Авангардное архаическое, или идентичность XXI века

Стенограмма дискуссии «Актуальное Идентичное» на фестивале «Зодчество»-2014.

mainImg
Как многие ещё вероятно помнят, тема прошедшего в декабре фестиваля Союза архитекторов России «Зодчество» получилась многосоставной и провокационной: «Актуальное Идентичное. К 100-летию русского авангарда». Кураторы, Андрей и Никита Асадовы, организовали на фестивале обсуждение темы, и сейчас предоставили нам ее стенограмму для обнародования и дальнейшего обсуждения. Разговор об идентичном, консервативном, авангардном состоялся 20 декабря в Гостином дворе на фестивале «Зодчество»-2014. 
***

Круглый стол «Актуальное Идентичное» в рамках фестиваля «Зодчество» 2014, 20 декабря. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Андрей Асадов (архитектор, куратор фестиваля): Тема, предложенная экспертным советом – «Актуальное Идентичное. К 100-летию русского авангарда» – дает богатую пищу для размышлений. Может ли авангард быть идентичным? Может ли традиция быть актуальной? Совместимы ли вообще эти понятия? Осмысляя данную тему, мы пришли к выводу, что авангард и есть возвращение к живой, начальной традиции, которая, подобно глубинному потоку, питает душу народа. Каждый новый авангард очищает, оживляет традицию, дает потоку новое русло.

Что, на наш взгляд, может составлять идентичность русской архитектуры – так это способность всевмещения, принятия любых влияний, переплавка традиций разных народов и рождение из них доселе невиданного. Подобно тому, как прозрения рождаются на стыке разных дисциплин. По меткому выражению Андрея Чернихова, русская архитектура – это питательный бульон, переплавляющий любые традиции.

Другой вопрос, какой рецепт бульона у современной российской архитектуры? Какие вызовы дает современное общество, какие задачи ставит перед ней? Способна ли архитектура стать драйвером развития российской культуры, придать ей новые смыслы? Нам очень хотелось бы услышать ваши ответы на эти вопросы.

Никита Асадов (архитектор, куратор фестиваля):
Надо сказать, изначально выбранное экспертным советом название темы для меня самого было неясным, поскольку актуальное никак не связывалось с идентичным, и уж совсем непонятно было, как это все соотносится с темой столетия авангарда. В этом смысле предложенное нами «Актуальное наследие» звучало гораздо более понятно и нейтрально. Сейчас я понимаю, что выбор нашего варианта названия стал бы большой ошибкой, поскольку он сглаживает все острые углы и не спровоцировал бы эту дискуссию.

Пожалуй, лучший разговор на эту тему состоялся у меня вчера после спектакля театра Стаса Намина «Победа над солнцем» с охранником, который рассказал, что какое-то время работал в Третьяковке, когда там ещё висел «Чёрный квадрат» Малевича. Он сказал такую фразу: «Авангард я понимаю, но не люблю его» и привёл цитату из спектакля: «Всё хорошо, что хорошо начинается. Мир погибнет, а нам нет конца!» Он прекрасно понимает, что эти слова о революции, также как и пафос авангарда, направлены на уничтожение прошлого, а мы удивляемся, что это искусство остаётся невостребованным, и памятники архитектуры гибнут. В этом смысле наше общество поступает гораздо мудрее профессионалов, игнорируя то искусство, которое призывало к уничтожению мира. Исходя из логики самого авангарда, лучшее, что можно сделать с его наследием сегодня – это тотально и безоговорочно его уничтожить.

В какой-то момент мы, как кураторы, поняли, что единственный путь реабилитировать наследие авангарда в глазах нормальных людей, – признать его одной из составляющих идентичности русской архитектуры. Да, конструктивисты не щадили прошлое, – как не щадил его царь Петр и князь Владимир, утверждая новую парадигму государства, как не щадили его и 60 лет назад, презрительно окрестив всю предыдущую архитектуру «излишествами». И сегодня мы совершаем ту же ошибку, ставя в авангарде пафос революции и уничтожения прошлого выше идеи созидания нового быта и нового человека. Не лучше ли нам, людям понимающим и ценящим искусство со всеми его противоречиями, признать, наконец, те созидательные моменты, которые несло в себе искусство 20-х годов, вместо того чтобы нахваливать смелость, с которой авангардисты ломали опостылевшее прошлое ради прекрасного нового мира?
Андрей и Никита Асадовы. Шуховская башня в виде фонтана дегтя. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Андрей Боков (архитектор, президент Союза Архитекторов России):
Здесь нет такого вопроса, который не был бы задан, или который подозревается, или присутствует, не будучи высказанным. То есть вы предлагаете нам сейчас ответить на все те вопросы, которые накопились лет за сто.

Андрей Асадов:
Лучше сделать это сейчас, пока кто-то другой не сформулировал ответы за нас, архитекторов.

