Эдуард Кубенский: «Человек и есть главная идентичность архитектуры»

Куратор – о спецпроектах «Узорник русского авангарда», «Поросль», «Долг архитектора», которые планируется показать на фестивале «Зодчество» 2014.

mainImg
Архи.ру:
– Все перечисленные проекты – ваши авторские?

Эдуард Кубенский:
– Не совсем. В некоторых я представлен как автор, в некоторых как куратор и даже менеджер. «Узорник русского авангарда» – мой авторский проект. Он представляет собой калейдоскопы (слово «узорник» – синоним слова «калейдоскоп»), предназначенные для самостоятельного наполнения насыпкой (термин, используемый изготовителями калейдоскопов: он обозначает различные элементы, служащие основой узорной карты калейдоскопа). Насыпкой в узорниках выступают иконки ярких образов русского авангарда, таких, как черный квадрат, окна дома Мельникова, сетка Шуховской башни и других. Зритель волен сам подобрать себе комплект из предложенных автором 25 элементов. В итоге, каждый участник проекта собирает свой набор насыпки, получая математическую гарантию неповторимости будущих узоров на протяжении 500 миллионов лет. Вы только вдумайтесь: 500 миллионов лет! «УРА (Узорник Русского Авангарда), товарищи!»
Эдуард Кубенский. Куратор и автор проектов фестиваля «Зодчество» 2014
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

«Долг архитектора» – мой совместный с редактором издательства TATLIN Марией Рявиной одновременно авторский и кураторский проект, впервые представленный публике 7 июля 2014 года в Екатеринбурге в рамках ежегодного празднования ВСЕмирного Дня УРальского Архитектора, или The DURA. Интеллектуальной платформой праздника, если так можно сказать, служит актуальная тема профессионального сообщества. В 2014 году такой темой стал десятилетний юбилей Кодекса профессиональной этики российских архитекторов. К нашему удивлению мы с сожалением обнаружили, что большая часть практикующих российских архитекторов либо никогда не читали его, либо вообще не подозревали о существовании такого документа, в то время как в нём обозначены фундаментальные основы профессии. Мы решили актуализировать сформулированные в документе положения в художественном проекте.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

Проект состоит из двух частей. Первая часть – «Скрижали» – представляет собой четыре «каменные» глыбы, на которых «высечен» текст Кодекса. Основой конструкции служит обыкновенный пенопласт, покрытый штукатуркой Derufa, на которой при помощи трафарета нанесен объемный текст Кодекса. Ключевые слова кодекса «Архитектор должен» легли в основу второй части проекта. Мы реабилитировали форму отрывного настенного календаря, разместив на его страницах по понедельникам цитаты из Кодекса, начинающиеся со слов «архитектор должен»; по вторникам, средам и четвергам размещены высказывания архитекторов, которые по нашей просьбе продолжили словосочетание ключевыми словами документа, по пятницам – афоризмы великих архитекторов, также начинающиеся со слов «архитектор должен». Страницы выходных дней представляют краткую историю мирового градостроительства. На оборотах календарных листов размещен словарь архитектурных терминов. Календарь призван каждый день напоминать его пользователю о профессиональном долге, а скрижали, при первом взгляде кажущиеся своеобразным артефактом, на деле оказываются пенопластовой бутафорией.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

«Поросль» – выставочный проект, рассказывающий о пятилетней практике издательства TATLIN на ниве детского творчества. В рамках проекта представлено более тысячи детских работ, выполненных в рамках девяти конкурсов детского творчества. Экспозиция представляет собой поляну из равного числу детских работ металлических стрежней, закрепленных у основания и держащих на высоте одного метра копии детских рисунков. Под каждым рисунком смонтирован рыбацкий колокольчик. Молодая «поросль» радует глаз и весело позванивает, когда с ней вступают в диалог. Образную идею экспозиции подсказал старый друг издательства художник Владимир Наседкин.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Ваши инсталляции и графические проекты хорошо известны и появляются с ощутимой регулярностью. Что связывает ваши арт-проекты между собой? Есть ли какой-то лейтмотив, общая нить или же цель, к который вы двигаетесь?

