Наталья Хомутова, доцент кафедры архитектуры ЯГТУ:
- А какая тема вашего диплома?
- Это очень сложно.
Фильм «Вертикаль», 1966 г.
«Фильм «Вертикаль» – вот, пожалуй, и все, что было известно о Сванетии и альпинистах до начала дипломного проектирования восьмерым бакалаврам и трем магистрам Института архитектуры и дизайна ЯГТУ. Впереди была полная неизвестность, маленький листочек с примерным техзаданием и съемка с google-карт на руках. Разбившись на две группы, мы отправились в нашу первую экспедицию, превратившуюся в последствии в большой исследовательский проект.
Многие, наверное, удивятся, но из этой маленькой горной области вышли практически все самые титулованные альпинисты Грузии, все грузинские альплагеря советского времени находились тоже тут. Всего в 70-х- 80-х гг. их было построено пять: «Зесхо», «Айлама», «Накра», «Шихра», «Сванетия». Существовали еще филиалы альплагерей «Зесхо» и «Айлама» в поселке Лентехи. Шихру снесло камнепадом, Накра «пострадала из-за женщин» (это любимая местная легенда) – была закрыта и перенесена на место турбазы Ушба, слившись с альплагерем Сванетия. «Засхо» и «Айлама» действовали вплоть до распада СССР, впоследствии были закрыты, оставлены и разграблены. В общем-то такая печальная судьба почти у всех альплагерей на территории бывшего Советского Союза. Что делать с этими территориями – не очень понятно. Существовать в рамках старой программы в современной реальности они явно не могут. Мы постарались найти этот путь и подход к реновации территорий бывших альплагерей на примере Сванетии.
Для проектирования были выбраны лагеря «Зесхо» и «Айлама» в Нижней Сванетии, их филиалы в поселке Лентехи и альплагерь «Сванетия» (турбаза «Ушба») в Местии».
1 / 8
Альпинистский лагерь Айлама
Фотография предоставлена ЯГТУ
2 / 8
Альпинистский лагерь Зесхо
Фотография предоставлена ЯГТУ
3 / 8
Альпинистский лагерь Зесхо
Фотография предоставлена ЯГТУ
4 / 8
Альплагеря в поселке Лентехи
Фотография предоставлена ЯГТУ
5 / 8
Альплагеря в поселке Лентехи
Фотография предоставлена ЯГТУ
6 / 8
Альпинистский лагерь «Сванетия» в Местии
Фотография предоставлена ЯГТУ
7 / 8
Альпинистский лагерь «Сванетия» в Местии
Фотография предоставлена ЯГТУ
8 / 8
Альпинистский лагерь «Сванетия» в Местии
Фотография предоставлена ЯГТУ
Ниже – шесть предложенных студентами проектов развития этих территорий.
Музейно-туристический комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи Дарья Туманова и Анна Новожилова (дипломный проект – бакалавры, руководители: Никита Колбовский, Наталья Хомутова)
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
«Для Сванетии альпинизм – не пустой звук. Это память и гордость за тех, кто смог покорить Северную Ушбу («Зеркало» Ушбы). Идея передвижения команды альпинистов (знаменитой шестерки) в связке стала прообразом духа места в нашем проекте.
Мы приняли решение создать такой туристический комплекс, который бы опирался на силуэты старинных грузинских домов, представляя собой образ сванской общины. Эстетика местных материалов, в особенности местного камня, и история восхождения группы из шести сванов на Северную Ушбу натолкнули нас на идею связки. Плавными волнами, переходя от одной области к другой, она связывает всех воедино, заставляя всю команду работать как один механизм. Каждый поворот образует определенное общественное пространство, где связующими точками на изломе служат здания. Каждое здание – вершина формирует общий «хребет» комплекса.
Как у каждого из альпинистов был свой характер, так и каждый изгиб главной улицы имеет свою собственную функцию: спорт-корпус и скалодром, пункт проката и магазин, группа из шести «домов-альпинистов», смотровая башня и медиацентр.
Основу или ядро музейной функции составляют шесть гостевых домов, где первые этажи служат местом встречи и небольшой гостиной, предназначенной для экспозиции, посвященной каждому из спортсменов. Мы выделили в каждом из альпинистов наиболее ценные человеческие качества, которые помогают преодолевать трудности и покорять вершины. Это сила и мужество, верность, общительность и умение работать в команде, смелость и отвага, собранность и дисциплина, гордость и независимость в принятии решений. Качества каждого легли в основу формообразования его именного домика, превращаясь, по сути, в музей под открытым небом, чтобы напоминать людям удивительную историю о смелости и настоящей дружбе».