Андрей Боков:
Это хорошая мотивация. Я могу по мере того, как эти темы назывались, их комментировать. Во-первых, и европейский, и российский авангард действительно всегда старался обратиться к архаике – Хлебников, Пикассо и пр. – это совершенно ясно. Искать корни, искать основания, очищать, все это с пуризма началось, опираясь только на основы и только на вечное. С этой точки зрения авангард есть попытка выйти за пределы времени, за пределы пространства, за некие ограничения, за пределы контекста как такового и вообще создать нечто иное. Это понятно, и это дало поразительный результат, выстроило ту архитектуру, которая наполнила собой пространство XX столетия и ввела в круг актуальных тем, помимо архаики, всё то, что было низовой, профанной архитектурой, всё то, что породило модернизм и другую архитектуру за рамками стилей. Архитектуру вне времени, архитектуру прагматичную, циничную и т.д. и т.д., которую сегодня некоторые называют дизайном. И это тот мир, в котором мы живём, который пришёл ещё до индустриальной революции, пришёл с новым языком, с новыми способами изготовления предметов, сделал славу машинам и прочим вещам. На самом деле, мир сегодня довольно чётко складывается между этими двумя полюсами: консервативным, традиционным и полюсом прямо противоположным. Это было описано замечательным образом лет пятьдесят назад, в блистательной статье, которая была плохо переведена и называлась «Мавзолей против компьютеров». В каких отношениях пребывает авангард и некая другая традиция, монументальность. В принципе, это война со временем, это наша потребность любым способом сохраниться, выжить и т.д. Это иной способ найти некое лекарство бессмертия.

У авангарда, как вы справедливо сказали, очень глубокие основания, очень глубоко таящиеся в природе человека опасение и страх, желание выжить, всё это питает авангард в том числе. Есть ещё одна тема, это тема связи авангарда с утопией и то, как этот авангард замечательным образом интегрировался и входил в ткань того же Сталинского периода и всего остального. Конечно, он гораздо более подвижен, противоречив, сложен, чем может показаться на первый взгляд. И вообще, как я уже давно говорил и говорю, надо представлять мир не как линейное, наступательное, одностороннее движение, а как движение гораздо более сложное, направленное, по крайней мере, в две противоположные стороны. В общем, это всё, что я хотел сказать. Я считаю, что вам удалось это показать, продемонстрировать здесь, с чем я хотел бы вас поздравить, Андрей, Никита, в частности, и всех кураторов, которые вам в этом помогали. Давайте подумаем, что мы сделаем темой следующего Зодчества.
Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Евгения Репина (архитектор, участник спецпроекта «Будущее. Метод»):
Добрый день, меня зовут Евгения, я из Самары. Мне кажется, что авангард – это выход за привычные рамки и внесение в профессию совершенно непривычных смыслов – в пространстве, во времени. Авангард сменил позицию автора и позицию творца, вместо классических традиций, когда анонимный автор, плюс этика, когда автор презентует не свою концепцию, не свою идеологию, когда он максимально анонимен и, как не странно, эта традиция очень этична, мы видим города и общество, которые получились в результате этой классической традиции. Особенно европейские города. Авангард 20-х годов, классический авангард, он сказал: минус этика и плюс автор. Каждый творец хочет выстроить свою собственную вселенную и совершенно не обращает внимание на то, кому это служит, к чему это приводит. Мне кажется, что будущее лежит двумя плюсами: плюс автор и плюс этика, нам нужно взять из традиций этическую парадигму, а из авангарда позицию автора, и совместить, хотя, возможно, это парадокс. Автору нужно приобрести чувство солидарности, понимать, где он находится, кому он служит, что его роль должна измениться, его позиция не предъявить новую вселенную, новый язык, новую этику, а, возможно, слезть с этого олимпа, или всем встать на олимпы, это такое общество, где все авторы – гении.

