«Недопонятые идеи авангарда до сих пор плодотворны и содержательны»

Разговор с сокураторами проекта «Конструктивизм на Шаболовке» Александрой Селивановой и Борисом Кондаковым.

mainImg
Архи.ру:
– Вы сейчас верите в то, что Шуховскую башню удастся сохранить?

Александра Селиванова:
– Основная угроза миновала – сейчас уже никто не рискнет говорить о демонтаже и выборе нового места установки башни. Я полагаю, сейчас самое важное – не дать процессу затормозиться; если не начать реставрацию (и, в первую очередь, по моему мнению, обследование конструкций) в ближайший год, ситуация может стать опасной. Очень важно еще определить нового собственника башни – от этого будет зависеть и финансирование, и дальнейший сценарий.
zooming
Александра Селиванова. Фотография © Яна Сафронова
zooming
Вид на Шуховскую башню из окна вышки для астрономических наблюдений Школы на Дровяной площади (арх. А. Антонов, И. Антипов, 1935). Фотография © Ильи Малкова

– А что с перспективой создания кластера на Шаболовке?

– Мы – инициативная группа «Шаболовка» – продолжаем налаживать связи и реализовывать новые совместные проекты; мне кажется, фактически нечто подобное кластеру здесь уже существует. Есть около четырех – пяти активно взаимодействующих образовательных и культурных институций, к ним подтягивается мелкий и средний бизнес. Открывшийся недавно Центр авангарда  в филиале библиотеки «Просвещение трудящихся», ремонт и запуск обновленной галереи «На Шаболовке» с выставкой о конструктивизме района, полагаю, задали новый импульс всей этой истории. Хочется надеяться, что центр и выставочный зал станут туристической, научной и культурной сердцевиной будущего кластера.
zooming
Шаболовский культурный кластер. Проект. Авторы: архитектурное бюро Асадова, Madetogether, проектное бюро НЛО, инициативная группа «Шаболовка»
zooming
Дом РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение», 1929. по Хавской улице. Фотография © Ильи Малкова
zooming
Дети Хавско-Шаболовского жилмассива, 1950. Из частного архива

– Что Вы покажете на Зодчестве?

– Покажем суть, ключевые идеи нашей выставки «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке». Соединение исторического, архивного материала по главным памятникам авангарда в районе и современной их интерпретации.

– Чего зрителям ждать от вашей выставки, в чем ее основной смысл?

– На самом деле это двухчастная история: проект Шаболовского кластера, который покажут Андрей и Никита Асадовы, и наша историческая канва – своего рода обоснование ценности и значимости района, его туристический, культурный потенциал.

– Ваш проект определенно относится к части «наследие», и между тем: на ваш взгляд, наследие авангарда представляет только ностальгический и академический интерес, или же оно, как считают кураторы, способно оплодотворить современность и если да, то как это может произойти? В последний раз, как кажется, обновление возникало из отрицания, а не изучения наследия.

– На мой взгляд нереализованные и недопонятые (как ни странно) идеи авангарда 1920-х до сих пор плодотворны и содержательны. Я говорю, конечно же, о некоем синтезе – дизайне, искусстве, переплетенном с социальными экспериментами, научными гипотезами. В нашей выставке участвует группа молодых дизайнеров, студентов, которые пытаются осмыслить опыт коммун, фабрик-кухонь, крематориев и прочих составляющих «нового быта» в контексте жизни современного города и их личной жизни.

– Как интересно! И каким образом они их осмысляют: на практике, то есть на себе, или теоретически как исследователи?

– Я провела им несколько экскурсий по району, подробно рассказав не только об архитектуре, но и о формировании нового сознания в связи с этими пространствами – от «комбината чистоты» и «школы-гиганта» до коммуны и крематория. После этого студенты писали эссе о том, насколько для каждого из них приемлемы эти нормы и воззрения. Часть из них сейчас занята проектированием и строительством творческого кондоминиума – по сути, коммуны – и поэтому для них эти темы особенно остры. Ну и в целом – очевидно же, что для мышления молодого дизайнера такая полностью спроектированная жизнь – от комбинезона и откидного стола до системы воспитания детей и стерильной утилизации останков – выглядит и пугающе, и привлекательно, благодаря тотальному (и тоталитарному) проектному подходу.
zooming
Студенческая коммуна на ул. Орджоникидзе (И. Николаев, 1929 – 1931). Чертеж И.Николаева, опубликован С.О. Хан-Магомедовым

