Перерождение промзон: технопарк как место для работы и жизни

Интервью с выпускниками школы МАРШ – авторами концепции превращения комплекса ВНИИМЕТМАШ в Москве в научно-промышленный технопарк.

mainImg
В ближайшее время Правительству Москвы будет представлен проект выпускников архитектурной школы МАРШ 2016 года, команды «Промкод» – концепция создания первого столичного научно-промышленного технопарка на базе Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института металлургического машиностроения имени академика А.И. Целикова на Рязанском проспекте. Эта идея, в случае ее одобрения, поможет создать на ВНИИМЕТМАШ (ВММ) площадку для инженеров, где они смогут получать практические навыки, обмениваться опытом и знаниями, работать и жить, а компании, разместившие свое производство на этой территории, без труда найдут там высококвалифицированные кадры и всю необходимую промышленную инфраструктуру. О том, как родилась эта идея, чьим опытом вдохновлялась команда и почему в технопарке обязательно нужен бассейн мы побеседовали с авторами проекта Ильей Токаревым и Анной Будуновой из команды «Промкод».

Команда «Промкод» (слева направо): Павел Сурков, Дмитрий Балыков, Анна Будунова, Илья Токарев, Анастасия Воротникова, Александр Егоров. Фото: Сергей Носов / www.snfoto.ru



– Как вы познакомились со школой МАРШ и почему решили учиться там?

Илья: Два года назад наши друзья и коллеги из МАРШа работали над проектом «Новая ивановская мануфактура» (НИМ). В числе авторов была моя подруга Татьяна Гренадёрова – мы с ней яхтенные капитаны и вместе ходим на регаты, много общаемся, обмениваемся опытом. Однажды она написала, что у нее есть вопрос ко мне как к архитектору: она работает над проектом завода, и ей нужен совет.

В процессе обсуждения мы придумали следующую концепцию. Есть много креативных площадок – FLACON, Artplay. В чем их главное преимущество? Не в том, что у них имеется столько-то арендаторов, а в том, какие это компании. Через эти компании ты и привлекаешь внимание к своей площадке. Значит, в проекте НИМ надо собрать людей, создающих атмосферу, а в результате уже появится «бренд» мануфактуры. Потом я сходил на несколько защит проекта НИМ, и эта тема все больше меня интересовала, совпадая с моими внутренними установками.

Со времен института мы с друзьями не видели развития в архитектуре. Проекты заканчиваются одним зданием либо кварталом: всегда есть какой-то логический конец. При этом на тебя наложены явные ограничения в виде желаний заказчиков, перебороть которые не всегда получается. Часто роль архитектора сведена к рисованию фасадов, красивых иллюстраций, а дальше слышишь: «Спасибо, мы сами все построим и решим». Эта установка не очень правильна. Мы поняли, что надо уходить в сторону девелопмента, но куда – непонятно, потому что преимущественно это строительство жилья, и это не ответ на наш вопрос. Но тут я узнал, что в МАРШе есть подходящая по теме совместная с РАНХиГС программа, по которой учатся мои друзья.

Анна: Я знала про эту программу с самого ее запуска и давно рассматривала вариант дополнительного образования в рамках своей профессиональной деятельности архитектора-градостроителя.

Концепция развития территории ВНИИМЕТМАШ © «Промкод»



– Из трех тем, которые были предложены для работы в ваш учебный год, вы сами выбрали развитие территории ВММ?

Илья: У нас был плотный тимбилдинг в начале учебного года. С нами работал психолог, формулировал нам задачи, и по результатам их выполнения создавал проектные группы, среди которых и распределялись темы.

Анна: Изначально нам достались две промышленные территории. Но работа с одной из них не сложилась: собственнику это было не нужно. Он давно банкротит завод и планирует продать все капитальные строения. Ждет, когда придет хороший застройщик и предложит интересную цену, и, чтобы продать объект максимально выгодно, ему понадобилась концепция развития. А после проверки его юридического лица выяснилось, что собственник не чист: за ним числится много нехороших историй по правовым вопросам.