– Основная цель всех без исключения проектов – поиск собственной идентичности. Возможно, именно поэтому наши проекты такие разные. Нам одинаково интересна история архитектуры и современная практика, детское творчество и работы мастеров. История для нас является частью процесса познания мира. Работая внутри исторического контекста и ежедневно отвечая на вызовы современности, мы генерируем новые формы и подходы. Наша издательская деятельность давно перешагнула страницы традиционных изданий. Наверное, в этом и заключается идентичность издательства TATLIN, выросшего из небольшого архитектурного бюро. Для нас книга не стопка запечатанной и сброшюрованной бумаги, одетая в яркую обложку или совсем без нее, мы, вслед за художниками стрит-арта, научились публиковать материалы авторов в пространстве города. Рекламный щит, отрывной календарь, уличный экран, лопаты, коробки, футболки и даже генеральный план города – вот новое пространство книг TATLIN. И не важно, что у перечисленных форм нет корешка, хотя, конечно, корешок – это целый жанр.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Считаете ли Вы так же, как и кураторы фестиваля, что исследование авангарда может привести к новому рывку обновления искусства – и архитектуры в том числе? Если да, то другой вопрос – так ли надо его обновлять? Не лучше ли ограничиться поступательным развитием, ростом из корней?

– Думаю, на этот вопрос дает ответ название нашего издательства. Владимир Татлин для нас всегда был и остается символом обновления. Для меня лично постоянное развитие и есть настоящая традиция. Локомотивом такого движения может быть все что угодно – исследование авангарда, природные катаклизмы, перелом ноги, панк-молебен, марш несогласных и даже… урбанистика.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

В словарях поступательное движение – это движение системы точек, при котором любой отрезок прямой, связанный с движущимся телом, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени. Мне кажется это немного скучным! Меня всегда увлекала неэвклидова геометрия, где даже параллельные прямые пересекаются.

– Как связаны авангард и идентичность?

– Я отвечу на этот вопрос одним своим любопытным наблюдением, перешедшим в итоге в практическую плоскость. Своеобразной жемчужиной конструктивизма Екатеринбурга является водонапорная башня жилого района Уралмаш, более известная как Белая башня. Символом русской идентичности можно назвать белокаменные храмы Владимирской Руси. Если внимательней присмотреться к Белой башне Уралмаша, станет ясно, что авангард – часть традиции. Белая башня стоит на одной из самых высоких точек Уралмаша, какие раньше использовались для постановки храмов. Основное помещение башни перекрыто куполом, также как в церквях. Забежные ступеньки технической лестницы Белой башни с заниженными проходами под ее косоурами напоминают пространства монастырских келий – это осознается сразу же, как только вы склоняете голову при подъеме по ней. И, наконец, крест, образуемый вертикалью и горизонталью оконных проемов лестницы и бака. Но только в Белой башне все эти элементы связаны с сугубо функциональными требованиями в духе конструктивизма, а в храмах определены канонами, выработанными столетиями. Казалось бы, Храм Божий и бак с водой – что может быть общего. Оказывается, всё! Даже наличие воды, в которую традиционно окунают человека при крещении.

– На ваш взгляд, удается ли проявить нечто идентичное или даже «самобытное» в ваших проектах? Если да, то как бы Вы описали это найденное вербально?

– Думаю, что предыдущий пример, отчасти, дает ответ и на этот вопрос. Добавлю только, что два года назад в проекте световой инсталляции на Белой башне был образ креста.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Чего зрителям ждать от ваших выставок, в чем их основной смысл?

– В первую очередь мы хотим вдохновить зрителя. Все остальное он сделает сам.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?

– Наша аудитория – это мы сами. Мы всегда делали и делаем только то, что интересно нам самим. Возможно, я выскажу крамольную мысль, но кураторство убивает искусство. Оно превращает его в арт, где прежде, чем купить товар, покупатель должен все про него узнать. Кураторы программируют конечное качество художественного произведения, за исключением случаев формирования экспозиции готовыми проектами. Но ведь слово «искусство» произошло от церковнославянского «искусьство» – опыт, пытка, истязание (латинское eхperimentum – опыт, проба).

Нам важен личный опыт! Мы изобретатели. Даже в попытке удовлетворить желание клиента мы стремимся к эксперименту. Если результат нашего труда становится интересен нашему окружению – это удача, если его покупают – успех.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
   
– Касаются ли ваши выставки темы «Зодчества» нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?

– Надеюсь, касаются. Каждым проектом мы идентифицируем собственную актуальность. Думаю, год от года мы становимся более узнаваемы и востребованы. Хотя, возможно, этот ответ мог бы звучать и наоборот и тоже был бы недалек от истины, потому что мейнстрим не всегда определяет идентичность.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или, может быть, логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?

– А когда же ее искать, если не сейчас?! Я не могу доверить это кому-то другому, будь это хоть сами Асадовы, ведь это, в первую очередь, моя идентичность. Поэтому, ежедневно занимаясь благоустройством жизни, я, в первую очередь, ставлю перед собой общечеловеческие проблемы, потому что человек и есть главная идентичность архитектуры – как и любого другого рода деятельности!
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

 

03 Декабря 2014

В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.