Константин Ходнев: «Нам было важно сделать не просто благоустройство»

В рамках воркшопа «Весенний МАРШ» в Казани, организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, команда под руководством Константина Ходнева разработала концепцию преобразования села Верхний Услон в современную комфортабельную туристическую зону.

mainImg
Архитектор:
Константин Ходнев
Архи.ру:
– Почему вы решили стать тьютором «Весеннего МАРШа» в этом году? Вы ведь участвуете в воркшопе уже во второй раз?

Констанин Ходнев:
– Мне все очень понравилось в прошлом году. Энергетически это был невероятно сильный процесс. Честно говоря, я потом на этом заряде еще несколько месяцев существовал. Там казалось, что время сжимается, потому что за очень короткое время ты делаешь столько, сколько в Москве получается за полгода. Плюс очень хорошая интеллектуальная атмосфера общения с коллегами. Определенную роль сыграла и вовлеченность местных властей. Было совершенно неожиданно, что прошло всего несколько месяцев, а многое уже было реализовано. В московских реалиях такого вообще никогда не ожидаешь. Поэтому когда меня спросили, хочу ли я поехать еще раз, я просто сказал «Да!». Хотя в этом году все было немного по-другому.

– Какая же была разница?

– Прежде всего все было короче. В прошлом году воркшоп длился, мне кажется, около трех с половиной недель. Теперь же все надо было все сделать за неделю, хотя объем работ остался тот же самый. Впрочем многие вещи уже не надо было объяснять, потому что довольно много участников этого воркшопа были участниками и предыдущего. Также принимал участие «Архитектурный десант», который занимался рабочей документацией и авторским надзором того, что мы делали в прошлом году. То есть сейчас задача была в большей степени стратегическая: требовалось не столько говорить о конкретных павильонах, сколько о том, что нужно в целом.

– Что за участок достался вам в этом году?

– Село Верхний Услон, самый близкий к Казани участок. Оно находится на противоположном берегу Волги. Туда достаточно просто добраться, особенно летом, на рейсовом кораблике можно доплыть за двадцать минут. На машине дорога занимает примерно час. Там красивые ландшафты, высокий берег Волги, с него открывается прекрасный вид на панораму Казани, которую так просто изнутри и не увидишь, длинный песчаный пляж, в сущности единственный в округе, там можно купаться. Достоинств еще много.
Анализ поверхностей. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Расположение села. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы поняли, что это место – точка притяжения для жителей Казани, которые приезжают туда отдыхать. Но при этом никакой туристической или рекреационной инфраструктуры не существует. Даже пляж – просто полоска песка. Приехать и остановиться официально невозможно – никаких гостиниц нет. Люди буквально ходят по дворам, стучатся в калитки и спрашивают, можно ли снять жилье.

А задача была как-то сформулирована? Или вам просто дали участок и сказали: «Делайте, что хотите».

Не скажу, что мы полностью перевернули восприятие этого места. Там уже была проведена определенная работа. Местные власти тоже прекрасно понимают, что сейчас туризм – это некая проблема, которую нужно решить. Но им скорее в качестве точки приложения усилий виделась прибрежная зона. Мы же подошли к вопросу не локально, а комплексно.

– В чем именно заключалась комплексность?

– Для нас было важным сделать не просто благоустройство из разряда «Мы хотим, чтобы у нас было, как в Москве», а наметить те вещи, которые важны с точки зрения функционирования села. То, что позволит ему стать полноценным современным и комфортным местом для отдыха. Чтобы у него появилась какая-то цель, специализация, возникли новые рабочие места. С социальной точки зрения это очень важно.

Сейчас местные жители, может быть, и не очень рады тому, что приезжают какие-то люди и жарят шашлыки на пляже, а потом за ними приходиться убирать, потому что нет никакой инфраструктуры. Если все оживить и превратить в благоустроенное пространство, то те, кто приезжает, будут приносить деньги. Сейчас у них просто нет возможности это сделать. Но когда они смогут жить в гостинице, обедать или ужинать в ресторане, заниматься водными видами спорта и так далее – все это позволит малому бизнесу развиваться и будет поддерживать качество жизни в селе. Тогда то же самое благоустройство – начиная от новых фонарей и мощения улиц – станет оправданным. Так мы рассуждали.

