Вестник нового урбанизма

Интервью с основателем портала UrbanUrban.ru Егором Коробейниковым.

mainImg

Архи.ру:
– С чего начинался проект UrbanUrban.ru?

Егор Коробейников:

– Проект UrbanUrban по-настоящему активно работает лишь последние два года, а начался 10 лет назад, когда мне было 18, и я учился стратегическому менеджменту, намереваясь работать в департаменте развития какой-нибудь крупной корпорации. Мой родной город Пермь, в котором я тогда жил, – крупный промышленный центр без какой-либо досуговой инфраструктуры – тогда представлялся мне самым лучшим местом на земле. И так продолжалось до тех пор, пока я не оказался в волонтерском лагере в Праге, в окрестностях замка XIII века, где ежедневно в течение двух недель общался с моими ровесниками из 11 стран. И городская среда европейского города, и модель поведения иностранцев, отличающаяся от той замкнутой манеры, которая исторически присуща пермякам, показали мне, что Пермь – не совсем тот город, в котором мне хотелось бы жить, и ему необходимы изменения. Тогда я начал изучать, чего именно не хватает Перми в сравнении с другими городами.  

– В какой момент Вы решили делиться этими знаниями?
– Первой попыткой поделиться своими знаниями стали две статьи, написанные мной совместно с моим отцом, который занимается вопросами местного самоуправления. Он предложил перенести методы выстраивания компаниями клиентоориентированных отношений, которым была посвящена моя диссертация, на взаимоотношения городской администрации и горожан, рассматривая власть как компанию, предоставляющую услуги для горожан, а самих горожан как клиентов. Никакого резонанса предложенный нами подход тогда не получил, поскольку это была научная статья и, кроме того, в тот докризисный 2008 год никого не волновало качество среды обитания, все были заняты удовлетворением своих первичных потребностей. Позже, увлекшись всем, что связано с интернетом, социальными медиа- и сетевыми проектами, я задумал совместить это увлечение с моим интересом к городской среде. А в 2011 году, обнаружив, что в русскоязычном сегменте интернета не существует специального ресурса по урбанистике, решил создать его, причем мне пришлось научиться все делать самому.

– Почему именно «урбанистика»?
– Я утвердился в выборе этой темы после посещения летней образовательной программы на «Стрелке». Услышанные лекции немного сместили мой фокус зрения: я начал обращать внимание на устройство парков, кафе, городской дизайн, архитектуру, поведение людей, и пытался как-то категоризировать, почему мне комфортно в той или иной точке.

Тут, наверно, еще нужно сказать, какой именно смысл я вкладываю в понятие «урбанистика». Принято считать, что этот термин в русский язык ввёл и начал активно использовать Вячеслав Леонидович Глазычев, назвав так междисциплинарную науку, которая изучает сложное устройство города и предлагает сценарии и инструменты его устойчивого развития. В английском языке, например, нет слова «урбанистика» – вместо этого, там есть термины, которые более точно отражают те или иные предметные области: городское планирование, городское развитие, городская социология, управление. В русском языке всё это и многое другое, что связано с различными практиками, реализуемыми в городской среде, сейчас относят к урбанистике. Поэтому, вместо того, чтобы делить эту деятельность по предметному признаку, ее разделяют, скорее, по масштабу явления: нано, микро, макро. Нано-уровень – это городские интервенции и социальные практики. Благоустройство скверов и других открытых пространств – это микро-уровень. Рассуждения о том, каким образом должны подготовиться города к проведению чемпионата мира по футболу и как наилучшим образом распорядиться деньгами, которые будут вложены в развитие инфраструктуры городов, каким образом выстроить развитие города так, чтобы вложенные деньги позволили ему выйти на новый виток развития и после намеченного события – это вопросы макро-урбанистики.

Увы, сейчас само слово «урбанистика» постигла та же участь, что в свое время PR, стартап и современное искусство: оно стало чуть ли не ругательным, люди совершенно не понимают значение этого термина, и при этом каждый «занимается урбанистикой», даже дворники, хипстеры и современные художники. В мотивационных письмах к присылаемым мне резюме попадаются такие фразы: «я урбанистикой больше интересуюсь, чем увлекаюсь» или «мне кажется, что сейчас очень важно писать об урбанистике, в которой я живу». Мне кажется, это весьма показательно отражает понимание терминологии.

