Сергей Кузнецов: «Мы покажем творческий процесс, в результате которого появлялись станции московского метро»

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов о спецпроекте «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности» на фестивале «Зодчество» 2014.

author pht

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

ОАО "Метрогипротранс"

Проект:

Станция метро «Жулебино»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Л. Л. Борзенков
Архитекторы: М. В. Волович, С. Ф. Костиков, Т. А. Нагиева, Н. Н. Солдатова, В. К. Уваров 
Архи.ру:
– «Метро, метро московское…»: все привыкли думать, что лицо московского метро – это сталинский дворец, кусочек лучшей жизни, который обитатели коммуналок видели по пути на военный завод, а потом прятались там от бомбежек, благодаря бога и партию за глубокое залегание. Что бы Вы добавили к этому образу? Что еще идентичного в московском метро?

Сергей Кузнецов:
– Безусловно, сталинский период находится в фокусе внимания, что объяснимо, станции 1930-х – 1950-х годов задали тему дворцовости для Московского метрополитена. Также это самые интересные станции в сознании горожан и самые посещаемые туристами. Но я абсолютно уверен, что лицо Московского метрополитена формировалась и формируется все годы его существования. После сталинского периода было еще шестьдесят лет истории московского метро, это и хрущевский минимализм, и брежневский монументализм, и эклектичные и зачастую спорные станции постсоветского времени. Без всего этого невозможно говорить об идентичности московского метро.
 
zooming
Станция «Курская» Кольцевой линии. Аванзал. Арх. Г. Захаров, З. Чернышёва. 1950. © Метрогипротранс

– Пожалуй, в последние десять лет было несколько проектов, сетевых и офф-лайновых, посвященных московскому метро – чем отличается ваш проект для «Зодчества»?

– Проект «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности» показывает архитектуру метрополитена не как «застывшую музыку», а как результат живого творческого процесса. В фокусе проекта – поиски архитекторов: мы показываем идеи, как реализованные, так и нет, творческий процесс, в результате которого появлялись станции метро. Фактически, это материалы с рабочего стола архитекторов разного времени. Например, мы впервые покажем некоторые эскизы и чертежи из архива Метрогипротранса. Кроме того, мы призываем всех неравнодушных к теме метро присылать материалы, которые у них есть, это могут быть фотографии, а также сканы открыток, эскизов, статей и т.д. Самые интересные материалы мы используем в нашей экспозиции. В рамках нашего проекта будут показаны и поиски последнего времени, в том числе, результаты проведенного впервые за многие годы конкурса на проектирование станций метрополитена – «Солнцево» и «Новопеределкино», который организовал Стройкомплекс Москвы. Этот конкурс продолжает не только современную московскую конкурсную практику, но и отсылает к конкурсам на первые станции метрополитена.
 
Эскиз типовой станции метрополитена. Конец 1950-х – начало 1960-х годов © Метрогипротранс

– К слову о навигации и идентичности: одна из особенностей московского метро заключается в том, что оно – едва ли не самое путаное. Как-то я встретила там плачущую француженку, она не могла понять, как это может быть две станции Арбатских… Теперь Артемий Лебедев решает проблемы навигации наклейками, и они примерно за год уже почти стерлись. Будете ли вы ставить вопросы ребром, или ваш проект – скорее нарративный?

– Я не думаю, что стираемость наклеек – это самая главная проблема, особенно учитывая пассажиропоток Московского метрополитена. Тем более, что все вопросы, связанные с городской навигацией нельзя решить одномоментно. В рамках этого спецпроекта мы не  фокусируемся на теме навигации, но в своей профессиональной деятельности я, как и мои коллеги из других департаментов, уделяю много внимания этому вопросу. Это и таблички с названием улиц, и навигация в общественном транспорте, в том числе метро, и правила размещения вывесок и указателей – то, что можно назвать дизайн-кодом города. Вообще, это часть глобальной работы по формированию айдентики города. Например, сейчас мы активно работаем над модернизацией индустриального домостроения и над проектами, связанными с Москвой-рекой. Один из самых успешных инструментов в формировании, поисках айдентики – это конкурсы, которые мы проводим для решения задач самого разного масштаба – от градостроительных проектов и крупных комплексов до фасадов и даже отдельных элементов зданий.
Проектные предложения для системы указателей метрополитена. 1967 © Метрогипротранс

– Чего зрителям ждать от вашей выставки, в чем ее основной смысл?

