Словом, мы всегда так сильно хотели «прозвучать» на биеннале, что это желание мешало мыслить хладнокровно. То мы выставляли классику, то отправляли на биеннале студентов архитектурных вузов, чтобы переняли европейский опыт, а два года назад показали «Турнир за Россию» – шахматное поле, на котором вместо фигур были расставлены макеты зданий, спроектированных для российских мегаполисов отечественными и иностранными архитекторами. Было в тех пешках и королях несколько реализаций и много проектов, полностью утвержденных и готовых к строительству. Только теме биеннале, сформулированной тогдашним куратором Аароном Бетски, как назло, предельно расплывчато «Извне. Архитектура помимо зданий», эта экспозиция не вполне соответствовала. А два года спустя стало очевидно и другое: разыгранная в 2008-м партия оказалась столь же далека от реальной архитектуры, как и все предыдущие наши биеннальные экспозиции: из-за экономического кризиса большая часть проектов с той шахматной доски либо заморожена на неопределенный срок, либо отклонена вовсе.
Кризис отрезвляет – с этим не поспоришь. И сегодня победа любой ценой уже котируется не так высоко, как, например, оправданность затрат и универсальность применения. Именно эти качества и положены в основу российской экспозиции-2010, кураторами которой являются Павел Хорошилов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан. И если дуэт Хорошилова-Ревзина занимается уже второй биеннале подряд, то российско-немецкий архитектор Чобан присоединился к ним лишь в этом году, после того, как проект, сделанный им совместно с Ириной Шиповой и посвященный исследованию отечественного опыта возрождения промышленных комплексов, победил в конкурсе кураторов на «Зодчестве-2009». Тот конкурс был задуман и проведен Юрием Аввакумовым и ориентирован (хотя и неофициально, но вполне определенно) на будущий российский павильон венецианской биеннале 2010 года. Итак, конверсия заводов и фабрик – сюжет вообще беспроигрышный, а уж после того, как была объявлена тема XII архитектурной биеннале (куратор Кадзуё Сэдзима сформулировала ее как «Люди встречаются в архитектуре»), стало понятно, что Сергей Чобан попал «в яблочко».
Однако искушенный как в европейской архитектуре, так и в западной манере делать концептуальные исследования, заряженные значительным социальным пафосом, Чобан понимал, что одних стендов с иллюстрациями про то, как мы научились реконструировать фабрики под офисы и арт-площадки, мало. Подновить здание внешне и перепланировать его изнутри сегодня умеют все, превратить бывшую руину в доходное место тоже несложно, а вот сделать так, чтобы вчерашняя фабрика стала местом встречи людей – друг с другом, с искусством, историей или будущим, причем местом, способным изменить жизнь всего города, – это и впрямь задача. Задача, достойная биеннале и чрезвычайно актуальная в принципе, причем не столько для крупных мегаполисов, сколько для других городов, поменьше.
Так и было принято решение удалиться от Москвы километров на триста и исследовать потенциал промышленной архитектуры малых городов России. «Фабрика» – это и про типологию, потому что проект предусматривает конверсию реальных фабричных зданий, и про образ конвейера, потому что к участию в нем приглашаются пять ведущих архитекторов страны. Важно и то, что продукт «фабрики» в дальнейшем может быть адаптирован для любого малого города России, где есть промышленные постройки, уже никак не используемые.
Теперь о главном, а именно о месте действия и главных действующих лицах. В качестве модели малого города выбран Вышний Волочок. Город с 300-летней историей, уникальным генпланом и созданной Петром регулярной системой каналов (привет, Венеция!), а главное, расположенный аккурат между Москвой и Санкт-Петербургом. На протяжении веков он развивался как центр текстильной промышленности, и сегодня в пределах пешеходной доступности от центра Вышнего Волочка насчитывается целых три крупных промзоны – Прохоровские мануфактуры, завод «Красный май» и мануфактуры Рябушинских, а также бывшая учебная текстильная фабрика «Аэлита». Характерна и текущая социально-экономическая ситуация в городе: последние 20 лет застройка центра постепенно приходила в упадок, а новых производств или инфраструктуры, связанной с обслуживанием ж/д, автотрасс и водного пути, так и не возникло. Расположение Вышнего Волочка между двумя столицами натолкнуло Сергея Чобана на мысль пригласить к участию в проекте архитекторов из обоих городов: Москву на биеннале представят Сергей Скуратов, Владимир Плоткин и Сергей Кузнецов, Петербург – Евгений Герасимов и Никита Явейн.
Сверхзадача проекта в двух словах описывается так: «понимание старых производственных зон как исторического ландшафта, открытого к универсальным трансформациям». «Саму тему конверсии промышленных зданий уже смело можно называть традиционной, в том числе и в России, – рассказывает Григорий Ревзин. – Но что обычно делают на месте брошенной фабрики? Если вдуматься, существует довольно ограниченный набор сюжетов – дискотека, музей современного искусства, лофты или офисы. Ни один из них не нужен малому городу, ресурсы и возможности которого очень ограничены, а при этом именно старые фабрики зачастую составляют основу городской ткани. Вот мы и задались вопросом, как можно принципиально иначе переосмыслить роль промзон в малых городах?» Как рассказал на презентации проекта Сергей Чобан, конверсия фабрик и мануфактур Вышнего Волочка будет вестись по пяти направлениям: жилье и отели, возрождение производства, в том числе текстильного, Центр изучения фольклора и фольклорного театра (в городе проводится ежегодный «театр малых городов России»), водная транспортная система и музей водных путей сообщения. Общая площадь проектирования, включая реконструкцию и новое строительство, составит около 75 тысяч квадратных метров.
Таким образом, в российском павильоне впервые будет представлена не «выставка достижений» одного архитектора или группы авторов, но проект, созданный специально для биеннале, отвечающий актуальным тенденциям мировой архитектуры и содержащий ответы на острые проблемы архитектуры внутренней. И хотя проект собственно экспозиции пока держится в строжайшей тайне, кураторы намекнули, что пространство второго этажа российского павильона будет трактовано как анфилада, а варианты конверсии представлены как логичное продолжение и развитие друг друга. Что уже известно точно, так это стоимость экспозиции – Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ выделило на нее 10 миллионов рублей. Генеральным спонсором российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции стал ВТБ. А «Альфа-банк» оплатил реконструкцию самого павильона, обновив его кровлю и дренажную систему. Так что крыша этим летом протекать не должна.
Григорий Ревзин. Куратор Российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции. Фото: Елена Петухова, «Формат»
На пресс-конференции, посвященной презентации проекта «Фабрика »Россия«. Справа налево: Григорий Ревзин, Павел Хорошилов, Петр Авен, Сергей Чобан, Василий Церетели. Фото: Елена Петухова, »Формат"
Григорий Ревзин и Петр Авен. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Сергей Чобан. Куратор Российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции. Справа – Петр Авен, Президент «Альфа-банка». Фото: Елена Петухова, «Формат»
Павел Хорошилов. Куратор Российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Никита Явейн. Руководитель архитектурной мастерской «Студия 44», г. Санкт-Петербург. Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Сергей Скуратов. Руководитель бюро «Сергей Скуратов Architects», г. Москва. Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Сергей Кузнецов. руководящий партнер архитектурного объединения «SPeeCH». Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Владимир Плоткин. Руководитель ТПО «Резерв», г. Москва. Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Олег Меньшиков, мэр г. Вышний Волочок.Фото: Елена Петухова, «Формат»