1 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
2 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
3 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
4 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
***
Музейно-туристический комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая (дипломный проект – бакалавры, руководитель: Наталья Хомутова)
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
«Поиск композиционного решения основан на метафоре вбитого в скалу ледоруба и оставленного раскола, как следа альпиниста. Концепция растрескивающегося льда образует осколки-территории, внутри которых формируются объёмы с внутренними дворами, полными света и воздуха. Структура трещин, в свою очередь, формирует удобные пешеходные связи, соединяя все части комплекса.
Проектируемый комплекс на 200 человек включает: здание музейно-образовательного центра, здание спа-комплекса с отдельно стоящими саунами, группу жилых сооружений с номерами разных типов (гостиница, хостел, отдельно стоящие домики), столовую и ресторан, существующие здания филиалов альплагерей «Зесхо» и «Айлама» и кемпинга. Главную роль в комплексе зданий играет музей, как акцент объемно–пространственной композиции.
Экспозиция музея состоит из 6 башен, каждая из которых посвящена члену команды альпинистов (участников знаменитого восхождения на Ушбу 1964г.). Башни представляют собой световые окна, метафорично проливающие свет на пространство музея. Их объединяет общий объем, который является многофункциональным пространством образовательного центра. Форма и расположение каждой башни связана с личностью альпиниста, выбор функций для башен также не случаен.
Башня 1. Общительный Михаил Хергиани хорошо сходился с людьми. Был фанатичным скалолазом, сильным и быстрым. Поэтому самая динамичная высокая башня, выходящая на главную площадь комплекса является смотровой площадкой.
Башня 2. Вторая башня олицетворяет легкого по характеру Джокиа Гугава. Он руководил альплагерями «Зесхо» и «Айлама», а также известным народным ансамблем. В этой башне находится кинозал, объединяющий под своей кровлей гостей комплекса.
Башня 3. Джокиа Гугава был близок с Гиви Цередиани, башня которого расположена рядом. Скромный и добрый Гиви всю жизнь проработал в спасательных отрядах. В этой башне расположена учебная аудитория альпшколы и вертикальная экспозиция с картами и хронологией всех восхождений.
Башня 4. Следующая башня связана с именем Михаила Хергиани-младшего. Добрый и коммуникабельный, он любил быть в центре внимания. В этой башне, расположеной в середине маршрута, находится экспозиция, рассказывающая историю создания альплагерей «Зесхо» и «Айлама».
Башня 5. Пятая башня, выделяющаяся строгим прямым углом с одной стороны и скатом с другой, олицетворяет Шалву Маргиани – самого скрупулезного, требовательного и строгого по характеру члена команды. До глубокой старости Шалва проработал инструктором. Эта башня расположена рядом с учебной аудиторией, а внутри находится скалодром.
Башня 6. Замыкает экспозицию башня неотъемлемого участника «шестерки» – Джумбера Кахиани, завершая маршрут экспозицией наград и достижений, посвященной вкладу команды в развитие альпинизма, как одного из самых популярных видов спорта в Грузии.
Оказавшись в здании музея, посетитель проживает один день из жизни альпиниста, где начало экспозиции и вход – это восход, а конец – это звездное небо и демонстрация спортивных достижений. В середине пути свет в помещения начинает пробиваться через оконные проемы, а в промежуточных пространствах музея расположены учебные аудитории альпшколы.
Архитектурное решение музея передает скальные и ледяные образования окружающего ландшафта и символично трансформирует аутентичную форму сванской родовой башни. Как в традиционной архитектуре башня стоит около каждого родового дома, так и в нашем музее она символизирует конкретное имя, позволяя современной форме здания на ассоциативном уровне встраивается в существующий контекст».
1 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
2 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
3 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
4 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
5 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
6 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
7 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
***
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая (дипломный проект – бакалавры, руководитель: Наталья Хомутова)
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
Идея проекта довольно неожиданная – показать, что спектр эмоций, мотивы и чувства альпиниста эквивалентны переживаниям космонавта. На выбранной территории находится яркое напоминание о советском альпинистском прошлом, и отсылка к советской мечте о космосе здесь является вполне уместной, ведь, по сути, эта мечта, так же как и стремление покорять горные вершины, продиктована тягой к новому, неизведанному; верой в идеалы светлого будущего, достижимого через труд и преодоление.
