Студенты на склоне

По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.

mainImg

«Древолюция» в этом году случилась в двадцать первый раз, и, по многим отзывам, это был один из самых удачных, насыщенных и интересных практикумов. Если в 2022 и 2023 году фестивальной площадкой были территория завода Николая Белоусова «ОБЛО» и соседней с ним деревни Дмитровское, то теперь фестиваль переместился на другой, северный берег Галичского озера, к селу Туровское: на крутой склон пойменного луга, на участок туристической тропы «Галичское Заозерье». 

И совпал с национальным off-road велопробегом, так что часть объектов так или иначе откликнулась на спортивный настрой. Там, к примеру, был и факел-старт и арка-финиш.

Тема фестиваля 2024 года звучала так: «О.зерО.О.». 

Получившиеся объекты образовали архитектурный парк «Древолюция» – его торжественно открыли 4 августа 2024 года. Объекты открыты для посещения. В практикуме приняли участие 77 студентов архитектурных и строительных вузов из Москвы, Казани, Ярославля, Костромы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тамбова. Было построено 9 объектов. Показываем все объекты с авторскими описаниями. Многие из них вошли сейчас в шорт-лист премии Архи WOOD, по которому как раз можно проголосовать

Ну, а первое место досталось самому загадочному проекту [А]гнозис – он нашел в лесу тропинку, осмыслил ее, а выглядел как плохо сохранившийся частокол XIV века... Но очень, очень романтично, прямо-таки Гюбер Робер. ЮТ

1 / [А]гнозис

Команда «50.000 мм»: Никита Агин, Алена Ефимова, Екатерина Левус, София Кузьмина, Арсен Папоян, Бэлла Моисеева.
Объект [А]Гнозис, Древолюция 2024, 1 место
Фотография © участники Древолюции

[А]гнозис или [не]знание – незнание того, что находится за стеной деревьев, что все это время в лесу шла тропинка, параллельная основной дороге; и незнание того, что тебя ждет во время прогулки по этой тропинке, чуть-чуть выглянувшей из чащи, там, где и стоит наш частокол. В названии мы отделяем “А” в слове «агнозис» скобками, так же как и аркой в лес мы будто приоткрываем занавес и показываем проходящим кулисы из массивных деревьев, а, подойдя ближе, люди находят ту самую тропинку, все это время скрытую от их взглядов. Наш проект открывает идущим мимо другую дорогу, дорогу по лесу, красивую, таинственную и, возможно даже, немного сказочную.
  
  
2 / На юг
Команда «Завтра»: Михаил Гаркуша, Фёдор Драницын, Алиса Стенберг, Андрей Рымов, Денис Симин, Елизавета Кичук, Ольга Ягуткина, Василиса Серова, Геннадий Кочкин, Александра Капельницкая, Анна Золотова, Матвей Натанзон, Ярослав Власенко, Маргарита Гудкова.
Объект «На юг», Древолюция 2024, 2 место
Фотография © участники Древолюции

…Взмах крыльев перелетной птицы переносит нас в точку, где недосягаемое становится ближе…»

«НА ЮГ» – арт-объект, направляющий внимание зрителя на Галичское озеро и Троицкий собор. Возведен на холме в селе Туровское в рамках конкурса «Древолюция 2024». 

Объект, как и перелетные птицы, стремится на юг. Белощекие казарки, прилетевшие на Галичское озеро в 2017 году, вдохновили авторов на создание формы, повторяющей траекторию взмаха крыльев. Сужение платформы приводит человека к точке фокуса, началу координат – моменту уединенного созерцания природы. Объект гармонично взаимодействует с окружающей средой и завершает восходящий рельеф местности.
  
 

Конструкция образует самонесущий каркас из треугольников, разворачивающихся ближе к началу композиции. Ее жесткость обеспечена за счет дополнительных стоек и четырех забетонированных свай, нивелирующих горизонтальное кручение. В местах соприкосновения с землей объект обработан антисептическим раствором.

Последовательное возведение сооружения позволило скрыть все крепежные элементы.

«НА ЮГ» – об умении видеть и ловить сокровенное, ощущать мир сквозь призму ограниченного пространства.
3 / Бесконечность
Команда «Квадрат»: Мария Ярославцева , Елизавета Ярославцева , Дарья Казарина, Александра Белоусова.
Объект «Бесконечность», Древолюция 2024, 3 место
Фотография © участники Древолюции

Данная конструкция должна была отобразить бесконечное передвижение по ступеням, приводящее в итоге к одной точке, в которой находится яблоня, один из символов цикличного процесса, повторяющегося снова и снова. 

Идейно яблоня должна стать центральной точкой объекта, который станет местом спокойствия и гармонии.
 
 

  
Нашей главной задачей было свести все пути в одну точку, именно поэтому мы выбрали восьмерку – число, обозначающее бесконечность. Мы хотели, чтобы наш объект стал не только символом безграничности, но и отобразил цикличный путь.

Для воплощения данной идеи мы выбрали самый крутой склон из возможных и разместили объект как можно выше, чтобы с самой высокой точки открывались БЕСКОНЕЧНЫЕ пейзажи. 

«Бесконечность» манит подняться на нее, пройти по дорожкам и увидеть всю безграничность и красоту мира.
Храм воды
Команда «стадо»: Ани Хачатурян, Владимир Гришин, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Виталина Туманова, Елизавета Тренина, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Ваче Хачатурян, Дмитрий Бурмистров.
Объект «Храм воды», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Выбирая место у родника, мы поставили перед собой задачу спроектировать в первую очередь функциональный объект. Помимо реализации практической задачи – организовать удобный доступ к воде, мы стремились воссоздать ритуалы почитания и умывания. Опускаясь к колодцу, мы непроизвольно видим свое отражение в источнике, который становится зеркалом и способствует самосозерцанию.

В Храме Воды мы избегаем прямых отсылок к культовым сооружениям, каждый посетитель находит свой ассоциативный ряд – будь то японская пагода или причудливая избушка. Выразительность формы объекта достигается благодаря размаху кровельной конструкции в 11 метров. Мы используем тонкие доски для визуальной интерпретации сруба, создавая эффект прозрачности. Объем, расширяющийся кверху по двум фасадам, издалека создает ощущение взлета, а при приближении акцентирует внимание на входе. Портал оформлен балками, повторяющими форму крыши, и увенчан массивным коньком. В конструкцию также встроены лавочка и полка, которые приглашают посетителей храма остановиться и перевести дух.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Учитывая пожелания местных жителей, мы укрыли конструкцию поликарбонатом, создавая навес, защищающий источник от осадков и мусора. Таким образом, храм обеспечивает очищение не только духовное, но и физическое.
Факел
Команда «к0с-м0с»: Максим Кузнецов, Юлия Гаевая, Юлия Сорокина, Елизавета Айрапетян, Дмитрий Рогачиков, Николай Смирнов, Иван Кидинов, Любовь Кидинова, Екатерина Денисюк.
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

«Факел» – деревянная смотровая площадка с панорамным видом на Галичское озеро. Объект расположен на туристической тропе у села Туровское и открывает экспозицию «Древолюции 2024».

В Галичском Заозерье круглогодично проходят спортивные мероприятия, поэтому первая ассоциация со словом «спорт» – Олимпийский факел – и легла в основу визуальной составляющей нашего объекта. 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Форму объекта определили в первую очередь рельеф и функциональность: спиралевидный пандус, символизирующий постоянное совершенствование и движение, позволяет посетителям плавно подняться над склоном небольшого холма на смотровую площадку, расположенную на высоте 2-х метров над ним. Расширяющиеся книзу опоры пандуса приглашают посетителей подняться, а ограждения площадки с сильными вертикальными выносами символизируют горящее пламя.
 
Ихтис
Команда «Меря»: Вера Нестерова, Соня Соловьёва, Арина Саргсян, Анна Ильичёва, Мария Осинникова, Анна Пустеленина, Юля Иогансон, Леонид Сменов.
Объект «Ихтис», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

«Ихтис» – объект, вдохновленный историей места, символ, объединяющий эпохи. В его основе лежит орнамент клинков бронзового века, найденных в селе Туровском. Рыба, выплывающая меж двух холмов, – как мост между двумя религиями и временами. Эта форма также не случайна: она вдохновлена фигурами животных из Галичского клада.

В то же время рыба – не только частый образ среди языческих реликвий, но и символ Христа.
  • zooming
    1 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    9 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    © Вера Нестерова

В основу конструкции лег принцип строительства архангельских рыбацких мостов, где между несущими крестами укладывался горбыль. Стоит отметить, что в нашем объекте горбыль создает иллюзию хребта рыбы, изламываясь и накладываясь друг на друга.
Златник
Команда «Муха»: Таисия Дашкевич, Юлия Кашко, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Мария Провилкова, Ксения Рашевская, Екатерина Фроленкова, Софья Щербак.
Объект «Златник», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Человек постоянно стремится вверх – достичь чего-то большого и сложного – найти сокровище или забраться на самый высокий холм. Но часто людям нужно 
спуститься на землю, в самый низ, к нулевой отметке, откуда можно взглянуть на жизнь иначе.

