Одна из интересных фигур среди гостей нынешней Арх Москвы – молодое датское бюро BIG, которое в прошедшем году вошло в состав номинантов премии Якова Чернихова.1 июня один из архитекторов BIG Андреас Педерсон, приглашенный компанией Fagerhult, рассказал о проектах бюро, которые делаются для Дании и Швеции, а интерес вызывают в Китае
Группа BIG сейчас объединяет 85 архитекторов и существует в таком составе приблизительно один год, а ее название является аббревиатурой имени основателя и расшифровывается как Bjarke Ingels Group. Архитекторы BIG уверены, что их архитектура всегда вырастает из особенностей местности, а уже потом принимает определенную, порой очень знаковую форму, то есть буквально похожую на какой-нибудь знак, букву или закорючку. Вырастание из конкретной местности однако, как выяснилось в ходе лекции, не мешает архитекторам BIG заниматься любимым трюком наших современников – последующим переносом одной и той же формы с места на место, покуда она где-нибудь не приживется. Так произошло с двумя проектами, сделанными для Дании и приглянувшимися в Китае. Правда пока что ни тот, ни другой не реализован.
На Венецианской биеннале 2007 BIG представили проект «Супер порта» Дании. Большая часть населения страны живет на береговой линии и вместе с тем прибрежная полоса застроена грузовыми портами. Для того, чтобы освободить самую красивую часть города для жилья и сделать единый мощный порт Дании, архитекторы разработали проект искусственного озера в форме семиконечной звезды, каждая сторона которой служит определенному направлению порта. Этот исследовательский проект, как рассказал архитектор, получил большой резонанс в прессе и многие инвесторы, в том числе китайские – а символ Китая почти совпадает с формой острова – хотели его реализовать, но пока он остается на бумаге.
Другой проект произошел из локальной ситуации и затем превратился в градостроительный. В городе Унио, Швеция, нужно было создать порт и одновременно некое значимое место почти на пустом месте. Так родился проект Арки, где два высотных здания изгибаясь сливаются воедино, между ними проходит дорога, а вокруг располагаются общественные зоны. Архитекторы с самого начала понимали, что такой проект не совсем подходит для Швеции и поэтому они не выиграли этот конкурс. Однако один китаец, случайно увидев проект, сказал, что он напоминает китайский иероглиф 人 обозначающий «люди» - и тогда архитекторы его немного переработали и выставили его с названием Peoples Building на конкурс в Шанхае, который собирался делать символ для Экспо 2010. Авторы собирались соединить в этом здании соединены пять веществ, которые китайцы считают необходимыми для хорошего здания – огонь, воду, землю, металл и лес – все в форме простых символов. Однако конкурс на новую достопримечательность был отменен, правда благодаря участию в нем проект получил большую огласку – и сейчас вновь ищет своего заказчика.
Среди проектов с реальными перспективами самым интересным мне показался жилой дом для Копенгагена. Как рассказал Петер, в датской столице существуют такие же проблемы, как и в Москве – из-за роста населения бешено растут цены на недвижимость и мэром была поставлена задача построить в городе 5 тыс. кв. м.жилья. А поскольку в Копенгагене нет свободных мест, то единственное место которое «случайно нашлось» - футбольные стадионы, расположенные на месте первого городского аэропорта. Но архитекторы подумали, что если они застроят поля, то это будет убийством для любителей футбола и тогда они придумали очень смелое и экстравагантное решение – обвить периметр стадионов широкой ландшафтной «стеной» в которой и разместятся будущие жилые площади на 3 тыс. кв.м. Там, где окрестности красивые, стена идет по земле, там, где не очень – плавно поднимается, образуя под собой общественную зону. Кровля будет засажена зеленью и заменит жителям двор. Проект очень понравился мэру города, который сейчас делает все возможное для того, чтобы он был реализован.
Другой проект для родного Копенгагена тоже вырос из специфики места – он находится на границе между старым и новым городом и поэтому по замыслу архитекторов должен соединять в себе два времени. Поскольку Копенгаген называют «городом башен», архитекторы решили «строить вверх», однако «просто башня» их не устраивала, поскольку «не жила бы рядом с городом, а была бы сама по себе». Поэтому нарисовали дом похожий на перевернутый молоток – внизу широкий объем, вверху башня. Получилась достаточно простая высотка, закрученная у основания, которое становится большой общественной зоной и одновременно смотровой площадкой. Для каждой из дополнительных функций выделены собственные зоны: для библиотеки прилегающая площадь, а для гостиницы – первый ярус башни, где можно проводить концерты и фестивали. За счет большого наклона кровли библиотека полностью освещается солнцем.