Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.11.2014

МАРХИ: лучшие проекты на тему «Школа»

Алла Павликова
Мастерская:
Четвертое измерение

Продолжаем знакомить читателей с лучшими работами студентов МАРХИ, выполненными под руководством преподавателей Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басария

Проект «Гнездышко для сирот». 
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
В рамках курсовой работы студентам 4-го курса кафедры «ПРОМ» было предложено подготовить проект на тему «Школа», причем речь шла о специальном учебном заведении – таком, как школа для детей с ограниченными возможностями, воспитательная колония и интернат для детей-сирот. Задача не из легких, поскольку студентам надо было учитывать специфические особенности подобных учреждений, к примеру, охраняемый периметр и строгое разделение подростков на группы в воспитательных колониях. Поэтому учащиеся должны были осмыслить особый режим и образ жизни внутри колонии, чтобы правильно спроектировать ее учебно-производственный центр. Не менее сложную специфику имеет и интернат для сирот. Здесь необходимо было предусмотреть не только школу, но и жилые площади. Непростым испытанием для начинающих архитекторов стала задача спроектировать школу для детей-инвалидов. Студентам пришлось детально изучить весь перечень жестких коммуникационных, социальных и санитарных требований.

В качестве площадок проектирования были выбраны реальные участки в Москве и ближайшем Подмосковье: заброшенные пионерские лагеря, воспитательные колонии, нуждающиеся в реконструкции, или ныне не функционирующие школы и интернаты.

Один из руководителей группы Всеволод Медведев рассказал, что состав проекта был намеренно расширен по сравнению с базовым заданием института. Помимо чертежей, студентам впервые предложили сделать презентационный видео-ролик, в полной мере демонстрирующий особенности проекта. Но, пожалуй, самой сложной задачей было понять, почувствовать и попробовать изменить в лучшую сторону отношение общества к  юным сиротам, инвалидам и правонарушителям.

Обычно по итогам защиты проектов преподаватели проводили внутренний конкурс, присуждая призовые места за лучшие концепции и награждая их авторов памятными подарками. На этот раз решено было поступить несколько иначе: были отмечены сразу пять равно достойных работ, которые мы и представляем в нашей публикации.


 
Полина Явна. «Гнездышко для сирот»
 
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники

Проект «Гнездышко для сирот». 
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Автор проекта ставит перед собой задачу создать идеальную среду для детей, лишенных родительской любви. В качестве решения предлагается яркий архитектурный образ, очень похожий на птичье гнездо – теплое, уютное и защищенное от всех факторов внешней агрессии . Ассоциация с гнездом пронесена сквозь весь проект. Здание в плане имеет форму эллипса. Первый этаж служит своего рода остовом, над которым по кругу вырастают стены школы, оставляя свободным большой внутренний двор на эксплуатируемой и озелененной кровле первого этажа. Сюда же, во двор, вынесен объем спортивного зала и бассейна – округлый и гладкий, как яйцо. Фасады, закрученные по спирали, напоминают переплетенные прутья. Сходство с гнездом поддерживается и решением приподнять основное тело здания, его третий и четвертый этажи, на многочисленных тонких металлических опорах и пяти широких «ногах», вмещающих лестнично-лифтовые блоки. В результате, «гнездо» словно бы повисает в воздухе над зеленым холмом, где холм – это первый этаж школы, спрятанный за зеленым фасадом.
Проект «Гнездышко для сирот». 
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот». 
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Функциональный состав здания включает все необходимое для обеспечения комфортной жизни и успешной учебной деятельности – здесь и просторные классы и рекреации с верхним светом, и отдельное звено начальной школы, и просторная столовая, и пространство для отдыха с видом на город, и уютная жилая зона. Во внутреннем дворе создан открытый амфитеатр, предусмотрены игровые и спортивные площадки. На набережной Москвы-реки устроен причал.


Яна Остапчук. «Воспитательный центр»
 
Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская

«Воспитательный центр». 
Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская.  Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
«Воспитательный центр». Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Учреждение рассчитано на работу с детьми и подростками с девиантным поведением. Особенность этого воспитательного центра состоит в том, что это не просто школа, но и место постоянного проживания и реабилитации детей.