С ВММ было совсем иначе, его собственник – Правительство Москвы – был заинтересован, генеральный директор Александр Пироженко также очень хотел развивать завод. Можно сказать, что благодаря ему и родилась идеология проекта. На самой первой встрече с ним прозвучала фраза: «Я хочу создать Стрелку для инженеров». Мы за это «зацепились», потому что у архитекторов-урбанистов создана творческая среда, где постоянно идут движение и обмен опытом, а для инженеров такого места, где «варятся» лучшие умы, увы, нет.

Концепция развития территории ВНИИМЕТМАШ © «Промкод»



- Когда вы впервые встретились с генеральным директором ВММ?

Илья: На четвертый–пятый день после старта программы, и дальше наша команда постоянно встречалась с Александром для презентации работы над проектом. От него всегда поступала обратная связь, пожелания, а серьезных замечаний не было. Тем более, что все решения, предлагаемые по площадке, были результатом анализа потребностей местных жителей, существующей застройки района, возможностей производства. Александр за полгода до нас смог привлечь опытную команду профессионалов – Петера Гебхардта и Рафаила Гайнатуллина, которые уже занимались строительством и запуском индустриальных парков. Сейчас они ищут резидентов, заключили соглашение с немецкой программой среднего специального образования, с первым иностранным резидентом – итальянской компанией по производству лентопильных станков, благодаря чему она на 70% разместила производство в России.

– Среди изменений, которые вы предлагали, основной пункт – это создание инфраструктуры для жизни и комфортного пребывания на площадке – спортивная, социальная, образовательная среда. А были ли предложения по индустриальной части?

Илья: Мы оценили промышленный потенциал, нашли «узкие места» с точки зрения текущего производства, однако выразили уверенность в необходимости его сохранения. Индустриальный парк создается не на пустом месте, нет необходимости искать якорного резидента, так как есть сам ВММ. Многие идеи, к которым мы пришли в рамках разработки концепции, предлагали и Правительство Москвы, и команда ВММ – они все предусматривают сохранение производства.

Концепция развития территории ВНИИМЕТМАШ © «Промкод»



– То есть для города выгоднее сохранить на этой территории промышленное производство?

Илья: Застройка жильем неперспективна в силу ряда причин: кризис, падение реальных доходов населения, провал в демографическую яму – рынок сужается, при этом стоимость жилья не падает. Москва сейчас живет в концепции «промка в промку»: все живые производства по возможности насыщают новыми смыслами и обязательно сохраняют. Для чего это делается? Во-первых, это конкретные рабочие места. Не те виртуальные, которые указывают девелоперы, когда строят очередной жилой высотный комплекс с офисными этажами и торговыми площадями. Количество рабочих мест, предоставляемое на производстве, намного больше, чем возможности любого жилого района. Во-вторых, это вопрос экономики. Город тратит на каждого жителя около 150 тысяч рублей в год – это инфраструктура, обслуживание и т.д. Работающий житель города приносит в виде налогов примерно 180 тысяч рублей. Кого лучше стимулировать? Вывод очевиден.

Анна: Это спорный вопрос. Москва – столица большой страны. Люди сюда стремятся, переезжая вместе с семьями, и спрос на жилье будет всегда, но вопрос – в каком объеме и на какое именно жилье? Последние аналитические статьи показывают, что более 20% площадей в новых жилых комплексах пустуют, они не проданы.

Илья: Есть мировой опыт, есть российский опыт – они совершенно разные, и нет единого рецепта по развитию промышленных территорий: застраивать их жильем и офисами или сохранять как индустриальные объекты и инвестировать в имеющееся производство. Наш проект – это учебная модель, она не является заказом или предметом тендера. Результаты проекта легли в основу концепции развития территории ВММ, которая будет представлена Правительству Москвы, и это уже победа.

Концепция развития территории ВНИИМЕТМАШ © «Промкод»



– Расскажите подробнее про предложенные изменения. Что и почему вы решили привнести в данную территорию, как определяли потребности и оправданность решений?

