21.06.2010

Двойной узел

В июле этого года в Сочи начнется строительство нового железнодорожного вокзала – одного из основных пассажирских терминалов предстоящей Олимпиады-2014, который обеспечит сообщение между Адлером, Красной Поляной, международным аэропортом и Абхазией. Архитектурный облик этого сооружения разработан «Студией 44», которая спроектировала транспортный узел с учетом особенностей ландшафта и традиций приморского зодчества.

информация:

  • архитектор:

    Никита Явейн

    Nikita Yavein
  • мастерская:
  • где:
    Россия. Москва
  • проекты:
    Вокзал «Олимпийский парк» / Никита Явейн / ООО «Шёкк», Студия 44
    где:
    Россия. Сочи
    авторский коллектив:
    Архитекторы: Никита Явейн, Владимир Зенкевич, Василий Романцев, Жанна Разумова, Петр Шлихтер. При участии Марии Виноградовой, Вероники Жуковой, Ирины Калиняковой, Евгении Купцовой, Ульяны Сулимовой, Ксении Счастливцевой, Якова Ициксона (макет)
    Конструкторы: Владимир Герштейн, Дмитрий Кресов, Рустем Ахимбеков, Андрей Кривоносов, Ирина Ляшко, Наталья Просветова, Владимир Турчевский, Сергей Шведов
    (ООО «Архитектурное бюро «Студия 44»); Юрий Бондарев, Дмитрий Никитин (ООО «Тектон»). ГИП: Лев Герштейн. Генеральный подрядчик: НПО «Мостовик»
    заказчики, смежники:
    ДКРС ОАО «РЖД»

Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
Архитекторам предстояло решить, прежде всего, очень сложную функциональную задачу: спроектировать комплекс, служащий одновременно и железнодорожным вокзалом, и автостанцией. При этом в проекте изначально следовало предусмотреть сценарии его постолимпийского использования – понятно, что транспортный узел, который примет на себя основной пассажиропоток Олимпиады, не может получиться маленьким и незаметным, но что делать потом со столь масштабным инфраструктурным объектом? Заказчик – ОАО «РЖД» – в своем ТЗ предусматривает (а архитекторы, соответственно, обязаны найти способ воплотить эти замыслы в объеме), что впоследствии вокзал «Олимпийский парк» будет обслуживать поезда дальнего следования, с количеством которых в высокий сезон не очень справляется существующий вокзал Сочи, а также развивать пригородное сообщение с близлежащей Абхазией. Не секрет, что сегодня это одно из самых востребованных туристических направлений – море почище, цены пониже, мандарины послаще, – но пока добраться до Абхазии могут только те, кто водит машину или рискует прибегать с услугам лихих таксистов. Подробно прописана в ТЗ и вся сопутствующая крупному междугороднему вокзалу инфраструктура: система хранения багажа, гостиница, рестораны, необходимые сервисы, – и их «Студии 44» также предстояло максимально рационально разместить в структуре комплекса. Стояла перед архитекторами и амбициозная эстетическая задача – главный вокзал Олимпиады по определению не может быть серым и унылым, а значит, все многообразие функций следовало упаковать в максимально эффектную и долговечную обертку.

Никита Явейн вспоминает, что работа над проектом началась с тщательного анализа места строительства будущего вокзала. Участок, выделенный под эти цели, расположен прямо за Олимпийским парком (которому вокзал, как не сложно догадаться, и обязан своим названием), то есть примерно в полутора километрах от моря. В этом месте ландшафт Сочи резко меняет свой равнинный характер и устремляется в горы: будущая стройплощадка фактически представляет собой террасированный склон, перепад между «ступенями» которого составляет около 6 метров. «Мы понимали, что расположение вокзала над Олимпийским парком не только выигрышно, но и чрезвычайно ответственно, – рассказывает архитектор. – «Транспортные ворота» можно сравнить с воронкой, из которой в дни Олимпиады в парк хлынут людские потоки. Так мы и решили трактовать наш вокзал – как волну, как реку».