– Из чего складывался UrbanUrban.ru?
– Я начал с того, что решил собрать статьи, обобщающие зарубежный опыт в сфере обустройства городского пространства. Когда в соцсетях у меня собралась команда переводчиков-энтузиастов из разных городов, мы стали переводить иностранные тексты. Сейчас мы все материалы готовим самостоятельно, ничего не копируя. И работаем с разными форматами: от маленьких заметок про городские интервенции и прочие шалости и до подробных кейсов самых значимых проектов городских преобразований. Сайт UrbanUrban мне нравится своей атмосферой, манерой подачи, какой-то своей энергетикой, визуальной составляющей – это вестник нового урбанизма в лучшем его проявлении. 

– А когда Вы начали писать собственные тексты?
– Я начал с того, что стал придумывать рубрики, например, «Взгляд на город», которые сопровождал подходящим видео. Настоящий первый материал получился, когда я сделал интервью с Олегом Чиркуновым – губернатором Пермского края, попросив его об этом в Twitter. Олег Чиркунов инициировал создание стратегического мастер-плана города, который был совершенно новым для российской практики – на примере Перми была предпринята первая попытка осмыслить процессы городского планирования, связав воедино социально-экономическое и пространственное развитие, и мне было любопытно выяснить, как это будет реализовано. Уфа, Москва, Казань, Красноярск – все они сейчас занимаются разработкой похожих мастер-планов своих городов.

– Получается, Вы очень долгое время работали один, не считая переводчиков?
– Сначала был один, позже появились единомышленники, которые и начали писать материалы. Однажды меня пригласили на «ДелайСаммит», и после лекции ко мне подошел Максим Мотин, тогда только что выбранный депутатом муниципального собрания района Печатники с предложение о сотрудничестве. Когда Сергей Собянин расширил депутатские полномочия и выделил дополнительный бюджет на благоустройство всех районов Москвы (каждому району предоставлялось от 20 до 40 млн. рублей и срок на принятие решения 3 дня), Максим позвонил мне и сказал, что хочет сделать что-то полезное. Вместе с Глебом Витковым из Высшей школы урбанистики и Олей Дукой мы за две ночи сверстали презентацию, показав простые примеры красивого городского дизайна, просчитав, сколько это может стоить, и представили ее на муниципальном собрании. Депутаты хмурились, но в целом идея понравилась, и они предложили нам взять самый обычный двор в спальном районе Печатников и разработать для него решение. На проект нам дали две недели и обещали его реализовать, но ничего не вышло. Зато за ним активно следили журналисты, и к нам стали обращаться депутаты из других муниципальных образований. С двумя из них действительно получилось поработать, и сейчас реализуются проекты в Митино и Тропарево-Никулино.

– Как Вы считаете, почему на Западе подобные проекты – повсеместная практика, а в России только частные случаи?
– Городское планирование нужно там, где есть рыночные отношения. Точнее, оно нужно везде, но, вообще-то, это ни что иное, как метод поиска баланса интересов между разными заинтересованными сторонами: горожанами, муниципалитетом, инвесторами и т.д. Они претендуют на одни и те же ресурсы в городе, и необходимо найти компромисс между этими сторонами и обеспечить городу устойчивое и сбалансированное развитие. Поэтому важно внедрять разные механизмы управления, поиска и управления балансом интересов. В директивной экономике все планируется, исходя из задач государства, а не из потребностей человека в комфортной среде. В СССР вокруг созданного предприятия возникал рабочий поселок – это пример градообразующего предприятия. Но рыночные механизмы привлекательности города и среды проживания тогда не работали. 