Илья: Мы сделали несколько пакетных предложений с точки зрения реконструкции и адаптации объектов под нужды ВММ, резидентов будущего промышленного технопарка и жителей прилегающих районов. Например, на территории есть знаковое здание «Берлин», которое было построено в советское время немцами. Внутри размещен физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами и детской секцией кикбоксинга, но здание частично используется как склад. Мы сразу предположили: если есть потенциально возможный спортивный объект в пешеходной доступности от жилых кварталов, у их обитателей может быть запрос на спортивные услуги, тем более что на соседней территории бывшего завода «Молния» сейчас полным ходом идет строительство многоэтажного жилого квартала 21/19. Провели исследование: действительно, запрос существует. Немедленно возникли следующие вопросы: каким должно быть функциональное наполнение фитнес-центров, на основе чего выстраивается бизнес-модель? Нужен ли бассейн? Какой режим работы в приоритете?

В нашей команде есть Дима Балыков, архитектор-реставратор и профессиональный спортсмен, он сделал аналитику: фитнес-центры не работают на экономику района, они работают на поток. Примерно 20% посетителей – жители ближайших районов, остальные – люди, ежедневно проезжающие мимо на машине по пути на работу или домой. В нашем случае такой поток есть – это Рязанский проспект. Есть база, которую мы можем развивать, и запрос от потенциальных потребителей. Таким принципом мы пользовались для обоснования всех наших предложений: коворкинг, образовательный центр, фитнес-центр, гостиница – эти инфраструктурные объекты сегодня обязательны. В некоторых странах в требованиях к новому индустриальному или техно- парку прописано, что у тебя должна быть развитая социальная инфраструктура (школы, детские сады, образовательный центр).

Анна: Технопарки в Азии, Сингапуре, существующие уже 20 лет, думают о следующей ступени развития – инфраструктурном наполнении территорий. Они ставят на первое место создание среды для работы, чтобы на территории можно было жить или долго пребывать, могли учиться дети, имелись дополнительные услуги: фитнес-центры, парки, рестораны для семей рабочих. Инфраструктурные объекты, которые прилагаются к индустриальному парку, должны работать как на его нужды, так и на внешнюю среду.

Концепция развития территории ВНИИМЕТМАШ © «Промкод»



– В российских парках уже есть такое?

Анна: В российском опыте этого нет. Самым лучшим, образцово-показательным проектом считается «Химград» в Казани. Но нужно понимать, что туда было вложено огромное количество государственных денег. Одновременно есть опыт Тверской и Калужской областей, где компании строили свое производство, жилые многоэтажные дома для рабочих, целые поселки с детскими садами, школами, инфраструктурой. Квалифицированные кадры собирали по всей стране. Естественно, эти люди не готовы были работать вахтовым методом, они планировали там жить – это нормальная практика. Вопрос, что будет с этими поселками лет через тридцать: не превратятся ли они в моногорода.

– Индустриальный парк и технопарк: в чем разница между ними, и насколько она принципиальна для вас?

Анна: Команда «Промкод» сотрудничает с Ассоциацией индустриальных парков. Безусловно, мы понимаем разницу. У большинства людей индустриальные парки ассоциируются с потоковым производством: не очень современным и экологически чистым, которое обычно выносят за пределы города. В них может быть не более 20% офисной части, все остальное занимает производственно-складская функция. В промышленном технопарке порядка 30% – это непрофильные резиденты, которые выполняют функцию дополнительного источника дохода. Мы в эти 30% закладывали образовательную функцию, коворкинг для инженеров, детский технопарк и другие объекты среды для жизни. Мы считаем, что на горизонте 10–15 лет производства внутри Москвы не будет, либо оно станет высокотехнологичным и экологически чистым. Поэтому, до сих пор мы настаиваем на более адаптивной формулировке «научно-промышленный технопарк».

Концепция развития территории ВНИИМЕТМАШ © «Промкод»



– Если говорить об образовательной функции, вы упомянули, что руководство ВММ хочет привлечь молодые кадры, инженеров, создать для них привлекательную среду. Уже есть конкретные договоренности?

