Синдром Царицына, сосед Пашкова дома и московский проект Фрэнка Гери. Общественный совет при мэре Москвы, 18 июля 2008

Три самых интересных проекта, рассмотренных на общественном совете 18 июля, разнообразны: один – это московская реконструкция, другой – московский дворец, а третий – первый проект для Москвы, сделанный Фрэнком Гери

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Юрий Платонов
Мастерская:
ООО «ТПО-5 Бюро Платонов»
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №5
Проект:
Реконструкция здания Провиантских складов
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 2

Авторский коллектив:
«ТПО-5 Бюро Платонов», ГУЛ «МОСПРОЕКТ-2» им.М.В .Посохина. Авторский коллектив: арх. Платонов Ю.П.(рук.), Метаньев Д.А., Дианова-Клокова И.В., Дутлова Е.Ю., Дономарев А.Л., Леонов М.Г., Шкаева Н.П.

2008 — 2010

Заказчик: Москомархитектура.
Проект приспособления объекта «Провиантские магазины» под музейные цели

На вчерашнем общественном совете был впервые обнародован проект превращения Провиантских складов (магазинов) в музей истории Москвы. Это известный памятник московского ампира, его можно найти во многих учебниках по истории архитектуры. А его приспособление под музей грозит войти в историю громких московских реконструкций, став следующей фазой ее развития после Гостиного двора и Царицына.
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы. Фотографии Юлии Тарабариной
Фотография: Архи.ру

Провиантские магазины – это три больших белых здания, расположенных напротив выхода из кольцевой станции метро «Парк культуры». Они были построены в начале 1830-х годов Федором Шестаковым по проекту петербуржского архитектора Василия Стасова. Собственно, Стасов в 1820-е сделал типовой проект, который затем был реализован в Москве – в качестве армейских складов продовольствия. В ведении военных здания пребывали и в советское время, когда в них устроили автобазу Министерства обороны, встроив внутрь бетонные пандусы для генеральских машин.
Таким образом, Провиантские магазины – это здания складов, прагматическая архитектура. Но архитекторы ампира вообще любили фабрики, склады и казармы – их массивность и непритязательность позволяла сочетать лаконизм с гигантским (по тем временам) масштабом. Следовательно и качество исполнения такой архитектуры – не бросовое, как можно было бы предположить по назначению, а очень высокое. Провиантские склады – это прививка петербуржского ампира в Москве, качественный и очень показательный пример стиля. Но об этом – в учебниках. Нас же больше интересует то, что это памятник федерального значения, и не важно, построил его Шестаков или Стасов.
Предпроектные предложения по реставрации, регенерации и приспособлению под музейные цели объекта культурного наследия «Провиантские магазины» по адресу: Зубовский бульвар, д. 2/48, стр. 1,2,3,4. ГУП «Моспроект-2», ООО «ТПО-5 »Бюро Платонов". М.М. Посохин (рук.), А.В. Кузьмин (рук.), Ю.П. Платонов (рук.), М.Г. Леонов, Н.П. Шкаева, А.В. Кузнецов, Н.А. Куренева, Д.А. Метаньев, И.В. Дианова-Клокова, С.К. Степанова. Заказчик – правительство Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы. Здание кордегардии (1830-е) под преполагаемым куполом
Фотография: Архи.ру