Златник – это клад, это долгожданный отдых после велосипедной прогулки, вид на ночное звездное небо или вечерние туманы. Это возможность осмотреть из одной точки все инсталляции как с амфитеатра, не поднимаясь, а наоборот – немного спустившись, спрятавшись в траву, прилечь и насладиться видом. Златник привлекает своей простотой и универсальностью, он объединяет людей.  Что только не видели в этом люди – кто-то возил тележки до солнышка, кто-то подбегал к цветочку. Издалека кто-то может подумать, что это компас, указывающий путь, кому-то может показаться, что это солнечный диск, а кто-то и впрямь увидит в этом артефакт потерянного сокровища. 

Каждый сам определяет свой клад. Златник не нужно искать, он доступен любому.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
 
Восход
Команда «Сучки»: Олеся Андреева, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Степан Гордиенко, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова 
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

На территории, выданной для строительства объектов, проходит велосипедная и лыжная трасса, а также развивается пешеходная тропа. Перед нами стояла задача, разнообразить путь спортсменов и туристов, придать им мотивацию к дальнейшему движению.

Если идти по тропе, изгибающейся вдоль леса, то вдалеке, сквозь заросли, можно увидеть устремленную к небу белую фигуру. Объект – шесть свай, стянутых досками, на которых лежат ступени. Кверху сечение досок становится меньше, придавая конструкции визуальную легкость – как будто лестница растворяется в облаках. 
  • zooming
    1 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

У подножия холма конструкция становится триумфальной аркой, символизирующей финиш. Чтобы достичь его, нужно преодолеть крутой подъем по 10 метровой лестнице. Пройдя тернистый путь можно присесть в амфитеатр, отдохнуть и почувствовать себя победителем. Через рамку конструкций вы наслаждаетесь пейзажем. Манящий вид заставляет взобраться выше по следующей лестнице, символизирующей подъем на пьедестал. Находясь на вершине, создается ощущение полета. И вот перед вами открывается вид на озеро. Наклонная конструкция дает ощущение, что вы парите над землей, тем самым призывая не останавливаться на достигнутых целях, а преодолевать себя.
and-ШПИЛЬ
Команда «383»: Александр Грицин, Анастасия Корнилова, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова, Елизавета Росс.
Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Объект «and-ШПИЛЬ» – это и последняя часть нашей пространственной игры, и шпиль, к которому от дороги, пролегающей по полю, ведут ритмы-ступени.

Высота объекта 9,2м, в основе – каркас из срощенного бруса. Сверху – покрытие из горбыля, что усиливает визуальную связь с природным окружением. Черная матовая покраска создает эффект обугленной древесины. 

Объект, ставший за счет последнего ритма-пика пространственной доминантой, расположен в конце поля, в первой части Галичского Заозерья, на возвышенности. Если зритель идет по тропе, шпиль то исчезает на фоне темного леса, то темным острием рассекает голубое небо. 

Архитектурное решение определило не только рельеф, но и проходящие на этой тропе соревнования – стела может стать определенной точкой фиксации части маршрута.
  • zooming
    1 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Ритмо-метры ступеней создают резонанс  с человеком, двигающимся по ним вверх-вниз, и при подходе к конечной точке маршрута, на самом шпиле превращаются в аритмию рваного силуэта поверхности. На пике шпиля ритм замирает, превращаясь в точку начала и конца Древолюции’24 – «0.зер0.0.».

***


Жюри практикума 2024 года: 
Тотан Кузембаев
Юлия Шишалова
Оскар Мамлеев 
Елена Гонсалес
Анатолий Голубовский
Светлана Головина
Антон Ланге
Антон Мальцев
Владимир Плоткин
Алексей Лубный
Игорь Козак
Владимир Кузьмин
Алексей Козырь
Наталья Лобанова
Евгений Радкевич
Наталья Колесова
Иван Чувелев
Елена Клепикова      
Ольга Калина
Надежда Меньшикова 
Константин Носов 
Наталья Сорокина
Виктория Гуськова
Инна Власова
Мария Бартель
Евгения Уткина
Мария Анисимова
Мария Осокина
Екатерина Шишова
Арсений Род
Елизавета Кестер

Авторы фотографий: участники практикума; имена перечислены в составе каждой команды. 
 

30 Августа 2024

Похожие статьи
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.