Сергей Кузнецов: «Мы покажем творческий процесс, в результате которого появлялись станции московского метро»

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов о спецпроекте «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности» на фестивале «Зодчество» 2014.

author pht

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
Мастерская:
ОАО "Метрогипротранс"
Проект:
Станция метро «Жулебино»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Л. Л. Борзенков
Архитекторы: М. В. Волович, С. Ф. Костиков, Т. А. Нагиева, Н. Н. Солдатова, В. К. Уваров 

– 2013
Архи.ру:
– «Метро, метро московское…»: все привыкли думать, что лицо московского метро – это сталинский дворец, кусочек лучшей жизни, который обитатели коммуналок видели по пути на военный завод, а потом прятались там от бомбежек, благодаря бога и партию за глубокое залегание. Что бы Вы добавили к этому образу? Что еще идентичного в московском метро?

Сергей Кузнецов:
– Безусловно, сталинский период находится в фокусе внимания, что объяснимо, станции 1930-х – 1950-х годов задали тему дворцовости для Московского метрополитена. Также это самые интересные станции в сознании горожан и самые посещаемые туристами. Но я абсолютно уверен, что лицо Московского метрополитена формировалась и формируется все годы его существования. После сталинского периода было еще шестьдесят лет истории московского метро, это и хрущевский минимализм, и брежневский монументализм, и эклектичные и зачастую спорные станции постсоветского времени. Без всего этого невозможно говорить об идентичности московского метро.
 
zooming
Станция «Курская» Кольцевой линии. Аванзал. Арх. Г. Захаров, З. Чернышёва. 1950. © Метрогипротранс

– Пожалуй, в последние десять лет было несколько проектов, сетевых и офф-лайновых, посвященных московскому метро – чем отличается ваш проект для «Зодчества»?

– Проект «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности» показывает архитектуру метрополитена не как «застывшую музыку», а как результат живого творческого процесса. В фокусе проекта – поиски архитекторов: мы показываем идеи, как реализованные, так и нет, творческий процесс, в результате которого появлялись станции метро. Фактически, это материалы с рабочего стола архитекторов разного времени. Например, мы впервые покажем некоторые эскизы и чертежи из архива Метрогипротранса. Кроме того, мы призываем всех неравнодушных к теме метро присылать материалы, которые у них есть, это могут быть фотографии, а также сканы открыток, эскизов, статей и т.д. Самые интересные материалы мы используем в нашей экспозиции. В рамках нашего проекта будут показаны и поиски последнего времени, в том числе, результаты проведенного впервые за многие годы конкурса на проектирование станций метрополитена – «Солнцево» и «Новопеределкино», который организовал Стройкомплекс Москвы. Этот конкурс продолжает не только современную московскую конкурсную практику, но и отсылает к конкурсам на первые станции метрополитена.
 
Эскиз типовой станции метрополитена. Конец 1950-х – начало 1960-х годов © Метрогипротранс

– К слову о навигации и идентичности: одна из особенностей московского метро заключается в том, что оно – едва ли не самое путаное. Как-то я встретила там плачущую француженку, она не могла понять, как это может быть две станции Арбатских… Теперь Артемий Лебедев решает проблемы навигации наклейками, и они примерно за год уже почти стерлись. Будете ли вы ставить вопросы ребром, или ваш проект – скорее нарративный?

– Я не думаю, что стираемость наклеек – это самая главная проблема, особенно учитывая пассажиропоток Московского метрополитена. Тем более, что все вопросы, связанные с городской навигацией нельзя решить одномоментно. В рамках этого спецпроекта мы не  фокусируемся на теме навигации, но в своей профессиональной деятельности я, как и мои коллеги из других департаментов, уделяю много внимания этому вопросу. Это и таблички с названием улиц, и навигация в общественном транспорте, в том числе метро, и правила размещения вывесок и указателей – то, что можно назвать дизайн-кодом города. Вообще, это часть глобальной работы по формированию айдентики города. Например, сейчас мы активно работаем над модернизацией индустриального домостроения и над проектами, связанными с Москвой-рекой. Один из самых успешных инструментов в формировании, поисках айдентики – это конкурсы, которые мы проводим для решения задач самого разного масштаба – от градостроительных проектов и крупных комплексов до фасадов и даже отдельных элементов зданий.
Проектные предложения для системы указателей метрополитена. 1967 © Метрогипротранс

– Чего зрителям ждать от вашей выставки, в чем ее основной смысл?

