Zодчий (не)против!

Интервью британской писательницы Рейчел Валентайн с первым архитектором-супергероем Zодчим для российского архитектурного портала Архи.ру.

mainImg


«Клянусь Великим Архитектором Вселенной, всеми Богами и Богинями, первыми известными зодчими человечества, среди которых руководитель строительства в Среднем царстве Аа, строитель пирамид Имхотеп, инженер, философ, изобретатель и строитель Лу Бань, Гипподам из Милета, Калликрат, Иктин, Мнесикл и Фидий из Афин, инженер и скульптор Аполлодор из Дамаска, Марк Витрувий Поллион из Рима, Анфимий из Тралла, византийский мастер Исидор, скульптор и архитектор эпохи поздней классики Скопас, французский аббат и покровитель готики Сугерий, Джакомо Бароццо ди Виньола и китайский инженер Империи Сун Ю Хао, гениями Фибоначчи, Луки Пачоли, Андреа Палладио и Леонардо да Винчи, талантами Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Казимира Малевича и Владимира Татлина, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня зодческому искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону архитектурному, но никому другому.

Я направляю своих заказчиков к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня подрывного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакому зданию разрушительного писария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду использовать декор ради декора, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы хозяина, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при проектировании – а также и без проектирования – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой
zooming
ВСЕмирный День Уральского Архитектора, или The DURA. Празднование в 2015 году



Только после исполнения этой клятвы архитектор в Загорске может считать себя Zодчим, в противном случае талант его будет съеден продажными коллегами, циничными девелоперами и бездарными строителями.

Загорск, как следует из названия, – город, расположенный за горами. За Уральскими горами. Ежегодно архитекторы Загорска празднуют там в первый понедельник июля ВСЕмирный День Уральского Архитектора или сокращенно The DURA. В этом году это пятый, юбилейный, праздник, и прошел он с особым размахом. Группа критически настроенных уральских архитекторов, руководствуясь девизом праздника «Литература – дура дышит, архитектура – дура нет», приняла решение издать к празднику сборник рассказов «Zодчий против. Продолжение следует…» британской писательницы Рэйчел Валентайн, являющейся личным биографом первого в мире архитектора-супергероя Zодчего, и поставить герою памятник. Памятник, как водится в России, уже снесли, а книга успела стать бестселлером на родине Zодчего, также ее прочитали ведущие российские архитекторы. Вот лишь некоторые высказывания всем известных зодчих о книге и ее главном герое: «Zодчий – ум, честь и совесть нашей эпохи!» – архитектор, руководитель проектной группы «Поле-дизайн» Владимир Кузьмин; «Zодчий – друг человека!» – архитектор, Президент Союза архитекторов России Андрей Боков; «Ураганный экшен настоящего» – архитектор, преподаватель СамГАСУ Евгения Репина; «Zодчий – мой герой!» – архитектор, руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева; «Стать Zодчим» – архитектор, преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ Оскар Мамлеев; Salvation! (Да придет спаситель) – архитектор, руководитель архитектурного бюро «ТОТАН» Тотан Кузембаев; «Zорро загорской архитектуры» – архитектор, руководитель Sergey Skuratov Architects Сергей Скуратов и, наконец, «Тень архитектора» от архитектора, ректора Московской архитектурной школы МАРШ Евгения Асса.

Стоит ли что-либо добавлять к сказанному? Думаю – нет! Нужно просто взять книгу в руки и прочитать. «И не важно, живете вы в Загорске или любом другом городе. Если вы Zодчий – эта книга про вас…» А для того, чтобы еще больше подстягнуть ваш интерес, мы попросили ее автора Рэйчел Валентайн взять для нашего портала эксклюзивное интервью с первым архитектором-супергероем Zодчим. Все же не так часто об архитекторах пишут книги.

zooming
ВСЕмирный День Уральского Архитектора, или The DURA. Празднование в 2015 году



Интервью британской писательницы Рейчел Валентайн с первым архитектором-супергероем Zодчим для российского архитектурного портала Архи.ру.

