Студенты на склоне

По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.

mainImg

«Древолюция» в этом году случилась в двадцать первый раз, и, по многим отзывам, это был один из самых удачных, насыщенных и интересных практикумов. Если в 2022 и 2023 году фестивальной площадкой были территория завода Николая Белоусова «ОБЛО» и соседней с ним деревни Дмитровское, то теперь фестиваль переместился на другой, северный берег Галичского озера, к селу Туровское: на крутой склон пойменного луга, на участок туристической тропы «Галичское Заозерье». 

И совпал с национальным off-road велопробегом, так что часть объектов так или иначе откликнулась на спортивный настрой. Там, к примеру, был и факел-старт и арка-финиш.

Тема фестиваля 2024 года звучала так: «О.зерО.О.». 

Получившиеся объекты образовали архитектурный парк «Древолюция» – его торжественно открыли 4 августа 2024 года. Объекты открыты для посещения. В практикуме приняли участие 77 студентов архитектурных и строительных вузов из Москвы, Казани, Ярославля, Костромы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тамбова. Было построено 9 объектов. Показываем все объекты с авторскими описаниями. Многие из них вошли сейчас в шорт-лист премии Архи WOOD, по которому как раз можно проголосовать

Ну, а первое место досталось самому загадочному проекту [А]гнозис – он нашел в лесу тропинку, осмыслил ее, а выглядел как плохо сохранившийся частокол XIV века... Но очень, очень романтично, прямо-таки Гюбер Робер. ЮТ

1 / [А]гнозис

Команда «50.000 мм»: Никита Агин, Алена Ефимова, Екатерина Левус, София Кузьмина, Арсен Папоян, Бэлла Моисеева.
Объект [А]Гнозис, Древолюция 2024, 1 место
Фотография © участники Древолюции

[А]гнозис или [не]знание – незнание того, что находится за стеной деревьев, что все это время в лесу шла тропинка, параллельная основной дороге; и незнание того, что тебя ждет во время прогулки по этой тропинке, чуть-чуть выглянувшей из чащи, там, где и стоит наш частокол. В названии мы отделяем “А” в слове «агнозис» скобками, так же как и аркой в лес мы будто приоткрываем занавес и показываем проходящим кулисы из массивных деревьев, а, подойдя ближе, люди находят ту самую тропинку, все это время скрытую от их взглядов. Наш проект открывает идущим мимо другую дорогу, дорогу по лесу, красивую, таинственную и, возможно даже, немного сказочную.
  
  
2 / На юг
Команда «Завтра»: Михаил Гаркуша, Фёдор Драницын, Алиса Стенберг, Андрей Рымов, Денис Симин, Елизавета Кичук, Ольга Ягуткина, Василиса Серова, Геннадий Кочкин, Александра Капельницкая, Анна Золотова, Матвей Натанзон, Ярослав Власенко, Маргарита Гудкова.
Объект «На юг», Древолюция 2024, 2 место
Фотография © участники Древолюции

…Взмах крыльев перелетной птицы переносит нас в точку, где недосягаемое становится ближе…»

«НА ЮГ» – арт-объект, направляющий внимание зрителя на Галичское озеро и Троицкий собор. Возведен на холме в селе Туровское в рамках конкурса «Древолюция 2024». 

Объект, как и перелетные птицы, стремится на юг. Белощекие казарки, прилетевшие на Галичское озеро в 2017 году, вдохновили авторов на создание формы, повторяющей траекторию взмаха крыльев. Сужение платформы приводит человека к точке фокуса, началу координат – моменту уединенного созерцания природы. Объект гармонично взаимодействует с окружающей средой и завершает восходящий рельеф местности.
  
 

Конструкция образует самонесущий каркас из треугольников, разворачивающихся ближе к началу композиции. Ее жесткость обеспечена за счет дополнительных стоек и четырех забетонированных свай, нивелирующих горизонтальное кручение. В местах соприкосновения с землей объект обработан антисептическим раствором.

Последовательное возведение сооружения позволило скрыть все крепежные элементы.

«НА ЮГ» – об умении видеть и ловить сокровенное, ощущать мир сквозь призму ограниченного пространства.
3 / Бесконечность
Команда «Квадрат»: Мария Ярославцева , Елизавета Ярославцева , Дарья Казарина, Александра Белоусова.
Объект «Бесконечность», Древолюция 2024, 3 место
Фотография © участники Древолюции

Данная конструкция должна была отобразить бесконечное передвижение по ступеням, приводящее в итоге к одной точке, в которой находится яблоня, один из символов цикличного процесса, повторяющегося снова и снова. 