Относительно российской ситуации, мне кажется, эта мысль особенно актуальна в отношении того, что происходит в стране, в архитектуре, в профессии, мне кажется, первое – это нужно стать честными. Архитектурная ситуация в провинции – это просто катастрофа. Это очень выгодный симбиоз власти, которая отчитывается миллионами квадратных метров, не заботясь о качестве. Вся катастрофа в том, что люди довольны, потребители, которым достается низкокачественная среда. Нужно обозначить эту ситуацию, определить её как ненормативную, ненормальную. Вторая проблема, которая происходит в провинции, это то, что 100% наших студентов идут работать в Москву, или доучиваться за границу, мы всё время остаёмся в одиночестве. Это фабрика профессионалов, которые не задерживаются в городе. Этическая идея, проблема новой этики, новая позиция автора, который готов стать участковым архитектором, архитектором квартала, как мы его называем, мне кажется очень авангардна. Плюс этика и плюс автор. Авторов должно быть много, потому что очень много задач, они бесконечны, у нас вся страна. Каким-то образом не совпадает количество работ и количество персонала, это как-то нужно совместить. Например, есть участковый врач или участковый милиционер, должен быть и участковый архитектор.
Воркшоп «Архитектура будущего». Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Сергей Малахов (архитектор, участник спецпроекта «Будущее. Метод»):
Позиция, к сожалению, почти обречённая на поражение, поскольку в ситуации колониальных правителей, которая происходит в провинции, такие интеллектуальные и интеллигентные проекты практически невозможны. Они могут существовать только в рамках отдельных, кухонных, бесед, выступлений одиночек и прорывных концепций, которые привозят на выставку и существуют в интеллектуальном пространстве. Естественно, мы надежду не теряем, уговариваем студентов оставаться, но ничего обещать не можем. То, что касается авангарда, конечно, это вопрос очень философский, потому что авангард и тирания – это очень близкие понятия, таким образом понятия художника и понятия революционера очень сблизились в определённое время, начиная с французской революции, а может быть даже и с ренессанса. В России это проявилось в очень сильной и боевой форме. Русский авангард во многих аспектах неотделим от европейского, скажем, того же голландского стиля, но, скажем прямо, мы больше, наверное, увлекались внешней формой, чем пространством как главной категорией модернизма – чем занимался Корбюзье, главный художественный авангардист XX века, человек, который по сути создал все ключевые парадигмы современного архитектурного проекта. То, что касается наследия Корбюзье, Малевича и т.д. – это художественный эксперимент, который, по-видимому, в российской архитектурной культуре будет продолжаться и усиливаться. На это нужны и деньги, и личный героизм отдельных авторов. Я думаю, что это надо приветствовать, потому что, здесь я позволю себе немного не согласиться с Женей, художники всегда останутся, и они будут нуждаться в собственном высказывании, поэтому художественный эксперимент будет продолжаться, и я думаю, что никто не вправе запретить развивать эту блестящую русскую традицию.
Архитектор Сергей Малахов. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Однако авангард обрёк художника на уединение, он по сути сидит в своём гнезде, то есть он не является человеком профессии. Если бы не было уединения, то не было бы и художественного эксперимента. Авангард это и есть позиция отшельника, который противостоит обществу, и в этом смысле авангард высок. А в том ключе, когда он интерпретировался в массовой архитектуре, и довёл ее до инфаркта – это авангард тех деятелей, которые редуцировали архитектуру до массового безумия. То, во что превратились Казимир Малевич и Корбюзье в условиях массовой профессии, это конечно безумие и абсурд. Поэтому очень странно воспринимается разговор на лекции, когда нам говорят: вот, посмотрите, какой модернизм, то, на что мы плевались ещё XX лет назад, а теперь голландцы приезжают и говорят: «О, какой у вас модернизм», о наших микрорайонах, «давайте посмотрим на ваш модернизм», посмотрите пожалуйста, пока ещё немножко осталось. Это никакой не модернизм, это последствия модернизма.

Дмитрий Фесенко (гл.редактор журнала «Архитектурный вестник»):
Я бы хотел обратить внимание на то, что структурообразующий основой авангарда является разрыв с традицией и перерыв постепенности, разрыв восприятия. Именно эта особенность рифмуется с основаниями «русскости». Вся русская история – это перманентный перерыв постепенности, причём ускоряющийся. Наверное, этот перерыв постепенности можно связывать с таким явлением, как раскол Москвы в XVII веке. Если говорить о блестящей выставке, мне очень понравилась выставка «Генетический код» и школа «МАРШ», мне кажется, что это две выставки, где концентрируется тема, предложенная Союзом архитекторов и кураторами, братьями Асадовыми. Одна из работ, а именно Тимура Башкаева, с его полумостом, где появилась вторая долька, была одна, потом появилась вторая, они очень характерны, эта разорванность сознания, характерная как для русской традиции, так и для авангарда. Ещё в одном из проектов, принадлежащих бюро ПЛАНАР, идентичность предстает как пустое место. В аннотации к этой работе говорится о том, что она может быть познана лишь рефлексивно, то есть иными культурами или иным временем. Находясь внутри, мы не можем оценить тот самый контур идентичности. Это такая полемика со Шпенглером, который в своём «Закате Европы» говорил о том, что все культуры, начиная от фаустовской и заканчивая восточными, это вещи в себе, то есть принципиально непознаваемые и герметичные относительно друг друга. В этом, конечно, есть противоречие. Что касается авангарда, перерыва постепенности и русскости – мне кажется, что это три составляющие, которые являются доминантными и объединяют в том числе и эту выставку, и кураторский проект.
Андрей Костанда, 1 курс МАРШ. Простодушность. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Андрей Асадов:
Если можно, я бы хотел скорректировать направление дискуссии и, помимо вопроса «Кто виноват?», связанного с идентичностью русской архитектуры, отвечать сразу и на второй вопрос: «Что делать?», то есть, какие вызовы стоят перед современной российской архитектурой?

