Арабески в эллинге

3 июня, в последний день «Арх Москвы» в пространстве эллинге «курорта Пирогово» открылась архитектурная выставка «Арабески», спроектированная Юрием Аввакумовым. Выставка продлится четыре месяца

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

12 Июня 2007
mainImg

Эллинг – это такой большой гараж для яхт, с огромным по всем параметрам пространством без внутренних перегородок. Верхняя половина одной из длинных стен занята окнами, поэтому там много дневного света, особенно под вечер. Хорошее место для большой выставки, оно похоже на Манеж, особенно в послепожарном виде с открытыми балками, а в некотором смысле даже лучше, потому что смотрится неформальнее. Полгода назад Юрий Аввакумов уже устраивал в пироговском эллинге выставку «Легкость бытия» из соцартистских картин Виноградова и Дубосарского, которые висели в павильонах, выгороженных из дощатых строительных поддонов во внутреннем пространстве эллинга – этаком мини-ВДНХ из подручных материалов.

Теперь Юрий Аввакумов использовал те же поддоны, но покрасил их в синий цвет и расставил вдоль одной из длинных стен полуовалом, разделив выставляемые проекты между собой выступающими стенками. Пространство, таким образом, осталось почти нетронутым – и впечатляет цельностью, масштабом и «водными» ассоциациями – гигантский синий стенд можно понять как намек на волну, покрытую рябью отдельных стендов. Он поставлен вдоль западной стены, в которой окна, поэтому солнце имеет шанс осветить экспозицию только косыми лучами перед заходом, и все остальное время света достаточно, но он рассеянный и удобный.

Вдоль противоположной восточной стены тянется сооружение, по высоте напоминающее барную стойку – на которой расставлены мониторы, показывающие записи танцев, срежиссированные Дмитрием Булыгиным, снятые американским оператором Джорджем О'Брайеном и в сопровождении музыки группы «Ядерный лось». Каждый клип посвящен одному из выставленных проектов, они начинаются с названия архитектурного проекта и заканчиваются планами и макетами – для того, чтобы архитектуру и танец было удобнее сопоставить. Впрочем, можно сидеть перед монитором у «барной стойки» и обозревать выставку издалека, а можно бродить вдоль стендов. На открытии вдоль стойки ездили официанты на роликовых коньках.

В танцах – вся соль кураторского замысла, сопоставляющего архитектуру и хореографию, чего у нас, говорит куратор, не было со времен Айседоры Дункан. На Западе наоборот, подобные кросс-сопоставления разных видов искусств, берущие начало в практике «Баухауза», очень популярны, им даже посвящено много диссертаций.

Итак, с одной стороны – архитектурная выставка, с другой стороны – она же, но «станцованная». При этом, уточняет Юрий Аввакумов, «девушки танцуют» не просто архитектуру, а внутреннее пространство каждого дома – именно оно, а не фасады, важнее всего в загородном доме, предназначенном для жизни одной семьи на природе. А еще важнее какие виды будут открываться из окон еще не построенных домов, поэтому третий элемент выставки – виды окрестностей будущих домов, сделанные с точек, указанных архитекторами. Фотографии составляют третий «слой» выставки, будучи выстроены лентами выше архитектурных планов и фасадов.

Все вместе должно сплестись в сознании посетителя выставки в арабеску – что, как известно, означает растительный орнамент, геометризованный вплоть до превращения в абстрактный, как правило очень изысканный и сложный, узор. Это же слово часто относят к танцам (правда восточным), и шире – к произведениям искусства, сюжет которых достаточно абстрактен или сплетается, как бесконечная причудливая нить. В замысле Юрия Аввакумова растительная часть арабески – это природа и пейзажи Пирогова, геометрическая – это архитектура, а танец – то, что помогает осмыслить из взаимодействие, превратить выставку в многомерное исследование «коллекции Пирогова».

Дома, осмыслению архитектуры которых посвящена столь эффектная, глубокомысленная и артистичная экспозиция, еще не построены. Их планируется соорудить на территории «курорта Пирогово» – места, для Подмосковья уникального совмещением дорогого элитного бытия и концептуального творчества. Здесь проходила «Арт-Клязьма», а еще здесь существует яхт-клуб и поля для гольфа.

На выставке показаны проекты 10-ти очень больших вилл приблизительно по 2 тыс. кв. м каждая – их планируется построить между гольф-полями. А также шести маленьких, 5 на 8 метров, домиков для яхтсменов в бухте рядом с причалом. Все дома заказаны хорошо известным, можно даже сказать знаковым архитекторам, и поэтому должны в число своих многочисленных достоинств включить, помимо прочего, авторство знаменитостей, в целью стать подобием энциклопедии всего лучшего, чем сейчас обладает наша и отчасти иностранная архитектура в области частных загородных вилл. Ради такой коллекции и сплясать не жалко…

Проекты – и больших, и маленьких домов – последние, надо сказать, двухэтажные и в них спокойно можно переночевать, но по сравнению с гигантами-двухтысячниками они кажутся миниатюрными, – все очень разные, но при желании их можно классифицировать. Есть, например, изогнутые – два подковообразных дома от Николая Лызлова и дом-дракон Тотана Кузембаева; дом, спроектированный куратором экспозиции Юрием Аввакумовым имеет, может быть, самый оригинальный план – крестообразный. А есть дома прямые, разной степени линейности – апогеем последней надо признать дом-ракету от «Арт-Бля». Некоторые дома посильнее выступают из земли, а некоторые – закапываются в землю; есть дома разбившиеся на два равных блока и наоборот, собранные в один компактный объем. Два классицистических дома интерпретируют две противоположные разновидности загородного жилья – виллу (Илья Уткин) и дачу (Михаил Белов). Словом, почти все и на разные вкусы.

Проект Пирогова многократно назван уникальным – пока что это единственный российский прецедент собирания архитектуры от современных знаменитостей в одном месте. И превращения коммерческого проекта в отчасти художественный. Размах и многослойная концептуальность выставки хорошо отвечает двойственному характеру показанного материала – первый отражает элитную коммерческую составляющую, вторая – артистическую и энциклопедическую.

Фотографии Юлии Тарабариной
В очень большом выставочном пространстве официанты, разносившие вернисажные орешки, передвигались на роликах, как в «Ашане»
В противоположной части выставки стоят мониторы, показывающие видеоролики в танцами, соответствующими внутреннему пространству каждого дома. Здесь - домики яхтсменов Владимира Плоткина
Некоторые макеты прилепились непосредственно к синим доскам стендов, как например «дом-дракон» Тотана Кузембаева...
...и яхтенный домик Владимира Плоткина
Дом-ракета группы «А-Б»
Дом у 5-й лунки, Александр Бродский


12 Июня 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Экспонат в натуре
В подмосковном курорте «ПИРогово» открылась выставка проектов-победителей международного конкурса Dedalo Minosse. Правда, ее главным экспонатом стал сам курорт «ПИРогово», в прошлом году удостоившийся этой престижной премии.
Храм за стеной
В лесах курорта «Пирогово», хорошо известного поклонникам современного искусства и архитектуры, медленно, но верно строится новое здание, включающее в себя конюшню, манеж и гостиницу – все, что необходимо состоятельным любителям конного спорта. Этот проект уже достаточно хорошо известен и несколько раз опубликован в профессиональных журналах. Однако же он достаточно интересен для того, чтобы поговорить о нем еще раз.
Тотан Клязьминский
В Центральном Доме архитектора по приглашению Центра современной архитектуры (Ц:СА) прошла лекция бывшего «бумажника», мастера деревянных домов и домиков и просто замечательного художника, который несколько лет назад нашел «своего» заказчика – Тотана Кузембаева
Маньеризм от модернизма
Ансамбль из двух домов, спроектированный Николаем Лызловым для Пирогова, сочетает чистоту форм с изысканностью их трактовки, давая в сумме сложносочиненный образ, растворенный в окружающей природе, но исподволь настраивающий ее на собственный лад
Арабески в эллинге
3 июня, в последний день «Арх Москвы» в пространстве эллинге «курорта Пирогово» открылась архитектурная выставка «Арабески», спроектированная Юрием Аввакумовым. Выставка продлится четыре месяца
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.