В начале сентября 2015 года мне позвонил известный московский архитектор Андрей Асадов, который уже второй год подряд вместе со своим братом Никитой являются кураторами Международного архитектурного фестиваля «Зодчество», и попросил сделать интервью с первым в мире архитектором-супергероем Zодчим, книга о подвигах которого под моим авторством вышла в издательстве TATLIN в июле 2015 года. Следуя договору с издательством и понимая желание кураторов сократить путь в Гору, я дала согласие еще и потому, что мне самой редко удается поговорить с любимым по душам.

zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой



Как вы понимаете, каждый герой это еще и чей-то сын. В годовщину гибели своего отца Брюс отправился в Набережные Челны почтить память о нем, трагически погибшем при запуске плотины на Каме, как это ни парадоксально, давшей жизнь автомобильному гиганту КАМАЗ 40 лет назад. Я отправилась с ним. Мы встретились в нашем личном самолете, куда подъехали из разных мест. Я из издательства TATLIN, где готовится к выходу моя вторая книга о подвигах Zодчего, он, как вы, наверное, уже догадались, с поля боя. На этот раз им стало заседание градостроительного совета Загорска, где злодей по прозвищу Пышный представлял Восточную башню, одну из того множества башен, которыми он хочет охватить исторический центр Загорска, создав из блеска их металлических шпилей ослепляющий эффект, способный лишить зрения любого, кто поднимет голову к небу. После того как мой герой отдышался, я как могла залечила его моральные раны, мы выпили по бокалу кальвадоса и, наконец, начали разговор.

zooming
Книга о Zодчем
zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой



– Ни для кого не секрет, что мы любим друг друга. Поэтому, во-первых, я буду обращаться к тебе на ты, а во-вторых, буду в известной степени мягче к тебе, чем не знакомые тебе журналисты.

– Так я себе это и представлял. Надеюсь, так и будет, и ты не выдашь нас.

– Ок! Ты знаешь, что 7 июля этого года благодарные потомки установили тебе и Фрэнку памятник, состоящий из 4000 деревянных кубиков конструктора KinderGarten, а спустя две недели другие потомки его разрушили. Как ты ко всему этому относишься? И видел ли ты вообще памятник?

– Памятник я видел. В тот день я наблюдал за происходившим с крыши Дома печати, но не решился спустится вниз, дабы не дать злодеям воспользоваться минутой моей слабости. Я не буду комментировать художественные качества произведения скульптора, во-первых, потому что он мой друг, а во-вторых, потому что как не комментируй свое отражение, оно все равно остается твоим отражением. Главное, по-моему, что оно есть, и это значит, что я жив. А пока Zодчий жив, как известно, Загорск может спать спокойно.

Сама идея использовать для создания скульптуры кубики детского конструктора, в который играл в детстве уважаемый и любимый мной Фрэнк Ллойд Райт, мне кажется забавной. Труд по сложении 4000 кубиков в осмысленную композицию заслуживает уважения. Открытие памятника было веселым и оригинальным. Особенно порадовали белые воздушные шары, которыми была укрыта статуя, и ирландский танец, предварявший церемонию. Шары, отпущенные в память о подвигах первой женщины-воздухоплавательницы мадам Бланшар, будто сперматозоиды, уходя в небо, осеменили Загорск идеей жизни. Кто знает, может, один из них достиг цели, и мое дело продолжит какой-нибудь сорванец, а может быть, все это напрасно, и акт окажется бесплодным. Я – идеалист и, конечно, верю в первое, но не все зависит от меня, как бы ни странно звучало это из уст супергероя.

zooming
ВСЕмирный День Уральского Архитектора, или The DURA. Празднование в 2015 году
zooming
ВСЕмирный День Уральского Архитектора, или The DURA. Празднование в 2015 году
zooming
ВСЕмирный День Уральского Архитектора, или The DURA. Празднование в 2015 году
zooming
ВСЕмирный День Уральского Архитектора, или The DURA. Празднование в 2015 году



– Но не кажется ли тебе несправедливым тот факт, что уже через две недели памятника не стало?

