04.02.2013

Белоснежный квартал. На набережной

Офисный комплекс «Аквамарин» построен на Озерковской набережной на месте бывшей промзоны, и архитекторы бюро «SPEECH Чобан&Кузнецов» фактически заново переосмыслили градостроительную структуру этого места.

информация:

Офисный комплекс «Аквамарин».  Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Первоначально под комплекс из нескольких зданий с офисами и апартаментами было выделено два соседних участка, вытянутых перпендикулярно Озерковской набережной. По достоинству оценив масштаб предстоящей застройки и ее расположение в самом центре столицы, архитекторы поставили перед собой задачу не ограничиваться проектированием обычного МФК, но разработать новую типологическую единицу – «комплекс на набережной», – которой так не хватает Москве. По замыслу бюро «SPEECH Чобан&Кузнецов», новый объект должен был одновременно обладать представительным фасадом, хорошо читаемым с воды, и создавать на месте бывшей промзоны уютную городскую ткань с улочками, проходными дворами, тупиками. Исходя из этого и создавалась градостроительная концепция: центральной осью композиции была задумана выходящая на набережную и живописно изогнутая в плане пешеходная улица. И хотя позже северо-западный участок был исключен из программы, это композиционное решение архитекторам удалось сохранить.
Офисный комплекс «Аквамарин». Генплан © SPEECH
Офисный комплекс «Аквамарин». Генплан © SPEECH

В итоге строительство комплекса велось на территории площадью 1,44 га, вместившей в себя четыре корпуса, разделенных несколькими внутриквартальными улочками. Центральная пешеходная зона и сформировала генплан – изогнувшись упругой дугой, она соединила набережную и площадь, образованную перекрестком двух внутренних проездов. Ширина этой улицы плавно варьируется: по мере приближения к набережной она расширяется, гостеприимно приглашая войти на территорию комплекса, затем сужается и пересекается с короткой улочкой, «простреливающей» от самого большого офисного здания и акцентированной его порталами, и уже затем приводит на упомянутую площадь. Впрочем, эффектная кривая внутриквартальной улицы определена еще и конфигурацией самого большого корпуса. Для того, чтобы «увести» офисный фасад от соседнего жилого дома, его выгнули дугой, увеличив разрыв между зданиями на 15 метров. Криволинейная форма и увеличившаяся дистанция между домами обеспечила последним большую приватность и визуальную независимость.
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов

Первые этажи, обращенные к новой улице, отданы под магазины, кафе, рестораны и открыты для горожан. Проект планировки специально предусматривает возможность создания здесь небольших помещений – до 100 кв.м., – что должно стать залогом насыщения нового квартала разнообразной инфраструктурой. Максимально доступными здесь планируется сделать и кровли: авторы проекта перенесли все техническое оборудование зданий на верхний уровень, тем самым максимально освободив пространство крыш. Интересно, что сами эти террасы возникли как ответ на градостроительную ситуацию: высота зданий увеличивается постепенно – с 5 до 11 этажей, обеспечивая органичную связь с окружающими строениями и отвечая требованиям ландшафтно-визуального анализа.
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов

Три корпуса «Аквамарина» занимают офисы, а четвертый, наименьший по площади, отдан под апартаменты. Разные по габаритам и формам, архитектурно здания тем не менее решены одинаково – поверх стеклянных одеяний фасадов наложена белоснежная сетка, горизонталями которой выступают межэтажные перекрытия, а вертикалями сдвоенные полуколонны, которые историку могли бы напомнить о «пролетарской классике» Ивана Фомина – впрочем, авторы и не скрывают, что вдохновлялись его архитектурой. Но если в 1930-е годы лишенные капителей бетонные «колонны» Фомина вытянулись на высоту многих этажей, то теперь они стали частью уже не бетонной, а металлической оболочки зданий. Особенно эффектны скругленные углы, где блестящее гнутое стекло, обрамленное вертикалями сдвоенных тяг, увенчано острыми треугольниками карнизных плит. Активные вертикали обогащают пластику, задают ритм и усиливают выразительность перспективы бульвара.

Только самый большой, четвертый комплекс имеет несколько иную пластику фасада: с полуколоннами крупное здание выглядело бы очень массивным, поэтому для него был найден другой вид вертикалей – выступающих из плоскости фасада тонких ребер, которые напоминают о поисках послевоенного модернизма. Такое решение оправдано и конструктивно: именно в этом корпусе наружные стены являются навесными, тогда как во всех остальных они выполнены из монолита. Главный вход акцентирован внушительным застекленным порталом, через который можно увидеть вестибюль с атриумом и курдонер, обращенный к жилому дому, а над окнами первого этажа предусмотрены стеклянные фрамуги, в которых можно размещать вывески и рекламу.
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов

Архитекторы очень тщательно подошли к выбору материала для отделки фасадов: отказавшись от имитации камня в композите, они искали металл, который бы выглядел именно как металл. Белый цвет призван подчеркнуть блеск и легкость, а также заставить новый комплекс контрастировать с окружающей застройкой, выделяясь на фоне доминирующих на набережной кирпичных и штукатурных фасадов. Не менее важно было найти оптимальную концентрацию металлического блеска, чтобы, по словам Сергея Чобана, «здание не напоминало холодильник». Идеально подошли алюминиевые композитные панели Goldstar – они легкие, красиво отсвечивают и дают тонкий рефлекс. Также педантично выбиралось и стекло. Остановились на прозрачном стекле с сероватым оттенком. Четкий ритм вертикальных членений хорошо читается на его зеркальном фоне.
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов

Сами авторы в шутку называют свое творение «макетом в натуральную величину», и это определение объясняет как кажущуюся легкость комплекса, так и его нарочитую обособленность от контекста. Белоснежный и современный «Аквамарин» не только стал самодостаточной городской единицей, но и смог организовать окружающую его хаотическую застройку.
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». Фотография © Илья Иванов
Офисный комплекс «Аквамарин». План первого этажа © SPEECH
Офисный комплекс «Аквамарин». План первого этажа © SPEECH

поставщики, технологии:


последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Порошкина
  • Левон Айрапетов
  • Карен Сапричян
  • Марк Сафронов
  • Александр Попов
  • Константин Ходнев
  • Михаил Канунников
  • Кристина Павлова
  • Александр Скокан
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Илья Уткин
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Наталья Сидорова
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Кузнецов
  • Павел Андреев
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Реутт
  • Юлий Борисов
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Рустам Керимов
  • Наталия Зайченко
  • Олег Карлсон
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Юрий Сафронов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Олег Шапиро
  • Андрей Романов
  • Александр Порошкин
  • Вероника Дубовик
  • Юлия Тряскина
  • Полина Воеводина
  • Александр Асадов
  • Иван Рубежанский
  • Евгений Подгорнов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Васильев
  • Анатолий Столярчук
  • Катерина Грень
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Плоткин
  • Арсений Леонович
  • Всеволод Медведев
  • Василий Крапивин
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Загородный дом
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи