Вестник нового урбанизма

Интервью с основателем портала UrbanUrban.ru Егором Коробейниковым.

mainImg

Архи.ру:
– С чего начинался проект UrbanUrban.ru?

Егор Коробейников:

– Проект UrbanUrban по-настоящему активно работает лишь последние два года, а начался 10 лет назад, когда мне было 18, и я учился стратегическому менеджменту, намереваясь работать в департаменте развития какой-нибудь крупной корпорации. Мой родной город Пермь, в котором я тогда жил, – крупный промышленный центр без какой-либо досуговой инфраструктуры – тогда представлялся мне самым лучшим местом на земле. И так продолжалось до тех пор, пока я не оказался в волонтерском лагере в Праге, в окрестностях замка XIII века, где ежедневно в течение двух недель общался с моими ровесниками из 11 стран. И городская среда европейского города, и модель поведения иностранцев, отличающаяся от той замкнутой манеры, которая исторически присуща пермякам, показали мне, что Пермь – не совсем тот город, в котором мне хотелось бы жить, и ему необходимы изменения. Тогда я начал изучать, чего именно не хватает Перми в сравнении с другими городами.  

– В какой момент Вы решили делиться этими знаниями?
– Первой попыткой поделиться своими знаниями стали две статьи, написанные мной совместно с моим отцом, который занимается вопросами местного самоуправления. Он предложил перенести методы выстраивания компаниями клиентоориентированных отношений, которым была посвящена моя диссертация, на взаимоотношения городской администрации и горожан, рассматривая власть как компанию, предоставляющую услуги для горожан, а самих горожан как клиентов. Никакого резонанса предложенный нами подход тогда не получил, поскольку это была научная статья и, кроме того, в тот докризисный 2008 год никого не волновало качество среды обитания, все были заняты удовлетворением своих первичных потребностей. Позже, увлекшись всем, что связано с интернетом, социальными медиа- и сетевыми проектами, я задумал совместить это увлечение с моим интересом к городской среде. А в 2011 году, обнаружив, что в русскоязычном сегменте интернета не существует специального ресурса по урбанистике, решил создать его, причем мне пришлось научиться все делать самому.

– Почему именно «урбанистика»?
– Я утвердился в выборе этой темы после посещения летней образовательной программы на «Стрелке». Услышанные лекции немного сместили мой фокус зрения: я начал обращать внимание на устройство парков, кафе, городской дизайн, архитектуру, поведение людей, и пытался как-то категоризировать, почему мне комфортно в той или иной точке.

Тут, наверно, еще нужно сказать, какой именно смысл я вкладываю в понятие «урбанистика». Принято считать, что этот термин в русский язык ввёл и начал активно использовать Вячеслав Леонидович Глазычев, назвав так междисциплинарную науку, которая изучает сложное устройство города и предлагает сценарии и инструменты его устойчивого развития. В английском языке, например, нет слова «урбанистика» – вместо этого, там есть термины, которые более точно отражают те или иные предметные области: городское планирование, городское развитие, городская социология, управление. В русском языке всё это и многое другое, что связано с различными практиками, реализуемыми в городской среде, сейчас относят к урбанистике. Поэтому, вместо того, чтобы делить эту деятельность по предметному признаку, ее разделяют, скорее, по масштабу явления: нано, микро, макро. Нано-уровень – это городские интервенции и социальные практики. Благоустройство скверов и других открытых пространств – это микро-уровень. Рассуждения о том, каким образом должны подготовиться города к проведению чемпионата мира по футболу и как наилучшим образом распорядиться деньгами, которые будут вложены в развитие инфраструктуры городов, каким образом выстроить развитие города так, чтобы вложенные деньги позволили ему выйти на новый виток развития и после намеченного события – это вопросы макро-урбанистики.

Увы, сейчас само слово «урбанистика» постигла та же участь, что в свое время PR, стартап и современное искусство: оно стало чуть ли не ругательным, люди совершенно не понимают значение этого термина, и при этом каждый «занимается урбанистикой», даже дворники, хипстеры и современные художники. В мотивационных письмах к присылаемым мне резюме попадаются такие фразы: «я урбанистикой больше интересуюсь, чем увлекаюсь» или «мне кажется, что сейчас очень важно писать об урбанистике, в которой я живу». Мне кажется, это весьма показательно отражает понимание терминологии.

