English version

Одежда для интроверта

Здание с ажурным, завораживающе поблескивающим фасадом было попыткой скрестить типологию шопинг-молла и городской улицы. Молл оказался сильнее; но ТРЦ – реализованный результат конкурса, проведенного архсоветом – красив и сам по себе.

mainImg
Архитектор:
Андрей Асадов
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
Россия, Москва, Славянский бульвар, вл.3

Авторский коллектив:
Архитектурное Бюро Асадова (концепция фасадов и благоустройства, сопровождение проекта, надзор): А.А. Асадов, Е. Дидоренко, при участии К. Шепеты, И. Шевченко, Ю. Шалетри, П. Белковой, М. Малеина
АСП проект (стадия П): И. Хатипоглу (рук.)
Ренессанс констракшн (стадия РД): М. Кучукйылмаз (рук.)

2013 — 2015 / 2014 — 2016

​Заказчик: ТПС Недвижимость
ТРЦ «Океания» на Кутузовском проспекте открылся прошедшей осенью, оживив собой часть Кутузовского проспекта в районе станции метро «Славянский бульвар». Если раньше на фоне тоскливой череды панельных многоэтажек проезжающим приходилось любоваться разве что псевдоготическими башенками осколка нереализованного «Нового кольца» высотных зданий – ЖК «Эдельвейс», то теперь застрять возле него в пробке возле протяженного здания нового торгового – не так уж и плохо. Переливы металлической «чешуи», огромные экраны-аквариумы, сложная пластика фасадов – все это создает интригующий визуальный аттракцион, новый знаковый объект на главной правительственной магистрали.

Торговых центров в Москве не один, но этот любопытен еще и тем, что его здание стало результатом реализации проекта, победившего на одном из первых конкурсов, проведенных архитектурным советом города. В 2013 году совет вначале отверг проект, предложенный компаний АСП, провел конкурс, в результате которого было выбрано предложение бюро А. Асадова, которое унаследовало от проекта-предшественника объемное решение и габариты, включая трехъярусную подземную парковку, а также идею размещения в одном из атриумов роскошного цилиндрического аквариума четырехэтажной высоты. Идея принадлежала заказчику, определила «океаническую» тему ТРЦ и способствовала его переименованию: в 2013 комплекс назывался «Славянка» по имени соседнего бульвара, теперь – Океания. «Градостроительные параметры уже были согласованы, и наша задача заключалась в том, чтобы сделать оболочку, адекватную месту и окружению, – рассказывает Андрей Асадов. – На массивный объем здания мы повлиять не могли, но могли его максимально нейтрализовать, придав ощущение воздушности и легкости».

Главным инструментом решения этой задачи стал фасад – но не «просто фасад», а объемная двухслойная оболочка на системе металлических креплений, местами вынесенная на глубину от полутора до – местами – десяти метров от «коробки» здания, в некотором смысле – скульптура, обволакивающая собой ТРЦ, лепя его форму, задавая акценты, управляя образностью и впечатлениями как пешеходов, так и автомобилистов.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Широкая полоса перфорированного алюминия непрерывна с трех сторон, обозримых со стороны проспекта. На фасад, параллельный трассе, наложена протяженная полоса медиаэкрана; остальные три помещены в углубления и окружены подобием перспективных рам, превращающих их в картины или «телевизоры». Два экрана над небольшой треугольной площадью перед главным входом даже похожи на большие глаза в прямоугольных очках, рассматривающие людей, едущих в город. Поверхности здесь повернуты под широким углом, линия вогнута, «обнимая» площадь; и в то же время правый экран-глаз, тот, который побольше, обращен к людям, выходящим из подземного перехода метро – «встречает» их, заманивая в торговый центр или хотя бы кафе, чья высокая стеклянная витрина расположена под треугольной консолью.
Главный фасад и площадь перед выходом из метро «Славянский бульвар». Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