Тимур Башкаев (архитектор):
Это вопрос, который меня волнует, потому что ответа у меня нет! Первое, я подхватываю тему Димы Фесенко, что авангард – это постепенное напряжение. Для меня авангард не равен современной архитектуре, модернизму. Вначале, когда современная архитектура появлялась, она была авангардом, смена парадигм, поиск нового идеала. Сейчас, когда модернизм утвердился, он развивает идеал, и для меня это не является авангардом. Поэтому, когда задаётся вопрос – настало ли время нового авангарда и пора ли его менять, для меня стоит вопрос – поменялись ли идеалы, которые были заложены в начале современной архитектуры? В этом смысле для меня речь идёт не о современной архитектуре и классике, а именно старая-новая парадигма. Хотел бы вступить в дискуссию с Андреем Владимировичем Боковым – авангард отталкивается от архаики в смысле того, что он не продолжает постепенный рост и развитие того, что было, а, понимая, что идеалы поменялись, он откатывается назад, отрезает те виды, которые были, отталкивается от архаических форм и всё равно двигается дальше, вперёд от новой позиции. Поэтому для меня то, что видим сейчас, такой поток современной архитектуры, не является авангардом, они просто развивают те идеалы, которые были. И если мы хотим что-то новое, мы должны понять, есть ли у нас в обществе какие-то новые идеалы, которым должен авангард соответствовать. Если да, то надо искать, если нет, то будет идти мэйнстрим, современная архитектура, которая раньше была авангардом.
Тимур Башкаев. «Полумост надежды». Проект «Генетический код» Елены Петуховой. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Михаил Филиппов (архитектор):
Довольно сложно оценить весь эстетический героизм того, что сделали в 20-х годах. Я лично знаком с некоторыми мастерами конструктивизма и отлично понимаю всю художественную систему, ценности, которые мы черпаем, и как это строится, по каким законам и т.д. Поэтому я считаю, что самая большая беда авангарда заключается в том, что он убрал из самого художественного творчества, которым является архитектура, систему понимания того, как это рисуется. Потому что, если говорить о пропорциях, даже у Мельникова и у Корбюзье довольно трудно, а пропорции – это есть не куча различных заклинаний: пространство, форма, объём, идея и т.д., это на самом деле есть техника, которой мы обязаны следовать, когда мы делаем архитектуру большую, городскую и маленькую. Авангард – это замечательный росток, который не дал ни одной школы, ни один из мастеров авангарда не дал ни одной школы, её не бывает. Это моё мнение.

Введение авангарда в область наследия создаёт некоторую опасность, кто-то говорил до меня, что мы в область наследия можем ввести все наши спальные районы, причём не только у нас, а во всём мире. Авангард таит в себе опасность ещё и с точки зрения идентичности, так как в буквальном смысле идентичность – это соответствие. Архитектура не нуждается в какой-то специальной идеологической идентичности, она всё равно будет идентична, что бы мы ни пытались на неё навесить. К примеру, сталинская архитектура, – несмотря на свой виртуозно нарисованный ордер, – всё равно сквозь него проглядывает конструктивистская сетка, я сейчас не буду говорить более жёсткое определение, уже не говоря об истоках и т.д. – это такой лицемерный палладианский фасад, который так же лицемерен, как и Сталинская конституция, самая свободная в мире. А с точки зрения нашей национальной идентичности, которая у нас на сегодняшний день ассоциируется с патриотичностью, у меня есть шутливое предложение, вот Никита Явейн выставил сегодня на выставке банку огурцов, такая банка идентичности, я предлагаю добавить к этому ещё экспонат: двойную, соединённую банку пива и назвать её «Старый мельник».
Экспозиция Михаила Филиппова. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Александра Селиванова (искусствовед, куратор спецпроекта «Конструктивизм на Шаболовке»):
Я попробую с другой стороны подойти. Относительно вопроса «Кто виноват?» мне хотелось бы сказать, о том, насколько мы вообще понимаем авангард, и что в нашем сознании произошло за последние лет 50. У меня есть большое подозрение – мы видим форму, но не видим содержания. Я имею в виду, что то социальное, политическое, что содержалось там, о чём говорил идеолог архитектурного авангарда Лев Троцкий, говоря о перманентной революции и т.д., это было в конце концов приведено в эстетическое любование, и сейчас все проблемы с наследием связаны с этим непониманием. Мне кажется, что во многом мы ещё находимся внутри парадигмы модернизма, потому что мы не разделяем форму и субстанцию и, отторгая субстанцию, мы не сохраняем памятники авангарда. Говоря «мы», я имею в виду чиновников и общество, которому неприятно наследие конструктивизма, на самом деле мы боремся с идеями, которые несёт эта архитектура. Поэтому относительно того, что делать касательно наследия, мне кажется, что нужно как-то отстраниться и отнестись к этому, как чему-то уже пройденному, перестать это ненавидеть и начать ценить как часть наследия, ценной субстанции, а не идеи. Когда мы занимались Шуховской башней, мы столкнулись с мнением, что в этом нет ничего такого, мы возьмём и соберём её заново из других материалов, в новом месте, потому что ценна форма, а не сама вещь. С тем же мы сталкиваемся и с домом Наркомфина, и с прочими объектами. Это проблема авангарда.
Экспозиция Шаболовского кластера. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Что касается архитектурной практики, то я бы не сказала, что авангард – это разрыв традиции, потому что всё не так однозначно, если читать их тексты и внимательно смотреть за тем, что они говорили и думали. Это очень ценное и до сих пор не осознанное, не переваренное отношение ко времени и пространству, это вот такое «дзенское» переживание «здесь и сейчас», мне кажется, это следует извлечь в качестве опыта, не пластику, не формообразование, не эксперименты, а именно ощущение своей причастности и конечно же жизнестроительный пафос авангарда, то есть амбиции архитектора, который пытается сдвинуть с места власть и даже занять место власти. Это то, почему боролись с авангардом в первую половинуXX века. Мне кажется, что этот пафос для современного архитектора очень важен, то есть вернуть себе достоинство и осмыслять себя как человека, который может менять реальность вокруг себя, менять устройство жизни. Я считаю, что это то, что потеряно в профессии.

