Студенты на склоне

По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.

mainImg

«Древолюция» в этом году случилась в двадцать первый раз, и, по многим отзывам, это был один из самых удачных, насыщенных и интересных практикумов. Если в 2022 и 2023 году фестивальной площадкой были территория завода Николая Белоусова «ОБЛО» и соседней с ним деревни Дмитровское, то теперь фестиваль переместился на другой, северный берег Галичского озера, к селу Туровское: на крутой склон пойменного луга, на участок туристической тропы «Галичское Заозерье». 

И совпал с национальным off-road велопробегом, так что часть объектов так или иначе откликнулась на спортивный настрой. Там, к примеру, был и факел-старт и арка-финиш.

Тема фестиваля 2024 года звучала так: «О.зерО.О.». 

Получившиеся объекты образовали архитектурный парк «Древолюция» – его торжественно открыли 4 августа 2024 года. Объекты открыты для посещения. В практикуме приняли участие 77 студентов архитектурных и строительных вузов из Москвы, Казани, Ярославля, Костромы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тамбова. Было построено 9 объектов. Показываем все объекты с авторскими описаниями. Многие из них вошли сейчас в шорт-лист премии Архи WOOD, по которому как раз можно проголосовать

Ну, а первое место досталось самому загадочному проекту [А]гнозис – он нашел в лесу тропинку, осмыслил ее, а выглядел как плохо сохранившийся частокол XIV века... Но очень, очень романтично, прямо-таки Гюбер Робер. ЮТ

1 / [А]гнозис

Команда «50.000 мм»: Никита Агин, Алена Ефимова, Екатерина Левус, София Кузьмина, Арсен Папоян, Бэлла Моисеева.
Объект [А]Гнозис, Древолюция 2024, 1 место
Фотография © участники Древолюции

[А]гнозис или [не]знание – незнание того, что находится за стеной деревьев, что все это время в лесу шла тропинка, параллельная основной дороге; и незнание того, что тебя ждет во время прогулки по этой тропинке, чуть-чуть выглянувшей из чащи, там, где и стоит наш частокол. В названии мы отделяем “А” в слове «агнозис» скобками, так же как и аркой в лес мы будто приоткрываем занавес и показываем проходящим кулисы из массивных деревьев, а, подойдя ближе, люди находят ту самую тропинку, все это время скрытую от их взглядов. Наш проект открывает идущим мимо другую дорогу, дорогу по лесу, красивую, таинственную и, возможно даже, немного сказочную.
  
  
2 / На юг
Команда «Завтра»: Михаил Гаркуша, Фёдор Драницын, Алиса Стенберг, Андрей Рымов, Денис Симин, Елизавета Кичук, Ольга Ягуткина, Василиса Серова, Геннадий Кочкин, Александра Капельницкая, Анна Золотова, Матвей Натанзон, Ярослав Власенко, Маргарита Гудкова.
Объект «На юг», Древолюция 2024, 2 место
Фотография © участники Древолюции

…Взмах крыльев перелетной птицы переносит нас в точку, где недосягаемое становится ближе…»

«НА ЮГ» – арт-объект, направляющий внимание зрителя на Галичское озеро и Троицкий собор. Возведен на холме в селе Туровское в рамках конкурса «Древолюция 2024». 

Объект, как и перелетные птицы, стремится на юг. Белощекие казарки, прилетевшие на Галичское озеро в 2017 году, вдохновили авторов на создание формы, повторяющей траекторию взмаха крыльев. Сужение платформы приводит человека к точке фокуса, началу координат – моменту уединенного созерцания природы. Объект гармонично взаимодействует с окружающей средой и завершает восходящий рельеф местности.
  
 

Конструкция образует самонесущий каркас из треугольников, разворачивающихся ближе к началу композиции. Ее жесткость обеспечена за счет дополнительных стоек и четырех забетонированных свай, нивелирующих горизонтальное кручение. В местах соприкосновения с землей объект обработан антисептическим раствором.

Последовательное возведение сооружения позволило скрыть все крепежные элементы.

«НА ЮГ» – об умении видеть и ловить сокровенное, ощущать мир сквозь призму ограниченного пространства.
3 / Бесконечность
Команда «Квадрат»: Мария Ярославцева , Елизавета Ярославцева , Дарья Казарина, Александра Белоусова.
Объект «Бесконечность», Древолюция 2024, 3 место
Фотография © участники Древолюции

Данная конструкция должна была отобразить бесконечное передвижение по ступеням, приводящее в итоге к одной точке, в которой находится яблоня, один из символов цикличного процесса, повторяющегося снова и снова. 

