Синдром Царицына, сосед Пашкова дома и московский проект Фрэнка Гери. Общественный совет при мэре Москвы, 18 июля 2008

Три самых интересных проекта, рассмотренных на общественном совете 18 июля, разнообразны: один – это московская реконструкция, другой – московский дворец, а третий – первый проект для Москвы, сделанный Фрэнком Гери

mainImg
Архитектор:
Юрий Платонов
Мастерская:
ООО «ТПО-5 Бюро Платонов»
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №5
Проект:
Реконструкция здания Провиантских складов
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 2

Авторский коллектив:
«ТПО-5 Бюро Платонов», ГУЛ «МОСПРОЕКТ-2» им.М.В .Посохина. Авторский коллектив: арх. Платонов Ю.П.(рук.), Метаньев Д.А., Дианова-Клокова И.В., Дутлова Е.Ю., Дономарев А.Л., Леонов М.Г., Шкаева Н.П.

2008 — 2010

Заказчик: Москомархитектура.
Проект приспособления объекта «Провиантские магазины» под музейные цели

На вчерашнем общественном совете был впервые обнародован проект превращения Провиантских складов (магазинов) в музей истории Москвы. Это известный памятник московского ампира, его можно найти во многих учебниках по истории архитектуры. А его приспособление под музей грозит войти в историю громких московских реконструкций, став следующей фазой ее развития после Гостиного двора и Царицына.
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы. Фотографии Юлии Тарабариной
Фотография: Архи.ру

Провиантские магазины – это три больших белых здания, расположенных напротив выхода из кольцевой станции метро «Парк культуры». Они были построены в начале 1830-х годов Федором Шестаковым по проекту петербуржского архитектора Василия Стасова. Собственно, Стасов в 1820-е сделал типовой проект, который затем был реализован в Москве – в качестве армейских складов продовольствия. В ведении военных здания пребывали и в советское время, когда в них устроили автобазу Министерства обороны, встроив внутрь бетонные пандусы для генеральских машин.
Таким образом, Провиантские магазины – это здания складов, прагматическая архитектура. Но архитекторы ампира вообще любили фабрики, склады и казармы – их массивность и непритязательность позволяла сочетать лаконизм с гигантским (по тем временам) масштабом. Следовательно и качество исполнения такой архитектуры – не бросовое, как можно было бы предположить по назначению, а очень высокое. Провиантские склады – это прививка петербуржского ампира в Москве, качественный и очень показательный пример стиля. Но об этом – в учебниках. Нас же больше интересует то, что это памятник федерального значения, и не важно, построил его Шестаков или Стасов.
Предпроектные предложения по реставрации, регенерации и приспособлению под музейные цели объекта культурного наследия «Провиантские магазины» по адресу: Зубовский бульвар, д. 2/48, стр. 1,2,3,4. ГУП «Моспроект-2», ООО «ТПО-5 »Бюро Платонов". М.М. Посохин (рук.), А.В. Кузьмин (рук.), Ю.П. Платонов (рук.), М.Г. Леонов, Н.П. Шкаева, А.В. Кузнецов, Н.А. Куренева, Д.А. Метаньев, И.В. Дианова-Клокова, С.К. Степанова. Заказчик – правительство Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы. Здание кордегардии (1830-е) под преполагаемым куполом
Фотография: Архи.ру

