Архитектура как добавочная стоимость

В Москве открылся фестиваль Office Next. Рассказываем о выступлениях Сергея Чобана, Бориса Левянта, Сергея Эстрина и других, а также – о победителях небольшого конкурса на проект шоу-рума на Art Play.

mainImg
Вчера в Москве стартовал Office Next Moscow 2012, организуемый порталом Officenext.ru третий год подряд. По формату это мероприятие больше всего похоже на то, что в нашей стране называют фестивалем, но организаторы предпочитают этим словом не пользовать и называют его «главным профессиональным событием года для офисной индустрии». Событие длится три дня (15-17 мая) во втором корпусе Art Play на Яузе, самом большом и недавно открытом. Оно состоит из трех частей: выставки офисной мебели и стендов производителей отделочных материалов (OfficeNext Trends), конференции (OfficeNext Talks) и премии (Best Office Awards), где награждают офисные здания и интерьеры за год. Премию вручат вечером 17 мая.
Фотографии Юлии Тарабариной

Придя вчера к началу мероприятия, мне удалось обнаружить в новом белом зале Арт Плея довольно-таки внушительную подборку стендов различных компаний-производителей; на замечательно широком балконе с видом на Яузу – маленькое разноцветное кафе со стульями, прикрученными для красоты к потолку, сделанное по проекту бюро «Поле дизайн». На антресоли – не слишком большую выставку стеновых панелей и мебели, и там же планшеты с проектами небольшого, хотя и приятного конкурса участников конкурса (подробнее см. здесь же ниже). Выставки проектов, представленных на премию, не нашлось (ее нет, все проекты показаны в каталоге).
Кафе (стенд Ergonomic Project HM). Авторы Владимир Кузьмин и Мила Фидельман, бюро «Поле дизайн»

Конференция, которую в прошлом году организаторы называли Event, а теперь переименовали в Talk, занимает два дня: первый день, по признанию устроителей и участников, более архитектурный, поэтому расскажем немного о нем.

Он состоял из четырех частей: вначале обсуждали тенденции развития офисной недвижимости. Затем – все то, что формирует added value, то есть, говоря языком школьной политэкономии, добавочную стоимость для этой офисной недвижимости (главными фигурантами здесь оказались свет, архитектура и экология). И наконец, две последние части были посвящены дизайну и устройству офисных интерьеров. Конференцию в целом (во всяком случае ее первую часть) можно понять как встречу специалистов из различных смежных специальностей, где каждый вкратце рассказывает коллегам о специфике и основных правилах своей работы (не вдаваясь в детали, регламент соблюдался строжайше и вообще надо сказать что конференция была организована хорошо и стройно). Человеку, не погруженному в проблемы офисной недвижимости целиком, такой подход позволяет посмотреть на отрасль в целом, скажем так, со стороны. А для профессионалов это повод пообщаться, что собственно и бывает главной целью таких конференций в любой области бизнеса.

Итак, рассматривая область офисной недвижимости, до некоторой степени, со стороны, из прослушивания докладов и дискуссий можно сделать примерно следующие выводы. С одной стороны наша офисная недвижимость развилась за очень короткий срок (20 лет) и сейчас в ней есть все или почти все, с другой стороны, и это прямое следствие короткого срока развития – этот рынок, как и многие другие у нас, очень пёстр.

В течение одного дня можно было увидеть людей, с блеском в глазах рассуждающих о том, как запихнуть в офис побольше людей и как сделать так, чтобы они работали едва ли не круглосуточно – и услышать ремарку Алексея Полякова из Совета по экологическому строительству в России (RuGBC) о том, что хорошее здоровье работающего человека это вообще-то тоже ресурс, и если человек работает по 14 часов в сутки он когда-нибудь заболеет и возьмет больничный или сделает какую-нибудь важную ошибку, которая обойдется дороже.
Алексей Поляков, Совет по экологическому строительству в России (RuGBC)

