Синдром Царицына, сосед Пашкова дома и московский проект Фрэнка Гери. Общественный совет при мэре Москвы, 18 июля 2008

Три самых интересных проекта, рассмотренных на общественном совете 18 июля, разнообразны: один – это московская реконструкция, другой – московский дворец, а третий – первый проект для Москвы, сделанный Фрэнком Гери

mainImg
Архитектор:
Юрий Платонов
Мастерская:
ООО «ТПО-5 Бюро Платонов»
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №5
Проект:
Реконструкция здания Провиантских складов
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 2

Авторский коллектив:
«ТПО-5 Бюро Платонов», ГУЛ «МОСПРОЕКТ-2» им.М.В .Посохина. Авторский коллектив: арх. Платонов Ю.П.(рук.), Метаньев Д.А., Дианова-Клокова И.В., Дутлова Е.Ю., Дономарев А.Л., Леонов М.Г., Шкаева Н.П.

2008 — 2010

Заказчик: Москомархитектура.
Проект приспособления объекта «Провиантские магазины» под музейные цели

На вчерашнем общественном совете был впервые обнародован проект превращения Провиантских складов (магазинов) в музей истории Москвы. Это известный памятник московского ампира, его можно найти во многих учебниках по истории архитектуры. А его приспособление под музей грозит войти в историю громких московских реконструкций, став следующей фазой ее развития после Гостиного двора и Царицына.
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы. Фотографии Юлии Тарабариной
Фотография: Архи.ру

Провиантские магазины – это три больших белых здания, расположенных напротив выхода из кольцевой станции метро «Парк культуры». Они были построены в начале 1830-х годов Федором Шестаковым по проекту петербуржского архитектора Василия Стасова. Собственно, Стасов в 1820-е сделал типовой проект, который затем был реализован в Москве – в качестве армейских складов продовольствия. В ведении военных здания пребывали и в советское время, когда в них устроили автобазу Министерства обороны, встроив внутрь бетонные пандусы для генеральских машин.
Таким образом, Провиантские магазины – это здания складов, прагматическая архитектура. Но архитекторы ампира вообще любили фабрики, склады и казармы – их массивность и непритязательность позволяла сочетать лаконизм с гигантским (по тем временам) масштабом. Следовательно и качество исполнения такой архитектуры – не бросовое, как можно было бы предположить по назначению, а очень высокое. Провиантские склады – это прививка петербуржского ампира в Москве, качественный и очень показательный пример стиля. Но об этом – в учебниках. Нас же больше интересует то, что это памятник федерального значения, и не важно, построил его Шестаков или Стасов.
Предпроектные предложения по реставрации, регенерации и приспособлению под музейные цели объекта культурного наследия «Провиантские магазины» по адресу: Зубовский бульвар, д. 2/48, стр. 1,2,3,4. ГУП «Моспроект-2», ООО «ТПО-5 »Бюро Платонов". М.М. Посохин (рук.), А.В. Кузьмин (рук.), Ю.П. Платонов (рук.), М.Г. Леонов, Н.П. Шкаева, А.В. Кузнецов, Н.А. Куренева, Д.А. Метаньев, И.В. Дианова-Клокова, С.К. Степанова. Заказчик – правительство Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы. Здание кордегардии (1830-е) под преполагаемым куполом
Фотография: Архи.ру