Полтора года назад московской мэрии удалось, после более чем 10-летней борьбы выселить из Провиантских складов автобазу Минобороны. После этого обсуждалось, кто займет отвоеванное пространство – Зураб Церетели, Дом фотографии Ольги Свибловой или Музей истории Москвы. Наконец остановились на последнем – все три корпуса Провиантских магазинов будут отреставрированы и переданы Музею истории Москвы. Музей уже сейчас частично туда переехал. Казалось бы, памятник спасен от автобазы, жить бы да радоваться. Однако ведь нельзя же ограничиться научной реставрацией, когда открываются такие обширные перспективы расширения столичного музея. И здания Провиантских магазинов было решено достроить.
В планы реконструкции входит, во-первых, выкапывание двухъярусных гаражей под всеми тремя ампирными корпусами. Разумеется, стены памятника будут необходимым образом укреплены, чтобы они не развалились в процессе осуществления этой операции. Под двором, который существует между тремя корпусами, подземная парковкя будет трехъярусной. Зато удастся разместить целых 400 машиномест. Второй пункт – строительство нового корпуса с «тыльной» стороны. Новое здание должно «завершить» композицию, превратив ее в каре и подготовив к следующему, третьему пункту программы – двор собираются перекрыть стеклянным куполом наподобие Гостиного двора. Отличие лишь одно – между корпусами сейчас имеются довольно-таки широкие проезды с подлиннями решетками: интересно, каким образом будут закрывать эти зазоры?
Над реализацией программы сейчас работают две команды – мастерская Юрия Платонова и 5 мастерская Моспроекта-2. Первым принадлежит концепция, вторым – рабочее проектирование. В результате возникло пять вариантов, которые были показаны совету. Основные различия между ними касаются архитектуры нового корпуса.
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру

5 мастерская предложила гибрид театра «Эрмитаж» с египетской пирамидой. Варианты Юрия Платонова разнообразнее. В одном случае к ансамблю Провиантских складов пристраивается полукруглая колоннада – циркумференция, которую присутствующие на совете почему-то упорно именовали экседрой. Колонны заимствуются из «Московской арки» Стасова и таким образом должны сродниться с архитектурой складов, образно говоря, по отцовской линии. Во втором случае родство можно назвать братским – новый четвертый корпус представляет из себя копию существующих, но П-образную в плане. Третий случай – гибрид двух предыдущих, внутри у него амфитеатром вынут полукруг, снаружи – копии фасадов памятника, но зато кровля не обыкновенная, а с задоринкой – на макете она блестит и щетинится параллельными ребрами – вероятно, стеклянная или металлическая.
Четвертый вариант наиболее забавен, его родство – бумажно-территориально-правительственное, он произошел от неосуществленного проекта дворца А.А.Тучкова архитектора Григорьева. Историки, исследуя местность в архивах, обнаружили изображения дворца, стоявшего приблизительно на месте павильона радиальной станции метро, а также чертежи нереализованного проекта этого дворца. Изображения дворца мэр увидел на одном из предварительных рассмотрений и предложил построить новый корпус музея в виде дворца. Это пример того, каким непредсказуемым образом хорошее историко-архивное исследование может отразиться на проектировании.
Неудивительно, что главный архитектор Москвы предварил свой рассказ о проектах сообщением, что это рассмотрение – лишь первое, и тему предстоит обсуждать еще много раз. Мнения присутствующих на совете, как и предполагалось, разделились самым радикальным образом. Для начала председатель Москомнаследия Валерий Шевчук, опираясь на законодательные акты, быстро и изящно доказал, что все предложенное (парковки, новый корпус и перекрытие двора) делать можно. Основания для оптимистического утверждения следующие: участок, на котором запланирован новый корпус, входит в охранную зону, но не принадлежит территории собственно памятника. Поэтому – в режиме регенерации строить там разрешается. Когда-то на этом участке было целых шесть квартальчиков мелкой городской застройки. Так как понятие регенерации закон не уточняет и оно крайне расплывчато, то теперь эти когда-то бывшие домики, восстав из небытия, сольются в нечто репрезентативное. Второй аргумент касается уже памятника, Провиантских складов – на днях в них определили предмет охраны и так вышло, что этот предмет не исключает ни копания гаражей, ни перекрытия двора. Таким образом закон, как выяснилось, разрешает все вопросы.
С этой оптимистической позицией не согласился Александр Кудрявцев, из выступления которого стало известно, что проект почему-то не рассматривался ЭКОСом, тогда как на протяжении 12 лет это было обязательным. Александр Кудрявцев выступил против столь существенной реконструкции и предложил сохранить памятник таким, какой он есть, ограничившись реставрацией и «вернуться в правовое поле» – уточнить законность принятых решений.
Председатель ЭКОСа Виктор Шередега определил свое выступление как слезную просьбу: «а может мы не будем этого делать?». Он очень точно определил показанные проекты как залихватские и вызывающие оторопь. Виктор Шередега предложил придумать такую функцию, которая не потребовала бы столь грубого вторжения в этот памятник, и робко посоветовал уважаемому собранию «вернуться в начало этой истории».
Юрий Лужков, однако, категорически не принял такие предложения и произнес на данную тему длинную и прочувствованную речь. Почему, спросил мэр, «я не слышал ваших возмущений, пока я на протяжении 15 лет боролся за Провиантские магазины, спасая их от солярки и газов? Ну что за нелогичное предложение теперь все бросить?». «Какие преступления перед настоящим и будущим мы совершаем?» – спросил мэр, и сам себе ответил – никаких. «Скажите все – спросил мэр, мы Гостиный двор, что, испортили?». Раздавшиеся из зала редкие крики «да» не смутили Юрия Михайловича. «Нет, сказал мэр, ваша позиция консервативная и нежизненная. Народу нравится! Все приходят и наслаждаются… Эта архитектура, авторитетно заявил Юрий Лужков, соответствует тому, что пришло к нам из истории. Даже наш Хлебный дом тоже произведение того же времени. Народ восхищается тем архитектурным решением, которое вам не нравится. Так мы под вас подделываться не будем!». Итак – заключил мэр – сделать стеклянную крышу будет правильно. И предложил выбирать из предложенных вариантов, уточнив, что ему лично нравится тот, который выходит в переулок спокойным фасадом.
Собственно говоря, Юрий Лужков в очередной раз сформулировал ту позицию, которая позволила появиться новому Царицыну (не зря он помянул Хлебный дом). Остается радоваться, что теперь у этой позиции есть не только личностно-вкусовая, но и крепкая законодательная подоснова. И еще – надеяться на то, что по вкусу придется вариант попроще. Рассчитывать на деликатный научный подход и на бережное отношение к подлиннику, видимо, не приходится.
Проект депозитарно-реставрационного комплекса на Боровицкой площади