Илья: Да, за время работы собрали некий образовательный пул. Есть соглашение с Германией по подготовке специалистов. Встречались с заведующим кафедрой «Машиностроительные технологии–10» МГТУ им. Н.Э. Баумана, бывшим деканом факультета МТ Александром Григорьевичем Колесниковым, он хочет участвовать в развитии образования на площадке: МГТУ думает привнести на территорию свои образовательные инициативы. Познакомились с руководством нескольких колледжей, готовых войти в такой пилотный образовательный проект. На данный момент этот пул образовательных организаций «стоит на низком старте», участники ждут решения города о судьбе площадки.

Анна: Если будет принято решение о создании парка, о выделении средств на развитие площадки по нашей модели, можно будет инициировать обсуждение создания учебной программы по подготовке инженеров и управленцев в области металлургического машиностроения, продаж и проектного управления. Сейчас у молодежи есть запрос на многопрофильное образование, когда ты всю жизнь чему-то учишься, изучаешь смежные дисциплины и, в конечном счете, можешь быть как управленцем в области промышленного инжиниринга, так и инженером. Общаясь с инженерами, пытающимися запустить подобный формат в «Сколково», мы поняли, что сейчас в Москве нет пространства, где инженеры могли бы обмениваться опытом, постоянно получать образование, профессионально развиваться.

zooming
Концепция развития территории ВНИИМЕТМАШ © «Промкод»



– Какова примерная стоимость проекта, а также сроки реализации и ее основные этапы?

Анна: За полтора года три команды высчитывали консолидированную финансовую модель индустриального парка. Сам ВММ, команда «Промкода» и ГУП «Агентство промышленного развития Москвы» – структура, в задачи которой входит развитие и поддержка промышленных объектов в черте города. Везде горизонт окупаемости – за пределами 10 лет, так как это производственная площадка. Для комплексного развития территории необходимы инвестиции в размере 6 миллиардов рублей – при полной производственной загрузке и полностью сданных в аренду помещениях.

Илья: Это если производство ВММ станет более эффективным, а помещения комплекса – профилируются и адаптируются, повышая привлекательность площадки для новых резидентов, которые придут уже ради статуса резидента индустриального парка.

Анна: Согласно дорожной карте, будет два этапа развития. Первый – реализация концепции развития производства ВММ до начала 2018 года, примерные инвестиции – 660 млн рублей. Среди задач: загрузка производства под заказ, оформление земельного участка (так как половина территорий не оформлена в собственность и даже не поставлена на кадастровый учет, а это достаточно долгий процесс), расчистка территорий, реконструкция Московского опытного завода, строительство полноценного производственного комплекса с обслуживающим корпусом и новых помещений для резидентов. За счет переселения в новые корпуса на освободившейся территории будет идти снос либо реконструкция существующих объектов.

Второй этап – реализация концепции индустриального парка, которая начнется во второй половине 2018 года. Там основные задачи – привлечение инвестиций и резидентов, подготовка инфраструктуры и оборудования, строительство коммерческих и прочих объектов, вторая очередь сноса и строительство корпусов. К 2021 году должна быть начата полная эксплуатация заново отстроенных коммерческих площадей.

– Расскажите о «Промкоде»: кто чем занимался, как была устроена работа в команде?

Илья: Я архитектор-урбанист, Анна Будунова – архитектор-градостроитель: по сути, мы оба выполняли роль руководителей проекта. Александр Егоров, инженер – выпускник МГТУ им Н.Э. Баумана, профильной кафедры ВММ. Его отец учился и работал здесь, можно сказать, у них династическая связь с ВММ. Саша выступал в роли эксперта в области машиностроения, промышленного инжиниринга. Без него было бы трудно получить всю необходимую информацию внутри ВММ. Он прорабатывал образовательную часть в области инжиниринга. Дмитрий Балыков, архитектор-реставратор, занимался в рамках проекта спортивным блоком. Также он автор архитектурной концепции облика всей территории и реконструкции зданий. Анастасия Воротникова, PR-специалист, собирала аналитические данные, обрабатывала информацию. Позже к работе команды подключился ее отец, Александр Воротников, советник в Министерстве экономического развития. На Facebook до сих пор «живет» закрытая группа, посвященная нашему проекту, там он постоянно делится полезной информацией и советами. Он подсказывал, в какую сторону развивается металлургическая отрасль, какие виды квалификации появляются, и какие специалисты будут нужны. Павел Сурков, инженер транспортных систем, занимался развитием транспортной инфраструктуры, сделал большой блок аналитики по образовательной программе.