Дмитрий Михейкин (архитектор, куратор спецпроекта «Неоклассицизм ВДНХ»):
Я бы хотел обратиться непосредственно к нашей городской и сельской среде и посмотреть, как нам может помочь наше гигантское архитектурное наследие всех эпох, вплоть до 80-х годов, генерировать эту среду. У нас нет равномерного исторического понимания, каждый раз хотим всё перечеркнуть, сломать, забыть, модернизм – плохо, хрущёвка – ужасно, площади мало. При этом в 60-х было за счастье получить эту квартиру. Надо понимать, что за несколько лет люди переехали из деревни и поселились в города, был какой-то сумасшедший взрыв урбанистики, конечно, перегибы были, но нельзя же всё чесать под одну гребёнку и вместе с хрущёвками сносить и всё остальное, как это делали, например, в 30-е годы: снесли большущее количество церквей, мы это видим до сих пор, и всё равно Москва жива.

Есть проблема непонимания – что вообще сохранять, после того же плана Корбюзье, когда он хотел поставить несколько башен в Париже и снести всю застройку, а оставить только самые лучшие памятники архитектуры. У нас эти планы были в 60-х. Это настолько потрясло людей, что сейчас до сих пор архитектор – это, в большей степени, враг. При всём этом у нас сейчас мера архитектуры – это квадратные метры. Надо построить, к примеру, офисный центр или жилье – нужно выжать максимум метров. Получаются совершенно безликие многоэтажки, которые действительно не имеют идентичности, потому что это даже не архитектура, а какое-то ремесленное копирование. Понятно, что мы очень сильно экономим, но тот же самый авангард показывает, как можно блестяще выходить из этой ситуации.

Здесь я подхожу постепенно к проблеме от общества в целом к архитектурному цеху, потому как у нас преобладает формальный, абстрактный, композиционный подход к проектированию. Сейчас как раз есть эти ростки к идентичности и поиску особенного, чего на самом деле ждёт от нас обычный человек, который хочет жить в красивом доме, в красивом пространстве. Тут проблема двояка – архитекторы зачастую, плохо зная историю архитектуры, просто смотрят визуальный ряд, примеры европейской архитектуры, которая блестяща, бесспорно, но ведь они там создают свою идентичность, и когда мы их один в один копируем, то теряем свою. Но при этом мы мало смотрим, изучаем и понимаем того же Леонидова, Павлова, Желтовского, Власова, многие из которых сравнимы, а может даже и мощнее того же Корбюзье с его пятью принципами. Они варились в одной каше, они встречались друг с другом, развивались и на протяжении всего XX века генерировали новую идентичность. Я сейчас представлял ВДНХ, и там это видно: архитектура блестящая. Да, это павильоны, это самое лучшее, туда вкладывались много средств и лучшие архитекторы. Но и там, где создавались общественные центры и т.п., там всегда присутствует элемент идентичности. Даже если взять, например, застройку Пицунды – среди всей этой модерновой оболочки встречаются мегалиты и абхазские легенды. Там архитекторы начинают реагировать на старую крепость, весь город формируется в едином ключе и в нём прекрасно находиться, потому как его, слава Богу, не тронуло время 90-х, и вот эта среда блестяще живёт.
Экспозиция «Неоклассицизм» ВДНХ. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Что я предлагаю – давайте очень внимательно относиться к генплану, давайте стараться как можно меньше сносить, площади регенерировать, я понимаю, что это очень дорого, но давайте пытаться, потому что это очень важно сейчас, потому как я не успеваю даже фотографировать. Я не говорю даже об архитектуре 60-х и 30-х, это касается всей архитектуры. Людям ничего не остаётся, как покупать квартиры в этих ужасных панельных домах, безликих, хотя они могут быть совершенно «ликими», даже с такой этажностью.

