Архитектура как добавочная стоимость

В Москве открылся фестиваль Office Next. Рассказываем о выступлениях Сергея Чобана, Бориса Левянта, Сергея Эстрина и других, а также – о победителях небольшого конкурса на проект шоу-рума на Art Play.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

16 Мая 2012
mainImg
Вчера в Москве стартовал Office Next Moscow 2012, организуемый порталом Officenext.ru третий год подряд. По формату это мероприятие больше всего похоже на то, что в нашей стране называют фестивалем, но организаторы предпочитают этим словом не пользовать и называют его «главным профессиональным событием года для офисной индустрии». Событие длится три дня (15-17 мая) во втором корпусе Art Play на Яузе, самом большом и недавно открытом. Оно состоит из трех частей: выставки офисной мебели и стендов производителей отделочных материалов (OfficeNext Trends), конференции (OfficeNext Talks) и премии (Best Office Awards), где награждают офисные здания и интерьеры за год. Премию вручат вечером 17 мая.
Фотографии Юлии Тарабариной

Придя вчера к началу мероприятия, мне удалось обнаружить в новом белом зале Арт Плея довольно-таки внушительную подборку стендов различных компаний-производителей; на замечательно широком балконе с видом на Яузу – маленькое разноцветное кафе со стульями, прикрученными для красоты к потолку, сделанное по проекту бюро «Поле дизайн». На антресоли – не слишком большую выставку стеновых панелей и мебели, и там же планшеты с проектами небольшого, хотя и приятного конкурса участников конкурса (подробнее см. здесь же ниже). Выставки проектов, представленных на премию, не нашлось (ее нет, все проекты показаны в каталоге).
Кафе (стенд Ergonomic Project HM). Авторы Владимир Кузьмин и Мила Фидельман, бюро «Поле дизайн»

Конференция, которую в прошлом году организаторы называли Event, а теперь переименовали в Talk, занимает два дня: первый день, по признанию устроителей и участников, более архитектурный, поэтому расскажем немного о нем.

Он состоял из четырех частей: вначале обсуждали тенденции развития офисной недвижимости. Затем – все то, что формирует added value, то есть, говоря языком школьной политэкономии, добавочную стоимость для этой офисной недвижимости (главными фигурантами здесь оказались свет, архитектура и экология). И наконец, две последние части были посвящены дизайну и устройству офисных интерьеров. Конференцию в целом (во всяком случае ее первую часть) можно понять как встречу специалистов из различных смежных специальностей, где каждый вкратце рассказывает коллегам о специфике и основных правилах своей работы (не вдаваясь в детали, регламент соблюдался строжайше и вообще надо сказать что конференция была организована хорошо и стройно). Человеку, не погруженному в проблемы офисной недвижимости целиком, такой подход позволяет посмотреть на отрасль в целом, скажем так, со стороны. А для профессионалов это повод пообщаться, что собственно и бывает главной целью таких конференций в любой области бизнеса.

Итак, рассматривая область офисной недвижимости, до некоторой степени, со стороны, из прослушивания докладов и дискуссий можно сделать примерно следующие выводы. С одной стороны наша офисная недвижимость развилась за очень короткий срок (20 лет) и сейчас в ней есть все или почти все, с другой стороны, и это прямое следствие короткого срока развития – этот рынок, как и многие другие у нас, очень пёстр.

В течение одного дня можно было увидеть людей, с блеском в глазах рассуждающих о том, как запихнуть в офис побольше людей и как сделать так, чтобы они работали едва ли не круглосуточно – и услышать ремарку Алексея Полякова из Совета по экологическому строительству в России (RuGBC) о том, что хорошее здоровье работающего человека это вообще-то тоже ресурс, и если человек работает по 14 часов в сутки он когда-нибудь заболеет и возьмет больничный или сделает какую-нибудь важную ошибку, которая обойдется дороже.
Алексей Поляков, Совет по экологическому строительству в России (RuGBC)