С помощью алюминиевой оболочки архитекторы также скорректировали форму тыльного загрузочного фасада, обращенного к скверу и ЖК «Эдельвейс»: именно здесь расстояние между основным объемом и внешними панелями достигает 10 метров, и сложная система несущих конструкций проглядывает сквозь горизонтальную прорезь, как будто приоткрывая для зрителей сложную техническую начинку здания.
Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Впрочем алюминий не всеобъемлющ: на тыльном фасаде, обращенном к Славянскому бульвару и vis-à-vis с жилым 12-этажным домом, он разбит на четыре прямоугольника, выступающих из стеклянной фоновой плоскости. Хотя стекло – вовсе не окно, а ширма, закрывающая технические зоны – все же мы имеем дело с торговым центром, зданием-интровертом, по меткому выражению Андрея Асадова. В верхней части фасада со стороны проспекта тоже появляются отдельные алюминиевые объемы, как будто бы «оторвавшиеся» от основного материнского пятна и ушедшие в свободное плавание.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Алюминиевая оболочка изготовлена из панелей судового алюминия Novalis, который не подвержен коррозии и не боится разводов, и прорезана круглыми отверстиями трех разных диаметров, образующих волнистый рисунок. Перфорация объемная: выбитые элементы сохранены внутри отверстий, но развернуты строго перпендикулярно и напоминают взъерошенную рыбью чешую. Перламутровое покрытие металла днем меняет цвет в зависимости от угла падения солнечных лучей – от бежевого и серого до зеленоватого и голубого. Ночью же отверстия светятся, переливаясь разными цветами благодаря спрятанным внутри цветодинамическим светодиодам.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Неискушенному взгляду металл, который часто становится бледно-голубым, с рисунком, образующим крупные волнистые разводы, покажется метафорой волн на воде. Между тем они не имеют отношения к океану, а представляют собой, по словам архитектора Андрея Асадова, «метафизическую древесину, – самый славянский материал, дань прежнему названию ТРЦ [Славянка]». Это фрагмент реальной текстуры дерева в гипермасштабе, оцифрованный и наложенный методом параметрического моделирования на всю алюминиевую поверхность. Хотя в конечном счете получилось так, что две идеи – древесная и «водная» – встречаются и взаимопроникают, позволяя зрителю оба варианта интерпретации: от рисунка дерева до «рыбьей чешуи». Главное – постоянно меняющаяся рельефная фактура металла дает почву для разглядывания, служит «зацепкой» для взгляда.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Решение было во многом инспирировано диалогом с соседней торговой галереей «Времена года», построенной по проекту Владимира Плоткина на противоположной стороне проспекта меньше чем в километре от «Океании». Андрей Асадов называет ее «эталоном стильной эстетичной архитектуры» и признается, что стремился «противопоставить этому объекту нечто иное. В той мере, в какой он рационален, нам хотелось создать нечто иррациональное. Насколько он четкий и геометричный, настолько нам хотелось добиться чего-то мягкого, пластичного и неопределенного».

Похожую перфорацию использовали Herzog & de Meuron для Музея де Янга в Сан-Франциско, но там она проще: лишена объема, а сами панели – медные. «Меня вдохновляют работы Herzog & de Meuron, – признается Андрей Асадов. – У них каждый объект сделан на каком-то одном ярком приеме».

Второй после перфорированного алюминия элемент «одежды для интроверта», как метко называет Андрей Асадов оболочку торгового центра, – стекло. Со стороны кажется, что стеклянный в основе объем ТРЦ несет на себе алюминиевые выступы, которые в свою очередь несут медиаэкраны. На самом деле это, конечно, не так. Верхняя полоса стекла образует панорамные окна ресторанов, выше оно служит нейтральным фоном для логотипов арендаторов. И если вверху остекление структурное, то на первом этаже, ближе к зрителям – спайдерное с моллированным стеклом на углах. Два значимых фасадных угла заняли кафе – их высокие панорамные витрины пропускают внутрь много естественного света.

В остальном с развитием общественных пространств вокруг «Славянки-Океании», на котором в 2013 настаивал архсовет, получилось сложнее. Архитекторы предложили целую серию сюжетов, превращающих торговый центр в мини-город не только внутри, но и снаружи, но не всем из них удалось реализоваться и заработать – интересы ТРЦ, стремящегося заполучить покупателя внутрь и по возможности «запутать», заставить подольше плутать среди витрин, оказались сильнее. Но следы заложенных архитекторами городских пространств остались и теоретически еще могут заработать.