Алексей Комов (архитектор, куратор спецпроекта «Архитектура Крыма»):
Если отвечать на вопрос «Кто виноват?», всегда виноваты архитекторы. А то, что касается авангарда, то для меня авангард – это стремление рисковать, стремление к прорыву, а идентичность – это стремление брать на себя ответственность. Если ощущаешь причастность к традиции, если обладаешь знанием, и у тебя нет обратного билета, ты, рискуя, отвечаешь за те предложения и за те вещи, которыми ты занимаешься. Поэтому для меня и идентичное, и авангардное это как раз традиционализм, нет ничего авангарднее на данный момент традиционализма и архитектурного достоинства. Вот и всё. А если говорить о звёздах и героях, то Мельников и Леонидов – это герои, они атланты, а не звёзды. Звёзды это что-то временное, это что-то из шоу-бизнеса, это что-то мимолётное. Если просто сравнить, от 1917 до 1940 – это 23 года, сколько было школ, сколько было интересных течений, сколько было больших прорывов и разнообразий, отрицаний, прерываний. Мне кажется, на это надо ориентироваться.
Павильон Крыма. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Николай Васильев (историк архитектуры, куратор спецпроекта «Архитектура Крыма»): Наш разговор напоминает мне игру в чепуху – каждому достаётся что-то от предыдущего. Что мне кажется важным – это, во-первых, по поводу пропорций – если брать пропорции в узком классическом архитектурном понимании – это техническая задача, которая никого, кроме архитекторов, не волнует, могут быть хорошие пропорции у плохой архитектуры. На самом деле, это разговор об отношении архитектора с внешним миром, с обществом, с конкретными людьми, которые будут заказчиками, жителями, зрителями, кем угодно. Без сомнения, большой успех фестиваля в том, что он привнес сюда много вещей, которые дали нам возможность собраться и показать, что есть, но больше для нас. Некоторая неудача, что мы не собрали достаточно посетителей внешних, то есть не выстроили отношения с внешним миром, для которого архитектура и существует.
Экспозиция «ФАРА – фотография архитектуры русского авангарда». Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Касательно авангарда, мне кажется, что самый важный момент – это понимание, что авангард в любом случае существует, что авангард – это вневременное понятие. Прекрасный пунктир из пяти авангардов показывает, что авангард существует в совершенно какой-то парадоксальной ситуации. Как хорошо заметил Борис Гройс: «то, что не выглядит как искусство, это не искусство, а то, что выглядит как искусство, – это китч, настоящее искусство – где-то между», то же самое с авангардом, авангард очень важен во взаимоотношении к жизни, к текущим проблемам.

Алексей Клименко (архитектурный критик):
Основа жизни – движение, основа культуры – сквозняк, без сквозняков культуры не бывает. Сейчас бесконечно идут разговоры об изоляционизме, так вот ежели эта тенденция победит, то страна задохнётся, никакого движения не будет, и тогда можно рисовать жирный крест. Так же как для реки главное – движение воды, и при том не такое, как в Москва-реке, а настоящее, сильное, чтобы вся эта мерзость в донных отложениях не убила реку, так же для жизни необходимо обновление, необходим авангард, необходима встряска. Нужно, чтобы общество время от времени просыпалось и осознавало, что если то, что происходит со всех сторон, на телевидении и в прессе, – так вот это путь к гибели, к смерти. Авангард возникает тогда, когда общество осознаёт необходимость встряски, перемен, движения, поэтому авангард необходим, необходим для нашей жизни.
Экспозиция «Актуальный авангард» (кураторы А. и Н.Асадовы). Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Тотан Кузембаев (архитектор):
Вообще я так думаю, а есть еще какие-нибудь страны, где обсуждают, что такое идентичность, ищут корни? Или это только в России? Хочется ведь обсуждать что-то новое, а не то, есть корни, нет корней, идентичность, не идентичность, ведь так? Про авангард, мне кажется, любую архитектуру, тот же авангард, он же не возник на пустом месте, это был какой-то спрос, спрос общества, потрясение, революция, и как раз они пришли к этому времени, и увидели там светлое будущее и т.д. И думали, может, действительно архитектура может изменить жизнь, научить людей строить и т.д., но не получилось. Как я понял, архитектор и архитектура – это такие служители богатых людей, нет денег – нет архитектуры. Мне кажется, исходя из этого: кто платит, тот и танцует девушку. Чего говорить, авангард, не авангард, стиль, пропорции, слушайте, сейчас так: заплатили, что скажут, то и сделаешь, ты не сделаешь, другой сделает.

Поэтому, может быть, заняться формированием грамотного, образованного, умного девелопера? Как с этим быть, я не знаю, как формировать спрос? Может, у нас система не такая, строй не такой, не знаю. Я всё время вспоминаю – когда мы плохо в теннис играли, пришёл Борис Николаевич, начал играть в теннис, и мы стали первыми в теннисе. Плохо боролись, пришёл Владимир Владимирович, и мы сейчас по самбо всех кладем на лопатки. Может быть, нужно наконец выбрать президента-архитектора, чтобы он тоже пришёл, и появится спрос на хорошую архитектуру?
Тотан Кузембаев. «Стометр». Проект «Генетический код» Елены Петуховой. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Николай Лызлов (архитектор):
Во-первых, я хочу поблагодарить и поздравить одновременно Андрея и Никиту с замечательной и удачной работой. Раз уж речь пошла об авангарде, для меня важны три составляющие этого явления: протест, социальная направленность и прагматизм. Сегодня вот Шухова вспоминали, и я сидел и думал, что человек занимался тем, что из трёх составляющих выбрал две: пользу и прочность. Всё это получилось красиво, как от смешения двух красок получается третья. Главное, что прошло время, а пользы никакой, с прочностью большие сомнения, а красота осталась. Вот такое правильное движение, честное и прагматичное, как и красота любого органического существа – лошади, или какого-то рукодельного предмета, того же танка. Когда его делают, совершенно не думают об эстетике, но она рождается сама, как реакция на правильные действия.

Авангард, на мой взгляд, очень правильно Андрей Боков говорил, что он опирался на архаику, как любой протест, как реформа в церкви, то есть это отрицание недавнего прошлого с опорой на истоки. Но это абсолютно встроенная вещь, она не ломает, но продолжает, она образует некую ступеньку к движению вперёд. Я совершенно согласен с Дизраэли, последними словами которого были «Любите прогресс». Я люблю прогресс, мне кажется, что всё, что ни делается, делается к лучшему, и авангард – это некая ступень в идеологию революции, а так как, на мой взгляд, революция ещё продолжается, авангард – это некая опора, у него есть прошлое, у него есть будущее, он абсолютно закономерен, совершенно встроен, и в этом, на мой взгляд, должна быть наша ему благодарность. А то, что он плохо сохраняется – такова история, такова жизнь, смерть – это неизбежность. В жизни не должно всё застывать. Авангард не был бы авангардом, если бы он не умирал, это логическое продолжение. Остаются следы авангарда, остаются некие артефакты, памятники. Мне кажется, что нет никакой трагедии, не надо специально его охранять, сейчас, мне кажется, уже актуальнее охранять наследие советского модернизма, потому что огромное количество великолепных домов, как Ахмедовская библиотека в Душанбе, уже потеряно.
Николай Лызлов. «Клетка». Проект «Генетический код» Елены Петуховой. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Марк Гурари (архитектор):
Я бы хотел поблагодарить организаторов за то, что они включили тему Леонидова, потому что, когда я прочёл «Актуальное идентичное», первым приходит в голову Леонидов, спасибо, что здесь несколько молодых человек склонялись к этой теме. Леонидов не самый новатор, конечно, но мы забываем, что архитектура – это искусство, и сегодня самая актуальная проблема – это профессионализм во всех сферах жизни, вплоть до искусства. Многие говорят о Леонидове с дрожью в голосе, он поднял планку профессионализма, прежде всего. Мы провели два семинара в рамках фестиваля и рады, что кому-то передали это. Юрий Волчок рассказывал, как весь мир уже использует находки Леонидова, Николай Павлов рассказал, какая тут связь с мировой цивилизацией, а я обратил внимание, что Леонидов необычайно идентичен русской цивилизации. Я вообще в основном занимаюсь деревом, деревянная архитектура в огромной степени, её свобода, её пространственный модуль, потому что сруб не может не существовать в виде четырех связанных брёвен, не будет держаться. Вот эта пространственность мышления обусловила подвиг Шухова. Вы знаете, что Шуховская башня по расходу металла на единицу высоты в три раза меньше, чем Эйфелева, которая тоже прекрасное произведение. Вот эта свобода пространственного мышления отличает и проект Татлина при всём его предвестии деконструктивизма. Гармония Наркомтяжпрома настолько сильна, что и Волчок, и я двадцать лет проработали экспертами ЭКОС, борясь, чтобы ни одного большого здания не допустить в центре Москвы, а потом, не сговариваясь, написали статью о том, почему этот проект был прекрасен. Безусловно, всё, что здесь говорили, правильно, но сегодня, когда профессионализм пропадает повсюду, от уборки газонов до управления городами, профессионализм архитекторов, высокая требовательность, высокая планка – это самое актуальное.
Макет Преображенской церкви. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Эдуард Кубенский (архитектор, гл.редактор журнала «Татлин»):
Я – писатель, и хотел бы зачитать три небольшие отрывочка из моего рассказа «Футуристическая война»: «Снится мне, что идёт 1-я футуристическая война, я возглавляю штаб будетлян, по ту сторону эстетического фронта – прошляне. Война длится без малого 100 лет, уже нет никого в живых, кто помнил бы с чего всё это началось, обрывки памяти доносят до нас имена Владимира Маяковского, Казимира Малевича, Даниила Хармса, Владимира Татлина, Ивана Леонидова, Константина Лебедева и многих других героев, кто не пожалел своей жизни и сложил свои головы на полях сражения. Нашим первым революционным генералом был прославленный русский инженер Владимир Шухов, он изобрёл гиперболоид, это грозное оружие 100 лет назад оказало нам добрую службу. С его помощью мы взяли Шаболовские Высоты, отстроили форпосты в центрах крупнейших российских городов. Многие из них до сих пор держат оборону, но очень многое утеряно…