– Не кажется ли вам противоречивым словосочетание «наследие авангарда»: значительная часть смысла авангардности заключается в отрицании наследия, а тут получается всё наоборот…

– Да, конечно, это оксюморон. Мы, по сути, занимаемся археологией утопии: с трепетом собираем осколки и обломки так тогда и не уничтоженного быта, пытаемся законсервировать и спасти истлевшую архитектурную материю. Для них была важна идея, мысль – а мы пытаемся музеефицировать вещественные доказательства и следы этой мысли. Сохранившиеся фрагменты реализованных утопий очень редки (вот, к примеру, есть музей Фамилистера в Гизе, во Франции, кварталы Гарнье в Лионе, есть Марсельская единица…) – а в нашей стране это действительно уникальное по масштабу и многослойности наследие, которое надо спасать и исследовать.
zooming
Общественный центр Хавско-Шаболовского жилмассива (архитекторы АСНОВА, нач. 1930-х), в котором сейчас расположились галерея «На Шаболовке» и Центр авангарда при библиотеке «Просвещения трудящихся». Фотография из Collection Centre Canadien d′Architecture

– Касается ли ваша выставка темы нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?

– Наверное, да, – и по отдельности, и целиком. Мы работаем с градозащитными сюжетами – а это крайне актуально для Москвы, к сожалению. И говорим о ценности локальной истории, завершенности и цельности отдельного фрагмента города – в котором, как в линзе, собрана вся суть советской истории, культуры, повседневности первой половины ХХ века. Задействованные в проекте личные истории, воспоминания людей и, в целом, участие локальных сообществ в реконструкции памяти места, как мне кажется, вполне созвучны теме Зодчества – 2014.
***

Сокуратор экспозиции «Конструктивизм на Шаболовке» Борис Кондаков представит проект «Пешеходное кольцо Москвы». Мы задали ему один вопрос.
zooming
Борис Кондаков. Фотография © Николай Васильев

– Вы курируете проект «Пешеходное кольцо Москвы». Расскажите о проекте, в чем его суть, когда он появился (я помню о проекте пешеходного маршрута от площади Гагарина до Киевского вокзала, там принимал больше участие архитектор Юрий Платонов, ваши проект не связан с тем)? Какой объем занимает район Шабловки в рамках вашего пешеходного маршрута? 

Борис Кондаков:
– Начну с того, что мы ничего не придумываем с пустого листа, а лишь подхватываем идеи, которые существуют в ткани города уже давно, но в силу своей незавершенности не прочитываются. Ранее об идее кольца говорила Наталья Броновицкая. Кольцо, практически в том виде, как мы представляем его сегодня, впервые предложил Щусев в своем плане 1923 года. Этот план – прекрасный градостроительный документ, к которому мы обращаемся снова и снова, и каждый раз находим ту или иную прогрессивную идею.

Бульварное кольцо, как его предложил Щусев, перекочевывало в последующие генпланы, вдоль него строились знаковые сооружения и комплексы, такие как Краснопресненский универмаг братьев Весниных или Шаболовская радиобашня Шухова. Будучи нанесенным на карту, кольцо волшебным образом объединяет очень многие конструктивистские ансамбли Москвы в одну идею.

Особое место на трассе кольца занимает Шаболовская башня (я рассказал об этом подробнее в своём блоге). Не зная как должно было пройти кольцо, очень сложно поймать логику постановки этой башни-маяка. Башня является сердцем крупного авангардистского ансамбля 1920-1930-х годов, который, если быть точным, состоит из пяти жилых комплексов (комплекс жилых домов в районе Большой Серпуховской улицы и Щипковских переулков; комплекс жилых домов «Мытная»; комплекс жилых домов РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»; комплекс жилых домов по улице Мытная, Шухова и Хавская («Дровяная площадь»); комплекс жилых домов «Хавско-Шаболовский»). Таким образом это наиболее крупный и в большей степени, чем остальные, реализованный ансамбль эпохи Авангарда и, пожалуй, самое логичное место для создания арт-кластера вокруг этой идеи.

Мастерская Юрия Платонова в рамках всё той же идеи  разработала сегмент кольца (от гостиницы Украина до Парка Горького). Этот проект был реализован. Сейчас не хватает еще одного моста у гостиницы «Украина» («Трехгорный» мост, планировался еще в 1950-е годы, но до сих пор не построен) и тогда кольцо замкнется.
 

12 Ноября 2014

В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.