Можно было услышать признание Станислава Бирюлина из управляющей компании CBRE о его намерении экономить, отдавая работу «проектировщикам для примера во Владимир» или еще куда-нибудь подальше, где работа архитектора стоит гораздо дешевле, чем в Москве. Его, надо сказать, никто не поддержал, началась довольно оживленная дискуссия в которой архитекторы отстаивали качество, а значит и дороговизну проектных решений и необходимость нормальных сроков для работы. Денис Кувшинников, руководитель интерьерного департамента ABD Architects, впрочем, резюмировал спор, сказав, что запросы заказчика могут быть разными, в том числе и минимальными. Не всем нужно очень высокое качество. Но, безусловно, если заказчику требуется офис элитный или хотя бы на европейском уровне, то здесь не слишком разумно экономить на проектировании, покупать иностранный проект для вторичного использования и слишком сжимать сроки – с этим согласилось большинство участников дискуссии.
Сергей Чобан, бюро SPEECH Чобан Кузнецов

На конференции выступили представители двух, вероятно, самых известных сейчас в Москве архитектурных бюро, специализирующихся (в том числе и) на работе с офисными зданиями и интерьерами. Сергей Чобан (бюро SPEECH Чобан   Кузнецов) рассказал о трех недавних проектах бюро, в которых по его убеждению, архитекторам удалось достичь гармонического единства внешнего образа и интерьера здания, а также достичь желаемого качества в целом и в деталях, хотя по словам Сергея Чобана (увы, справедливым) «качество российского строительства к сожалению до сих пор ужасает». Сергей Чобан показал Санкт-Петербург Плаза, стеклянную башню с фасадом «двоякой кривизны», интерьеры вестибюлей которой наполнены стеклянными плоскостями с принтами деталей классической архитектуры. Вторым объектом стало здание Новатек в Москве на Ленинском проспекте, где полосатые каменные панели фасадов находят отклик в очень похожей каменной фактуре интерьера. Третьим – интерьер офиса ВТБ в башне Федерация. По убеждению Сергея Чобана, здание важно продумывать до последней ручки: «ручка это очень важно, потому именно здесь через прикосновение происходит тактильный контакт человека и здания». Архитектор также считает, что стеклянными следует строить только высотные офисные здания, а дома среднего роста лучше облицовывать камнем, который красиво стареет (что и было сделано в здании Новатека).

«Можно строить «зеленые» здания сколько угодно, но если они духовно не устойчивы, их судьба плачевна. Ведь если мы его построим таким, что здание состарится за 10 лет, потом оно будет никому не нужно и его придется сносить» – говорит Сергей Чобан. Архитектор озвучил также важную проблему российского строительства: «мы строим из итальянского камня, импортируя его через Китай», в России очень мало что производится на месте, и слишком многое покупается – получается дорого и вредно для экономики. В Германии – напротив, множество небольших офисных зданий, не слишком сложных и дорогих (арендные ставки там ниже), но тем не менее интересной архитектуры, строят и отделывают полностью местными материалами.
Борис Левянт, бюро ABD architects

Борис Левянт, руководитель ABD architects выступил вместе с руководителем департамента интерьеров этого бюро Денисом Кувшинниковым. Этот доклад представлял собой очень емкую, выстроенную четко и ясно резюме обширного опыта ABD в области строительства офисов. Такое выступление похоже на мини-учебник и оно прекрасно подошло к формату конференции, предназначенной для обмена опытом. Архитекторы так и изложили все – по пунктам. И первым, т.е. самым важным, они назвали социальную значимость города и открытость его «контактной зоны». «На эту гражданскую задачу не всегда удается ответить – сказал Борис Левянт, – но иногда это получается». В качестве примера архитектор привел комплекс Белая площадь на Белорусской  и бизнес-парк Метрополис, где была специально спроектирована небольшая площадь. К слову, во время конференции кто-то упомянул, что компания Проктер энд Гэмбл переехала в Метрополис, когда он открылся, из Сити.
Денис Кувшинников, бюро ABD architects

