«Недопонятые идеи авангарда до сих пор плодотворны и содержательны»

Разговор с сокураторами проекта «Конструктивизм на Шаболовке» Александрой Селивановой и Борисом Кондаковым.

mainImg
Архи.ру:
– Вы сейчас верите в то, что Шуховскую башню удастся сохранить?

Александра Селиванова:
– Основная угроза миновала – сейчас уже никто не рискнет говорить о демонтаже и выборе нового места установки башни. Я полагаю, сейчас самое важное – не дать процессу затормозиться; если не начать реставрацию (и, в первую очередь, по моему мнению, обследование конструкций) в ближайший год, ситуация может стать опасной. Очень важно еще определить нового собственника башни – от этого будет зависеть и финансирование, и дальнейший сценарий.
zooming
Александра Селиванова. Фотография © Яна Сафронова
zooming
Вид на Шуховскую башню из окна вышки для астрономических наблюдений Школы на Дровяной площади (арх. А. Антонов, И. Антипов, 1935). Фотография © Ильи Малкова

– А что с перспективой создания кластера на Шаболовке?

– Мы – инициативная группа «Шаболовка» – продолжаем налаживать связи и реализовывать новые совместные проекты; мне кажется, фактически нечто подобное кластеру здесь уже существует. Есть около четырех – пяти активно взаимодействующих образовательных и культурных институций, к ним подтягивается мелкий и средний бизнес. Открывшийся недавно Центр авангарда  в филиале библиотеки «Просвещение трудящихся», ремонт и запуск обновленной галереи «На Шаболовке» с выставкой о конструктивизме района, полагаю, задали новый импульс всей этой истории. Хочется надеяться, что центр и выставочный зал станут туристической, научной и культурной сердцевиной будущего кластера.
zooming
Шаболовский культурный кластер. Проект. Авторы: архитектурное бюро Асадова, Madetogether, проектное бюро НЛО, инициативная группа «Шаболовка»
zooming
Дом РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение», 1929. по Хавской улице. Фотография © Ильи Малкова
zooming
Дети Хавско-Шаболовского жилмассива, 1950. Из частного архива

– Что Вы покажете на Зодчестве?

– Покажем суть, ключевые идеи нашей выставки «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке». Соединение исторического, архивного материала по главным памятникам авангарда в районе и современной их интерпретации.

– Чего зрителям ждать от вашей выставки, в чем ее основной смысл?

– На самом деле это двухчастная история: проект Шаболовского кластера, который покажут Андрей и Никита Асадовы, и наша историческая канва – своего рода обоснование ценности и значимости района, его туристический, культурный потенциал.

– Ваш проект определенно относится к части «наследие», и между тем: на ваш взгляд, наследие авангарда представляет только ностальгический и академический интерес, или же оно, как считают кураторы, способно оплодотворить современность и если да, то как это может произойти? В последний раз, как кажется, обновление возникало из отрицания, а не изучения наследия.

– На мой взгляд нереализованные и недопонятые (как ни странно) идеи авангарда 1920-х до сих пор плодотворны и содержательны. Я говорю, конечно же, о некоем синтезе – дизайне, искусстве, переплетенном с социальными экспериментами, научными гипотезами. В нашей выставке участвует группа молодых дизайнеров, студентов, которые пытаются осмыслить опыт коммун, фабрик-кухонь, крематориев и прочих составляющих «нового быта» в контексте жизни современного города и их личной жизни.

– Как интересно! И каким образом они их осмысляют: на практике, то есть на себе, или теоретически как исследователи?

– Я провела им несколько экскурсий по району, подробно рассказав не только об архитектуре, но и о формировании нового сознания в связи с этими пространствами – от «комбината чистоты» и «школы-гиганта» до коммуны и крематория. После этого студенты писали эссе о том, насколько для каждого из них приемлемы эти нормы и воззрения. Часть из них сейчас занята проектированием и строительством творческого кондоминиума – по сути, коммуны – и поэтому для них эти темы особенно остры. Ну и в целом – очевидно же, что для мышления молодого дизайнера такая полностью спроектированная жизнь – от комбинезона и откидного стола до системы воспитания детей и стерильной утилизации останков – выглядит и пугающе, и привлекательно, благодаря тотальному (и тоталитарному) проектному подходу.
zooming
Студенческая коммуна на ул. Орджоникидзе (И. Николаев, 1929 – 1931). Чертеж И.Николаева, опубликован С.О. Хан-Магомедовым

– Не кажется ли вам противоречивым словосочетание «наследие авангарда»: значительная часть смысла авангардности заключается в отрицании наследия, а тут получается всё наоборот…

– Да, конечно, это оксюморон. Мы, по сути, занимаемся археологией утопии: с трепетом собираем осколки и обломки так тогда и не уничтоженного быта, пытаемся законсервировать и спасти истлевшую архитектурную материю. Для них была важна идея, мысль – а мы пытаемся музеефицировать вещественные доказательства и следы этой мысли. Сохранившиеся фрагменты реализованных утопий очень редки (вот, к примеру, есть музей Фамилистера в Гизе, во Франции, кварталы Гарнье в Лионе, есть Марсельская единица…) – а в нашей стране это действительно уникальное по масштабу и многослойности наследие, которое надо спасать и исследовать.
zooming
Общественный центр Хавско-Шаболовского жилмассива (архитекторы АСНОВА, нач. 1930-х), в котором сейчас расположились галерея «На Шаболовке» и Центр авангарда при библиотеке «Просвещения трудящихся». Фотография из Collection Centre Canadien d′Architecture

– Касается ли ваша выставка темы нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?

– Наверное, да, – и по отдельности, и целиком. Мы работаем с градозащитными сюжетами – а это крайне актуально для Москвы, к сожалению. И говорим о ценности локальной истории, завершенности и цельности отдельного фрагмента города – в котором, как в линзе, собрана вся суть советской истории, культуры, повседневности первой половины ХХ века. Задействованные в проекте личные истории, воспоминания людей и, в целом, участие локальных сообществ в реконструкции памяти места, как мне кажется, вполне созвучны теме Зодчества – 2014.
***

Сокуратор экспозиции «Конструктивизм на Шаболовке» Борис Кондаков представит проект «Пешеходное кольцо Москвы». Мы задали ему один вопрос.
zooming
Борис Кондаков. Фотография © Николай Васильев

– Вы курируете проект «Пешеходное кольцо Москвы». Расскажите о проекте, в чем его суть, когда он появился (я помню о проекте пешеходного маршрута от площади Гагарина до Киевского вокзала, там принимал больше участие архитектор Юрий Платонов, ваши проект не связан с тем)? Какой объем занимает район Шабловки в рамках вашего пешеходного маршрута? 

Борис Кондаков:
– Начну с того, что мы ничего не придумываем с пустого листа, а лишь подхватываем идеи, которые существуют в ткани города уже давно, но в силу своей незавершенности не прочитываются. Ранее об идее кольца говорила Наталья Броновицкая. Кольцо, практически в том виде, как мы представляем его сегодня, впервые предложил Щусев в своем плане 1923 года. Этот план – прекрасный градостроительный документ, к которому мы обращаемся снова и снова, и каждый раз находим ту или иную прогрессивную идею.

Бульварное кольцо, как его предложил Щусев, перекочевывало в последующие генпланы, вдоль него строились знаковые сооружения и комплексы, такие как Краснопресненский универмаг братьев Весниных или Шаболовская радиобашня Шухова. Будучи нанесенным на карту, кольцо волшебным образом объединяет очень многие конструктивистские ансамбли Москвы в одну идею.

Особое место на трассе кольца занимает Шаболовская башня (я рассказал об этом подробнее в своём блоге). Не зная как должно было пройти кольцо, очень сложно поймать логику постановки этой башни-маяка. Башня является сердцем крупного авангардистского ансамбля 1920-1930-х годов, который, если быть точным, состоит из пяти жилых комплексов (комплекс жилых домов в районе Большой Серпуховской улицы и Щипковских переулков; комплекс жилых домов «Мытная»; комплекс жилых домов РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»; комплекс жилых домов по улице Мытная, Шухова и Хавская («Дровяная площадь»); комплекс жилых домов «Хавско-Шаболовский»). Таким образом это наиболее крупный и в большей степени, чем остальные, реализованный ансамбль эпохи Авангарда и, пожалуй, самое логичное место для создания арт-кластера вокруг этой идеи.

Мастерская Юрия Платонова в рамках всё той же идеи  разработала сегмент кольца (от гостиницы Украина до Парка Горького). Этот проект был реализован. Сейчас не хватает еще одного моста у гостиницы «Украина» («Трехгорный» мост, планировался еще в 1950-е годы, но до сих пор не построен) и тогда кольцо замкнется.
 

12 Ноября 2014

В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.