Одежда для интроверта

Здание с ажурным, завораживающе поблескивающим фасадом было попыткой скрестить типологию шопинг-молла и городской улицы. Молл оказался сильнее; но ТРЦ – реализованный результат конкурса, проведенного архсоветом – красив и сам по себе.

23 Августа 2017
mainImg
Архитектор:
Андрей Асадов
Проект:
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
Россия, Москва, Славянский бульвар, вл.3

Авторский коллектив:
Архитектурное Бюро Асадова (концепция фасадов и благоустройства, сопровождение проекта, надзор): А.А.Асадов, Е.Дидоренко, при участии К.Шепеты, И.Шевченко, Ю.Шалетри, П.Белковой, М.Малеина
АСП проект (стадия П): И.Хатипоглу (рук.)
Ренессанс констракшн (стадия РД): М.Кучукйылмаз (рук.)
 


2015 – 2016

​Заказчик: ТПС Недвижимость
ТРЦ «Океания» на Кутузовском проспекте открылся прошедшей осенью, оживив собой часть Кутузовского проспекта в районе станции метро «Славянский бульвар». Если раньше на фоне тоскливой череды панельных многоэтажек проезжающим приходилось любоваться разве что псевдоготическими башенками осколка нереализованного «Нового кольца» высотных зданий – ЖК «Эдельвейс», то теперь застрять возле него в пробке возле протяженного здания нового торгового – не так уж и плохо. Переливы металлической «чешуи», огромные экраны-аквариумы, сложная пластика фасадов – все это создает интригующий визуальный аттракцион, новый знаковый объект на главной правительственной магистрали.

Торговых центров в Москве не один, но этот любопытен еще и тем, что его здание стало результатом реализации проекта, победившего на одном из первых конкурсов, проведенных архитектурным советом города. В 2013 году совет вначале отверг проект, предложенный компаний АСП, провел конкурс, в результате которого было выбрано предложение бюро А. Асадова, которое унаследовало от проекта-предшественника объемное решение и габариты, включая трехъярусную подземную парковку, а также идею размещения в одном из атриумов роскошного цилиндрического аквариума четырехэтажной высоты. Идея принадлежала заказчику, определила «океаническую» тему ТРЦ и способствовала его переименованию: в 2013 комплекс назывался «Славянка» по имени соседнего бульвара, теперь – Океания. «Градостроительные параметры уже были согласованы, и наша задача заключалась в том, чтобы сделать оболочку, адекватную месту и окружению, – рассказывает Андрей Асадов. – На массивный объем здания мы повлиять не могли, но могли его максимально нейтрализовать, придав ощущение воздушности и легкости».

Главным инструментом решения этой задачи стал фасад – но не «просто фасад», а объемная двухслойная оболочка на системе металлических креплений, местами вынесенная на глубину от полутора до – местами – десяти метров от «коробки» здания, в некотором смысле – скульптура, обволакивающая собой ТРЦ, лепя его форму, задавая акценты, управляя образностью и впечатлениями как пешеходов, так и автомобилистов.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Широкая полоса перфорированного алюминия непрерывна с трех сторон, обозримых со стороны проспекта. На фасад, параллельный трассе, наложена протяженная полоса медиаэкрана; остальные три помещены в углубления и окружены подобием перспективных рам, превращающих их в картины или «телевизоры». Два экрана над небольшой треугольной площадью перед главным входом даже похожи на большие глаза в прямоугольных очках, рассматривающие людей, едущих в город. Поверхности здесь повернуты под широким углом, линия вогнута, «обнимая» площадь; и в то же время правый экран-глаз, тот, который побольше, обращен к людям, выходящим из подземного перехода метро – «встречает» их, заманивая в торговый центр или хотя бы кафе, чья высокая стеклянная витрина расположена под треугольной консолью.
Главный фасад и площадь перед выходом из метро «Славянский бульвар». Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

С помощью алюминиевой оболочки архитекторы также скорректировали форму тыльного загрузочного фасада, обращенного к скверу и ЖК «Эдельвейс»: именно здесь расстояние между основным объемом и внешними панелями достигает 10 метров, и сложная система несущих конструкций проглядывает сквозь горизонтальную прорезь, как будто приоткрывая для зрителей сложную техническую начинку здания.
Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Впрочем алюминий не всеобъемлющ: на тыльном фасаде, обращенном к Славянскому бульвару и vis-à-vis с жилым 12-этажным домом, он разбит на четыре прямоугольника, выступающих из стеклянной фоновой плоскости. Хотя стекло – вовсе не окно, а ширма, закрывающая технические зоны – все же мы имеем дело с торговым центром, зданием-интровертом, по меткому выражению Андрея Асадова. В верхней части фасада со стороны проспекта тоже появляются отдельные алюминиевые объемы, как будто бы «оторвавшиеся» от основного материнского пятна и ушедшие в свободное плавание.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Алюминиевая оболочка изготовлена из панелей судового алюминия Novalis, который не подвержен коррозии и не боится разводов, и прорезана круглыми отверстиями трех разных диаметров, образующих волнистый рисунок. Перфорация объемная: выбитые элементы сохранены внутри отверстий, но развернуты строго перпендикулярно и напоминают взъерошенную рыбью чешую. Перламутровое покрытие металла днем меняет цвет в зависимости от угла падения солнечных лучей – от бежевого и серого до зеленоватого и голубого. Ночью же отверстия светятся, переливаясь разными цветами благодаря спрятанным внутри цветодинамическим светодиодам.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Неискушенному взгляду металл, который часто становится бледно-голубым, с рисунком, образующим крупные волнистые разводы, покажется метафорой волн на воде. Между тем они не имеют отношения к океану, а представляют собой, по словам архитектора Андрея Асадова, «метафизическую древесину, – самый славянский материал, дань прежнему названию ТРЦ [Славянка]». Это фрагмент реальной текстуры дерева в гипермасштабе, оцифрованный и наложенный методом параметрического моделирования на всю алюминиевую поверхность. Хотя в конечном счете получилось так, что две идеи – древесная и «водная» – встречаются и взаимопроникают, позволяя зрителю оба варианта интерпретации: от рисунка дерева до «рыбьей чешуи». Главное – постоянно меняющаяся рельефная фактура металла дает почву для разглядывания, служит «зацепкой» для взгляда.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Решение было во многом инспирировано диалогом с соседней торговой галереей «Времена года», построенной по проекту Владимира Плоткина на противоположной стороне проспекта меньше чем в километре от «Океании». Андрей Асадов называет ее «эталоном стильной эстетичной архитектуры» и признается, что стремился «противопоставить этому объекту нечто иное. В той мере, в какой он рационален, нам хотелось создать нечто иррациональное. Насколько он четкий и геометричный, настолько нам хотелось добиться чего-то мягкого, пластичного и неопределенного».

Похожую перфорацию использовали Herzog & de Meuron для Музея де Янга в Сан-Франциско, но там она проще: лишена объема, а сами панели – медные. «Меня вдохновляют работы Herzog & de Meuron, – признается Андрей Асадов. – У них каждый объект сделан на каком-то одном ярком приеме».

Второй после перфорированного алюминия элемент «одежды для интроверта», как метко называет Андрей Асадов оболочку торгового центра, – стекло. Со стороны кажется, что стеклянный в основе объем ТРЦ несет на себе алюминиевые выступы, которые в свою очередь несут медиаэкраны. На самом деле это, конечно, не так. Верхняя полоса стекла образует панорамные окна ресторанов, выше оно служит нейтральным фоном для логотипов арендаторов. И если вверху остекление структурное, то на первом этаже, ближе к зрителям – спайдерное с моллированным стеклом на углах. Два значимых фасадных угла заняли кафе – их высокие панорамные витрины пропускают внутрь много естественного света.

В остальном с развитием общественных пространств вокруг «Славянки-Океании», на котором в 2013 настаивал архсовет, получилось сложнее. Архитекторы предложили целую серию сюжетов, превращающих торговый центр в мини-город не только внутри, но и снаружи, но не всем из них удалось реализоваться и заработать – интересы ТРЦ, стремящегося заполучить покупателя внутрь и по возможности «запутать», заставить подольше плутать среди витрин, оказались сильнее. Но следы заложенных архитекторами городских пространств остались и теоретически еще могут заработать.