Генплан альпинистского лагеря – своего рода Солнечная система с большим центральным элементом, амфитеатром. Чтобы передать идею через архитектуру, студенты решили отталкиваться от визуальных образов космических поселений, а также от эстетики ретрофутуризма.
1 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
2 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
3 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
4 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
5 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
6 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
7 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
8 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
9 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
***
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия Марина Баталова и Анна Булатова (курсовой проект – магистры, руководитель: Наталья Хомутова)
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
Студенты постарались адаптировать существующую на выбранном участке советскую архитектуру к историко-культурным особенностям местности. Прообразом для главного здания комплекса – гостиницы – послужил традиционный сванский дом. Комплекс включает в себя стационарную часть (жилой и учебно-спортивный кластеры, пищеблок) и временную (палаточный лагерь, полевая кухня и душевые кабины).
При формировании генерального плана определяющими факторами были ярко выраженный рельеф территории, сохранившиеся фундаменты зданий, а также существующая автомобильная дорога и сложившиеся пешеходные связи. Центром композиции и основной точкой притяжения стала нависающая над склоном смотровая площадка.
1 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
2 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
3 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
4 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
5 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
6 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
7 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
***
Альплагерь «Зесхо» Вероника Шашкова (дипломный проект – бакалавра, руководители: Андрей Волков, Наталья Хомутова)
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
Образ альплагеря «Зесхо» – это привычный каждому простой тип деревенского дома со скатной кровлей и трубой. Жилые дома вписаны в лесной массив так, что кажется, будто деревья выросли уже вокруг построенного здания. В генплане лагеря четко прослеживаются три пути движения альпиниста: четкая прямая и «в обход», а группы домов формируются каждая вокруг своего центра: общественные – вокруг площади, жилые – вокруг мангальной площадки, словно путники собравшиеся у костра.
Основной сценарий для альпинистов: заселение, обучение, питание, аренда оборудования, выход в горы. Дополнительный сценарий (для спортсменов туристов): заселение, питание, досуг (кафе, лаундж-зона, отдых у реки, смотровая площадка), аренда спортивного снаряжения.
Все дома выполнены из дерева на каменном основании. В фасадах прослеживаются грузинские мотивы.
1 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
2 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
3 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
4 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
5 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
6 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
***
Альплагерь «Айлама» Анастасия Сарыкова (дипломный проект – бакалавра, руководитель: Владимир Богородицкий)
Альплагерь «Айлама»
Автор: Анастасия Сарыкова, ЯГТУ
Планировочное решение основано на активном террасировании территории альплагеря, где на вершине расположены объекты массового сосредоточения людей, а в отдалении, в тишине и гармонии с природой – объекты частной жизни. Дома «А»-образной формы одновременно напоминают и горные вершины, и альпинистские палатки, которые раньше занимали большую часть базы.
Во внешней отделке кровли и стен застройки альплагеря использована старая грузинская амбарная доска – рельефная, фактурная, несущая дух истории местности. Каждая доска имеет свой неповторимый, сформированный временем узор волокон древесины, сучков, вырубов, дефектов, которые придают материалу эстетическую художественную ценность.
RIBA: медали для студентов
Представляем обладателей президентских наград Королевского института британских архитекторов – за лучшие студенческие проекты.
МАРХИ: Золотая медаль 2019
Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ – Александра Улько и Анастасии Тряпичниковой, и проекты четырех номинантов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
Башни: варианты оживления
Публикуем пять проектов участников воркшопа International building challenge в МАРХИ, посвященного реновации заброшенных водонапорных башен.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Отличники по версии RIBA
Представляем обладателей наград президента Королевского института британских архитекторов за лучшие студенческие и исследовательские проекты.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Система поддержки для города
Продолжаем публиковать дипломы специалистов-выпускников МАРХИ. На этот раз – градостроительные проекты группы Николая Лызлова.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
Воспроизведение памяти об утратах
Рассказываем о павильоне Армении на 19-й архитектурной биеннале в Венеции. Его куратором выступила Марианна Карапетян, основательница ереванского бюро Electric Architects.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Ренессанс саудовского наследия
В Саудовской Аравии началось строительство Музея наследия «Асаан» по проекту Zaha Hadid Architects. Основным материалом для здания станет кирпич-сырец.