Поскольку «Океания» расположена на оживленном пешеходном пути – выходя из метро, люди пересаживаются на автобусы или идут вглубь района – архитекторы первоначально заложили три сквозных маршрута, обыграв каждый фасад, также как и немалый перепад высот: рельеф здесь понижается вдоль проспекта на 8 м. Первый маршрут, сквозной, позволяющий пройти ТРЦ как пассаж от треугольной площади у метро к скверу с противоположной стороны по эспланаде, над машинами, выезжающими с парковки, – реализовать не удалось; хотя сквер благоустроили.
Проект. Слева видна нереализованная эспланада, ведущая к скверу. Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Второй маршрут условный – ряд псевдо-витрин в первом уровне вдоль проспекта служит для организации фасада улицы-дублера как городской; магазины этими витринами не пользуются, но и ходить здесь вдоль проспекта не очень удобно – шумно, так что череда окон в крупных рамах, вторящих рамам вокруг медиа-экранов, сохраняет лишь пластический и композиционный смысл.
«Витрины» вдоль дублера Кутузовского проспекта. Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий маршрут – вдоль Славянского бульвара, реализован. Главный фасад, к которому, как мы помним, выходят пассажиры метро, архитекторы не только организовали вокруг треугольной площади, но и акцентировали его правую часть – что служит ненавязчивым указателем выхода на городскую «тропу». Если, не входя в торговый центр, мы обойдем его справа, то попадем на галерею шириной 3,5 метра – улица здесь полого спускается, галерея же горизонтальна и постепенно отрывается от земли, превращаясь с балкон. Она проходит вдоль фасада на две трети его ширины, пропуская ниже себя въезд в подземную парковку и предлагая таким образом пешеходам путь, не пересекающийся с автомобильным потоком. Впрочем ниже тоже можно пройти – вдоль цокольной части фасада, которая не похожа на остальные, а составлена из ребристых треугольных панелей алюминиевого «руста». Галерея была задумана как место, где разместятся, зависнув над сравнительно тихим Славянским бульваром, террасы кафе – для чего ее сделали достаточно просторной, 3,5 м в ширину; но кафе не появились. Площади первого этажа самые дорогие, там выгоднее размещать магазины; впрочем галерея и сейчас служит пешеходной тропой, делая улицу двухъярусной, а ТРЦ чуть более открытым городу, но – совсем чуть-чуть.
Галерея вдоль Славянского бульвара. Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов) © Архитектурное бюро Асадова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV
Въезд в подземную парковку под пешеходной галереей. Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Все пространства вокруг ТРЦ объединены благоустройством – достаточно сдержанным, без фонтанов, но зато бетонные плитки вымостки вторят главной теме фасадов. «Мы постарались распространить тему перфорации фасада в окружающее пространство – использовали для мощения бетонные плитки, состоящие из двух элементов: светлого квадрата и темного сердечника. Они тоже трех диаметров и повторяют рисунок деревянных разводов на фасаде, но уже в чуть более крупном масштабе» – рассказывает Андрей Асадов.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Как видим, задача, поставленная перед авторами проекта, прежде всего, членами архсовета – примирить двух антагонистов: большой торговый центр и городское общественное пространство – оказалась не из легких. В таком диалоге побеждает сильнейший, в данном случае торговый центр, который по законам маркетинга становится городом, замкнутым на самом себе, сворачивающим пространство внутрь. Его очень сложно разомкнуть. Тем не менее проект, конечно же, не был рассчитан только лишь на городское пространство; главная задача проекта любого ТРЦ – сделать здание ярким, интригующим, творчески переварить, интерпретировать рекламную сверхзадачу так, чтобы она выглядела уместно и не слишком раздражала, а может быть что-то и добавляла окружению – эта задача решена. Кажется даже, что бюро Асадова сумело использовать пресловутый «перенос Грюэна» – состояние легкой дезориентации в пространстве, которое пытаются вызвать у покупателей маркетологи внутри шопинг-моллов, – еще на подходе к нему. Здание получилось экспрессивным, оно вызывает эмоциональный отклик, запускает цепочку ассоциаций, связанных с водой или не с водой, будоражит воображение, и при этом выглядит более чем уместно.

 

Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов). Проект, схема распределения потоков. Виден пандус в восточной части, ведущий к скверу
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов). Проект. План 1 этажа
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов). Разрез
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
© Архитектурное бюро ASADOV

Поставщики, технологии

Модульный фасад Urban
Архитектор:
Андрей Асадов
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
Россия, Москва, Славянский бульвар, вл.3

Авторский коллектив:
Архитектурное Бюро Асадова (концепция фасадов и благоустройства, сопровождение проекта, надзор): А.А. Асадов, Е. Дидоренко, при участии К. Шепеты, И. Шевченко, Ю. Шалетри, П. Белковой, М. Малеина
АСП проект (стадия П): И. Хатипоглу (рук.)
Ренессанс констракшн (стадия РД): М. Кучукйылмаз (рук.)

2013 — 2015 / 2014 — 2016

​Заказчик: ТПС Недвижимость

23 Августа 2017

АБ ASADOV: другие проекты
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Похожие статьи
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR предложило для нового района Екатеринбурга концепцию делового центра, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволил бы зданию претендовать на звание пространственной доминанты района.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.