Поскольку «Океания» расположена на оживленном пешеходном пути – выходя из метро, люди пересаживаются на автобусы или идут вглубь района – архитекторы первоначально заложили три сквозных маршрута, обыграв каждый фасад, также как и немалый перепад высот: рельеф здесь понижается вдоль проспекта на 8 м. Первый маршрут, сквозной, позволяющий пройти ТРЦ как пассаж от треугольной площади у метро к скверу с противоположной стороны по эспланаде, над машинами, выезжающими с парковки, – реализовать не удалось; хотя сквер благоустроили.
Проект. Слева видна нереализованная эспланада, ведущая к скверу. Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Второй маршрут условный – ряд псевдо-витрин в первом уровне вдоль проспекта служит для организации фасада улицы-дублера как городской; магазины этими витринами не пользуются, но и ходить здесь вдоль проспекта не очень удобно – шумно, так что череда окон в крупных рамах, вторящих рамам вокруг медиа-экранов, сохраняет лишь пластический и композиционный смысл.
«Витрины» вдоль дублера Кутузовского проспекта. Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов) © Архитектурное бюро Асадова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий маршрут – вдоль Славянского бульвара, реализован. Главный фасад, к которому, как мы помним, выходят пассажиры метро, архитекторы не только организовали вокруг треугольной площади, но и акцентировали его правую часть – что служит ненавязчивым указателем выхода на городскую «тропу». Если, не входя в торговый центр, мы обойдем его справа, то попадем на галерею шириной 3,5 метра – улица здесь полого спускается, галерея же горизонтальна и постепенно отрывается от земли, превращаясь с балкон. Она проходит вдоль фасада на две трети его ширины, пропуская ниже себя въезд в подземную парковку и предлагая таким образом пешеходам путь, не пересекающийся с автомобильным потоком. Впрочем ниже тоже можно пройти – вдоль цокольной части фасада, которая не похожа на остальные, а составлена из ребристых треугольных панелей алюминиевого «руста». Галерея была задумана как место, где разместятся, зависнув над сравнительно тихим Славянским бульваром, террасы кафе – для чего ее сделали достаточно просторной, 3,5 м в ширину; но кафе не появились. Площади первого этажа самые дорогие, там выгоднее размещать магазины; впрочем галерея и сейчас служит пешеходной тропой, делая улицу двухъярусной, а ТРЦ чуть более открытым городу, но – совсем чуть-чуть.
Галерея вдоль Славянского бульвара. Многофункциональный общественный центр «Океания» (концепция решения фасадов) © Архитектурное бюро Асадова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова
Въезд в подземную парковку под пешеходной галереей. Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Все пространства вокруг ТРЦ объединены благоустройством – достаточно сдержанным, без фонтанов, но зато бетонные плитки вымостки вторят главной теме фасадов. «Мы постарались распространить тему перфорации фасада в окружающее пространство – использовали для мощения бетонные плитки, состоящие из двух элементов: светлого квадрата и темного сердечника. Они тоже трех диаметров и повторяют рисунок деревянных разводов на фасаде, но уже в чуть более крупном масштабе» – рассказывает Андрей Асадов.
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова

Как видим, задача, поставленная перед авторами проекта, прежде всего, членами архсовета – примирить двух антагонистов: большой торговый центр и городское общественное пространство – оказалась не из легких. В таком диалоге побеждает сильнейший, в данном случае торговый центр, который по законам маркетинга становится городом, замкнутым на самом себе, сворачивающим пространство внутрь. Его очень сложно разомкнуть. Тем не менее проект, конечно же, не был рассчитан только лишь на городское пространство; главная задача проекта любого ТРЦ – сделать здание ярким, интригующим, творчески переварить, интерпретировать рекламную сверхзадачу так, чтобы она выглядела уместно и не слишком раздражала, а может быть что-то и добавляла окружению – эта задача решена. Кажется даже, что бюро Асадова сумело использовать пресловутый «перенос Грюэна» – состояние легкой дезориентации в пространстве, которое пытаются вызвать у покупателей маркетологи внутри шопинг-моллов, – еще на подходе к нему. Здание получилось экспрессивным, оно вызывает эмоциональный отклик, запускает цепочку ассоциаций, связанных с водой или не с водой, будоражит воображение, и при этом выглядит более чем уместно.

 

Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов). Проект, схема распределения потоков. Виден пандус в восточной части, ведущий к скверу © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов). Проект. План 1 этажа © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов). Разрез © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов) © Архитектурное бюро Асадова


Архитектор:
Андрей Асадов
Проект:
Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
Россия, Москва, Славянский бульвар, вл.3

Авторский коллектив:
Архитектурное Бюро Асадова (концепция фасадов и благоустройства, сопровождение проекта, надзор): А.А.Асадов, Е.Дидоренко, при участии К.Шепеты, И.Шевченко, Ю.Шалетри, П.Белковой, М.Малеина
АСП проект (стадия П): И.Хатипоглу (рук.)
Ренессанс констракшн (стадия РД): М.Кучукйылмаз (рук.)
 


2015 – 2016

​Заказчик: ТПС Недвижимость

23 Августа 2017

author pht

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Наталья Мурадова
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.