– Но ведь предприятие само было точкой притяжения?
– Вопрос, нужно ли было это предприятие именно в этом формате? Норильск, в котором живет 177 тысяч человек, не нужно было строить как город и развивать всю инфраструктуру, потому что это большая экономическая нагрузка. В странах, в которых осваивают месторождения вахтовым методом, создают временную инфраструктуру, необходимую людям на непродолжительный период времени. Это экономически более выгодно. Норильск уже пришел к этой модели. Там нет пенсионеров, им выдают 5 млн. рублей, пенсионер покупает себе квартиру в Подмосковье и уезжает. Норильск не берет на себя обязательства по больницам, поликлиникам и прочей социальной поддержке. 

– Другой пример Пикалево. Бизнес пытался свернуть производство, но жителям удалось отстоять город и добиться вмешательства властей.
– В данном случае государство взяло на себя повышенные социальные обязательства. Как экономический субъект Пикалево не рентабелен или, как минимум, экономически неустойчив, но людей туда привезли, и теперь там, откуда они приехали, они уже никому не нужны. И если из Пикалево уйдет бизнес, люди останутся у разбитого корыта. Это очень сложная история, демонстрирующая перекосы национальной политики в области экономического и пространственного развития. 

– А есть, на Ваш взгляд, удачные примеры развития городов в России?
– Мне нравится то, что сейчас происходит в Калуге: по инициативе администрации за несколько последних лет там удалось выстроить экономику нового порядка, для чего разработали специальную инвестиционную программу, создали условия, чтобы производители строили завод именно в их области. Теперь там собираются несколько марок машин, открыт технопарк Samsung и идет разговор о том, чтобы построить международный аэропорт для менеджмента производств, состоящего из иностранцев. Присутствие в городе людей другой культуры тоже оказывает сильное влияние на среду.

– Как «Никола-Ленивец» встраивается в концепцию этой бурной экономики?
– Этот проект развивается правильно, запрашивая не дотации, а средства на развитие: дайте нам миллиард рублей и мы устроим людей, проживающих в ближайших деревнях, к себе на работу, а через 10 лет вернем вам этот миллиард, или как минимум будем сами себя обеспечивать. Любой проект должен быть экономически устойчив, я всегда говорю об этом городским активистам.
Егор Коробейников
zooming
Никола-Ленивец. Фото предоставлено Никола-Ленивцом

– И все же в масштабах российских территорий даже «Никола-Ленивец» - это скорее микро. А можем ли мы говорить про возможность макроизменений?
– Сознание сверху будет меняться, когда поменяется сознание снизу. До тех пор, пока обычные горожане не осознают, что платя налоги, они могут относиться к властям как к служителям, а не как к распорядителям, те так и будут ездить с мигалками по встречной полосе, сколько бы ни говорилось об общественных пространствах, велодорожках, петанке. Все, что сейчас делается, увы, в большей степени ширма. Это не структурные, не системные изменения. То, что появился парк Горького, не означает, что система принятия решений поменялась. Городское пространство есть там, где люди сами определяют, чем они будут заниматься в данном месте в рамках закона. А когда им определяют, где они устраивают митинги, где они выгуливают собак, а где слушают музыку, то это мне кажется не адекватным. 

Все время нужно задаваться вопросами: зачем, почему именно так? Какова целесообразность принятия тех или иных решений, насколько они меняют ситуацию и не испортят ли ее через 5 лет. Если взять пример с Пермью, то там новая культурная среда не была институциализирована, не было создано инфраструктуры для того, чтобы люди смогли себя в этом проявить. Приезжали московские культуртрегеры, но с местным сообществом ничего не происходило, был только антагонизм между тем, как в Москве знают и как пермские художественные деятели не знают и отстали от мира. Но когда уехали эти культуртрегеры, ничего не осталось. Четыре года, как в похмелье.
Никола-Ленивец. Объект «Штурм неба», архитектурное бюро Manipulazione Internazionale, фото: Андрей Ягубский

– Ну что-то же хорошее осталось?
– Хорошие люди. Это единственное, что меня сейчас вдохновляет. Наша школа для городских активистов, организованная совместно с Высшей школой урбанистики, – это лучшее событие, которое со мной случилось за последнее время. Этот проект мне дал новые силы и маленькую надежду на то, что у нас есть возможность поменять наши города. 

