МАРШ: Реинкарнация. Новая утилитарность

Ноктюрн на радиорелейной башне, поэтика серверной и котельной, новый ритуал погребения и купальни у Курского вокзала – в работах магистров 2018/2019 года обучения под руководством Citizenstudio.

mainImg
Архитекторы Citizenstudio Даниил Никишин и Михаил Бейлин сверхзадачу студии видели в создании рецепта спасения утилитарных зданий города: «этим «городским роботам» нужно придумать жизнь и дать возможность вновь приносить пользу горожанам».

Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович,
руководители студии «Реинкарнация. Новая утилитарность»:

«Развитие технологий обострило противоречие между желанием человека жить с наибольшим комфортом и представлениями о ценности исторических артефактов. Главной жертвой технологического прогресса стали инженерные сооружения – слуги города, обеспечивающие функционирование его физических систем. Электрические подстанции, водонапорные башни, АТС, вычислительные центры эпохи ЭВМ утратили свое значение в современном городе.

Распространенным рецептом их сохранения оказывается трансформация объекта в музей или общественный центр. Однако потребность в этих функциях значительно ниже, чем количество таких сооружений, а объектами трансформации обычно становятся уникальные сооружения, тогда как типовые объекты часто остаются невостребованными.

Студия искала пути, которые позволили бы не музеефицировать, а реинкарнировать ключевое содержание типовых инженерных сооружений, функции которых устарели или вот-вот устареют.

Участники студии рассматривали город как утилитарное пространство и концентрировались на современных технических структурах, чтобы лучше понять природу старых технических сооружений. Необходимо было найти для них новые назначения и новую ценность, чтобы создать сооружениям иммунитет от будущих угроз.

Когда технические системы, обеспечивающие жизнь города, исключаются из пространства видимости, жители перестают понимать механику, которая обеспечивает их комфорт. Исходя из предположения, что только многофункциональные объекты могут в полной мере стать частью общегородской жизни, студия фокусировалась на работе с несколькими функциями внутри одного сооружения».

 *** 
 
Термальный бассейн «Депо» 
Полина Романова
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Автора проекта привлек бывший цех паровозного депо Москва-Курская, который сейчас окружают офисные здания: за массивными стенами кроется большое пространство, которое дает простор для выбора новых сценариев использования. Учитывая интересы «целевой аудитории», то есть офисных работников, а также стараясь сохранить воспоминания о старой функции, Полина Романова предлагает разместить в бывшем депо термальный комплекс. На это, в числе прочего, ее натолкнуло стихотворение Петра Вяземского «Ночью на железной дороге», в котором поэт сравнивает депо с госпиталем для поезда, то есть это место для «перезарядки» или обновления.

К депо пристраивается объем входной группы, а внутри цеха размещается термальный бассейн. Паровоз отсылает к разным стихиям воды, так как пар и вода – основные его двигатели. Для «обновления» человека было решено использовать разные агрегатные состояния воды по методу Себастьяна Кнайпа.
  • zooming
    1 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    14 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Три продольных нефа – отсылка к трем путям, которые ранее здесь находились. Центральный – группа бассейнов с холодной (15-18°C) и горячей (38-40°C) водой, которые купающийся чередует. Один из боковых нефов наполнен теплой водой, здесь можно передохнуть. А через второй боковой неф – вернуться в раздевалку, в нем комфортная для плавания температура воды и небольшое течение. Впрочем, заданный сценарий посетитель может и нарушать.

Единое пространство бассейна формируется за счет тектоники дна, повторяющего природный ландшафт. Рельеф с повышениями и понижениями подсказывает где проплыть, а где задержаться – посидеть или медленно пройти. Куполообразный потолок является отражением дна: над чашами с горячей водой купол ниже, над холодными – выше. Нефы связаны арками и простенками, которые вступают в диалог со старыми арочными окнами цеха, а также потоками воды или завесой из пара.

Главный фасад становится частью уличного открытого бассейна, который работает круглый год.

Музыка и тишина: поющая башня
Ади Чатович
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Автор находит для заброшенной радиорелейной бетонной башни на северной окраине Москвы неожиданную и не совсем утилитарную функцию – музыкального инструмента. Башня может работать по принципу флейты: если в подземной части расположить мощный вентилятор, который будет играть роль губ и легких музыканта, верхушку «закупорить», а окна превратить в клапаны. Выходит звук через дверные проемы, затем распространяется по площади с амфитеатром, бассейн у подножия башни усиливает звук. Окнами-клапанами управляет «башенный музыкант».
  • zooming
    1 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Поющая башня становится центром Парк звука и тишины, который имеет центрическую композицию относительно распространения звуковых волн. «Храм музыки», беседки, цветочное поле, кафе и торговые павильоны превращают парк в главную точку притяжения и главное место отдыха для жителей района.

Котельная – новая базилика
Анастасия Ульянова
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Размышляя о новой утилитарности Анастасия Ульянова акцентирует такие качества как экономия ресурсов, возможность вторичного использования, экологичность, компактность, энергоэффективность, многофункциональность, пластичность и гуманность («возвращение человека»).