Можно было услышать признание Станислава Бирюлина из управляющей компании CBRE о его намерении экономить, отдавая работу «проектировщикам для примера во Владимир» или еще куда-нибудь подальше, где работа архитектора стоит гораздо дешевле, чем в Москве. Его, надо сказать, никто не поддержал, началась довольно оживленная дискуссия в которой архитекторы отстаивали качество, а значит и дороговизну проектных решений и необходимость нормальных сроков для работы. Денис Кувшинников, руководитель интерьерного департамента ABD Architects, впрочем, резюмировал спор, сказав, что запросы заказчика могут быть разными, в том числе и минимальными. Не всем нужно очень высокое качество. Но, безусловно, если заказчику требуется офис элитный или хотя бы на европейском уровне, то здесь не слишком разумно экономить на проектировании, покупать иностранный проект для вторичного использования и слишком сжимать сроки – с этим согласилось большинство участников дискуссии.
Сергей Чобан, бюро SPEECH Чобан Кузнецов

На конференции выступили представители двух, вероятно, самых известных сейчас в Москве архитектурных бюро, специализирующихся (в том числе и) на работе с офисными зданиями и интерьерами. Сергей Чобан (бюро SPEECH Чобан   Кузнецов) рассказал о трех недавних проектах бюро, в которых по его убеждению, архитекторам удалось достичь гармонического единства внешнего образа и интерьера здания, а также достичь желаемого качества в целом и в деталях, хотя по словам Сергея Чобана (увы, справедливым) «качество российского строительства к сожалению до сих пор ужасает». Сергей Чобан показал Санкт-Петербург Плаза, стеклянную башню с фасадом «двоякой кривизны», интерьеры вестибюлей которой наполнены стеклянными плоскостями с принтами деталей классической архитектуры. Вторым объектом стало здание Новатек в Москве на Ленинском проспекте, где полосатые каменные панели фасадов находят отклик в очень похожей каменной фактуре интерьера. Третьим – интерьер офиса ВТБ в башне Федерация. По убеждению Сергея Чобана, здание важно продумывать до последней ручки: «ручка это очень важно, потому именно здесь через прикосновение происходит тактильный контакт человека и здания». Архитектор также считает, что стеклянными следует строить только высотные офисные здания, а дома среднего роста лучше облицовывать камнем, который красиво стареет (что и было сделано в здании Новатека).

«Можно строить «зеленые» здания сколько угодно, но если они духовно не устойчивы, их судьба плачевна. Ведь если мы его построим таким, что здание состарится за 10 лет, потом оно будет никому не нужно и его придется сносить» – говорит Сергей Чобан. Архитектор озвучил также важную проблему российского строительства: «мы строим из итальянского камня, импортируя его через Китай», в России очень мало что производится на месте, и слишком многое покупается – получается дорого и вредно для экономики. В Германии – напротив, множество небольших офисных зданий, не слишком сложных и дорогих (арендные ставки там ниже), но тем не менее интересной архитектуры, строят и отделывают полностью местными материалами.
Борис Левянт, бюро ABD architects

Борис Левянт, руководитель ABD architects выступил вместе с руководителем департамента интерьеров этого бюро Денисом Кувшинниковым. Этот доклад представлял собой очень емкую, выстроенную четко и ясно резюме обширного опыта ABD в области строительства офисов. Такое выступление похоже на мини-учебник и оно прекрасно подошло к формату конференции, предназначенной для обмена опытом. Архитекторы так и изложили все – по пунктам. И первым, т.е. самым важным, они назвали социальную значимость города и открытость его «контактной зоны». «На эту гражданскую задачу не всегда удается ответить – сказал Борис Левянт, – но иногда это получается». В качестве примера архитектор привел комплекс Белая площадь на Белорусской  и бизнес-парк Метрополис, где была специально спроектирована небольшая площадь. К слову, во время конференции кто-то упомянул, что компания Проктер энд Гэмбл переехала в Метрополис, когда он открылся, из Сити.
Денис Кувшинников, бюро ABD architects