– Из чего складывался UrbanUrban.ru?
– Я начал с того, что решил собрать статьи, обобщающие зарубежный опыт в сфере обустройства городского пространства. Когда в соцсетях у меня собралась команда переводчиков-энтузиастов из разных городов, мы стали переводить иностранные тексты. Сейчас мы все материалы готовим самостоятельно, ничего не копируя. И работаем с разными форматами: от маленьких заметок про городские интервенции и прочие шалости и до подробных кейсов самых значимых проектов городских преобразований. Сайт UrbanUrban мне нравится своей атмосферой, манерой подачи, какой-то своей энергетикой, визуальной составляющей – это вестник нового урбанизма в лучшем его проявлении. 

– А когда Вы начали писать собственные тексты?
– Я начал с того, что стал придумывать рубрики, например, «Взгляд на город», которые сопровождал подходящим видео. Настоящий первый материал получился, когда я сделал интервью с Олегом Чиркуновым – губернатором Пермского края, попросив его об этом в Twitter. Олег Чиркунов инициировал создание стратегического мастер-плана города, который был совершенно новым для российской практики – на примере Перми была предпринята первая попытка осмыслить процессы городского планирования, связав воедино социально-экономическое и пространственное развитие, и мне было любопытно выяснить, как это будет реализовано. Уфа, Москва, Казань, Красноярск – все они сейчас занимаются разработкой похожих мастер-планов своих городов.

– Получается, Вы очень долгое время работали один, не считая переводчиков?
– Сначала был один, позже появились единомышленники, которые и начали писать материалы. Однажды меня пригласили на «ДелайСаммит», и после лекции ко мне подошел Максим Мотин, тогда только что выбранный депутатом муниципального собрания района Печатники с предложение о сотрудничестве. Когда Сергей Собянин расширил депутатские полномочия и выделил дополнительный бюджет на благоустройство всех районов Москвы (каждому району предоставлялось от 20 до 40 млн. рублей и срок на принятие решения 3 дня), Максим позвонил мне и сказал, что хочет сделать что-то полезное. Вместе с Глебом Витковым из Высшей школы урбанистики и Олей Дукой мы за две ночи сверстали презентацию, показав простые примеры красивого городского дизайна, просчитав, сколько это может стоить, и представили ее на муниципальном собрании. Депутаты хмурились, но в целом идея понравилась, и они предложили нам взять самый обычный двор в спальном районе Печатников и разработать для него решение. На проект нам дали две недели и обещали его реализовать, но ничего не вышло. Зато за ним активно следили журналисты, и к нам стали обращаться депутаты из других муниципальных образований. С двумя из них действительно получилось поработать, и сейчас реализуются проекты в Митино и Тропарево-Никулино.

– Как Вы считаете, почему на Западе подобные проекты – повсеместная практика, а в России только частные случаи?
– Городское планирование нужно там, где есть рыночные отношения. Точнее, оно нужно везде, но, вообще-то, это ни что иное, как метод поиска баланса интересов между разными заинтересованными сторонами: горожанами, муниципалитетом, инвесторами и т.д. Они претендуют на одни и те же ресурсы в городе, и необходимо найти компромисс между этими сторонами и обеспечить городу устойчивое и сбалансированное развитие. Поэтому важно внедрять разные механизмы управления, поиска и управления балансом интересов. В директивной экономике все планируется, исходя из задач государства, а не из потребностей человека в комфортной среде. В СССР вокруг созданного предприятия возникал рабочий поселок – это пример градообразующего предприятия. Но рыночные механизмы привлекательности города и среды проживания тогда не работали. 