Этот проект выносится на совет третий раз и имеет долгую историю. В 1997 году конкурс на это здание выиграл Евгений Розанов, глава Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое и президент российского отделения МАА, который в конце 1980-х фактически руководил архитектурной отраслью СССР. Показанный вчера проект – наследник работы десятилетней давности и на совете прозвучало справедливое предложение внести Е.Г. Розанова в список авторов.
Проект строительства депозитарно-реставрационного комплекса «МКРЦ» музея-заповедника «Москвоский Кремль» (вторая очередь строительства) по адресу Манежная ул., вл. 3-5, кв.39. ГУП «Моспроект-2», мастерская №7. М.М. Посохин (рук.), В.В. Колосницын, А.Ф. Стариков, А.В. Снастин, инж. А.В. Тюрин
Фотография: Архи.ру

Здание депозитарно-реставрационного комплекса музеев Кремля будет построено там, где сейчас большой газон напротив Каменного моста, между Пашковым домом и Боровицкой башней Кремля. Оно состоит из ротонды, обнесенной сдвоенными колоннами без капителей, но с обильными муфтами в нижней части и симметрично фланкирующих ее флигелей с похожими колоннами. Со стороны Кремля, вдоль Манежной улицы, к этой дворцовой композиции примыкает более массивный прямоугольник, в котором, вероятно, и заключена большая часть полезных площадей. Проект напоминает одновременно павильоны метро 1930-х и – отдаленно – дворец Шайо в Париже.
Обсуждение коснулось двух тем: венчать или не венчать ротонду куполом и – не стоит ли уменьшить корпус со стороны Кремля. Из обсуждения выяснилось, что проект не рассматривался на ЭКОСе, но зато уже одобрен ЮНЕСКО. Юрий Лужков выбрал вариант с куполом, но предложил сделать купол более аккуратным и плоским. Мэр согласился, что правое крыло создает «пропорциональный парадокс, который надо убирать» и предложил сделать «сделать оба крыла пропорциональными фасадной части». Проект решено «проработать, рассмотреть на регламенте и – вперед».
Фрэнк Гери (сопровождение проекта – ADM, Андрей Романов). Гостиничный комплекс на Садовой-Самотечной. Заказчик – Хорус Капитал