– Справедливость – это понятие, придуманное людьми. Вселенная действует по своим законам, которые нам трудно понять, потому что это другой уровень сознания. Я думаю, сделали это не загорцы, сделала это сама природа. Помню, что в те две недели на город обрушился ураганный ветер и дождь с градом. Неудивительно, что деревянные кубики не устояли. Такова была воля природы или, если хотите, Всевышнего. Ведь я-то живой человек, и никто не спрашивал моего разрешения на «увековечение». Да если бы и спросили, то, думаю, ты знаешь мой ответ!

– Знаю. Всегда оставаться в тени!

– Тот мальчишка, которого я вынес из горящего деревянного домика с иконостасной резьбой наличников, автор скульптурной группы...

– Иван.

– Да, да, Иван. Я по-человечески понимаю его желание отблагодарить меня. И не могу запретить ему это делать. Но он еще слишком молод, чтобы осознать всю силу сказанного слова. Его проект «Кладбище домов», конечно, цепляет своей радикальностью, но все же остается земной субстанцией. Мне кажется, он способен на большее. Ему нужно обратиться к материям высшего порядка, попытаться создать что-то, что было бы столь же неуловимо и неопределенно, как дрейфующие частицы, молния или туман.

– А знаешь, по-моему, он уже близок к этому. Ты слышал о его проекте «Радуга прощения»?

– Да, что-то проскакивало в прессе. Это тот проект, где он хочет объединить радужным свечением места, где раньше стояли Кафедральный и Екатерининский соборы?

zooming



– Да, тот самый! Кажется настоящим чудом! Видимо вдохновленным твоим сражением с Патриархом, Мэром и Рабом Божьим Андреем?!

– Это и пугает в нем. Нет, совсем не тем, чем он вдохновлен, а самим фактом радужного свечения, возникающего по воле человека.

– Что ты имеешь ввиду?

– То, что радуга имеет огромное символическое значение для человека. Я надеюсь, он знает, что радуга появилась в Ветхом Завете после потопа. Ной увидел ее с горы Арарат в тот час, когда кончились дожди и установилось равновесие. Радуга была послана Богом в ознаменование прощения грехов человеческих. Не сам Ной выстроил ее, не его молитвы облеклись в светопреставление, а его вера и неустанный каждодневный труд по спасению человечества были награждены Господом радугой. В этом и есть разница между искусством и божественным. Или, если вести речь о смертных, между так называемым артом и настоящим искусством. Радуга, включенная с кнопки, есть инсталляция, а радуга в небе есть необъяснимое божественное явление. Несмотря на то, что это чистой воды физика, доступна она только Богу, человек лишь его зритель и, конечно, труженик и раб.

– Милый, ты становишься похожим на проповедника.

– Скажи еще – Брюс Всемогущий.

– Ха-ха! Так и буду теперь тебя звать.

– Тогда уж Грэс Всемогущий. Вот уж во истину – у кого Грэс, тот и всемогущий (смеется). Хватит с меня и Zодчего! И слава богу, что он не деревянный, а живой.

А что, бил фонтанчик из Фрэнка? Вроде художник анонсировал, что струйка из-под задней левой лапы пса станет сывороткой правды, и якобы кто приложится к священному напитку тут же проявит свои отрицательные или положительные качества?!

– К сожалению, нет! Художник, как всегда, не успел. Может, и к лучшему. Это было бы слишком просто. Но, поверь мне, большинство пришедших и так нашли, что выпить. И приняли пива столько, что даже оно сработало как сыворотка правды. Многие вообще не поняли, что произошло и кому был открыт памятник. Многие потом говорили мне, что вообще не видели никакой книги, хотя она раздавалась всем бесплатно при регистрации. Были и такие, которые сказали, что теперь в Загорске есть две Маевки, традиционная в мае и The DURA, интеллектуальной платформой которой стала моя книга «Zодчий против». DURA она и есть DURA, тот, кто знает, что скрыто за этой аббревиатурой, тот никогда ей не станет, а тот, для кого это просто пьянка, прости меня, дурак дураком! Хотя были и такие, которые говорили мне как автору книги совсем другие вещи.