– Но ведь предприятие само было точкой притяжения?
– Вопрос, нужно ли было это предприятие именно в этом формате? Норильск, в котором живет 177 тысяч человек, не нужно было строить как город и развивать всю инфраструктуру, потому что это большая экономическая нагрузка. В странах, в которых осваивают месторождения вахтовым методом, создают временную инфраструктуру, необходимую людям на непродолжительный период времени. Это экономически более выгодно. Норильск уже пришел к этой модели. Там нет пенсионеров, им выдают 5 млн. рублей, пенсионер покупает себе квартиру в Подмосковье и уезжает. Норильск не берет на себя обязательства по больницам, поликлиникам и прочей социальной поддержке. 

– Другой пример Пикалево. Бизнес пытался свернуть производство, но жителям удалось отстоять город и добиться вмешательства властей.
– В данном случае государство взяло на себя повышенные социальные обязательства. Как экономический субъект Пикалево не рентабелен или, как минимум, экономически неустойчив, но людей туда привезли, и теперь там, откуда они приехали, они уже никому не нужны. И если из Пикалево уйдет бизнес, люди останутся у разбитого корыта. Это очень сложная история, демонстрирующая перекосы национальной политики в области экономического и пространственного развития. 

– А есть, на Ваш взгляд, удачные примеры развития городов в России?
– Мне нравится то, что сейчас происходит в Калуге: по инициативе администрации за несколько последних лет там удалось выстроить экономику нового порядка, для чего разработали специальную инвестиционную программу, создали условия, чтобы производители строили завод именно в их области. Теперь там собираются несколько марок машин, открыт технопарк Samsung и идет разговор о том, чтобы построить международный аэропорт для менеджмента производств, состоящего из иностранцев. Присутствие в городе людей другой культуры тоже оказывает сильное влияние на среду.

– Как «Никола-Ленивец» встраивается в концепцию этой бурной экономики?
– Этот проект развивается правильно, запрашивая не дотации, а средства на развитие: дайте нам миллиард рублей и мы устроим людей, проживающих в ближайших деревнях, к себе на работу, а через 10 лет вернем вам этот миллиард, или как минимум будем сами себя обеспечивать. Любой проект должен быть экономически устойчив, я всегда говорю об этом городским активистам.
Егор Коробейников
zooming
Никола-Ленивец. Фото предоставлено Никола-Ленивцом

– И все же в масштабах российских территорий даже «Никола-Ленивец» - это скорее микро. А можем ли мы говорить про возможность макроизменений?
– Сознание сверху будет меняться, когда поменяется сознание снизу. До тех пор, пока обычные горожане не осознают, что платя налоги, они могут относиться к властям как к служителям, а не как к распорядителям, те так и будут ездить с мигалками по встречной полосе, сколько бы ни говорилось об общественных пространствах, велодорожках, петанке. Все, что сейчас делается, увы, в большей степени ширма. Это не структурные, не системные изменения. То, что появился парк Горького, не означает, что система принятия решений поменялась. Городское пространство есть там, где люди сами определяют, чем они будут заниматься в данном месте в рамках закона. А когда им определяют, где они устраивают митинги, где они выгуливают собак, а где слушают музыку, то это мне кажется не адекватным. 

Все время нужно задаваться вопросами: зачем, почему именно так? Какова целесообразность принятия тех или иных решений, насколько они меняют ситуацию и не испортят ли ее через 5 лет. Если взять пример с Пермью, то там новая культурная среда не была институциализирована, не было создано инфраструктуры для того, чтобы люди смогли себя в этом проявить. Приезжали московские культуртрегеры, но с местным сообществом ничего не происходило, был только антагонизм между тем, как в Москве знают и как пермские художественные деятели не знают и отстали от мира. Но когда уехали эти культуртрегеры, ничего не осталось. Четыре года, как в похмелье.
Никола-Ленивец. Объект «Штурм неба», архитектурное бюро Manipulazione Internazionale, фото: Андрей Ягубский

– Ну что-то же хорошее осталось?
– Хорошие люди. Это единственное, что меня сейчас вдохновляет. Наша школа для городских активистов, организованная совместно с Высшей школой урбанистики, – это лучшее событие, которое со мной случилось за последнее время. Этот проект мне дал новые силы и маленькую надежду на то, что у нас есть возможность поменять наши города. 

– Люди приезжали туда с какими-то конкретными проектами?
– Школа принимала только участников с проектами. Она состояла из двух потоков – теоретического и практического. В рамках теоретического курса мы читали лекции, пытаясь показать всю широту сферы деятельности городского активиста, а также основы законодательства, бизнес-моделирования, медийного продвижения, о которых многие не имели никакого представления.

– Какие проекты Вам показались самыми яркими?
– Мне понравился проект «Урбан ковер», который мы назвали «Курбан ковер»: он призван решить проблему недостатка молельных пространств во время мусульманских праздников. Автор второго проекта разработал арт-пространство в самом центре Нальчика и приехал с вопросами, что с ним делать дальше и как на этом можно зарабатывать. Мы разработали конкретные рекомендации, и в феврале он приглашает нас на это мероприятие. Был еще очень полезный проект в Великом Новгороде, где ребята пробивают удобный пешеходный переход через ж/д пути. Сейчас РЖД пообещали построить этот переход.

– А насколько, по-Вашему, будет востребована образовательная программа Центра территориальных инициатив «Архполис»? 
– Эта программа готовит «умных девелоперов», которые будут подходить к развитию территорий немного более осмысленно, имея багаж успешных зарубежных и российских кейсов и понимая, какие инструменты можно использовать для эффективного управления территорией в наших российских реалиях. Кейс «Никола-Ленивца» как пример данного подхода мне очень нравится, и я считаю, что этот сценарий вполне применим к другим территориям в России, которые пока что не очень привлекательны. Мне кажется, чем больше будет появляться профессионалов на разных уровнях, тем больше мы будем говорить на одном языке, тем проще нам будет договариваться и вырабатывать общее видение. Многим западным людям не нужно объяснять какие-то вещи, потому что они и так знают их с детства, уровень гражданской сознательности у них гораздо выше. Подобные программы помогают нам к этому приблизиться, по крайней мере, понять, как работает город, территория, что можно или нельзя с ней делать. 
zooming

– Как изменился рубрикатор портала после того, как UrbanUrban начал сотрудничество с «Архполисом»?
– Мы определили для себя пять основных тем, которые намерены всесторонне освещать. Первая тема связана с временным использованием и переосмыслением пространств и привнесением нового смысла в старые пространства. Это все, что касается бывших промзон, пустырей и т.д. Вторая тема связана с развитием местных сообществ, городским активизмом, с участием людей в принятии важных городских решений, которые впоследствии влияют на их жизнь. Третье, за чем мы намерены следить, - это информационные технологии и технологии в широком смысле, меняющие жизнь в городах. Еще одна важнейшая тема – это образование в сфере урбанистики и городского планирования. И, наконец, социальное предпринимательство как инструмент и набор практик, позволяющих по-новому, с экономической точки зрения принимать важные социальные и городские вызовы.

– Найдены ли уже какие-нибудь яркие проекты, которые изменили среду и могут служить примерами для подражания?
– Мы начали поиск новых героев за пределами МКАД и нашли их в Пензе, Вологде, Петербурге и других городах, поняв, что уже сейчас есть огромное количество людей, которые меняют вокруг себя среду. Мне кажется, мы являемся платформой для того, чтобы про молодых людей узнавали. Важно показать возникшую тенденцию и сделать ее популярной. Это помогает активистам продолжать свою деятельность, а в читателях они могут найти будущих партнеров.

Кроме того, мы сознательно продолжаем рассказывать о том, какие похожие вопросы решаются в Лондоне, Барселоне, Риме и других городах по всему миру, включая наших ближайших соседей из бывших социалистических стран. Я хочу, чтобы людям стало невыносимо от того, как они живут. И при этом дать им надежду, показать примеры, которые демонстрируют, что именно от них все и зависит. Если они хотят жить как в Нью-Йорке или Берлине, то за них этого никто не сделает. Каждый может участвовать в этом процессе улучшения: кто-то газон сажать, кто-то давать льготный кредит, а кто-то просто улыбаться. 

25 Октября 2013

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.