English version

Двойной узел

В июле этого года в Сочи начнется строительство нового железнодорожного вокзала – одного из основных пассажирских терминалов предстоящей Олимпиады-2014, который обеспечит сообщение между Адлером, Красной Поляной, международным аэропортом и Абхазией. Архитектурный облик этого сооружения разработан «Студией 44», которая спроектировала транспортный узел с учетом особенностей ландшафта и традиций приморского зодчества.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

21 Июня 2010
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Вокзал «Олимпийский парк»
Россия, Сочи, Имеретинская низменность

Авторский коллектив:
Архитекторы: Никита Явейн, Владимир Зенкевич, Василий Романцев, Жанна Разумова, Петр Шлихтер. При участии Марии Виноградовой, Вероники Жуковой, Ирины Калиняковой, Евгении Купцовой, Ульяны Сулимовой, Ксении Счастливцевой, Якова Ициксона (макет)
Конструкторы: Владимир Герштейн, Дмитрий Кресов, Рустем Ахимбеков, Андрей Кривоносов, Ирина Ляшко, Наталья Просветова, Владимир Турчевский, Сергей Шведов
(ООО «Архитектурное бюро «Студия 44»); Юрий Бондарев, Дмитрий Никитин (ООО «Тектон»). ГИП: Лев Герштейн. Генеральный подрядчик: НПО «Мостовик»

2009 — 2010 / 2010 — 2013

ДКРС ОАО «РЖД»
Архитекторам предстояло решить, прежде всего, очень сложную функциональную задачу: спроектировать комплекс, служащий одновременно и железнодорожным вокзалом, и автостанцией. При этом в проекте изначально следовало предусмотреть сценарии его постолимпийского использования – понятно, что транспортный узел, который примет на себя основной пассажиропоток Олимпиады, не может получиться маленьким и незаметным, но что делать потом со столь масштабным инфраструктурным объектом? Заказчик – ОАО «РЖД» – в своем ТЗ предусматривает (а архитекторы, соответственно, обязаны найти способ воплотить эти замыслы в объеме), что впоследствии вокзал «Олимпийский парк» будет обслуживать поезда дальнего следования, с количеством которых в высокий сезон не очень справляется существующий вокзал Сочи, а также развивать пригородное сообщение с близлежащей Абхазией. Не секрет, что сегодня это одно из самых востребованных туристических направлений – море почище, цены пониже, мандарины послаще, – но пока добраться до Абхазии могут только те, кто водит машину или рискует прибегать с услугам лихих таксистов. Подробно прописана в ТЗ и вся сопутствующая крупному междугороднему вокзалу инфраструктура: система хранения багажа, гостиница, рестораны, необходимые сервисы, – и их «Студии 44» также предстояло максимально рационально разместить в структуре комплекса. Стояла перед архитекторами и амбициозная эстетическая задача – главный вокзал Олимпиады по определению не может быть серым и унылым, а значит, все многообразие функций следовало упаковать в максимально эффектную и долговечную обертку.

Никита Явейн вспоминает, что работа над проектом началась с тщательного анализа места строительства будущего вокзала. Участок, выделенный под эти цели, расположен прямо за Олимпийским парком (которому вокзал, как не сложно догадаться, и обязан своим названием), то есть примерно в полутора километрах от моря. В этом месте ландшафт Сочи резко меняет свой равнинный характер и устремляется в горы: будущая стройплощадка фактически представляет собой террасированный склон, перепад между «ступенями» которого составляет около 6 метров. «Мы понимали, что расположение вокзала над Олимпийским парком не только выигрышно, но и чрезвычайно ответственно, – рассказывает архитектор. – «Транспортные ворота» можно сравнить с воронкой, из которой в дни Олимпиады в парк хлынут людские потоки. Так мы и решили трактовать наш вокзал – как волну, как реку».

