МАРШ: Реинкарнация. Новая утилитарность

Ноктюрн на радиорелейной башне, поэтика серверной и котельной, новый ритуал погребения и купальни у Курского вокзала – в работах магистров 2018/2019 года обучения под руководством Citizenstudio.

mainImg
Архитекторы Citizenstudio Даниил Никишин и Михаил Бейлин сверхзадачу студии видели в создании рецепта спасения утилитарных зданий города: «этим «городским роботам» нужно придумать жизнь и дать возможность вновь приносить пользу горожанам».

Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович,
руководители студии «Реинкарнация. Новая утилитарность»:

«Развитие технологий обострило противоречие между желанием человека жить с наибольшим комфортом и представлениями о ценности исторических артефактов. Главной жертвой технологического прогресса стали инженерные сооружения – слуги города, обеспечивающие функционирование его физических систем. Электрические подстанции, водонапорные башни, АТС, вычислительные центры эпохи ЭВМ утратили свое значение в современном городе.

Распространенным рецептом их сохранения оказывается трансформация объекта в музей или общественный центр. Однако потребность в этих функциях значительно ниже, чем количество таких сооружений, а объектами трансформации обычно становятся уникальные сооружения, тогда как типовые объекты часто остаются невостребованными.

Студия искала пути, которые позволили бы не музеефицировать, а реинкарнировать ключевое содержание типовых инженерных сооружений, функции которых устарели или вот-вот устареют.

Участники студии рассматривали город как утилитарное пространство и концентрировались на современных технических структурах, чтобы лучше понять природу старых технических сооружений. Необходимо было найти для них новые назначения и новую ценность, чтобы создать сооружениям иммунитет от будущих угроз.

Когда технические системы, обеспечивающие жизнь города, исключаются из пространства видимости, жители перестают понимать механику, которая обеспечивает их комфорт. Исходя из предположения, что только многофункциональные объекты могут в полной мере стать частью общегородской жизни, студия фокусировалась на работе с несколькими функциями внутри одного сооружения».

 *** 
 
Термальный бассейн «Депо» 
Полина Романова
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Автора проекта привлек бывший цех паровозного депо Москва-Курская, который сейчас окружают офисные здания: за массивными стенами кроется большое пространство, которое дает простор для выбора новых сценариев использования. Учитывая интересы «целевой аудитории», то есть офисных работников, а также стараясь сохранить воспоминания о старой функции, Полина Романова предлагает разместить в бывшем депо термальный комплекс. На это, в числе прочего, ее натолкнуло стихотворение Петра Вяземского «Ночью на железной дороге», в котором поэт сравнивает депо с госпиталем для поезда, то есть это место для «перезарядки» или обновления.

К депо пристраивается объем входной группы, а внутри цеха размещается термальный бассейн. Паровоз отсылает к разным стихиям воды, так как пар и вода – основные его двигатели. Для «обновления» человека было решено использовать разные агрегатные состояния воды по методу Себастьяна Кнайпа.
  • zooming
    1 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    14 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Три продольных нефа – отсылка к трем путям, которые ранее здесь находились. Центральный – группа бассейнов с холодной (15-18°C) и горячей (38-40°C) водой, которые купающийся чередует. Один из боковых нефов наполнен теплой водой, здесь можно передохнуть. А через второй боковой неф – вернуться в раздевалку, в нем комфортная для плавания температура воды и небольшое течение. Впрочем, заданный сценарий посетитель может и нарушать.

Единое пространство бассейна формируется за счет тектоники дна, повторяющего природный ландшафт. Рельеф с повышениями и понижениями подсказывает где проплыть, а где задержаться – посидеть или медленно пройти. Куполообразный потолок является отражением дна: над чашами с горячей водой купол ниже, над холодными – выше. Нефы связаны арками и простенками, которые вступают в диалог со старыми арочными окнами цеха, а также потоками воды или завесой из пара.

Главный фасад становится частью уличного открытого бассейна, который работает круглый год.

Музыка и тишина: поющая башня
Ади Чатович
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Автор находит для заброшенной радиорелейной бетонной башни на северной окраине Москвы неожиданную и не совсем утилитарную функцию – музыкального инструмента. Башня может работать по принципу флейты: если в подземной части расположить мощный вентилятор, который будет играть роль губ и легких музыканта, верхушку «закупорить», а окна превратить в клапаны. Выходит звук через дверные проемы, затем распространяется по площади с амфитеатром, бассейн у подножия башни усиливает звук. Окнами-клапанами управляет «башенный музыкант».
  • zooming
    1 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Поющая башня становится центром Парк звука и тишины, который имеет центрическую композицию относительно распространения звуковых волн. «Храм музыки», беседки, цветочное поле, кафе и торговые павильоны превращают парк в главную точку притяжения и главное место отдыха для жителей района.

Котельная – новая базилика
Анастасия Ульянова
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Размышляя о новой утилитарности Анастасия Ульянова акцентирует такие качества как экономия ресурсов, возможность вторичного использования, экологичность, компактность, энергоэффективность, многофункциональность, пластичность и гуманность («возвращение человека»).