Комплекс, состоящий из нескольких связанных друг с другом корпусов, занимает достаточно большую территорию, что позволяет разместить там все необходимые функции. Каждый из корпусов имеет свое назначение. Так, самый протяженный блок, вытянувшийся вдоль улицы, отведен под учебные классы, рекреации, клубно-кружковые помещения. Третий этаж полностью занят жилыми комнатами учащихся и соединен с соседним лечебно-реабилитационным корпусом переходом. Еще один объем предназначен для занятий по начальной профессиональной подготовке и дополнительному образованию.
«Воспитательный центр». 
Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская.  Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
«Воспитательный центр». Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Уличные фасады центра отделаны с помощью ажурной решетчатой конструкции, чей размытый рисунок напоминает полосы зебры. Именно этот сложный узор, опоясывающий комплекс, формирует его образ, который, по словам автора, должен олицетворять процесс изменений, развития и перевоспитания учеников.

 
Анна Тузова. «Интернат для детей-сирот»

Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе

«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Школа-интернат расположена на территории бывшего детского интерната №87, а ныне  – психоневрологического санатория №44. Участок соседствует с национальным парком «Лосиный остров», жилым районом и лесопарковыми массивами. Существующие корпуса интерната решено включить в состав нового комплекса и отреставрировать. Еще два блока предполагается отстроить с нуля, разместив в них жилье для учеников и все необходимые медицинские помещения.
«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

План и объем школы напоминает свободно завязанную в бантик ленту или две сцепленных руки, что, по мысли автора, должно символизировать заботу, внимание и поддержку. Фасады представляют собой кружевную мозаику, собранную с помощью жалюзийных элементов треугольной формы. В проекте предусмотрены все необходимые функции, в том числе медиатека, концертный зал и творческие мастерские. Для младших школьников организован выход во внутренний двор прямо из классов. Объемы мастерских и спортивного ядра имеют эксплуатируемую кровлю с видом на лес.

 
Алена Грузинова. «Школа для детей-инвалидов»

Школа и реабилитационный центр в Одинцовском районе Московской области
 
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Школа запроектирована на месте бывшего пансионата Полушкино, расположенного вблизи существующей городской больницы. Перфорированные фасады комплекса создают жизнерадостный архитектурный образ и защищают интерьер от прямых солнечных лучей, наполняя классы мягким рассеянным светом. Череда учебных аудиторий прерывается просторными атриумными пространствами, перекрытыми фермами и витражом из атермального стекла, также обеспечивающего максимальное освещение.
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Ученики школы – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому в проекте создана цикличная схема движения по всей территории школы с продуманной сетью пандусов и переходов, позволяющая детям беспрепятственно перемещаться из одной части здания в другую. Просчитаны нагрузки на определенные возрастные группы детей: они определили функциональное зонирование и планировку школы. Так, самые маленькие ученики обучаются исключительно на первом этаже, дети постарше занимают второй уровень. В зависимости от возраста детей разнится высота и протяженность пандусов, ставших в данном проекте не только способом передвижения, но и символом постепенного движения вверх, развития – образовательного и физического.

 
Анна Петрова. «Воспитательная колония»

Реконструкция Атлятской колонии для несовершеннолетних преступников в Челябинской области
 
Воспитательная колония в Челябинской области. Автор: Анна Петрова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Воспитательная колония в Челябинской области. Автор: Анна Петрова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
В качестве площадки проектирования была выбрана ныне закрытая на реконструкцию Атлятская колония для несовершеннолетних преступников в Челябинской области. Участок площадью 12 га разделен на две части: мужскую и женскую. Центр включает в себя жилой комплекс, здания школы и учреждения профессионального образования, информационный центр, а также административный и медицинский блоки. Одноэтажная школа имеет прямую связь со зданием профессионального образования; в самом ее центре устроен остекленный внутренний двор.

Формируя строгий образ колонии, автор проекта пользуется приемом изъятия из основного тела здания отдельных объемов. На их месте появляются либо внутренние дворы, вырезанные внутри квадратного стилобата, либо террасы жилого блока, либо фрагменты эксплуатируемой кровли, превращенные в прогулочные зоны для подростков, содержащихся в условиях строгого режима и в дисциплинарном изоляторе.

По периметру участка и вдоль всех зданий располагаются галереи, которые, согласно авторскому замыслу, с одной стороны, олицетворяют путь, ведущий детей к исправлению, с другой – способствуют лучшей организованности, особенно в условиях строгого режима.