Облицованные серо-голубым цинко-титановым покрытием дебаркадеры действительно напоминают потоки воды, однако если это и река, то повернутая вспять. Потому что распростертые над Олимпийским парком крылья навесов, соприкасаясь друг с другом, неожиданно разворачиваются на девяносто градусов (строго говоря, образуют в прямом смысле узел) и вырываются вперед, к морю, образуя козырек, как будто собранный из нескольких лент, трепещущих на ветру. Тему стремительного проникновения подхватывает широкая белокаменная лестница, ведущая от вокзала к парку, – функционально она служит кровлей для автостанции, а эстетически придает всему сооружению торжественность и помогает вписать его не только в существующий ландшафт, но и в архитектурный контекст курортного города. «У лестницы есть и еще одна важная роль, – добавляет Никита Явейн, – она призвана задержать прибывающих пассажиров на какое-то время – в противном случае пиковая нагрузка окажется критичной и для входной зоны олимпийского комплекса, и для Олимпийского парка в целом. Этой же цели служит и привокзальная площадь на платформе с отметкой +6,3 м над уровнем моря. Она предназначена только для пешеходов и трактована как место встречи, обширное публичное пространство перед входом в Олимпийский парк. Праздничный, торжественный характер этой площади подчеркивают элементы благоустройства: фонтаны, скульптура, башня с часами и т.д.».

Существующие перепады высот архитекторы использовали максимально эффективно. Во-первых, разведены транспортные потоки: под пешеходной площадью (условно говоря, в самом низу) размещено автобусное сообщение (частично носящее временный характер, после Олимпиады оно будет ликвидировано) и вестибюль пригородного вокзала, уровнем выше – железнодорожные платформы и вестибюль вокзала дальнего следования. Во-вторых, само здание спроектировано как система видовых площадок: панорамный ресторан на отметках +10,50 –  +11,12 м, распределительный зал вокзала дальнего следования на отметке +14,4 м и, наконец, зал ожидания на отметке +18,6 м. Каждый видовой уровень опоясан широкими террасами, с которых Олимпийский парк виден как на ладони, что позволит пассажирам легко сориентироваться в пространстве.

В композиции вокзального комплекса нельзя не отметить и сильное сходство с эмблемой РЖД – правда, не нынешней, а той, что появилась еще в советское время и просуществовала до 2007 года, – знаменитым крылатым колесом («птичкой»). Никита Явейн – искусный мастер по созданию многослойных архитектурных образов (достаточно вспомнить хотя бы бизнес-центр «Линкор», в котором можно усмотреть аллюзии и на творения Ле Корбюзье, и на пришвартованную по соседству «Аврору») и свое намерение увековечить в объеме полюбившийся символ не скрывает. Узел, «птичка», река, волна – все это в равной степени относится к зданию нового железнодорожного вокзала Сочи. Впрочем, своей главной творческой удачей архитекторы считают то, что масштабный комплекс удалось органично вписать в существующий ландшафт, подчеркнув характер и достоинства последнего.
Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
План первого этажа. Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
План второго этажа. Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
План третьего этажа. Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44
Разрезы. Вокзал «Олимпийский парк»
© Студия 44


Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Вокзал «Олимпийский парк»
Россия, Сочи, Имеретинская низменность

Авторский коллектив:
Архитекторы: Никита Явейн, Владимир Зенкевич, Василий Романцев, Жанна Разумова, Петр Шлихтер. При участии Марии Виноградовой, Вероники Жуковой, Ирины Калиняковой, Евгении Купцовой, Ульяны Сулимовой, Ксении Счастливцевой, Якова Ициксона (макет)
Конструкторы: Владимир Герштейн, Дмитрий Кресов, Рустем Ахимбеков, Андрей Кривоносов, Ирина Ляшко, Наталья Просветова, Владимир Турчевский, Сергей Шведов
(ООО «Архитектурное бюро «Студия 44»); Юрий Бондарев, Дмитрий Никитин (ООО «Тектон»). ГИП: Лев Герштейн. Генеральный подрядчик: НПО «Мостовик»

2009 — 2010 / 2010 — 2013

ДКРС ОАО «РЖД»

21 Июня 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.