Очевидно, что формат трехдневного фестиваля «Зодчество», насыщенного различными выставками и мероприятиями деловой программы, не дает возможности достаточно глубоко погрузиться в материал. Наша задача – обозначить тему, напомнить, заинтересовать посетителя, как профессионального, так, и просто интересующегося архитектурой. Хотелось бы, чтобы после посещения «Зодчества» посетитель зашел в интернет и прочитал об истории и перспективах московского метро, или просто посмотрел на станцию метро, которую он проезжает ежедневно, новым взглядом. Также напомню, что материалы всех выставок, которые делает Москомархитектура, доступны на портале Архсовета Москвы. Там вы можете увидеть фото и описания экспозиций которые мы делали на «АрхМоскве», в Музее архитектуры им. А.В. Щусева, на Венецианской биеннале и пр. Таким образом, проект и тема продолжают жить. Кстати, в этой связи хотел бы поблагодарить команду, которую помогает реализовать наши проекты: это Агния Стерлигова, Ирина Кузнецова, Александр Змеул, Игорь Сон.
 
zooming
Станция «Жулебино». Л.Л.Борзенков (руководитель авторского коллектива), М.В.Волович, С.Ф.Костиков, Т.А.Нагиева, Н.Н.Солдатова, В.К.Уваров, 2013 © Л. Борзенков

– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или, может быть, логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?

– Уверен, что можно и нужно совмещать и то, и другое: в конце концов, приоритетная задача правительства Москвы – создание комфортной среды для человека. До 2020 года в столице планируется построить более 160 км линий метро и 78 новых станций, 13 из которых уже открыты. Это позволит снизить нагрузку на действующую сеть метро, а также обеспечит «шаговую доступность» к станциям для 93% жителей Москвы. То есть мы решаем вполне прикладные задачи, при этом не забывая об эстетической стороне. И конкурс на «Солнцево» и «Новопеределкино» – пример этого подхода.
 
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. Gerber Architekten. 2014 © Стройкомплекс Москвы
zooming
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. U-R-A (United Riga Architects). 2014 © Стройкомплекс Москвы


Поставщики, технологии

Hunter Douglas
Мастерская:
ОАО "Метрогипротранс"
Проект:
Станция метро «Жулебино»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Л. Л. Борзенков
Архитекторы: М. В. Волович, С. Ф. Костиков, Т. А. Нагиева, Н. Н. Солдатова, В. К. Уваров 

– 2013

01 Декабря 2014

author pht

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Пресса: Дворцы, сады и фонтаны московского метро
Mосковское метро. О нем писали Ильф и Петров, складывал стихи Маяковский: «Я поеду с Танею в метрополитанию». Жители города почти сразу начали называть метро, открывшееся 15 мая 1935 года, подземными дворцами. Это неудивительно, ведь задача у известных зодчих — Ладовского, Фомина, Душкина и других — была такая: «строить красивые станции».
Пресса: Две станции Большой кольцевой линии оформят в стиле...
Станции Большой кольцевой линии московского метрополитена "Проспект Вернадского" и "Аминьевское шоссе" планируются построить к 2020 году. Москомархитектура утвердила дизайн-проекты станций, говорится на портале мэра и правительства Москвы.
Пресса: Москва опубликовала перспективную карту метро 2022...
На портале столичного стройкомплекса появилась перспективная карта Московского метрополитена 2022 года. Она позволяет получить представление о предстоящих объемах строительства подземки и используемых технологиях, а также подробнее узнать о каждой отдельной станции.
Пресса: Москва сравняется с Нью-Йорком по размерам метро
После окончания всех проектов по расширению столичного метрополитена, его размеры будут сопоставимы с нью-йоркской подземкой. Об этом сообщает «Москва 24» со ссылкой на мэра Москвы Сергея Собянина.
Пресса: Две новые станции Сокольнической линии будут похожи...
На Сокольнической линии Московского метрополитена откроются две наземные станции: «Филатов луг» и «Прокшино». Они уже строятся на юго-западе столицы, в непосредственной близости от автомагистрали «Солнцево — Бутово — Видное», сообщает mos.ru.
Пресса: Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием.
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Учреждение рая
Бюро BIG выиграло конкурс на мастерплан трех насыпных островов на 375 000 жителей у берега малазийского острова Пинанг в Малаккском проливе.