Что делать с домом на ногах? Прошляне уже оградили ноги забором! – встревает один из моих командиров, – с этим сложнее, скорее всего придётся оставить высоту, никаких, почти никаких шансов, автор постройки сажает огурцы на даче и воспитывает внуков, я постараюсь навестить его завтра, возможно, он всё же вернётся в бой. Всё же, пока автор жив, прошляне должны согласовывать передел – отчаянно убеждаю я себя, хотя, конечно, война есть война – никто никому не должен, если ты не готов умирать сам, тебя обязательно убьют другие.

Господа, я хочу представить вам новую модель проуна – разворачивая электронную бумагу поверх интерактивной карты военных действий, начинаю я, – этот микроскопический организм способен в считанные секунды перемалывать керамогранит и композитный алюминий, моделируя изначальные формы, некогда уничтоженные предателями футуризма. Мы опробуем его на фасадах одного из современных домов. Сколько потребуется на это времени? – интересуется юный офицер теоретического полка. К слову, надо добавить, что большая часть нашей армии сегодня – это женщины, мужчины либо погибли в посмодернистских сражениях, ещё в конце прошлого века, либо сдались прошлянам, за стабильность и возможность строить, либо вообще не понимают, что идёт война… От 2 до 10 лет – заявляю я, но думаю, это стоит того, потому что без прошлого нет будущего».
Проект Эдуарда Кубенского «Узорник русского авангарда». Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Юлий Борисов (архитектор):
Дискуссия интересная, если слово «авангард» заменить, например, на «готику», то была бы ещё интересней, потому что готика была точно так же авангардна, можно сюда и барокко поставить, и любое слово. На самом деле, для меня это язык. Проблема авангардистов в том, что они думали, что создают что-то совершенно другое, но они всё об одном же говорили. Качество архитектуры – это для кого-то пропорции, для кого-то красота, а для меня это гармония. Архитектор всегда из хаоса делает новый гармоничный мир, и, в этом случае, если посмотреть на авангардистов – они те же самые классики, они делают красивые гармоничные пространства для жилья. Да, конечно, они стали заложниками общества, как говорил Тотан – давайте научим правительство, пусть они покажут, как же нам надо проектировать. Проблема не в правительстве и не в девелопере, проблема, конечно же, в людях, они настолько сейчас далеки от осязания гармонии, может они плохую музыку слушают, может они мало ходят в Третьяковку. Архитекторы – это такие Дон Кихоты, которые пытаются им что-то рассказать, как же правильно надо жить, сохранять свои избы, понять, что они прекрасны. Это наш тяжёлый крест на данный момент. Я абсолютно согласен с коллегами, что единственный выход сейчас – это качественно работать. Надо учиться, учиться у всех мастеров, и у классиков, и у авангардистов, учиться правильно делать свою работу. В данном случае это единственный шанс хоть как-то показать пользу архитектуры обществу, в том числе то, что авангард прекрасен, и только так, наверное, мы сможем защитить его и отдать долг нашим учителям.
Юлий Борисов. «Первопричина». Проект «Генетический код» Елены Петуховой. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

Владимир Кузьмин (архитектор):
Вы знаете, у меня складывается какое-то странное впечатление – с одной стороны, каждый говорит о своём, уходя от заявленной кураторами темы. С другой стороны, эта волнующая всех тематика выглядит весьма многогранно. У меня в голове осталось два высказывания – об участковых архитекторах и том, что Тотан говорил. Я уважаю всех присутствующих за этим столом, но, когда мы говорим – образование, авангард, такой, сякой – всё замечательно, но уходит суть. Актуальное – сиюминутное, идентичное – вечное. Может ли быть актуальное идентичным или может ли быть идентичное актуальным? Имеет ли это вообще какое-то отношение к тому, чем мы занимаемся с вами ежедневно? Мне кажется, что нужно идти и работать над этим!
Владимир Кузьмин «Торнадо». Проект «Генетический код» Елены Петуховой. Фестиваль «Зодчество» 2014. Фотография предоставлена куратором фестиваля Андреем Асадовым

17 Февраля 2015

В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.