– Люди приезжали туда с какими-то конкретными проектами?
– Школа принимала только участников с проектами. Она состояла из двух потоков – теоретического и практического. В рамках теоретического курса мы читали лекции, пытаясь показать всю широту сферы деятельности городского активиста, а также основы законодательства, бизнес-моделирования, медийного продвижения, о которых многие не имели никакого представления.

– Какие проекты Вам показались самыми яркими?
– Мне понравился проект «Урбан ковер», который мы назвали «Курбан ковер»: он призван решить проблему недостатка молельных пространств во время мусульманских праздников. Автор второго проекта разработал арт-пространство в самом центре Нальчика и приехал с вопросами, что с ним делать дальше и как на этом можно зарабатывать. Мы разработали конкретные рекомендации, и в феврале он приглашает нас на это мероприятие. Был еще очень полезный проект в Великом Новгороде, где ребята пробивают удобный пешеходный переход через ж/д пути. Сейчас РЖД пообещали построить этот переход.

– А насколько, по-Вашему, будет востребована образовательная программа Центра территориальных инициатив «Архполис»? 
– Эта программа готовит «умных девелоперов», которые будут подходить к развитию территорий немного более осмысленно, имея багаж успешных зарубежных и российских кейсов и понимая, какие инструменты можно использовать для эффективного управления территорией в наших российских реалиях. Кейс «Никола-Ленивца» как пример данного подхода мне очень нравится, и я считаю, что этот сценарий вполне применим к другим территориям в России, которые пока что не очень привлекательны. Мне кажется, чем больше будет появляться профессионалов на разных уровнях, тем больше мы будем говорить на одном языке, тем проще нам будет договариваться и вырабатывать общее видение. Многим западным людям не нужно объяснять какие-то вещи, потому что они и так знают их с детства, уровень гражданской сознательности у них гораздо выше. Подобные программы помогают нам к этому приблизиться, по крайней мере, понять, как работает город, территория, что можно или нельзя с ней делать. 
zooming

– Как изменился рубрикатор портала после того, как UrbanUrban начал сотрудничество с «Архполисом»?
– Мы определили для себя пять основных тем, которые намерены всесторонне освещать. Первая тема связана с временным использованием и переосмыслением пространств и привнесением нового смысла в старые пространства. Это все, что касается бывших промзон, пустырей и т.д. Вторая тема связана с развитием местных сообществ, городским активизмом, с участием людей в принятии важных городских решений, которые впоследствии влияют на их жизнь. Третье, за чем мы намерены следить, - это информационные технологии и технологии в широком смысле, меняющие жизнь в городах. Еще одна важнейшая тема – это образование в сфере урбанистики и городского планирования. И, наконец, социальное предпринимательство как инструмент и набор практик, позволяющих по-новому, с экономической точки зрения принимать важные социальные и городские вызовы.

– Найдены ли уже какие-нибудь яркие проекты, которые изменили среду и могут служить примерами для подражания?
– Мы начали поиск новых героев за пределами МКАД и нашли их в Пензе, Вологде, Петербурге и других городах, поняв, что уже сейчас есть огромное количество людей, которые меняют вокруг себя среду. Мне кажется, мы являемся платформой для того, чтобы про молодых людей узнавали. Важно показать возникшую тенденцию и сделать ее популярной. Это помогает активистам продолжать свою деятельность, а в читателях они могут найти будущих партнеров.

Кроме того, мы сознательно продолжаем рассказывать о том, какие похожие вопросы решаются в Лондоне, Барселоне, Риме и других городах по всему миру, включая наших ближайших соседей из бывших социалистических стран. Я хочу, чтобы людям стало невыносимо от того, как они живут. И при этом дать им надежду, показать примеры, которые демонстрируют, что именно от них все и зависит. Если они хотят жить как в Нью-Йорке или Берлине, то за них этого никто не сделает. Каждый может участвовать в этом процессе улучшения: кто-то газон сажать, кто-то давать льготный кредит, а кто-то просто улыбаться. 

25 Октября 2013

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».