Проект Фрэнка Гери был принят советом на ура. Все, кому удалось выступить, сочли нужным сформулировать свое почтение и сдержанную радость по поводу участия всемирно известного архитектора в строительстве гостиничного комплекса на углу Самотеки и Садового кольца. Вспомнили о пражском «Танцующем доме» – контекстуальном произведении Гери. Основной темой для обсуждения стало – действительно ли Фрэнк Гери согласился подарить набор объемных композиций, в которых отразились сложные пути поиска формы здания, Московскому архитектурному институту. Обсудив это, присутствующие сошлись на том, что подарок, вероятно, все же имел место, а Юрий Гнедовский предположил, что Гери, может быть, даже приедет и прочитает лекцию. Продолжая тему, мэр Юрий Лужков сообщил, что он лично «попросил у Гери весь набор тех кубиков Лего чтобы мы могли познакомиться с ходом работ».
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Эскизные проработки
Фотография: Архи.ру

«Набор» кубиков, частично окрашенный в веселый оранжевый цвет, выглядел впечатляюще, хотя бы потому, что их было очень много и они отражали действительно широкое многообразие вариантов – начиная простых параллелепипедов или цилиндров и заканчивая множеством кубиков, соединенных в одну несколько хаотичную пирамиду. Итоговый проект похож на такую пирамиду из кубиков, составленных под разными углами, но не самую сложную, а средней сложности. Несмотря на кажущуюся простоту идеи (недаром мэр вспомнил про детский конструктор) такой архитектурной формы в Москве еще не было.
Предпоектное предложение по стоительству гостиничного комплекса по адресу: Садовая-Самотечная ул., вл.13/14. Автор проекта - Фрэнк Гери (США). Проектная организация - ADM, Андрей Романов (сопровождение). Заказчик - Хорус Капитал
Фотография: Архи.ру

Хотя присутствующие были солидарны в том, что проект Гери получился контекстуальным – ярусность зданий характерна для Москвы, сказал Александр Кудрявцев. А объем нижней части зданиявыведен под карниз соседнего сталинского дома. Окраска, которая вначале задумывалась яркой, в окончательной версии также приобрела сталинскую желтоватость.
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Эскизные проработки
Фотография: Архи.ру

Совету была показана лишь самая первая, предпроектная стадия, и в отличие от многих российских архитекторов, которые приносят на предварительное рассмотрение почти готовый вариант с прорисованными фасадами, Фрэнк Гери предпочел заинтриговать аудиторию и показал именно предварительный вариант – объемы и контуры здания. Все это, однако сопровождалось детальным и подробно иллюстрированным исследованием всего, что полагается – от инсоляции до бассейна визуальных связей. А также великолепным и дорогим деревянным макетом большого участка Садового кольца.
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Макет
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Макет
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Визуально-ландшафтный анализ
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Анализ инсоляции
Фотография: Архи.ру

Юрий Лужков резюмировал обсуждение так: «в основе надо принять. Потом будет процесс исполнения, мы последим, как он пойдет, если будет плохо – поправим. Мы тут уже имеем опыт – продолжил мэр, одного великого уже завернули, Фостера по Зарядью…». Далее Юрий Лужков поделился своими впечатлениями об организации работы в мастерской Фостера, в которой он недавно побывал, и особенно подчеркнул тот факт, что в мастерской Фостера одно решение отрабатывают до сотен вариантов. Предпроектное предложение Фрэнка Гери было принято без возражений.
Продолжение рассказа об общественном совете будет опубликовано через несколько часов.
Архитектор:
Юрий Платонов
Мастерская:
ООО «ТПО-5 Бюро Платонов»
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №5
Проект:
Реконструкция здания Провиантских складов
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 2

Авторский коллектив:
«ТПО-5 Бюро Платонов», ГУЛ «МОСПРОЕКТ-2» им.М.В .Посохина. Авторский коллектив: арх. Платонов Ю.П.(рук.), Метаньев Д.А., Дианова-Клокова И.В., Дутлова Е.Ю., Дономарев А.Л., Леонов М.Г., Шкаева Н.П.

2008 — 2010

Заказчик: Москомархитектура.

19 Июля 2008

Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.