16.12.2016
беседовала: Алла Павликова

Андрей Баталов: «Архитектуру собора Покрова на Рву можно понять только исходя из особенностей ренессансной традиции»

Книга «Собор Покрова на Рву: история и иконография архитектуры» – фундаментальное научное исследование, которое должно перевернуть представления из учебников. Беседуем с автором.

Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Алла Павликова
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Алла Павликоваоткрыть большое изображение

Публикация монографии приурочена к юбилею собора Покрова на Рву, более известного под именем собора Василия Блаженного, – в этом году храму, чьё строительство завершилось в 1561 году, исполняется 455 лет. Автор – историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор Андрей Леонидович Баталов, рассказал нам об истории, основных темах исследования и планах издания второго тома:

«Я занимаюсь изучением собора с начала 1980-х годов – то есть всю свою научную жизнь. В начале 2000-х, после смерти моего учителя Сергея Сергеевича Подъяпольского, мне пришлось возглавить комиссию по реставрации собора Василия Блаженного. С этого момента мы с ним оказались связаны накрепко. Это дало возможность по-настоящему исследовать памятник, вжиться в него, увидеть то, что я прежде увидеть не мог. Тогда же замечательный издатель Сергей Обухов буквально заставил нас вместе с Любовью Сергеевной Успенской написать небольшую книгу. Она стала своего рода дайджестом настоящего фолианта, над которым я работал более двенадцати лет. Я писал и переписывал книгу, возвращаясь к ней вплоть до осени нынешнего года, когда она уже была отредактирована и сверстана.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

За эти годы были изданы книги "Сакральное пространство средневековой Москвы", «Церковь Вознесения в Коломенском», написанные вместе с Леонидом Беляевым; первый том Свода памятников архитектуры Московского Кремля, посвященный колокольне «Иван Великий» и соборным звонницам, и другие коллективные монографии. Я много писал, но долг и совесть постоянно заставляли меня возвращаться к Покровскому собору. Надо сказать, что изначально в мои планы не входило писать о нём отдельный труд. Я работал над книгой, посвященной истории русского зодчества при Иване Грозном. Но закончив её, понял, что история собора Покрова на Рву туда просто не поместится. Именно тогда возникла идея посвятить ему отдельную монографию.

Для меня эта книга стала знаковой. Она рассказывает об истории архитектурного замысла и строительства храма, о программе, лежащей в его основе – о тех интенциях, которые привели донатора к необходимости его возведения. При этом книга не только о самом соборе, но и о художественной культуре эпохи Ивана Грозного через призму одного архитектурного памятника. Рассказа о реставрации собора в книге нет. Но данному вопросу я планирую посвятить второй том, он уже сейчас находится в работе.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

В 1988 я в соавторстве с Татьяной Вятчаниной написал статью о роли и значении иерусалимского образца в русской архитектуре. Тогда мне всё казалось предельно ясным. В данной книге мне пришлось пересмотреть свои собственные концепции. Я отошел от первоначальной версии о том, что храм Василия Блаженного является неким символическим образом Иерусалимского храма. Я должен был ответить на самый главный вопрос: в чем состоит тайна собора? Сейчас, мне кажется, что я смог найти ответ. Я доказал самому себе, что это произведение находится в русле европейского ренессанса. В русле той тенденции в итальянском ренессансе – la maniera tedesca, – которая связана с готикой. Готика никогда не была враждебна ренессансу. Просто её всегда так воспринимали, исходя из гневных фраз Джорджо Вазари.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

Предчувствую отрицательную реакцию части моих читателей, поскольку в книге я пересматриваю и отрицаю большинство мифов. Но истина дороже. Книга опровергает эволюционную теорию, преодолевает миф об изоляции русского искусства после бегства в 1538 года последнего «большого» итальянского архитектора. На протяжении многих лет я занимался изучением всех контактов московского царства с западной Европой. Документы свидетельствуют о том, что начиная с 1548 в Москву направляется поток специалистов самых разных профессий – от делателей пороха до изготовителей изразцов (изразцы присутствуют и в Покровском соборе, и в обновленном после пожара 1547 года Великокняжеском дворце). Появляются также и военные инженеры из Европы, которые были, как известно, и архитекторами. Достоверно известно, что при дворе Ивана Грозного работали английские архитекторы. Весь этот многонациональный мир кипел и творил в 1550–1560 гг.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

Ещё раз повторю, что понять собор можно только исходя из особенностей ренессансной традиции. Его нельзя изучать как средневековое произведение. Собор следует рассматривать только сквозь призму комбинаторного мышления итальянского архитектора, способного перефразировать самые разные традиции – романские и готические. Способного всё это соединить и создать архитектуру, никогда до этого не существовавшую. Собор Покрова на рву – это архитектурный трактат эпохи ренессанса. И в этом главный смысл всей книги. Но в то же время собор – это ключевой памятник всего русского искусства.

В этом году мы празднуем 455-летие со дня его основания. И я счастлив, что успел завершить работу над книгой к этой дате».
 
беседовала: Алла Павликова

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Олег Карлсон
  • Георгий Трофимов
  • Валерий Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Николай Миловидов
  • Александра Кузьмина
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Скуратов
  • Магда Чихонь
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Труханов
  • Константин Ходнев
  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Александр Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Асадов
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Надточий
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Попов
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Юлий Борисов
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Петр Фонфара
  • Карен Сапричян
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Николай Переслегин
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Магда Кмита
  • Олег Мединский
  • Арсений Леонович
  • Лукаш Качмарчик
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Валерия Преображенская
  • Полина Воеводина
  • Алексей Иванов
  • Александр Скокан
  • Екатерина Грень
  • Станислав Белых
  • Илья Уткин
  • Александр Бровкин
  • Всеволод Медведев
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Ликин
  • Шимон Матковски
  • Сергей Кузнецов
  • Роман Леонидов
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Никита Токарев
  • Сергей Переслегин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи