В Москве открылся фестиваль Office Next. Рассказываем о выступлениях Сергея Чобана, Бориса Левянта, Сергея Эстрина и других, а также – о победителях небольшого конкурса на проект шоу-рума на Art Play.
Фотографии Юлии Тарабариной
Вчера в Москве стартовал Office Next Moscow 2012, организуемый порталом Officenext.ru третий год подряд. По формату это мероприятие больше всего похоже на то, что в нашей стране называют фестивалем, но организаторы предпочитают этим словом не пользовать и называют его «главным профессиональным событием года для офисной индустрии». Событие длится три дня (15-17 мая) во втором корпусе Art Play на Яузе, самом большом и недавно открытом. Оно состоит из трех частей: выставки офисной мебели и стендов производителей отделочных материалов (OfficeNext Trends), конференции (OfficeNext Talks) и премии (Best Office Awards), где награждают офисные здания и интерьеры за год. Премию вручат вечером 17 мая.
Придя вчера к началу мероприятия, мне удалось обнаружить в новом белом зале Арт Плея довольно-таки внушительную подборку стендов различных компаний-производителей; на замечательно широком балконе с видом на Яузу – маленькое разноцветное кафе со стульями, прикрученными для красоты к потолку, сделанное по проекту бюро «Поле дизайн». На антресоли – не слишком большую выставку стеновых панелей и мебели, и там же планшеты с проектами небольшого, хотя и приятного конкурса участников конкурса (подробнее см. здесь же ниже). Выставки проектов, представленных на премию, не нашлось (ее нет, все проекты показаны в каталоге).
Кафе (стенд Ergonomic Project HM). Авторы Владимир Кузьмин и Мила Фидельман, бюро «Поле дизайн»
Конференция, которую в прошлом году организаторы называли Event, а теперь переименовали в Talk, занимает два дня: первый день, по признанию устроителей и участников, более архитектурный, поэтому расскажем немного о нем.
Он состоял из четырех частей: вначале обсуждали тенденции развития офисной недвижимости. Затем – все то, что формирует added value, то есть, говоря языком школьной политэкономии, добавочную стоимость для этой офисной недвижимости (главными фигурантами здесь оказались свет, архитектура и экология). И наконец, две последние части были посвящены дизайну и устройству офисных интерьеров. Конференцию в целом (во всяком случае ее первую часть) можно понять как встречу специалистов из различных смежных специальностей, где каждый вкратце рассказывает коллегам о специфике и основных правилах своей работы (не вдаваясь в детали, регламент соблюдался строжайше и вообще надо сказать что конференция была организована хорошо и стройно). Человеку, не погруженному в проблемы офисной недвижимости целиком, такой подход позволяет посмотреть на отрасль в целом, скажем так, со стороны. А для профессионалов это повод пообщаться, что собственно и бывает главной целью таких конференций в любой области бизнеса.
Итак, рассматривая область офисной недвижимости, до некоторой степени, со стороны, из прослушивания докладов и дискуссий можно сделать примерно следующие выводы. С одной стороны наша офисная недвижимость развилась за очень короткий срок (20 лет) и сейчас в ней есть все или почти все, с другой стороны, и это прямое следствие короткого срока развития – этот рынок, как и многие другие у нас, очень пёстр.
В течение одного дня можно было увидеть людей, с блеском в глазах рассуждающих о том, как запихнуть в офис побольше людей и как сделать так, чтобы они работали едва ли не круглосуточно – и услышать ремарку Алексея Полякова из Совета по экологическому строительству в России (RuGBC) о том, что хорошее здоровье работающего человека это вообще-то тоже ресурс, и если человек работает по 14 часов в сутки он когда-нибудь заболеет и возьмет больничный или сделает какую-нибудь важную ошибку, которая обойдется дороже.
