Спектральный анализ

Архитектурное бюро ADM – Архитектурный диалог с мегаполисом – на сей раз вступило в разговор с системой среднего образования и построило в подмосковной Мамонтовке школу на 350 учащихся.

Автор текста:
Анна Городинская

26 Ноября 2014
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Школа в Мамонтовке
Россия, Пушкино, ул. Школьная, д.5

– 2013
Мамонтовка – это район в городе Пушкино, типичном подмосковном пригороде на Ярославском шоссе; для едущих из Москвы он начинается чуть дальше Мытищ и Королёва. Здесь деревенских домов пока что даже больше, чем пятиэтажек и промзон, но и в Пушкине начинается новое строительство: девелоперская компания APSIS GLOBE возводит микрорайон О-Пушкино. Выполняя социальные обязательства перед городом, компания финансировала строительство новой городской школы на месте старого двухэтажного здания 1950 года в «деревенской» части Пушкино, недалеко от живописной речки Учи. В получившемся объеме уместились две недавно объединенные школы – №13 и №14, и библиотека.
***

О такой школе мы все мечтаем всю свою жизнь. Сначала, еще учениками, входя каждое утро в вестибюль стандартного панельного «самолетика» на почти 1000 посадочных мест. Потом, на четвертом курсе МАрхИ, когда пытаемся моделировать под себя идеальное пространство обучения «на 660 учащихся». И уже совсем взрослыми, бегая по городу в поисках школы для своих детей, мы опять возвращаемся к собственным несбыточным снам. Тем, кому повезет учиться или учить своих детей здесь, не придется компилировать в голове некий смутный образ идеальной школы, чем-то отдаленно напоминающей то ли Итон, то ли образовательный центр шведского эко-города. Аналогов в российской практике строительства школ – нет! Три этажа, стандартный набор необходимых и достаточных школьных помещений, детская площадка, пришкольный стадион… И не совсем стандартное благоустройство школьного сада с шахматным чередованием деревьев и фонарей на круглых «клеточках» зелени и белой краски. Да и те стоят не по правилам. Все так, и все – не так. Эта школа совершенно не похожа на то, что мы привыкли считать школой. А вернее, она настолько школа, что все почти все остальные школьные здания автоматически из этого ряда выпадают.
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Реализация, 2013. Фотография © ADM

Первое, на что обращаешь внимание – это обилие и разнообразие цветов. Ничто не боится быть ярким: колонны, стены, двери, оконные переплеты. Всё – всех цветов радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан! И всё, конечно, начинается с красного. Красные стены, красные колонны, ярко-красные вертикали оконных переплетов; на втором этаже, за гибкой лентой имитации красного макетного картона с пиксельным изображением посекундного разбора полета птицы – зал. Кое-где во внутреннем дворе можно увидеть фрагмент оранжевой стены. Потом зеленый, голубой, синий. С фасада, не меняя интенсивности, а порой и усиливаясь, цветные пятна входят в интерьер, лишая его нормированной казенной безликости. И вот, наконец, фиолетовые вставки около дверей в классы. Вот здесь и сидит фазан. И ты понимаешь, что летящие на фасаде птицы пробрались внутрь и замерли на стенах, имитируя рисунки мелом. Наверное, если взять с доски мел и рядом с такой птицей нарисовать свою, то ничего за это не будет. Только птице будет не так одиноко. А еще здесь практически нет прямых углов, и привычное: «встань в угол!» просто не имеет смысла.
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Реализация, 2013. Фотография © ADM

Все окна всех классов, кабинетов и рекреаций – от пола до потолка. В результате пространства легко просматриваются изнутри, из растекшейся капли внутришкольного двора. И когда ты стоишь во дворе, а вокруг тебя за каскадами стекла бурлит твоя же школьная жизнь, отчетливо понимаешь, что «те же мы, нам целый мир – чужбина», и Отечество твое – здесь. И ты легко и навсегда идентифицируешь себя с этой школой. И не нужен для этого никакой школьный галстук. Открытая для своих и закрытая для посторонних среда обитания. Смотрю и понимаю: я бы хотела, чтобы мои дети, а если повезет, то и внуки учились здесь.
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM

А между тем прямоугольный в плане объем ни с одной точки не воспринимается лапидарным параллелепипедом. Три этажа четко прочитываются на фасаде как три независимых уровня. Каждый – сам по себе, но все вместе они – единое композиционное решение. Простое и гармоничное.

«Для нас было важным развести потоки, разделить младшую и среднюю школу так, чтобы ученики не пересекались и не мешали друг другу», – рассказывает Андрей Романов. Действительно, каплевидный, широко раскрытый на первом этаже к северу внутренний двор за редким частоколом цветных «счетных палочек» скрывает два входа: в тонкий протяженный корпус начальной школы – в южной части двора, и в чуть более крупный, квадратный объем средних и старших классов. Младшие налево, старшие – направо. Есть еще один вход во двор – стеклянное ущелье в торцевой части прямоугольника, удобный для младшеклассников.

Если план школьных классов на уровне первого этажа подчинен строгой геометрии и похож то ли на букву «Р», то ли – «Г», то северный угол прямоугольника занят бионическим объемом, волнообразный контур которого напоминает шесть небольших «ложноножек» – здесь разместился филиал электронной библиотеки имени Бориса Ельцина. Свободный план ее объема поддержан совершенно прозрачными стенами первого этажа и очень светлым, почти совершенно белым интерьером с двусветным мини-атриумом, младшим братом школьного двора, внутри.

Библиотека встроена в школьный объем, даже «спрятана» в его контуре, а ее взаимодействие со школьными корпусами напоминает принцип деления светового луча, проходящего через призму, на пучок радужного спектра. Белая и светлая библиотека в этом остроумном сюжете – исходный луч, сумма знаний, и она же – стекло призмы: представим себе луч, он будет направлен откуда-то с северо-востока, но это не так важно. Проходя белым через прозрачную библиотеку, свет (в нашем воображении, конечно) преломляется – и школе достаются яркие спектральные стены, колонн и цветные блики на потолке двора. Сложно придумать более радостный образ разложения знаний в голове «по полочкам», чем расщепление луча на спектр радуги, которая, согласно книге Бытия, означает спасение и надежду, но одновременно для Нового времени символизирует самую приятную часть науки оптики: ньютоновскую теорию света. Не иначе как райские птицы счастья на цветных стенах школьных коридоров воспевают чистоту рационального знания.
 
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
zooming
Школа в Мамонтовке. План 1 этажа © ADM
zooming
Школа в Мамонтовке. План 2 этажа © ADM
Генплан и план благоустройства территории. Школа в Мамонтовке. План 2 этажа © ADM
zooming
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
zooming
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM
Школа в Мамонтовке. Фотография © ADM


Мастерская:

ADM

Проект:

Школа в Мамонтовке
Россия, Пушкино, ул. Школьная, д.5

– 2013

26 Ноября 2014

Автор текста:

Анна Городинская

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.