– А что конкретно ваша команда предложила?

– Прежде всего мы придумали, что собственно нужно делать с пляжем, поскольку с ним была проблема. Там причал, а по нормам от причала до пляжа должно быть не меньше километра. Кстати старый деревянный причал мы предложили обязательно сохранить как память места, потому его собиралась разобрать, чтобы построить новый. Поскольку пляж длинный, то первый километр от причала мы решили превратить в рекреационный парк у воды с зонами активного отдыха и спорта, павильоном еды и детскими площадками.
Решение зоны причала. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Сам пляж, оборудованный для купания, решили передвинуть дальше. Там как раз есть прекрасная бухта, где сейчас и купаются местные. Получилась линейная структура с разными функциональными зонами.
Схема генерального плана. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Плюс мы предложили посадить деревья. До появления Куйбышевского водохранилища, когда Волга разлилась и часть села ушла под воду, здесь была роща и кое-какие деревья сохранились на пляже. Мы предложили сделать зеленый мыс, который будет защищать от ветра и позволит создать более укромные зоны, в которых можно оборудовать в том числе кемпинг. Мы общались с дендрологами, выясняли, какие деревья здесь можно посадить.
Фрагмент генерального плана. Зеленый мыс. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Деревья, предложенные к посадке в зоне пляжа. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Практически в центре Верхнего Услона стоит заброшенный завод. Бывшая промышленная территория – единственное более-менее свободное место поселка. Мы предложили сделать там туристический центр, условно говоря, гостиный двор. Чтобы там появились гостиница, кафе и рестораны, лавки с местными товарами и, может быть, даже небольшая мануфактура. Район славится своим сельским хозяйством – говорят, что там растут знаменитые услонские помидоры, ягоды и яблоки. Все, что там выращивается, можно было бы там же и перерабатывать. То есть, вполне возможно развивать еще и агротуризм.
План «Гостиного двора». Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

В этом селе большая сезонность по численности населения?

– Да, сезонность довольно сильная, зимой людей в четыре – пять раз меньше, чем летом.
Мы поняли, что есть летний туризм, а в остальное время место не работает. Еще одна задача заключалась в том, чтобы сделать эту загрузку более равномерной. Поэтому, кроме пляжного отдыха, мы предложили программу фестивалей и туристический пешеходный маршрут.

Мы обошли село вместе с местными архитекторами и администрацией. Они нам показывали достопримечательности. Потом мы сделали карту фотоактивности, используя сервисы, связанные с Яндекс.Фото и Google Photos, которые по геотэгам определяют, в каких местах люди чаще всего фотографируются.
Тепловая карта фотоактивности. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы поняли, что хорошо бы сделать кольцевой маршрут, в который войдут краеведческий музей, парк в центральной части, который они уже начали развивать, церковь, памятники истории и культуры, ландшафтные достопримечательности – каменные овраги, холм, карстовое озеро – интересные для туризма в любое время года. Карстовое озеро можно было бы еще использовать зимой как каток.
Потом мы проанализировали сообщества велосипедистов, где они расписывают свои треки. Мы наложили на поселок сетку перемещения велосипедистов и поняли, что они тоже проходят по тем местам, которые мы хотели включить в маршрут.
Схема велосипедных маршрутов. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

По большому счету, единственная улица в селе – улица Чехова, магистраль, которая связывает собственно село и воду. По ней прибывают гости, на этой же оси находится и будущий туристический центр. Как обычно бывает в селах, градостроительном отношении она «рыхлая», с неясным фронтом. По ней неприятно и неинтересно ходить, потому что нет тротуаров, зато есть какие-то вставки из зон торговли и заборы. Мы предложили ею также заняться.
Схема ключевых объектов и общественных зон. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Улица Чехова. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Дальше улица спускается к причалу, площадь перед причалом – последняя точка, которую мы наметили и которую тоже надо сделать. Это главная площадь села, которая какую-то часть времени работает как стоянка, но на ней могут проходить и ярмарки, и городские праздники с фейерверками, которые будут устраиваться у воды. Мы наметили культурную программу: праздники, посвященные первым урожаям, концерты, фестивали воздушных змеев на горе Соколка, потому что там постоянно ветер и это бы прекрасно работало. То есть, какие-то мероприятия в дополнение к памятникам истории и культуры.