Алексей Поляков, Совет по экологическому строительству в России (RuGBC)
Можно было услышать признание Станислава Бирюлина из управляющей компании CBRE о его намерении экономить, отдавая работу «проектировщикам для примера во Владимир» или еще куда-нибудь подальше, где работа архитектора стоит гораздо дешевле, чем в Москве. Его, надо сказать, никто не поддержал, началась довольно оживленная дискуссия в которой архитекторы отстаивали качество, а значит и дороговизну проектных решений и необходимость нормальных сроков для работы. Денис Кувшинников, руководитель интерьерного департамента ABD Architects, впрочем, резюмировал спор, сказав, что запросы заказчика могут быть разными, в том числе и минимальными. Не всем нужно очень высокое качество. Но, безусловно, если заказчику требуется офис элитный или хотя бы на европейском уровне, то здесь не слишком разумно экономить на проектировании, покупать иностранный проект для вторичного использования и слишком сжимать сроки – с этим согласилось большинство участников дискуссии.
Сергей Чобан, бюро SPEECH Чобан Кузнецов
На конференции выступили представители двух, вероятно, самых известных сейчас в Москве архитектурных бюро, специализирующихся (в том числе и) на работе с офисными зданиями и интерьерами. Сергей Чобан (бюро SPEECHЧобанКузнецов) рассказал о трех недавних проектах бюро, в которых по его убеждению, архитекторам удалось достичь гармонического единства внешнего образа и интерьера здания, а также достичь желаемого качества в целом и в деталях, хотя по словам Сергея Чобана (увы, справедливым) «качество российского строительства к сожалению до сих пор ужасает». Сергей Чобан показал Санкт-Петербург Плаза, стеклянную башню с фасадом «двоякой кривизны», интерьеры вестибюлей которой наполнены стеклянными плоскостями с принтами деталей классической архитектуры. Вторым объектом стало здание Новатек в Москве на Ленинском проспекте, где полосатые каменные панели фасадов находят отклик в очень похожей каменной фактуре интерьера. Третьим – интерьер офиса ВТБ в башне Федерация. По убеждению Сергея Чобана, здание важно продумывать до последней ручки: «ручка это очень важно, потому именно здесь через прикосновение происходит тактильный контакт человека и здания». Архитектор также считает, что стеклянными следует строить только высотные офисные здания, а дома среднего роста лучше облицовывать камнем, который красиво стареет (что и было сделано в здании Новатека).
«Можно строить «зеленые» здания сколько угодно, но если они духовно не устойчивы, их судьба плачевна. Ведь если мы его построим таким, что здание состарится за 10 лет, потом оно будет никому не нужно и его придется сносить» – говорит Сергей Чобан. Архитектор озвучил также важную проблему российского строительства: «мы строим из итальянского камня, импортируя его через Китай», в России очень мало что производится на месте, и слишком многое покупается – получается дорого и вредно для экономики. В Германии – напротив, множество небольших офисных зданий, не слишком сложных и дорогих (арендные ставки там ниже), но тем не менее интересной архитектуры, строят и отделывают полностью местными материалами.
Борис Левянт, бюро ABD architects
Борис Левянт, руководитель ABD architects выступил вместе с руководителем департамента интерьеров этого бюро Денисом Кувшинниковым. Этот доклад представлял собой очень емкую, выстроенную четко и ясно резюме обширного опыта ABD в области строительства офисов. Такое выступление похоже на мини-учебник и оно прекрасно подошло к формату конференции, предназначенной для обмена опытом. Архитекторы так и изложили все – по пунктам. И первым, т.е. самым важным, они назвали социальную значимость города и открытость его «контактной зоны». «На эту гражданскую задачу не всегда удается ответить – сказал Борис Левянт, – но иногда это получается». В качестве примера архитектор привел комплекс Белая площадь на Белорусской и бизнес-парк Метрополис, где была специально спроектирована небольшая площадь. К слову, во время конференции кто-то упомянул, что компания Проктер энд Гэмбл переехала в Метрополис, когда он открылся, из Сити.