Полтора года назад московской мэрии удалось, после более чем 10-летней борьбы выселить из Провиантских складов автобазу Минобороны. После этого обсуждалось, кто займет отвоеванное пространство – Зураб Церетели, Дом фотографии Ольги Свибловой или Музей истории Москвы. Наконец остановились на последнем – все три корпуса Провиантских магазинов будут отреставрированы и переданы Музею истории Москвы. Музей уже сейчас частично туда переехал. Казалось бы, памятник спасен от автобазы, жить бы да радоваться. Однако ведь нельзя же ограничиться научной реставрацией, когда открываются такие обширные перспективы расширения столичного музея. И здания Провиантских магазинов было решено достроить.
В планы реконструкции входит, во-первых, выкапывание двухъярусных гаражей под всеми тремя ампирными корпусами. Разумеется, стены памятника будут необходимым образом укреплены, чтобы они не развалились в процессе осуществления этой операции. Под двором, который существует между тремя корпусами, подземная парковкя будет трехъярусной. Зато удастся разместить целых 400 машиномест. Второй пункт – строительство нового корпуса с «тыльной» стороны. Новое здание должно «завершить» композицию, превратив ее в каре и подготовив к следующему, третьему пункту программы – двор собираются перекрыть стеклянным куполом наподобие Гостиного двора. Отличие лишь одно – между корпусами сейчас имеются довольно-таки широкие проезды с подлиннями решетками: интересно, каким образом будут закрывать эти зазоры?
Над реализацией программы сейчас работают две команды – мастерская Юрия Платонова и 5 мастерская Моспроекта-2. Первым принадлежит концепция, вторым – рабочее проектирование. В результате возникло пять вариантов, которые были показаны совету. Основные различия между ними касаются архитектуры нового корпуса.
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру

5 мастерская предложила гибрид театра «Эрмитаж» с египетской пирамидой. Варианты Юрия Платонова разнообразнее. В одном случае к ансамблю Провиантских складов пристраивается полукруглая колоннада – циркумференция, которую присутствующие на совете почему-то упорно именовали экседрой. Колонны заимствуются из «Московской арки» Стасова и таким образом должны сродниться с архитектурой складов, образно говоря, по отцовской линии. Во втором случае родство можно назвать братским – новый четвертый корпус представляет из себя копию существующих, но П-образную в плане. Третий случай – гибрид двух предыдущих, внутри у него амфитеатром вынут полукруг, снаружи – копии фасадов памятника, но зато кровля не обыкновенная, а с задоринкой – на макете она блестит и щетинится параллельными ребрами – вероятно, стеклянная или металлическая.
Четвертый вариант наиболее забавен, его родство – бумажно-территориально-правительственное, он произошел от неосуществленного проекта дворца А.А.Тучкова архитектора Григорьева. Историки, исследуя местность в архивах, обнаружили изображения дворца, стоявшего приблизительно на месте павильона радиальной станции метро, а также чертежи нереализованного проекта этого дворца. Изображения дворца мэр увидел на одном из предварительных рассмотрений и предложил построить новый корпус музея в виде дворца. Это пример того, каким непредсказуемым образом хорошее историко-архивное исследование может отразиться на проектировании.
Неудивительно, что главный архитектор Москвы предварил свой рассказ о проектах сообщением, что это рассмотрение – лишь первое, и тему предстоит обсуждать еще много раз. Мнения присутствующих на совете, как и предполагалось, разделились самым радикальным образом. Для начала председатель Москомнаследия Валерий Шевчук, опираясь на законодательные акты, быстро и изящно доказал, что все предложенное (парковки, новый корпус и перекрытие двора) делать можно. Основания для оптимистического утверждения следующие: участок, на котором запланирован новый корпус, входит в охранную зону, но не принадлежит территории собственно памятника. Поэтому – в режиме регенерации строить там разрешается. Когда-то на этом участке было целых шесть квартальчиков мелкой городской застройки. Так как понятие регенерации закон не уточняет и оно крайне расплывчато, то теперь эти когда-то бывшие домики, восстав из небытия, сольются в нечто репрезентативное. Второй аргумент касается уже памятника, Провиантских складов – на днях в них определили предмет охраны и так вышло, что этот предмет не исключает ни копания гаражей, ни перекрытия двора. Таким образом закон, как выяснилось, разрешает все вопросы.
С этой оптимистической позицией не согласился Александр Кудрявцев, из выступления которого стало известно, что проект почему-то не рассматривался ЭКОСом, тогда как на протяжении 12 лет это было обязательным. Александр Кудрявцев выступил против столь существенной реконструкции и предложил сохранить памятник таким, какой он есть, ограничившись реставрацией и «вернуться в правовое поле» – уточнить законность принятых решений.
Председатель ЭКОСа Виктор Шередега определил свое выступление как слезную просьбу: «а может мы не будем этого делать?». Он очень точно определил показанные проекты как залихватские и вызывающие оторопь. Виктор Шередега предложил придумать такую функцию, которая не потребовала бы столь грубого вторжения в этот памятник, и робко посоветовал уважаемому собранию «вернуться в начало этой истории».
Юрий Лужков, однако, категорически не принял такие предложения и произнес на данную тему длинную и прочувствованную речь. Почему, спросил мэр, «я не слышал ваших возмущений, пока я на протяжении 15 лет боролся за Провиантские магазины, спасая их от солярки и газов? Ну что за нелогичное предложение теперь все бросить?». «Какие преступления перед настоящим и будущим мы совершаем?» – спросил мэр, и сам себе ответил – никаких. «Скажите все – спросил мэр, мы Гостиный двор, что, испортили?». Раздавшиеся из зала редкие крики «да» не смутили Юрия Михайловича. «Нет, сказал мэр, ваша позиция консервативная и нежизненная. Народу нравится! Все приходят и наслаждаются… Эта архитектура, авторитетно заявил Юрий Лужков, соответствует тому, что пришло к нам из истории. Даже наш Хлебный дом тоже произведение того же времени. Народ восхищается тем архитектурным решением, которое вам не нравится. Так мы под вас подделываться не будем!». Итак – заключил мэр – сделать стеклянную крышу будет правильно. И предложил выбирать из предложенных вариантов, уточнив, что ему лично нравится тот, который выходит в переулок спокойным фасадом.
Собственно говоря, Юрий Лужков в очередной раз сформулировал ту позицию, которая позволила появиться новому Царицыну (не зря он помянул Хлебный дом). Остается радоваться, что теперь у этой позиции есть не только личностно-вкусовая, но и крепкая законодательная подоснова. И еще – надеяться на то, что по вкусу придется вариант попроще. Рассчитывать на деликатный научный подход и на бережное отношение к подлиннику, видимо, не приходится.
Проект депозитарно-реставрационного комплекса на Боровицкой площади