Вторым пунктом Денис Кувшинников назвал транспортную доступность, и далее по нисходящей (впрочем, все важные). Вестибюль очень важен, в концепции shell&core он должен быть отделан на средства инвестора; лучше если его делает архитектор, строивший здание. В здании должно быть легко ориентироваться – например, если направить выходы из лифтов в узкий поперечный коридор, посетителям будет сложно искать ресепшн. Идеальный модуль для сетки колонн – 1,5 метра, но можно пользоваться и европейским – 1,35 м. Как сказал Денис Кувшинников, «это ужасное мучение для интерьерщиков – бороться с лесом колонн. Так и хочется спилить». Далее. Чем больше естественного света – тем дороже стоят и лучше продаются площади, именно поэтому стеклянный фасад это стандарт для офисного здания – уверен Борис Левянт: «существует легенда, что стеклянный фасад холоднее каменного, это не так. Сейчас двойной стеклянный фасад не менее эффективен, а основной тренд делать здание как можно легче. Стеклянные панели легче любых других». Важна глубина этажа – идеальная 7-8 метров, и сейчас все более популярно рассаживать сотрудников к окнам, а кабинеты начальства прятать в глубине. Вертикальные коммуникации следует объединять, а не разбрасывать по всему зданию – от этого уменьшается коэффициент потерь площадей, так называемый lose-фактор. В советских административных зданиях, по словам Бориса Левянта, он был чуть ли не 30-40, а в Метрополисе ABD был рассчитан как 9,2%. И наконец, последний из перечисленных пунктов – высота этажа. При современном оформлении интерьера на толщину подвесного потолка и фальш-пола (который может включать в себя системы вентиляции) может уходить до полуметра, и эту толщину необходимо учитывать, рассчитывая высоту этажа.

Затем последовали презентации отдельных интерьерных проектов. Сергей Эстрин показал офис компании Sanofi-Aventis, Иван Чувелев рассказал о проекте создания мультимедийного презентационного зала в РИА Новости, Лариса Талис – об интерьере голландской брокерской компании Schildershoven, а Денис Лобанов об офисе для тестирования процессоров NVIDIA, где половина молодых людей «целыми днями гоняет чертей на компьютере», а вторая половина думает о том, как сделать, чтобы эти черти бегали быстрее. Презентации проектов и программу конференции можно увидеть здесь.
Выставка проектов конкурса на шоу-рум НЛК Домостроение

Расскажем немного подробнее и о конкурсных работах, показанных сейчас на антресольном этаже ОфисНекста. Конкурс был организован, чтобы найти лучший проект для шоу-рума производителей клееной древесины НЛК Домостроение. В данном случае шоу-рум – не просто витрина для показа товара, а такое здание, в котором материалы производителя использованы так, чтобы максимально показать их возможности. Победивший проект делает это с успехом – петербургским архитекторам удалось добиться нешуточной криволинейности, не принеся при этом в жертву форме фактуру дерева. Что-то, а широту возможностей материала этот проект демонстрирует с успехом. Шоу-рум планируется построить на территории Art Play. Авторам полагается приз в 100 000 рублей.
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, победитель. Проект Максима Низова и Марии Сурковой, С.-Петербург

Два других проекта получили почетные призы от спонсоров конкурса. Работа бюро «АрхиТакт» – домик с остроконечной кровлей, состоящий из полос стекла, металла и дерева получил приз от компании Велюкс – 30 000 рублей.
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, приз от компаниии Велюкс за интересное решение по естественному освещению. Проект Дмитрия Чернышова, Евгения Альта, Александра Садовского и Виталия Альта, бюро «АРХИТАКТ»

Классицизующий проект Ярослава Ковальчука и Евгения Шириняна отмечен почетным призом от организаторов (проекта ProjectNEXT).
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, приз от ProjectNEXT. Проект Ярослава Ковальчука и Евгения Шириняна, бюро «РИМША»

16 Мая 2012

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.