Идейно яблоня должна стать центральной точкой объекта, который станет местом спокойствия и гармонии.
 
 

  
Нашей главной задачей было свести все пути в одну точку, именно поэтому мы выбрали восьмерку – число, обозначающее бесконечность. Мы хотели, чтобы наш объект стал не только символом безграничности, но и отобразил цикличный путь.

Для воплощения данной идеи мы выбрали самый крутой склон из возможных и разместили объект как можно выше, чтобы с самой высокой точки открывались БЕСКОНЕЧНЫЕ пейзажи. 

«Бесконечность» манит подняться на нее, пройти по дорожкам и увидеть всю безграничность и красоту мира.
Храм воды
Команда «стадо»: Ани Хачатурян, Владимир Гришин, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Виталина Туманова, Елизавета Тренина, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Ваче Хачатурян, Дмитрий Бурмистров.
Объект «Храм воды», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Выбирая место у родника, мы поставили перед собой задачу спроектировать в первую очередь функциональный объект. Помимо реализации практической задачи – организовать удобный доступ к воде, мы стремились воссоздать ритуалы почитания и умывания. Опускаясь к колодцу, мы непроизвольно видим свое отражение в источнике, который становится зеркалом и способствует самосозерцанию.

В Храме Воды мы избегаем прямых отсылок к культовым сооружениям, каждый посетитель находит свой ассоциативный ряд – будь то японская пагода или причудливая избушка. Выразительность формы объекта достигается благодаря размаху кровельной конструкции в 11 метров. Мы используем тонкие доски для визуальной интерпретации сруба, создавая эффект прозрачности. Объем, расширяющийся кверху по двум фасадам, издалека создает ощущение взлета, а при приближении акцентирует внимание на входе. Портал оформлен балками, повторяющими форму крыши, и увенчан массивным коньком. В конструкцию также встроены лавочка и полка, которые приглашают посетителей храма остановиться и перевести дух.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Учитывая пожелания местных жителей, мы укрыли конструкцию поликарбонатом, создавая навес, защищающий источник от осадков и мусора. Таким образом, храм обеспечивает очищение не только духовное, но и физическое.
Факел
Команда «к0с-м0с»: Максим Кузнецов, Юлия Гаевая, Юлия Сорокина, Елизавета Айрапетян, Дмитрий Рогачиков, Николай Смирнов, Иван Кидинов, Любовь Кидинова, Екатерина Денисюк.
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

«Факел» – деревянная смотровая площадка с панорамным видом на Галичское озеро. Объект расположен на туристической тропе у села Туровское и открывает экспозицию «Древолюции 2024».

В Галичском Заозерье круглогодично проходят спортивные мероприятия, поэтому первая ассоциация со словом «спорт» – Олимпийский факел – и легла в основу визуальной составляющей нашего объекта. 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Форму объекта определили в первую очередь рельеф и функциональность: спиралевидный пандус, символизирующий постоянное совершенствование и движение, позволяет посетителям плавно подняться над склоном небольшого холма на смотровую площадку, расположенную на высоте 2-х метров над ним. Расширяющиеся книзу опоры пандуса приглашают посетителей подняться, а ограждения площадки с сильными вертикальными выносами символизируют горящее пламя.
 
Ихтис
Команда «Меря»: Вера Нестерова, Соня Соловьёва, Арина Саргсян, Анна Ильичёва, Мария Осинникова, Анна Пустеленина, Юля Иогансон, Леонид Сменов.
Объект «Ихтис», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

«Ихтис» – объект, вдохновленный историей места, символ, объединяющий эпохи. В его основе лежит орнамент клинков бронзового века, найденных в селе Туровском. Рыба, выплывающая меж двух холмов, – как мост между двумя религиями и временами. Эта форма также не случайна: она вдохновлена фигурами животных из Галичского клада.

В то же время рыба – не только частый образ среди языческих реликвий, но и символ Христа.
  • zooming
    1 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    9 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    © Вера Нестерова

В основу конструкции лег принцип строительства архангельских рыбацких мостов, где между несущими крестами укладывался горбыль. Стоит отметить, что в нашем объекте горбыль создает иллюзию хребта рыбы, изламываясь и накладываясь друг на друга.
Златник
Команда «Муха»: Таисия Дашкевич, Юлия Кашко, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Мария Провилкова, Ксения Рашевская, Екатерина Фроленкова, Софья Щербак.
Объект «Златник», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Человек постоянно стремится вверх – достичь чего-то большого и сложного – найти сокровище или забраться на самый высокий холм. Но часто людям нужно 
спуститься на землю, в самый низ, к нулевой отметке, откуда можно взглянуть на жизнь иначе.