Этот проект выносится на совет третий раз и имеет долгую историю. В 1997 году конкурс на это здание выиграл Евгений Розанов, глава Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое и президент российского отделения МАА, который в конце 1980-х фактически руководил архитектурной отраслью СССР. Показанный вчера проект – наследник работы десятилетней давности и на совете прозвучало справедливое предложение внести Е.Г. Розанова в список авторов.
Проект строительства депозитарно-реставрационного комплекса «МКРЦ» музея-заповедника «Москвоский Кремль» (вторая очередь строительства) по адресу Манежная ул., вл. 3-5, кв.39. ГУП «Моспроект-2», мастерская №7. М.М. Посохин (рук.), В.В. Колосницын, А.Ф. Стариков, А.В. Снастин, инж. А.В. Тюрин
Фотография: Архи.ру

Здание депозитарно-реставрационного комплекса музеев Кремля будет построено там, где сейчас большой газон напротив Каменного моста, между Пашковым домом и Боровицкой башней Кремля. Оно состоит из ротонды, обнесенной сдвоенными колоннами без капителей, но с обильными муфтами в нижней части и симметрично фланкирующих ее флигелей с похожими колоннами. Со стороны Кремля, вдоль Манежной улицы, к этой дворцовой композиции примыкает более массивный прямоугольник, в котором, вероятно, и заключена большая часть полезных площадей. Проект напоминает одновременно павильоны метро 1930-х и – отдаленно – дворец Шайо в Париже.
Обсуждение коснулось двух тем: венчать или не венчать ротонду куполом и – не стоит ли уменьшить корпус со стороны Кремля. Из обсуждения выяснилось, что проект не рассматривался на ЭКОСе, но зато уже одобрен ЮНЕСКО. Юрий Лужков выбрал вариант с куполом, но предложил сделать купол более аккуратным и плоским. Мэр согласился, что правое крыло создает «пропорциональный парадокс, который надо убирать» и предложил сделать «сделать оба крыла пропорциональными фасадной части». Проект решено «проработать, рассмотреть на регламенте и – вперед».
Фрэнк Гери (сопровождение проекта – ADM, Андрей Романов). Гостиничный комплекс на Садовой-Самотечной. Заказчик – Хорус Капитал