А есть какие-то памятники истории и культуры?

– В селе есть памятник чешским легионерам. Гражданская война оставила свой след, потому что здесь происходила битва за Казань. Памятник относительно недавний, минималистичный, сделанный на деньги Чешской республики. Он находится на Верхнеуслонской горе, где стояла батарея Чехословацкого корпуса.

Еще есть музей Янки Купалы. Казалось бы, Татарстан, село Верхний Услон – ничто не предвещало. Но он есть. Оказывается, Купала жил тут в эвакуации.
План благоустройства улицы Чехова. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Музей располагается в здании мукомольного комбината. Оно красивое, кирпичное, конца XIX века, стоит на берегу. Мы говорили о том, что из него получилась бы гостиница с прекрасными видами на Волгу и на Казань. Оно могло бы быть ключевой точкой всего развития села, и, если включить фантазию, то можно превратить его в туристическое место мирового уровня – все для этого есть.
Расположение музея Янки Купалы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Насколько тщательно удалось проработать проект?

– Семь дней, а реально было даже пять рабочих дней, не тот срок, за который можно полноценно сделать большой проект. Но наметить основные вещи возможно. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – сделать и общий стратегический анализ, и постараться дойти до небольших, но важных деталей.

Мы искали некие пути и символы, чтобы выявить идентичность. Например, анализировали поверхности для того, чтобы сделать дизайн общественных зон пляжа связанным с местом. Не просто нарисовать некие линии, волнистые или прямые, и сказать, что теперь здесь будет, предположим, парк, а понять место с его ландшафтом, культурой и историей. На мой взгляд очень важно связывать идеи с контекстом и местом. В данном случае – опосредованно, через поверхности.
Здание мукомольного завода. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

На местном пляже в начале 1980-х годов были сделаны своеообразные малые формы из смальты. Сейчас они похожи на руины исчезнувшей цивилизации. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы в благоустройстве бетонные поверхности имели похожий растр из плитки либо мощение брусчаткой было с тем же рисунком, который образует смальта, только укрупненным. Получилась своего рода «сверхмозаика», где большая площадь мощения по сути превратилась в «сверхживописное» полотно, что визуально уменьшает масштаб и создает уникальную среду.

Еще там есть необычная галька, которая, в принципе, представляет собой размолотый исторический Верхний Услон. Когда пятьдесят лет назад появилось водохранилище, некоторые сельские улицы были затоплены. За это время вода превратила дома в гальку, но эта галька из стройматериалов: из кирпича, известняка – из того, из чего эти дома были сложены. Мы отталкивались и от этой гальки. Мы можем использовать ее узор в благоустройстве как ломаный фрактальный паттерн, который накладывается и крупной сеткой рисунка благоустройства, и мелкими пикселями на элементы мощения.
Сохранившиеся украшения пляжа. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

На берегу сейчас лежат старые лодки с очень живописными поверхностями из нескольких протертых слоев краски, они напоминают картины Поллока. Похожую, состаренную многослойную окраску мы предложили использовать для деревянных поверхностей павильонов на пляже.

Решение павильонов – асболютно спокойное, тоже отчасти связанное с историей пляжа. Здесь частично сохранилась вышка спасателей, сваренная из тонких металлических конструкций. В павильонах мы использовали тонкий металлический каркас – простая архитектура, ничего на себя не берущая, а просто создающая фон.
Анализ поверхностей. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы сделали несколько презентационных картинок осознанно открыточного характера: коллажи из картин передвижников, совмещенные с нашим местом. Например, иллюстрация пляжа сделана на основе «Бурлаков на Волге». Это легкий юмористический прием визуализации идеи и смыслов. Но на самом деле он достаточно глубокий, потому что это вещи, связанные и с культурой, которую все понимают, и с этим контекстом.
Проект пляжного павильона. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

– Что вам дало участие в воркшопе и что, по вашему мнению, вы дали своим слушателям?