Полтора года назад московской мэрии удалось, после более чем 10-летней борьбы выселить из Провиантских складов автобазу Минобороны. После этого обсуждалось, кто займет отвоеванное пространство – Зураб Церетели, Дом фотографии Ольги Свибловой или Музей истории Москвы. Наконец остановились на последнем – все три корпуса Провиантских магазинов будут отреставрированы и переданы Музею истории Москвы. Музей уже сейчас частично туда переехал. Казалось бы, памятник спасен от автобазы, жить бы да радоваться. Однако ведь нельзя же ограничиться научной реставрацией, когда открываются такие обширные перспективы расширения столичного музея. И здания Провиантских магазинов было решено достроить.
В планы реконструкции входит, во-первых, выкапывание двухъярусных гаражей под всеми тремя ампирными корпусами. Разумеется, стены памятника будут необходимым образом укреплены, чтобы они не развалились в процессе осуществления этой операции. Под двором, который существует между тремя корпусами, подземная парковкя будет трехъярусной. Зато удастся разместить целых 400 машиномест. Второй пункт – строительство нового корпуса с «тыльной» стороны. Новое здание должно «завершить» композицию, превратив ее в каре и подготовив к следующему, третьему пункту программы – двор собираются перекрыть стеклянным куполом наподобие Гостиного двора. Отличие лишь одно – между корпусами сейчас имеются довольно-таки широкие проезды с подлиннями решетками: интересно, каким образом будут закрывать эти зазоры?
Над реализацией программы сейчас работают две команды – мастерская Юрия Платонова и 5 мастерская Моспроекта-2. Первым принадлежит концепция, вторым – рабочее проектирование. В результате возникло пять вариантов, которые были показаны совету. Основные различия между ними касаются архитектуры нового корпуса.
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру
«Провиантские магазины» – музей истории Москвы
Фотография: Архи.ру

5 мастерская предложила гибрид театра «Эрмитаж» с египетской пирамидой. Варианты Юрия Платонова разнообразнее. В одном случае к ансамблю Провиантских складов пристраивается полукруглая колоннада – циркумференция, которую присутствующие на совете почему-то упорно именовали экседрой. Колонны заимствуются из «Московской арки» Стасова и таким образом должны сродниться с архитектурой складов, образно говоря, по отцовской линии. Во втором случае родство можно назвать братским – новый четвертый корпус представляет из себя копию существующих, но П-образную в плане. Третий случай – гибрид двух предыдущих, внутри у него амфитеатром вынут полукруг, снаружи – копии фасадов памятника, но зато кровля не обыкновенная, а с задоринкой – на макете она блестит и щетинится параллельными ребрами – вероятно, стеклянная или металлическая.
Четвертый вариант наиболее забавен, его родство – бумажно-территориально-правительственное, он произошел от неосуществленного проекта дворца А.А.Тучкова архитектора Григорьева. Историки, исследуя местность в архивах, обнаружили изображения дворца, стоявшего приблизительно на месте павильона радиальной станции метро, а также чертежи нереализованного проекта этого дворца. Изображения дворца мэр увидел на одном из предварительных рассмотрений и предложил построить новый корпус музея в виде дворца. Это пример того, каким непредсказуемым образом хорошее историко-архивное исследование может отразиться на проектировании.
Неудивительно, что главный архитектор Москвы предварил свой рассказ о проектах сообщением, что это рассмотрение – лишь первое, и тему предстоит обсуждать еще много раз. Мнения присутствующих на совете, как и предполагалось, разделились самым радикальным образом. Для начала председатель Москомнаследия Валерий Шевчук, опираясь на законодательные акты, быстро и изящно доказал, что все предложенное (парковки, новый корпус и перекрытие двора) делать можно. Основания для оптимистического утверждения следующие: участок, на котором запланирован новый корпус, входит в охранную зону, но не принадлежит территории собственно памятника. Поэтому – в режиме регенерации строить там разрешается. Когда-то на этом участке было целых шесть квартальчиков мелкой городской застройки. Так как понятие регенерации закон не уточняет и оно крайне расплывчато, то теперь эти когда-то бывшие домики, восстав из небытия, сольются в нечто репрезентативное. Второй аргумент касается уже памятника, Провиантских складов – на днях в них определили предмет охраны и так вышло, что этот предмет не исключает ни копания гаражей, ни перекрытия двора. Таким образом закон, как выяснилось, разрешает все вопросы.
С этой оптимистической позицией не согласился Александр Кудрявцев, из выступления которого стало известно, что проект почему-то не рассматривался ЭКОСом, тогда как на протяжении 12 лет это было обязательным. Александр Кудрявцев выступил против столь существенной реконструкции и предложил сохранить памятник таким, какой он есть, ограничившись реставрацией и «вернуться в правовое поле» – уточнить законность принятых решений.
Председатель ЭКОСа Виктор Шередега определил свое выступление как слезную просьбу: «а может мы не будем этого делать?». Он очень точно определил показанные проекты как залихватские и вызывающие оторопь. Виктор Шередега предложил придумать такую функцию, которая не потребовала бы столь грубого вторжения в этот памятник, и робко посоветовал уважаемому собранию «вернуться в начало этой истории».
Юрий Лужков, однако, категорически не принял такие предложения и произнес на данную тему длинную и прочувствованную речь. Почему, спросил мэр, «я не слышал ваших возмущений, пока я на протяжении 15 лет боролся за Провиантские магазины, спасая их от солярки и газов? Ну что за нелогичное предложение теперь все бросить?». «Какие преступления перед настоящим и будущим мы совершаем?» – спросил мэр, и сам себе ответил – никаких. «Скажите все – спросил мэр, мы Гостиный двор, что, испортили?». Раздавшиеся из зала редкие крики «да» не смутили Юрия Михайловича. «Нет, сказал мэр, ваша позиция консервативная и нежизненная. Народу нравится! Все приходят и наслаждаются… Эта архитектура, авторитетно заявил Юрий Лужков, соответствует тому, что пришло к нам из истории. Даже наш Хлебный дом тоже произведение того же времени. Народ восхищается тем архитектурным решением, которое вам не нравится. Так мы под вас подделываться не будем!». Итак – заключил мэр – сделать стеклянную крышу будет правильно. И предложил выбирать из предложенных вариантов, уточнив, что ему лично нравится тот, который выходит в переулок спокойным фасадом.
Собственно говоря, Юрий Лужков в очередной раз сформулировал ту позицию, которая позволила появиться новому Царицыну (не зря он помянул Хлебный дом). Остается радоваться, что теперь у этой позиции есть не только личностно-вкусовая, но и крепкая законодательная подоснова. И еще – надеяться на то, что по вкусу придется вариант попроще. Рассчитывать на деликатный научный подход и на бережное отношение к подлиннику, видимо, не приходится.
Проект депозитарно-реставрационного комплекса на Боровицкой площади

