Эдуард Кубенский: «Человек и есть главная идентичность архитектуры»

Куратор – о спецпроектах «Узорник русского авангарда», «Поросль», «Долг архитектора», которые планируется показать на фестивале «Зодчество» 2014.

author pht

Беседовала:
Юлия Тарабарина

03 Декабря 2014
mainImg
Архи.ру:
– Все перечисленные проекты – ваши авторские?

Эдуард Кубенский:
– Не совсем. В некоторых я представлен как автор, в некоторых как куратор и даже менеджер. «Узорник русского авангарда» – мой авторский проект. Он представляет собой калейдоскопы (слово «узорник» – синоним слова «калейдоскоп»), предназначенные для самостоятельного наполнения насыпкой (термин, используемый изготовителями калейдоскопов: он обозначает различные элементы, служащие основой узорной карты калейдоскопа). Насыпкой в узорниках выступают иконки ярких образов русского авангарда, таких, как черный квадрат, окна дома Мельникова, сетка Шуховской башни и других. Зритель волен сам подобрать себе комплект из предложенных автором 25 элементов. В итоге, каждый участник проекта собирает свой набор насыпки, получая математическую гарантию неповторимости будущих узоров на протяжении 500 миллионов лет. Вы только вдумайтесь: 500 миллионов лет! «УРА (Узорник Русского Авангарда), товарищи!»
Эдуард Кубенский. Куратор и автор проектов фестиваля «Зодчество» 2014
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

«Долг архитектора» – мой совместный с редактором издательства TATLIN Марией Рявиной одновременно авторский и кураторский проект, впервые представленный публике 7 июля 2014 года в Екатеринбурге в рамках ежегодного празднования ВСЕмирного Дня УРальского Архитектора, или The DURA. Интеллектуальной платформой праздника, если так можно сказать, служит актуальная тема профессионального сообщества. В 2014 году такой темой стал десятилетний юбилей Кодекса профессиональной этики российских архитекторов. К нашему удивлению мы с сожалением обнаружили, что большая часть практикующих российских архитекторов либо никогда не читали его, либо вообще не подозревали о существовании такого документа, в то время как в нём обозначены фундаментальные основы профессии. Мы решили актуализировать сформулированные в документе положения в художественном проекте.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

Проект состоит из двух частей. Первая часть – «Скрижали» – представляет собой четыре «каменные» глыбы, на которых «высечен» текст Кодекса. Основой конструкции служит обыкновенный пенопласт, покрытый штукатуркой Derufa, на которой при помощи трафарета нанесен объемный текст Кодекса. Ключевые слова кодекса «Архитектор должен» легли в основу второй части проекта. Мы реабилитировали форму отрывного настенного календаря, разместив на его страницах по понедельникам цитаты из Кодекса, начинающиеся со слов «архитектор должен»; по вторникам, средам и четвергам размещены высказывания архитекторов, которые по нашей просьбе продолжили словосочетание ключевыми словами документа, по пятницам – афоризмы великих архитекторов, также начинающиеся со слов «архитектор должен». Страницы выходных дней представляют краткую историю мирового градостроительства. На оборотах календарных листов размещен словарь архитектурных терминов. Календарь призван каждый день напоминать его пользователю о профессиональном долге, а скрижали, при первом взгляде кажущиеся своеобразным артефактом, на деле оказываются пенопластовой бутафорией.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

«Поросль» – выставочный проект, рассказывающий о пятилетней практике издательства TATLIN на ниве детского творчества. В рамках проекта представлено более тысячи детских работ, выполненных в рамках девяти конкурсов детского творчества. Экспозиция представляет собой поляну из равного числу детских работ металлических стрежней, закрепленных у основания и держащих на высоте одного метра копии детских рисунков. Под каждым рисунком смонтирован рыбацкий колокольчик. Молодая «поросль» радует глаз и весело позванивает, когда с ней вступают в диалог. Образную идею экспозиции подсказал старый друг издательства художник Владимир Наседкин.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Ваши инсталляции и графические проекты хорошо известны и появляются с ощутимой регулярностью. Что связывает ваши арт-проекты между собой? Есть ли какой-то лейтмотив, общая нить или же цель, к который вы двигаетесь?

– Основная цель всех без исключения проектов – поиск собственной идентичности. Возможно, именно поэтому наши проекты такие разные. Нам одинаково интересна история архитектуры и современная практика, детское творчество и работы мастеров. История для нас является частью процесса познания мира. Работая внутри исторического контекста и ежедневно отвечая на вызовы современности, мы генерируем новые формы и подходы. Наша издательская деятельность давно перешагнула страницы традиционных изданий. Наверное, в этом и заключается идентичность издательства TATLIN, выросшего из небольшого архитектурного бюро. Для нас книга не стопка запечатанной и сброшюрованной бумаги, одетая в яркую обложку или совсем без нее, мы, вслед за художниками стрит-арта, научились публиковать материалы авторов в пространстве города. Рекламный щит, отрывной календарь, уличный экран, лопаты, коробки, футболки и даже генеральный план города – вот новое пространство книг TATLIN. И не важно, что у перечисленных форм нет корешка, хотя, конечно, корешок – это целый жанр.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Считаете ли Вы так же, как и кураторы фестиваля, что исследование авангарда может привести к новому рывку обновления искусства – и архитектуры в том числе? Если да, то другой вопрос – так ли надо его обновлять? Не лучше ли ограничиться поступательным развитием, ростом из корней?

– Думаю, на этот вопрос дает ответ название нашего издательства. Владимир Татлин для нас всегда был и остается символом обновления. Для меня лично постоянное развитие и есть настоящая традиция. Локомотивом такого движения может быть все что угодно – исследование авангарда, природные катаклизмы, перелом ноги, панк-молебен, марш несогласных и даже… урбанистика.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

В словарях поступательное движение – это движение системы точек, при котором любой отрезок прямой, связанный с движущимся телом, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени. Мне кажется это немного скучным! Меня всегда увлекала неэвклидова геометрия, где даже параллельные прямые пересекаются.

– Как связаны авангард и идентичность?

– Я отвечу на этот вопрос одним своим любопытным наблюдением, перешедшим в итоге в практическую плоскость. Своеобразной жемчужиной конструктивизма Екатеринбурга является водонапорная башня жилого района Уралмаш, более известная как Белая башня. Символом русской идентичности можно назвать белокаменные храмы Владимирской Руси. Если внимательней присмотреться к Белой башне Уралмаша, станет ясно, что авангард – часть традиции. Белая башня стоит на одной из самых высоких точек Уралмаша, какие раньше использовались для постановки храмов. Основное помещение башни перекрыто куполом, также как в церквях. Забежные ступеньки технической лестницы Белой башни с заниженными проходами под ее косоурами напоминают пространства монастырских келий – это осознается сразу же, как только вы склоняете голову при подъеме по ней. И, наконец, крест, образуемый вертикалью и горизонталью оконных проемов лестницы и бака. Но только в Белой башне все эти элементы связаны с сугубо функциональными требованиями в духе конструктивизма, а в храмах определены канонами, выработанными столетиями. Казалось бы, Храм Божий и бак с водой – что может быть общего. Оказывается, всё! Даже наличие воды, в которую традиционно окунают человека при крещении.

– На ваш взгляд, удается ли проявить нечто идентичное или даже «самобытное» в ваших проектах? Если да, то как бы Вы описали это найденное вербально?

– Думаю, что предыдущий пример, отчасти, дает ответ и на этот вопрос. Добавлю только, что два года назад в проекте световой инсталляции на Белой башне был образ креста.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Чего зрителям ждать от ваших выставок, в чем их основной смысл?

– В первую очередь мы хотим вдохновить зрителя. Все остальное он сделает сам.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?

– Наша аудитория – это мы сами. Мы всегда делали и делаем только то, что интересно нам самим. Возможно, я выскажу крамольную мысль, но кураторство убивает искусство. Оно превращает его в арт, где прежде, чем купить товар, покупатель должен все про него узнать. Кураторы программируют конечное качество художественного произведения, за исключением случаев формирования экспозиции готовыми проектами. Но ведь слово «искусство» произошло от церковнославянского «искусьство» – опыт, пытка, истязание (латинское eхperimentum – опыт, проба).

Нам важен личный опыт! Мы изобретатели. Даже в попытке удовлетворить желание клиента мы стремимся к эксперименту. Если результат нашего труда становится интересен нашему окружению – это удача, если его покупают – успех.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
   
– Касаются ли ваши выставки темы «Зодчества» нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?

– Надеюсь, касаются. Каждым проектом мы идентифицируем собственную актуальность. Думаю, год от года мы становимся более узнаваемы и востребованы. Хотя, возможно, этот ответ мог бы звучать и наоборот и тоже был бы недалек от истины, потому что мейнстрим не всегда определяет идентичность.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или, может быть, логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?

– А когда же ее искать, если не сейчас?! Я не могу доверить это кому-то другому, будь это хоть сами Асадовы, ведь это, в первую очередь, моя идентичность. Поэтому, ежедневно занимаясь благоустройством жизни, я, в первую очередь, ставлю перед собой общечеловеческие проблемы, потому что человек и есть главная идентичность архитектуры – как и любого другого рода деятельности!
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

 

03 Декабря 2014

author pht

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Цельная оболочка
На острове Хайнань, на берегу Южно-Китайского моря строится павильон-библиотека по проекту пекинского бюро MAD.
Квартальный подход
Квартал актуальная тема, и архитекторы бюро Кашириных трактуют частный дом, состоящий из нескольких объемов на небольшой территории, как квартал с внутренним двором. И даже сопоставляют свой дом – типологически загородный, – с городской застройкой в микромасштабе.
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.