Очевидно, что формат трехдневного фестиваля «Зодчество», насыщенного различными выставками и мероприятиями деловой программы, не дает возможности достаточно глубоко погрузиться в материал. Наша задача – обозначить тему, напомнить, заинтересовать посетителя, как профессионального, так, и просто интересующегося архитектурой. Хотелось бы, чтобы после посещения «Зодчества» посетитель зашел в интернет и прочитал об истории и перспективах московского метро, или просто посмотрел на станцию метро, которую он проезжает ежедневно, новым взглядом. Также напомню, что материалы всех выставок, которые делает Москомархитектура, доступны на портале Архсовета Москвы. Там вы можете увидеть фото и описания экспозиций которые мы делали на «АрхМоскве», в Музее архитектуры им. А.В. Щусева, на Венецианской биеннале и пр. Таким образом, проект и тема продолжают жить. Кстати, в этой связи хотел бы поблагодарить команду, которую помогает реализовать наши проекты: это Агния Стерлигова, Ирина Кузнецова, Александр Змеул, Игорь Сон.
 
zooming
Станция «Жулебино». Л.Л.Борзенков (руководитель авторского коллектива), М.В.Волович, С.Ф.Костиков, Т.А.Нагиева, Н.Н.Солдатова, В.К.Уваров, 2013 © Л. Борзенков

– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или, может быть, логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?

– Уверен, что можно и нужно совмещать и то, и другое: в конце концов, приоритетная задача правительства Москвы – создание комфортной среды для человека. До 2020 года в столице планируется построить более 160 км линий метро и 78 новых станций, 13 из которых уже открыты. Это позволит снизить нагрузку на действующую сеть метро, а также обеспечит «шаговую доступность» к станциям для 93% жителей Москвы. То есть мы решаем вполне прикладные задачи, при этом не забывая об эстетической стороне. И конкурс на «Солнцево» и «Новопеределкино» – пример этого подхода.
 
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. Gerber Architekten. 2014 © Стройкомплекс Москвы
zooming
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. U-R-A (United Riga Architects). 2014 © Стройкомплекс Москвы


Мастерская:

ОАО "Метрогипротранс"

Проект:

Станция метро «Жулебино»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Л. Л. Борзенков
Архитекторы: М. В. Волович, С. Ф. Костиков, Т. А. Нагиева, Н. Н. Солдатова, В. К. Уваров 

01 Декабря 2014

author pht

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Статьи по темам: Московское метро, Зодчество 2014, Метро. Материалы

Пресса: Две станции Большой кольцевой линии оформят в стиле...
Станции Большой кольцевой линии московского метрополитена "Проспект Вернадского" и "Аминьевское шоссе" планируются построить к 2020 году. Москомархитектура утвердила дизайн-проекты станций, говорится на портале мэра и правительства Москвы.
Пресса: Москва опубликовала перспективную карту метро 2022...
На портале столичного стройкомплекса появилась перспективная карта Московского метрополитена 2022 года. Она позволяет получить представление о предстоящих объемах строительства подземки и используемых технологиях, а также подробнее узнать о каждой отдельной станции.
Пресса: Москва сравняется с Нью-Йорком по размерам метро
После окончания всех проектов по расширению столичного метрополитена, его размеры будут сопоставимы с нью-йоркской подземкой. Об этом сообщает «Москва 24» со ссылкой на мэра Москвы Сергея Собянина.
Пресса: Две новые станции Сокольнической линии будут похожи...
На Сокольнической линии Московского метрополитена откроются две наземные станции: «Филатов луг» и «Прокшино». Они уже строятся на юго-западе столицы, в непосредственной близости от автомагистрали «Солнцево — Бутово — Видное», сообщает mos.ru.
Пресса: Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием.
Пресса: В новой Москве построят 20 станций метро
В новой Москве построят 20 станций метро, говорится в сообщении столичного стройкомплекса. "В Троицком и Новомосковском округах построят порядка 20 станций метро. Протяженность городской подземки в Троицком и Новомосковском округах увеличится на 70 километров", — приводятся в пресс-релизе слова главы департамента развития новых территорий столицы Владимира Жидкина.

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.

Сейчас на главной

Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.