«Недопонятые идеи авангарда до сих пор плодотворны и содержательны»

Разговор с сокураторами проекта «Конструктивизм на Шаболовке» Александрой Селивановой и Борисом Кондаковым.

mainImg
Архи.ру:
– Вы сейчас верите в то, что Шуховскую башню удастся сохранить?

Александра Селиванова:
– Основная угроза миновала – сейчас уже никто не рискнет говорить о демонтаже и выборе нового места установки башни. Я полагаю, сейчас самое важное – не дать процессу затормозиться; если не начать реставрацию (и, в первую очередь, по моему мнению, обследование конструкций) в ближайший год, ситуация может стать опасной. Очень важно еще определить нового собственника башни – от этого будет зависеть и финансирование, и дальнейший сценарий.
zooming
Александра Селиванова. Фотография © Яна Сафронова
zooming
Вид на Шуховскую башню из окна вышки для астрономических наблюдений Школы на Дровяной площади (арх. А. Антонов, И. Антипов, 1935). Фотография © Ильи Малкова

– А что с перспективой создания кластера на Шаболовке?

– Мы – инициативная группа «Шаболовка» – продолжаем налаживать связи и реализовывать новые совместные проекты; мне кажется, фактически нечто подобное кластеру здесь уже существует. Есть около четырех – пяти активно взаимодействующих образовательных и культурных институций, к ним подтягивается мелкий и средний бизнес. Открывшийся недавно Центр авангарда  в филиале библиотеки «Просвещение трудящихся», ремонт и запуск обновленной галереи «На Шаболовке» с выставкой о конструктивизме района, полагаю, задали новый импульс всей этой истории. Хочется надеяться, что центр и выставочный зал станут туристической, научной и культурной сердцевиной будущего кластера.
zooming
Шаболовский культурный кластер. Проект. Авторы: архитектурное бюро Асадова, Madetogether, проектное бюро НЛО, инициативная группа «Шаболовка»
zooming
Дом РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение», 1929. по Хавской улице. Фотография © Ильи Малкова
zooming
Дети Хавско-Шаболовского жилмассива, 1950. Из частного архива

– Что Вы покажете на Зодчестве?

– Покажем суть, ключевые идеи нашей выставки «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке». Соединение исторического, архивного материала по главным памятникам авангарда в районе и современной их интерпретации.

– Чего зрителям ждать от вашей выставки, в чем ее основной смысл?

– На самом деле это двухчастная история: проект Шаболовского кластера, который покажут Андрей и Никита Асадовы, и наша историческая канва – своего рода обоснование ценности и значимости района, его туристический, культурный потенциал.

– Ваш проект определенно относится к части «наследие», и между тем: на ваш взгляд, наследие авангарда представляет только ностальгический и академический интерес, или же оно, как считают кураторы, способно оплодотворить современность и если да, то как это может произойти? В последний раз, как кажется, обновление возникало из отрицания, а не изучения наследия.

– На мой взгляд нереализованные и недопонятые (как ни странно) идеи авангарда 1920-х до сих пор плодотворны и содержательны. Я говорю, конечно же, о некоем синтезе – дизайне, искусстве, переплетенном с социальными экспериментами, научными гипотезами. В нашей выставке участвует группа молодых дизайнеров, студентов, которые пытаются осмыслить опыт коммун, фабрик-кухонь, крематориев и прочих составляющих «нового быта» в контексте жизни современного города и их личной жизни.

– Как интересно! И каким образом они их осмысляют: на практике, то есть на себе, или теоретически как исследователи?

– Я провела им несколько экскурсий по району, подробно рассказав не только об архитектуре, но и о формировании нового сознания в связи с этими пространствами – от «комбината чистоты» и «школы-гиганта» до коммуны и крематория. После этого студенты писали эссе о том, насколько для каждого из них приемлемы эти нормы и воззрения. Часть из них сейчас занята проектированием и строительством творческого кондоминиума – по сути, коммуны – и поэтому для них эти темы особенно остры. Ну и в целом – очевидно же, что для мышления молодого дизайнера такая полностью спроектированная жизнь – от комбинезона и откидного стола до системы воспитания детей и стерильной утилизации останков – выглядит и пугающе, и привлекательно, благодаря тотальному (и тоталитарному) проектному подходу.
zooming
Общественный центр Хавско-Шаболовского жилмассива (архитекторы АСНОВА, нач. 1930-х), в котором сейчас расположились галерея «На Шаболовке» и Центр авангарда при библиотеке «Просвещения трудящихся». Фотография из Collection Centre Canadien d′Architecture