В фокусе внимания три московские котельные, устаревшие и уже неэффективные, но в то же время сохраняющие дух места и привлекательную оболочку. У котельных обнаружилось сходство с раннехристианскими базиликами, и не только внешнее: «как и в соборе, котельная разделена на нефы, ступени, они поднимают пар из котлов наверх, к небу, как молитву к Богу. Ритм колонн и окон, который в соборе подводит к алтарю, в котельной задает направление теплу. В котельной тепло и хорошо, своим шумом она заглушает окружающий мир».
  • zooming
    1 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    14 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Анастасия Ульянова разработала три программы для типовых котельных. Первая – «физическое тепло» – больше всего подходит для котельной на улице Ибрагимова. В ней будут выращивать ГМО-водоросли и перерабатывать их в топливо для дальнейшего нагрева воды. Во втором типе, для Рязанского проспекта, тоже преобладает утилитарная функция, но есть и дополнительная общественная, «душевное тепло»: в атриуме появляется универсальное пространство для мероприятий. В третьей программе для Каширского шоссе «душевное» уже преобладает над «физическим»: внутри котельной располагается библиотека, кафе, зона отдыха, репетиционный зал и пр. В форме всех трех зданий усилен образ базилики.

Маяк памяти
Богдан Тепшич
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Современное кладбище не справляется с функцией сохранения памяти. По мнению Богдана Тепшича, оно «должно быть больше про жизнь и меньше про смерть»: мраморное надгробие мало способствует тому, что почувствовать близость к умершему человеку.

Для своего проекта автор выбрал Хованское кладбище. Оно стихийно развивается в сторону леса и поля, на это границе и предлагается разместить новый объект. «Маяк памяти» представляет собой конусовидную ступенчатую постройку, похожую на зиккурат. Она состоит из трех несущих элементов: бетонных оболочки, спирали и колонн, стоящих на фундаменте.
  • zooming
    1 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Внутри есть «ячейки памяти»: ниши с окошками и «подоконниками», на которых родственники и близкие оставляют вещи умершего, «следы» его существования. Ниша позволяет уединиться и погрузиться в воспоминания. С противоположной стороны спирали располагаются общие гостиные, где «можно провести время, подумать, вспомнить, выпить и обсудить». Одна из стен в этих комнатах сделана из светобетона, таким образом человек, стоящий в амфитеатре, может видеть силуэты людей в «коммуналках памяти».

Облачный склад
Алексей Агарков
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Складской комплекс на Дмитровском шоссе Алексей Агарков превращает в Дата-центр с Музеем информации. Проект исследует место центров обработки данных в современной городской среде. Являясь в некотором смысле анти-архитектурой, эти городские «роботы» становятся местом стыка физического и виртуального пространства.

Серверным залам, практически лишенным человеческого присутствия, предстоит уживаться вместе с горожанами на территории, которая все больше насыщается общественными функциями. Это ставит интересную задачу интеграции до сих пор «невидимой» типологии дата-центра (на фоне роста ее значимости) в насыщенную жизнью городскую ткань.
  • zooming
    1 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ


06 Сентября 2019

comments powered by HyperComments
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Пресса: Мэр Иркутска Дмитрий Бердников: «Зимний градостроительный...
Опыт Международного Байкальского зимнего градостроительного университета (МБЗГУ) может быть полезен и интересен школьникам, планирующим выбрать профессию архитектора и остаться работать в Приангарье. Об этом на заключительной презентации проектов XIX-й сессии воркшопа 1 марта сообщил мэр Иркутска Дмитрий Бердников, пригласивший старшеклассников в ИРНИТУ.
Пресса: Интервью руководителей студии "Свое пространство"...
Молодые и успешные архитекторы, партнеры архитектурного бюро FAS(t) Ксения Харитонова и Александр Рябский станут преподавателями и руководителями проектной студии в МА1 во втором семестре. Накануне старта занятий они рассказали нам о деятельности бюро, о том, зачем им преподавать, и чем они хотят поделиться со студентами.
Пресса: Александр Рябский и Ксения Харитонова станут руководителями...
Архитекторы, партнеры архитектурной студии FAS(t) Александр Рябский и Ксения Харитонова станут руководителями одной из студий в МА1 во втором семестре 2017-2018 учебного года. Они убеждены: «Архитектура – это всегда проекция нашего внутреннего мира». Участникам студии предлагается поработать над «Своим пространством».
Пресса: Портландия: как становятся инженерами в самом странном...
По просьбе Strelka Magazine студентка Портлендского государственного университета Полина Поликахина рассказала об особенностях инженерного образования в Америке, соревновании по строительству мостов и стиле жизни в крупнейшем городе штата Орегон.
Пресса: Александр Острогорский: «Cлово «критик» — ловушка»
В последние дни декабря, в самый разгар «ёлок» у меня возникло желание поговорить с коллегами о том, как они прочувствовали пульсации семнадцатого года в своей профдеятельности, что стало главной движущей силой и задало направление для следующих лет. Одним из таких людей оказался Александр Острогорский. Разговор состоялся в самый разгар просмотров студийных работ; из темы «А что стало для Вас главным в этом году» он стремительно улетел в тему архитектурной критики. Впрочем, мы не стали менять этот неожиданный ракурс, — он нам обоим показался крайне любопытным. Выкладываю здесь краткий конспект.
Технологии и материалы
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой (DNK ag), Алексея Козыря, Михаила Бейлина(Citizenstudio) и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом «Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Сейчас на главной
Древность, дроны и кортен
Руины средневекового замка Гельфштын на востоке Чехии благодаря реконструкции по проекту бюро atelier-r не только избежали обрушения, но и стали доступней туристам.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.