Датский с китайцем братья навек

Одна из интересных фигур среди гостей нынешней Арх Москвы – молодое датское бюро BIG, которое в прошедшем году вошло в состав номинантов премии Якова Чернихова.1 июня один из архитекторов BIG Андреас Педерсон, приглашенный компанией Fagerhult, рассказал о проектах бюро, которые делаются для Дании и Швеции, а интерес вызывают в Китае

Автор текста:
Ирина Фильченкова

03 Июня 2007
mainImg
Мастерская:
BIG

Группа BIG сейчас объединяет 85 архитекторов и существует в таком составе приблизительно один год, а ее название является аббревиатурой имени основателя и расшифровывается как Bjarke Ingels Group. Архитекторы BIG уверены, что их архитектура всегда вырастает из особенностей местности, а уже потом принимает определенную, порой очень знаковую форму, то есть буквально похожую на какой-нибудь знак, букву или закорючку. Вырастание из конкретной местности однако, как выяснилось в ходе лекции, не мешает архитекторам BIG заниматься любимым трюком наших современников – последующим переносом одной и той же формы с места на место, покуда она где-нибудь не приживется. Так произошло с двумя проектами, сделанными для Дании и приглянувшимися в Китае. Правда пока что ни тот, ни другой не реализован.

На Венецианской биеннале 2007 BIG представили проект «Супер порта» Дании. Большая часть населения страны живет на береговой линии и вместе с тем прибрежная полоса застроена грузовыми портами. Для того, чтобы освободить самую красивую часть города для жилья и сделать единый мощный порт Дании, архитекторы разработали проект искусственного озера в форме семиконечной звезды, каждая сторона которой служит определенному направлению порта. Этот исследовательский проект, как рассказал архитектор, получил большой резонанс в прессе и многие инвесторы, в том числе китайские – а символ Китая почти совпадает с формой острова – хотели его реализовать, но пока он остается на бумаге.

Другой проект произошел из локальной ситуации и затем превратился в градостроительный. В городе Унио, Швеция, нужно было создать порт и одновременно некое значимое место почти на пустом месте. Так родился проект Арки, где два высотных здания изгибаясь сливаются воедино, между ними проходит дорога, а вокруг располагаются общественные зоны. Архитекторы с самого начала понимали, что такой проект не совсем подходит для Швеции и поэтому они не выиграли этот конкурс. Однако один китаец, случайно увидев проект, сказал, что он напоминает китайский иероглиф 人 обозначающий «люди» - и тогда архитекторы его немного переработали и выставили его с названием Peoples Building на конкурс в Шанхае, который собирался делать символ для Экспо 2010. Авторы собирались соединить в этом здании соединены пять веществ, которые китайцы считают необходимыми для хорошего здания – огонь, воду, землю, металл и лес – все в форме простых символов. Однако конкурс на новую достопримечательность был отменен, правда благодаря участию в нем проект получил большую огласку – и сейчас вновь ищет своего заказчика.

Среди проектов с реальными перспективами самым интересным мне показался жилой дом для Копенгагена. Как рассказал Петер, в датской столице существуют такие же проблемы, как и в Москве – из-за роста населения бешено растут цены на недвижимость и мэром была поставлена задача построить в городе 5 тыс. кв. м.жилья. А поскольку в Копенгагене нет свободных мест, то единственное место которое «случайно нашлось» - футбольные стадионы, расположенные на месте первого городского аэропорта. Но архитекторы подумали, что если они застроят поля, то это будет убийством для любителей футбола и тогда они придумали очень смелое и экстравагантное решение – обвить периметр стадионов широкой ландшафтной «стеной» в которой и разместятся будущие жилые площади на 3 тыс. кв.м. Там, где окрестности красивые, стена идет по земле, там, где не очень – плавно поднимается, образуя под собой общественную зону. Кровля будет засажена зеленью и заменит жителям двор. Проект очень понравился мэру города, который сейчас делает все возможное для того, чтобы он был реализован.

Другой проект для родного Копенгагена тоже вырос из специфики места – он находится на границе между старым и новым городом и поэтому по замыслу архитекторов должен соединять в себе два времени. Поскольку Копенгаген называют «городом башен», архитекторы решили «строить вверх», однако «просто башня» их не устраивала, поскольку «не жила бы рядом с городом, а была бы сама по себе». Поэтому нарисовали дом похожий на перевернутый молоток – внизу широкий объем, вверху башня. Получилась достаточно простая высотка, закрученная у основания, которое становится большой общественной зоной и одновременно смотровой площадкой. Для каждой из дополнительных функций выделены собственные зоны: для библиотеки прилегающая площадь, а для гостиницы – первый ярус башни, где можно проводить концерты и фестивали. За счет большого наклона кровли библиотека полностью освещается солнцем.

коротко о BIG – на сайте (http://www.big.dk) бюро, заметно похорошевшем за прошедшие полгода:
Bjarke Ingels Group – BIG - is a Copenhagen based group of 85 architects, designers, builders and thinkers operating within the fields of architecture, urbanism, research and development.
Historically the field of architecture has been dominated by 2 opposing extremes. On one side an avant-garde full of crazy ideas. Originating from philosophy, mysticism or a fascination of the formal potential of computer visualizations they are often so detached from reality that they fail to become something other than eccentric curiosities. On the other side there are well organized corporate consultants that build predictable and boring boxes of high standard. Architecture seems to be entrenched in two equally unfertile fronts: Either naively utopian or petrifying pragmatic. We believe that there is a third way wedged in the no mans land between the diametrical opposites. Or in the small but very fertile overlap between the two. A pragmatic utopian architecture that takes on the creation of socially, economically and environmentally perfect places as a practical objective. In our projects we test the effects of scale and the balance of programmatic mixtures on the social, economical and ecological outcome. Like a form of programmatic alchemy we create architecture by mixing conventional ingredients such as living, leisure, working, parking and shopping. Each building site is a testbed for its own pragmatic utopian experiment. At BIG we are devoted to investing in the overlap between radical and reality. Choosing between them you condemn yourself to frustrated martyrdom or apathic affirmation. By hitting the fertile overlap, we architects once again find the freedom to change the surface of our planet, to better fit the way we want to live. In all our actions we try to move the focus from the little details to the BIG picture.

zooming
Проект «Супер порт»
zooming
Дом-стена вокруг стадиона в Копенгагене
zooming
Проект гостиницы и библиотеки в Копенгагене
zooming
zooming
Проект Peoples Building. Швеция / Китай
zooming
Проект Peoples Building
zooming
Андреас Педерсон. Фото: Ирина Фильченкова
zooming
Дом-стена вокруг стадиона в Копенгагене
zooming
Яхт-клуб. На месте мусроной свалки построено деревянное ландшафтное полотно, ставшее общественной зоной
Мастерская:
BIG

03 Июня 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments
Национальное, уникальное, эмоциональное: лекция Гаэтано...
2 июня в рамках Арх Москвы по приглашению журнала AD и Chivas прочел лекцию известный итальянский дизайнер и архитектор Гаэтано Пеше. Он рассказал о различии между архитектурой и строительством, национальным и рациональным, а также о том, что в будущем вещи должны стать одновременно уникальными и дешевыми - так маэстро видит промышленную революцию третьего поколения. Пророчества слушала Ирина Фильченкова
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.