21.11.2007

Тотан Клязьминский

В Центральном Доме архитектора по приглашению Центра современной архитектуры (Ц:СА) прошла лекция бывшего «бумажника», мастера деревянных домов и домиков и просто замечательного художника, который несколько лет назад нашел «своего» заказчика – Тотана Кузембаева

информация:

открыть большое изображение

На лекцию собрались не только студенты, как это часто бывает на подобных встречах, но в зал также уверенно прошагали люди в темных костюмах с кейсами, чем подтвердили слова, вынесенные в название лекции об обязательном в архитектуре триединстве – «архитектора, заказчика и строителя».

Представляя архитектора, директор Центра современной архитектуры Ирина Коробьина сказала, что, когда она привозит в Москву очередного западного архитектора, то непременно везет его «на Клязьму, к Тотану», который, несмотря на всю свою самобытность, говорит с ними на равных и вообще имеет «сильную творческую интуицию, которая порой заменяет ему и знания, и опыт».
Надо сказать, что самобытность Кузембаева – понятие относительное; она из тех самобытностей, которые прекрасно вписываются в современный европейский контекст. Архитектор строит по преимуществу из дерева, и в основном – в «курорте Пирогово», известном в частности тем, что там проходила «Арт-Клязьма». Все это строится для одного заказчика, успевшего снискать себе славу если не мецената, но уж по меньшей мере покровителя современного искусства и архитектуры. Помимо Кузембаева, на этом артистичски-яхтенном курорте отметились Александр Бродский, группа А-Б, Николай Лызлов; но раньше всех в Пирогове начал строить, и больше всех построил Тотан Кузембаев.

Тотан Кузембаев начал лекцию с того, что признался в своей любви к заказчику, и определил участников процесса таким образом: об архитекторе (самокритично) – разновидность древнейшей профессии, а к тому же «паразит, который получает удовольствие за счет другого», реализует свои фантазии за счет заказчика. О заказчике (вежливо) – он «хочет реализовать свою мечту, имея при этом деньги». И, наконец о строителях (нейтрально) – они в этой череде имеют меньше всего амбиций, «потому что их цель просто заработать денег».

Своего заказчика, а потом и строителя Тотан Кузембаев нашел примерно на середине своего творческого пути. Сначала, в первой половине 1990-х, архитектура была никому не нужна, и он был свободным художником, ездил в Европу и США, а иногда поделывал камины и лестницы для загородных домов. Затем заказчик со словами – «а не заняться ли нам чем-нибудь серьезным?» - предложил Кузембаеву построить на только что купленной земле родовое гнездо. Дом, изогнутый таким образом, чтобы сохранить все деревья, так и не был достроен, поскольку пришел час для «по-настоящему серьезного дела» – реконструкции курорта «Пирогово», части Клязьминского водохранилища. С этого момента, а именно с начала 2000-х годов, и началось современное освоение курорта «Пирогово», прочно ассоциирующееся сейчас с именем Тотана Кузембаева.

Первым, что архитектор наметил в районе водохранилища, был дом для гостей. Цель заказчика была прагматичной – раз к нему постоянно приезжают друзья, которые не хотят уезжать, то нужно построить такой дом, чтобы в нем нельзя было жить. На это архитектор придумал дом, который будет качаться из стороны в строну: «встанет гость с утра с похмелья и не поймет, то ли дом качается, то ли его качает». Так появился проект «Дома-качели», который, к сожалению, тоже не был построен.

Вскоре после обследования места появился первый реальный объект. «Человеку всегда хочется забраться повыше, после того как он взобрался, ему хочется там сесть, а после того как сел, хочется и крышу над головой иметь». Так появились «Красные гостевые домики» – легкие деревянные корпуса, стоящие на высоких ногах и выходящие к воде большим полукруглым балконом. Эти дома, рассказывает архитектор, постоянно кто-то хочет купить и переставить к себе – звонят даже с Юга.

«Дом-эллинг» тоже родился из несерьезной необходимости: на пристани нужен был домик, где можно было бы быстро переодеться перед катанием на лодке и поставить эту самую лодку – то есть классический эллинг. В итоге над водой появился двухэтажный дом, утепленный еще и на зиму, а лодку так и решили оставить на реке. Недалеко от дома – протянувшийся к пристани мост, который впоследствии был «расхватан на цитаты»: в Подмосковье появились еще дома с мостами-ответвлениями, ведущими в чайные и другие беседки, пусть даже и не над водой.

Если архитектура является отражением социально-экономической ситуации в государстве, то дом это лицо заказчика – считает архитектор. В качестве примера он приводит дом одного молодого человека, пожелавшего остаться неизвестным, который хотел, чтобы его жена не встречалась с его девушкой, и вообще никто никого не видел, кроме него самого. Так в «Доме с причалом» получилось 4 входа и 3 выхода – своего рода домашний лабиринт или лабиринт для домашних.

В одном из домов единственным пожеланием заказчика было, чтобы его кабинет был расположен рядом со спальней. На таком незатейливом ТЗ архитектор и решил, как он сам говорит, оторваться и нарисовал по диагонали прямую, которая пересекает круг. Из этого рисунка появился знаменитый «Дом-телескоп», где роль прямой играет главная лестница дома, а роль круга – кабинет.

Конечно, Тотан Кузембаев строит не только на Клязьминском водохранилище, его постройки есть и в городской среде, однако именно там, на живописных просторах, у реки нашел архитектор своего – отдыхающего – заказчика. По словам архитектора, он не стремится покорить поднебесье и не строит дворцы, а просто наслаждается спрятанным в бугорке гаражом, с которого зимой можно кататься как с горки или сложенным из шишек камином.

открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Иванов
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Магда Чихонь
  • Игорь Шварцман
  • Лукаш Качмарчик
  • Валерий Лукомский
  • Шимон Матковски
  • Николай Переслегин
  • Олег Карлсон
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Андрей Романов
  • Константин Ходнев
  • Арсений Леонович
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Петр Фонфара
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Наталия Шилова
  • Карен Сапричян
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Бирюков
  • Левон Айрапетов
  • Олег Мединский
  • Андрей Асадов
  • Роман Леонидов
  • Иван Кожин
  • Станислав Белых
  • Сергей Переслегин
  • Павел Андреев
  • Сергей  Орешкин
  • Зураб Басария
  • Наталья Сидорова
  • Екатерина Грень
  • Магда Кмита
  • Александр Асадов
  • Антон Надточий
  • Николай Миловидов
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Явейн
  • Михаил Канунников
  • Олег Шапиро
  • Георгий Трофимов
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерия Преображенская
  • Александра Кузьмина
  • Вера Бутко
  • Никита Токарев
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Ковалёв
  • Юлий Борисов
  • Сергей Кузнецов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Труханов
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи