Тотан Клязьминский

В Центральном Доме архитектора по приглашению Центра современной архитектуры (Ц:СА) прошла лекция бывшего «бумажника», мастера деревянных домов и домиков и просто замечательного художника, который несколько лет назад нашел «своего» заказчика – Тотана Кузембаева

Автор текста:
Ирина Фильченкова

21 Ноября 2007
mainImg

Архитектор:

Тотан Кузембаев

На лекцию собрались не только студенты, как это часто бывает на подобных встречах, но в зал также уверенно прошагали люди в темных костюмах с кейсами, чем подтвердили слова, вынесенные в название лекции об обязательном в архитектуре триединстве – «архитектора, заказчика и строителя».

Представляя архитектора, директор Центра современной архитектуры Ирина Коробьина сказала, что, когда она привозит в Москву очередного западного архитектора, то непременно везет его «на Клязьму, к Тотану», который, несмотря на всю свою самобытность, говорит с ними на равных и вообще имеет «сильную творческую интуицию, которая порой заменяет ему и знания, и опыт».
Надо сказать, что самобытность Кузембаева – понятие относительное; она из тех самобытностей, которые прекрасно вписываются в современный европейский контекст. Архитектор строит по преимуществу из дерева, и в основном – в «курорте Пирогово», известном в частности тем, что там проходила «Арт-Клязьма». Все это строится для одного заказчика, успевшего снискать себе славу если не мецената, но уж по меньшей мере покровителя современного искусства и архитектуры. Помимо Кузембаева, на этом артистичски-яхтенном курорте отметились Александр Бродский, группа А-Б, Николай Лызлов; но раньше всех в Пирогове начал строить, и больше всех построил Тотан Кузембаев.

Тотан Кузембаев начал лекцию с того, что признался в своей любви к заказчику, и определил участников процесса таким образом: об архитекторе (самокритично) – разновидность древнейшей профессии, а к тому же «паразит, который получает удовольствие за счет другого», реализует свои фантазии за счет заказчика. О заказчике (вежливо) – он «хочет реализовать свою мечту, имея при этом деньги». И, наконец о строителях (нейтрально) – они в этой череде имеют меньше всего амбиций, «потому что их цель просто заработать денег».

Своего заказчика, а потом и строителя Тотан Кузембаев нашел примерно на середине своего творческого пути. Сначала, в первой половине 1990-х, архитектура была никому не нужна, и он был свободным художником, ездил в Европу и США, а иногда поделывал камины и лестницы для загородных домов. Затем заказчик со словами – «а не заняться ли нам чем-нибудь серьезным?» - предложил Кузембаеву построить на только что купленной земле родовое гнездо. Дом, изогнутый таким образом, чтобы сохранить все деревья, так и не был достроен, поскольку пришел час для «по-настоящему серьезного дела» – реконструкции курорта «Пирогово», части Клязьминского водохранилища. С этого момента, а именно с начала 2000-х годов, и началось современное освоение курорта «Пирогово», прочно ассоциирующееся сейчас с именем Тотана Кузембаева.

Первым, что архитектор наметил в районе водохранилища, был дом для гостей. Цель заказчика была прагматичной – раз к нему постоянно приезжают друзья, которые не хотят уезжать, то нужно построить такой дом, чтобы в нем нельзя было жить. На это архитектор придумал дом, который будет качаться из стороны в строну: «встанет гость с утра с похмелья и не поймет, то ли дом качается, то ли его качает». Так появился проект «Дома-качели», который, к сожалению, тоже не был построен.

Вскоре после обследования места появился первый реальный объект. «Человеку всегда хочется забраться повыше, после того как он взобрался, ему хочется там сесть, а после того как сел, хочется и крышу над головой иметь». Так появились «Красные гостевые домики» – легкие деревянные корпуса, стоящие на высоких ногах и выходящие к воде большим полукруглым балконом. Эти дома, рассказывает архитектор, постоянно кто-то хочет купить и переставить к себе – звонят даже с Юга.

«Дом-эллинг» тоже родился из несерьезной необходимости: на пристани нужен был домик, где можно было бы быстро переодеться перед катанием на лодке и поставить эту самую лодку – то есть классический эллинг. В итоге над водой появился двухэтажный дом, утепленный еще и на зиму, а лодку так и решили оставить на реке. Недалеко от дома – протянувшийся к пристани мост, который впоследствии был «расхватан на цитаты»: в Подмосковье появились еще дома с мостами-ответвлениями, ведущими в чайные и другие беседки, пусть даже и не над водой.

Если архитектура является отражением социально-экономической ситуации в государстве, то дом это лицо заказчика – считает архитектор. В качестве примера он приводит дом одного молодого человека, пожелавшего остаться неизвестным, который хотел, чтобы его жена не встречалась с его девушкой, и вообще никто никого не видел, кроме него самого. Так в «Доме с причалом» получилось 4 входа и 3 выхода – своего рода домашний лабиринт или лабиринт для домашних.

В одном из домов единственным пожеланием заказчика было, чтобы его кабинет был расположен рядом со спальней. На таком незатейливом ТЗ архитектор и решил, как он сам говорит, оторваться и нарисовал по диагонали прямую, которая пересекает круг. Из этого рисунка появился знаменитый «Дом-телескоп», где роль прямой играет главная лестница дома, а роль круга – кабинет.

Конечно, Тотан Кузембаев строит не только на Клязьминском водохранилище, его постройки есть и в городской среде, однако именно там, на живописных просторах, у реки нашел архитектор своего – отдыхающего – заказчика. По словам архитектора, он не стремится покорить поднебесье и не строит дворцы, а просто наслаждается спрятанным в бугорке гаражом, с которого зимой можно кататься как с горки или сложенным из шишек камином.

zooming
zooming
zooming


Архитектор:

Тотан Кузембаев

21 Ноября 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Пирогово

Экспонат в натуре
В подмосковном курорте «ПИРогово» открылась выставка проектов-победителей международного конкурса Dedalo Minosse. Правда, ее главным экспонатом стал сам курорт «ПИРогово», в прошлом году удостоившийся этой престижной премии.
Храм за стеной
В лесах курорта «Пирогово», хорошо известного поклонникам современного искусства и архитектуры, медленно, но верно строится новое здание, включающее в себя конюшню, манеж и гостиницу – все, что необходимо состоятельным любителям конного спорта. Этот проект уже достаточно хорошо известен и несколько раз опубликован в профессиональных журналах. Однако же он достаточно интересен для того, чтобы поговорить о нем еще раз.
Тотан Клязьминский
В Центральном Доме архитектора по приглашению Центра современной архитектуры (Ц:СА) прошла лекция бывшего «бумажника», мастера деревянных домов и домиков и просто замечательного художника, который несколько лет назад нашел «своего» заказчика – Тотана Кузембаева
Маньеризм от модернизма
Ансамбль из двух домов, спроектированный Николаем Лызловым для Пирогова, сочетает чистоту форм с изысканностью их трактовки, давая в сумме сложносочиненный образ, растворенный в окружающей природе, но исподволь настраивающий ее на собственный лад
Арабески в эллинге
3 июня, в последний день «Арх Москвы» в пространстве эллинге «курорта Пирогово» открылась архитектурная выставка «Арабески», спроектированная Юрием Аввакумовым. Выставка продлится четыре месяца

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.