 – Какие же? Кто?

– Один грек, прочитавший книжку от корки до корки, признался мне что «тоже так думает», просто не имеет смелости сказать это вслух. Он не готов на подвиг!

– Другими словами, ты хочешь сказать – не каждый готов умирать!

– Наверное, так. Даже я не хочу, чтобы мой герой умер.

– Но ведь ты знаешь, что мертвые нравятся людям больше, чем живые!

– Но только не те, кого ты любишь.

– Согласен! А знаешь ли ты, дорогая, что Боцман подговаривает нашего нового главного архитектора исключить меня из градсовета? И все это благодаря твоей книжке. Он якобы не согласен с изложенными фактами. Он говорит, что никогда не служил юнгой морского рыболовецкого судна, что он, как и большинство архитекторов нашего города, закончил Архитектурную академию, а в проекте новых набережных никогда не хотел спускать воды городского пруда!

– Конечно, не хотел. Это художественный вымысел. Чтобы решиться на такое в реальности, надо быть очень сильным и смелым человеком, но Боцман, как известно, не капитан. Его диплома я, конечно, не видела, но могу с уверенностью сказать, что если ему дали образование, это еще не значит, что он его получил. А если сегодня он Боцман, как себя называет, значит, когда-то он был юнгой. Боцманами, как известно, не рождаются.

– Жестко! Иногда даже я тебя боюсь, Рейчел!

– Думаю, это не потому, что ты труслив, – ты боишься меня потерять!

– Точно так! А все же, задумывалась ли ты когда-нибудь над тем, чем сегодня является городской пруд для Загорска?

zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой
zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой



Зеркалом для героя?

– Нет, нет. Что такое Загорский пруд вообще? Раньше здесь текла неприметная речушка. Пруд был образован благодаря плотине. Она дала энергию заводу, завод дал жизнь городу. Плотина – не просто центр города, это сердце Загорска. Но если раньше это сердце являлось насосом жизни, сегодня единственная функция этого механизма – сдерживание! Задумайся, вся эта энергия, заложенная в водах пруда, сегодня не востребована, плотина лишь изредка спускает напряжение через узкое горло. Пруд сегодня носит чисто эстетический характер. Как ты правильно заметила, это зеркало и больше ничего. Мы даже рыбу не можем в нем ловить, разве что лягушек. По-моему, вся это сдержанная энергия проникает в умы, в души, под кожу каждого Загорца. Вместо того, чтобы выплеснуть все, что накопилось, наружу и завести мотор новой жизни, горожане покрываются болотной тиной, словно стоячая вода запруды.

Получается, Боцман герой?

– Думаю, он никогда не задавал себе таких вопросов. Он обычный моряк, к сожалению, давно не выходивший в море. А мужику нужно иногда выходить в море!

zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой



– Да, тебе это известно, как никому другому. Тебя редко можно встретить на берегу. Ты всегда в гуще событий, пучине страсти, на гребне волны! Только, как мне кажется, иногда тебя заносит. Взять хотя тот факт, что на праздник не пришел ни один человек из Династии. Думаю, в борьбе за чистоту и правду истории Шестого гастронома ты накликал на себя ненависть.

– Я лишь сказал очевидное. История – многослойная сложноподчиненная материя. Это не только то, что было, история – это наше настоящее и будущее. Что, по сути, произошло с Шестым гастрономом?! Архитекторы уверяют нас, что «обновили» конструктивистскую суть объекта, но по факту лишь сделали «евроремонт». Результат их труда говорит о том, что, несмотря на очевидный отсыл к архитектуре 20-30-х годов ХХ столетия, их абсолютно не интересовала история. В итоге получилось, что, во-первых, мы потеряли конструктивизм, потому что новая трактовка представляет лишь один-единственный аспект стиля, а именно упрощение формы, во-вторых, навсегда утратили скрытый в слое штукатурки первых двух этажей купеческий особняк XIX века и, в-третьих, самое главное, упустили будущее. Резюмируя, можно сказать, что архитекторы Династии лишили нас прошлого, настоящего и будущего. А именно категория времени является основополагающей в современной архитектуре. Будущее архитектуры – за текучестью.

– Так-так, вот тут подробнее. Что такое текучесть? Как ты видишь будущее архитектуры? Повтори? Я все же делаю интервью для архитектурного портала.

– Будущее архитектуры мне представляется достаточно явно. Его не будет. Точнее, не будет архитектуры в том привычном образе, который нам знаком. Архитектура продолжит свое движение к отказу от твердого тела. Основным качеством архитектуры ближайшего будущего станет текучесть. Текучесть формы и содержания, экстерьера и интерьера, частного и общественного, реального и виртуального, долговечного и временного. Стиль – то, что сегодня большинством определяется как одно из основных качеств архитектуры, в будущем полностью потеряет смысл. Благодаря текучести как основной характеристики архитектуры, пространство сможет обретать такую же материальность, как камень или металл, конструкция станет мерилом содержания, время будет определять объем, а биотехнологии позволят выращивать реальную форму вокруг виртуального содержания. Пожалуй, лучше всего свойство текучести характеризует вода, способная в зависимости от «программы» становится твердым телом или паром, дождем или снегом, газом или плазмой.

Можно бесконечно долго искать пропорции и сочетания, погружаясь в постмодернистское болото, но после стеклянного дома Миса Ван дер Роэ, черного квадрата Малевича и пьесы 4.33 Джона Кейджа любая подобная деятельность – лишь оправдание творчества. Архитектура будущего – это программа, инструменты которой позволяют моделировать текучесть материи в соответствии с задачами момента. В описываемой парадигме мы будем воспринимать архитектуру модернизма так же, как сегодня воспринимаем пирамиды. Мы будем поражаться ловкости и мастерству архитекторов прошлого и ностальгировать о потерянном рае, с одной лишь разницей, что мы сможем с легкостью клонировать шедевры прошлого, реализуя всю их материальность. Последнее потомки назовут пост-текучестью.

– И что будет с героями? Их смоет поток времени?!

– Главная проблема героев будущего – бессмертие! Не бессмертие самого героя, а бессмертие смертных. Вспомни, что сказал недавно Рэй Курцвел: провода и кабели уйдут в прошлое в 2019-м году, персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом, в 2020-м, беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли в 2021-м, элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях в 2024-м, гаджеты-импланты – в 2025-м, а в 2027-м, благодаря научному прогрессу, за единицу времени мы будем продлевать свою жизнь на больше времени, чем прошло, уже в 2028-м солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять всю суммарную энергетическую потребность человечества, к 2029-му году компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума, в 2030-м расцвет нано-технологий в промышленности приведет к значительному удешевлению производства всех продуктов, а в 2032-м нано-роботы смогут доставлять питательные вещества к клеткам человека, удалять отходы и проводить детальное сканирование человеческого мозга, настолько детальное, что в 2037-м произойдет гигантский прорыв в понимании тайны человеческого мозга, что в конечном итоге приведет к появлению роботизированных людей и продуктов трансгуманистичных технологий. Начиная с 2039-го, нано-машины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует никакого дополнительного оборудования. Наконец, в 2040-м поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм, и поиск будет осуществляться не только с помощью языка, но и с помощью мыслей, а результаты поисковых запросов будут выводиться на экран тех же линз или очков. Ты не поверишь, но, надеюсь, еще в наш с тобой век будет реализовано первое бессмертие – благодаря армии нано-роботов, которая будет дополнять иммунную систему и «вычищать» болезни. 2042-й год! А в 2043-м человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нано-роботов, внутренние органы будут заменять кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества, не-биологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический.
А ты говоришь Апельсин?!

– Какой апельсин?

– Да, тот, которым Норман хотел угостить жену мэра Загорска!

– Ах, ты о бизнес-центре на набережной!

– Именно! Ты не поверишь, с тех пор он уже успел Ананас прорастить в зоне рискованного земледелия!

Что за Ананас?