Этот проект выносится на совет третий раз и имеет долгую историю. В 1997 году конкурс на это здание выиграл Евгений Розанов, глава Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое и президент российского отделения МАА, который в конце 1980-х фактически руководил архитектурной отраслью СССР. Показанный вчера проект – наследник работы десятилетней давности и на совете прозвучало справедливое предложение внести Е.Г. Розанова в список авторов.
Проект строительства депозитарно-реставрационного комплекса «МКРЦ» музея-заповедника «Москвоский Кремль» (вторая очередь строительства) по адресу Манежная ул., вл. 3-5, кв.39. ГУП «Моспроект-2», мастерская №7. М.М. Посохин (рук.), В.В. Колосницын, А.Ф. Стариков, А.В. Снастин, инж. А.В. Тюрин
Фотография: Архи.ру

Здание депозитарно-реставрационного комплекса музеев Кремля будет построено там, где сейчас большой газон напротив Каменного моста, между Пашковым домом и Боровицкой башней Кремля. Оно состоит из ротонды, обнесенной сдвоенными колоннами без капителей, но с обильными муфтами в нижней части и симметрично фланкирующих ее флигелей с похожими колоннами. Со стороны Кремля, вдоль Манежной улицы, к этой дворцовой композиции примыкает более массивный прямоугольник, в котором, вероятно, и заключена большая часть полезных площадей. Проект напоминает одновременно павильоны метро 1930-х и – отдаленно – дворец Шайо в Париже.
Обсуждение коснулось двух тем: венчать или не венчать ротонду куполом и – не стоит ли уменьшить корпус со стороны Кремля. Из обсуждения выяснилось, что проект не рассматривался на ЭКОСе, но зато уже одобрен ЮНЕСКО. Юрий Лужков выбрал вариант с куполом, но предложил сделать купол более аккуратным и плоским. Мэр согласился, что правое крыло создает «пропорциональный парадокс, который надо убирать» и предложил сделать «сделать оба крыла пропорциональными фасадной части». Проект решено «проработать, рассмотреть на регламенте и – вперед».
Фрэнк Гери (сопровождение проекта – ADM, Андрей Романов). Гостиничный комплекс на Садовой-Самотечной. Заказчик – Хорус Капитал

Проект Фрэнка Гери был принят советом на ура. Все, кому удалось выступить, сочли нужным сформулировать свое почтение и сдержанную радость по поводу участия всемирно известного архитектора в строительстве гостиничного комплекса на углу Самотеки и Садового кольца. Вспомнили о пражском «Танцующем доме» – контекстуальном произведении Гери. Основной темой для обсуждения стало – действительно ли Фрэнк Гери согласился подарить набор объемных композиций, в которых отразились сложные пути поиска формы здания, Московскому архитектурному институту. Обсудив это, присутствующие сошлись на том, что подарок, вероятно, все же имел место, а Юрий Гнедовский предположил, что Гери, может быть, даже приедет и прочитает лекцию. Продолжая тему, мэр Юрий Лужков сообщил, что он лично «попросил у Гери весь набор тех кубиков Лего чтобы мы могли познакомиться с ходом работ».
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Эскизные проработки
Фотография: Архи.ру

«Набор» кубиков, частично окрашенный в веселый оранжевый цвет, выглядел впечатляюще, хотя бы потому, что их было очень много и они отражали действительно широкое многообразие вариантов – начиная простых параллелепипедов или цилиндров и заканчивая множеством кубиков, соединенных в одну несколько хаотичную пирамиду. Итоговый проект похож на такую пирамиду из кубиков, составленных под разными углами, но не самую сложную, а средней сложности. Несмотря на кажущуюся простоту идеи (недаром мэр вспомнил про детский конструктор) такой архитектурной формы в Москве еще не было.
Предпоектное предложение по стоительству гостиничного комплекса по адресу: Садовая-Самотечная ул., вл.13/14. Автор проекта - Фрэнк Гери (США). Проектная организация - ADM, Андрей Романов (сопровождение). Заказчик - Хорус Капитал
Фотография: Архи.ру

Хотя присутствующие были солидарны в том, что проект Гери получился контекстуальным – ярусность зданий характерна для Москвы, сказал Александр Кудрявцев. А объем нижней части зданиявыведен под карниз соседнего сталинского дома. Окраска, которая вначале задумывалась яркой, в окончательной версии также приобрела сталинскую желтоватость.
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Эскизные проработки
Фотография: Архи.ру

Совету была показана лишь самая первая, предпроектная стадия, и в отличие от многих российских архитекторов, которые приносят на предварительное рассмотрение почти готовый вариант с прорисованными фасадами, Фрэнк Гери предпочел заинтриговать аудиторию и показал именно предварительный вариант – объемы и контуры здания. Все это, однако сопровождалось детальным и подробно иллюстрированным исследованием всего, что полагается – от инсоляции до бассейна визуальных связей. А также великолепным и дорогим деревянным макетом большого участка Садового кольца.
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Макет
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Макет
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Визуально-ландшафтный анализ
Фотография: Архи.ру
Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Анализ инсоляции
Фотография: Архи.ру

Юрий Лужков резюмировал обсуждение так: «в основе надо принять. Потом будет процесс исполнения, мы последим, как он пойдет, если будет плохо – поправим. Мы тут уже имеем опыт – продолжил мэр, одного великого уже завернули, Фостера по Зарядью…». Далее Юрий Лужков поделился своими впечатлениями об организации работы в мастерской Фостера, в которой он недавно побывал, и особенно подчеркнул тот факт, что в мастерской Фостера одно решение отрабатывают до сотен вариантов. Предпроектное предложение Фрэнка Гери было принято без возражений.
Продолжение рассказа об общественном совете будет опубликовано через несколько часов.
Архитектор:
Юрий Платонов
Мастерская:
ООО «ТПО-5 Бюро Платонов»
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №5
Проект:
Реконструкция здания Провиантских складов
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 2

Авторский коллектив:
«ТПО-5 Бюро Платонов», ГУЛ «МОСПРОЕКТ-2» им.М.В .Посохина. Авторский коллектив: арх. Платонов Ю.П.(рук.), Метаньев Д.А., Дианова-Клокова И.В., Дутлова Е.Ю., Дономарев А.Л., Леонов М.Г., Шкаева Н.П.

2008 — 2010

Заказчик: Москомархитектура.

19 Июля 2008

Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.