– Воркшоп дал мне, возможно, даже больше, чем я его слушателям. Нет, я конечно старался (смеется). Честно говоря, я тоже очень многому учусь. В первую очередь, это опыт быстрого формулирования задач и дирижирования. Я, как и другие тьюторы, не был там руководителем компании, как в архитектурном бюро. Мы скорее обучали и должны были не предлагать идеи, а рассказывать и направлять. То есть структурировать работу и задавать те вопросы, которые слушатели сами себе, может быть, не задали бы.

Я старался научить их смотреть на вопрос шире. Если речь шла о пляже, то мы рассматривали все связи и в целом – как пляж связан с Казанью, как до него люди добираются, что там происходит в другое время года, что еще может происходить. Если мы рассматривали село, то я говорил: «Давайте посмотрим на весь район, что еще в районе важного происходит, чем он славится, что еще можно добавить?» Это было очень полезно, потому что отличается от любой проектной практики, когда мы решаем конкретную узкую задачу. Возможность посмотреть шире, сделать более широкий и стратегический анализ, она очень ценная.
Иллюстрация из презентации. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Иллюстрация из презентации. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Детали важны, им, безусловно, тоже надо учиться. Но сначала надо понимать, что делать и зачем это делать. Только ответив на эти вопросы, можно идти дальше. Но если ответить на них неправильно или не ответить вовсе, и пойти дальше, то можно сделать вещи, которые не будут работать. В общественных пространствах же главное, что бы они работали. Это, кстати, было не всем до конца понятно. Например, для кого-то парк был просто местом, куда приходят люди. А зачем они придут туда, кто именно туда придет, что нужно, чтобы они пришли и было интересно – вот эти очень важные вопросы часто ускользали от внимания.
Фрагмент генерального плана. Зона активного отдыха. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Карстовое озеро. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Фрагменты благоустройства зоны активного отдыха. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

– А как вы строили свою работу с командой?

– Я уже говорил, что была важна быстрая формулировка задач, а еще понимание для самого себя сильных и слабых сторон предложений команды.

Когда мы только отправились на место, я попросил, чтобы все зарисовывали и записывали свои мысли и ощущения, анализировали все в онлайн режиме. Мне это кажется ценным. Когда мы вернулись, я дал полтора часа на то, чтобы каждый подготовил свою презентацию про место. Было очень интересно, как все себя раскрыли. Были сделаны блестящие вещи, которые потом вошли в окончательный анализ.
И, конечно, это было удобно, потому что сразу стало понятно, кто как думает. Для распределения работы мне нужно было понять, у кого какие сильные стороны, и кто что может сделать.
Эскизы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Эскизы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Параллельно каждый день я проводил своеобразные мини-лекции: когда мы подходили к обсуждению какого-то вопроса или решению какой-то проблемы, я рассказывал, какие вообще есть способы решения таких проблем, вкратце описывал аналогичные ситуации, иллюстрировал их, начиная общими примерами и заканчивая вполне конкретными фотографиями из путешествий. Мне было интересно направлять ход мыслей команды. В ней были и районные архитекторы Татарстана, и члены «Архитектурного десанта», и просто молодые архитекторы. Степень подготовленности была разной, но в целом все довольно сильные. Коллеги из Татарстана производят очень благоприятное впечатление. Они очень активны, всем интересуются и невероятно работоспособны. Я бы с удовольствием, честно говоря, работал бы с ними и на постоянной основе.

Думаю, это был очень полезный и интересный опыт для участников воркшопа и для развития Верхнего Услона.
***

Состав команды под руководством тьютора Константина Ходнева на МАРШ Лаб 2017: Камиль Гарипов, Лилия Гиззятова, Карина Давлетьянова, Алексей Карасев, Анна Лазарева, Иса Магомедов, Лейсан Минлибаева, Александр Новоселов, Айдар Нуруллин, Вадим Убейкин, Ленар Хамитов.
 
Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Архитектор:
Константин Ходнев

24 Мая 2017

Похожие статьи
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Юлий Борисов: «Одной только графикой улучшить жизнь...
В рамках воркшопа «Весенний МАРШ», организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, группа Юлия Борисова предложила вместо простого проекта благоустройства села Старое Дрожжаное программу его эко-развития, совместив экологию с экономикой.
Технологии и материалы
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».