Между прошлым и будущим

Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.

mainImg
Тему фестиваля «Зодчество», а в этом году он двадцать второй по счету, определил его экспертный совет: Андрей Боков, Александр Скокан, Михаил Хазанов, Георгий Солопов, Никита Токарев, Наринэ Тютчева, Андрей и Никита Асадовы, Вера Бутко. А кураторами стали Андрей и Никита Асадовы.

Фестиваль, таким образом, «должен стать лабораторией идентичности, – утверждают его организаторы, – соединяя прошлое с настоящим, мы формируем будущее, эта формула становится ключом к зарождению нового авангарда в российской архитектуре и основой концепции фестиваля». Его концепции включает три составляющие: прошлое, настоящее и будущее. Спецпроекты посвящены прошлому и призваны раскрыть «ценность архитектурного наследия как источника идентичности и потенциала для их развития». Вопросы современности и самобытности планируется затронуть в дискуссиях и семинарах во время фестиваля. Мы же планируем серию интервью как с кураторами самого «Зодчества» братьями Асадовыми, так и с кураторами спецпроектов и тематических выставок, которых, по словам кураторов, в этом году будет больше, чем раньше. Итак, манифест. 
 
Кураторский манифест
 
Поиск самобытных идей и оригинальных решений, основанных на новом, современном прочтении традиций; раскрытие образа места, его уникальности и идентичности; выработка узнаваемой школы и авторского языка – сегодня эти задачи становятся не только достижимыми, но и первоочередными.

Рассматривая Русский Авангард не как революцию и отрицание ценностей, но как новое прочтение традиции, обретение культурой утраченных смыслов, – мы начинаем по-новому оценивать его итоги и актуальность.

Свобода от штампов и клише позволяет нам заново открыть для себя ценности, заложенные в инновациях прошлого. Признание традиции подвижным, открытым и живым источником творческой энергии, который мы должны научиться правильно применять; переосмысление основ архитектуры, закостенелых норм и правил – создает почву для появления уместной и нужной архитектуры, слышащей свое время. 

Соединяя прошлое с настоящим, мы формируем будущее. Только архитектура, укорененная в традиции и культуре, становится настоящей. Только архитектура, тождественная настоящему, может стать наследием будущего. 

Поискам архитектуры, идентичной своему месту и актуальной для своего времени, и посвящен фестиваль Зодчество в этом году.

Кураторы фестиваля Андрей и Никита Асадовы

Доменико Трезини и Владимир Татлин, фотоколлаж. Предоставлено кураторами «Зодчества»-2014 Андреем и Никитой Асадовыми

17 Октября 2014

В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.