Вторым пунктом Денис Кувшинников назвал транспортную доступность, и далее по нисходящей (впрочем, все важные). Вестибюль очень важен, в концепции shell&core он должен быть отделан на средства инвестора; лучше если его делает архитектор, строивший здание. В здании должно быть легко ориентироваться – например, если направить выходы из лифтов в узкий поперечный коридор, посетителям будет сложно искать ресепшн. Идеальный модуль для сетки колонн – 1,5 метра, но можно пользоваться и европейским – 1,35 м. Как сказал Денис Кувшинников, «это ужасное мучение для интерьерщиков – бороться с лесом колонн. Так и хочется спилить». Далее. Чем больше естественного света – тем дороже стоят и лучше продаются площади, именно поэтому стеклянный фасад это стандарт для офисного здания – уверен Борис Левянт: «существует легенда, что стеклянный фасад холоднее каменного, это не так. Сейчас двойной стеклянный фасад не менее эффективен, а основной тренд делать здание как можно легче. Стеклянные панели легче любых других». Важна глубина этажа – идеальная 7-8 метров, и сейчас все более популярно рассаживать сотрудников к окнам, а кабинеты начальства прятать в глубине. Вертикальные коммуникации следует объединять, а не разбрасывать по всему зданию – от этого уменьшается коэффициент потерь площадей, так называемый lose-фактор. В советских административных зданиях, по словам Бориса Левянта, он был чуть ли не 30-40, а в Метрополисе ABD был рассчитан как 9,2%. И наконец, последний из перечисленных пунктов – высота этажа. При современном оформлении интерьера на толщину подвесного потолка и фальш-пола (который может включать в себя системы вентиляции) может уходить до полуметра, и эту толщину необходимо учитывать, рассчитывая высоту этажа.

Затем последовали презентации отдельных интерьерных проектов. Сергей Эстрин показал офис компании Sanofi-Aventis, Иван Чувелев рассказал о проекте создания мультимедийного презентационного зала в РИА Новости, Лариса Талис – об интерьере голландской брокерской компании Schildershoven, а Денис Лобанов об офисе для тестирования процессоров NVIDIA, где половина молодых людей «целыми днями гоняет чертей на компьютере», а вторая половина думает о том, как сделать, чтобы эти черти бегали быстрее. Презентации проектов и программу конференции можно увидеть здесь.
Выставка проектов конкурса на шоу-рум НЛК Домостроение

Расскажем немного подробнее и о конкурсных работах, показанных сейчас на антресольном этаже ОфисНекста. Конкурс был организован, чтобы найти лучший проект для шоу-рума производителей клееной древесины НЛК Домостроение. В данном случае шоу-рум – не просто витрина для показа товара, а такое здание, в котором материалы производителя использованы так, чтобы максимально показать их возможности. Победивший проект делает это с успехом – петербургским архитекторам удалось добиться нешуточной криволинейности, не принеся при этом в жертву форме фактуру дерева. Что-то, а широту возможностей материала этот проект демонстрирует с успехом. Шоу-рум планируется построить на территории Art Play. Авторам полагается приз в 100 000 рублей.
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, победитель. Проект Максима Низова и Марии Сурковой, С.-Петербург

Два других проекта получили почетные призы от спонсоров конкурса. Работа бюро «АрхиТакт» – домик с остроконечной кровлей, состоящий из полос стекла, металла и дерева получил приз от компании Велюкс – 30 000 рублей.
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, приз от компаниии Велюкс за интересное решение по естественному освещению. Проект Дмитрия Чернышова, Евгения Альта, Александра Садовского и Виталия Альта, бюро «АРХИТАКТ»

Классицизующий проект Ярослава Ковальчука и Евгения Шириняна отмечен почетным призом от организаторов (проекта ProjectNEXT).
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, приз от ProjectNEXT. Проект Ярослава Ковальчука и Евгения Шириняна, бюро «РИМША»


16 Мая 2012

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.