность по численности населения?

– Да, сезонность довольно сильная, зимой людей в четыре – пять раз меньше, чем летом.
Мы поняли, что есть летний туризм, а в остальное время место не работает. Еще одна задача заключалась в том, чтобы сделать эту загрузку более равномерной. Поэтому, кроме пляжного отдыха, мы предложили программу фестивалей и туристический пешеходный маршрут.

Мы обошли село вместе с местными архитекторами и администрацией. Они нам показывали достопримечательности. Потом мы сделали карту фотоактивности, используя сервисы, связанные с Яндекс.Фото и Google Photos, которые по геотэгам определяют, в каких местах люди чаще всего фотографируются.
Тепловая карта фотоактивности. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы поняли, что хорошо бы сделать кольцевой маршрут, в который войдут краеведческий музей, парк в центральной части, который они уже начали развивать, церковь, памятники истории и культуры, ландшафтные достопримечательности – каменные овраги, холм, карстовое озеро – интересные для туризма в любое время года. Карстовое озеро можно было бы еще использовать зимой как каток.
Потом мы проанализировали сообщества велосипедистов, где они расписывают свои треки. Мы наложили на поселок сетку перемещения велосипедистов и поняли, что они тоже проходят по тем местам, которые мы хотели включить в маршрут.
Схема велосипедных маршрутов. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

По большому счету, единственная улица в селе – улица Чехова, магистраль, которая связывает собственно село и воду. По ней прибывают гости, на этой же оси находится и будущий туристический центр. Как обычно бывает в селах, градостроительном отношении она «рыхлая», с неясным фронтом. По ней неприятно и неинтересно ходить, потому что нет тротуаров, зато есть какие-то вставки из зон торговли и заборы. Мы предложили ею также заняться.
Схема ключевых объектов и общественных зон. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Улица Чехова. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Дальше улица спускается к причалу, площадь перед причалом – последняя точка, которую мы наметили и которую тоже надо сделать. Это главная площадь села, которая какую-то часть времени работает как стоянка, но на ней могут проходить и ярмарки, и городские праздники с фейерверками, которые будут устраиваться у воды. Мы наметили культурную программу: праздники, посвященные первым урожаям, концерты, фестивали воздушных змеев на горе Соколка, потому что там постоянно ветер и это бы прекрасно работало. То есть, какие-то мероприятия в дополнение к памятникам истории и культуры.

А есть какие-то памятники истории и культуры?

– В селе есть памятник чешским легионерам. Гражданская война оставила свой след, потому что здесь происходила битва за Казань. Памятник относительно недавний, минималистичный, сделанный на деньги Чешской республики. Он находится на Верхнеуслонской горе, где стояла батарея Чехословацкого корпуса.

Еще есть музей Янки Купалы. Казалось бы, Татарстан, село Верхний Услон – ничто не предвещало. Но он есть. Оказывается, Купала жил тут в эвакуации.
План благоустройства улицы Чехова. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Музей располагается в здании мукомольного комбината. Оно красивое, кирпичное, конца XIX века, стоит на берегу. Мы говорили о том, что из него получилась бы гостиница с прекрасными видами на Волгу и на Казань. Оно могло бы быть ключевой точкой всего развития села, и, если включить фантазию, то можно превратить его в туристическое место мирового уровня – все для этого есть.
Расположение музея Янки Купалы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Насколько тщательно удалось проработать проект?

– Семь дней, а реально было даже пять рабочих дней, не тот срок, за который можно полноценно сделать большой проект. Но наметить основные вещи возможно. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – сделать и общий стратегический анализ, и постараться дойти до небольших, но важных деталей.

Мы искали некие пути и символы, чтобы выявить идентичность. Например, анализировали поверхности для того, чтобы сделать дизайн общественных зон пляжа связанным с местом. Не просто нарисовать некие линии, волнистые или прямые, и сказать, что теперь здесь будет, предположим, парк, а понять место с его ландшафтом, культурой и историей. На мой взгляд очень важно связывать идеи с контекстом и местом. В данном случае – опосредованно, через поверхности.
Здание мукомольного завода. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

На местном пляже в начале 1980-х годов были сделаны своеообразные малые формы из смальты. Сейчас они похожи на руины исчезнувшей цивилизации. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы в благоустройстве бетонные поверхности имели похожий растр из плитки либо мощение брусчаткой было с тем же рисунком, который образует смальта, только укрупненным. Получилась своего рода «сверхмозаика», где большая площадь мощения по сути превратилась в «сверхживописное» полотно, что визуально уменьшает масштаб и создает уникальную среду.

Еще там есть необычная галька, которая, в принципе, представляет собой размолотый исторический Верхний Услон. Когда пятьдесят лет назад появилось водохранилище, некоторые сельские улицы были затоплены. За это время вода превратила дома в гальку, но эта галька из стройматериалов: из кирпича, известняка – из того, из чего эти дома были сложены. Мы отталкивались и от этой гальки. Мы можем использовать ее узор в благоустройстве как ломаный фрактальный паттерн, который накладывается и крупной сеткой рисунка благоустройства, и мелкими пикселями на элементы мощения.
Сохранившиеся украшения пляжа. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

На берегу сейчас лежат старые лодки с очень живописными поверхностями из нескольких протертых слоев краски, они напоминают картины Поллока. Похожую, состаренную многослойную окраску мы предложили использовать для деревянных поверхностей павильонов на пляже.

Решение павильонов – асболютно спокойное, тоже отчасти связанное с историей пляжа. Здесь частично сохранилась вышка спасателей, сваренная из тонких металлических конструкций. В павильонах мы использовали тонкий металлический каркас – простая архитектура, ничего на себя не берущая, а просто создающая фон.
Анализ поверхностей. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы сделали несколько презентационных картинок осознанно открыточного характера: коллажи из картин передвижников, совмещенные с нашим местом. Например, иллюстрация пляжа сделана на основе «Бурлаков на Волге». Это легкий юмористический прием визуализации идеи и смыслов. Но на самом деле он достаточно глубокий, потому что это вещи, связанные и с культурой, которую все понимают, и с этим контекстом.
Проект пляжного павильона. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

– Что вам дало участие в воркшопе и что, по вашему мнению, вы дали своим слушателям?

– Воркшоп дал мне, возможно, даже больше, чем я его слушателям. Нет, я конечно старался (смеется). Честно говоря, я тоже очень многому учусь. В первую очередь, это опыт быстрого формулирования задач и дирижирования. Я, как и другие тьюторы, не был там руководителем компании, как в архитектурном бюро. Мы скорее обучали и должны были не предлагать идеи, а рассказывать и направлять. То есть структурировать работу и задавать те вопросы, которые слушатели сами себе, может быть, не задали бы.

Я старался научить их смотреть на вопрос шире. Если речь шла о пляже, то мы рассматривали все связи и в целом – как пляж связан с Казанью, как до него люди добираются, что там происходит в другое время года, что еще может происходить. Если мы рассматривали село, то я говорил: «Давайте посмотрим на весь район, что еще в районе важного происходит, чем он славится, что еще можно добавить?» Это было очень полезно, потому что отличается от любой проектной практики, когда мы решаем конкретную узкую задачу. Возможность посмотреть шире, сделать более широкий и стратегический анализ, она очень ценная.
Иллюстрация из презентации. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Иллюстрация из презентации. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Детали важны, им, безусловно, тоже надо учиться. Но сначала надо понимать, что делать и зачем это делать. Только ответив на эти вопросы, можно идти дальше. Но если ответить на них неправильно или не ответить вовсе, и пойти дальше, то можно сделать вещи, которые не будут работать. В общественных пространствах же главное, что бы они работали. Это, кстати, было не всем до конца понятно. Например, для кого-то парк был просто местом, куда приходят люди. А зачем они придут туда, кто именно туда придет, что нужно, чтобы они пришли и было интересно – вот эти очень важные вопросы часто ускользали от внимания.
Фрагмент генерального плана. Зона активного отдыха. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Карстовое озеро. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Фрагменты благоустройства зоны активного отдыха. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

– А как вы строили свою работу с командой?

– Я уже говорил, что была важна быстрая формулировка задач, а еще понимание для самого себя сильных и слабых сторон предложений команды.

Когда мы только отправились на место, я попросил, чтобы все зарисовывали и записывали свои мысли и ощущения, анализировали все в онлайн режиме. Мне это кажется ценным. Когда мы вернулись, я дал полтора часа на то, чтобы каждый подготовил свою презентацию про место. Было очень интересно, как все себя раскрыли. Были сделаны блестящие вещи, которые потом вошли в окончательный анализ.
И, конечно, это было удобно, потому что сразу стало понятно, кто как думает. Для распределения работы мне нужно было понять, у кого какие сильные стороны, и кто что может сделать.
Эскизы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Эскизы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Параллельно каждый день я проводил своеобразные мини-лекции: когда мы подходили к обсуждению какого-то вопроса или решению какой-то проблемы, я рассказывал, какие вообще есть способы решения таких проблем, вкратце описывал аналогичные ситуации, иллюстрировал их, начиная общими примерами и заканчивая вполне конкретными фотографиями из путешествий. Мне было интересно направлять ход мыслей команды. В ней были и районные архитекторы Татарстана, и члены «Архитектурного десанта», и просто молодые архитекторы. Степень подготовленности была разной, но в целом все довольно сильные. Коллеги из Татарстана производят очень благоприятное впечатление. Они очень активны, всем интересуются и невероятно работоспособны. Я бы с удовольствием, честно говоря, работал бы с ними и на постоянной основе.

Думаю, это был очень полезный и интересный опыт для участников воркшопа и для развития Верхнего Услона.
***

Состав команды под руководством тьютора Константина Ходнева на МАРШ Лаб 2017: Камиль Гарипов, Лилия Гиззятова, Карина Давлетьянова, Алексей Карасев, Анна Лазарева, Иса Магомедов, Лейсан Минлибаева, Александр Новоселов, Айдар Нуруллин, Вадим Убейкин, Ленар Хамитов.
 
Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Архитектор:
Константин Ходнев

24 Мая 2017

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Юлий Борисов: «Одной только графикой улучшить жизнь...
В рамках воркшопа «Весенний МАРШ», организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, группа Юлия Борисова предложила вместо простого проекта благоустройства села Старое Дрожжаное программу его эко-развития, совместив экологию с экономикой.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».