Заказчик конкурса – автомобильный завод «Урал» в партнерстве с Правительством Челябинской области и Администрацией Миасского городского округа хотел получить от участников концепцию общественного пространства, отвечающую лучшим мировым и отечественным практикам и предлагающую оптимальное функциональное наполнение территории с архитектурно-ландшафтными решениями, формирующими узнаваемый образ и уникальную идентичность площади. Благодаря которой территория перед заводом станет новым местом притяжения горожан и обновленным символом города. За это готов был заплатить по 1 млн рублей фиксированное вознаграждение каждому участнику, попавшему в финал, и дополнительно по 2, 1,5 и 1 млн рублей за 1-е, 2-е и 3-е места соответственно.
В конкурсе могли принять участие профессиональные организации (юридические лица, консорциумы и ИП) в области комплексного развития территорий и городского планирования, архитектурного проектирования, разработки концепций развития пространств и контентного программирования.
Всего на конкурс были поданы заявки от 53 компаний из 15 городов России, 35 из них объединились в 18 консорциумов.
В финал вышли три команды: консорциум под лидерством Проектного бюро Publica, консорциум под лидерством «Бюро А4» и индивидуальный участник –проектное бюро «Плотинка». Между ними и были распределены три первых места и призовой фонд.
В большинстве своем авторы проектов опирались на образы уральской природы, стараясь вписать их в индустриальную тематику объекта. По мнению жюри, наиболее удачно это получилось у консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Хотя, именно проект-победитель сконцентрировал внимание на истории завода и его атмосфере.
Показываем проекты финалистов.
1 место
Консорциум под лидерством Проектного бюро Publica (ИП Власов А.О.). Члены консорциума: Архитектурно-проектное бюро «Главпроект» (ООО «Главпроект»); ИП Юдина М.В.; Проектное бюро «Периферия» (ИП Бондаренко А.К.)Концепция победителя строится на идее «открыть» завод для города, погружая жителей в его уникальную атмосферу, вовлекая в жизнь предприятия, мотивируя и создавая преемственность поколений. А поскольку завод «Урал» – это целый мир со своими традициями и обычаями, о них, по мнению авторов проекта, необходимо рассказать на площади в самом центре Миасса. Тем самым создать позитивный образ завода и города и привлечь внимание молодых специалистов к перспективе построения карьеры в промышленности. Попутно решив многолетние транспортные проблемы территории и обеспечив новый уровень комфорта и удобства для жителей и гостей города.
2 место
Консорциум под лидерством «Бюро А4» (ООО «Архитектурное бюро А4»). Члены консорциума: STEP.Транспортные решения (ООО «Студия транспортного проектирования»); Проектное бюро «ПРОБЕЛ» (ИП Белоус Е.Ю.)Авторы проекта предложили изменить существующую планировочную структуру площади и объединить две ее части, разделенные автомобильной дорогой. Такое решение, по мнению авторов, способно возродить функционал площади и придать ей большее значение в городском масштабе.
Метафорой прогулочного маршрута стала «Линия конвейера», проходящая через точки притяжения, символизирующие движение и развитие завода.
Ландшафтная концепция площади получила название «Грани Урала», что отражает уникальное природное окружение города в виде крупных заповедников и национальных парков. Специально подобранный ассортимент озеленения призван раскрыть особенности уральской природы и ее заповедных зон.
Основная идея архитектурных решений заключается в сочетании природного, естественного и строгого. Муралы на торцах жилых домов вдохновлены уральской природой – сосновыми борами, березовыми рощами и горными ландшафтами. В основу фасадов новой автостанции ложатся характерные вертикальные элементы здания инженерного корпуса завода и плавные линии гор и рек Урала.
3 место
Индивидуальный участник Проектное бюро «Плотинка» (ООО «209 метров).Авторы концепции назвали свой проект «Следы Урала». По их замыслу, проект должен объединить идентичность Урала как промышленного гиганта и красоту дикой уральской природы. Основная задумка – воссоздать на территории наиболее характерные ландшафты южного Урала: горы, леса, холмы и озера, чтобы продемонстрировать УРАЛы в их естественной среде и рассказать о том, какую важную роль они играют в жизни людей.
Проект предполагает перенос автостанции к ж/д ветке для создания современного транспортно-пересадочного узла.
В верхнем сквере из рельефа «вырастают» два павильона-смотровых с визит-центром, кафе, галереей и коворкингом. На их кровле размещены смотровые площадки, с которых можно наблюдать парады техники. Нижний сквер превращен в площадь природных зон. Ее главной «фишкой» стала система связанных озер.
Жюри конкурса
ТЕКСЛЕР АЛЕКСЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ
Председатель Жюри. Губернатор Челябинской области
ФАЛЕЙЧИК АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Заместитель Губернатора Челябинской области
ЭЛБАКИДЗЕ ЮЛИЙ СОЛОМОНОВИЧ
Министр строительства и инфраструктуры Челябинской области
ЯКОБЮК СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ
Председатель правления Челябинской региональной организации «Союз архитекторов России»
КОВАЛЬЧУК ЕГОР ВИКТОРОВИЧ
Глава Миасского городского округа
БУДАНОВ ОЛЕГ ГЕННАДЬЕВИЧ
Первый Заместитель Главы Миасского городского округа
ЯКОВЛЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Генеральный директор АО «Автомобильный завод «УРАЛ»
ТАЛАЛАЙКИНА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА
Заместитель директора Департамента стратегических проектов Минстроя России
ГОЛУБЕВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА
Руководитель проектного отдела Фонда «ДОМ.РФ»
АЛЕКСЕЕВА ИРИНА ДМИТРИЕВНА
Архитектор, эксперт по городскому и региональному развитию
СТЕПАНЦОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ
Социолог, сооснователь исследовательского агентства Synopsis Group
ДЕМИДОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Руководитель департамента управления строительством и непрофильными активами АО «Промышленные инвестиции»
ЕФИМЕНКО ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Директор по взаимоотношениям с общественными и государственными структурами