Златник – это клад, это долгожданный отдых после велосипедной прогулки, вид на ночное звездное небо или вечерние туманы. Это возможность осмотреть из одной точки все инсталляции как с амфитеатра, не поднимаясь, а наоборот – немного спустившись, спрятавшись в траву, прилечь и насладиться видом. Златник привлекает своей простотой и универсальностью, он объединяет людей.  Что только не видели в этом люди – кто-то возил тележки до солнышка, кто-то подбегал к цветочку. Издалека кто-то может подумать, что это компас, указывающий путь, кому-то может показаться, что это солнечный диск, а кто-то и впрямь увидит в этом артефакт потерянного сокровища. 

Каждый сам определяет свой клад. Златник не нужно искать, он доступен любому.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
 
Восход
Команда «Сучки»: Олеся Андреева, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Степан Гордиенко, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова 
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

На территории, выданной для строительства объектов, проходит велосипедная и лыжная трасса, а также развивается пешеходная тропа. Перед нами стояла задача, разнообразить путь спортсменов и туристов, придать им мотивацию к дальнейшему движению.

Если идти по тропе, изгибающейся вдоль леса, то вдалеке, сквозь заросли, можно увидеть устремленную к небу белую фигуру. Объект – шесть свай, стянутых досками, на которых лежат ступени. Кверху сечение досок становится меньше, придавая конструкции визуальную легкость – как будто лестница растворяется в облаках. 
  • zooming
    1 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

У подножия холма конструкция становится триумфальной аркой, символизирующей финиш. Чтобы достичь его, нужно преодолеть крутой подъем по 10 метровой лестнице. Пройдя тернистый путь можно присесть в амфитеатр, отдохнуть и почувствовать себя победителем. Через рамку конструкций вы наслаждаетесь пейзажем. Манящий вид заставляет взобраться выше по следующей лестнице, символизирующей подъем на пьедестал. Находясь на вершине, создается ощущение полета. И вот перед вами открывается вид на озеро. Наклонная конструкция дает ощущение, что вы парите над землей, тем самым призывая не останавливаться на достигнутых целях, а преодолевать себя.
and-ШПИЛЬ
Команда «383»: Александр Грицин, Анастасия Корнилова, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова, Елизавета Росс.
Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Объект «and-ШПИЛЬ» – это и последняя часть нашей пространственной игры, и шпиль, к которому от дороги, пролегающей по полю, ведут ритмы-ступени.

Высота объекта 9,2м, в основе – каркас из срощенного бруса. Сверху – покрытие из горбыля, что усиливает визуальную связь с природным окружением. Черная матовая покраска создает эффект обугленной древесины. 

Объект, ставший за счет последнего ритма-пика пространственной доминантой, расположен в конце поля, в первой части Галичского Заозерья, на возвышенности. Если зритель идет по тропе, шпиль то исчезает на фоне темного леса, то темным острием рассекает голубое небо. 

Архитектурное решение определило не только рельеф, но и проходящие на этой тропе соревнования – стела может стать определенной точкой фиксации части маршрута.
  • zooming
    1 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Ритмо-метры ступеней создают резонанс  с человеком, двигающимся по ним вверх-вниз, и при подходе к конечной точке маршрута, на самом шпиле превращаются в аритмию рваного силуэта поверхности. На пике шпиля ритм замирает, превращаясь в точку начала и конца Древолюции’24 – «0.зер0.0.».

***


Жюри практикума 2024 года: 
Тотан Кузембаев
Юлия Шишалова
Оскар Мамлеев 
Елена Гонсалес
Анатолий Голубовский
Светлана Головина
Антон Ланге
Антон Мальцев
Владимир Плоткин
Алексей Лубный
Игорь Козак
Владимир Кузьмин
Алексей Козырь
Наталья Лобанова
Евгений Радкевич
Наталья Колесова
Иван Чувелев
Елена Клепикова      
Ольга Калина
Надежда Меньшикова 
Константин Носов 
Наталья Сорокина
Виктория Гуськова
Инна Власова
Мария Бартель
Евгения Уткина
Мария Анисимова
Мария Осокина
Екатерина Шишова
Арсений Род
Елизавета Кестер

Авторы фотографий: участники практикума; имена перечислены в составе каждой команды. 
 

30 Августа 2024

Похожие статьи
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Технологии и материалы
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Сейчас на главной
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.