Денис Кувшинников, бюро ABD architects
Вторым пунктом Денис Кувшинников назвал транспортную доступность, и далее по нисходящей (впрочем, все важные). Вестибюль очень важен, в концепции shell&core он должен быть отделан на средства инвестора; лучше если его делает архитектор, строивший здание. В здании должно быть легко ориентироваться – например, если направить выходы из лифтов в узкий поперечный коридор, посетителям будет сложно искать ресепшн. Идеальный модуль для сетки колонн – 1,5 метра, но можно пользоваться и европейским – 1,35 м. Как сказал Денис Кувшинников, «это ужасное мучение для интерьерщиков – бороться с лесом колонн. Так и хочется спилить». Далее. Чем больше естественного света – тем дороже стоят и лучше продаются площади, именно поэтому стеклянный фасад это стандарт для офисного здания – уверен Борис Левянт: «существует легенда, что стеклянный фасад холоднее каменного, это не так. Сейчас двойной стеклянный фасад не менее эффективен, а основной тренд делать здание как можно легче. Стеклянные панели легче любых других». Важна глубина этажа – идеальная 7-8 метров, и сейчас все более популярно рассаживать сотрудников к окнам, а кабинеты начальства прятать в глубине. Вертикальные коммуникации следует объединять, а не разбрасывать по всему зданию – от этого уменьшается коэффициент потерь площадей, так называемый lose-фактор. В советских административных зданиях, по словам Бориса Левянта, он был чуть ли не 30-40, а в Метрополисе ABD был рассчитан как 9,2%. И наконец, последний из перечисленных пунктов – высота этажа. При современном оформлении интерьера на толщину подвесного потолка и фальш-пола (который может включать в себя системы вентиляции) может уходить до полуметра, и эту толщину необходимо учитывать, рассчитывая высоту этажа.
Затем последовали презентации отдельных интерьерных проектов. Сергей Эстрин показал офис компании Sanofi-Aventis, Иван Чувелев рассказал о проекте создания мультимедийного презентационного зала в РИА Новости, Лариса Талис – об интерьере голландской брокерской компании Schildershoven, а Денис Лобанов об офисе для тестирования процессоров NVIDIA, где половина молодых людей «целыми днями гоняет чертей на компьютере», а вторая половина думает о том, как сделать, чтобы эти черти бегали быстрее. Презентации проектов и программу конференции можно увидеть здесь.
Выставка проектов конкурса на шоу-рум НЛК Домостроение
Расскажем немного подробнее и о конкурсных работах, показанных сейчас на антресольном этаже ОфисНекста. Конкурс был организован, чтобы найти лучший проект для шоу-рума производителей клееной древесины НЛК Домостроение. В данном случае шоу-рум – не просто витрина для показа товара, а такое здание, в котором материалы производителя использованы так, чтобы максимально показать их возможности. Победивший проект делает это с успехом – петербургским архитекторам удалось добиться нешуточной криволинейности, не принеся при этом в жертву форме фактуру дерева. Что-то, а широту возможностей материала этот проект демонстрирует с успехом. Шоу-рум планируется построить на территории Art Play. Авторам полагается приз в 100 000 рублей.
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, победитель. Проект Максима Низова и Марии Сурковой, С.-Петербург
Два других проекта получили почетные призы от спонсоров конкурса. Работа бюро «АрхиТакт» – домик с остроконечной кровлей, состоящий из полос стекла, металла и дерева получил приз от компании Велюкс – 30 000 рублей.
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, приз от компаниии Велюкс за интересное решение по естественному освещению. Проект Дмитрия Чернышова, Евгения Альта, Александра Садовского и Виталия Альта, бюро «АРХИТАКТ»
Классицизующий проект Ярослава Ковальчука и Евгения Шириняна отмечен почетным призом от организаторов (проекта ProjectNEXT).
Конкурс на шоу-рум НЛК Домостроение, приз от ProjectNEXT. Проект Ярослава Ковальчука и Евгения Шириняна, бюро «РИМША»