В фокусе внимания три московские котельные, устаревшие и уже неэффективные, но в то же время сохраняющие дух места и привлекательную оболочку. У котельных обнаружилось сходство с раннехристианскими базиликами, и не только внешнее: «как и в соборе, котельная разделена на нефы, ступени, они поднимают пар из котлов наверх, к небу, как молитву к Богу. Ритм колонн и окон, который в соборе подводит к алтарю, в котельной задает направление теплу. В котельной тепло и хорошо, своим шумом она заглушает окружающий мир».
  • zooming
    1 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    14 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Анастасия Ульянова разработала три программы для типовых котельных. Первая – «физическое тепло» – больше всего подходит для котельной на улице Ибрагимова. В ней будут выращивать ГМО-водоросли и перерабатывать их в топливо для дальнейшего нагрева воды. Во втором типе, для Рязанского проспекта, тоже преобладает утилитарная функция, но есть и дополнительная общественная, «душевное тепло»: в атриуме появляется универсальное пространство для мероприятий. В третьей программе для Каширского шоссе «душевное» уже преобладает над «физическим»: внутри котельной располагается библиотека, кафе, зона отдыха, репетиционный зал и пр. В форме всех трех зданий усилен образ базилики.

Маяк памяти
Богдан Тепшич
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Современное кладбище не справляется с функцией сохранения памяти. По мнению Богдана Тепшича, оно «должно быть больше про жизнь и меньше про смерть»: мраморное надгробие мало способствует тому, что почувствовать близость к умершему человеку.

Для своего проекта автор выбрал Хованское кладбище. Оно стихийно развивается в сторону леса и поля, на это границе и предлагается разместить новый объект. «Маяк памяти» представляет собой конусовидную ступенчатую постройку, похожую на зиккурат. Она состоит из трех несущих элементов: бетонных оболочки, спирали и колонн, стоящих на фундаменте.
  • zooming
    1 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Внутри есть «ячейки памяти»: ниши с окошками и «подоконниками», на которых родственники и близкие оставляют вещи умершего, «следы» его существования. Ниша позволяет уединиться и погрузиться в воспоминания. С противоположной стороны спирали располагаются общие гостиные, где «можно провести время, подумать, вспомнить, выпить и обсудить». Одна из стен в этих комнатах сделана из светобетона, таким образом человек, стоящий в амфитеатре, может видеть силуэты людей в «коммуналках памяти».

Облачный склад
Алексей Агарков
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Складской комплекс на Дмитровском шоссе Алексей Агарков превращает в Дата-центр с Музеем информации. Проект исследует место центров обработки данных в современной городской среде. Являясь в некотором смысле анти-архитектурой, эти городские «роботы» становятся местом стыка физического и виртуального пространства.

Серверным залам, практически лишенным человеческого присутствия, предстоит уживаться вместе с горожанами на территории, которая все больше насыщается общественными функциями. Это ставит интересную задачу интеграции до сих пор «невидимой» типологии дата-центра (на фоне роста ее значимости) в насыщенную жизнью городскую ткань.
  • zooming
    1 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ


06 Сентября 2019

comments powered by HyperComments
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Пресса: Мэр Иркутска Дмитрий Бердников: «Зимний градостроительный...
Опыт Международного Байкальского зимнего градостроительного университета (МБЗГУ) может быть полезен и интересен школьникам, планирующим выбрать профессию архитектора и остаться работать в Приангарье. Об этом на заключительной презентации проектов XIX-й сессии воркшопа 1 марта сообщил мэр Иркутска Дмитрий Бердников, пригласивший старшеклассников в ИРНИТУ.
Пресса: Интервью руководителей студии "Свое пространство"...
Молодые и успешные архитекторы, партнеры архитектурного бюро FAS(t) Ксения Харитонова и Александр Рябский станут преподавателями и руководителями проектной студии в МА1 во втором семестре. Накануне старта занятий они рассказали нам о деятельности бюро, о том, зачем им преподавать, и чем они хотят поделиться со студентами.
Пресса: Александр Рябский и Ксения Харитонова станут руководителями...
Архитекторы, партнеры архитектурной студии FAS(t) Александр Рябский и Ксения Харитонова станут руководителями одной из студий в МА1 во втором семестре 2017-2018 учебного года. Они убеждены: «Архитектура – это всегда проекция нашего внутреннего мира». Участникам студии предлагается поработать над «Своим пространством».
Пресса: Портландия: как становятся инженерами в самом странном...
По просьбе Strelka Magazine студентка Портлендского государственного университета Полина Поликахина рассказала об особенностях инженерного образования в Америке, соревновании по строительству мостов и стиле жизни в крупнейшем городе штата Орегон.
Пресса: Александр Острогорский: «Cлово «критик» — ловушка»
В последние дни декабря, в самый разгар «ёлок» у меня возникло желание поговорить с коллегами о том, как они прочувствовали пульсации семнадцатого года в своей профдеятельности, что стало главной движущей силой и задало направление для следующих лет. Одним из таких людей оказался Александр Острогорский. Разговор состоялся в самый разгар просмотров студийных работ; из темы «А что стало для Вас главным в этом году» он стремительно улетел в тему архитектурной критики. Впрочем, мы не стали менять этот неожиданный ракурс, — он нам обоим показался крайне любопытным. Выкладываю здесь краткий конспект.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.