Проект Фрэнка Гери был принят советом на ура. Все, кому удалось выступить, сочли нужным сформулировать свое почтение и сдержанную радость по поводу участия всемирно известного архитектора в строительстве гостиничного комплекса на углу Самотеки и Садового кольца. Вспомнили о пражском «Танцующем доме» – контекстуальном произведении Гери. Основной темой для обсуждения стало – действительно ли Фрэнк Гери согласился подарить набор объемных композиций, в которых отразились сложные пути поиска формы здания, Московскому архитектурному институту. Обсудив это, присутствующие сошлись на том, что подарок, вероятно, все же имел место, а Юрий Гнедовский предположил, что Гери, может быть, даже приедет и прочитает лекцию. Продолжая тему, мэр Юрий Лужков сообщил, что он лично «попросил у Гери весь набор тех кубиков Лего чтобы мы могли познакомиться с ходом работ».
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Эскизные проработки
Фотография: Архи.ру

«Набор» кубиков, частично окрашенный в веселый оранжевый цвет, выглядел впечатляюще, хотя бы потому, что их было очень много и они отражали действительно широкое многообразие вариантов – начиная простых параллелепипедов или цилиндров и заканчивая множеством кубиков, соединенных в одну несколько хаотичную пирамиду. Итоговый проект похож на такую пирамиду из кубиков, составленных под разными углами, но не самую сложную, а средней сложности. Несмотря на кажущуюся простоту идеи (недаром мэр вспомнил про детский конструктор) такой архитектурной формы в Москве еще не было.
Предпоектное предложение по стоительству гостиничного комплекса по адресу: Садовая-Самотечная ул., вл.13/14. Автор проекта - Фрэнк Гери (США). Проектная организация - ADM, Андрей Романов (сопровождение). Заказчик - Хорус Капитал
Фотография: Архи.ру

Хотя присутствующие были солидарны в том, что проект Гери получился контекстуальным – ярусность зданий характерна для Москвы, сказал Александр Кудрявцев. А объем нижней части зданиявыведен под карниз соседнего сталинского дома. Окраска, которая вначале задумывалась яркой, в окончательной версии также приобрела сталинскую желтоватость.
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Эскизные проработки
Фотография: Архи.ру

Совету была показана лишь самая первая, предпроектная стадия, и в отличие от многих российских архитекторов, которые приносят на предварительное рассмотрение почти готовый вариант с прорисованными фасадами, Фрэнк Гери предпочел заинтриговать аудиторию и показал именно предварительный вариант – объемы и контуры здания. Все это, однако сопровождалось детальным и подробно иллюстрированным исследованием всего, что полагается – от инсоляции до бассейна визуальных связей. А также великолепным и дорогим деревянным макетом большого участка Садового кольца.
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Макет
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Макет
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Визуально-ландшафтный анализ
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Анализ инсоляции
Фотография: Архи.ру

Юрий Лужков резюмировал обсуждение так: «в основе надо принять. Потом будет процесс исполнения, мы последим, как он пойдет, если будет плохо – поправим. Мы тут уже имеем опыт – продолжил мэр, одного великого уже завернули, Фостера по Зарядью…». Далее Юрий Лужков поделился своими впечатлениями об организации работы в мастерской Фостера, в которой он недавно побывал, и особенно подчеркнул тот факт, что в мастерской Фостера одно решение отрабатывают до сотен вариантов. Предпроектное предложение Фрэнка Гери было принято без возражений.
Продолжение рассказа об общественном совете будет опубликовано через несколько часов.
Архитектор:
Юрий Платонов
Мастерская:
ООО «ТПО-5 Бюро Платонов»
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №5
Проект:
Реконструкция здания Провиантских складов
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 2

Авторский коллектив:
«ТПО-5 Бюро Платонов», ГУЛ «МОСПРОЕКТ-2» им.М.В .Посохина. Авторский коллектив: арх. Платонов Ю.П.(рук.), Метаньев Д.А., Дианова-Клокова И.В., Дутлова Е.Ю., Дономарев А.Л., Леонов М.Г., Шкаева Н.П.

2008 — 2010

Заказчик: Москомархитектура.

19 Июля 2008

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.