– Не кажется ли вам противоречивым словосочетание «наследие авангарда»: значительная часть смысла авангардности заключается в отрицании наследия, а тут получается всё наоборот…

– Да, конечно, это оксюморон. Мы, по сути, занимаемся археологией утопии: с трепетом собираем осколки и обломки так тогда и не уничтоженного быта, пытаемся законсервировать и спасти истлевшую архитектурную материю. Для них была важна идея, мысль – а мы пытаемся музеефицировать вещественные доказательства и следы этой мысли. Сохранившиеся фрагменты реализованных утопий очень редки (вот, к примеру, есть музей Фамилистера в Гизе, во Франции, кварталы Гарнье в Лионе, есть Марсельская единица…) – а в нашей стране это действительно уникальное по масштабу и многослойности наследие, которое надо спасать и исследовать.
zooming
Студенческая коммуна на ул. Орджоникидзе (И. Николаев, 1929 – 1931). Чертеж И.Николаева, опубликован С.О. Хан-Магомедовым

– Касается ли ваша выставка темы нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?

– Наверное, да, – и по отдельности, и целиком. Мы работаем с градозащитными сюжетами – а это крайне актуально для Москвы, к сожалению. И говорим о ценности локальной истории, завершенности и цельности отдельного фрагмента города – в котором, как в линзе, собрана вся суть советской истории, культуры, повседневности первой половины ХХ века. Задействованные в проекте личные истории, воспоминания людей и, в целом, участие локальных сообществ в реконструкции памяти места, как мне кажется, вполне созвучны теме Зодчества – 2014.
***

Сокуратор экспозиции «Конструктивизм на Шаболовке» Борис Кондаков представит проект «Пешеходное кольцо Москвы». Мы задали ему один вопрос.
zooming
Борис Кондаков. Фотография © Николай Васильев

– Вы курируете проект «Пешеходное кольцо Москвы». Расскажите о проекте, в чем его суть, когда он появился (я помню о проекте пешеходного маршрута от площади Гагарина до Киевского вокзала, там принимал больше участие архитектор Юрий Платонов, ваши проект не связан с тем)? Какой объем занимает район Шабловки в рамках вашего пешеходного маршрута? 

Борис Кондаков:
– Начну с того, что мы ничего не придумываем с пустого листа, а лишь подхватываем идеи, которые существуют в ткани города уже давно, но в силу своей незавершенности не прочитываются. Ранее об идее кольца говорила Наталья Броновицкая. Кольцо, практически в том виде, как мы представляем его сегодня, впервые предложил Щусев в своем плане 1923 года. Этот план – прекрасный градостроительный документ, к которому мы обращаемся снова и снова, и каждый раз находим ту или иную прогрессивную идею.

Бульварное кольцо, как его предложил Щусев, перекочевывало в последующие генпланы, вдоль него строились знаковые сооружения и комплексы, такие как Краснопресненский универмаг братьев Весниных или Шаболовская радиобашня Шухова. Будучи нанесенным на карту, кольцо волшебным образом объединяет очень многие конструктивистские ансамбли Москвы в одну идею.

Особое место на трассе кольца занимает Шаболовская башня (я рассказал об этом подробнее в своём блоге). Не зная как должно было пройти кольцо, очень сложно поймать логику постановки этой башни-маяка. Башня является сердцем крупного авангардистского ансамбля 1920-1930-х годов, который, если быть точным, состоит из пяти жилых комплексов (комплекс жилых домов в районе Большой Серпуховской улицы и Щипковских переулков; комплекс жилых домов «Мытная»; комплекс жилых домов РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»; комплекс жилых домов по улице Мытная, Шухова и Хавская («Дровяная площадь»); комплекс жилых домов «Хавско-Шаболовский»). Таким образом это наиболее крупный и в большей степени, чем остальные, реализованный ансамбль эпохи Авангарда и, пожалуй, самое логичное место для создания арт-кластера вокруг этой идеи.

Мастерская Юрия Платонова в рамках всё той же идеи  разработала сегмент кольца (от гостиницы Украина до Парка Горького). Этот проект был реализован. Сейчас не хватает еще одного моста у гостиницы «Украина» («Трехгорный» мост, планировался еще в 1950-е годы, но до сих пор не построен) и тогда кольцо замкнется.
 

12 Ноября 2014

В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.