Идейно яблоня должна стать центральной точкой объекта, который станет местом спокойствия и гармонии.
 
 

  
Нашей главной задачей было свести все пути в одну точку, именно поэтому мы выбрали восьмерку – число, обозначающее бесконечность. Мы хотели, чтобы наш объект стал не только символом безграничности, но и отобразил цикличный путь.

Для воплощения данной идеи мы выбрали самый крутой склон из возможных и разместили объект как можно выше, чтобы с самой высокой точки открывались БЕСКОНЕЧНЫЕ пейзажи. 

«Бесконечность» манит подняться на нее, пройти по дорожкам и увидеть всю безграничность и красоту мира.
Храм воды
Команда «стадо»: Ани Хачатурян, Владимир Гришин, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Виталина Туманова, Елизавета Тренина, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Ваче Хачатурян, Дмитрий Бурмистров.
Объект «Храм воды», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Выбирая место у родника, мы поставили перед собой задачу спроектировать в первую очередь функциональный объект. Помимо реализации практической задачи – организовать удобный доступ к воде, мы стремились воссоздать ритуалы почитания и умывания. Опускаясь к колодцу, мы непроизвольно видим свое отражение в источнике, который становится зеркалом и способствует самосозерцанию.

В Храме Воды мы избегаем прямых отсылок к культовым сооружениям, каждый посетитель находит свой ассоциативный ряд – будь то японская пагода или причудливая избушка. Выразительность формы объекта достигается благодаря размаху кровельной конструкции в 11 метров. Мы используем тонкие доски для визуальной интерпретации сруба, создавая эффект прозрачности. Объем, расширяющийся кверху по двум фасадам, издалека создает ощущение взлета, а при приближении акцентирует внимание на входе. Портал оформлен балками, повторяющими форму крыши, и увенчан массивным коньком. В конструкцию также встроены лавочка и полка, которые приглашают посетителей храма остановиться и перевести дух.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Учитывая пожелания местных жителей, мы укрыли конструкцию поликарбонатом, создавая навес, защищающий источник от осадков и мусора. Таким образом, храм обеспечивает очищение не только духовное, но и физическое.
Факел
Команда «к0с-м0с»: Максим Кузнецов, Юлия Гаевая, Юлия Сорокина, Елизавета Айрапетян, Дмитрий Рогачиков, Николай Смирнов, Иван Кидинов, Любовь Кидинова, Екатерина Денисюк.
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

«Факел» – деревянная смотровая площадка с панорамным видом на Галичское озеро. Объект расположен на туристической тропе у села Туровское и открывает экспозицию «Древолюции 2024».

В Галичском Заозерье круглогодично проходят спортивные мероприятия, поэтому первая ассоциация со словом «спорт» – Олимпийский факел – и легла в основу визуальной составляющей нашего объекта. 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Форму объекта определили в первую очередь рельеф и функциональность: спиралевидный пандус, символизирующий постоянное совершенствование и движение, позволяет посетителям плавно подняться над склоном небольшого холма на смотровую площадку, расположенную на высоте 2-х метров над ним. Расширяющиеся книзу опоры пандуса приглашают посетителей подняться, а ограждения площадки с сильными вертикальными выносами символизируют горящее пламя.
 
Ихтис
Команда «Меря»: Вера Нестерова, Соня Соловьёва, Арина Саргсян, Анна Ильичёва, Мария Осинникова, Анна Пустеленина, Юля Иогансон, Леонид Сменов.
Объект «Ихтис», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

«Ихтис» – объект, вдохновленный историей места, символ, объединяющий эпохи. В его основе лежит орнамент клинков бронзового века, найденных в селе Туровском. Рыба, выплывающая меж двух холмов, – как мост между двумя религиями и временами. Эта форма также не случайна: она вдохновлена фигурами животных из Галичского клада.

В то же время рыба – не только частый образ среди языческих реликвий, но и символ Христа.
  • zooming
    1 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    9 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    © Вера Нестерова

В основу конструкции лег принцип строительства архангельских рыбацких мостов, где между несущими крестами укладывался горбыль. Стоит отметить, что в нашем объекте горбыль создает иллюзию хребта рыбы, изламываясь и накладываясь друг на друга.
Златник
Команда «Муха»: Таисия Дашкевич, Юлия Кашко, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Мария Провилкова, Ксения Рашевская, Екатерина Фроленкова, Софья Щербак.
Объект «Златник», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Человек постоянно стремится вверх – достичь чего-то большого и сложного – найти сокровище или забраться на самый высокий холм. Но часто людям нужно 
спуститься на землю, в самый низ, к нулевой отметке, откуда можно взглянуть на жизнь иначе.

Златник – это клад, это долгожданный отдых после велосипедной прогулки, вид на ночное звездное небо или вечерние туманы. Это возможность осмотреть из одной точки все инсталляции как с амфитеатра, не поднимаясь, а наоборот – немного спустившись, спрятавшись в траву, прилечь и насладиться видом. Златник привлекает своей простотой и универсальностью, он объединяет людей.  Что только не видели в этом люди – кто-то возил тележки до солнышка, кто-то подбегал к цветочку. Издалека кто-то может подумать, что это компас, указывающий путь, кому-то может показаться, что это солнечный диск, а кто-то и впрямь увидит в этом артефакт потерянного сокровища. 

Каждый сам определяет свой клад. Златник не нужно искать, он доступен любому.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
 
Восход
Команда «Сучки»: Олеся Андреева, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Степан Гордиенко, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова 
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

На территории, выданной для строительства объектов, проходит велосипедная и лыжная трасса, а также развивается пешеходная тропа. Перед нами стояла задача, разнообразить путь спортсменов и туристов, придать им мотивацию к дальнейшему движению.

Если идти по тропе, изгибающейся вдоль леса, то вдалеке, сквозь заросли, можно увидеть устремленную к небу белую фигуру. Объект – шесть свай, стянутых досками, на которых лежат ступени. Кверху сечение досок становится меньше, придавая конструкции визуальную легкость – как будто лестница растворяется в облаках. 
  • zooming
    1 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

У подножия холма конструкция становится триумфальной аркой, символизирующей финиш. Чтобы достичь его, нужно преодолеть крутой подъем по 10 метровой лестнице. Пройдя тернистый путь можно присесть в амфитеатр, отдохнуть и почувствовать себя победителем. Через рамку конструкций вы наслаждаетесь пейзажем. Манящий вид заставляет взобраться выше по следующей лестнице, символизирующей подъем на пьедестал. Находясь на вершине, создается ощущение полета. И вот перед вами открывается вид на озеро. Наклонная конструкция дает ощущение, что вы парите над землей, тем самым призывая не останавливаться на достигнутых целях, а преодолевать себя.
and-ШПИЛЬ
Команда «383»: Александр Грицин, Анастасия Корнилова, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова, Елизавета Росс.
Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Объект «and-ШПИЛЬ» – это и последняя часть нашей пространственной игры, и шпиль, к которому от дороги, пролегающей по полю, ведут ритмы-ступени.

Высота объекта 9,2м, в основе – каркас из срощенного бруса. Сверху – покрытие из горбыля, что усиливает визуальную связь с природным окружением. Черная матовая покраска создает эффект обугленной древесины. 

Объект, ставший за счет последнего ритма-пика пространственной доминантой, расположен в конце поля, в первой части Галичского Заозерья, на возвышенности. Если зритель идет по тропе, шпиль то исчезает на фоне темного леса, то темным острием рассекает голубое небо. 

Архитектурное решение определило не только рельеф, но и проходящие на этой тропе соревнования – стела может стать определенной точкой фиксации части маршрута.
  • zooming
    1 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Ритмо-метры ступеней создают резонанс  с человеком, двигающимся по ним вверх-вниз, и при подходе к конечной точке маршрута, на самом шпиле превращаются в аритмию рваного силуэта поверхности. На пике шпиля ритм замирает, превращаясь в точку начала и конца Древолюции’24 – «0.зер0.0.».

***


Жюри практикума 2024 года: 
Тотан Кузембаев
Юлия Шишалова
Оскар Мамлеев 
Елена Гонсалес
Анатолий Голубовский
Светлана Головина
Антон Ланге
Антон Мальцев
Владимир Плоткин
Алексей Лубный
Игорь Козак
Владимир Кузьмин
Алексей Козырь
Наталья Лобанова
Евгений Радкевич
Наталья Колесова
Иван Чувелев
Елена Клепикова      
Ольга Калина
Надежда Меньшикова 
Константин Носов 
Наталья Сорокина
Виктория Гуськова
Инна Власова
Мария Бартель
Евгения Уткина
Мария Анисимова
Мария Осокина
Екатерина Шишова
Арсений Род
Елизавета Кестер

Авторы фотографий: участники практикума; имена перечислены в составе каждой команды. 
 

30 Августа 2024

Похожие статьи
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.