Облицованные серо-голубым цинко-титановым покрытием дебаркадеры действительно напоминают потоки воды, однако если это и река, то повернутая вспять. Потому что распростертые над Олимпийским парком крылья навесов, соприкасаясь друг с другом, неожиданно разворачиваются на девяносто градусов (строго говоря, образуют в прямом смысле узел) и вырываются вперед, к морю, образуя козырек, как будто собранный из нескольких лент, трепещущих на ветру. Тему стремительного проникновения подхватывает широкая белокаменная лестница, ведущая от вокзала к парку, – функционально она служит кровлей для автостанции, а эстетически придает всему сооружению торжественность и помогает вписать его не только в существующий ландшафт, но и в архитектурный контекст курортного города. «У лестницы есть и еще одна важная роль, – добавляет Никита Явейн, – она призвана задержать прибывающих пассажиров на какое-то время – в противном случае пиковая нагрузка окажется критичной и для входной зоны олимпийского комплекса, и для Олимпийского парка в целом. Этой же цели служит и привокзальная площадь на платформе с отметкой +6,3 м над уровнем моря. Она предназначена только для пешеходов и трактована как место встречи, обширное публичное пространство перед входом в Олимпийский парк. Праздничный, торжественный характер этой площади подчеркивают элементы благоустройства: фонтаны, скульптура, башня с часами и т.д.».

Существующие перепады высот архитекторы использовали максимально эффективно. Во-первых, разведены транспортные потоки: под пешеходной площадью (условно говоря, в самом низу) размещено автобусное сообщение (частично носящее временный характер, после Олимпиады оно будет ликвидировано) и вестибюль пригородного вокзала, уровнем выше – железнодорожные платформы и вестибюль вокзала дальнего следования. Во-вторых, само здание спроектировано как система видовых площадок: панорамный ресторан на отметках +10,50 –  +11,12 м, распределительный зал вокзала дальнего следования на отметке +14,4 м и, наконец, зал ожидания на отметке +18,6 м. Каждый видовой уровень опоясан широкими террасами, с которых Олимпийский парк виден как на ладони, что позволит пассажирам легко сориентироваться в пространстве.

В композиции вокзального комплекса нельзя не отметить и сильное сходство с эмблемой РЖД – правда, не нынешней, а той, что появилась еще в советское время и просуществовала до 2007 года, – знаменитым крылатым колесом («птичкой»). Никита Явейн – искусный мастер по созданию многослойных архитектурных образов (достаточно вспомнить хотя бы бизнес-центр «Линкор», в котором можно усмотреть аллюзии и на творения Ле Корбюзье, и на пришвартованную по соседству «Аврору») и свое намерение увековечить в объеме полюбившийся символ не скрывает. Узел, «птичка», река, волна – все это в равной степени относится к зданию нового железнодорожного вокзала Сочи. Впрочем, своей главной творческой удачей архитекторы считают то, что масштабный комплекс удалось органично вписать в существующий ландшафт, подчеркнув характер и достоинства последнего.
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
План первого этажа. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
План первого этажа. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
План второго этажа. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
План второго этажа. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
План третьего этажа. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
План третьего этажа. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение
Разрезы. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»
Разрезы. Вокзал «Олимпийский парк» © «Студия 44»открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Антон Бондаренко
  • Илья Машков
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Олег Карлсон
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Грень
  • Антон Барклянский
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Олег Шапиро
  • Владимир Биндеман
  • Николай Миловидов
  • Наталия Шилова
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Андрей Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Антон Надточий
  • Владимир Плоткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Скуратов
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Олег Мединский
  • Юлия Тряскина
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Анатолий Столярчук
  • Юрий Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Александр Попов
  • Сергей Орешкин
  • Карен Сапричян
  • Василий Крапивин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Ковалёв
  • Иван Кожин
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Сенкевич
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Рустам Керимов
  • Зураб Басария
  • Марк Сафронов
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской
  • Проект остановки общественного транспорта

Технологии:

09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
25.10.2018

Сила света

Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
VELUX (Велюкс)
24.10.2018

Современный, комфортный, качественный дом по типовому проекту

В голове у всякого жителя нашей страны прочно укоренилось мнение, что типовое жилье значит – маленькое, неудобное, низкого качества. Разрушить стереотип взялись в компании GOOD WOOD, придумав линейки типовых домов для индивидуального строительства.
Good Wood
другие статьи