– Как, ты не слышала про медный Ананас?! Злодея явно потянуло на экзотику. Сначала Огурец, потом Апельсин, сейчас Ананас. Норман работает в традициях британского вегетарианского общества, берущего свое начало в далеком 1847-м году. Думаю, скоро мы увидим в его портфолио генно-модифицированные персики, крыжовник и даже патиссоны! Даже отъявленные негодяи не брезгуют нано-технологиями, понимая, что бессмертие в мире будущего достигается благодаря внедрением в структуру клетки, а не рисунком фасадов.

– Получается, задача архитектора-супергероя усложняется. Ты уже не сможешь, так просто, взяв в руки циркуль и наугольник, сеять прекрасное и править уродство?

– Вовсе нет! Моя Пушка Красоты, которую я совершенствую ночь от ночи, построена на числе 1,618… и любой ее выстрел куда как действенней экспериментов какого-нибудь Алхимика, пытающегося лепить из того, что есть то-что-есть. Технологии большинства архитектурных злодеев статичны. Вместо того, чтобы научить Ноги Альфреда ходить, они тратят колоссальные деньги на то, чтобы спрятать их за пологом длинной стеклянной юбки.
zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой
zooming
Иллюстрация Натальи Шицаловой



– Я понимаю, ты говоришь о лабораторном корпусе завода ОЦМ. Бедный Альфред, наверное, он расстроен. Нужно будет навестить его на даче, пока не выпал снег.

– Несмотря на историю с ногами, Альфред счастлив! Сейчас он пытается сделать из своей старой бани беседку. Он, как и прежде, ставит перед собой сверхзадачи. В данном случае, его интересует возможность превращения полностью закрытого объекта, каковым традиционно является русская баня, в открытый форум, способный собрать все живое, обитающее на его приусадебном хозяйстве. Он, как и большинство его предшественников, пытается спасти человечество. Его беседка – своеобразный ковчег, свет которого притягивает к себе все живое.

Альфред – гений!

– Жаль только, что знаем об этом только мы. Хотя, возможно, это единственный способ для него остаться самим собой.

– Я все же считаю, что книга о нем будет лучшим способом объяснить молодым «что такое хорошо и что такое плохо» в мире архитектуры. Но он, как известно, против. Скажи, милый, а как поживает твой друг Эрик? Он по-прежнему отверженный?

– Он не может и, по-моему, уже не представляет себе другой жизни. Наша последняя встреча с ним состоялась на Загорском форуме 100+, где городские девелоперы второй год подряд пытаются вывести формулу того, как построить здание высотой 100 метров и остаться в плюсе. Странные люди, как мне показалось, их совсем не интересуют созданные ими 99 метров постройки, будто они не обладают плюсами (смеется). Его подруга Тиффани – воплощение красоты. Они любят друг друга, это делает их одновременно сильными и уязвимыми. Эрик – настоящий герой! В мире, где порок стал охраняться законом, а «красота» стала синонимом дурного вкуса, мой друг по-прежнему пользуется циркулем и наугольником в своей практике, будь то проект мусоросжигательного завода или успешного голландского банка. Сейчас он готовит книгу с одним австралийским издательством, а я, в свою очередь, помогу ему с ее русским переводом и презентацией в Загорске. Это будет Бомба Красоты! Надеюсь, вместе мы сможем заминировать этими бомбами все планету, чтобы каждый, кто будет ранен хоть малейшим ее осколком, больше не смог относиться к архитектуре категориями размеров фэшн-индустрии. А если ты интересуешься исходом его подвигов, то они с Тиффани, как и мы с тобой, обречены на победу, потому что любим друг друга.

– Не то, чтобы я хотела закончить свое интервью с тобой подобной фразой, но я удовлетворена его окончанием. Спасибо тебе, дорогой! По-моему, в иллюминаторах – Набережные Челны. Мы идем на посадку. Надеюсь, память о твоем отце еще жива в сердцах горожан, а твое имя помнят в Доме ребенка на проспекте с говорящим названием Романтиков.

– Пристегни ремень, любимая. Посадочная полоса в тумане...

27 сентября 2015

29 Сентября 2015

Похожие статьи
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.