Анна: Распределение задач происходило в ходе обсуждения. Мы вместе приходили к общей концепции, потом смотрели, кто наиболее эффективно сможет выполнить данную часть работы, пытались использовать какие-то приложения. Естественно, отталкивались от учебной программы: были задачи, которые мы должны были решать в срок.

Вы будете реализовывать этот проект?

Анна: Пока нет такой договоренности, но мы стараемся держать руку на пульсе, так как его судьба нам не безразлична. Как только поступит предложение о сотрудничестве – мы только «за». Сейчас готовим графический макет с демонстрацией развития территории и указанием функционального наполнения. Попробуем донести до мэра его идеологическую составляющую, связанную с непрерывным обучением кадров на всех этапах образования – от детского сада до первой работы. Этот проект стал бы имиджевым для Правительства Москвы и города в целом, несмотря на то, что с точки зрения инвестиций это менее привлекательно, чем строительство нового жилья.

– Как отразился опыт работы с промышленными территориями на ваших личных «траекториях развития»? Видите для себя дальнейшую работу в этой области?

Анна: Опыт пригодился и сейчас продолжает помогать. Например, был период сотрудничества и прямой работы с Агентством промышленного развития, Ассоциацией индустриальных парков. Дальше будем продолжать работать как команда и придерживаться той идеологической составляющей, которую изначально закладывали в «Промкод».

zooming
Презентация проекта в школе МАРШ



– Программой МАРШа в итоге остались довольны?

Илья: Да, первоклассные эксперты. Из трех выпусков, которые уже были в МАРШе, мы первые отбили деньги, потраченные на обучение (смеется). Мы приобрели много полезных контактов и получили умения и навыки, позволяющие решать задачи в области комплексного развития промышленных территорий.

Для этого развития есть как минимум пять принципиальных сценариев. Первый решает проблему промышленных территорий через сохранение и развитие. Находим в существующем производстве «узкие места», даем рекомендации, улучшаем среду, но сохраняем первоначальный функционал площадки – случай ВММ.

Второй случай – перепрофилирование и адаптация. К примеру, есть производство и промышленная территория вокруг него, находящиеся в плохом состоянии по причине изменений в экономике отрасли. На его основе мы создаем новый производственный кластер, отвечающий современным требованиям, скорее всего – другого профиля, формируем резидентскую политику. Например, производили станы, а будем делать роботов.

Третий тип – условный FLACON, творческий кластер. Похожие по типу компании, собранные в одном месте, взаимодействуют друг с другом и оказывают комплексные услуги клиенту или производят продукты с высокой добавленной стоимостью, привлекая подобным единством других резидентов.

Четвертый вариант – производственные креативные кластеры. В России есть подобный опыт, но пока он в зачаточном состоянии. Например, концепция развития завода «Кристалл» как креативной площадки, где размещаются производители мебели, одежды, ювелирные мастерские, ремесленные лавки, театральные школы. У ребят получилось, порядка четырех–пяти компаний, которые пришли туда вначале и относительно успешно работают, постепенно захватывая все больше пространства. При этом территория «Кристалла» развивается как производственный кластер независимо от резидентов.

Пятый сценарий – это музеификация промышленной территории, что на сегодняшний день в мире достаточно популярно. Есть множество подходов к сохранению исторического индустриального наследия. Например, создание на основе, как правило, заброшенного производства, парка, который становится центром нового городского района и сохраняет в себе в качестве живописных руин историю промышленности страны.

Нужно отметить, что этим варианты развития промзон не исчерпываются. Есть множество подходов, работающих на благо всех участников: инвесторов, принося дополнительную прибыль; муниципальных властей, формируя новые рабочие места или снимая социальную напряженность; граждан, создавая комфортную среду с теми же местами труда и отдыха.

07 Ноября 2016

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро :dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.